Джон уиклиф
Содержание
- 1 Влияние Уиклифа
- 2 Вечность
- 3 Версии
- 4 Основные идеи
- 5 Библиография
- 6 Реакция церкви и противоречие
- 7 Ранние годы
- 8 Основные идеи
- 9 Краткая биография
- 10 Ранние годы
- 11 дальнейшее чтение
- 12 Расследования убийств и полицейские темы
- 13 Основные позиции в философии
- 14 Отношение к домыслам
- 15 Влияние Уиклифа
- 16 Отношение к домыслам
Влияние Уиклифа
Памятник Д. Уиклифу в Мемориале Мартина Лютера (Вормс)
Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно в Чехии, где его идеи были подхвачены реформатором Яном Гусом и его последователями гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре. По решению Констанцского собора останки Уиклифа были выкопаны из земли и сожжены в 1428 году.
Именем Уиклифа названа организация Wycliffe Bible Translations, основанная в 1942 году и занимающая переводом Библии на языки тех стран, где христианское влияние было невелико или полностью отсутствовало.
Вечность
И этот памятник, и следы астронавтов, ходивших по поверхности Луны, а также фото родных, оставленное одним из членов экипажа, сохранятся на Луне в нетронутом виде многие века. Спутник нашей планеты не имеет атмосферы, там нет ветра и воды. Ничто не может привести к быстрому превращению следов человеческого присутствия в прах.
Версии
Были написаны две различные версии Библии Уиклифа. Более ранняя была переведена при жизни Уиклифа, а более поздняя версия считается работой Джона Пурви. Поскольку печатный станок еще не был изобретен, существует лишь несколько экземпляров более ранней Библии Уиклифа. Ранняя Библия представляет собой строгий и дословный перевод латинской Библии Вульгаты , и взгляд Уиклифа на богословие ближе к реализму, чем к духовному. Эта версия переводилась дословно, что часто приводило к путанице или бессмысленности. Он был нацелен на менее образованных священнослужителей и мирян, тогда как второй, более последовательный вариант был нацелен на всех грамотных
Важно отметить, что после переводов неграмотные и бедные по-прежнему не имели доступа к Священному Писанию: изначально перевод стоил четыре и сорок пенсов, то есть два фунта , шестнадцать шиллингов и восемь пенсов. Во времена Уиклифа Библия также использовалась в качестве свода законов, который преобладал над гражданским правом, давая огромную власть церкви и религиозным лидерам, знавшим латынь
Буквальный вкус более раннего перевода был использован, чтобы придать Библии Уиклифа авторитетный тон. Говорят, что более ранняя версия написана самим Уиклифом и Николасом Херефордским .
Сохранившиеся копии Библии Виклиффа делятся на две широкие текстовые группы: «раннюю» версию и более позднюю версию. Обе версии испорчены рабским отношением к порядку слов и синтаксису латинских оригиналов; более поздние версии указывают на то, что они были переработаны в сторону идиоматического английского. Представлено большое количество среднеанглийских диалектов . Вторая, переработанная группа текстов намного больше первой. Некоторые рукописи содержат части Библии в более ранней версии, а другие части — в более поздней версии; это говорит о том, что ранняя версия могла быть задумана как черновик, который должен был быть переделан на несколько лучший английский язык второй версии. Вторая версия, хотя и несколько улучшенная, все же сохранила ряд недостатков стиля, как и ее версия Бытия 1: 3.
- Латинская Вульгата: Dixitque Deus fiat lux et facta est lux
- Ранний Уиклиф: И да благословит его Аллах, Be maad liȝt; и маад свет
- Позже Уиклиф: Да здравствует бог, пусть будет; и свет был маад
- Дуэ-Реймс: И сказал Бог: будьте светом. И свет был сделан
Знакомый стих из Иоанна 3:16 передан в более поздней версии Уиклифа как:
- Позже Уиклиф: Ибо Бог так любит мир, что он af его oon bigetun sone, этот ech man, который bileueth в нем, perische not, но haue euerlastynge lijf.
- Версия короля Якова: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Более поздняя редакция Библии Уиклифа была выпущена через десять-двенадцать лет после смерти Уиклифа. Эта версия переведена Джоном Пурви , который усердно работал над переводом Библии Уиклифа, что можно увидеть в Общем прологе , где Пурви объясняет методологию перевода священных писаний. Он описывает четыре правила, которые должны соблюдать все переводчики:
Основные идеи
В 1376 г. Джон Уиклиф начал открыто и конструктивно критиковать действия католической церкви, выступая с лекциями в Оксфорде. Он утверждал, чтобы право на владение и собственность может даваться только праведностью.
В свою очередь, неправедное духовенство не может иметь такого права, а значит все решения должны исходить непосредственно от светской власти.
Джон Уиклифф читает свой перевод Библии
Кроме этого Джон заявлял, что уже само наличие собственности у папства говорит о его греховной склонности, поскольку Христос и его ученики не владели ей, а скорее, наоборот, призывали иметь лишь самое необходимое, а всем остальным делиться с бедными.
Такие антипапские высказывания вызывали бурю негодования у всего духовенства, за исключением малоимущих орденов. Уиклиф критиковал притязания католиков на взимание дани с Англии и защищал право монарха на изъятие церковной собственности. В связи с этим, немало его идей благосклонно воспринимались королевским двором.
В дополнение к этому, Джон Уиклиф отрицал следующие учения и традиции католицизма:
- учение о чистилище;
- продажа индульгенций (освобождения от кары за прегрешения);
- таинство елеосвящения;
- исповедь перед священником (призывал раскаиваться непосредственно перед Богом);
- таинство пресуществления (веры, что хлеб и вино в процессе мессы в прямом смысле превращаются в тело и кровь Иисуса Христа).
Уиклиф утверждал, что любой человек напрямую (без помощи церкви) связан со Всевышним. Но, чтобы эта связь была наиболее крепкой, он призывал перевести Библию с латыни на разные языки, чтобы люди могли самостоятельно читать ее и развивать свои отношения с Творцом.
За годы биографии Джон Уиклиф написал немало богословских работ, в которых писал, что монарх является наместником Всевышнего, поэтому епископы должны быть в подчинении у короля.
Когда в 1378 г. случился Великий западный раскол, реформатор начал отождествлять Папу с антихристом. Джон говорил, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап вероотступниками. Тогда же, он призвал всех единомышленников взяться за перевод Библии на английский язык. Годами позже он полностью переведет Библию с латыни на английский.
После таких «крамольных» заявлений, Уиклиф подвергся еще большим нападкам со стороны церкви. Более того, католики насильно заставили отречься от идей богослова небольшую группу его последователей.
Однако к тому моменту, учение Джона Уиклифа распространилось далеко за чертой города и сохранялось благодаря стараниям ревностных, но малообразованных лоллардов. К слову, лолларды представляли собой странствующих проповедников, которых часто называли «бедными священниками», потому что они носили простую одежду, ходили босиком и не имели имущества.
Уиклиф дает бедным священникам свой перевод Библии
Лолларды также подвергались жестким гонениям, но они все равно продолжали заниматься просветительской деятельностью. Желая, чтобы Писания затронули сердца простых людей они пешком обошли всю Англию, проповедуя соотечественникам.
Нередко лолларды зачитывали людям отрывки из Библии Уиклифа и оставляли им рукописные копии. Учение англичанина получило широкое распространение у простого народа по всей материковой Европе.
Особенно его взгляды были популярны в Чехии, где были подхвачены богословом-реформатором Яном Гусом и его последователями – гуситами. В 1415 г. постановлением Констанцского собора Уиклиф, и Гус были признаны еретиками, вследствие чего последний был сожжен на костре.
Библиография
- Бертран Рассел. История Западной философии. — Сибирское университетское издательство, 2007. — 992 с. — ISBN 978-5-379-00305-0.
- Евграф Смирнов. История Христианской Церкви. Издание десятое, Петроград, 1915; Репринтное издание Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997
- Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. Государственное издательство политической литературы, Москва, 1957
- Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
- Гейссер, Людвиг. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. . Уфа: ARC, 2013. С. 489–531. ISBN 978-5-905551-05-5
- Михайловский, В. М. Предвестники и предшественники Реформации в XIV и XV веке (1882) См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. . Уфа: ARC, 2013. С. 347–407. ISBN 978-5-905551-05-5
Реакция церкви и противоречие
В это время Крестьянское восстание набирало силу, поскольку народ Англии объединился, чтобы восстать против несправедливости английского парламента и его покровительства более богатым классам. Уильям Кортни , архиепископ Кентерберийский , смог настроить и церковь, и парламент против Уиклифа, ложно заявив, что его труды и его влияние подпитывают крестьян, участвующих в восстании. (На самом деле это был Джон Болл , другой священник, который участвовал в восстании и просто процитировал Уиклифа в одной из своих речей.) Гнев церкви и парламента на « ересь » Уиклифа привел их к созданию Синода Блэкфрайарз , чтобы исключить Уиклифа из Оксфорд . Хотя этот Синод первоначально был отложен из-за землетрясения, которое, по мнению самого Уиклифа, символизировало «суд Божий», в конце концов он был созван повторно. На этом синоде произведения Уиклифа (библейские и другие) цитировались и критиковались за ересь. Этот Синод в конечном итоге привел к тому, что король Ричард II постановил, что Виклиф должен быть удален из Оксфорда и что все, кто проповедовал или писал против католицизма, были заключены в тюрьму.
Позже, после смерти Джона Уиклифа, Констансский собор объявил Уиклифа (4 мая 1415 г.) еретиком и находился под запретом Церкви. Было приказано сжечь его книги и эксгумировать останки. В 1428 году по приказу Папы Мартина V останки Уиклифа были выкопаны, сожжены, а пепел брошен в реку Свифт , которая протекает через Латтерворт . Это самое последнее из всех посмертных нападений на Джона Уиклифа, но предыдущие попытки были предприняты еще до Констансского собора. Анти-Виклифский статут 1401 г. распространил преследование на оставшихся последователей Уиклифа. «Конституции Оксфорда» 1408 г. были нацелены на восстановление власти во всех церковных вопросах, в частности, в запрете на определенные произведения упоминается Джон Уиклифф и отмечается, что перевод Священного Писания на английский язык нелицензированными мирянами является преступлением, наказуемым обвинением в ереси.
Ранние годы
Уиклифф родился в деревне Хипсвелл около Ричмонда в Северном Йоркшире , Англия, около 1320-х годов. Его семья долгое время жила в Йоркшире. Семья была довольно большой, занимала значительную территорию, в основном сосредоточившись в Уиклифф-он-Тис , примерно в десяти милях к северу от Хипсвелла.
Уиклиф получил раннее образование недалеко от своего дома. Неизвестно, когда он впервые приехал в Оксфорд , с которым он был так тесно связан до конца своей жизни, но известно, что он был в Оксфорде около 1345 года. Томас Брэдвардайн был архиепископом Кентерберийским, и его книга О Дело Бога против пелагиан , смелое возрождение учения Павла-Августина о благодати, сильно повлияло на взгляды молодого Уиклифа, как и Черная смерть, которая достигла Англии летом 1348 года. Судя по его частым ссылкам на нее в более поздней жизни, похоже, это произвело на него глубокое и неизгладимое впечатление. По словам Роберта Вона, в результате Уиклиф получил «очень мрачные взгляды на состояние и перспективы человеческого рода». Уиклиф был бы в Оксфорде во время беспорядков в День святой Схоластики, в ходе которого были убиты шестьдесят три студента и несколько горожан.
Основные идеи
Джон Уиклиф за работой.
Отход Уиклифа от ортодоксии (католицизма) начался в 1376 году курсом лекций в Оксфорде на тему «О гражданском владении». Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность даются лишь праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, должно быть предоставлено гражданской власти. Далее Уиклиф учил, что собственность является плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и священники также не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов. Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Идеи Уиклифа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером.
Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. Одним из ключевых пунктов его взглядов было отрицание таинства пресуществления: Уиклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии, допуская только его духовное присутствие. Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом Уиклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные и использовать её только в переводе.
На протяжении 1378 и 1379 годов Уиклиф продолжал писать богословские трактаты, в которых отстаивал мнение, что король — это наместник Бога и что епископы подвластны королю. После наступления Великого западного раскола в 1378 году, Уиклиф стал клеймить папу как антихриста и утверждать, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап отступниками. В этот период он побудил своих последователей взяться за перевод Библии на английский язык. После осуждения комиссией в Оксфордском университете его взглядов на евхаристию как еретических Уиклиф был вынужден удалиться из Оксфорда в Латтерворт. Это решение было подтверждено с ещё более строгой формулировкой на соборе в Блэкфрайаре (Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382 года, когда небольшую группу оставшихся у него учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но необразованных проповедников — лоллардов.
Краткая биография
Родился в семье небогатого дворянина, владельца небольшого поместья в Йоркшире. Фамилию семья получила по названию близлежащей деревни Уиклиф-на-Тисе.
В 16 лет поступил в Оксфордский университет, где сначала получил степень бакалавра теологии, затем доктора теологии (1372); там же занимался преподаванием, возглавлял профессорскую кафедру. В 1360 стал Мастером (главой) «Баллиоль-колледжа» Оксфордского университета. Трудился над работами по физике, математике, логике, астрономии.
Богословской деятельностью занялся после переговоров с нунцием папы Григория XI в Брюгге летом 1374 года, где протестовал против злоупотреблений Римской курии в Англии, отстаивая тем самым антиклерикальную позицию английского правительства. Королевская власть в Англии тяготилась своей зависимостью от папства, особенно ввиду враждебной политики пап, которые находились в Авиньоне и поддерживали Францию в Столетней войне.
В 1376—1377 годах Уиклиф читал курс лекций, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В 1377 году был привлечён Лондонским епископом к суду прелатов за антипапские высказывания. Однако, Джон Гонт, на то время первый герцог Ланкастерский и крупный феодал, буквально встал на суде рядом в его защиту, что привело к замешательству и распаду суда. В 1378 году папа издал специальную буллу, осуждающую учение Уиклифа, однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского университета, Уиклифу удалось сохранить свободу. Смерть Григория XI и последовавший за ней папский раскол спасли его от дальнейших преследований со стороны Рима.
После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство отошли от Уиклифа. Под давлением архиепископа Кентерберийского Уильяма Кортни, Оксфордские богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Уиклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви. После этого Уиклиф скрылся в Латтерворте, где занимался переводом Библии на английский язык и написал свой главный труд «Триалог», в котором изложил свои реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.
Взгляды Уиклифа были повторно осуждены на Римском соборе в 1412 году и на Констанцском соборе в 1415 году. Останки Уиклифа были сожжены согласно постановлению собора.
Ранние годы
Уиклифф родился в деревне Хипсвелл около Ричмонда в Северном Йоркшире , Англия, около 1320-х годов. Его семья долгое время жила в Йоркшире. Семья была довольно большой, занимала значительную территорию, в основном сосредоточившись в Уиклифф-он-Тис , примерно в десяти милях к северу от Хипсвелла.
Уиклиф получил раннее образование недалеко от своего дома. Неизвестно, когда он впервые приехал в Оксфорд , с которым он был так тесно связан до конца своей жизни, но известно, что он был в Оксфорде около 1345 года. Томас Брэдвардайн был архиепископом Кентерберийским, и его книга О Дело Бога против пелагиан , смелое возрождение учения Павла-Августина о благодати, сильно повлияло на взгляды молодого Уиклифа, как и Черная смерть, которая достигла Англии летом 1348 года. Судя по его частым ссылкам на нее в более поздней жизни, похоже, это произвело на него глубокое и неизгладимое впечатление. По словам Роберта Вона, в результате Уиклиф получил «очень мрачные взгляды на состояние и перспективы человеческого рода». Уиклиф был бы в Оксфорде во время беспорядков в День святой Схоластики, в ходе которого были убиты шестьдесят три студента и несколько горожан.
дальнейшее чтение
- Boreczky, Elemér. Беседа Джона Виклифа о господстве в сообществе (Лейден, Брилл, 2007) (Исследования по истории христианских традиций, 139).
- Фонтан, Дэвид. Джон Уиклиф — Рассвет Реформации (Мэйфлауэр христианские публикации, 1984) ISBN 978-0907821021 .
- Гош, Кантик. Ересь Виклиффита. Авторитет и интерпретация текстов (Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2001 г.) (Кембриджские исследования в средневековой литературе, 45) ( ISBN 0-521-80720-4 ).
- Лэхи, Стивен Э. Джон Виклиф (издательство Оксфордского университета, 2009 г.) (Великие средневековые мыслители).
- Лэхи, Стивен Э. «Джон Уиклиф». в Энциклопедии средневековой философии (Springer, Нидерланды, 2011), стр. 653–58.
- GWH Lampe, изд. Кембриджская история Библии. Запад от отцов до Реформации ,
- Лефф, Гордон. Джон Уиклиф: Путь несогласия (Oxford University Press, 1966)
- Леви, Ян К., изд. Спутник Джона Виклифа, позднесредневекового теолога («Сподвижники Брилла по христианской традиции»; 4) . (Лейден: Брилл, 2006) (твердый переплет, ISBN 90-04-15007-2 ).
- Макфарлейн, К.Б. Истоки религиозного инакомыслия в Англии (Нью-Йорк, Collier Books, 1966) (Первоначально опубликовано под названием «Джон Уиклиф и начало английского нонконформизма», 1952).
- Робсон, Джон Адам. Виклиф и Оксфордские школы: связь «Summa de Ente» со схоластическими дебатами в Оксфорде в конце четырнадцатого века (Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1961).
- Таккар, Марк. (Vivarium, 2020)
Расследования убийств и полицейские темы
Полицейские силы в сериале основаны на ], но называются Полицейскими силами Юго-Запада.
Сериал достаточно точно показывает детективную и судебно-медицинскую работу, но упор делается на человеческие истории, связанные с убийствами. Уиклиф — тихий, вдумчивый человек, опытный наблюдатель за людьми и проницательный интервьюер, и эти качества позволяют ему раскрывать преступления.
Внутренняя политика полиции обеспечивает в более поздних сериях медленные сюжетные линии. Уиклиффу постоянно приходится иметь дело с бюрократизмом , бюджетными ограничениями и шумным, помешанным на имидже заместителем главного констебля. Лэйн предлагают продвижение по службе, хотя позже она понимает, что ее используют для выполнения квот сексуального равенства в полиции, а не судят по ее способностям. Между ней и Керси существует напряженность, хотя раньше они были близки. Керси является объектом внутреннего расследования и вынужден пересмотреть свою карьеру после того, как его обвинили в смерти заключенного, находящегося под стражей.
Частые встречи Уиклифа с заместителем главного констебля Стивенсом несколько странны. В реальной жизни почти наверняка будет старший суперинтендант в качестве главы CID во всех силах, который будет подчиняться одному из ряда помощников старшего констебля, каждый из которых несет особую ответственность, например, операции или персонал. Заместитель начальника полиции обычно слишком высок, чтобы его беспокоить оперативные детали, если только не произойдет серьезный кризис. Также странно, что Стивенс так часто бывает рядом и, кажется, даже имеет офис в штаб-квартире дивизии. Такой почтальон действительно базировался бы в штабе полиции.
Основные позиции в философии
Уиклиф был самым выдающимся английским философом второй половины 14 века. Он очень рано заработал себе репутацию философа. Генри Найтон говорит, что в философии ему не было равных, а в схоластической дисциплине — равных. В его жизни был период, когда он посвятил себя исключительно схоластической философии. Его первая книга, De Logica (1360), исследует основы схоластической теологии. Он считал, что «нужно изучать логику, чтобы лучше понимать человеческий разум, потому что … человеческие мысли, чувства и действия несут образ и подобие Бога».
Центр философской системы Уиклифа формируется доктриной предшествующего существования в мысли Бога всех вещей и событий. В то время как платонический реализм рассматривал «красоту» как свойство, которое существует в идеальной форме независимо от какого-либо разума или вещи, для Уиклифа каждая вселенная , как часть творения, получила свое существование от Бога-Творца ». Уиклиф был близким последователем от Августина , и всегда отстаивал примат Творца над созданной реальностью.
Второй ключевой момент Уиклифа — это его акцент на понятии божественного господства, исследованный в De dominio Divino (ок. 1373), в котором исследуются отношения между Богом и его созданиями. Практическое применение этого для Уиклифа было замечено в мятежном отношении индивидов (частных) к законной власти (универсалиям). В De civili dominio он обсуждает соответствующие обстоятельства, при которых сущность может рассматриваться как обладающая властью над меньшими субъектами. Господство всегда даровано Богом. «Вне всякого сомнения, интеллектуальные и эмоциональные ошибки в отношении универсалий являются причиной всех грехов, царящих в мире». В некоторых его учениях, например, в De annihilatione , можно обнаружить влияние Фомы Аквинского .
Он сказал, что Демокрит , Платон, Августин и Гроссетест намного превосходят Аристотеля. Что касается его отношений с философами Средневековья , то он придерживался реализма в отличие от номинализма, выдвинутого Уильямом Оккамским .
Ряд идей Уиклифа был продвинут в двадцатом веке философом и реформатским богословом Корнелиусом Ван Тилом .
Отношение к домыслам
Фундаментальный принцип Уиклифа о предсуществовании в мышлении всей реальности включает в себя самое серьезное препятствие на пути к свободе воли; философ мог помочь себе только с помощью формулы, согласно которой свободная воля человека была чем-то предопределенным Богом. Он требовал строгой диалектической подготовки как средства различения истинного от ложного и утверждал, что логика (или силлогизм ) способствует познанию католических истин; Незнание логики было причиной того, что люди неправильно понимали Писание, поскольку люди упускали из виду связь, различие между идеей и внешним видом.
Уиклиф не просто осознавал различие между теологией и философией, но его чувство реальности заставило его пройти мимо схоластических вопросов. Он оставил в стороне философские дискуссии, которые, казалось, не имели никакого значения для религиозного сознания, и те, которые относились исключительно к схоластике : «Мы занимаемся истинными истинами и оставляем в стороне ошибки, возникающие из спекуляций по вопросам, которых нет».
Влияние Уиклифа
Памятник Д. Уиклифу в Мемориале Мартина Лютера (Вормс)
Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно в Чехии, где его идеи были подхвачены реформатором Яном Гусом и его последователями гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре. По решению Констанцского собора останки Уиклифа были выкопаны из земли и сожжены в 1428 году.
Именем Уиклифа названа организация Wycliffe Bible Translations, основанная в 1942 году и занимающая переводом Библии на языки тех стран, где христианское влияние было невелико или полностью отсутствовало.
Отношение к домыслам
Фундаментальный принцип Уиклифа о предсуществовании в мышлении всей реальности включает в себя самое серьезное препятствие на пути к свободе воли; философ мог помочь себе только с помощью формулы, согласно которой свободная воля человека была чем-то предопределенным Богом. Он требовал строгой диалектической подготовки как средства различения истинного от ложного и утверждал, что логика (или силлогизм ) способствует познанию католических истин; Незнание логики было причиной того, что люди неправильно понимали Писание, поскольку люди упускали из виду связь, различие между идеей и внешним видом.
Уиклиф не просто осознавал различие между теологией и философией, но его чувство реальности заставило его пройти мимо схоластических вопросов. Он оставил в стороне философские дискуссии, которые, казалось, не имели никакого значения для религиозного сознания, и те, которые относились исключительно к схоластике : «Мы занимаемся истинными истинами и оставляем в стороне ошибки, возникающие из спекуляций по вопросам, которых нет».