Доклад про воробья 2, 3, 4, 7 класс сообщение

Стихотворение в прозе

Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.

В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым. Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе — это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия — силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Анализ стихотворения

Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.

Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,

Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения

Иван Сергеевич Тургенев () Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?

Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?

Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.

Используемые ресурсы: Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, url=data13.gallery.ru%2Falbums%2Fgallery%2F m549x500te464.jpg&ed=1&text=%D0%A4%D0%BE% D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D 1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0% BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1 %87%D1%8C%D0 4. htpp://ru.wikipedia.org/wiki

Жанр:

рассказ

Иван Сергеевич славится образцовым русским языком в своих произведениях, но краткое содержание рассказа «Воробей» для читательского дневника цепляет сюжетом.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Композиция

Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.

Это стихотворение в прозе, написанное очень лирично и эмоционально. Чтобы создать такой накал, Тургеневу не нужна рифма: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.

Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.

«Близнецы»

Произведение «Близнецы» рассматривает еще один аспект нашей жизни, а именно – отношение людей друг к другу. Порою каждый из нас видит в другом потенциального врага, он не способен взглянуть на себя. Тут будет уместно вспомнить старую пословицу: «В чужом глазу соломинку увидишь, а в своем и бревна не заметишь». Так же и близнецы в этом произведении. Они вечно спорят друг с другом, пытаются задеть один другого, но не могут посмотреть на себя, увидеть проблему не в ком-то другом, а в себе. «Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: — Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко».


Близкие люди, которые, казалось бы, должны дорожить друг другом вечно бранятся, ругаются и спорят. Они очень похожи между собой – близнецы, что же сказать. Писатель решает поступить радикально – он подводит одного из них к зеркалу, и говорит, чтобы он ругался на него. Тем самым он хочет сказать, какой смысл в том, чтобы осуждать человека, который, по сути, такой же, как и ты. Нужно взглянуть на себя, рассмотреть свои проблемы и изъяны, устранить их. Следует отметить, что зеркало очень часто выступает в различных произведениях, как средство, которое помогает раскрыть истину, открыть глаза главному герою на происходящее и Тургенев воспользовался этим в своей миниатюре. «Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле.

Вполне понятный и простой посыл, но одновременно с этим он очень тонко подчеркивает взаимоотношения между различными людьми. Требуется отметить, что рассказав в произведении о близнецах, писатель говорит и о том, чтобы каждый человек перед тем, как бранить и осуждать кого-то другого, начал с самого себя. Достаточно посмотреть на себя в «зеркало» и сразу же станет понятно, кто ты есть на самом деле, какие в тебе ошибки. Люди забыли уже давно об этом и каждый пытается найти изъян в ком-то другом, нежели в самом себе, а ведь «чтобы изменить мир, нужно начать с самого себя».

«Стихотворения в прозе» Тургенева – своеобразный заключительный этап жизни писателя. В это время он создает произведения, в которых делится своими размышлениями на тему проблем общества, бытия, делится неким смыслом жизни, в чем и сам его видит. Кроме указанных выше произведений, в сборник входит множество других, не менее интересных миниатюр, способных заставить читателя по-настоящему задуматься.

Можно сказать, что цель, которую преследовал автор, достигнута.

Тургеневские стихи в прозе — это настоящее литературное ожерелье, где каждое произведение драгоценная бусинка, со смысловой нагрузкой, способной украсить мысли читателя.

Санитарно-курортное лечение

Курортное лечение показано только спустя несколько месяцев после перенесенной пневмонии. Отдых в санатории – это последний этап в реабилитации для полного восстановления сил организма. Наиболее благоприятные курорты для органов дыхания – это горная и лесная местность.

Следует подбирать санатории в местах с приятным климатом – не сильно влажным, но и не сухим, со средней температурой не выше 25 градусов Цельсия. Хорошее влияние оказывают соляные шахты и минеральные источники.

  • Южный берег Крыма;
  • Трускавец;
  • Швейцария;
  • Грузия.

Отдых в санатории хорош тем, что помимо благотворного влияния воздуха, пациент проходит различные процедуры, за которыми наблюдает врач. Пройдя все этапы реконвалесценции можно быть точно уверенным, что здоровье восстановилось на прежний уровень.

Реабилитация больных, перенесших острую пневмонию, осуществляется в 2, 3 или 4 этапа:

  • стационар → поликлиника;
  • стационар → реабилитационное отделение → поликлиника;
  • стационар → реабилитационное отделение → санаторий → поликлиника.

При нетяжелой мелкоочаговой пневмонии реабилитация больных ограничивается лечением в стационаре и наблюдением в поликлинике. В реабилитационный центр (отделение) направляются больные, у которых в остром периоде было установлено распространенное поражение (долевое, полисегментарное, двустороннее) с выраженной интоксикацией, гипоксемией, а также лица с вялым течением пневмонии и с осложнением.

Основная задача реабилитации больных — устранение морфологических нарушений, восстановление функции органов дыхания и кровообращения.

В реабилитационном отделении (поликлинике) медикаментозная терапия (антибактериальная и противовоспалительная) назначается только по индивидуальным показаниям.

Основой реабилитационных мероприятий являются немедикаментозные методы воздействия: ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, физиотерапия, климатолечение, аэротерапия, гидротерапия.

Реабилитация считается эффективной, если нормализуются функциональные и иммунологические показатели, отсутствует временная нетрудоспособность по основному заболеванию в течение года, снижается число дней временной нетрудоспособности по ОРЗ.

Больные, перенесшие пневмонию, направляются в местные санатории, а также на климатические курорты с сухим и теплым климатом (Ялта, Гурзуф, Симеиз, Юг Украины — Киевская, Винницкая области).

Лица, перенесшие пневмонию, но страдающие астенизацией, направляются на курорты с горным климатом (Кавказ, Киргизия, Алтай). Из курортов и санаториев республики Беларусь рекомендуются санаторий «Беларусь» (Минская область), «Буг» (Брестская область), «Алеся» (Брестская область).

Диспансеризация

Как известно, выделяют пять групп лиц, подлежащих диспансерному наблюдению:

  1. практически здоровые;
  2. «угрожаемые контингенты» (подверженные риску заболевания);
  3. подверженные частым заболеваниям;
  4. страдающие хроническими заболеваниями (стадия компенсации);
  5. страдающие хроническими заболеваниями (стадия декомпенсации), инвалиды.

Больные, перенесшие пневмонию и выписанные с клиническим выздоровлением (нормализация рентгенологических и лабораторных данных, должны наблюдаться по 2-й группе диспансерного учета в течение 6 месяцев. Первое обследование назначают через 1 месяц, второе — через 3 месяца, третье — через 6 месяцев после выписки из стационара. Диспансерное обследование включает клинический осмотр, общий анализ крови, исследование крови на С-реактивный белок, сиаловые кислоты, фибриноген, серомукоид, гаптоглобин.

При отсутствии патологических изменений переболевший пневмонией переводится в 1-ю группу, при наличии отклонений от нормы он остается во 2-й группе диспансерного учета в течение года для проведения дальнейших оздоровительных мероприятий.

Больные, перенесшие пневмонию с затяжным течением, а также больные, выписанные из стационара с остаточными изменениями в легких, увеличенной СОЭ и биохимическими изменениями в крови, наблюдаются по 3-й группе диспансерного учета в течение года с посещением врача через 1, 3, 6 и 12 месяцев после выписки из стационара (с полным клиническим и лабораторным обследованием). По показаниям назначаются консультации фтизиатра, онколога. Полностью выздоровевший переводится в 1-ю диспансерную группу, а при сохранении рентгенологических изменений в легких (тяжистость, усиление легочного рисунка) — во 2-ю.

Во время диспансерного наблюдения проводится комплекс лечебно-профилактических мероприятий (ежедневная утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, массаж, сауна, при необходимости — физиотерапия, рекомендуется прием адаптогенов и других лекарственных средств, повышающих иммунную и общебиологическую реактивность).

Процесс восстановления легких после зачастую занимает больше времени, чем основное лечение.

Врачи знают, что остаточные явления наносят не меньший вред, чем воспаление, приводят к серьезным последствиям для здоровья.

В медицинской практике существует большое количество методик, помогающих укрепить организм и избавиться от опасных моментов.

Другие стихи Ивана Тургенева

» Брожу над озером

» В ночь летнюю, когда…

» В. Н. В. (Когда в весенний день…)

» Весенний вечер

» Вечер (В отлогих берегах…)

» Восточная легенда

» Встреча

Иван Сергеевич

Тургенев

Стихотворение в прозе «Воробей»

Первое впечатление

Игра «Ассоциация»

Кто это?

Воробей Воробышек Воробьишка

Чтение с остановками (часть 1)

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Работа с текстом 1 части

Перечислите героев этого произведения?

Молодой воробей Старый воробей Собака

  • Запишите в столбик слова из текста, которые характеризуют каждого из этих героев.
  • Вопрос: Что произойдет дальше? (версии ребят)
  • Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?
  • Почему рассказчик называет птенца детищем?
  • Как описаны действия старого воробья?
  • Как реагирует собака на все происходящее?

Чтение с остановками (часть 2)

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Сила – это…

Работа с текстом (часть 3)

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание:

  • Дайте ответ на поставленный вопрос.
  • Найдите предложение, которое является смысловым центром повествования.
  • С помощью какого приема автор подчеркивает смысл фразы.

Только ею держится и движется жизнь

Сильнее смерти

Анализ позиций на тему: Сила – это…

Задание: Показать, сравнить позиции.

Найти способы изображения позиций

(благодарить, благовест, благодарность и т.д.)

(Благоговение

— это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо)

  • Как герои относятся к воробью?
  • Как вы относитесь к воробью?

(сочинение-миниатюра)

Стихотворение в прозе

Стихотворная речь

Прозаическая речь

  • Рифма
  • Деление на строфы
  • Монологическая речь, повествование от 1 лица
  • Повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать чувства
  • Отсутствие ритма
  • Отсутствие рифмы
  • Членение на абзацы
  • Диалогическая речь
  • Кульминация – повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать сюжет

Вопросы:

  • Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?
  • В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра?

Иван Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»

Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе — необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.

Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.

Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.

Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.

Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.

В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.

Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, — благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.

Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.

Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.

Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.

Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.

  • Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»
  • Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»

Тема стихотворения

В произведении автор рассматривает проблему человеческих отношений. Главными героями выступают братья-близнецы. Они схожи друг с другом и внешним видом, и внутренними чувствами. Первоначально может показаться, что один — это продолжение второго. Однако, если заглянуть им в душу, можно увидеть, сколько боли и даже ненависти они испытывают друг к другу. Стоя у зеркала, близнецы сильно бранятся и ссорятся, как соперники, а не близкие люди.

Этот момент подчеркивает, насколько сложен мир отношений, даже если люди очень близки. Иногда бывает сложно отделить положительные моменты и качества от отрицательных. Однако автор старается донести до читателя, что нельзя решить проблему посредством ругани и выяснения отношений. Только любовь и понимание могут привести к согласию и гармонии в отношениях. На этих чувствах держится и строится вся человеческая жизнь.

Родные братья в процессе брани вспоминают все бывшие промахи и провинности. В порыве гнева они забывают одну из главных библейских заповедей, что ближнего необходимо любить, невзирая ни на какие его грехи. Родные и близкие люди должны поддерживать друг друга и помогать. Но герои произведения настолько увлеклись своими враждебными чувствами, что совсем забыли о своих родственных чувствах.

Писатель даже не пытается показать причину спора двух братьев, это вовсе не важно в этой ситуации. Он подводит одного из них к зеркалу, чтобы показать, что он ведет враждебную беседу сам с собой

Злоба, проклятие и ненависть, поселившаяся в душе каждого, способна только на разрушение отношений и даже своего внутреннего мира. Образом близнецов автор хотел показать единство людей и сходство их между собой. Чтобы быть счастливым, необходимо любить, быть в гармонии с окружающими и с собой.

Образ близнецов Тургенева аллегорический. Автор хотел показать, что братья не только похожи между собой, они просто отражение друг друга. Но это не мешает им жестоко браниться, буквально захлебываясь от ненависти и злости.

Произведение «Собака» в печати

Однако слухи о «Собаке» ширились. Ф.М. Достоевский несколько раз обращался к Тургеневу с настоятельной просьбой опубликовать рассказ в «Эпохе», на что автор отвечал резким однозначным отказом. И только повторное прочтение произведения в Ницце, в кружке А.Д. Блудовой, и настоятельные просьбы В.Ф. Корша, главного редактора «Санкт-Петербургских ведомостей», побудили автора разрешить публикацию, что и произошло 31 марта 1866 года. Критики расходятся в оценке рассказа «Собака» от резкого негативизма до полного восхищения.

В ноябре 1866 года произведение было переведено на французский язык и опубликовано в газете «Le Nord». В 1870, в газете «Temple Bar» был напечатан англоязычный вариант, который получил самые восхищенные и положительные отзывы.

Согласно мнению критиков, рассказ Тургенева «Собака» сочетает в себе повседневную реальность со сверхъестественным и фантастическим. Многие отмечают акцентирование внимания автора на образе главного героя, рассказчика Порфирия Капитоныча. Писатель красочно описывает его внешность и внутренний мир, сложившийся под влиянием народного мировоззрения. При этом сверхъестественному, образу собаки и мистическому старцу, отводится лишь второстепенная роль.

Главная мысль рассказа состоит в том, что странные и непонятные явления, которые могут случится в жизни каждого — это, возможно, знаки, которых не стоит пугаться. А использование полученной информации и предостережения полученные, пусть и не обычным путём, способны решить некоторые жизненные проблемы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий