Краткие содержания рассказов льва толстого

История создания

В 1859 году Л.Н. Толстым были основаны школы для крестьянских детей в Тульской области, в усадьбе Ясная Поляна и в близлежащих окрестностях поселения. Писатель желал создать свою собственную систему образования в своих школах. Он отменил систему дисциплины и упразднил существующие педагогические программы. В 1862 году Л.Н. Толстой стал издавать журнал по педагогике «Ясная Поляна», который выходил на протяжении года. Издание состояло из двух отдельных выпусков номеров: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей».

В объявлении об издании журнала Л.Н. Толстой писал, что номера будут содержать педагогические и народные статьи, где высказывается мнение о том, что педагогика является опытной, а не отвлечённой наукой, что для народа полезно было знать. Позже писатель издал два сборника: «Азбука» и «Новая азбука». В них содержались его рассказы и собственные переложения различных сказок и басен.

Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок» был написан в 1875 году и вошёл в книгу «Новая азбука», которая впоследствии была переработана и печаталась как часть рекомендованной для изучения в школе «Русской книге для чтения».

Проблемы

Проблема нравственного воспитания детей — основная в рассказе «Котёнок». Отзывчивость и милосердие к окружающим – это важнейшие составляющие характера человека. Хорошие качества нужно прививать ребёнку с самого детства, читая ему подобные произведения, говоря с ним о самых главных ценностях жизни. Когда он вырастет, нравственное воспитание, данное родителями, будет ему помощью в различных жизненных ситуациях.

Л.Н

Толстой говорит о важности приобретения такого воспитания. Мальчику родители смогли привить великодушие и отвагу, а девочке еще только предстоит им научиться

В этом заключается нравственная проблематика рассказа писателя.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, — поправил очки и поглядел на двор.

— У крыльца стоит, — сказал он, — замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

— Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

— А вы как спали, Аркадий Иванович?.

— Спать-то я спал хорошо, — ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», — значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

— Мама, честное слово, страшная жара, — сказал Никита.

— Прошу тебя надеть башлык.

— Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

— Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

— Идем заниматься, — сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

— Ну-с, — сказал он бодро, — на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

— Ну, что же ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович. — Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения — «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

— «…Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен…»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

— Что, почту привезли?

Никита совсем опустил голову в тетрадку, — так и подмывало засмеяться.

— Послушен и прилежен, — повторил он нараспев, — «прилежен» я написал.

Аркадий Иванович поправил очки.

— Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны… Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

— Александра Леонтьевна, что — письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

Суть: о чём рассказ?

У брата и сестры, Васи и Кати, дома жила кошка. Весной она пропала. Дети никак не могли её найти. Искали долго. В один из дней, играя у амбара, дети услышали над собой тихое мяуканье. Вася взобрался по лестнице под крышу амбара. Он нашёл кошку с котятами. Их было пять. Когда котята подросли, дети оставили себе одного котёнка, серого с белыми лапками. Остальных мать раздала. Катя и Вася любили его и очень заботились о котёнке.

Однажды дети с котёнком пошли прогуляться на дорогу. Котёнок играл с соломой, дети любовались ним. Потом они стали рвать щавель, а про котёнка забыли. Вдруг со стороны дороги раздался громкий крик: «Назад!». Дети увидели охотника, впереди которого бежали собаки. Они хотели схватить котёнка, который не пытался убежать, а, согнув спину, сидел и смотрел на собак. Катя в испуге убежала, а Вася быстро побежал к котёнку. Он не дал собакам схватить его, упал, накрыв его своим телом. Больше ребята не носили котёнка с собой в поле.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

Калиф Хасид — молодой багдадский правитель, благосклонный, весёлый, добрый, любознательный, изобретательный, очень дружен со своим визирем. Имеет привычку в послеобеденное время отдыхать, покуривая длинную трубку розового дерева и попивая кофе. Обожает всякие диковинки, из-за чего и купил у торговца загадочную коробочку-табакерку. Щедрый: осыпает золотом торговца, а переводчику за его труд дарит халат не хуже своего собственного. Его любят и уважают его подданные.
Великий визирь Мансор — первый советник своего калифа и его верный друг, готовый разделить с ним все приключения и трудности. Он уже не молод, у него есть жена. Мудрый, преданный, с уважением относится к калифу, но при этом довольно хитрый: он точно знает, в какой час лучше обратиться к правителю с той или иной просьбой, чтобы тот не разгневался.
Луза — принцесса, единственная дочь властителя Индии. Юная и прекрасная девушка, настоящая красавица. Однажды к её отцу пришёл злой волшебник Кашнур, желая сосватать за неё своего сына Мизру. Но её вспыльчивый отец прогнал его. Тогда тот поклялся отомстить, переоделся в одежду простого раба и проник во дворец. Она как раз гуляла в саду и хотела пить. Кашнур преподнёс ей какой-то напиток, выпив который, она сразу превратилась в сову, а колдун украл её и принёс в развалины старого дворца. Она добрая, понимающая, умеет сопереживать и сочувствовать, смелая и предприимчивая: именно благодаря ей калиф и визирь спаслись от заклятия и смогли спасти её.
Кашнур — злой и коварный старый колдун, из-за которого с калифом и его верным визирем и произошло это приключение. Давний заклятый враг калифа. Мечтает сделать правителем Багдада своего сына Мизру, ради чего и подговорил торговца товарами преподнести калифу волшебный порошок. В конце поплатился за свои злодеяния: ему приказали отрубить голову, а Мизру калиф с помощью порошка превратил в аиста и посадил в клетку в саду дворца.
Торговец — маленький тучный человечек, одетый в рваное тряпьё, который пришёл во дворец с тяжёлым сундуком различных безделушек.

События на охоте

У одного храброго офицера и любителя охоты было очень много собак. Среди них сильно выделялся интересный пес Булька, который выглядел, как на картинке. Это была коренастая черная псина с белыми кончиками на передних лапах. Однажды ее спустили на большого медведя. Булька вцепился в него мертвой хваткой и повис, словно пиявка. Животное било его огромными лапами и кидалось в разные стороны. Затем оно упало, чтобы раздавить пса, но тот так и не разжал челюсти, пока его не облили ледяной водой.

Офицер взял его еще маленьким щенком и самостоятельно выкормил. Собака была очень привязана не только к хозяину, но и к многочисленным местным котятам. Однажды мужчина отправился воевать на Кавказ и не захотел брать с собой питомца. Он тихонько вышел из имения, а бульдога приказал запереть. Однако тот разбил окно, выскочил из дома и взял след своего хозяина. Пес очень долго бежал, пока не догнал его на железнодорожной станции. Хозяин пересаживался в другой поезд, когда увидел собаку на дороге. Она тяжело дышала, но приветливо виляла хвостом, а затем облизала ему руку.

Однажды на Кавказе офицер взял Бульку с собой поохотиться на кабана. Псины, гнавшие животное, громко залаяли, и мужчина с Булькой побежали в их сторону. Собака смогла первой добежать до жертвы и напала на нее, однако получила серьезное ранение. Когда свинью убили, хозяин увидел, что у пса сильно распорот живот, а под ним — большая лужа крови.

Вместе с приятелями офицер зашил его. Во время операции собака постоянно облизывала ему руки. После этого происшествия она пролежала около двух месяцев, а затем поправилась. Другие охотничьи псины никогда не конфликтовали с Булькой.

Конец Бульки и Мильтона

Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох.

Булька тоже недолго жил после того, как он спасся от колодников. Скоро после своего спасения от колодников он стал скучать и стал лизать все, что ему попадалось. Он лизал мне руки, но не так, как прежде, когда ласкался. Он лизал долго и сильно налегал языком, а потом начинал прихватывать зубами. Видно, ему нужно было кусать руку, но он не хотел. Я не стал давать ему руку. Тогда он стал лизать мой сапог, ножку стола и потом кусать сапог или ножку стола. Это продолжалось два дня, а на третий день он пропал, и никто не видал и не слыхал про него.

Украсть его нельзя было, и уйти от меня он не мог, а случилось это с ним шесть недель после того, как его укусил волк. Стало быть, волк, точно, был бешеный.

Булька взбесился и ушел. С ним сделалось то, что называют по-охотничьи — стечка. Говорят, что бешенство в том состоит, что у бешеного животного в горле делаются судороги. Бешеные животные хотят пить и не могут, потому что от воды судороги делаются сильнее. Тогда они от боли и от жажды выходят из себя и начинают кусать. Верно, у Бульки начинались эти судороги, когда он начинал лизать, а потом кусать мою руку и ножку стола. Я ездил везде по округе и спрашивал про Бульку, но не мог узнать, куда он делся и как он издох. Если бы он бегал и кусал, как делают бешеные собаки, то я бы услыхал про него. А верно, он забежал куда-нибудь в глушь и один умер там. Охотники говорят, что когда с умной собакой сделается стечка, то она убегает в поля или леса и там ищет травы, какой ей нужно, вываливается по росам и сама лечится. Видно, Булька не мог вылечиться. Он не вернулся и пропал.

Секач — двухгодовалый кабан с острым, не загнутым клыком. (Примеч. Л. Н. Толстого.)

К оглавлению

Читательский дневник по рассказу «Друг детства» Виктора Драгунского

Название произведения: «Друг детства».

Число страниц: 6.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: мальчик Дениска, мама и папа мальчика.

_______

Характеристика главных героев:

Дениска— мальчик 6-7 лет.

Юный мечтатель, выдумщик и озорник.

Автор описывает Дениску, как умного и пытливого мальчика, который хочет найти себе занятие по душе.

Автор с любовью и заботой относится к мальчишке, указывая, что друзей детства нужно ценить.

Папа мальчика— взрослый мужчина.

Серьезный и занятой человек.

Не воспринял желание сына всерьез, решив, что это очередная забава.

Мама Дениски— заботливая и понимающая женщина.

Автор с уважением относится к маме мальчика, ведь она помогла ему найти грушу для тренировок по боксу.

___

Краткое содержание рассказа «Друг детства» для читательского дневника

Когда Дениске было 6 лет, ему нравилось много профессий.

И от большого разнообразия, он никак не мог выбрать, кем же он хочет стать.

То он хотел быть астрономом, то капитаном корабля, то машинистом в метро.

Каждый день у него рождалась новая мечта. 

Но однажды Дениска решил, что хочет стать боксером.

Дениска обратился к папе с просьбой купить ему такую грушу.

Но папа, узнав, сколько стоит такой агрегат отказался покупать сыну грушу. 

Помочь Дениске вызвалась мама.

Она достала с-под кровати старый мешок с игрушками и нашла плюшевого медведя Дениски, которого ему подарили на 2 годика.

Мама предложила Дениске использовать игрушку вместо груши, ведь она ничуть не хуже оригинала.

И Дениска обрадовался.

Когда он разместил мишку на диване, то хотел бы уже приняться за тренировки, но что-то его остановило.

Внезапно мальчик вспомнил, как сильно он любил этого медведя, и как все свое время проводил в детстве с ним.

Он даже кормил мишку и брал его с собой спать. 

Задумчивого Дениску заметила мама, и спросила, что с ним такое.

А Дениска уже понял, что он никогда не станет боксером.

Ведь как можно бить того, кто был твоим лучшим другом в детстве.

План пересказа произведения «Друг детства»:

1. Дениска и выбор профессии.

2. Как Дениска увидел бокс по телевизору и решил стать силачем. 

3. Мальчишка хочет тренироваться так же, как и боксеры.

4. Денис просит у папы купить грушу.

5. Папа посмеялся над просьбой сына, а ушел на работу.

6. Мама помогает мальчику и находит старый мешок с игрушками.

7. Старый плюшевый Медведь заменяет грушу.

8. Дениска вспоминает, как он проводил время с мишкой в детстве. 

9. Мальчик расстраивается из-за того, что выбрал друга детства для побоев.

10. Дениска озвучивает маме, что не хочет больше быть боксером.

Главная мысль рассказа «Друг детства»

Основную идею произведения можно увидеть в строчках самого рассказа, где Дениска говорит, что нельзя бить друга, даже если это игрушка.

Поэтому, основная идея рассказа заключается в том, что друзей нужно ценить и любить, а не использовать их в качестве груши для тренировок.

Даже если друг — это просто плюшевый медведь.

_______

Чему учит рассказ «Друг детства»

Рассказ В. Драгунского учит нас бережно относиться к личным вещам, беречь их и помнить о том, как нам с ними было хорошо. 

Также рассказ учит нас ценить и не обижать друзей, а также не забывать своих детских товарищей. 

Краткий отзыв о рассказе «Друг детства» для читательского дневника

Рассказ «Друг детства» мне очень понравился. В нем автор знакомит нас с маленьким мальчиком по имени Дениска, который долго не мог выбрать, кем ему стать в будущем.

И вот однажды мальчишка решил, что хочет стать самым сильным во дворе и бить всех, как те боксеры из телевизора. 

Меня порадовала мама мальчика, которая увидела, что он огорчился от ответа отца и нашла способ заменить грушу.

В старых игрушках мама отыскала медведя, и предложила Дениске на нем оттачивать свое мастерство. 

Мальчишка был несказанно рад.

И даже я обрадовался, что мама придумала такой отличный способ заменить боксерскую грушу. 

Когда Дениска распознал в медведе своего старого друга, я будто тоже пережил с ним все те эмоции.

Ведь я уверен, что у каждого из нас есть такой друг детства.

И я понял, как важно бережно хранить детские воспоминания и не обижать своих друзей

Какие пословицы подходят к рассказу «Друг детства»

«Старый друг — лучше новых двух.»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей.»

«Не мил и свет, когда друга нет».

«Верный друг лучше сотни слуг».

Фуражка — кепка.

Челнок — маленькая лодка.

Навигация

Оформление читательского дневника

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения читательского дневника. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с ФГОС по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.

Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.

Многие педагоги предлагают использовать уже готовые шаблоны читательских дневников. Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.

Если хочется сделать дневник своими руками, то лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.

Как оформлять читательский дневник в 1-2 классе?

В 1-2 классе можно предложить такой примерный план работы над произведением: автор и название произведения, количество прочитанных страниц, главные герои, основная мысль (о чем?), жанр. Можно также добавить рисунок. Он может быть сделан учеником через копирку или самостоятельно.

План работы над произведением в 1-2 классе

Дата

Название и автор

Стр.

Герои

О чем?

Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?

К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация — краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

План работы над произведением в 3-4 классе:

    7. Запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору прочитанного произведения.

    8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)

    9. Иллюстрация к произведению.

Пример заполнения читательского дневника

Как организовать проверку читательского дневника?

Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.

На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.

Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель – понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.

В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие – сдавать на проверку должны все.

Советы по ведению читательского дневника

  • Начинать заполнять дневник лучше сразу после прочтения книги, пока еще свежи впечатления.
  • После прочтения читатель должен обязательно объяснить почему книга имеет такое название.
  • Если произведение большое, допускается деление на части. Обязательно укажите прочитанные страницы.
  • Произведения должны соответствовать возрасту. Нельзя допускать чтение небольших информационных текстов из энциклопедий в 4 классе.

Почкование

Школьное чтиво: “Котенок”

Толстой Л., рассказ “Котенок”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Котенок” и их характеристика

  1. Вася. Мальчик храбрый и смелый. Ответственный
  2. Катя, маленькая трусливая девочка. Опасливая.

План пересказа рассказа “Котенок”

  1. Исчезновение кошки
  2. Мяуканье с крыши
  3. Пять котят
  4. Серый с белыми лапками
  5. Игра на дороге
  6. Охотник с собаками
  7. Побег Кати
  8. Геройство Васи

Кратчайшее содержание рассказа “Котенок” для читательского дневника в 6 предложений

  1. У Кати и Васи была кошка, которая вдруг пропала.
  2. Кошка нашлась на крыше и оказалось, что она родила пять котят.
  3. Дети забрали одного котенка и часто играли с ним.
  4. Однажды они взяли котенка с собой на дорогу.
  5. Две собаки хотели поймать и сожрать котенка, и Катя в страхе бежала.
  6. Вася накрыл собой котенка и спас его.

Главная мысль рассказа “Котенок”

Ради друга своего можно и жизнью рискнуть

Чему учит рассказ “Котенок”

Рассказ учит любить животных, заботиться о животных, защищать своих домашних животных. Учит быть ответственным. Учит быть мужественным и бесстрашным. Учит забывать о себе, ради помощи другу.

Отзыв на рассказ “Котенок”

Пословицы к рассказу “Котенок”

Не бросай друга в несчастье. Друга любить – себя не щадить. За друга в огонь и в воду. Будь храбрым и будешь сильным. Сам погибай, а товарища выручай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Котенок”

У детей Васи и Кати была кошка. Однажды она пропала и дети долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Вася залез на крышу по лестнице и увидел, что у кошки появилось пять котят, все очень хорошенькие. Катя сразу принесла котятам молока и дети стали с ними играть. Когда котята немного подросли, дети выбрали себе одного из котят – серого с белыми лапками. А остальных котят мать детишек раздала по соседям. Однажды дети пошли играть на дорогу. Котенок играл с соломой, которую гонял ветер, а дети стали собирать щавель. И вдруг они услышали, как кто-то кричит: “Назад!”. Дети оглянулись и увидели охотника на лошади. Рядом с ним бежали две огромные собаки. которые заметили котенка и хотели его сожрать. А глупый котенок не убегал, а стоял выгнув спину. Катя испугалась собак и бросилась домой. Вася испугался за котенка и первым добежал к нему. Он упал на котенка и скрыл его от собак. Когда охотник увел собак, Вася отнес котенка домой и больше никогда не брал его на дорогу.

Ответы на вопросы к рассказу “Котенок”:

  1. Какой эпизод ты читал с особым волнением? – Эпизод спасения котенка от собак.
  2. Что ты можешь сказать о Васи? Опиши его. – Вася добрый, смелый, бесстрашный. Он герой.
  3. Какие черты характера проявились в поступке мальчика? – Решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.
  4. Возможна ли иная последовательность пересказа? – Нет. Если сперва рассказать о спасении котенка, а потом о появлении собак, то не понятно, от кого котенка спасали.
  5. Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? – Страх все равно будет. Если что-то громко хлопнет – человек вздрогнет. Но смельчак сразу возьмет себя в руки, а трус будет долго дрожать.
  6. Пересказ от лица Васи: Наша кошка Мурка родила пять котят и они были очень хорошенькими. Когда они подросли, мы взяли себе Малыша, серого котенка. Я очень его полюбил. Однажды в поле на котенка напали собаки и хотели растерзать его. Но я закрыл Малыша собой и спас его. А как же иначе? Ведь котенок был моим другом.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Котенок”

coolchtivo.blogspot.com

Сюжет

Дело было зимой. Вместо того, чтобы пойти на уроки, школьники отправились на ближайший каток. С тяжелыми ранцами за спиной и коньками на ремне они поспешили на лед.

По дороге ребятам повстречался хмурый, ободранный, несчастный кот. Дети поинтересовались у него, почему он такой печальный, на что кот им поведал о своих невзгодах. Вроде бы и умный он, и красивый, и молодой, но совершенно безграмотный. К сожалению, никто не строит школ для котят, и от этого коту было очень грустно. Он рассказал ребятам, что нынче без грамоты никуда – невозможно ни еды себе раздобыть, ни питья, и даже номер на доме не узнаешь. Так что совсем невесело живется котам без грамоты.

Ребята весело заявили коту, что им уже двенадцатый год пошел, но они все равно ничегошеньки не знают. А все потому, что им лень учиться в школе. Учителя втолковывают им знания, которые им совершенно не нужны. Выводить грифелем на доске – невероятно скучное занятие. С гораздо большим удовольствием они проводят время на катке, чем за книжкой.

Кот удивленно посмотрел на школьников – много он перевидал лодырей на своем веку, но таких глупцов еще никогда не встречал.

История создания

В 1859 году Л.Н. Толстым были основаны школы для крестьянских детей в Тульской области, в усадьбе Ясная Поляна и в близлежащих окрестностях поселения. Писатель желал создать свою собственную систему образования в своих школах. Он отменил систему дисциплины и упразднил существующие педагогические программы. В 1862 году Л.Н. Толстой стал издавать журнал по педагогике «Ясная Поляна», который выходил на протяжении года. Издание состояло из двух отдельных выпусков номеров: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей».

В объявлении об издании журнала Л.Н. Толстой писал, что номера будут содержать педагогические и народные статьи, где высказывается мнение о том, что педагогика является опытной, а не отвлечённой наукой, что для народа полезно было знать. Позже писатель издал два сборника: «Азбука» и «Новая азбука». В них содержались его рассказы и собственные переложения различных сказок и басен.

Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок» был написан в 1875 году и вошёл в книгу «Новая азбука», которая впоследствии была переработана и печаталась как часть рекомендованной для изучения в школе «Русской книге для чтения».

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Жанр: Сказка.

2. Главные герои: Буратино – не послушный, доверчивый, смелый, находчивый, весёлый.

Карло Барабас – злой, страшный, завистливый, любит деньги.

 На него нападают разбойники, и он знакомится с Мальвиной и пуделем Артемоном. Буратино попадает в страну Дураков и сажает деньги на поле чудес. Он знакомится с черепахой Тортилой и получает золотой ключик. Встречает Перо, который рассказывает тайну золотого ключика. Буратино, Пьеро, Мальвина, и Артемон убегают от Карло Барбаса. Буратино узнаёт всю тайну золотого ключика. Папа Карло спасает кукол, Они открывают тайную дверцу и находят там красивейший театр.

4. Вывод: надо слушаться, не разговаривать с незнакомыми, помогать друзьям.

5. Моё мнение о прочитанном. Мне сказка понравилась потому, что Буратино раскрыл тайну золотого ключика.

Художественные особенности

Рассказ «Котёнок» написан достаточно простым языком, так как предназначен в первую очередь для детей. Л.Н. Толстой в своём произведении не описывает внешность детей, так как делает акцент на их поведении, на внутренних качествах. Также лёгкость чтению придают короткие предложения. Мысль выражена доступно для того, чтобы ребёнку легко можно было понять главную суть. В рассказе присутствуют некоторые художественные особенности текста.

В рассказе Л.Н. Толстого почти нет диалогов, весь сюжет состоит из череды действий. События описаны просто, но живо, честно и правдиво

Рассказ наполнен описаниями поступков героев, внешности внимание не отводится. Игнорируются и стилистические украшения, так как цель рассказа состоит в том, чтобы научить

Но при этом автору удаётся передать атмосферу в сюжете, что может вызвать интерес у детей и одновременно донести информацию о происходящем. Функция художественного стиля данного произведения – воздействующая. Большая роль отведена глаголам, отчего повествование имеет динамичный характер. При всей драматичности происходящего в рассказе, автор описывает всё без излишней эмоциональности.

В рассказе автором использованы некоторые тропы с целью придания тексту художественной выразительности:

  1. Эпитет: котята мяучили «тонкими голосами».
  2. Олицетворение: «ветер шевелил» солому.

Также в произведении использована стилистическая фигура – инверсия: «искали её везде», «выросли немножко».

Композиция

Композиция рассказа «Котёнок» линейная. Сюжет не подразумевает под собой возвращение к прошлому и склейку из нескольких фрагментов. События в произведении идут своим чередом. Рассказ можно разделить на небольшие части:

  1. 1-я часть содержит так называемую экспозицию: представление героев и предысторию, каким образом у ребят появляется котёнок, идёт повествование о жизни котёнка с детьми, их развлечения и игры.
  2. 2-я часть – это завязка: котёнок оказывается в опасности.
  3. 3-я часть – это развитие действия, где становится ясно, кто из ребят готов прийти на помощь.
  4. 3-я часть – кульминация: спасение котёнка.
  5. 4-я часть – развязка, в которой мальчик и девочка делают выводы насчёт случившегося и решают, что впредь не подвергнут своего питомца опасности.

Шарль Перро «Спящая красавица».

1. Жанр: Сказка.

2. Главные герои: принц и принцесса.

4. Вывод: нельзя обижаться, добро побеждает зло.

5. Моё мнение о прочитанном. Мне сказка понравилась потому, что всё закончилось очень хорошо: принцесса не умерла, колдовство рассеялось и принцесса встретила принца.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий