Революция в творчестве александра блока

А. С. Пушкин – философская лирика

Революция и творчество Александра Блока

Революция в творчестве Александра Блока

Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя !

(Александр Блок)

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам только снится”, который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок , замечательный патриот, сказавший(в цикле «На поле Куликовом»): “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения — символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.

Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о

том, что богатые — “сытые” — “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех… знамен, и

Так — негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев ! ”

Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает к расправе:

Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за

то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец ! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой !

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа …

Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови !

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом — огни, огни, огни… Оплечь — ружейные ремни… “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.

Добавление русского языка в ImgBurn

Теперь в программу необходимо будет добавить русификатор ImgBurn. Для этого, сначала распакуйте на своем компьютере, скачанный ранее архив с файлом русского языка. Затем поместите файл с русификацией в папку Languares, которая расположена в папке с установленной программой (путь по умолчанию):

После добавления в ImgBurn файла русского языка, перезапустите программу.

Не только «Двенадцать»

В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.

Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.

О старом мире

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока (сочинение к ЕГЭ по литературе).

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное ( «Черный вечер. Белый снег» ). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали…”, “поп нынче веселый”— “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса… Должно быть, писатель-вития…». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая «никак не поймет, что значит».

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый.

Отношение некоторых поэтов к революции

Сергей Есенин не мог остаться равнодушным к событиям октября 1917 года. Они вызывали бурю эмоций у поэта, стали для него причиной глубоких волнений и переживаний, вдохновили поэта на создание произведений, в которых он осваивал новые темы и использовал новые жанры. Есенин в годы революции всецело был на стороне Октября, однако принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». Поэма «Преображение» была первым откликом Есенина на события октября 1917 года. Он представляет революцию началом всего сущего на Земле, началом великолепия и изобилия. «Зреет час преображения» — пишет Есенин, который с нетерпением ждет появления «светлого гостя». В стихотворении «Небесный барабанщик» поэт призывает борцов революции сплотиться против врага, которого он называет «белым стадом горилл». В произведении проглядывается разухабистость, бунтарский дух и безоглядность. Однако в скором времени к поэту приходит разочарование в отношении революции. Есенин стал смотреть в настоящее, а не в будущее. И оказалось, что надежды и чаяния поэта на «мужицкий рай» не оправдались. Поэт увидел и другие стороны революции, которые совершенно не мог воспринимать как положительные.

В произведениях Эдуарда Багрицкого такая тема, как человек и кровь революционной диктатуры, являющаяся актуальной для революционного времени, ставится особенно остро. Лирический герой Багрицкого ясно осознает все ужасы этой эпохи и не прячется от них. Характерная для раннего Багрицкого гармоничность, радость жизни сходит на нет. В 1929 году поэт пишет страшное стихотворение «ТВЦ»:

Восприятие действительности Багрицким достаточно сложно. В его творчестве проблема «что думать и что говорить?» не решена однозначно. Ужасы эпохи его отталкивают, но все же он пытается найти в себе веру в жизнь.

Революция ужаснула Зинаиду Гиппиус. Поэтесса восприняла ее как торжество «надмирного зла», «воцарение царства Антихриста». Сборник «Последние стихи. 1914-1918» стал поэтическим документом, в котором отражается отношение Зинаиды Гиппиус к событиям 1917-1918 гг. Гиппиус не приняла большевизм, отзывалась о нем воинствующе резко, однако отчужденность от родины она переживала чрезвычайно остро. По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зеленая лампа», которое было призвано объединить разнообразные литературные круги эмиграции.

Для Николая Гумилева преданное служению искусству было превыше всего. Поэт уклонялся от прямого диалога с современниками, у него нет политических стихов. Молчал он и том, что происходило с его родной страной и народом в те огненные годы. Однако молчание тоже воспринималось как определенная гражданская позиция. Несмотря на то, что он не написал ни единой «антисоветской» строки, поэт был обречен. Словно предчувствуя это, он писал:

Иван Бунин не скрывал своего резко отрицательного отношения к революции, которое выразил в своем дневнике «Окаянные дни». Большевистский переворот писатель воспринимал как разрыв исторического времени. в распаде российской дореволюционной жизни он видит распад мировой гармони, а единственное утешение, по его мнению – это религия.

Владимир Маяковский принял революцию с восторгом, и это отношение проходит красной нитью через все его творчество. Однако поэт осознает, что смена власти – это общественное потрясение, которое несет не только свободу простому народу, но и голод, разруху, болезни, пьяный разгул. В поэзии Маяковского доминирующим пафосом становится героика и оптимизм. Революционный романтизм – основной метод творчества поэта, а главная тема – борьба за утверждение нового общества. Будущее и коммунизм для Маяковского стали практически синонимами.

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция (НТР) — это качественный скачок в развитии технологий в середине XX века. Началась автоматизация производства, появились новые материалы, быстро развивалась электроника.

Резко выросла производительность труда, и промышленность перестала нуждаться в массе низкоквалифицированных рабочих. Таким образом, в постиндустриальных странах заметно вырос уровень жизни, однако работники старой формации остались «за бортом» новой экономики.

В результате НТР произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где большинство людей заняты не в сфере производства, а в сфере услуг. Главным средством производства вместо капитала (станков и заводов) стала информация.

Джордж Фрост Кеннан

Джордж Фрост Кеннан (1904 —2005) — американский дипломат, политолог и историк, утверждал, что

Данное суждение патриарха американской «советологии» позволяет понять, почему народ поверил большевикам и пошёл за ними.

Влиятельнейший американский журнал «Юнайтед стейтс энд Уорлд рипорт» опубликовал 13 марта 1967 года статью, в которой подводились итоги великой эпохи.

Далее в статье приводились данные экономического роста в СССР в период с 1913 по 1967 год, взятые, правда, не из официальной советской статистики, а из ежегодного отчета ЦРУ. Там говорилось:

Подобного экономического роста, безусловно, не знало ни одно государство мира за всю историю человечества — и это не могли не признать американские эксперты.

Блок и революция

Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим.. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.

Построение поэмы “Двенадцать” дает нам четкое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения дается описание Того, что осталось от прежней жизни. Это — лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признает за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, т. е. двенадцать.

Они являются единственной силой, способной двигаться вперед среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.

Надо сказать, что различные части поэмы написаны в разных ритмах, причем теме двенадцати сопутствует размер марша, тема же Катьки до того, что с той произошло* дана в ритме частушек. Тем самым выводится коренное различие двух систем взглядов, двух мировоззрений. В первом случае, при описании двенадцати, подчеркивается их сплоченность и устремленность — самая главная, на мой взгляд, сила революции. Поэт не может не признать победы этого способа жизни. Размер частушек, наоборот, убеждает нас в несовременности и обреченности всего старого, всего того, что было дорого самому поэту. Ведь настоящее чувство просвечивает в монологе Петьки, несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Но в то же время поэт понимает: то, что было, уже нельзя не только возвратить, но и даже частично воскресить. Поэтому и отказывается Петруха от своей любви, ведь “не такое нынче время”, нет места чувству в мире, переделанном революцией. В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но в то же время и не может пойти вместе с двенадцатью, отрицающими поэзию.

Получается, что Блок принимает и одновременно не принимает революцию, признавая за ней безусловное и законное право изменить вселенную, но не находя в ней своего места. Интересно, что в конце поэмы старый мир преобразуется в маленького бездомного пса, увязавшегося за людьми. Это свидетельствует о том, что двенадцать действительно вырвались из старого космоса и идут уже совсем в другом пространстве, ведомые самим Христом.

Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, во и указывает им путь страдания и, может быть, смерти.

Суммируя все сказанное, можно заключить, что. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную, он видел архийную силу “двенадцати” — то ли рабочих, то ли солдат, а может быть, и просто арестантов, не имеющих ничего общего ни с ним самим, ни с обществом, в котором он жил.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История души человеческой в романе Герой нашего времени Главная цель писателя — это довести до читателя истинное лицо человека. Григорий Иванович Печорин, интересный персонаж, он достаточно образован, умен, однако у каждого есть свои минусы, и он не исключение, и у него есть свои пороки.
  • Сочинение на тему Как я провел лето в деревне Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.
  • Сочинение Нет уз святее товарищества (по повести Гоголя Тарас Бульба) В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов. Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент
  • История создания рассказа Чистый понедельник Бунина и прототипы героев Как свидетельствуют оставшиеся записки и воспоминания близких писателя, Чистый понедельник является лучшим рассказом Бунина. Он сам оставлял на полях и обрывках бумаги восторженные
  • Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 класс (описание)

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока (сочинение к ЕГЭ по литературе).

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное ( «Черный вечер. Белый снег» ). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали…”, “поп нынче веселый”— “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса… Должно быть, писатель-вития…». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая «никак не поймет, что значит».

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый.

Революция 1917 года

Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы

Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.

Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.

Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением

Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.

Переломное время, тяжелые и глобальные перемены

20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была русская интеллигенция. В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.

Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий