«боярыня морозова»: факты и мифы

Особенности профессии психолога

Третья сила картины — ОБРАЗ ТОЛПЫ

Суриков создал невероятно красочную и разношерстную толпу. Здесь можно долго разглядывать узорочье старинных одежд.

Между прочим, именно такими они и были у дворян и купцов в XVII веке. Художник сам находил сохранившиеся образцы для того, чтобы реалистично изобразить эпоху.


Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Но самое интересное в этой толпе — это эмоции людей!

Кто-то безумно жалеет боярыню и плачет. Кто-то вдохновляется и верит ещё больше. Кто-то поражается такой смелости и силе духа.

А кто-то смеётся: «Это ведь надо быть такой упрямой! Отступи и живи дальше, делов-то. В чем подвиг? Фанатичка…»


Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Обратите внимание, что старообрядческим двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Ему терять нечего

А вот все остальные не готовы так смело идти против царских законов.

Рядом с санями идёт сестра Морозовой, княгиня Урусова.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Ей предстоит совершить такой же подвиг. Она погибнет от голода в той же яме на руках у сестры. Но для толпы ее трагедия останется незамеченной. Образ княгини олицетворяет всех безымянных погибших за старую веру.

Слишком много места внизу полотна

Толстой получил массу эмоций, увидев впервые шедевр, который сотворил Суриков. «Боярыня Морозова» — картина, которая не может не вызывать восторга. Но тем не менее сделал ему замечание, что внизу полотна очень большое пространство. На это Василий Иванович многозначительно заметил, что если его убрать, сани остановятся.

Развитие движения до определенного момента может сосредоточить внимание зрителя только на подобных спецэффектах. И тогда потеряется вся глубина замысла

Он может отойти на второй план. Поэтому художнику нужны абсолютно противоположные методы остановки движения, которые хорошо видны на картине.

Странник в картине Боярыня Морозова

Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных. Но сколько внутреннего напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность — он снял шапку. И эта подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне.

Некоторое время Суриков жил в избе на дороге к монастырю. Он жадно писал всех странников, которые казались ему интересны. Однажды Суриков нарисовал свой собственный портрет сбоку — в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице странника. В образ человека, который хочет разобраться в сложных событиях жизни, художник вложил частицу себя.

«Крепкое терпение» боярыни Морозовой

На фото: Картина Василия Перова «Пытка боярыни Морозовой».

Судьба Феодосии Прокофьевны Соковниной делает крутой поворот в первый раз в 1649 году, когда она, 17-летняя девушка, становится женой царского спальника Глеба Ивановича Морозова.

В 1653 году начались реформы Патриарха Никона. Суть их (кроме изменений в церковных книгах и порядке богослужения) сводилась к следующим нововведениям: крестное знамение предписывалось творить тремя пальцами, а не двумя, крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу, а против солнца, в некоторых случаях земные поклоны заменялись поясными, крест почитался не только восьми — и шестиконечный, но и четырехконечный, а возглас «Аллилуйя» вменялось петь три раза, а не два.

Нововведения раскололи русское общество того времени — от знати до горожан и крестьян — на два лагеря. Правительство Алексея Михайловича последовательно поддерживало церковные реформы, и на первых порах репрессии были направлены только против вождей раскола. Десятилетием позже, когда Патриарха Никона после конфликта с царем лишили кафедры и удалили от дел, протопопа Аввакума, одного из лидеров раскольников, вернули на некоторое время в Москву и попытались привлечь на сторону официальной церкви. Принять реформы Аввакум отказался, но за это время в ряды старообрядцев влилось немало новых именитых сторонников.

Самыми известными духовными дочерьми протопопа стали сестры — Феодосия Морозова и Евдокия Урусова. И в этот момент судьба боярыни делает крутой поворот во второй раз. Дом Морозовой становится центром старообрядчества: сюда приходят и тайно живут гонимые царем раскольники, отсюда рассылается огромное количество писем в поддержку «веры отцов», часть из которых пишет сама боярыня.

Роль Морозовой как одного из лидеров раскольничества и упорное нежелание подчиниться проводимым царем реформам делают ее положение шатким. В 1665 году царь предпринял попытку, не прибегая к крайним мерам, устрашить боярыню Феодосию, и у нее конфискуют значительные земельные владения, оставшиеся после смерти мужа. Но после заступничества царицы большую часть вотчин Морозовой возвратили.

В январе 1671 года царь Алексей Михайлович женился второй раз — на молодой Наталье Кирилловне Нарышкиной. Феодосия Морозова по своему положению одной из знатнейших женщин при дворе обязана была присутствовать на бракосочетании. Однако она намеренно уклонилась от участия в свадьбе, что стало последней каплей для царя.

В ноябре 1671 года боярыню Морозову и ее сестру княгиню Урусову арестовали. Все попытки заставить сестер принять церковные реформы Патриарха Никона и перекреститься по новым правилам тремя перстами они отвергли. В заточении Морозова узнала о смерти своего единственного сына.

Царские подручные предложили сжечь раскольниц, но бояре не дали согласия на казнь знатных узниц. Тогда их начали истязать. Женщин поднимали на дыбу, а затем бросали обнаженными спинами на лед. Измученная пытками женщина укоряла со слезами на глазах палачей: «Се ли християнство, еже сице человека умучити?»

Не сломив приверженность старой вере, подручные царя заключили Морозову в Новодевичий монастырь. Вся знать Москвы потянулась туда, чтобы своими глазами увидеть «крепкое терпение» боярыни. Царь решает убрать сестер Соковниных подальше от столицы, сослав их в Боровск.

Но и там они не смирились: продолжали переписываться с единомышленниками, их часто навещали известные старообрядцы. В конце концов царь Алексей Михайлович решил поставить точку в этом затянувшемся противостоянии. Морозову с сестрой бросили в яму и стали морить голодом.

Княгиня Урусова продержалась в этих невыносимых условиях два с половиной месяца. Умирая, она попросила сестру прочитать отходную, и сама служила вместе с ней. «И тако обе служили, и мученица над мученицею в темной темнице отпевала канон, и узница над узницею изроняла слезы».

Урусова скончалась первой. Боярыня Морозова умерла после нее второго ноября 1675 года. И была тайно, без отпевания, похоронена рядом с сестрой. Царь Алексей Михайлович, опасаясь возмущения старообрядцев, три недели не разрешал объявлять о смерти непокорной боярыни. Местонахождение могил мучениц засекретили.

Создание образа женщины в санях

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. «Боярыня Морозова» — картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Это сама героиня и юродивый. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение.

Если сравнить первые наброски и этюды Василия Ивановича, когда он писал с натурщика, сидящего на снегу, то можно увидеть именно человека в лохмотьях нищего. А в заключительном варианте, который был помещен в картину, – это действительно юродивый, обладающий внутренним неимоверным импульсом.

Непослушание Морозовой

Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему совершенно не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.

Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил несчастную женщину.

Симптомы

Инкубационный период при ангине длится от 12 до 72 часов и определяется видом возбудителя болезни. Начало заболевания всегда острое. Повышается температура тела, возникает сильная боль в горле (особенно при глотании). Увеличиваются шейные лимфатические узлы. Выраженность проявлений ангины будет зависеть от формы заболевания и общей реактивности организма.

Выделяют несколько разновидностей ангины:

Катаральная

Основные симптомы:

  • умеренная лихорадка;
  • общая слабость, озноб, недомогание;
  • першение и сухость в горле;
  • увеличение и резкая болезненность шейных лимфоузлов.

При катаральной ангине небные миндалины увеличиваются в размерах. Возникает разлитая гиперемия (покраснение), отек. На поверхности миндалин появляется гнойный налет. Гиперемия может ограничиваться только тканью миндалин или же распространяться на мягкое и твердое небо, а также заднюю стенку глотки. Течение благоприятное, все симптомы исчезают в течение 1-3 дней при соответствующем лечении. В случае неадекватной терапии возможен переход катаральной ангины в другую форму.

Фолликулярная

Симптомы:

  • повышение температуры тела до 39 °C и выше;
  • выраженные признаки общей интоксикации: слабость, озноб, головные и мышечные боли;
  • сильная боль при глотании;
  • затруднение при проглатывании пищи;
  • увеличение и резкая болезненность шейных лимфоузлов.

Состояние беременной женщины при фолликулярной ангине значительно нарушено. При осмотре видны увеличенные и отекшие небные миндалины, мягкое небо и небные дужки. На миндалинах формируются гнойные фолликулы – мелкие желтоватые пузырьки. Фолликулы вскрываются, но гнойный налет не выходит за пределы миндалин. Выздоровление наступает спустя 5-7 дней при своевременно проведенной терапии.

Лакунарная

Симптомы лакунарной ангины схожи с проявлениями фолликулярной формы болезни. Состояние женщины тяжелое, температура тела нередко повышается до 40 °C. На поверхности миндалин появляется желтоватый гнойный налет и тонкая пленка. Налет не выходит за пределы миндалин и легко удаляется шпателем. Продолжительность заболевания – до 7 дней.

Фибринозная

Фибринозная ангина развивается как осложнение других форм заболевания. Общее состояние женщины нарушено, сохраняется сильная боль в горле. Гнойный налет выходит за пределы миндалин, распространяясь на мягкое и твердое небо. Возможно развитие серьезных осложнений в первые дни болезни, вплоть до поражения оболочек головного мозга.

Флегмонозная

Флегмонозная ангина представляет собой интратонзиллярный абсцесс и возникает как осложнение других форм острого тонзиллита. Во время беременности встречается крайне редко.

Симптомы:

  • сильная боль в горле при глотании, разговоре;
  • вынужденное положение головы;
  • тризм жевательных мышц (невозможность открыть рот);
  • высокая температура тела;
  • болезненность регионарных лимфатических узлов.

При флегмонозной ангине поражение, как правило, одностороннее. Происходит расплавление тканей миндалины, отек, смещение язычка в здоровую сторону. К предрасполагающим факторам развития флегмонозной ангины относится табакокурение. Лечение хирургическое: вскрытие абсцесса и промывание полости антибактериальными препаратами.

Герпангина

Герпетическая ангина возникает при поражении энтеровирусами. К основным симптомам острого тонзиллита присоединяются признаки поражения пищеварительного тракта (тошнота, рвота, боль в животе). Характерно повышение температуры тела до 39-40 °C, выраженные признаки общей интоксикации организма. Течение благоприятное. При адекватной терапии выздоровление наступает на 3-5 день от начала заболевания.

Описание картины «Боярыня Морозова»

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное — от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Сказочное богатство

Как пишет в биографии боярыни Морозовой К. Кожурин, ее палаты в Москве были среди первых, при царском дворе ее уважали и любили, сам Алексей Михайлович выделял ее среди прочих бояр. Она носила звание «кравчей великой державы» (кравчие при дворе отвечали за здоровье царя, его стол и посуду). По словам протопопа Аввакума, Феодосия Морозова числилась в «четвертых бояронях».

Феодосия Морозова была окружена не просто богатством, а невиданной роскошью. Ее усадьба в Зюзино была обустроена в соответствии с лучшими западными образцами в числе самых первых в русском государстве. Здесь был разбит большой сад, по которому разгуливали павлины.

Как свидетельствуют современники, ее карета стоила огромных денег, будучи позолоченной и украшенной серебром и мозаикой, запряженной двенадцатью отборными лошадьми с гремящими цепями. При этом за ней следовали более сотни слуг, заботясь о чести и здоровье барыни.

В доме имелось около трехсот человек, которые прислуживали боярыне. Крестьянских дворов насчитывалось около 8 тысяч, тогда как богатыми уже считались помещики, у которых было порядка 300 дворов.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

Богатая и знатная

Краткую биографию боярыни Морозовой целесообразно начать с ее происхождения, которое в значительной мере определило ее дальнейшую судьбу, так как было довольно высоким. Она родилась в 1632 году в семье Прокопия Соковнина, московского дворянина, будучи его старшей дочерью. Имя ей дали в честь святой мученицы – Феодосии Тирской.

Среди ее далеких предков – представители рода германских рыцарей Мейендорфов. Один из них, барон фон Икскюль, прибыв из Ливонии к Иоанну Грозному в 1545 году, крестился и взял имя Федора Ивановича. У него был сын Василий по прозвищу «Соковня», который и стал родоначальником Соковниных.

Отец Феодосии в разное время служил воеводой в различных городах, был посланником в Крыму, заседал в Земском соборе, возглавлял Каменный приказ. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. От царя Алексея Михайловича он получил придворную должность окольничего, относящуюся ко второму думному чину, после боярского. Помимо Феодосии, в семье было еще трое детей, в том числе и одна сестра, Евдокия, разделившая с ней тяготы ее трагической гибели. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

В «Боярыне Морозовой» его толпа, как всегда, превосходно слеплена. Однако не сразу дались… сани. Вернее, их движение.

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика! И сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они едут, упорно раскалывая толпу. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

Детство и юность

Феодосия Прокофьевна Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года в семье Прокофия Федоровича Соковкина. Отец состоял в родстве с Марией Ильиничной Милославской – первой женой царя Алексея Михайловича, два года служил воеводой на Севере, затем в 1631 году его назначили посланником в Крым, участвовал в Земском соборе, заведовал Каменным приказом (1641-1646 годы.).

Картина Александра Литовченко «Боярыня Морозова»

В 1650 году Соковкину пожаловали придворный чин (2-й после боярина) и должность окольничего. Мать – Анисья Никитична Наумова. Феодосия была в числе придворных, сопровождавших государыню. Сестра Феодосии, Евдокия Прокофьевна, была женой князя Петра Семеновича Урусова. Еще в семье Соковкиных были два сына: Федор и Алексей.

Высокое положение позволило неродовитой по происхождению девушке в 17 лет стать женой 54-летнего Глеба Ивановича Морозова. По некоторым источникам, тетка Матрена, проживавшая у Соковкиных, была против свадьбы Глеба и Феодосии, предсказала трагическую биографию будущей боярыни:

Бракосочетание состоялось в подмосковном имени Морозовых Зюзино в 1649 году, где на третий день молодоженов навестили царь с царицей. Феодосия получила звание царицыной «приезжей боярыни», имела право навещать государыню по-родственному.

Деревня Зюзино

Через год после свадьбы у Глеба и Феодосии родился сын Иван. Ходили слухи, что молодая боярыня «нагуляла» ребенка (возможно, от царя). Ведь до этого у мужчины детей не было (Соковкина была 2-й женой Морозова). Поговаривали, что мужскую силу он растратил на приобретение богатства.

В юности братья Морозовы (Борис и Глеб) служили при царе Михаиле спальниками. Когда юный Алексей взошел на престол, старший брат Борис стал его ближайшим советником. При участии Морозова государь женился на Марии Милославской, а через 10 дней после монаршей свадьбы Борис сочетался браком с сестрой царицы и стал царским свояком. Морозов-старший скончался в 1661 году, огромное состояние досталось семье брата.

Боярин Борис Морозов

Через год, в 1662 году, умер Глеб Морозов, оставив наследство сыну Ивану Глебовичу, Феодосия стала распорядительницей богатства мужа. Боярыня с потомком превратились в самых состоятельных людей Российского Государства.

Феодосия с сыном владели несколькими усадьбами, жили в имении Зюзино под Москвой. Дом боярыни был обустроен на западный манер, на прогулку она выезжала на золоченой карете с мозаикой, запряженной 6 или 12 лошадьми. В ее владении было 8 тыс. крепостных и 300 слуг. Ей в это время было чуть больше 30 лет. Значительным было и положение при дворе – верховная боярыня.

Морозова была умна и начитана в церковной литературе. Она щедро раздавала милостыню, посещала бедные дома, богодельни, тюрьмы, помогала нуждающимся.

Классификация

Все подкожные образования специалисты классифицируют на две категории: истинные и ложные. Первые – это полости с внутренней оболочкой. К ним относятся:

  1. Атерома.
  2. Волосяная киста, которая отличается от первого типа отсутствием отверстия в центре.
  3. Имплантационная киста появляется после травмы кожи и представляет собой наслоение травмированного эпидермиса.
  4. Милиум (роговая кистозная опухоль) – поверхностное малое новообразование, содержащее кератин и сальный секрет.

Подобные кожные структуры делят по причине образования:

  • истинные (невоидные, первичные). В этом случае киста формируется из придатков эпидермиса. Заболевание обычно врожденное, чаще проявляется у женщин в волосистой части головы;
  • ложные (ретенционные, вторичные). Появляются в любой части тела из-за обильного выделения кожного сала, которая выполняет роль пробки, закупоривая выход из железы, из-за чего образуется полость. Эта разновидность эпидермальной кисты возникает у людей любого пола и может носить злокачественный характер.

По количеству образований эпидермальные кисты кожи бывают:

  1. Одиночные (встречаются чаще). Средний размер такой доброкачественной опухоли — от 0,5 до 5 см. Поры кожи наполнены кератином, и когда его становится в избытке, он попадает в кистозное образование, и оно увеличивается.
  2. Множественные. Эта разновидность встречается реже.

Боярыня Морозова: описание картины, сюжет, история

Как-то в очередной раз, зайдя в Третьяковскую галерею, остановился около знаменитого полотна Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».Рядом оказалась сотрудница музея, от которой я впервые с удивлением узнал, что впечатлением, толкнувшим автора картины «Боярыня Морозова» на её создание,было чёрное пятно вороны с оттопыренным крылом на белом снегу.

Это посещение пробудило во мне интерес к истории картины «Боярыня Морозова».

Описание картины

Как и другие произведения Василия Сурикова, жанр картины «Боярыня Морозова» представляет историческую живопись.

В кратком описании картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно почерпнуть такие сведения: на внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена раскола церковного учения в XVII веке.

Оценки современников разделились от признания Василия Ивановича гением, до полного неприятия.

Боярыня Морозова

Быстрое движение саней акцентирует бегущий рядом мальчик и большое снежное пространство дороги внизу полотна.

Обратите внимание

Год написания картины «Боярыня Морозова» совпал с 15 передвижной выставкой 1887 года. В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двоеперстия.

Фанатичное, бескровное лицо, или как писал единомышленник боярыни протопоп Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Тончайшие переливы оттенков создают импрессионистическую симфонию цвета.

Ведь, набрасывая эскизы, художник выводил своих моделей на московские заснеженные улицы, чтобы уловить на их лицах и одежде тончайшие нюансы игры света, отражённой снегом.

Несмотря на неоднозначные оценки современников, шедевр был приобретён для галереи Третьякова, где и находится картина «Боярыня Морозова» до сегодняшнего дня.

Сюжет картины

Краткий эпизод, отражённый в картине, приоткрывает перед неравнодушным зрителем десятилетия борьбы, лишений и великих страстей, кипевших в те времена среди русского народа. Не остались в стороне и правящий класс с церковной элитой.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и её сестра, княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, принадлежали к высшей знати того времени. Отец их служил окольничим, а муж Феодосии был из знаменитого рода Морозовых, состоявших в родстве с Романовыми.

После смерти мужа, унаследовав немалое состояние, боярыня постриглась в монахини и отказалась принять новое церковное учение.

Позднее на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других последовательниц старой веры, погибших в монастыре, была возведена часовня.

Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Но нет! Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Важно

Поэтому гениальный художник написал гениальную картину именно об этой гениальной россиянке, а не о прочих её современницах, растративших жизнь на плюшки и побрякушки.

Конечно, для того чтобы сделать полный развёрнутый анализ картины «Боярыня Морозова», надо провести не один час в библиотеке, перевернуть горы специальной литературы. Но не спешите под сумрачные своды книгохранилищ, лучше зайдите в Третьяковку или найдите хорошую репродукцию картины, и вам откроется вся мощь этого произведения.

Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на ней изображено с исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению, и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».

Краткое описание

В центре картины изображена сама Морозова. Она одета в дорогую шубу и едет в санях-розвальнях. Ее лицо бледное, глаза лихорадочно блестят, руки скованы цепью, но все это не мешает ей прощаться с толпой. Своей поднятой ладонью она показывает, что вера важнее всего, поэтому ее она не предаст.

Толпа неоднозначно реагирует на героиню картины. Кто-то сострадает ей, кто-то считает умалишенной. Нищий юродивый восхищается стойкостью женщины и внимательно смотрит на нее. В этот момент он просит сочувствия не себе, а Морозовой.

На картине изображено утро, но это не мешает народу собираться. Возле саней в расшитом белом платке стоит Урусова, сестра боярыни. Она также готова на все ради веры. В левой части полотна можно увидеть дьяков, которые хохочут. Они не понимают поступка Морозовой.

Особенности полотна

В сочинении по картине Сурикова «Боярыня Морозова» нужно рассказать об истории создания полотна, его деталях. Ученик должен не только составить характеристику главной героини, но и выразить собственное отношение к сюжету.

Автору удалось изобразить один из самых трагичных моментов в истории русского народа. Церковный раскол привел к конфликтам между людьми. Многие старообрядцы в знак протеста прибегали к самосожжению. Сани с боярыней словно разделяют народ на две части. Жест Морозовой будто является прощальным. Старые времена уходят. Как бы люди ни противились, перемены не остановить.

Критики неоднозначно встретили работу художника. Одни из них находили недостатки в рисунке и отмечали отхождение от академических правил, другие — восхищались сюжетом. Художественный критик Гаршин открыто признал, что картина Сурикова — это триумфальная работа.

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности — протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Другие картины автора

Примечания

  1. Панченко А. М. «О русской истории и культуре». Азбука, 2000. Стр. 49, 370.
  2. История русского искусства. Том 9. Часть 2. Изд-во Академии наук СССР, 1965. Стр. 51.
  3. Великие художники. Том 26. Василий Суриков. К.: ЗАО «Комсомольская правда — Украина», 2011.
  4. Кеменов В. С. В. И. Суриков: историческая живопись 1870-1890. Искусство, 1987. Стр. 396.

Способы лечения

Боярыня Морозова Сурикова описание картины

На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – нищей старухе, страннику с посохом, юродивому и другим людям. Те, в свою очередь, не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.

Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог.

Картина написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Лицо бескровно и сурово, глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята вверх в служении по старообрядческому канону. Женщина выкрикивает окружающей толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.

Среди людей есть и те, кто считает её сумасбродкой, но большинство людей переживают происходящие события, как настоящую трагедию. Люди кланяются и смотрят ей вслед с благословением. Художник Василий Суриков изобразил и себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. Посредством живописи художник смог показать, какой самоотверженной может быть русская душа.

Если вам совершенно некогда выполнить курсовую или у вас масса других дел, то ваши проблемы возьмёт на себя учебный центр «Решаем». Любые курсовые работы на заказ будут выполнены в самом лучшем качестве, которые обеспечат стопроцентную сдачу и дальнейшее обучение.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий