Сочинения и популярные темы докладов

Рабовладельческая демократия в афинах

Открытое логопедическое занятие с детьми 6 – 7 лет по теме “Пересказ русской народной сказки “Лиса и Журавль”.

Тема родины в поэзии Есенина

Описание особенностей сибирской косули

Деформация Афинской демократии

Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала одним из самых важных факторов этой деформации, вызвав к жизни усиление полномочий военных руководителей, централизованных управленческих коллегий.

В 411 г. до н. э. политические противоречия в афинском обществе вызвали новый олигархический переворот – у власти стали коллегия 30 и новосозданный Совет 400. Были ликвидированы важнейшие гарантии неизменности государственного строя, сложившиеся при Перикле: право на иск по поводу внезаконности нового законопроекта и плата за исполнение государственных должностей. Сокращен состав народного собрания путем введения имущественного ценза для участия в нем. Насильственно был распущен булэ. Вскоре демократия возобладала, хотя новые тенденции были важным симптомом эволюции.

Второй попыткой выйти из политических трудностей путем разгрома демократии стала тирания 30-ти, установленная после очередного переворота в 404 г. до н. э. Политические права сохранили только 1 тыс. граждан с высоким имущественным цензом, была уничтожена гелиэйя. Тирания не могла найти опоры в собственном населении, и для ее поддержки победившая Спарта предоставила свои вооруженные отряды. После народного возмущения спартанцы были изгнаны, а вместе с ними и новые правители. Прежний демократический порядок восстановился частично, значительно сократились возможности контролировать деятельность должностных лиц, уменьшились финансовые возможности демократических учреждений, снизились налоги.

В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась ее конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства (афоризмом перикловской эпохи было: «Лучше добрые граждане и плохие законы, нежели плохие граждане и добрые законы»). Учреждения весили столько, сколько значили влиявшие на них люди. В период упадка достаточно было личности великого оратора Демосфена (IV в. до н. э.), чтобы вызвать к жизни прежние ценности народовластия. Но стоило городу изгнать его, и афинскую демократию стали раздирать сословные противоречия, сокрушившие Афины изнутри и сделавшие их легкой добычей набравшей силу на севере Эллады новой Македонской державы.

Решения

Решения судов изначально не основывались на законах. Они пришли от пострадавшей стороны, пытаясь компенсировать потерю. Приблизительно в 621 г. до н.э., во времена правления Дракона, появились первые писаные законы. Он был реформатором, создавшим первые писаные законы, которые считались очень суровыми. Слово драконовский произошло из этих законов, которые часто предусматривали смерть в качестве наказания даже за мелкие преступления. Дракон считал, что люди, виновные в незначительных нарушениях закона, заслуживают смертной казни. Кроме того, благодаря его реформам афиняне отличались от всех остальных, поскольку «убийство неафинянина, например, влекло за собой меньшее наказание». Эти законы просуществовали недолго не потому, что они привели к восстанию людей, возмущенных ими, а из-за разрыва между богатыми и бедными. Разные семьи ссорились, и богатые были озабочены только тем, чтобы бедные выплатили свой долг, а бедные были озабочены выплатой долга15. Затем люди обратились к Солону, чтобы он внес изменения, потому что он «никому не был должен и никому не был должен. Солон что угодно. Ему предоставили почти полный контроль над процессом, и обе стороны обратились к нему с просьбой помочь им. Солон списал все долги бедняков и предпринял другие меры, чтобы решить проблему. Он также провел правовые реформы, в самой крупной из которых он избавился от законов Драко, за исключением законов об убийстве. Солон также позволил беднякам быть членами жюри, также любой мужчина мог возбудить дело. Законы, изданные Солоном, были многочисленны и охватывали все стороны жизни и общества.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл. (wikipedia.org)

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.


Остракон с указанием имени Фемистокла. (wikipedia.org)

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами — черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

38.Система государственных должностей в древних Афинах согласно Афинской политии Аристотеля

До Драконта на высшие должности выбирали
по благородству происхождения и по
богатству. Правили должностные лица
сначала пожизненно, а впоследствии в
течение 10 лет.

Важнейшими и первыми по времени из
должностей были базилевс (царь),
полемарх и архонт. Из них первою была
должность базилевса, она была
унаследованной от отцов. Второй
присоединялась к ней должность полемарха,
ввиду того, что некоторые из царей
оказались в военных делах слабыми.
Последней является должность архонта
– он не распоряжается никаким из дел,
унаследованных от отцов, как царь и
полемарх, а все только вновь заведенными.
Архонты имели право решать дела
окончательно, «а не так как теперь»
производить только предварительное
расследование.

Много лет спустя были избраны фесмофеты,
когда должностных лиц выбирали на
год. Они записывали правовые положения
и хранили их для суда над спорящими
сторонами.

из архонтов избирались ареопагиты
(пожизненно). Совет ареопагитов, хотя
имел обязанность быть только блюстителем
законов, распоряжался большинством
важнейших дел в государствве, налагая
кары и взыскивая безапелляционно на
всех нарушителей порядка.

Архонт-басилевс, полемарх, архонт-эпоним
и шесть фесмофетов образовывали такой
орган как т.н. Девять архонтов. Во
времена Аристотеля эти должности
избирались жребием – одного из каждой
филы по очереди. Все они проходили
докимасию в Совете пятисот. Архонт,
базилевс и полемарх по своему усмотрению
брали себе двух помощников. Секретаря
коллегии фесмофетов избирал на­род.

Архонт-эпоним отвечал за сохранение
граждан­ского мира и собственности,
о чем в самом начале своей магист­ратуры
объявлял народу через глашатая.
Ар­хонт-эпоним заботился о сиротах и
всех недееспособных. Он распоряжался
их имуществом, надзирал за опекунами.
Ему пода­вали иски о дурном обращении
с родителями, сиротами, о расто­чении
имущества и т.д. По рассмотрении этих
исков в преюдициальном порядке он
передавал их в суд.

Архонт-басилевс заведовал некоторыми
делами общего­родского культа (ведал
мистериями совместно с попечителями,
споры по правам на жречество), Суду
архонта-басилевса вместе с судом эфетов
подлежали, кроме того, дела о непредумышленных
убийствах, уголовные дела, сторонами в
ко­торых были метэки и рабы; гражданские
дела таких лиц судил архонт-полемарх.
Он же судил дела, сторонами в ко­торых
были «проксены» (почетные метэки),
совершал надгробные состязания в честь
павших на войне.

Архонты-фесмофеты следили за
соблюдением законов в Афинах, определяли
со­став и порядок заседаний судебных
комиссий. Принимали жалобы на высших
чиновников, утверждали частные договоры
с иностранным элементом и др.

Кроме вышеозначенных магистратов, в
Афинах были еще следующие должностные
лица, которых выбирал народ по филам
или в экклесии. Казначей воинской
казны — для заведования со­юзной
казной на военные цели; заведующицй
городским водопро­водом — понятно
само собой; коллегия каталогизаторов
— в составе 10 человек заведовала учетом
граждан, способных нести службу в
кавалерии; коллегия аллофетов —
избиралась сроком на 4 года; коллегия
10 иеропеев и 10 годичных жрецов и др.

Вопрос 10.Афинское право. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений.

Владение-обладание
имущ-ом.Собственность-владение с правом
распоряж-я.Понятия права собствен-ти-не
было.Имущво:Видимое(земля,дом,рабы),невидим(«ускользать»от
налогиобл и конфискации-деньги,драгоценности).Частная
собст вела происхождение от гос-ой,а
гос-ая сущ-ла в форме частной.Земельные
уч-ки от слова «жребий»(клерос)-уч-к
получ от общины по жеребьёвке.Литургии-обяз-ть
богатых устраивать за свой счёт пышные
празднества.Размер расхода=богатству.Триерархия-обяз
за свой счёт снаряжать корабли.Обязат-ва
«никомаховой
этики.Аристот-я»:Вольные(договор),невольные(причинение
вреда или из деликта-правонаруш).Виды
дог-в:купли-прод,найма,товарищ-ва,займа,поклажи
или хранения,поруч-е.Осн обяз-ва:соглаш-я
любого рода.Брач-сем право:Безбрачие-морально
осуждалось.Холостяки-больные
люди.Приветствовались близкород-ые
связи.Многожон-во-нет.Дочь наследница-обяз-но
замуж за родственника(сохран
собствен).Брак-хар-р купли-продажи
невесты.(бр дог-р-между женихом и отцом
нев.отца нет-суд).Невесту обяз-но в
торжественном порядке во фратрию
мужа.Если нет-брак недейст-н.До Солона:Отец
обязан давать приданное>Сол отменил.Если
невесту выдавал брат-приданное(в управ-ии
мужа>детям).Жена-под властью отца и
мужа.Положение-приниженное.Развод:мужу-свободный.Жена-может.Прошение
Архонту Эпониму(в руки).Отц власть над
детьми-обширная.Солон отмен продажу
детей в раб-во.Дети от наложниц-юрид
незаконны.Наследие:по закону,по
завещ-ию(до солона-нет).

Решения

Решения судов не были первоначально основаны на законах. Они произошли из потерпевшей стороны, пытающейся дать компенсацию за их потерю. Приблизительно 621 до н.э с Дрэконом (есть различное правописание его имени), первые изданные законы появились. Он был реформатором, который сделал первые изданные законы, и законы считали очень резкими. Безжалостное слово прибыло об из этих законов, которые часто выделяли смерть как наказание даже за небольшие преступления. “Дрэкон чувствовал, что люди, виновные в маленьких нарушениях закона, заслужили смертной казни”. (Родос) Там также появился, различие афинян от всех других с его реформами как, “убивая неафинянина, например, подверглось меньшему штрафу”. Эти полицейские или законы не длились долго, но не потому что они приводят к восстанию людей, оскорбленных по ним, но из-за промежутка между богатыми и бедными. Различные семьи ссорились, и богатые только касались наличия платы бедных долг, который они были должны, и бедные были обеспокоены возмещением долговых 15 Людей, тогда превращенных к Солону, чтобы внести изменения, потому что он, “никто не был должен и никто ничего не был должен Солону”. Он был дан почти полный контроль над процессом, и обе стороны обратились к нему, чтобы помочь им. Солон отменил все долги, которые бедные были должны и сделали другие вещи решить проблему. Он также осуществил правовые реформы, самая большая из которых он избавился от законов Дрэкона за исключением тех об убийстве. Солон также допускал бедных, чтобы быть членами суда присяжных. Также любой мужчина мог ясно показать случай. Законы, которые сделал Солон, были многочисленными и касались всех частей жизни и общества.

Полис и демократия

Само слово демократия было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства только Аристотель в IV в. до н. э. и делал он это далеко не с благожелательным отношением к такому устройству (политию, смешение разных типов организации власти, считал он более устойчивой). Главной ценностью политических установлений периода афинской демократии был полис, полисная организация, особая совокупность институтов.

Полис – это, с точки зрения государственной организации, не территория, а сообщество людей, причисленных к нему; поэтому вовсе не нарушало идей народовластия, что далеко не все жители Аттики участвовали в государственной деятельности (в V в. до н. э. примерно 2/5 жителей были гражданами, 1/5 – метойками, 2/5 – рабами). Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен; если интерес города меняется, он может разорвать договор, снять с себя обязательства – право подчинено авторитаризму города.

Внутри города – хозяин его демос; все органы управления, все должностные лица только получают полномочия от демоса и контролируются законом. Периодическая смена должностных лиц считалась едва ли не главным оплотом народовластия и свободы его граждан: «Свободен город, народ у власти, выборных сменяет он каждый год, богатству преимуществ здесь не дают: права у бедных те же»*.

* Еврипид. Просительницы. 405-409.

Основными принципами свободного государственного устройства считались исономия (равенство перед законом) и исегориа (равенство в праве голоса). Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции. Равенство в политических правах должно опираться на особый статус гражданина, который может как-то противостоять всему сообществу. В Афинах до известной степени гарантиями такого статуса были признанная священной неприкосновенность жилища (каждый суверенен в своем доме, и никто из должностных лиц не вправе входить туда, устанавливать домашние порядки) и право эфесии – сопротивления противостоящим его интересам решениям магистратов. Граждане имели безусловное право участия в основных институтах власти и контроля за должностными лицами, причем построены они были так, что на жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (если не было уж исключительных обстоятельств) непременно хоть раз участвовал в совете, в гелиэйе, в деятельности магистратов.

Демократическое государственное устройство полиса не было гарантией от стремления к империализму, политической гегемонии над другими государствами. В 446-433 гг. до н. э. оформился Афинский морской союз, куда вошли почти все государства Греции (кроме Спарты). В союзе сохранили автономию только три прежних полиса, для остальных государств афинская экклезия стала органом политической власти. Финансовое ограбление соседей сопровождало демократию и даже укрепляло ее власть.

Афинская демократия могла существовать также только при политике примитивного социализма. Публичный сектор экономики играл важную роль в доходах полиса, регулярные хлебные, денежные, земельные раздачи считались обязательной частью деятельности государства; более того, демос начинал только в этом видеть смысл и оправдание полиса.

показать содержание

Общая характеристика права Древних Афин

В древнейшие периоды греческой истории основным источником права был обычай (темис), но в период становления полисного строя доминирующее положение стало занимать писаное право.

В Афинах первые из известных таких законов (номов) были созданы архонтом Драконтом в 621 г. До нашего времени дошли упоминания о положениях, закрепляющие чрезвычайно жестокие наказания за убийства. С приходом к власти Солона они были отменены (494—493 гг. до н.э.). Впоследствии благодаря деятельности народных собраний Афинской республики широкое распространение получила практика законодательства.

В рамках тесного полисного сотрудничества четкого представления о праве собственности в Афинах не сложилось. Достаточно было самого факта владения имуществом. Однако значительная часть относилась к общественной (государственной) собственности — храмовые и крепостные постройки, общественные здания, верфи, военные корабли и др. Вместе с тем рудники, например, могли сдаваться в аренду частным лицам. Афинское государство выступало гарантом права собственности граждан: ежегодно при вступлении в должность нового архонта-эпонима подтверждалось право афинян на владение принадлежащим им имуществом.

Все вещи, составляющие собственность, подразделялись на две категории:

  • видимые (земля, постройки, корабли, скот, рабы и т.д.);
  • невидимые (драгоценности, деньги).

В зависимости от достатка взимались налоги и налагались особые государственные повинности (литургии), получившие широкое распространение в V в. до н.э. (содержание посольств, отправляемых на религиозные празднества; содержание хоров, участвующих в состязаниях; сооружение и содержание помещений для физических упражнений; организация соревнований по бегу; снаряжение военного корабля и др.). Для выполнения литургий афиняне нередко объединялись в специальные товарищества.

Существовало обязательственное право, причем обязательства подразделялись на два вида: вольные (из договора) и невольные (из деликта).

Договоры в зависимости от их важности заключались в устной или письменной форме. Использовались синграфы (расписки) и хирографы (записи в книгах)

Афинское право знало следующие виды договоров: купли-продажи и найма (имущественного и личного).

Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи (скот, рабов, суда, землю, здания). Наемный труд играл незначительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее договоры личного найма совершались как в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах. Был широко распространен договор займа (под проценты и беспроцентный). Кроме того, применялись и иные виды договоров: ссуды, подряда, хранения, поручения, комиссии, залога, товарищества (корабельные, торговые, религиозные).

Основным средствами обеспечения договоров до реформ Солона были личная ответственность должника (долговая кабала) либо заклад собственных детей. После стали шире применяться задаток, залог и поручительство третьих лиц.

В сфере брачно-семейных отношений Афинская республика опиралась на крепкую патриархальную семью. Брак считался религиозной обязанностью каждого гражданина. Но и безбрачие проступком не признавалось, оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие неизбежно приводило к прекращению рода.

Брак был моногамным и фактически заключался в форме сделки купли-продажи, которую заключал глава семьи невесты с женихом. Религиозная брачная церемония заключалась в передаче невесты изпод власти семейных домашних богов под власть домашних богов жениха. Приданое не было обязательным. Расторжение брака было возможно по инициативе обеих сторон, но при этом муж имел право просто отослать жену обратно в отцовский дом без всяких юридических формальностей, жене же требовались веские основания и письменное прошение о разводе.

В наследственном праве были известны обе формы (по закону и по завещанию). По закону первоочередным правом обладали сыновья, которые получали равные доли. Дочери фактически были только хранительницами наследства, переходившего к внукам умершего. Наследниками второй очереди признавались боковые родственники: братья наследодателя и их дети, затем сестры, затем двоюродные братья и сестры, далее дети, наследование которых законодательно не регулировалось. Незаконнорожденные не имели права на наследство, приемные дети уравнивались в правах с родными. Усыновление допускалось в случае бездетности, а также при отсутствии сыновей.

Наследование по завещанию впервые было введено Солоном, но при наличии у завещателя сыновей оно признавалось незаконным.

Уголовно-правовые начала афинского общества не имели стройного законодательного воплощения. Преступления носили характер частного обвинения, а их составы фиксировались в большом количестве различных актов и различались по видам:

  • преступления против религии (неуважение официального культа и богов, осквернение священных рощ, храмов и т. п.);
  • государственные преступления (государственная измена, обман народа, внесение в экклесию или буле заведомо противозаконных предложений, дезертирство, неуплата воинского налога, уклонение от литургии, казнокрадство и др.);
  • преступления против семьи (прелюбодеяние, преступления против родителей, брак с чужеземцами и т.д.);
  • против личности (убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д.);
  • преступления против собственности (ограбление, кража и т.д.).

Самыми распространенными наказаниями были:

  • смертная казнь (четвертование, разрывание деревьями и животными, голодная смерть, закапывание в землю, отравление);
  • изгнание — вечное с конфискацией имущества и срочное на десять лет (остракизм);
  • лишение политических и гражданских прав — атимия (полная или частичная, временная, пожизненная или наследственная);
  • тюремное заключение (как мера предварительного содержания);
  • конфискация имущества;
  • штраф;
  • продажа в рабство (за незаконное присвоение афинского гражданства).

Состязательность судебного процесса обусловливала право каждого гражданина подать жалобу, а также собрать необходимый материал. Доказательства и показания запечатывались в глиняный сосуд и представлялись суду. Для составления судебных речей обращались к профессионалам (логографам), хотя это запрещалось. Регламентом выступающему служили водяные часы, но по особо важным делам временных ограничений не было, и суд вершился «без воды».

В зависимости от специфики дела предусматривались различные судебные инстанции и особенности судопроизводства.

Дела о религиозных преступлениях и умышленных убийствах рассматривались ареопагом: дела слушались по ночам, с жертвоприношениями и клятвами, стороны произносили речи, стоя на шатких камнях («камень непрощения»), решение выносилось на третий день, но до оглашения приговора подсудимый мог покинуть город.

Непредумышленные убийства, а также совершенные в целях самозащиты рассматривались коллегией эфетов. Преступления против собственности и общественного порядка находились в ведении коллегии одиннадцати. Имущественные споры подлежали рассмотрению коллегией диэтетов, более мелкие споры находились в компетенции других судебных инстанций, а также судов по филам и демам. Широкий спектр дел находился в ведении суда присяжных — гелиэи (5000 ежегодно избираемых гелиастов принимали решение голосом, а также белыми и черными камешками, а при обвинительном вердикте определяли конкретное наказание). Кроме того, в гелиэе рассматривались дела о законопроектах, противоречащих полисным интересам (огромный штраф). Гелиэя также выполняла функции высшего апелляционного суда.

показать содержание

Ссылка

афинян, чтобы предотвратить тиранию был способ удалить или сослать человека из общества, если они получили слишком много власти. Это не было полностью успешно в предотвращении тиранов все же. В определенный день в зимних гражданах прибыл бы, и у них была возможность сослать человека. Было десять ворот в Агоре, главном здании, каждых воротах для различного племени. Люди приехали бы и написали бы имя на черепке. Если бы у более чем шести тысяч ostraka было то же самое имя на них, то человек должен был бы уехать из Афин в течение десяти дней. Были результаты археологии, которые раскрыли многие черепки черепка.

Финансовая система

Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления.

Узаконенной обязанности граждан уплачивать налоги в казну в Афинах не было: гражданин был вправе отказаться от уплаты налогов, которая составляла более предмет моральной добродетели. Финансы государства складывались из: 1) доходов от разработки общеафинских рудников, копей, от чеканки монеты; 2) прямого налога, который обязаны были уплачивать неграждане Аттики – метойки и освобожденные, причем и мужчины, и женщины (в половинном размере); 3) косвенных налогов, к которым относились таможенные 2%-ные сборы, рыночные, с продаж; их уплачивали все участники оборота. Помимо основных, с 428 г. до н. э. был введен (4) особый налог эйсфора, который обязаны были уплачивать и граждане, и метойки с имущества, превышающего стоимость в 1 тыс. драхм, а с 413 г. – торговый налог (5) эйкоста, которым облагались все товары, перемещавшиеся в рамках Афинского союза (по 5%) и вывозимые через Босфор (по 10%). В 378 г. до н. э. в ходе очередной реформы усилилась роль подоходного обложения всех граждан. Большее значение для граждан имели прямые натуральные обязанности – литургии, важнейшими из которых были: взносы на театральный хор, на обучение юношества, на организацию священных посольств на общегреческие празднества. Сохранялись древние повинности по постройке за свой счет кораблей (триерархия), пополнению арсеналов полиса.

Общий контроль за финансами осуществлял булэ, назначавший для этого 10 специальных магистратов – полетов; они вели счета, осуществляли государственные расходы. Сбором доходов ведали совершенно другие магистраты – аподекты, также в числе 10; в их наблюдении была государственная казна. Афины располагали десятью сокровищницами, которые поочередно могли 6ыть использованы для расходов; особая сокровищница богини Афины использовалась только на основании особого закона.

Судебные палаты

Афинский суд присяжных делился на 10 палат, называвшихся дикастериями. В каждой из них было 600 человек, из которых 500 занимались разбором дел, а 100 находились в запасе. Такое большое количество членов суда и палат исследователи объясняют тем, что в таком масштабном городе-государстве, как Афины, имелось очень много разнообразных дел.

Но имеется и еще одно предположение, согласно которому, существовало стремление избежать подкупа представителей судейского корпуса. Ведь подкупить тысячи судей довольно затруднительно, тем более что дела между палатами распределялись согласно жребию.

Когда случалось дело особой важности, оно разбиралось на совместном заседании двух или трех палат. Афинский суд был высшим судебным органом с очень широкой компетенцией

По сути, он помогал народному собранию, снижая его загруженность и тем самым являясь дополнением этой управленческой структуры.

Лесные враги

Если не считать браконьеров, то очень опасны для диких коз медведь, рысь, волк, лиса. Лисица охотится на козлят день и ночь, преследует старых больных коз. Молодые самки и самцы могут отбиться от лисицы своими ногами. Если лисица находит раненую охотниками косулю, то убивает её, разрывая артерии на шее. Мёртвых начинает есть с того места, где оставлена рана.

Не менее опасна для коз и дикая кошка. Она нападает на телят. Стоит только матери отойти, дикая кошка стремительно хватает детёныша и мгновенно убивает его. На взрослых особей кошка не нападает.

Для молодняка опасны также горностаи, куницы, хорьки, филины.

Необычную опасность для косуль представляют мухи. Их личинки селятся в носу, на спине и причиняют немало страданий животным.

Косуля издавна приручена человеком. Телёнок быстро привыкает к домашнему быту, животным и людям. Он запрыгивает на стол и лакомится человеческой пищей. Самка верна дому и не представляет опасности. Козел же опасен после того, как у него выросли рога.

https://youtube.com/watch?v=cjiwIbYcTDw

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


Остраконы, обнаруженные при раскопках. (wikipedia.org)

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Упадок афинской демократии

Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.

Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

(подробнее см.: История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.)


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования