Сочинения и популярные темы докладов

Короткие стихи лермонтова о жизни

Вариант №3

Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.

Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.

Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.

Однако одна из девушек не наслаждается празднеством. Она погружена в тревожный сон, в котором видит смерть своего возлюбленного в Дагестане.

Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.

Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.

Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.

10 класс кратко, по плану, Тема идея

Раннее творчество

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:

Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

Сочинение: Отзыв о стихотворении «Тучи» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)

(404 слова) «Тучи» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Чаще всего преподаватели школ рассказывают свои ученикам, что это стихотворение о том, что лирический герой сравнивает себя с этими тучками, которым нигде нет места, где бы они не пребывали. Также и с самим главным героем, но все гораздо сложнее: тема этого стихотворения гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Стихотворения было написано в 1840 году в тот день, когда Лермонтов отправился на Кавказ. Считается, что это произведение — эпитафия на собственную могилу, будто он знает, что скоро умрет. Лермонтов никогда не был обделен чувством предсказывать свою судьбу. Во всех его последующих произведения было отчетливо видно, как эта красная линия проходит через все произведения.

Это произведение относят к жанру стихотворения, потому что в нем есть свойственная ритмичность и рифма, а также стихотворный размер. Направление – пейзажная лирика. Каждая строчка описывает облик природы и самих туч. Стихотворный размер – четырехстопный дактиль. С точки зрения рифмы, здесь преобладает перекрестная рифма:

В стихотворении «Тучи» особенно преобладают эпитеты, такие, как «злоба открытая» или «тайная зависть». Также здесь есть олицетворение «вечные странники». Таким образом, лирический герой сравнивает себя с этими тучами. Еще присутствует сравнение: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Смысл названия прост и ясен, только вот наполнение у стихотворения философское и печальное.

В стихотворении «Тучи» конфликт строится на том, что между строк говорится о сравнении лирического героя с тучами, и только в конце ясно, что у туч нет родины и им, где бы они не были, места нет, а лирическому герою есть, куда бежать. Суть произведения в том, что лирический герой признается себе самому, что у него самого есть место, где, возможно, он важен и нужен, и, где бы он ни был, ему все равно ему, так или иначе, придется смириться со своей участью: его сердце хочет далеко, но там, далеко, для него нет места. Главный герой ищет себя и ему трудно осознавать, что там, где, кажется, что хорошо, вовсе не хорошо. Его мечты рушатся, и он осознает, что ему придется смириться с тем, что есть. Лирический герой — скиталец и ему трудно быть с самим собой в ладу. Основная мысль данного произведения в том, что лирический герой находится в смятении, и он ищет себя.

Мое впечатление от стихотворения «Тучи» приятное, текст мелодичен и легко запоминается. А главное, он отражает тоску, которая время от времени накрывает каждого из нас на распутье жизненного пути.

Стихи Лермонтова о свободе

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
*
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
*
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Воля

Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне – судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться.
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах –
Березы да сосны.
Несусь ли я на коне, –
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой, –
Небо светит мне луной;
Мои братья в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир – необъятное!

Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной.
Когда зари румяный полусвет
В окно тюрьмы прощальный свой привет
Мне умирая посылает
И, опершись на звучное ружье,
Наш часовой, про старое житье
Мечтая, стоя засыпает,
Тогда, чело склонив к сырой стене,
Я слушаю – и в мрачной тишине
Твои напевы раздаются.
О чем они – не знаю; но тоской
Исполнены, и звуки чередой,
Как слезы, тихо льются, льются…
И лучших лет надежды и любовь
В груди моей всё оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей,
И кровь кипит – и слезы из очей,
Как звуки, друг за другом льются.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Благодаря «Парусу», написанному в тысяча восемьсот тридцать втором году, можно говорить о том, что всем людям, которые разбираются в творчестве, станет ясным тот момент, что произведение содержит в себе большой философский смысл, который несет довольно яркий эмоциональный и смысловой посыл. Благодаря пейзажам, изображенным в данной работе, становится понятной атмосфера грусти и печали, которая была заложена в ней. Также, можно отметить и прочие дополнительные элементы, которые затронул автор в произведении. Благодаря лирической направленности, и нестандартным рамкам, в которые завернул свою историю Лермонтов, откровенным становится тот момент, который говорит о весьма сложном существовании человека, которого большинство не может понять и принять.

Изображенные в нем элементы морей, волн, неба, и прочего, сигнализируют читателю о том, что атмосфера в данной истории полна того, что мысли героев погружены в печаль и уныние. Также, в некоторых произведениях, Лермонтов рассказывает о том, что часто гениальных писателей и авторов не понимали, и не могли оценить по достоинству. Из-за этого, происходили неравнозначные отношения, которые могли сигнализировать о весьма несправедливой обстановке, которая складывалась из-за этого. Например, в произведении «Смерть поэта», автор указывал на то, что общественное мнение сгубило Пушкина. Тем самым, он хотел людей призвать к ответственности за совершение поступков и изречение фраз, которые могут быть губительными в ряде ситуаций. Лермонтов подарил миру массу замечательных стихотворений. В своей философии автор указывает на то, что порой жить становится крайне невыносимо и тоскливо.

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова

Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.

В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется

Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем

В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.

Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.

Вариант №2

В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге, Лермонтов прощался со своими друзьями.

В ожидании отъезда, Михаил Юрьевич стоял у окна, наблюдая за небом, покрытое тёмными тучами. Именно так и зародилась идея написать стихотворение «Тучи».

Жанр, направление и размер стихотворения.

Стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича написано в жанре философской лирики. Хочется немного объяснить читателю, что же это за жанр?

Жанр философской лирики – это произведения, в основе которых лежит философия, рассуждения о смысле жизни. Направление данного стихотворения – романтизм и реализм. То есть поэт размышляет о реальных жизненных и социальных проблемах.

Что же касается размера, то написано стихотворение дактилем. Дактиль – размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а остальные слоги безударные.

Образы и символы стихотворения.

1. В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича, облака олицетворяются как свободные, независимые существа, их невозможно обидеть, задеть, в отличие от живых людей, которые обременены мирскими проблемами.

2. Такие чувства как злоба и зависть заставили поэта покинуть свою Родину, поехав в ссылку в страшное место, на Кавказ. В то время там происходили ужасные события. Также поэт пережил предательство друзей, которые вместо поддержки, оклеветали Михаила Юрьевича перед царём, тем самым ужесточив ему приговор.

3. В стихотворении «Тучи» Лермонтов указывает на то, что герой – одиночка по жизни. Смирение с судьбой указывает на то, что он ещё и спокойный, невозмутимый человек.

Темы и настроение стихотворения.

Одна из главных тем, затронутых автором стихотворения, это доказательство того, что человек и мир никогда не смогут стать одним целым. В отличии от туч, которые ничего не чувствуют, люди обременены людскими проблемами, размышлениями. Вторая немаловажная проблема – любовь к Родине, и переживания по поводу изгнания с родной стороны. Писатель тщательно пытается скрыть свои переживания от других, и у него это хорошо получается. О причине отъезда Михаил Юрьевич также говорит в печали, упоминая предательство близких друзей.

Настроение в стихотворении печальное, тяжелое. Тёмные тучи, которые плывут по течению в небе, указывает на тяжелую пору жизни человека.

Основная идея стихотворения.

Лермонтов в своём стихотворении указывает на разницу между человеком и природой. Тучи бесчувственные, безразличные, а герой обречен на заточение. Главная мысль заключается в том, что если ты что-то или кого-то любишь, это значит, что ты привязан к чему-либо.

Средства художественной выразительности в стихотворении.

В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова явно выражены стандартные приёмы, такие как метафоры, эпитеты, олицетворение. Например: «тучки небесные, вечные странники».

Использование эпитетов – тоже важная составляющая стихотворения. Примеры: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные». В этих приёмах скрытые смыслы, указывающие на отношение к событиям.

Метафора указывает на скрытое сравнение главного героя с мчащимися небесными тучами: «Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники»

6 класс

Анализ стихотворения «Утес»

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать. Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни .

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Оно наполнено романтикой и одухотворённостью, которыми автор нередко наделял живую природу. полагая, что многие люди разучились испытывать высокие и благородные чувства. Особенности лирики Лермонтова — её глубокий психологизм, умение найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, эмоциональность, простота, задушевность и музыкальность. Стихотворение «Утёс» написано пятистопным хореем.

И скучно, и грустно

Стихотворение «И скучно и грустно» можно назвать гимном одиночества. Оно настолько точно передает чувства и переживания одинокого человека, что легко ложится на память. Это стихотворение, написано в 1840 году, состоит из трех строф, написанных разностопным амфибрахием. Рифмы в строфах перекрестные. Стихотворение, очень красивое, но, пожалуй, из всего списка представленных стихов Лермонтова оно наименее легко учится.

И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недугИсчезнет при слове рассудка;И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —Такая пустая и глупая шутка…

BrandHouse Ростов-на-Дону

Особые указания

После каждой обработки следует тщательно мыть руки в тёплой мыльной воде. Также рекомендуется отказаться от нанесения на лицо декоративной косметики и не прикасаться к поражённым участкам руками.

Для снижения риска повторного заражения также необходимо каждую обработку проводить в одноразовых перчатках. Во время лечения следует:

  • Сократить время пребывания у компьютера.
  • Не подвергаться солнечному излучению.
  • Отказаться от спиртного и острых продуктов.

Текст «Утес» М.Лермонтов

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» 6 класс

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности. Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

Тема свободы занимает одно из главных мест в лирике Лермонтова. Это поэма «Мцыри», стихотворения «Узник», «Белеет парус одинокий…», «Тучи». Поэт хочет обрести свободу и покой.

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Вот погода наладилась. И появился луч солнца. Но это не нравится одинокому моряку. Он опять хочет кинуться в бурю. Там ему спокойнее, там ему никто не мешает, никто не докучает. Видимо, в буре для него лучше, чем на твёрдой земле. Это как надо было «достать» человека, что он готов мотаться по бурлящему морю на утлом судёнышке?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

Человека нельзя лишать свободы. Без неё он чахнет, как цветок без живительной влаги. Вот красавица черкешенка Белла из повести «Максим Максимыч». Она угасала и чахла на глазах. Максим Максимыч и гулял с ней, и относился как к дочери. Но «выдернутая», как цветок, из родной земли, даже при хорошем уходе и заботе, она погибает.

Точно также, как погибает без свободы мальчик-горец из поэмы «Мцыри». Да, монахи спасли его, выходили, вырастили. Но его свободолюбивая натура не может смириться с аскетичной жизнью в монастыре. Там надо жить по распорядку, подавлять свои инстинкты и желания.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Стихотворение «Узник» было написано перед ссылкой, практически, когда поэт находился под арестом. В нём тоже красной нитью проходит тема свободы.

А «Тучи» раскрывают, что подразумевает Лермонтов под словом «свобода». Это значит мыслить, мечтать, не зависеть от мнений и устоев, принятых в обществе.

Размещение рекламных роликов для привлечения российских туристов в Азербайджан

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования