Критика а. в. дружинина: статья «обломов» (роман и. а. гончарова)

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Ольга Ильинская

Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца. Это достаточно сильный женский образ. Героиня уверена в себе, постоянно стремится к развитию. Ольга была не настолько красива, однако образ ее отличается гармонией. Богатая духовная жизнь важна для героини. Полюбив Обломова, Ольга считает, что может изменить его и поставить его на истинный путь. Однако жизненные ценности у героев настолько разные, что им приходится расстаться. Ольга, как и Штольц, любит труд. Поэтому она и сходится с ним. Однако нельзя сказать, что она полностью с ним счастлива.

Характеристика главного героя

Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, молодой (32-33 года) русский дворянин, праздно и беззаботно проживающий в своем имении. Имеет приятную внешность, главной особенностью которой является мягкость во всех его чертах и основным выражением его души.

Его самое любимое занятие — это апатичное лежание на диване и бессмысленное времяпровождение в пустых размышлениях и мечтательных раздумьях. Причем полное отсутствие каких-либо действий это его осознанный выбор, ведь когда-то он имел должность в департаменте и ждал продвижения по карьерной лестнице. Но потом ему это наскучило и он все бросил, сделав своим идеалом беззаботную жизнь, наполненную сонным миром и спокойствием, как в детстве.

(Старый верный слуга Захар

Обломов отличается чистосердечностью, мягкостью и добротой, он даже не потерял такое ценное нравственное качество как совесть. Он далек от зла или плохих поступков, но в то же время уверенно сказать, что он положительный герой, нельзя. Гончаров нарисовал читателю страшную картину душевного запустения Обломова и его морального разложения. Старый и верный слуга Захар — зеркальное отражение характера его молодого барина. Он такой же ленивый и неряшливый, предан до глубины души своему барину и также разделяет с ним философию его жизни.

Одной из главных сюжетных линий в романе, которая как нельзя лучше раскрывает характер главного героя, становятся любовные взаимоотношения Обломова с Ольгой Ильинской. Внезапно вспыхнувшие в сердце Обломова романтические чувства к этой молодой и милой особе пробуждают в нем интерес к духовной жизни, он начинает интересоваться искусством и умственными запросами своего времени. Таким образом возникает луч надежды, что Обломов может вернуться к нормальной человеческой жизни. Любовь открывает в нем новые, ранее никому не известные черты его характера, окрыляет и вдохновляет на новую жизнь.

Но в итоге чувство любви к этой чистой и высоконравственной девушке становится яркой, но весьма кратковременной вспышкой в размеренной и однообразной жизни барина-лежебоки. Очень быстро развеиваются иллюзии, от том что они могут быть вместе, слишком они не похожи с Ольгой, он никогда не сможет стать тем, кого она хочет видеть рядом с собой. Происходит естественный разрыв отношений. В процессе выбора между романтическим свиданиями и безмятежным сонным состоянием, в котором он прожил большую часть своей сознательной жизни, Обломов выбирает привычный и любимый для него вариант ничегонеделанья. И только в доме Агафьи Пшенициной, окруженный такой привычной для него заботой и праздной, беззаботной жизнью, он находит свое идеальное убежище, где тихо и незаметно заканчивается его жизнь.

Тема

Тема
«Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика
романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви
, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Сюжет

В Петербурге, в доме на Гороховой улице жил Илья Ильич Обломов. Молодой мужчина приехал в столицу из своего родового поместья, и попытался было влиться в светскую жизнь, но это ему не удалось. Будучи от природы ленивым и бездеятельным, Илья Ильич большую часть времени проводил, лежа на диване в бессмысленных мечтаниях.

После смерти родителей герой остался единственным наследником, и получил в полное владение родовое имение Обломовку. Однако управлять делами Илья Ильич не умел, да и не хотел. Он лишь размышлял о том, как примется развивать Обломовку, но так и не приступил к реализации своих планов.

Илья Ильич ожидал приезда своего старого друга Андрея Ивановича Штольца. Он надеялся, что тот поможет ему разобраться со всеми хозяйственными делами. Штольц, увидев друга, был недоволен тем, какой образ жизни он вел, и решил исправить ситуацию. Он принялся вывозить Обломова в свет, знакомить его со своими друзьями. Илья Ильич стал оживать буквально на глазах, и даже влюбился в Ольгу Ильинскую.

Девушка, почувствовав влечение к Илье Обломову, старалась всячески расшевелить его и привить вкус к жизни, знаниям, активной деятельности. Однако Ольге так и не удалось перевоспитать своего избранника. Обломов не мог навсегда отказаться от привычного образа жизни, и постепенно всплеск его активности стал утихать.

Штольц покинул город, и Илья Ильич переехал в другой дом на Выборгской стороне. Там он познакомился с Агафьей Пшеницыной, и влюбился в нее. Брат Агафьи, Мухояров, оказался отменным аферистом, и, увидев лакомый кусок в лице Обломова, принялся плести интриги.

К счастью, вернулся Андрей Штольц и вовремя разоблачил обман Мухоярова. Однако к тому времени Агафья уже приобрела полную власть над Обломовым – она пекла ему пироги, ни в чем не упрекала, не призывала к активным действиям, и сумела создать такую спокойную и уютную атмосферу, которую так ценил Илья Ильич. В итоге, он женился на Агафье, которая родила ему сына Андрюшу.

Ольга же, осознав всю тщетность попыток изменить Обломова, обратила свое внимание на Штольца, и вышла за него замуж. Спустя несколько лет Штольц навестил своего друга, и нашел его полностью довольным своей жизнью, которая являлась олицетворением безмятежности и спокойствия

Еще спустя пять лет, когда Обломова уже не было в живых, супружеская чета Штольц взяла к себе на воспитание Андрюшу. Агафья Пшеницына, живя памятью о покойном супруге, всю свою любовь сосредоточила на сыне. В обветшалом же домике Обломовых теперь всем командовала жена разорившегося Мухоярова.

Илья Ильич Обломов — типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына «Ильей», если такое же было и имя его отца… Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это — помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами

Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения

Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

— КОНЕЦ —

  • В начало
  • Назад
  • 4
  • Вперед
  • В конец

Краткое изложение

Чтобы уверенно освоить краткое изложение не только литературных произведений, но и выступлений, проходящих в культурно-значимых местах, нужно тренировать свою память. Тренировка памяти – это не нудный процесс. Скорее это игра, в которую можно играть самому без посторонней помощи.

Рано или поздно кратко изложить увиденное или сказанное нам придется. Например, в школе, когда учительница после долгого монолога просит повторить, что «я только что сказала?» . Здесь на выручку придет не только отличная память, но и юмор – несомненный спутник каждого человека. Как же нам написать краткое изложение? Изложение, как правило, нам читают несколько раз. Прослушайте первый, раз не записывая и не отвлекаясь. После того, как прослушали, разбейте текст в голове по частям и выделите главное – это не просто для первого раза, но в дальнейшем этот прием облегчит вам жизнь и в университете. Слушая второй раз изложение, выделяйте главное в каждой чести изложения. Таким образом, краткое изложение будет почти готово. Не забывайте имен главных героев и их взаимосвязи в произведении.

Краткий пересказ изложения будет неполным, если вы пропустите кульминацию – это один из самых важных аспектов. Конечно, следите за ошибками не только орфографическими, но и стилистическими. Учитывайте, что краткое содержание произведения останется в вашей памяти на долгое время и грамотная речь – это не только украшение человека, это возможность находить общий язык, свободно общаться не только со своими друзьями, но посторонними людьми. Грамотная речь – это ёмкое, краткое по содержанию изложение не только собственных мыслей, но вещей другого порядка, которые насыщают нашу жизнь.

Подведем итог. Чтобы научиться краткому пересказу и краткому изложению, знаний правил русского языка недостаточно – необходимо тренироваться в публичном выступлении, тренировать свой мозг на запоминание. Лучший способ тренировки на запоминание – это учить стихи наизусть. Помимо тренировки мозга, запоминание стихов будет полезно: вы сможете рассказать стихотворение при любом удобном случае: в компании друзей, на дне рождения, на свидании или прогулке с любимым человеком.

В качестве пособия мы приводим краткие содержания произведений русской литературы:

Николай Михайлович Карамзин

Александр Николаевич Радищев

Денис Иванович Фонвизин

Николай Васильевич Гоголь

Александр Сергеевич ГрибоедовГоре от умаКраткий пересказ мира героев комедии «Горе от ума»

Михаил Юрьевич ЛермонтовГерой нашего времени — Мир героев произведения «Герой нашего времени» в кратком изложении и пересказеМцыри, Мир героев произведения «МЦЫРИ» в кратком изложении

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мир героев поэмы Лермонтова

Лев Николаевич ТолстойВойна и мир

Иван Сергеевич ТургеневАся

Николай Алексеевич Некрасов

Александр Николаевич ОстровскийБесприданница

Федор Михайлович ДостоевскийПреступление и наказание

Николай Семенович ЛесковЛеди Макбет Мценского уезда

Иван Александрович ГончаровОбломов

Николай Гаврилович ЧернышевскийЧто делать?

Антон Павлович ЧеховВишневый сад

Владимир Галактионович КороленкоСлепой музыкант

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Максим ГорькийМать

Александр Александрович БлокДвенадцать

Александр Иванович КупринГранатовый браслетПоединок

Сергей Александрович ЕсенинАнна Снегина

Владимир Владимирович МаяковскийБаняКлоп

Иван Алексеевич БунинАнтоновские яблокиГосподин из Сан-ФранцискоЛегкое дыхание

Михаил Афанасьевич БулгаковМастер и Маргарита

Исаак Эммануилович БабельКонармия

Александр Александрович ФадеевРазгром

Евгений Иванович ЗамятинМы

Андрей Платонович ПлатоновКотлован

Михаил Александрович ШолоховПоднятая целина

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Александр Трифонович ТвардовскийВасилий Теркин

Александр Исаевич СолженицынМатренин дворОдин день Ивана Денисовича

Борис Леонидович ПастернакДоктор Живаго

Юрий Валентинович ТрифоновОбменСотников

Характеры персонажей

Обломова Н. А. Добролюбов называл современным типом русского человека, подчеркивая, что людей, подобных главному герою романа, много. Черты характера таких типов людей, по мнению критика, уже отображались в русской литературе («Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена и др.). Н. А. Добролюбов тем самым указывал на типичность образа Обломова. По мнению критика, в каждом русском человеке есть черты Обломова. История «добряка-ленивца» отобразила, по мнению Н. А. Добролюбова, всю русскую жизнь.

Н. А. Добролюбов подтверждает негативные стороны Обломова, но он видит истинные причины такого характера: воспитание. Главный герой романа привык получать все, что ему захочется, с самого детства, отсюда и возникла лень, скука и апатия ко всему.

Неоднозначен в оценке Н. А. Добролюбова образ Штольца

Критик видит его достоинства, но считает, что это не тот человек, который может крикнуть всему русскому народу важное для него слово «Вперед!». Штольц – человек будущего, а не настоящего

Положительно Н. А. Добролюбов оценивал Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине такого человека, который сможет повести за собой всю Россию, освободив ее от безволия и апатичности Обломовых.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Критика Добролюбова по «Обломову»», рассмотрит мнение Н. А. Добролюбова по поводу «обломовщины» как общественного явления, а также мнение критика по поводу центральных персонажей романа И. А. Гончарова.

Второстепенные персонажи

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

Потомственные дворяне и бояре — «обломовцы»?

О чем пишет литературный критик? О том, что Гончарову удалось рассмотреть истинно русский типаж и раскрыть его беспощадно и достоверно. Действительно, это тогда было. Худшая часть дворянства и барства, понимая, что ничего толком для общества они уже не сделают, жила, упиваясь своим богатством, лишь в свое удовольствие. Дремотное существование «жизнью желудка» этой прослойки общества тлетворно разлагало остальное русское общество. Литератор выносит суровый исторический вердикт дворянству и барству в России: их время прошло бесповоротно! Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» открыто обличает антиобщественный характер «обломовцев»: презрение к труду, потребительское отношение к женщине, бесконечное словословие.

Между прочим, это то же что клеймят и наши классики-современники, например Виктор Пелевин: гламур и дискурс, только названные иначе. Ведь современное необарство и неодворянство породило новых людей-паразитов.

Конспект Дружинин «Обломов» кратко

Статья А. В. Дружинина раскрыла роман И. А. Гончарова «Обломов» с философской точки зрения. Автор показал читатель истинную ценность, суть и второе дон произведения, особенности героев и их поведения.

Дружинин видит в Гончарове исключительного поэта несмотря на то, что пишет тот в прозе. Критик уверен, что автор смог вплести в канву сюжета лирические мысли и героя, который изображает порочные черты всего общества. Об этом свидетельствует и то, что роман разобрали на цитаты, а понятия «обломовщина» и «Обломов» стали крылатыми выражениями и нарицательными словами в мире литературы.

В Обломове Дружинин видит то самое скверное лицо народа, неспособного измениться и побороть свою лень, необразованность и нежелание менять рутинную жизнь. Особенно читатель видит это в главе «Сон Обломова», где главный герой видит свои пороки, понимает суть и смысл своей жизни. Он на малую долю секунды начинает сомневаться в том образе жизни, который избрал. Но все возвращается на круг своя.

Илью Ильича Обломова любят все. Несмотря на его абсолютно неактивный образ жизни, его друзья видят в нем хорошего друга и слушателя. Но особенно раскрывается главный персонаж в глазах прекрасной дамы сердца – Ольги Ильинской. Она по-особенному рисует его портрет, черты и характер. Главный герой уже был готов ради нее измениться, ведь нечасто человек встречает идеал. Однако боязнь потерять постоянство лишает его возможности обрести счастье.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.

Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.

Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает чего хочет и постоянно развивается.

Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.

Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, стала впоследствии его женой.

Алексеев

Не любитель Обломов. Характеристика гостей его может служить доказательством того, что эти знакомства весьма поверхностны. Начнем с Алексеева, человека неопределенного облика и возраста. Он — личность, на определенном этапе «потерявшая себя». Поэтому его каждый называет по-разному: то Иваном Васильевичем, то Иваном Ивановичем, то Иваном Михайловичем. Есть ли он, нет ли его, обществу все равно. Ранее он был при должности, пользовался определенным влиянием, считал себя светским львом. Его знали, приглашали. Но случилось неожиданное, и высокая должность была утрачена, взамен ей пришла «обычная служба» на рядовой должности, и сразу же Алексеев стал неинтересен окружающим. Не в скудности ли духовного мира этого человека кроется причина того, что так получилось? Утратив должность, он не нашел, на что далее можно опереться в жизни. Алексеев представляет собой остов, жалкую тень бывшего центра внимания. Обломов дает ему уничтожающую оценку: «Человека-то нет!»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий