Критика романа герой нашего времени

Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Варианты контрольной работы по творчеству Лермонтова

1. Знание фактов биографии и творчества1. Расскажите о воспитании и образовании Лермонтова. Какие темы и мотивы характерныдля его поэзии до 1837 года?2. Расскажите о первой ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в егопоэзии?1. Расскажите о жизни Лермонтова в Петербурге и Москве. Почему 1837 год считают рубежом в его творчестве?2. Расскажите о второй ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в рома-не «Герой нашего времени»?2. Знание основного содержания произведений1. Из каких произведений эти строки?1) «Много красавиц в аулах у нас,Звезды сияют во мраке их глаз.Сладко любить их, завидная доля;Но веселей молодецкая воля».2) «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,А за прудом село дымится — и встаютВдали туманы над полями.В аллею темную вхожу я; сквозь кустыГлядит вечерний луч, и желтые листыШумят под робкими шагами».3) «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»1. Из каких произведений эти строки?3. Умение анализировать лирику и фрагменты прозы, опираясь на изученные теоретико-литературные понятия4. Навыки монологической речи (4—6 предложений)Домашнее задание

В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени”

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени”

1. О композиции

“Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и “Фаталист” и “Тамань”… Теперь они являются вместе с другими, с “Максим Максимычем”, “Предисловием к журналу Печорина” и “Княжною Мери”, под одним общим заглавием “Герой нашего времени”. Во всех повестях одна мысль, и

эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В “Бэле” он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях – с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раздражено. Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе “Тамань” герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к “Княжне Мери”, и туман рассеивается… основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец “Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая… странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и грустнее”.

2. Замечания по системе образов

Максим Максимыч:

“Тип старого кавказского служаки… умственный кругозор очень ограничен… Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!”

Азамат:

“Дикарь, разбойник по рождению, для которого нет в мире ничего дороже оружия и лошади и для которого желание – медленная пытка на малом огне”.

Бэла:

“Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе”.

Грушницкий:

“Идеальный молодой человек… “производить эффект – его страсть”. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии”.

Мери:

“Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели”.

Вера:

“Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина”.

3. О характере Печорина:

“Его страсти – бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения – острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!”

А) Деятельная натура:

“Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли”. .

Б) Рефлексия, раздвоение личности:

“В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры… – противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека”.

В) Кризисное состояние духа:

“Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею… Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии”.

Г) Эгоизм:

“Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви”.

Д) Сравнение с Онегиным:

“Печорин Лермонтова… Это Онегин нашего времени. Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову”.

4. Художественные особенности:

“Герой нашего времени представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев”.

Другие интересные вопросы и ответы

Помогите написать эссе на выше заданную тему!!! Приведите примеры таких произведений из литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектурыGuest7

Потому что их хорошо распиарили в то время, они были известны многим слоям населения и соответственно цену набивали этим произведениям, что с молотка уходят за боснословные суммы в наше время даже и подделки тех времен…

Гость5

Какое содержание “Героя нашего времени”?

Гость4

Вкратце перескажу сюжет по главам:

“Бэла”

Печорин прибывает на службу в горную глушь, крадёт чужого коня с помощью Азамата и пленит княжескую дочь Бэлу. Со временем Бэла влюбляется в героя, но он к ней охладевает. Все это приводит к трагической концовке: Азамат покидает семью, от руки Казбича погибает Бэла.

“Максим Максимыч”

В этой главе читатель единственный раз в романе встречается с Печориным лицом к лицу, а не слышит рассказ о нём или не читает дневник. Максим Максимыч встречает Печорина, но тот разговаривает с прохладцей и быстрее желает закончить встречу.

“Тамань”

Печорин становится свидетелем бандитской деятельности

Сперва он думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то важного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин вмешивается в жизнь контрабандистов и едва не погибает сам

“Княжна Мери”

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью Мери. Кроме того, он встречает бывшую возлюбленную Веру и приятеля Грушницкого.

За время пребывания в Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и отказывает ей, ссорится с Грушницким и убивает его на дуэли.

“Фаталист”

События разворачиваются в казачьей станице. Печорин играет в карты в компании, вскоре это надоедает и в компании завязывается разговор о судьбе. Печорин говорит, что видит смерть на лице Вулича. В результате спора последний берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Вскоре после этого случая, Печорин узнает, что Вулича зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к его дому, казак стреляет, но промахивается. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Елена П.15

Краткое содержание романа вы можете найти здесь: http://www.literaturus.ru/2015/10/kratkoe-soderzhanie-Geroj-nashego-vremeni-po-glavam.htmlSagittarius6

Какие книги прочитать, чтобы были аргументы на итоговое сочинение и ЕГЭ? ?

Аня Найденова2

Я считаю неправильным читать книги исключительно ради каких-то аргументов для сочинения ЕГЭ. Прежде всего, от чтения нужно получать удовольствие. Т.е. не нужно силком “проглатывать” страницы только из-за того, что вам нужно как можно больше успеть прочитать. Поверьте, толку от принудительного чтения будет очень мало. Напротив, когда вы читаете вдохновённо то, что вам нравится, с энтузиазмом, получая от этого процесса положительные эмоции, то и книга читается легче, вам будет проще вникать в суть прочитанного материала и усваивать его. Правильно будет читать книгу, удобно расположившись в спокойной обстановке, там, где вам никто не сможет помешать.

В общем, читайте то, что вам нравится. Если вы хорошо владеете содержанием прочитанного, понимаете замысел произведения, то успешно написать какое-то сочинение вам не составит труда. Сочинение формата ЕГЭ принимает аргументы из любой литературы, в приоритете, конечно, русская. Поэтому я составлю список русской литературы, которая, на мой взгляд, будет интересна и полезна для чтения:

1. Евгений Онегин

2. Война и мир

3. Преступление и наказание

4. Отцы и дети

5. Вишнёвый сад

6. Мастер и Маргарита

7. Судьба человека

8. Капитанская дочка

9. Горе от ума

10. Мёртвые души

11. Телеграмма

12. Прощание с Матёрой 

Julia Danilushkina9

Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова (рецензия 1840 г.)

Сочинение М. Лермонтова. Санкт-Петербург. В типографии Ильи Глазунова. 1840. В 12-ю д. л. В двух частях. В I-ой — 173, во II-ой — 250 стр.

Наконец, среди бледных и эфемерных произведений русской литературы нынешнего года, произведений, из которых только, разве некоторые имеют относительное достоинство и только некоторые примечательны в отрицательном смысле, — наконец явилось поэтическое создание, дышащее свежею, юною, роскошною жизнию сильного и самобытного творческого таланта

«Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая и услаждая внимание публики, как литературная новость, обращаются в прочный литературный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. Да, это не роман, не повесть, которые при своем появлении возбудят общее внимание, даже наделают шума, а потом скоро забудутся и приобщатся к мертвому архиву решенных дея

Читателям «Отечественных записок» уже известны три отрывка из «Героя нашего времени»: «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», по которым они могут догадываться о достоинстве целого произведения. Говорим — догадываться, потому что «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним общим названием: нет, это не собрание повестей и рассказов — это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. Кто не читал самой большой повести этого романа — «Княжны Мери», тот не может судить ни об идее, ни о достоинстве целого создания. Основная идея романа развита в главном действующем лице — Печорине, а Печорина вы видите героем романа только во второй части, которая начинается «Княжною Мери»; «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловие» (нигде не напечатанное прежде) только возбуждают в сильной степени ваше любопытство таинственным характером героя, с которым вы вполне знакомитесь только через «Княжну Мери»; по прочтении этой повести и сама «Бэла» предстает перед вами в новом свете.

«Неистовый Виссарион»

Белинский Виссарион Григорьевич является, без преувеличения, знаменитым и известным литературным критиком, философом и писателем XIX века. Он первый вывел работу критика на новый уровень, отходя от закоренелых правил и рамок. Белинский начал не только давать оценку литературному произведению, указывая на те или иные ошибки, но и свои мысли начал письменно излагать в форме статьи либо заметки. В написание своих критических сочинений он вкладывал свою душу, страсть. Читая статьи Белинского чувствуется это, ведь они пропитаны его пульсирующей энергетикой. Именно за его целеустремленность, принципиальность, независимость, идейность, любовь к делу, которым он занимался, его называли «Неистовый Виссарион».

Роль культуры в обществе

Книги являются проводником в мир культуры. На этих бумажных носителях хранятся вечные сюжеты, моральные ценности, уроки прошлого

Всё это имеет большую важность для жизни общества. А каким же будет мир без книг? На этот вопрос в своей мрачной антиутопии попытался ответить Рей Брэдбери

Название у книги показательное – «451 градус по Фаренгейту». Это температура, при которой горит бумага. В мире, созданном фантастом, книги строго запрещены. Диагноз, поставленный автором, очевиден – ничего хорошего от такого общества ждать не приходится. Это пустой и бессмысленный мир, где часть героев «смирились» с необходимостью отказаться от книги, а часть полностью потеряли себя как личностей.

О важности культуры в человеческой жизни и необходимости сохранения культурных ценностей пишет в своем сочинении «Раздумья» знаменитый ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура формируется веками и передается из поколения в поколения, видоизменяясь, но транслируя не приходящие ценности

Культура, по Лихачеву, тесно связана с памятью, это богатейшее наследие, на котором зиждется общественная жизнь. «История культуры – есть история памяти», — убежден ученый.

В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени”

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени”

1. О композиции

“Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и “Фаталист” и “Тамань”… Теперь они являются вместе с другими, с “Максим Максимычем”, “Предисловием к журналу Печорина” и “Княжною Мери”, под одним общим заглавием “Герой нашего времени”. Во всех повестях одна мысль, и

эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В “Бэле” он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях – с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раздражено. Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе “Тамань” герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к “Княжне Мери”, и туман рассеивается… основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец “Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая… странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и грустнее”.

2. Замечания по системе образов

Максим Максимыч:

“Тип старого кавказского служаки… умственный кругозор очень ограничен… Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!”

Азамат:

“Дикарь, разбойник по рождению, для которого нет в мире ничего дороже оружия и лошади и для которого желание – медленная пытка на малом огне”.

Бэла:

“Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе”.

Грушницкий:

“Идеальный молодой человек… “производить эффект – его страсть”. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии”.

Мери:

“Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели”.

Вера:

“Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина”.

3. О характере Печорина:

“Его страсти – бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения – острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!”

А) Деятельная натура:

“Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли”. .

Б) Рефлексия, раздвоение личности:

“В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры… – противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека”.

В) Кризисное состояние духа:

“Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею… Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии”.

Г) Эгоизм:

“Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви”.

Д) Сравнение с Онегиным:

“Печорин Лермонтова… Это Онегин нашего времени. Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову”.

4. Художественные особенности:

“Герой нашего времени представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев”.

Последователь Белинского

На многих в то время будущих критиков и публицистов повлияла деятельность Белинского. Одним из них был Николай Добролюбов, литературный критик и подпольный революционер. Он продолжал начатое дело Белинского. За свою недолгую жизнь Добролюбов написал большое количество критических статей, которые затрагивали различные социальные, духовные, моральные темы общества. Яро выступал против крепостного права и всего с ним связанного. Он был приверженцем равенства всех людей. В своих работах также критиковал русскую систему образования, которая подавляла в детях свое «я». Критиковал литературу и учебники для детей, в которых печаталось большое количество заведомо ложных материалов. Критик считал, что по ним невозможно было нормально воспитывать «личную самостоятельность ребенка и духовных сил его натуры». Цитаты Белинского и Добролюбова похожи своей идейностью и рвением изменить русскую литературу, в частности, ее критическую область, в лучшую сторону.

Procitaty.ru — все цитаты в одном месте.

На данной странице вы найдете цитаты Белинского о Печорине, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

«Его страсти — бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения — острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»

***

Деятельная натура: «Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».

***

Рефлексия, раздвоение личности: «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры… — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

***

Кризисное состояние духа: «Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею… Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии».

***

Эгоизм: «Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви».

2 вариант

В статье, посвященной пафосу романа М.Ю.Леромнтова “Герой нашего времени”, В.Г.Белинский раскрыл образ Печорина с яркой неожиданной стороны. В главном герое романа критик увидел не эгоистичного злодея, но сильного решительного человека, страдающего от собственного безверия. Белинский не оправдывает безнравственность героя, но и не осуждает его внутренний поиск своего места в жизни.

Особое внимание автор уделяет рассмотрению повести “Бэла”. Смерть черкешенки не вызывает безотрадного тяжелого чувства, по мнению Белинского

Грусть от прочтения главы легка, светла и радостна. Смерть девушки явилась следствием разумной необходимости. Ведь как замечает Максим Максимыч, что стало с Бэлой, когда ее покинул бы Печорин? Образ девушки обрисован Лермонтовым не ясно, она мало говорит и действует. Однако благодаря таланту писателя, Бэла живо предстает перед взором читателей. Также как и Максим Максимыч. Образ старого служаки наделен “столь полными бесконечности” чертами. Сам штабс-капитан не подозревает о том, что его натура глубока и богата. Критик называет Максима Максимовича “старым младенцем”, добрым, милым и человечным, под грубой наружность которого скрывается горячее сердце.

Образ Печорина складывается постепенно, на протяжении всего романа. Белинский отмечает сплоченность героев произведения вокруг Григория. Кто-то из них смотрит на Печорина с любовью, кто-то с ненавистью. От этого происходит ощущения полноты впечатления. Печорин не положительный, но и не отрицательный герой, по мнению критика. Белинский считает, что роман Лермонтова — это не злая ирония, а отображение реальной действительности. На характер Печорина наложила свой отпечаток среда, частью которой он является. После восстания декабристов, в стране сложилась непростая обстановка. Многие разочаровались в былых ценностях и идеалах, что породило безверие и скептицизм в обществе. Таков и Печорин. “Дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новых привязанностей”. Но судьба еще не предоставляет возможности герою для нового опыта. Следствием этого становится безверие Печорина, ложность его убеждений. Душа Печорина, по мнению критика, не каменистая почва, а иссохшая от зноя жизни земля, воскресить которую может только любовь.

Печорин близок Лермонтову, писатель не может отделить своего героя от самого себя. В его образе остается недосказанность, Григорий так и не раскрыл перед публикой своего настоящего лица. В таком недостатке, Белинский видит достоинство романа.

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению. Урок VI

В этом романе… есть что-то неразгаданное.

В. Г. Белинский «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова

I. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».

Черты романтизма. 1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)Черты реализмаЧерты романтизма. 2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределовЧерты реализмаЧерты романтизма. 3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина,бесполезность его исканийЧерты реализмаЧерты романтизма. 4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм ПушкинаЧерты реализмаВывод

Итог урокаДомашнее задание

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды

Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова (газетная рецензия на роман 1840 г.)

Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. В тип. Ильи Глазунова. 1840. В 12-ю д. л. В 2-х частях. В 1-й части — 173, во 11-й — 250 стр.

Появление прекрасного романа г. Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как очарованная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. Да, такой роман, как «Герой нашего времени», был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых журналы постоянно рассуждают.

Чтобы сказать,
Что их не надобно читать.

«Герой нашего времени» состоит из двух больших повестей и нескольких рассказов, так тесно связанных между собою строгим единством мысли, художественно воспроизведенной, что их нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения. Некоторые из них были напечатаны в «Отечественных записках», именно: «Бэла», «Фаталист» и «Тамань»; но «Княжна Мери», «Максим Максимыч» и предисловие к журналу Печорина, героя романа, в которых становится ясною идея романа, являются еще в первый раз. О таких произведениях, каково г. Лермонтова, должно говорить или много, или ничего, и читатели «Отечественных записок» в шестой книжке этого журнала, то есть 15-го июня, прочтут подробный разбор «Героя нашего времени», а теперь мы скажем только, что отличительные свойства этого создания — художественная полнота и целость, оригинальность и самобытность вымысла, новость красок, благородная простота рассказа и рельефная живопись характеров. Кроме самого героя романа, характеры Максима Максимыча и Грушницкого принадлежат к лучшим созданиям, какими гордится наша литература

Особенное внимание обращает на себя Грушницкий, как лицо, мастерски изображенное, и как, вместе с тем, самый современный тип, представитель тех идеальных фразеров, которые теперь встречаются на каждом шагу. Так как сценою действия избран автором Кавказ, то читатели и найдут в этом романе самое поэтическое и при этом самое верное изображение сей поэтической стороны, так ложно представленной в фразистых описаниях Марлинского

Г-н Лермонтов знаком с Кавказом не понаслышке, любит его со всею страстию поэта и смотрит на него не с экзальтациею, которая видит во всем одну внешность и выражает восторг криком, но с тем сосредоточенным чувством, которое проникает в сущность и глубину предмета, которое владеет своим восторгом и передает его в стройных, гармонических и простых, но типических образах. В стихотворении «Дары Терека» его могучая и роскошная фантазия создала апотеоз Кавказа, дав ему индивидуальную личность, поэтически олицетворив Каспия и Терек; в стихотворении «Памяти А. И. O(доевско)го» он как бы мимоходом намекает на поэтическую внешность Кавказа, не касаясь его внутренней стороны:

Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан склонившись над щитом,
Рассказам воинов кочующих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая…

В «Колыбельной казачьей песне» он поэтически воссоздал сторону жизни тех новых и удалых сынов Кавказа, без которых неполна и неопределенна его физиономия. И в этих песнях так роскошно, в таком простом величии и в такой поразительной истине является поэтический образ Кавказа, сокровенная мысль природы, которая явилась в его недвижных громадах, мысль, как бы оторвавшаяся от явления и явившаяся в новых, Идеальных образах лирической поэзии. Но в «Герое нашего времени» вы видите повседневную жизнь обитателей Кавказа, виг дите ее в повести и драме нашего времени, олицетворенную в типических характерах, которые с таким творческим искусством изображает художническая кисть г. Лермонтова. Тут не одни черкесы: тут и русские войска, и посетители вод, без которых неполна физиономия Кавказа. Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности. Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелию поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной экзотики и яркого индивида, противопоставляемого остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к направлению реализма. Лермонтов стремится к натуральному изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей закономерностям. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» кратко обозначены тут.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой сюжетной канвой и активными действиями персонажа.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Смысл расположения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком сочинении.

Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Издание третье (рецензия 1844 г.)

Сочинение М. Лермонтова. Издание третье. Санкт-Петербург. В тип. Ильи Глазунова и Кº. 1843. Две части. В 12-ю д. л. В 1-й части 173, II-й — 250 стр.

Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова. Мы было взяли первое издание ее, чтоб справиться о его годе, — взгляд наш упал на первую страницу — и страницы начали одна за другою переворачиваться под рукою. Сколько раз читали мы эту книгу — пора бы уж было ей и надоесть; ничуть не бывало: все старое в ней так ново, так свежо, как будто мы читаем ее в первый раз. И предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще как будто усилили его. Так доброе вино от лет становится все крепче и букетистее!

Три издания менее чем в четыре года: как хотите, а это успех, огромный успех! И как кстати явилось это третье издание — именно как будто для того, чтоб резче выказать литературную нищету настоящего времени и яснее обнаружить всю великость утраты, понесенной русскою поэзиею в лице Лермонтова. Сколько романов и повестей, сколько стихотворений вышло в эти четыре года! Многие из них наделали шума и доставили своим авторам славу «первых писателей», благодаря услужливости и расчетливости журнальных крикунов; некоторые из этих романов, повестей и стихотворений действительно были не без достоинств, и даже замечательных; но где же они, все эти творения, куда скрылись? Да, если перечесть, их наберется-таки довольно; по, кроме «Мертвых душ» и нескольких новых пьес Гоголя, — «Герой нашего времени», равно как и стихотворения Лермонтова — все-таки новые, словно сегодня написанные книги, а все те произведения были новы, только пока забавляли публику, пока служили ей насущным дневным хлебом; но сегодня хлеб съеден — и завтра его уж нет.

Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно… Кажется, будто все это не стоило никакого труда автору, — и тогда вспадает на ум вопрос: что ж еще он сделал бы? какие поэтические тайны унес он с собою в могилу? кто разгадает их?.. Лук богатыря лежит на земле, но уже нет другой руки, которая натянула бы его тетиву и пустила под небеса пернатую стрелу… И этот гений, эта великая духовная сила привязана к скудельному организму личности человека: не стало человека — и нет уже в мире его силы…

Скоро выйдет в свет четвертая часть стихотворений Лермонтова. Это будет тоже новая книга, хотя она уже и прочтена публикою еще до выхода своего. В ней собрано все, что было напечатано в «Отечественных записках» прошлого и нынешнего годов, — так что почитатели таланта Лермонтова (а их много на Руси) будут иметь все, до последней строки, что было им написано и теперь открыто. Нельзя надеяться, чтоб еще что-нибудь нашлось — разве какие-нибудь слишком незначительные опыты ранней эпохи его поэтической деятельности. Напечатанное в этой книжке «Отечественных записок» стихотворение «Пророк» принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова и есть последнее (по времени) его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..

Третье издание «Героя нашего времени» в типографическом отношении прекрасно. Во всяком другом отношении мы не будем хвалить этой книжки: похвалы для нее так же бесполезны, как безопасна брань. Никто и ничто не помешает ее ходу и расходу — пока не разойдется она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком…

Вывод

Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.

Мораль Лермонтова свойственна романтическому мировоззрению: бунт не имеет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Этого достаточно, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Но более приземленному читателю будут понятнее и ближе нравственные уроки произведения: необходимость труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий