Гоголь н.в. «старосветские помещики», краткий анализ

«Старосветские помещики»: краткое содержание экспозиции

Повесть условно можно подразделить на несколько частей:

  • знакомство с имением;
  • рассказ о размеренной, спокойной жизни героев и идиллических отношениях между ними;
  • смерть Пульхерии Ивановны и ее последствия.

Повествование начинается с описания типичного старорусского имения и размышлений рассказчика о теплоте и располагающем радушии, всегда веющих от этих уютных небольших домиков, окружающих их садов и добродушных хозяев, какими изображает супругов Товстогубов Гоголь.

Старосветские помещики создали уютное жилище. Их дом – полная чаша. Здесь всего вдоволь, и постоянно кипит работа по приготовлению, солению, заготовке чего-либо. Земля у них рождала так много всякого добра, что воровство слуг совсем не было заметно. Множество мелких деталей помогают обрисовать уклад их жизни. Это и многочисленные коробочки да сундучки, хранимые в комнате героини и наполненные всяким добром. И «поющие» на разные лады старые двери. И добротная натуральная мебель. И ощущение тепла, и даже жары в маленьких комнатах. В результате возникает картина ограниченного мирка жителей усадьбы.

Прототипы главных героев

Исследователи гоголевского творчества считают местом действия событий из повести «Старосветские помещики» Васильевку, где находилось имение рода писателя. В этом месте будущий мистический писатель провел все свое детство и юность. Но и потом Николай Гоголь не забывал это место и часто приезжал в дом отца, чтобы навестить своих близких людей: сестер и родителей. Но не только место действия сюжета известно литераторам. Главные герои имеют прототипов. Гоголю была известна история помещиков Гоголь-Яновских, которые были для писателя дедушкой и бабушкой. Бабушка в девичестве носила фамилию Лизогуб.

Итак, прототипом Пульхерии Ивановны оказывается Татьяна Семеновна, бабушка писателя. Образ Афанасия Ивановича писатель срисовал со своего дедушки – Афанасия Демьяновича. Известна история женитьбы этих двух людей, а также и дальнейшая совместная жизнь, которая очень похожа на ту историю, которую поведал Николай Гоголь своим читателям. Поженились они, нарушив волю своих родителей. Случилось это так: Афанасий Демьянович в то время учился в Киеве в духовной академии. Влюбившись в Татьяну Семеновну, он тайно увозит свою любимую.

Литературоведы, изучающие жизнь предков писателя, считают, что жизнь их не была столь спокойной и умиротворенной, как у героев повести. И хотя между супругами были теплые отношения, как и у героев гоголевского произведения, дожить до старости вместе им не привелось.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Анализ произведения Гоголя Н.В. «Старосветские помещики»

Произведение «Старосветские помещики» стало насмешкой автора над помещиками в частности и над всем тем временем и всеми теми обычаями, которые окружали автора. Автор видит жизнь помещиков как удовлетворение основных потребностей, заканчивающихся физиологией, и не более того. Писатель смело изображает весь смысл, а точнее отсутствие такового в жизни помещиков. Гоголь печалится о здоровом обществе, которое теряется.

Писатель подробно описывает двух пожилых помещиков – это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. «Добрые старички» воплощают в себе комплекс идиотизма, чревоугодия и настолько сильных кулинарных пристрастий, которые затмили любые другие интересы. Гоголь, как гуманист выступает против такого образа жизни, когда все что делает человек – это ест и спит. Более того, писатель затрагивает не только людей, как итог, но и в целом общественный строй, все причины, которые могут довести человека до такой степени деградации. По сути человек ведет образ жизни паразита и это поглощает его, меняет до неузнаваемости, калечит. Автору кажется недопустимой пустая жизнь человека без целей, без стремлений и чувств. С горечью он смеется над своими героями, которые допустили в себе такие страшные метаморфозы.

Стоит отметить, что отношение автора к героям повествования двоякое. Гоголь выступает как разоблачитель, он выносит напоказ пошлость, низость и уродство. Однако вместе с этим чувствуется его любовь к этим людям, участие в их беде. Не стоит думать, что Гоголь пытается сгладить вину помещиков или приписать пороки к добродетелям. Нужно помнить, что Гоголь был гуманистом. Этим можно объяснить главную идею произведения – автор смотрит на человека относительно конкретных окружающих условий. Автор говорит, что оба помещика – это, прежде всего люди, они не животные, они не малоумные с младенчества, хотя так тоже можно подумать. Через занавес тоски и мелочности видны их хорошие качества, которые свойственны нормальным, хорошим людям. Помещики очень гостеприимны и бескорыстны. Произведение стало не просто осуждением, это мысли Гоголя о жизни и причинах, приводящих людей к пустоте бытия. В этом отображается лирическая составляющая произведения – люди с большими сердцами погибают под влиянием времени и общественных устоев.

Помещики Гоголя наделены необыкновенным светом, они беззлобные, никому не делали зла. Они любят людей, даже тех, которые их обманывали. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна кажутся детьми самой природы. Не зря автор окружил стариков красотой природы, садами с яблонями и грушами, вербами и бузиной возле избы.

Писатель предлагает читателям пожалеть не о том, какая жалкая жизнь у его героев, а о том, что к этому привело. Гоголь негодует о стране, в которой сильный народ оказался задавленным. Общество давит людей их же пороками вместо того, чтобы эти пороки искоренять или хотя бы бороться с ними. Автор грустит о человеке и, дополнив свои слезы сатирой, изображает свой собственный гуманизм.

Автор далек от того, чтобы идеализировать жизнь помещиков. Он размышляет над тем, как высокие человеческие качества, словно в трясине тонут, не справившись с окружающим паразитизмом. Но герои повести располагают к себе своей всепоглощающей добротой. Несмотря на перемены, которые в течение жизни превратили их в довольно мелочных, ленивых людей без целей и интересов, он сохранили в себе добро, отзывчивость и даже щедрость. Сложно сказать точно, что конкретно осуждает Гоголь – пороки или то, что привело к их развитию, но, во всяком случае, он не судит людей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий