Высокое средневековье: искусство и культура

Живопись каролингского периода

На конец VIII — начало IХ в. приходится период расцвета государства франков, что связано с деятельностью правителя Карла Великого. Его держава объединила территории современных Франции, Южной и Западной Германии, Северной и Средней Италии, Северной Испании, Голландии и Бельгии.

Будучи выдающейся личностью, Карл способствовал распространению просвещения на подвластных ему землях. Он основал школу, в которой его сыновья вместе с детьми знати овладевали основами риторики, поэзии, астрономии и других наук. Сам Карл, прекрасно знавший греческий и латинский языки, не получил образования в молодости, поэтому пытался овладеть грамотой уже в зрелом возрасте, хотя это плохо ему удавалось.

Стремись сделать из своей страны второй Рим и объявив принадлежавшие ему земли Священной Римской империей, Карл способствовал приобщению народа к искусству поздней античности, поэтому его эпоху нередко называют «Каролингским возрождением».

Особое значение при Карле Великом придавалось храмовой живописи, она являлась своеобразной библией для неграмотных, ведь зачастую именно любопытство влекло простой народ в церкви. В указах короля можно прочитать, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».

В каролингский период развивается книжная миниатюра. Тексты иллюстрируются по византийскому и англо-ирландскому образцу. Появляется несколько школ, отличающихся друг от друга техникой исполнения, композиционным решением и тематикой. Но существуют общие черты, присущие всем школам без исключения. Это стремление к ясности и четкости в построении композиции, к реалистичному изображению и использованию архитектурных орнаментов в качестве живописного фона.

Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Отличительные черты произведений, созданных художниками этой школы, — наличие орнамента, позолота и пурпурная окраска бумаги. Почти везде фоном служат строения времен античности. Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, телец и орел — расположены над головами евангелистов. Убедительная достоверность изображаемого достигается с помощью объемности форм и умелого использования света и тени.

Заказчиками книг, созданных мастерами этой школы, нередко являлись члены королевской семьи (по некоторым источникам, аббатиса Ада была сестрой Карла Великого).

Эпизоды из жизни Иисуса Христа. К псалму XV. Утрехтская псалтырь. IX в.

Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). Она содержит 165 рисунков со сценами пиров, охоты, битв, бытовых сюжетов, а также пейзажи. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. В окне маленького домика можно разглядеть отдернутую занавеску, в храме — слегка приоткрытую дверь.

В миниатюрах турской школы можно видеть стилизованные изображения монархов. Для этих произведений характерно непропорциональное соотношение фигур: король всегда значительно выше остальных персонажей.

Иллюстрирование библий было непосредственной специальностью турских мастеров, которые исполнили миниатюры к Библии Алкуина, Библии Карла Лысого и Евангелию Лотаря.

Культура Каролингского государства просуществовала около двух столетий, но за этот короткий срок было создано много замечательных произведений искусства, и в наше время заставляющих восхищаться мастерством средневековых художников.

В результате разорительных нашествий врагов империя Карла Великого была разрушена, а вместе с ней погибло множество прекрасных памятников каролингской культуры.

Следующий этап в развитии западноевропейского искусства начнется вместе с новым тысячелетием, т. е. в XI в.

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

Внутри храма верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.

Готический орнамент

Искусство средневекового орнамента в западноевропейских странах в готическую эпоху (XII–XV века) было под мощным авторитетом зодчества, а также церкви. Готический орнамент примечателен разнообразием и символичностью, весьма декоративен.

Наряду с типичным применением античных и восточных тем, появляются и непривычные мотивы. Наиболее распространенные мотивы украшений: растительный, мифологический и геометрический. Очень популярны были изображения розы, исторических персон, воплощение разных библейских сюжетов.

В данный исторический период явил собой «золотой век» книжной миниатюры, расцвета декоративного искусства и живописи. Везде проявлялось буйство фантазии, великолепие, дороговизна и тщательность отделки. Применялось уже множество насыщенных красок: темные оттенки синего и красного, зеленый и желтый, фиолетовый и серый. Причем зачастую сочетания цветов было весьма контрастным. Очень распространено было использование позолоты, сусального золота.

Как писать сочинение

3 класс — подходящее время, чтобы написать сочинение про осень. В это время дети уже обладают хорошим словарным запасом, а благодаря изученным стихам и прозе великих русских писателей, знакомы с такими средствами художественной выразительности, как эпитеты, сравнения, метафоры.

Сочинение об осени в 3 классе можно написать по картинам известных художников:

  • «Золотая осень» или «Осень. Дорога в деревне» И. Левитана,
  • «Золотая осень» В. Поленова,
  • «Дары осени» А. Герасимова,
  • «Летний сад осенью» И. Бродского.

Описание времени года необязательно должно быть длинным — для младшеклассников допускается форма короткого эссе, мини-рассказа, сообщения длиной в 10−15 предложений. Но и ограничивать ребенка не стоит — если у него есть потребность составить длинное изложение, нужно позволить сделать это. В конце концов, сочинение — это творческий процесс, которому нельзя наступать на горло.

Итальянская готика

Живопись эпохи Средневековья на территории наследницы Римской империи достаточно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и трудились Чимабуэ и Дуччо, два основоположника зримого реализма, который вплоть до XX века оставался главным направлением в изобразительном искусстве Европы. Алтарные образы в их исполнении часто изображали Мадонну с младенцем.

Джотто ди Бондоне, живший несколько позже, прославился картинами, запечатлевшими вполне земных людей. Персонажи на его полотнах кажутся живыми. Джотто во многом опередил эпоху и лишь спустя время был признан великим драматическим художником.

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. Готическая скульптура, по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Ранний период Средних веков

Средневековый орнамент содержал в себе множество иносказательных изображений и растительных мотивов, был распространен в зодчестве, изобразительном искусстве. И также применялся при украшении одежд и другого текстиля, мебельных гарнитуров, ювелирных украшениях. Художники создавали соразмерную композицию, в которой все элементы были скрупулезно расположены по отношению друг к другу и частям самого объекта, на который они наносились.

Своеобразной чертой эстетической сферы раннего Средневековья была приверженность к употреблению сочных цветов и дорогостоящих материалов. На искусство распространялись религиозные установки, каноны. Церковь способствовала процветанию искусства: посредством творчества, в том числе и орнаментального она пропагандировала свои идеи.

Литературное творчество

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Веовульфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса — «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях.

Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.

Весьма важный элемент устного творчества — саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества — рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами.

Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Список используемых источников

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965 г.
  2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
  4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.
  5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.
  6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.
  7. Добиаш-Рождественская.О.А.Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.
  8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.
  9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени… – Л., 1986 г.
  10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
  11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: «Просвещение», 1986 г.

5.

Факт пять: турнир – это не спорт
Спортом рыцарские турниры стали только к концу средневековья. Первоначально это было что-то вроде учений. Главный навык рыцаря – это умение держаться в седле. К несчастью, езда на лошади и езда на велосипеде – это не одно и то же. Данный навык очень быстро «атрофируется». Поэтому, представители воинской аристократии регулярно дрались. Если не было войны – устраивали турниры.

На первых турнирах рыцари вовсе не дрались один на один, а сражались все и сразу. Такие поединки состояли из двух этапов – конного столкновения на копья и ближнего боя на мечах в седле. Поначалу не существовало даже турнирного снаряжения. Само собой, травматизм в это время был особенно высок.

Средневековье — это какие века?

Эпоха делится на три больших периода:

  • Раннее – 5-10-й вв. н. э.
  • Высокое – 10-14-й вв. н. э.
  • Позднее – 14-15-й (16-й) вв. н. э.

Вопрос «Средневековье – это какие века?» не имеет однозначного ответа, есть лишь приблизительные цифры – точки зрения той или иной группы историков.

Три периода серьезно отличаются друг от друга: в самом начале новой эпохи Европа переживала смутное время — время нестабильности и раздробленности, в конце 15-го века сформировалось общество с его характерными культурными и традиционными ценностями.

Средневековье «синтетическое»

Начнем с парадокса: несмотря на то, что искусство средневековой Европы проникнуто религиозной идеей, а главным заказчиком произведений искусства выступает Церковь, в нем сохраняются черты греческих и римских языческих традиций — казалось бы, отживших и официально объявлявшихся греховными. Шумные древние обряды в честь богов природы и веселья в Средние века воплощаются в традициях карнавала, святые на ранних средневековых фресках и мозаиках неуловимо похожи на персонажей античной мифологии.

Келлская книга. VIII-IX вв.

«Но ведь Рим к IV веку нашей эры уже был христианским! — скажете вы. — А значит, наследуя античную культуру, Средневековье просто углубило и возвело в абсолют именно эти религиозные нормы!» И будете отчасти правы, но на тот момент многовековая традиция многобожия еще не была полностью побеждена христианскими догмами. Впрочем, здесь уместно вспомнить о Масленице — что это, как не языческий праздничный обычай, благополучно переживший века и тысячелетия и дошедший до наших дней?

Свой вклад внесли и варварские племена — готы, франки и многие другие, в среде которых на момент падения Римской империи языческие элементы были выражены очень ярко. Хотя в определенной мере — в первую очередь это касается варварской военной знати — они тоже были «христианизированы». Вообще этот своеобразный культурный обмен происходил на протяжении нескольких веков — как мы помним, в процессе развития государства Рим покорял все новые и новые территории, высокомерно называя «варварами» всех, кто не являлся римлянами. Ну а впоследствии именно варварам было суждено основать на месте бывшей империи свои королевства, ставшие основой государств Западной Европы…

Интересный пример — кельты. Эти воинственные племена, проживавшие в древности в Центральной и Западной Европе, создали очень самобытное искусство. До наших дней дошли ювелирные украшения, оружие, разнообразные декоративные накладки на ремни и конскую сбрую. С VI-III веков до нашей эры сохранились каменные и металлические изображения людей и животных, которые, возможно, носили ритуальный характер. Кельты любили сложные геометрические и растительные узоры.

После завоевания кельтов римлянами и оттеснения их на север кельтское искусство приходит в упадок, правда, его традиции к этому времени были восприняты и подхвачены многими проживавшими в Европе племенами.

Когда пала Западная Римская империя и начали создаваться новые государства, кельты удачно совместили в своем творчестве древние черты с крепнущими христианскими традициями. Яркий пример — так называемая «Келлская книга», четыре Евангелия на латинском языке, которую, как считает большинство историков, создали кельтские (ирландские) монахи на рубеже VIII—IX веков. Страницы манускрипта украшают великолепные миниатюры, невероятно сложные и многоцветные. В них явственно прослеживаются характерные черты кельтского стиля…

Именно так и рождалось средневековое искусство — с одной стороны, рушилась величайшая империя и на ее месте возникали новые государства, причем этот процесс был жестоким и кровопролитным; а с другой — происходило слияние разных культур, разных цивилизаций, породившее в итоге удивительное в своей сути явление!

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции

Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот

Раннехристианская живопись

Как таковой живописи в эту эпоху, конечно же, не существовало, но с принятием христианства можно говорить о книжной миниатюре, которая зародилась и развивалась в монастырях, ставших центрами духовной жизни Западной Европы. В монастырских мастерских — скрипториях — создавались и украшались рукописи. Материалом для них служил пергамент — выделанные шкуры ягнят и козлят.

Евангелист Марк. Евангелие Эбо. IX в.

Евангелист Матфей. Евангелие Эбо. IX в.

Процесс создания одной книги был очень длительным и занимал порой несколько десятилетий, а иногда на это уходила целая человеческая жизнь. Монахи старательно переписывали Библию и другие книги религиозного содержания. Для написания использовалась красная краска, от названия которой — миниум — и произошло слово «миниатюра».

Для христианина книга была особой ценностью, символом Божественного завета. Книги бережно хранились в монастырях, поэтому большинство из них дошло до нас в своем первозданном виде. Рукописи богато украшались, при этом широко использовался абстрактный звериный орнамент — сплошное переплетение линий, сопровождавшееся изображением птиц и зверей.

Варварские племена постоянно вели между собой захватнические войны, в результате которых распадались старые королевства и создавались новые. Наиболее устойчивым к потрясениям оказалось крупное Франкское государство, которое просуществовало около пяти столетий (с V в. до середины X в.).

Искусство этого периода условно можно разделить на эпоху Меровингов в V-VIII вв. (так назывались франкские короли, считавшие своим предком легендарного вождя Меровея) и эпоху Каролингов в VIII-IX вв. (по имени императора Карла Великого)

Используемые орнаментальные мотивы

В этом периоде развития изобразительной культуры не характерно отображение человеческих фигур. Наиболее употребляемыми являлись изображения растений, животных, птиц, разных фантазийных чудовищ.

В Средние века главенствовало несколько популярных узоров. Средневековый растительный орнамент был весьма распространенным, встречался практически повсюду. Он изображает различные вьющиеся и переплетающиеся стебли растений, переплетения листьев (часто — винограда и плюща), цветы (например, лилии, розы, клевера, репейника).

На облицовке зданий нередки были динамичные образы птиц, листвы, цветков, различных плодов. Они создавали иллюзию живой природы. Замысел применения темы осязаемой естественной растительности в готических украшениях был специфическим каноном.

Также часто используемым являлся и геометрический орнамент, в основе которого лежали абстрактные символы (круги, кресты, звезды, многогранники, точки, самые разнообразные линии). В зооморфном мотиве мастера пытались отобразить зверей (как реально существующих, так и мифологических, выдуманных) или части их фигур. Антропоморфная тематика, стилизующая образы человека или частей его тела, например, головы, встречалась реже. Кроме того, мотивы основывались на изображении оружия, архитектурных элементов, разных гербов.

Праздничная культура средневековья.

Средневековые
городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами
восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий
праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в
Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним
календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря),
сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые
первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении
вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи,
церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись
необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями
свиньи.

Во время самих
календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали
высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе
народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти
игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному
развитию массового народно-праздничного творчества, особенно — его
сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было
приглушено.

И все-таки
отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища
— представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры
Западной цивилизации. Они назывались скоморохами.

Расцвет
деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства
происходит с XI
по XIII век, т. е. падает
на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими
выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых,
дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях
проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в
деятельности вагантов.

Ваганты (derlei
vagantes — лат. –
«странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными
школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными
латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к
«Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась
даже молитва «Отче наш».

Гистрионы
устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых
относятся к концу XII
века.

В период
раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в
тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и
обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и
процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки,
торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с
народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись
свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать
наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов
на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы.
При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе
потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения
церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).

Священные рукописи

Священная рукопись — это документ с декоративным текстом и орнаментальными деталями. Наибольшее количество священных рукописей к нам пришло из Средневековья.

Дорогостоящий и очень сложный процесс начинался с написания текста на листах пергаментной бумаги. Далее шел долгий процесс планирования, какие пустые места разметки будут использоваться в первую очередь для декорирования. Наконец, красивые фигуры рисуются на страницах, с излюбленным цветом в ранних рукописях — золотом.

Здесь изображен Tyniec Sacramentary, священна рукопись написанная золотом.

Уникальный стиль, который пришел в этот период — это виньетированное письмо( Буквица). Большая, украшенная буква используется в начале текста, такая буква впервые была замечена в Островном искусстве и стала довольно распространена в Романский период.

Вы даже можете увидеть влияние этих известных рукописей сегодня — декоративные инициалы часто украшают страницы в книгах в античном стиле, наполненных старыми сказаниями, мифами и легендами.

Здесь изображена виньетированная буква «Р» из Malmesbury Bible.

Иконопись

Религия —  все еще распространенная тема, яркая живопись известных икон также повторялась в искусстве во времена Средневековья.

Две панели из Wilton Diptych, живопись на балтийском дубе.

После возникновения готического искусства мы видим, что художники начинают отходить от типичных религиозных тем. И пока тема менялась, так же менялся стиль искусства. Теперь картины сосредоточены на мифологии, животных и других темах, кроме обычных.

Реализм также становится важнейшей частью живописной практики в это время. Уже не только монахи в уединении создают произведения искусства, но и по-настоящему талантливые художники с многолетним опытом и упорством за плечами.

Это произведение наиболее известно из этой эпохи — «Тайная вечеря» Джотто ди Бондоне. Картина изображает Иисуса, окруженного апостолами,  и в этой работе отражена самая изображаемая сцена в истории искусств.

«Тайная вечеря» Джотто ди Бондоне.

Итальянская готика

Живопись эпохи Средневековья на территории наследницы Римской империи достаточно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и трудились Чимабуэ и Дуччо, два основоположника зримого реализма, который вплоть до XX века оставался главным направлением в изобразительном искусстве Европы. Алтарные образы в их исполнении часто изображали Мадонну с младенцем.

Джотто ди Бондоне, живший несколько позже, прославился картинами, запечатлевшими вполне земных людей. Персонажи на его полотнах кажутся живыми. Джотто во многом опередил эпоху и лишь спустя время был признан великим драматическим художником.

Интересные факты о гвоздях

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма «Рамачарита». В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако к 12-13-му в. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей — рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование «Кадамбари». Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе «Приключение 10 принцев» высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий