Спасская башня московского кремля

Особенности выращивания в контейнере

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца, они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Прототип[править | править код]

Прототипом персонажа послужила Лора Хокинс из города Ганнибал (Миссури), жившая в 1840-е годы напротив дома, в котором Марк Твен в течение 13 лет создавал персонажи своих книг. В 2007 году власти города, ставшего популярной литературной достопримечательностью и привлекающего сотни тысяч туристов в год, решили отреставрировать «дом Бекки Тэтчер» и открыть его для экскурсий.

Роль Спасских ворот

Официально, въездными воротами в Кремль считались Спасские ворота, и предусматривались определенные условия, при которых было возможно пересечь их. Так, при проходе или проезде сквозь ворота необходимо было снять головной убор всякому представителю мужского пола, и обязательно быть пешим. Это было непреложным правилом абсолютно для всех людей, независимо от принадлежности к религиозной конфессии, возраста и желания. То кто не желал исполнять предписания, принуждался к челобитию, то есть земным поклонам 50 раз кряду.

Такая традиция возникла из-за почитания образа Христа Спасителя, лик которого был изображен на башне с внешней стороны, с неугасимым пламенем лампадки около. Ворота к башне аналогично почитались святыми.

Эту традицию взял на вооружение и узаконил специальным указом царь, правящий в то время — Алексей Романов. В тот период истории России именно через Спасские ворота уходили полки на битвы с напавшими неприятелями, и только отсюда ввозились послы и гости из далекого зарубежья.

Любой крестный ход должен был проходить через эту святыню, и все цари, принимавшие трон владыки, короновались именно здесь.

Мятеж Ивана Болотникова

Константино-Еленинская башня занимает важное место в истории восстания Ивана Болотникова, ведь именно там было казнено множество его сторонников. Жизнь этого человека была нелегкой

Он был холопом в детстве, но потом отправился к казакам.

Башня ночью

Но мечты на свободную жизнь не оправдались, его поймали ордынцы и продали в рабство. Он служил на военной турецкой галере, и вскоре ему все-таки улыбнулась удача. Корабль проиграл сражение и был захвачен. Многие рабы, включая Болотникова, были освобождены. Он переехал в Венецию, но потом, минуя Польшу, вернулся на родину и стал лидером восстания против дворянина Василия Шуйского, который недавно начал править на Лобном месте. Москва содрогнулась от масштаба восстания, возглавленного Болотниковым.

Первой победой мятежников стало взятие Коломны, после чего они, уверенные в своих силах, решили осадить Москву. Несмотря на то, что действия происходили в XVII веке, Иван Болотников использовал методы ведения войны, которые получили широкое распространение только в 20 столетии. У него было множество лазутчиков, которые проникали в осажденный город и проводили среди населения пропаганду, агитируя людей, как знатных так и простых, присоединяться к восстанию, распространяя среди них агитационные листовки. Методы Болотникова принесли результат – число его приспешников быстро увеличивалось.

Однако, несмотря на это, осада «Матери городов русских» окончилась неудачей для мятежников: их разбили в Замоскворечье спустя два месяца после начала осады.

Вид на башню с площади Васильевский Спуск

Более 6 000 повстанцев оказались в плену. Их пытали, унижали, убивали. Если верить свидетельствам того времени, дальнейшая судьба мятежников была незавидной, ведь они посмели восстать против Российского самодержавия.

Финальную точку в восстании Болтникова поставила битва под Котлами, которую он также проиграл. Его схватили, и позже утопили в Каргополе.

Архитектурные особенности

Старинная Спасская башня — один из хорошо сохранившихся памятников оборонного зодчества XVI-XVII веков. Она имеет четыре яруса и поднимается над землей на 46,6 м – на высоту 16-ти этажного дома. Массивное основание размерами 25 м на 25 м и толщиной в 2,25-2,5 м построено из белого камня. Под известковой обмазкой и сейчас проглядывают большие тесаные блоки. Сохранились металлические штыри, на которых висели дубовые ворота, а также пазы для опускающейся железной решетки.

В XVII веке башню достроили двумя восьмигранными ярусами из кирпича. Изящный декор – слухи, гульбища, наличники окон и ширинки парапета свидетельствуют о том, что над верхней частью башни трудились московские мастера.

Старейший колокол Казани висит на своем месте – на открытой галерее четвертого яруса башни. Он был отлит более 400 лет назад. На самом верху шатрового купола видна большая золотая звезда.

Литература[править]

  • Гончаренко В. С. Стены и башни. Путеводитель. М.:, .
  • Гончарова А.А., Хамцов А.И. Стены и башни Кремля. М.:, .
  • Горбаневский. М.«Москвоведение» (уч.пособие). М.: Издательский дом-2000, .
  • Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Издательство Транзиткнига. М.: 2005 (о часах стр. 90-94) ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Вече, 2007. — 688 с. ISBN 5-9533-0963-5.
  • Москва и ея окрестности. М.: Обложка и титул печатаны в типографии бывш. Ф.Б. Миллера, Покровка, Машков пер., д.12, 1882, с. 520.
  • По Москве. Прогулки по Москве и её художественным и просветительным учреждениям»/Под ред. Н. А. Геника и др. — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917, с. 190—191.
  • Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Изданіе Т. И. Гагенъ. М.: .

Часы

Первые куранты появились на башне после реконструкции в XVIII веке. Массивный часовой механизм с боем весил 3 тонны имел необычную конструкцию. Стрелки часов стояли неподвижно, а циферблат вращался вокруг своей оси. В 1780-е годы на башне установили более легкие часы с традиционной конструкцией циферблата.

Сегодня на здании красуются современные электронно-механические часы с классическим дизайном. Три часовых механизма весят по 20 кг. Стрелки с серой окантовкой выполнены из легкого алюминия. Часовая стрелка имеет длину 1,68 м, а минутная – 2,2 м. Раньше отладкой курантов занимался часовщик-смотритель, но в век высоких технологий с этой работой легко справляется компьютер.

Когда кремлевские куранты начинают свой бой, включается светомузыкальное шоу «Малиновый звон». Одновременно со звуками медленно вспыхивают и гаснут красные прожекторы, которые окрашивают белые стены башни в яркий малиновый цвет. Оригинальная иллюминация очень красива днем, но еще более впечатляет в темное время суток.

Часовни при Спасской башне[править]

Каменные часовни по бокам Спасской башни построены в на месте разобранных древних бастонов. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). В они были разрушены и после освобождения Москвы от неприятеля восстановлены.

В при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П.А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново в русском стиле.

22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни были приписаны к Покровскому Собору. В обязанность причта входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в .

История

Свою историю фестиваль ведет со 2 сентября 2006 года, когда в Москве на Поклонной горе впервые состоялись показательные выступления подразделений почетной охраны глав государств в сопровождении знаменитых военных оркестров. В мероприятии приняли участие Президентский полк Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны РФ и рота почетного караула Республиканской гвардии Казахстана. Выступление сопровождали Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля, Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ, оркестр Московского военно-музыкального училища, оркестр штаба Московского военного округа. В качестве почетных гостей на праздник прибыли представители высшего командного состава и корпусов военных атташе посольств Франции, Норвегии, Дании, Германии и др. Парад оркестров был организован Гильдией поставщиков Кремля при поддержке правительства Москвы.

Впервые в современном виде и на Красной площади фестиваль прошел 13-16 сентября 2007 года под названием «Кремлевская зоря». В Москву приехали ведущие военные и творческие коллективы из Великобритании, Ирландии, Канады, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии, Германии, Дании, Италии. Общее число участников составило более тысячи военнослужащих разных родов войск, музыкантов и других исполнителей. Россию представляли военные оркестры российской армии, а также фольклорные ансамбли. Центральное место в программе заняло выступление Президентского оркестра, роты специального караула и кавалерийского почетного эскорта Президентского полка. Общее число зрителей составило 36 тыс. человек.

В 2009 году фестиваль получил название «Спасская башня» и начал ежегодно проводиться на Красной площади. Главной темой праздника 5-10 сентября 2009 года стал 300-летний юбилей победы русских войск над шведской армией под Полтавой (1709). В программе приняли участие военные оркестры из девяти стран. Более 6 тыс. зрителей могли ежедневно наблюдать выступления Центрального военного оркестра Минобороны России, оркестра и роты почетного караула Республиканской гвардии Франции, оркестра волынок и барабанов Королевского корпуса Великобритании, оркестра Армии обороны Израиля, оркестра Верховного командования Вооруженных сил Индии, монахов из школы монастыря Шаолинь и др.

В 2010 году «Спасская башня» вошла в состав Международной ассоциации организаторов военно-музыкальных фестивалей (International Association of Tattoo Organizers, IATO).

Некоторые фестивали были приурочены к памятным датам российской и мировой военной истории. В частности, в 2010 году — к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в 2011 году — к 300-летию создания Военно-оркестровой службы Вооруженных сил России, в 2012 году — к 200-летию победы российской армии в Отечественной войне 1812 года, в 2014 году — к столетию начала Первой мировой войны, в 2015 году — к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2013 году в программу впервые было включено выступление хора, состоящего из почти 400 человек.

Мелодии для курантов

В начале XVII века для курантов было подготовлено 13 колоколов, часть из них была куплена в Голландии, часть — отлита в России. Однако неизвестно, на какую именно мелодию был в то время запрограммирован музыкальный механизм курантов на Спасской башне. Есть упоминания о том, что в 1770 году после реставрации кремлевские куранты стали исполнять мелодию популярной немецкой песенки «Ах, мой милый Августин». Во время реставрации и реконструкции курантов середины XIX века по указанию императора Николая I были набраны новые музыкальные мелодии российских композиторов.

Выбор мелодий для курантов всегда имел важное государственное значение. Так, император Николай I поставил условие — не набирать на музыкальном барабане государственный гимн «Боже, Царя храни»

Император для исполнения кремлевскими курантами утвердил мелодии молитвы «Коль славен наш Господь в Сионе» и старинный «Преображенский марш», которые кремлевские куранты исполняли вплоть до 1917 года.

Выбор высшего руководства советского государства выпал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал» и революционный похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1932 году по указанию генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина было отменено исполнение похоронного траурного марша и действующим остался только один музыкальный механизм курантов. В 1938 году прекратилось и исполнение курантами «Интернационала» из-за износа музыкального механизма. К тому же было признано, что для исполнения «Интернационала» колокола Спасской башни не совсем подходят по тональности, и на расстоянии происходит искажение мелодии. Поэтому было принято решение остановить музыкальный барабан главных часов страны.

В 1970 году была предпринята попытка настроить старые музыкальные механизмы курантов для исполнения новой мелодии — гимна СССР, но она оказалась неудачной. Существующие на звоннице колокола Спасской башни не обеспечивали удовлетворительного звучания.

В 1995 году была поставлена задача вернуть кремлевским курантам музыкальное звучание к моменту вступления в должность президента Бориса Ельцина на новый срок. Для исполнения были выбраны два произведения Глинки — «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотическая песня», которая с 1993 года по декабрь 2000 года являлась официальным гимном РФ. В 1996 году на церемонии вступления в должность Ельцина после более полувекового молчания вновь заиграли кремлевские куранты, для чего были внесены существенные изменения в механизм.

В 1998 году была проведена техническая экспертиза устройства воспроизведения мелодий курантами, которая выявила множество проблем. Так что уже в 1999 году пришлось воссоздавать старый музыкальный механизм курантов. В 2000 году обновленные кремлевские куранты вновь зазвучали. Вместо «Патриотической песни» они заиграли гимн России, принятый в 2000 году.

Однако специалисты замечают, что точного попадания звучания колоколов в эталонную мелодию достичь так и не удалось. Из-за этого в начале 2000-х годов стали исполняться небольшие фрагменты мелодий Гимна России и «Славься» Глинки. Но из-за ограниченного состава колоколов и несовершенства механического устройства колокольной игры эти мелодии звучат невыразительно, и лишь знатоки могут угадать мотив по кратким колокольным темам.

На начало 2020 года на звоннице Спасской башни находились 13 колоколов. Кремлевские куранты — единственные полностью механические музыкальные часы в мире и одни из самых древних в Европе. Значительная часть колоколов — это произведения мастера-литейщика времен царствования императрицы Екатерины II Семена Можжухина.

Часы Спасской башни[править]

В XVI веке на башне были установлены первые часы. Они просуществовали до 1625 года, когда мастера Христофор Галовей и Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы.

Нижний четверик башни завершался поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с позолоченными флюгерами. Затем поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами — замечательным техническим новшеством того времени. Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху — изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звоном, в котором размещались часовые колокола. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.

В нишах аркатурного пояса, дошедших до наших дней, были установлены белокаменные статуи — «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки — одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1653 года статуи обгорели и рассыпались.

К концу XVII века башенные часы Галовея пришли в полную негодность. При Петре I в —1709 годах были установлены новые голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые неоднократно ремонтировались. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».

Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в —1852 годах братьями Н. и П. Бутеноп.

При штурме Кремля в дни октябрьских боев 1917 года Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина, их исправил в 1918 году часовщик Н. В. Беренс.

Спасские часы занимают три этажа (7-й, 8-й и 9-й) и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Они приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг (10—14 пудов). Точность хода часов обеспечивается при помощи маятника весом около 32 кг. Механизм боя часов состоит из девяти четвертных колоколов и колокола, отбивающего полный час. Вес четвертного колокола — 320 кг, часового — 2 160 кг. Колокола отлиты в XVII— XVIII веках, украшены орнаментом, некоторые из них имеют надписи. Одна из надписей гласит:

Бой часов осуществляется при помощи специального молотка, соединенного с часовым механизмом и ударяющего по поверхности колокола. Часовой механизм заводится электромотором два раза в сутки.
Циферблаты, расположенные по сторонам башни, имеют диаметр 6,12 м; высота цифр — 72 см; длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,28 м.

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. В полдень и полночь куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в каждую четверть — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.

Самая узнаваемая башня Московского Кремля и его символ

3 оценило

Спасская башня — это самая известная и узнаваемая из 20-ти башен Московского Кремля, его символ.

Спасская башня Московского Кремля

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.

Куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон, созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Кремлёвская звезда на башне

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды – 71 м.

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, Красная площадь

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже — в 1624–1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота — самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня — квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота — 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла — герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий