Основные мотивы и образы лирики м. ю. лермонтова. нравственно-философское звучание стихотворения «дума»

История создания

Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 году. Этот период жизни поэта ознаменован интересом к творчеству Льва Николаевича Толстого. На момент написания стихотворения Блок перечитывал роман «Воскресенье». Поэтому произведение Александра Александровича напоминает роман Толстого. В нем прослеживаются те же настроения, цвета и тон произведения, а также немаловажную роль сыграл сюжет о Катюше Масловой и Нехлюдове: барин обольстил воспитанницу своих теток, а потом уехал, она же, беременная и жалкая, была выкинута из дома на произвол судьбы. Однако позже тот самый барин в роли присяжного встречает свою Катюшу на суде, где ее, проститутку, обвиняют в убийстве и грабеже. Тут он решает вмешаться в дело и искупить вину, но уже слишком поздно: пробитые годы мучений и стыда навсегда изменили героиню.

Сам Блок отмечал, что на сюжетные составляющие повлияла и «Анна Каренина», а точнее ее трагическая гибель. Героиня покончила жизнь самоубийством под колесами поезда.

Также есть мнение, что поэт сам стал свидетелем подобного суицида.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов — великий русский поэт. Все, о чем болела его душа — его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем — Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.

Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств. Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины. Об этом он пишет в своем стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно». И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.

Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении «Смерть поэта». Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом. Лермонтов бичует «завистливый и душный свет», «палачей свободы», «жадною толпой» стоящих у трона. Он противопоставляет им «восставшего против «мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.

В творчестве М.Ю.Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт высмеивает завсегдатаев светского общества. Но в стихотворении «Стансы» появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:

    Я к одиночеству привык,

    Я б не умел ужиться с другом;

    Я б с ним препровожденный миг

    Прочел потерянным досугом…

    На светлый запад удалюсь,

    Вид моря грусть мою рассеет.

    Ни с кем в отчизне не прощусь-

    Никто о мне не пожалеет!…

Стихотворение Лермонтова «Парус» стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом!…

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?

Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне. Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно- крепостнической России («Жалобы турка») и прославлением ее героического прошлого («Бородино»). Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина»: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой».

Поэзия природы — не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта. Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу («Когда волнуется желтеющая нива»), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы («Парус»). Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: «Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…»

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему — стихотворения «Поэт» и «Пророк». В «Поэте» автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. Лермонтов считал, что назначение поэзии — в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30‑х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники. Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания. За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам. Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Характерные черты лирики А. Блока

Лирика А. Блока — уникальное явление в отечественной культуре. При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение. Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский отмечал, что «сны» и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.

Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки. Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов. Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».

Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.

В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А. Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой». Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.

Основными признаками лирики Блока являются:

  • Возвышенность тематики
  • Музыкальность
  • Мистическая настроенность
  • Многозначность
  • Расплывчатость образов
  • Недосказанность.

Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю. Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух. Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон. Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем. В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости. Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

Часть первая

Профилактика

Единственный способ профилактики бешенства у собак – своевременная вакцинация. С непривитыми питомцами нельзя перемещаться на поезде или самолете, охотиться, участвовать в выставках. Клубных собак прививают в обязательном порядке, по следующему графику:

  • в двухмесячном возрасте – первая прививка;
  • через три недели – ревакцинация;
  • после смены молочных зубов – третья инъекция.

При прохождении полного курса вакцинирования у собаки вырабатывается устойчивый иммунитет. До этого момента животное не защищено от инфицирования. Затем прививку от бешенства нужно делать ежегодно. При таком графике риск заразиться для пса минимален.

Обычно болезнь развивается у вакцинированных особей:

  • со слабым иммунитетом;
  • параллельно инфицированных другим вирусом;
  • недавно перенесших операцию.

В редких случаях неэффективность прививок объясняется неправильным хранением препаратов. Поэтому обращаться нужно только в сертифицированные ветеринарные клиники, дорожащие своей репутацией. Инъекции, сделанные «на дому» по явно заниженной цене могут нанести серьезный вред здоровью животного.

Что делать если вашу собаку покусали

Первое, что нужно сделать – успокоиться. Грамотные действия помогут спасти питомцу жизнь, паника только навредит.

Если собака пострадала в уличном конфликте, прогулку нужно немедленно прервать, привести животное домой.

Шерсть вокруг повреждений надо аккуратно выстричь, травмы промыть большим количеством мыльного раствора. Лучше делать это под давлением. Например, с помощью спринцовки.

После первичной обработки, незамедлительно отправиться в ветеринарную клинику. Если питомец не привит, ему экстренно введут антирабическую вакцину. Спустя две недели нужно сделать ревакцинацию.

В первые 10 дней после укуса за зверем надо внимательно наблюдать

Важно помнить, что если собаку покусали несколько бродячих псов, первые признаки бешенства могут проявиться уже через пару дней, когда только оцарапали – спустя две недели и позднее

После экстренной вакцинации питомцу запрещены:

  • интенсивная физнагрузка;
  • перегрев;
  • переохлаждение;
  • стрессы.

Перечисленные факторы способствуют снижению иммунитета, общему ослаблению организма – это создает благоприятные условия для размножения патогена.

Что делать если собака покусала человека

Если человека укусила собака больная бешенством, требуется неотложная медицинская помощь. Самый поздний срок обращения в травматологический пункт – две недели после нападения, но лучше сходить к врачу в этот же день.

Когда проявятся первые клинические признаки заболевания, обращаться к доктору будет поздно. Лечение человека сводится к облегчению симптоматики:

  • двигательную активность снижают седативными лекарствами;
  • дыхательную функцию восстанавливают посредством трахеотомии и подключения больного к аппарату ИВЛ;
  • с судорогами борются курареподобными препаратами.

У людей, как и у собак, бешенство проходит в три стадии. Для первой характерны:

  • повышение температуры до 37,1–38°;
  • воспаление раны в месте укуса;
  • головокружения;
  • сухость во рту;
  • отдышка;
  • нарушения сна;
  • беспричинная тревожность;
  • потеря аппетита;
  • слабость;
  • тошнота;
  • головная боль;
  • депрессивное состояние.

Первая фаза болезни длится до трех суток, затем наступает вторая (следующие 2–3 дня), во время которой больной страдает от галлюцинаций, бросается на окружающих. Если рядом никого нет, может нанести увечья себе.

Другие симптомы:

  • мышечные спазмы при глотании и дыхании, даже от вида воды;
  • повышенная потливость;
  • расширенные зрачки;
  • учащение сердцебиения;
  • активное слюноотделение.

Третья стадия продолжается не более 24 часов. Сначала пациент чувствует успокоение, агрессивность, чувство страха и боязнь воды пропадают, создается ощущение выздоровления. Затем температура резко повышается до критических значений (иногда до 42°), пульс «зашкаливает», артериальное давление при этом падает. Смерть наступает от паралича сердечной мышцы либо дыхательных органов.

Перечисленные симптомы могут проявиться на 7–40 сутки после укуса собаки. Иногда активируются уже на 4 день или возникают спустя год

Поэтому сразу после нападения важно четко соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Осмотреть, одежду в месте укуса.
  2. Если она порвана, кожа повреждена – сдавить края раны, чтобы выдавить некоторое количество крови.
  3. Поврежденную область не бинтовать!
  4. Промывать водным раствором хозяйственного мыла (соотношение 1:10) на протяжении 10–20 минут. Мероприятие эффективно, если провести его в первый час после укуса.
  5. Обработать рану перекисью водорода или зеленкой, наложить повязку.

Сразу после оказания первой помощи отправиться в травматологический пункт. Подробно описать врачу обстоятельства происшествия, внешний вид напавшей собаки. Пройти полный курс антирабических прививок (прерывать его нельзя!). Раньше пациенту делали 40 уколов в живот, но сейчас достаточно 5–7 процедур. Вакцину обычно ставят вместе с антирабической сывороткой (или иммуноглобулином). Лекарство вводят вглубь раны и в мягкие ткани вокруг нее. Срочная вакцинация непосредственно после заражения в большинстве случаев позволяет избежать появления симптомов.

Ограничения в период лечения совпадают с рекомендованными при терапии собак. Больной должен избегать нахождения на жаре и холоде, переутомления, отказаться от алкогольных напитков. Лечение проходит амбулаторно.

В стационар помещают:

  • пациентов в тяжелом состоянии;
  • беременных;
  • прививающихся повторно;
  • людей с диагностированными патологиями нервной системы;
  • подверженных аллергическим реакциям;
  • тех, кто вакцинировался от иных инфекций в последние пару месяцев.

Во время прививок от бешенства необходимо внимательно следить за здоровьем. О малейших жалобах сразу сообщать лечащему врачу, вакцинацию временно прервать. Возобновить только после прохождения назначенного обследования. Все используемые в России препараты являются высокоэффективными и безопасными. Осложнения после их применения не регистрировались на протяжении нескольких лет.

Шинель

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно».

Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский поэт и писатель. Ярчайший представитель лучшего периода русской литературы (эпоха Грибоедова, Пушкина, Жуковского). Маленький Лермонтов рано лишился матери, отец его был игрок в карты, бабушка писателя Елизавета Алексеевна, считала что Мишелю лучше не общаться с ним. Разлуку с отцом переживал Лермонтов сильно, это нашло отображение в его поэзии. Уже в Петербурге будучи молодым корнетом гвардии (гусаром) Мишель Лермонтов много кутил, был весел, однако внутренняя тоска его не покидала. Многие его друзья (вроде Столыпина), позднее вспоминали что его бритёрство и весёлость была лишь маской (защитной реакцией от мира). «И скучно и грустно», было написано М. Лермонтовым в тысяча восемьсот сороковом году. Написанию этого стихотворению предшествовал душевный кризис

Так же обращает на себя внимание то время когда творил великий русский писатель. Это было время политики реакции царя Николая Первого

Гражданского общества не было, свобода мысли подавлялось со стороны власти. От этого страдал поэт. Тяжело воспринято им убийство Пушкина на дуэли. Он пишет стихотворение о смерти поэта. Обвиняя непосредственно высшее общество которое перед смертью Александра Сергеевича всячески его травила. Стихотворение Лермонтова, бросало тень даже на императора. Общество столицы было возмущенно. Лермонтова арестовывают и ссылают на Кавказ, где шла война с чеченцами. Лермонтовым трагически переживается несовершенство мира окружающего его. Формированию именно такой жизненной философии способствовало одиночество Михаила Юрьевича. Лермонтов создал особый тип героя, — «байроновский герой», он горд, одинок, он «вне» общества. Как и лорд Байрон, герой противостоит миру и обществу. Главная тема стихотворения «и скучно и грустно», можно определить как одиночество человека в мире. Жизнь на земле ему в тягость. Если до этого Лермонтов показывал что одиночество это истинный путь избранный героем сознательно. Теперь же автор показывает, бренность и бесперспективность жизни человека. Автор теперь не идеализирует внутренние переживания героя на почве одиночества. А скорее показывает зажатость и неспособность героя существовать в социуме. Переживания (любовь, страсть), в которых Лермонтов хотел бы почувствовать в себе человека, и найти свою цель в жизни, понимает что всё тщетно. Наступает притупления эмоций, инертность… Внутренний монолог героя отображает его противоречий, он переживает что годы идут, а ничего не происходит. Здесь можно процитировать Шекспира «Гамлета»: «О бренность!». Жизнь к сожалению не поэзия, в ней много прозаического (приземленного). Лермонтов пытается отобразить это. К сожалению, окружающая действительность преобладает над идеалистическими установками героя (и автора), это можно увидеть и в других стихотворениях Лермонтова. Но, жизнь далека от мечтаний. Она беспощадна по сути своей. Лермонтов написал это стихотворение во время душевного кризиса, под влиянием обстановки. Он уже не раз поднимал темы любви, дружбы, предательства. Стихотворение написано почти за год до смерти. До той злосчастной дуэли с Мартыновым (поразительно похожи обстоятельства смерти Пушкина и Лермонтова). Отчасти оно стало пророческим.

Показания к применению

Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева

Умом Россию не понять. Ф. Тютчев

Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас. Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии — философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:

Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?

А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов. Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное. . Зима недаром злится, Пришла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, — Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

И кто в избытке ощущений, Когда бежит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и любовь!

Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я еше ему молиться мог.

Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенья Единомысленную рать.

Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.

Есть близнецы для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он.

и отдав дань религии:

Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. . О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей.

Был день, когда Господней правды молот Громил, дробил ветхозаветный храм, И, собственным мечом своим заколот, В нем издыхал первосвященник сам.

все равно возвращается к вечным ценностям:

Не все душе болезненное снится: Пришла весна — и небо прояснится. . О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался «роковым Севером», который стал для него «сновиденьем безобразным», он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные.

Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная — есть ложь. Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

Судьба, как вихрь, людей метет, И рад ли ты, или не рад, Что нужды ей. Вперед, вперед!

А иногда — в философское отчаяние, где сон подобен смерти:

Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон.

Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.

Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью.

2245

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Кикимора

В одном городе живет мальчик с бабушкой и матерью, его отец служит на фронте. Действие происходит в военное время. Около дома мальчика есть больница, она огорожена забором с большими щелями Читать далее

Цинк

Цинк является еще одним элементом, который важен для организма человека. Многие продукты животного происхождения содержат большое количество цинка, в том числе мясо, морепродукты, яйца и молочные продукты. Однако существуют также растительные источники цинка, такие как:

  • продукты из сои
  • зерна
  • орехи

Структурный анализ стихотворения

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий