Сочинения и популярные темы докладов

Басня — это рассказ, который учит уму-разуму

Содержание

Колыбельная для брата: краткое содержание, описание и аннотация

Крылов, басня «Туча» – краткое содержание

Большая Туча пронеслась над изнурённым от зноя краем, но потом пролилась большим дождём над морем – и хвалилась этой своей щедростью перед Горой. «В море без тебя воды довольно, – ответила Гора. – А так ты б область целую от голода спасла».

Как стать баснописцем?

Этот вопрос можно отнести к разряду философских. Так как, любым литератором не становятся, им рождаются. Человек уже с детства понимает, что его жизнь будет связана с литературой.

Многие баснописцы начали писать свои произведения, будучи в юном возрасте.

А что бы излагать свои мысли верно, и без орфографических ошибок, конечно, следует пройти обучение в высшем образовательном заведении на филологическом факультете.

Шестиклассникам по русской литературе задают сочинить басню

…Неделю назад 11-летняя внучка весь вечер заучивала крыловский «Квартет», а потом с энтузиазмом объясняла всей семье мораль басни. Если бы мы знали, что через неделю нам самим — квартету из мамы, папы, бабушки и школьницы — придется стать баснописцами!

Как выяснилось позже, половина класса весь вечер билась над необычным заданием — сочинить басню. Это вам не зубрежка чьих-то рифм! Надо самому поучительную историю придумать, а потом изложить ее в стихотворной форме. Много ли среди шестиклассников поэтов? Не думаю. А между тем к строгой Марьванне на урок с невыполненным заданием лучше не приходить. Родители шестого «А» перерыли весь Интернет, чтобы помочь своим чадам. Нашлось немало форумов, где бурно обсуждалось задание для будущих крыловых. Оказывается, никакое это не нововведение, не первый год школяры маются. Что любопытно: практически ни одной подсказки — как же все-таки написать ребенку басню? — во всемирной паутине не нашлось. Зато предлагались варианты стихотворных историй на совсем не детскую тематику…

О том, что басни бывают и прозаические, ребятне никто не объяснил. Так что наш 6 «А» вместе с родными и близкими страдал над подгонкой окончаний. Чтоб в рифму было. Позже поинтересовалась у знакомой учительницы литературы: много ли было в ее практике работ, на сто процентов выполненных самими учащимися?

— Если честно, то не припомню ни одной. Во всех сочинениях так или иначе чувствовалась рука взрослого, — был ответ.

— Ну и смысл таких заданий?

— Не нами придумано. Есть календарно-учебный план, составленный на основании рабочей программы дисциплины, в нашем случае — русской литературы. И сочинение басни входит в этот план, — терпеливо объяснила журналисту педагог с 20-летним стажем.

Собеседница предупредила, что учителя тоже умеют пользоваться Интернетом, так что списывать размещенные на форумах чужие перлы нет резона. Заручившись моим обещанием не называть ее имени, женщина откровенно высказалась и о собственном отношении к данному вопросу. Кратко, но твердо: ни к чему это (сочинение басен) ученикам.

Но одно дело — рядовой школьный учитель, другое — специалист, имеющий отношение к составлению вышеупомянутых учебных программ. Комментарий на заданную тему дала методист высшей категории отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования Татьяна ВОЛКОВИЧ:

— Вообще-то я не вижу ничего страшного в том, что шестиклассникам дают такое домашнее задание — сочинить басню. Дети в этом возрасте достаточно творчески мыслят и сочиняют с удовольствием. И не одну, а по две-три басни сразу. Я 17 лет преподавала в школе, и мои ученики охотно писали басни. Это учит правильно выстраивать текст, развивает фантазию. Согласна, далеко не у всех получается, но подобная задача и не ставится. Зато талантливому ребенку такая работа поможет полнее раскрыться. Кроме того, учитель, прежде чем давать задание, должен объяснить, как его выполнить. Причем сочинение басни относится к категории обучающей работы. Это значит, что учитель дает задание не всем ученикам, а выборочно, оценивает только лучшие работы.

Хочу заметить, что контрольные работы (сочинения на оценку) по русской литературе начинают давать ученикам лишь с 9 класса. В шестом классе об оценке и речи не идет. Если у ученика все замечательно получилось, можно его отметить. Но ни в коем случае за неудачу не наказывать «двойкой».

Надо ли школьникам учиться писать басни? Мое мнение: нет, не надо. Должна отметить, что в настоящее время учебные программы по всем предметам для 6 классов находятся на рецензировании. Ожидаются изменения, процедура эта достаточно сложная, но в 2016-2017 учебном году новая программа вступит в силу. Думаю, что сочинение басни будет исключено из нее.

От автора. Вот интересно, а те тети и дяди, которые несколько лет назад утверждали такое задание для школяров — написать басню, сами смогли бы с ним справиться? Или, как говаривал дедушка Крылов, а вы, друзья, как ни садитесь, все в баснописцы не годитесь?

За что Крылова любили оптинские старцы

Иван Андреевич после 1806 года стал спокойнее, степеннее. И хотя добрейшим души человеком он никогда не был, но все же «расстреливать» своих именитых современников он перестал. Впрочем, в его баснях аллегории можно толковать по-разному. Про кого «Квартет»? Государственный совет или «Беседы любителей русской словесности»? А может это просто абстракция любого «не спевшегося» коллектива без конкретных намеков?

В басне «Разбойник и сочинитель» Крылов осуждает писателя, который своими ядами вольнодумства отравил не только свое поколение, но и по смерти своей продолжает источать яд, совращая все новых и новых людей. Сам же баснописец стоит на позициях крепкого государства, почитания начальств, сбережения института семьи. Даже обличая пороки в самых едких выражениях, Крылов понимает, что нужно планомерно наводить порядок в душах, головах, умах людей, а не ломать строй (Иван Андреевич ходил на Сенатскую площадь посмотреть на лица восставших; его резюме – «Хотел взглянуть, какие рожи у бунтовщиков. Да не хороши, нечего сказать»). Революция нужна личная, а не государственная. Оппозиционный пыл «Почты духов» сменяется вдумчивым взглядом в вековечные нравы людей и размышления на библейские темы.

Кто, Боже, в высотах эфирныхСвятый Твой населяет двор?Кто слышит, как, при звуках лирных,Поет Тебя пресветлый хор?И кто, в святилищах небесного чертогаВкушает сладость зреть величье, славу Бога? (Ода, выбранная из псалма 14-го)

Большинство школьников через неделю после выпускного не вспомнят ни одного стихотворения. Но «в сердце льстец всегда отыщет уголок» отчеканят уверенно. К такой лаконичности Крылов шел долго – и в его лучших баснях не осталось ничего лишнего, только отлитый в самую экономичную форму смысл, самый смак житейской мудрости.

Наверное, потому его так любили оптинские старцы, которые часто использовали крыловские басни в качестве кратких наставлений и нередко украшали свои проповеди цитатами великого баснописца.

Ворона и Лисица

У Крылова много забавных и поучительных басен. Мне нравится «Ворона и Лисица». Ее герои похожи на людей. Автор пишет с большой буквы эти слова, потому что подразумевает нас, наделяет своих героев человеческими качествами.

Лисица хитрая, льстит Вороне, говорит комплименты. Все потому, что хочет выманить у глупой птицы сыр, которым та собралась позавтракать. Она расхваливает носок, перышки, шейку, голосок. Просит спеть. Хотя Лисица и обманывает, она мне нравится своей сообразительностью, находчивостью. Умеет говорить так, что ей верят. Немногие герои басен могут похвастаться этим умением

Осторожно подходит к объекту, на цыпочках

Ворона простодушная, глупая, доверчивая. Слушает лживые речи, не понимая того, что ей говорят неправду. Ангельского голоска у нее было, красотой особенной не отличалась. Однако красивые слова понравились. Ворона, оказывается, сестрица, голубушка, свет. Поддавшись на уговоры, льстивые слова, она пытается петь. Спеть не получилось, только каркнула во весь голос. Сыр потеряла, обманутой оказалась. Поэтому особой симпатии у меня эта героиня не вызывает.

Басня – сплошные восклицания. Лиса говорит восклицаниями. Восхищаться надо правдиво, чтобы поверили, действует целенаправленно. У Вороны нет дыхания, слов: сыр сказать мешает. Но только рот открыла, плутовка утащила завтрак.

Мораль басни я понимаю так. Люди должны отличать правду от лжи, иначе их просто обманут. Пользоваться такой уловкой тоже не следует. Это произведение учит быть честными, сообразительными, правильно оценивать себя.

Читательский дневник по басне «Квартет» Ивана Крылова

Название произведения: «Квартет»

Число страниц: 1.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: звери — осел, козел, медведь, мартышка, соловей.

_______

Характеристика главных героев: 

Мартышка, Осел, Козел и Мишка — дружелюбные и любознательные.

Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке.

 Соловей — справедливый, рассудительный и честный.

Сказал зверям правду.

___

Краткое содержание басни «Квартет» для читательского дневника

Решили как-то четверо друзей Осел, Козел, Мартышка и Медведь стать музыкантами.

Нашли они инструменты и затеяли сыграть квартет, хотя таланта к музыке не имели.

Взяли они инструменты, ноты и стали играть.

Но что-то у них ничего не получалось.

Сидели они на лугу, а Мартышка тут и предложила, что если они поменяются местами, то сразу дело пойдет по-другому.

Пересели друзья на новые места, взяли свои баса, скрипки и альты, а толку — ноль.

Снова ничего не ладится у них.

Тут Осел и решил предложить усесться всем зверям рядышком друг с дружкой.

Сели ребята рядом, да музыка снова не ладится.

Стали музыканты спорить, что и как им делать, где сидеть и как играть.

Подняли звери такой шум, что на их крики прилетел Соловей.

Звери решили обратиться к Соловью.

Предложили они, чтоб он им указал, как правильно сесть, ведь все у них есть для игры — и инструменты, и ноты.

А Соловей посмотрел на музыкантов, да ответил им, что как их не усаживай, а если слуха и голоса нет, то ничего толкового не получится.

План пересказа произведения «Квартет» Ивана Крылова

1. Что затеяли главные герои басни?

2. Предложение Мартышки.

3. Вторая попытка сыграть музыку.

4. Что придумал Осел?

5. Спор зверей.

6. Обращение героев к Соловью.

7. Ответ Соловья лесным музыкантам. 

Квартет.

Шумный, нелепый, неумелый.

Играли, дерли, грохотали.

Менялись местами, да ничего не помогло.

Бездарные. 

Синквейн о соловье

Соловей.

Умный, звонкий, справедливый.

Прилетел, помог, рассудил.

Указал, что играть — надо уметь.

Проницательный.

Главная мысль басни «Квартет»

Мораль басни Ивана Крылова такова:

«А Вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Иными словами, автор хотел донести до нас, что не стоит браться за любое дело, неважно простое оно или сложное, если не умеешь его вообще делать. Ведь толку от этого никакого не будет — сначала ведь надо научиться что-то делать правильно

Ведь толку от этого никакого не будет — сначала ведь надо научиться что-то делать правильно.

_______

Чему учит произведение «Квартет» Ивана Крылова

Басня Крылова учит нас тому, что необходимо заниматься своим делом, тем, к которому есть талант и способности.

За все и сразу берутся только люди, которые слишком самоуверенны в себе.

При этом, делают они это очень плохо.

Писатель по-доброму высмеивает главных героев басни и указывает нам на то, что как бы ты не сидел или стоял, если ты не способен что-то сделать, то лучше не берись.

Ничего хорошего из этого не получится, а другие просто посмеются над тобой.

Краткий отзыв по басне «Квартет» для читательского дневника

Басня Ивана Крылова «Квартет» — одно из моих любимых произведений.

Я люблю его иногда перечитывать.

Это уникальное произведение.

Писатель не побоялся высмеять людей, которые берутся за все попало и думают, что они делают это хорошо.

В его басне таких людей отобразили животные.

Своим любимым персонажем «Квартета» могу назвать Соловья.

Для меня этот герой кажется настоящим смельчаком.

Он мог просто посмеяться над музыкантами и полететь дальше.

Но он им сказал всю правду, пусть и горькую.

Я считаю, что многим из нас не хватает такой смелости говорить правду в лицо, которой обладал Соловей.

Из этой басни я понял, что любому делу следует учиться, даже самому невзрачному.

Музыканты из рассказа думали, что если они пересядут на другое место, то все у них получиться.

Но только лишь учение приводит к успеху.

Какие пословицы подходят к басне «Квартет»:

Крылатыми выражениями стали строки из самой басни:

«А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Подходящие пословицы:

«От перемены мест слагаемых, сумма не меняется».

«Как медведь на ухо наступил».

«Без труда — не выловишь и рыбку из пруда».

«Не учась, и лаптя не сплетешь».

Неизвестные слова и их значения

Баса — низкий певчий голос.

Альта — музыкальный инструмент, похожий на скрипку.

Прима — первый голос.

Чинно — строго по правилам.

Пуще — больше, сильнее.

Квартет — музыкальное произведение для 4 исполнителей.

Лад — порядок.

Краткая биография — Эзоп

Вариант 1

Эзоп — легендарный поэт, считающийся творцом басни.(ок. 640 —ок. 560 гг. до н.э.)

Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Рассказывают, что в конце концов он попал в Дельфы, где, обвиненный жреческой аристократией в святотатстве, был сброшен со скалы.

Сохранился большой сборник Эзоповых басен, но он был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное наследство Эзопа. В основе Эзоповых басен лежит народная басня, имевшая долгую историю.

Басни Эзопа — часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они — яркий образец ранней художественной прозы. Впоследствии Эзопово наследство подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром (1 в н. э.) и греческим баснописцем Бабрием (3 в. н. э.) вплоть до поэтических переделок Лафонтена, Дмитриева, Измайлова и других.

Вариант 2

Достоверно известно, что древнегреческий деятель античной литературы жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.

Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу. Больше о его жизнедеятельности ничего не известно.

Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен. Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором.

Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции. На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.

Вариант 3

Помимо русского баснописца Крылова, есть еще один всемирно известный создатель басен. Эзоп (или Эсоп), полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен о животных. Согласно Геродоту, Эзоп жил ок. середины 6 в. до н.э. и был рабом некоего Иадмона, жителя Самоса, который дал ему свободу.

На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата.

Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.

Вероятно, басни, автором которых считается Эзоп, в течение долгого времени передавались изустно. Деметрий Фалерский (ок. 350 — ок. 283 до н.э.) составил собрание басен в 10 книгах, утраченное после 9 в. н.э. В эпоху Августа Федр осуществил известное переложение этих басен латинским ямбическим стихом, а Флавий Авиан, вероятно в 4 в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом.

Владислав Крапивин: другие книги автора

Кто написал Колыбельная для брата. Повесть? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Лида (14:06:22 23/10/2011): О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016): «Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»)

Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д

И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни так: «…Он видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, — хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: «Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!» Пусть им говорят то же, что в басне «Зеркало и обезьяна» сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017): Суть и смысл басни в следующем: «Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело — подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: «На каждом человеке есть два мешка: один — спереди, другой — сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний — чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них — как на ладони!». Прочтите у Крылова басню «Зеркало и Обезьяна»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017): Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: «Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире.» Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: «В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает».

Тема стихотворения «Средь шумного бала…»

«Средь шумного бала…» — стихотворение, которое можно назвать сокровищницей творчества поэта, ведь в нем раскрываются наиболее близкие темы для души Толстого.

Оно пронизано ощущением мгновения любви, чистым и проникновенным образом любимой поэта, неповторимыми и глубокими чувствами, которые испытывает лирический герой к своей возлюбленной.

О профессии

Представленная профессия появилась очень давно.Баснописцы всегда пытались описать никчемность пороков человека в шутливом выражении.

Во всём мире эта профессия была довольно популярна. Баснописцы пользовались успехом у преданных читателей.

Стоит сказать, что ранее басни читали люди всех возрастов, сейчас же они популярны в основном среди детей. Басни привлекают своими персонажами, красочными весёлыми историями и нелепыми ситуациями.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Различия:

  • персонажи: в сказках и притчах животные, растения или неодушевленные предметы не всегда бывают наделены чертами, характерными для людей, в то время как басенные персонажи — это люди, представленные в образах животных;
  • смысловая нагрузка: в сказках и притчах читатель должен сам догадаться о том, что хорошо, а что плохо, в басне же, дается конкретное поучение — мораль о том, чего людям надо избегать в своем поведении или в отношениях между собой или в ситуациях, подобных сюжету басни;
  • продолжительность развития сюжета: в сказках описываются события, протекающие в течение длительного времени. Они могут охватывать историю одной семьи.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе

Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор

Противопоказания к применению

Запрещается применять лекарство при:

  • серьезных почечных и печеночных патологиях;
  • непереносимости компонентов препарата;
  • детском возрасте до 18 лет;
  • беременности и вскармливании грудью.

Личная жизнь

Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам Геродота, в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная любовная интрига.


Эзоп и Родопис

В неустановленный период жизнеописание Родопис приобрело вид сказки о Золушке. В одной из вариаций, которую пересказывает Страбон, когда Родопис купалась, орёл похитил сандалию девушки. В это время царь производил суд на открытом воздухе, а орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Изумлённый царь приказал своим подданным отправиться на поиски девушки, потерявшей обувь. И, по легенде, когда её нашли, Родопис стала женой царя.

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

СПАДИЛО.РУ

Басня

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Краткое содержание

Как-то раз ворона нашла небольшой кусок сыра. Она села на ветке и собралась позавтракать. Тем временем около дерева, на котором сидела ворона, пробегала лиса. Она увидела сыр и захотела получить его.

Лиса стала льстить вороне и хвалить ее великолепную красоту. Затем плутовка попросила ворону исполнить какую-нибудь песню своим красивым голосом. Ворона была глупа и доверчива. Поэтому поверила лести и раскрыла клюв, желая спеть. Сыр выпал и лиса тут же подхватила его и сбежала. Ворона осталась без сыра.

Анализ Басни

История создания

Одна из наиболее известных басен И. А. Крылова «Ворона и лисица» была написана около 1807 г. и впервые напечатана в январском выпуске журнала «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

В незамысловатом на первый взгляд названии уже содержится намек на предстоящие события. Ворона — символ ротозейства и глупости (ср. «проворонил»). Образ лисицы традиционно связывают с хитростью, ловкостью, умением обмануть кого угодно. Эти представления имеют глубокие корни в русском фольклоре. Встреча двух сказочных персонажей неизбежно окончится обманом вороны.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение лести.

Глупость и склонность к мечтательности Вороны проявляются с самых первых строк басни. Вместо того чтобы съесть случайно найденный сыр, она «позадумалась». Пробегавшая Лисица прекрасно знает, как следует обращаться с такими разинями.

Лесть Лисицы невероятно груба и неизобретательна. Ворона и сама знает, что ее внешний вид никого не может привести в восхищение. Но ей очень приятно представить хотя бы на мгновение, что она обладает обворожительной «шейкой», «глазками» и «перушками». Поверив льстивым речам, Ворона уже уверена, что и ее карканье — чудесная песня.

Мечта обрывается на самом прекрасном месте. Обманутая Ворона не вызывает никакого сожаления, потому что поддаться на столь грубую лесть — вершина глупости.

Проблематика

Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любую историческую эпоху. Практически каждому человеку приятно, когда ему приписывают незаслуженные положительные качества. При этом легко забыть о действительности и стать жертвой обмана хитрого льстеца.

Композиция

Басня делится на краткое авторское вступление, в котором излагается центральная тема, и саму сцену встречи Вороны и Лисицы.

Крылова волнует даже не сам очередной обман под влиянием лести, а то, что эта ситуация повторяется снова и снова. Никто не спорит с тем, «что лесть гнусна, вредна», но очень часто самые яростные критики льстецов попадают в эту ловушку. Люди вообще нередко превозносят чьи-либо мнимые достоинства с целью получения какой-либо выгоды для себя.

В чем особенность басни

Что бы выяснить, в чем особенность такого литературного направления, как басня, дадим ей определение.

Басня — это литературный жанр, где в стихотворной форме или в виде прозы автор пытается высмеять человеческие пороки, дать какие- то моральные замечания, но в роли героев здесь выступают животные и невоодушевленные предметы.

Все это нужно было для того, что бы донести до читателя основную мораль произведения и при этом не попасть под преследование со стороны государственной власти.

Хотя, если тщательно вчитываться в некоторые произведения, то там ярко выражено, в «чей огород» летит тот или иной камень.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования