Сочинения и популярные темы докладов

Софокл — биография, информация, личная жизнь

Содержание

Содержание

Жизнь

Мраморный рельеф поэта, возможно, Софокла

Софокл, сын Софилла, был богатым членом сельской деме (небольшой общины) Гиппея Колона в Аттике , которая должна была стать декорацией для одной из его пьес; и он, вероятно, родился там, за несколько лет до Марафонской битвы в 490 г. до н.э.: точный год неясен, но наиболее вероятен 497/6. Он родился в богатой семье (его отец был производителем доспехов) и был высокообразованным. Его первый художественный триумф пришелся на 468 г. до н.э., когда он занял первый приз в Дионисии , победив действующего мастера афинской драмы Эсхила . По словам Плутарха , победа пришла при необычных обстоятельствах: вместо того, чтобы следовать обычному обычаю выбирать судей по жребию, архонт попросил Кимона и других присутствующих стратегов определить победителя состязания. Плутарх далее утверждает, что после этой потери Эсхил вскоре уехал на Сицилию. Хотя Плутарх говорит, что это была первая постановка Софокла, сейчас считается, что его первая постановка была, вероятно, в 470 году до нашей эры. Триптолем, вероятно, был одной из пьес, представленных Софоклом на этом фестивале.

В 480 г. до н. Э. Софокл был избран возглавить пеан (хоровое песнопение богу) в честь победы Греции над персами в битве при Саламине . В начале своей карьеры политик Кимон мог быть одним из его покровителей; но, если бы он был, не было недоброжелательности несет Перикла , Кимона «s соперника, когда Кимон был подвергнут остракизму в 461 г. до н. В 443/2 году Софокл служил одним из Hellenotamiai , или казначеев Афины, помогая управлять финансами города во время политического господства Перикла. В 441 г. до н.э., согласно Vita Sophoclis , он был избран одним из десяти генералов, должностных лиц в Афинах, как младший коллега Перикла; и он участвовал в афинской кампании против Самоса . Предполагалось, что он был избран на эту должность в результате постановки « Антигоны» , но это «невероятно маловероятно».

В 420 г. до н.э. он был избран, чтобы получить изображение Асклепия в своем собственном доме, когда культ был введен в Афинах, и ему не хватало надлежащего места (τέμενος). За это афиняне дали ему посмертный эпитет Дексион (приемник). Но «в этой истории есть некоторые сомнения». Он также был избран в 411 г. до н.э. одним из уполномоченных ( пробулоев ), который отреагировал на катастрофическое разрушение афинского экспедиционного корпуса на Сицилии во время Пелопоннесской войны .

Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года зимой 406/5 г. до н.э., увидев за свою жизнь как греческий триумф в Персидских войнах , так и кровопролитие Пелопоннесской войны. Как и в случае со многими известными людьми классической античности, его смерть вдохновила на создание ряда апокрифических историй. Самым известным является предположение, что он умер от напряжения, пытаясь процитировать длинное предложение своей Антигоны, не останавливаясь, чтобы перевести дух. Другой отчет предполагает, что он подавился, поедая виноград на фестивале Anthesteria в Афинах. Третий считает, что он умер от счастья, одержав свою последнюю победу в Городе Дионисии. Несколькими месяцами позже комический поэт в пьесе «Музы» написал хвалебную речь: «Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был счастливым и талантливым человеком, автором многих хороших трагедий. его жизнь хорошо, без каких-либо несчастий «. По некоторым данным, однако, его собственные сыновья пытались объявить его недееспособным ближе к концу его жизни; и что он опроверг их обвинение в суде, прочитав из своего нового Эдипа в Колоне . Один из его сыновей, Иофонт , и внук по имени Софокл также стали драматургами.

Сексуальность

Древний источник, работа Афинея « Софисты за обедом» , содержит ссылки на сексуальность Софокла. В этой работе персонаж по имени Миртил утверждает, что Софокл «неравнодушен к мальчикам, точно так же, как Еврипид был неравнодушен к женщинам» («φιλομεῖραξ δὲ ἦν ὁ Σοφοκλῆς, ὡς ὡςριπίδης φιλογύνης»); и рассказывает анекдот, приписываемый Иону Хиосскому , о Софокле, флиртующем с прислужником на симпозиуме :

Он также говорит, что Иероним Родосский в своих Исторических записках утверждает, что Софокл однажды вывел мальчика за городские стены для секса; и что мальчик схватил плащ Софокла (χλανίς, khlanis ), оставив свою мантию размером с ребенка («παιδικὸν ἱμάτιον ») для Софокла. Более того, когда Еврипид услышал об этом (это много обсуждалось), он высмеял пренебрежительное обращение, заявив, что сам занимался сексом с мальчиком, «но не дал ему ничего, кроме его обычного гонорара» («ἀλλὰ μηδὲν προσθεῖναι» ), или, «но ничего не было снято» («ἀλλὰ μηδὲν προεθῆναι»). В ответ Софокл написал такую ​​элегию:

Астрология имени Софокл

Между управителем именоформы и планетой имеется очень тесная связь

Поэтому знать астрологическое влияние не менее важно, чем происхождение имени Софокл, тотемы и талисманы Софокл, национальность Софокл и т.д

Происхождение имени Софокл таково, что управляющей планетой является Венера. Эта планета наделяет носителя имени рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества, которые получает имя Софокл от Венера: Твердость, плодородие, спокойствие, растительные силы природы

Недостатки, которыми наделяет Венера имя Софокл: Избыточное стремление к наслаждениям, упрямство, скупость

Также той или иной планете соответствует и имеет непосредственное влияние на судьбу каждая буква, из которой состоит имя Софокл. Если в именоформе присутствует несколько одинаковых букв, влияние соответствующей планеты усиливается во столько раз, сколько раз повторяется эта буква. Доминирующая планета для Софокл: Юпитер

Особое значение имени Софокл придается согласно планете, управляющей завершающей буквой. В ряде случаев, независимо от того, какую имя имеет национальность и значение, завершающая планета определяет продолжительность и особенности завершения жизни. Последняя планета по имени: Луна

Совместимость с именем Софокл

Наибольшую совместимость в любви, работе, дружбе составляют имена, покровителями которых являются планеты: Солнце, Меркурий, Марс, Юпитер, Нептун, Плутон.

Астрологический цвет имени: Голубой

Сторона света: Восток

Астрологический камень: Обсидиан, Сардоникс, Тигровый Глаз

Олицетворяющее животное: Волк, Лебедь, Олень

Совместимость имен

Планетарное число и значение имени Софокл

Читателям сайта aznaetelivy.ru, наверняка, будет интересно узнать, что за имя Софокл с точки зрения планетарных чисел. Значение имени Софокл и происхождение имени Софокл указывает на планетарное число 5. Управляет этим именем Юпитер.

Это число связано с огромной энергией и активностью. Кроме того, оно указывает на достаточно большую свободу действий, которая предоставляется человеку, но может в худшем случае привести его к грехопадению. Пятерка является также числом закона, который карает за неправильно использованную свободу.

Зодиакальное и Сакральное число имени Софокл

Происхождение имени Софокл определяет Зодиакальное число 2, что соответствует знаку-зодиака Телец.

Сакральным числом, которое определяет значение имени Софокл, является 2, что соответствует знаку-зодиака Телец. У имени софокл совпадают ключевой и сакральный знак зодиака и поэтому их жизнь является более монолитной и цельной и подходит для людей с таким же монолитным гороскопом. В таком случае, такое имя создает в контактах с другими людьми поле благоприятное для раскрытия способностей и реализации имеющихся в судьбе возможностей. Телец вовлекает человека в решение материальных проблем. В лучшем случае они создают поле гармонии и порядка, а в худшем — поле накопления, жадности, инертности и лени.

Редакция сайта aznaetelivy.ru постаралась собрать самую полную информацию, которая описывает происхождение имени Софокл, чье имя, что значит имя Софокл, имя какой национальности Софокл, талисманы Софокл… Используйте эту информацию правильно и вы обязательно почувствуете всю скрывающуюся в нем энергетику.

Биография

Биография из Википедии

Софо́кл (др.-греч. Σοφοκλῆς, 496/5 — 406 до н. э.) — афинский драматург, трагик.

Родился в 495 году до н. э., в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

Софокл

После Саламинской битвы (480 год до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 году до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии (в том числе и Антигона).

Статуэтка, изображающая поэта, возможно, Софокла

Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с . Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 году до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла — Иофон сам стал афинским трагиком.

Экранизации

Итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини экранизировал трагедию Софокла в 1967 году. В фильме «Царь Эдип» роль Эдипа сыграл актер Франко Читти.

Происходящие в фильме события разделены на две сюжетные линии, которые перетекают одна в другую. Первая разворачивается в Древней Греции, вторая – в Италии ХХ века. В «современной» части фильма отец ревнует жену к новорожденному сыну, уносит ребенка и оставляет на произвол судьбы в пустыне. С этого момента начинается «античная» часть, где с некоторыми изменениями воспроизводится сюжет классической трагедии Софокла.

Франко Читти в роли Эдипа

Спасенного от смерти мальчика усыновляет бездетная чета правителей Коринфа, и он воспитывается при царском дворе как их собственный сын. Став юношей, Эдип получает от оракула пророчество, которое гласит, что герой убьет отца и возьмет в супруги мать. Юноша не знает о том, что усыновлен, и покидает Коринф в страхе, что пророчество может сбыться.

Юноша идет в Фивы и по дороге вступает в перепалку с неким человеком, которого в итоге убивает. Этот человек – царь Лай, биологический отец юноши. Позже герой сам становится царем Фив и женится на вдове Лая – собственной матери. Таким образом пророчество, от которого юноша пытался убежать, сбывается. Когда всплывает правда, царица Фив кончает с собой, а Эдип в ужасе выкалывает себе глаза. Действие снова переносится в Италию ХХ века, где ослепший герой возвращается в место, где родился.

Персонаж появляется в экспериментальном черно-белом фильме Жана Кокто «Завещание Орфея», вышедшем в 1960 году. Роль Эдипа там исполняет актер Жан Маре.

Жан Маре в роли царя Эдипа

Жан Кокто положил сюжет Софокла в основу собственной пьесы «Эдип-царь». По либретто Кокто композитор Игорь Стравинский позже создал оперу-ораторию «Царь Эдип». Премьера оперы прошла в 1927 году в парижском Театре де ла Вилль. Опера «Царь Эдип» в постановке Мариинского театра длится 45 минут и впервые была представлена публике в 2003 году.

В 20-ые годы ХХ века была создана еще одна опера на этот сюжет — «Царь Эдип» от композитора Руджеро Леонкавалло, которая с успехом ставилась в Чикаго и Нью-Йорке.

Литература

  • Мищенко Ф. Г. Отношение трагедий Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах. — К. : Университетская типография, 1874. — 186 с.
  • Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н. э. : Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. — М. : Издательство ИВИ РАН, 2002. — 304 с. — ISBN 5-94067-072-5.
  • Шульц Г. Ф. К вопросу об основной идее трагедии Софокла «Царь Эдип». — Х. : Типография Окружного штаба, 1887. — 100 с.
  • Шульц Г. Ф. Критические заметки к тексту трагедии Софокла «Царь Эдип». — Х. : Университетская типография, 1891. — 118 с.
  • Ярхо В. Н. Ф. Ф. Зелинский — переводчик Софокла // Драмы / Софокл ; пер. Ф. Ф. Зелинского ; изд. подг. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо ; отв.ред. М. Л. Гаспаров. — М. : Наука, 1990. — Приложения. — С. 509—541. — 608 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» : Учебное пособие. — М. : Высшая школа, 1986. — 109 с.
  • Ярхо В. Н. Трагический театр Софокла // Драмы / Софокл ; пер. Ф. Ф. Зелинского ; изд. подг. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо ; отв.ред. М. Л. Гаспаров. — М. : Наука, 1990. — Приложения. — С. 467—508. — 608 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).

Markantonatos, Andreas Tragic narrative: A narratological study of Sophocles’ Oedipus at Colonus. Berlin; New York: De Gruyter, 2002 — XIV, 296 с.;24 см. — (Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte Bd. 63). — Указ.. — Библиогр.: с. 227—289. — ISBN 3-11-017401-4

Примечания

Сюжет

Предыстория

Перед своей смертью Геракл требует сжечь себя заживо на погребальном костре. Сделать это соглашается Филоктет. В благодарность Геракл дарит тому свой лук. Филоктет отправляется на Троянскую войну, но его кусает в ногу ядовитая змея. Рана приносит ему страшные мучения и источает отвратительный запах. Одиссей принимает решение оставить Филоктета на острове Лемнос.

Десять лет спустя греки берут в плен Гелена, сына Приама. Тот предсказывает, что для победы в войне грекам понадобится Филоктет и его волшебный лук. Одиссей возвращается на Лемнос, чтобы уговорить Филоктета выступить на стороне греков. Это является нетривиальной задачей, так как Филоктет ненавидит Одиссея и греков, бросивших его на произвол судьбы.

Основное действие

Одиссей и Неоптолем прибывают на Лемнос. Одиссей поясняет Неоптолему, что для достижения благородной цели им придётся совершить постыдное деяние — обманом заманить Филоктета на корабль, похитив волшебный лук. Неоптолем, честный юноша, с сомнением соглашается принять участие в обмане. Чтобы завоевать доверие Филоктета, Неоптолем рассказывает, что тоже ненавидит Одиссея, так как тот украл доспех Ахиллеса, отца Неоптолема.

Филоктет разрешает Неоптолему взять и осмотреть волшебный лук. Лук оказывается в руках Неоптолема, но Филоктет заходится в приступе боли от раны на ноге. Устыдившись, Неоптолем хочет вернуть лук Филоктету, но тут на сцену выходит Одиссей, требуя действовать согласно плану. Неоптолем разрывается между долгом, требующим помочь греческой армии победить, и состраданием к Филоктету. Одиссей уходит. Неоптолем пытается уговорить Филоктета помочь грекам добровольно, но тот не соглашается. В итоге Неоптолем решает помочь Филоктету вернуться в Грецию, хоть такой поступок и навлечёт на юношу гнев Одиссея и греческой армии.

В последний момент на сцене появляется Геракл (в качестве «бога из машины») и сообщает Филоктету, что если тот примет участие в осаде Трои, его страшная рана заживёт, а греки победят. Филоктет соглашается.

«За политические лозунги на Играх надо дисквалифицировать». Чем закончится спор о протестах на Олимпиаде

Евгений Коротышкин — об идее выделить в Токио специальные места для акций за социальное равенство.

Публикации текстов

Русские переводы

В данном списке указаны только собрания произведений, об отдельных изданиях трагедий см. статьи о них

  • Трагедии Софокла / Пер. И. Мартынова. — СПб., 1823—1825.
    • Ч. 1. Эдип царь. Эдип в Колоне. — 1823. — 244 с.
    • Ч. 2. Антигона. Трахинянки. — 1823. — 194 с.
    • Ч. 3. Аякс неистовый. Филоктет. — 1825. — 201 с.
    • Ч. 4. Электра. — 1825. — 200 с.
  • Софокл. Драмы : в 3 т. / Пер. и вступ. очерк. Ф. Ф. Зелинского. — М. : Сабашниковы, 1914—1915.
    • Т. 1: Аянт-Биченосец. Филоктет. Электра. — 1914. — 423 с.
    • Т. 2: Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. — 1915. — 435 с.
    • Т. 3: Трахинянки. Следопыты. Отрывки. — 1914. — 439 с.
    • переиздание: Софокл. Драмы / Пер. Ф. Ф. Зелинского ; изд. подг. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо ; отв.ред. М. Л. Гаспаров. — М. : Наука, 1990. — 608 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв). — 100 000 экз.
  • Софокл. Трагедии : в 2 т. / Пер. В. О. Нилендера и С. В. Шервинского. — М. ; Л. : Academia, 1936.
    • Т. 1: Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона. — 1936. — 231 с. — 5300 экз.
  • Софокл. Трагедии / Пер. С. В. Шервинского ; ред. и примеч. Ф. А. Петровского. — М. : , 1954. — 472 с. — 10 000 экз.
    • переиздание: Софокл. Трагедии / Пер. С. В. Шервинского ; ред., послесл. и примеч. Ф. А. Петровского. — М. : , 1958. — 464 с. — 25 000 экз.
    • переиздание: Софокл. Трагедии / Пер. С. В. Шервинского ; коммент. Н. М. Подземской. — М. : Искусство, 1979. — 456 с. — (Античная драматургия). — 50 000 экз.
    • переиздание: Софокл. Трагедии / Пер. С. В. Шервинского. — М. : Художественная литература, 1988. — 493 с. — (Библиотека античной литературы). — 100 000 экз.
  • Софокл. Антигона / Пер. А. В. Парина ; послесл. В. Н. Ярхо. — М. : Искусство, 1986. — 119 с. — 25 000 экз.
  • Эсхил. Софокл. Еврипид. Трагедии / Пер. Д. С. Мережковского ; вступ. ст. и примеч. А. В. Успенской. — М. : Ломоносовъ, 2009. — 474 с. — (Вечные спутники). — ISBN 978-5-91678-002-4.

Аякс.

Действие трагедии начинается с того момента, как обойденный наградой Аякс (предназначенные храбрейшему герою доспехи погибшего Ахилла присудили Одиссею) решился покончить с обоими царями-Атридами и Одиссеем, однако в безумии, насланном богиней Афиной, он истребил захваченный у троянцев скот. В прологе Афина демонстрирует безумие Аякса его врагу, Одиссею. Одиссей сожалеет об Аяксе, но богиня не знает сострадания. В следующей сцене к Аяксу возвращается разум и с помощью пленной наложницы Текмессы герою становится известно содеянное им. Осознав истину, Аякс решает покончить с собой, несмотря на трогательные уговоры Текмессы. Следует знаменитая сцена, в которой Аякс представлен размышляющим о задуманном сам с собой, его речь полна двусмысленностей, и в конце ее хор, поверив, будто Аякс отказался от идеи самоубийства, поет радостную песнь. Однако в следующей же сцене (не имеющей параллелей в аттической трагедии) Аякс закалывается на глазах у зрителей. Его брат Тевкр является слишком поздно для того, чтобы спасти жизнь Аякса, однако ему удается отстоять тело покойного у Атридов, желавших оставить своего врага без погребения. Две сцены яростного спора заводят противников в тупик, но с появлением Одиссея ситуация разрешается: ему удается убедить Агамемнона, чтобы тот разрешил почетное погребение.

Общая характеристика творчества

Произведения Софокла отражают типичные для его времени вопросы, например: отношение к религии, неписаные законы и государственные, свободная воля отдельного человека и богов, проблема благородства и чести, интересы личности и коллектива. Обнаруживается в трагедиях ряд противоречий. Например, в «Электре» трагик защищает религию Аполлона, но он же и признает свободную волю человека («Эдип-царь»).

В трагедиях постоянно звучат жалобы на неустойчивость жизни и переменчивость счастья. В каждом произведении рассматривается судьба отдельного человека, а не рода. Интерес к личности подкрепился и новшеством, введенным Софоклом в театральное представление, а именно добавлением третьего актера.

Герои произведений Софокла — сильные личности. В описаниях их характеров автор использует прием противопоставления, который позволяет подчеркнуть главную черту. Так обрисованы храбрая Антигона и слабая Исмена, сильная Электра и ее нерешительная сестра. Привлекают Софокла благородные характеры, отражающие идеологические основы афинской демократии.

Ссылки

  • Пиво, Джош (2004). Софокл и трагедия афинской демократии . Издательство «Гринвуд». ISBN  0-313-28946-8
  • Фриман, Чарльз. (1999). Греческое достижение: основание западного мира . Нью-Йорк: Viking Press. ISBN  0-670-88515-0
  • Хаббард, Томас К. (2003). Гомосексуализм в Греции и Риме: Справочник основных документов .
  • Джонсон, Маргарита и Терри Райан (2005). Сексуальность в греческом и римском обществе и литературе: Справочник . Рутледж. ISBN  0-415-17331-0 , 978-0-415-17331-5
  • Ллойд-Джонс, Хью и Уилсон, Найджел Гай (редактор) (1990). Софоклис: Fabulae . Оксфордские классические тексты .
  • Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1994). Софокл: Аякс. Электра. Эдип Тиранн . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 20.
  • Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1994). Софокл: Антигона. Женщины Трахиды. Филоктет. Эдип в Колоне . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, классическая библиотека Леба № 21.
  • Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1996). Софокл: Фрагменты . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 483.
  • Лукас, Дональд Уильям (1964). Греческие трагические поэты . WW Norton & Co.
  • Платон. Платон в двенадцати томах , тт. 5 и 6 переведены Полом Шори. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1969.
  • Скаллион, Скотт (2002). Трагические даты , Classical Quarterly, новая последовательность 52, стр. 81–101.
  • Сифорд, Ричард А.С. (2003). «Сатирическая драма». В Саймоне Хорнблауэре и Энтони Спофорте (ред.). Оксфордский классический словарь (пересмотренное 3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1361. ISBN 978-0-19-860641-3.
  • Соммерштейн, Алан Герберт (2002). Греческие драмы и драматурги . Рутледж. ISBN  0-415-26027-2
  • Соммерштейн, Алан Герберт (2007). «Общее введение», стр. Xi – xxix в книге Соммерштейн, А. Х., Фитцпатрик, Д. и Толлбой, Т. Софокл: Избранные фрагментарные пьесы: Том 1 . Арис и Филлипс. ISBN  0-85668-766-9
  • Софокл. Софокл I: Царь Эдип, Эдип в Колоне, Антигона . 2-е изд. Грен, Дэвид и Латтимор, Ричард, ред. Чикаго: Чикагский университет, 1991.
  • Encyclopdia Britannica, Inc. «Глубокие знания макропедии». Новая Британская энциклопедия, том 20. Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 2005. 344–46.

Судьба

Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. В детстве Софокл изучал музыку, а после победы греков над персами в Саламинской битве 480 года до н. э. возглавил юношеский хор, воспевающий героизм воинов.

Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

В труде «Пир мудрецов» Афиней писал, что Софокл испытывал тягу к мужчинам:

«Софокл любил мальчиков так же, как Еврипид любил женщин».

Опровергнуть или подтвердить этот интересный факт из личной жизни трагика невозможно, но доподлинно известно, что у Софокла была жена — Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 406 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе.

Третья версия предполагает, что причиной смерти стала очередная победа на литературных состязаниях — поэт, возрадовавшись, скончался от сердечного приступа.

Софокла погребли у дороги, которая вела из Афин к городу Декелея. На надгробии написана цитата:

«В этой могиле, в священной обители, прячу останки Трагика, взявшего верх в славном искусстве своем».

«Царь Эдип» Софокла: анализ трагедии

Рассматриваемая далее трагедия ставит вопрос воли богов и свободной воли человека. Софокл истолковывает миф об Эдипе, принадлежащий к Фиванскому циклу, как гимн человеческому разуму. Автор показывает необычайную силу характера и стремление строить жизнь по собственному усмотрению.

Произведение Софокла «Царь Эдип» рассказывает историю жизни Эдипа, сына фиванского царя Лая, которому была предсказана смерть от руки собственного ребенка. Когда родился Эдип, отец приказал проколоть ему ноги и бросить на горе, но раб, которому поручили убить наследника, спас ребенка. Эдипа (его имя с древнегреческого значит «с опухшими ногами») воспитал коринфский царь Полиб.

Во взрослом возрасте Эдип узнает от оракула, что ему суждено убить собственного отца и жениться на матери. Царевич желает избежать такой судьбы и уходит из Коринфа, считая Полиба и его жену своими настоящими родителями. По дороге в Фивы он убивает безымянного старика, оказавшегося Лаем. Пророчество начало исполняться.

По прибытии в Фивы Эдипу удалось отгадать загадку Сфинкса и спасти город, за что он был избран царем и женился на вдове Лая Иокасте, то есть собственной матери. В течение долгих лет Эдип правил в Фивах и пользовался заслуженной любовью своего народа.

Когда в стране случился страшный мор, оракул объявил причину всех несчастий. В городе есть убийца, которого нужно изгнать. Эдип стремится найти преступника, не предполагая, что это он сам. Когда царю становится известна истина, он лишает себя зрения, считая, что это достаточная кара за совершенное преступление.

Центральное действующее лицо — царь Эдип, в котором народ видит мудрого и справедливого правителя. Он в ответе за судьбу людей, готов сделать все, чтобы только мор прекратился, спас город от Сфинкса. Жрец называет Эдипа «лучшим из мужей». Но есть у Эдипа и слабые стороны. Только он начал подозревать, что жрец покрывает убийцу, как подумал, что тот сам участвовал в преступлении. Гнев быстро охватывает Эдипа и в разговоре с Креонтом. Царь, подозревая интриги, бросает оскорбления. Эта же черта — несдержанность характера — и стала причиной убийства старика Лая по дороге в Фивы.

Не только Эдип в произведении Софокла стремится избежать предначертанной судьбы. Иокаста, мать Эдипа, греховна с точки зрения морали, так как позволяет отдать на смерть младенца. С религиозной точки зрения — это пренебрежение изречениями оракула. Позже она говорит взрослому Эдипу, что не верит в предсказания. За свою вину Иокаста расплачивается смертью.

Креонт в «Антигоне» и «Царе Эдипе» наделен разными чертами. В трагедии Софокла «Эдип-царь» он совершенно не стремился к власти, выше всего ценит честь и дружбу, обещает покровительство дочерям фиванского царя.

Ссылки

Произведения Софокла

Работы Софокла были влиятельными и значимыми для греческой культуры. Две из семи его пьес имеют точную дату написания — “Филоктет” (409 г. до н. э.) и “Эдип в Колоне” (401 г. до н. э., поставленный после его смерти внуком драматурга). Из остальных его пьес «Электра» имела поразительное сходство с этими двумя пьесами, что поставило на передний план тот факт, что она была написана в более позднее время его творчества.

Опять же, основываясь на стилистических характеристиках «Царя Эдипа», которые пришли в его средний период, «Аякс», «Антигона» и «Трахинии» принадлежали к его ранним дням. Софокл писал эти пьесы в отдельных фестивальных конкурсах с разницей в несколько лет. Их нельзя назвать трилогией из-за наличия между ними несоответствий. Кроме того, Софокл, как предполагается, написал еще несколько фиванских пьес, таких как «потомство», которые сохранились фрагментами. Большинство его пьес изображали скрытое течение раннего фатализма и смещение сократической логики, являющейся краеугольным камнем долгой традиции греческой трагедии.

Биография

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке. Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй — G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786—1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832—1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Почему пахнет псиной в доме

У собак различных пород интенсивность запаха варьирует от ярко выраженных до слабых. Самые пахучие породы — это спаниели и овчарки. Китайские хохлатые собачки начинают распространять запахи при отсутствии купания более 30-45 дней.

Для купания собак нельзя использовать человеческие шампуни. Для животных разработаны собственные шампуни с учетом кислотности их кожи. Искупав животное с неподходящим средством, вы получите проблемы с сухостью кожи, испорченную взлохмаченную шерсть, нарушение выработки кожного сала. Результат этих проблем — еще больший запах, от которого вы так хотели избавиться.

При закупорке параанальных желез появляется неприятный запах. Если питомец тщательно и часто вылизывает участок около заднего прохода, катается по полу, чешется — есть вероятность, что произошла закупорка желез. Без своевременной очистки может начаться воспаление, в этом случае необходимо обратиться на консультацию к ветеринару.

На зубках вашей собаки скапливаются остатки пищи и может образоваться зубной камень. Все это не освежает дыхание песика, а приводит к определенным запахам. Чистите собаке зубы с помощью специальных кормов и лакомств. Доверять удаление зубных камней лучше специалистам.

Охотничьи породы издают специфический запах. Из-за повышенной выработки кожного сала, интенсивной работы потовых желез у охотничьих собак часто возникает себорея, что и провоцирует запах.

При неправильном кормлении возможны нарушения пищеварения, что негативно отражается и на состоянии кожи. Кормление рыбой или кормами с ее содержанием добавит «аромата» в неприятные запахи, идущие от собаки.

Неприятные запахи усиливаются от собак в теплое время года. В жару усиливается потоотделение, собака может искупаться в речке или даже грязной луже. Различные бактерии, попавшие на кожу и шерсть, активно развиваются: запахи, исходящие от пса, становятся более интенсивными и неприятными.

Кобели по физиологическим причинам имеют более резкие запахи, чем суки. Если у собаки-девочки появился неприятный запах вне естественного периода течки — обращайтесь в ветеринарную клинику.

Также необходимо обратиться на консультацию к специалисту в случае появления сильных неприятных запахов. Это может быть симптомом заболеваний: инфекция, аллергия, воспаление, проблемы с печенью или ЖКТ.

Краткая биографическая справка

Главный источник биографических данных о втором после Эсхила трагическом поэте Древней Греции — безымянное жизнеописание, которое обычно помещалось в изданиях его трагедий. Известно, что всемирно известный трагик родился приблизительно в 496 году до нашей эры в Колоне. Сейчас это место, прославленное Софоклом в трагедии «Эдип в Колоне», является районом Афин.

В 480 году до нашей эры в шестнадцатилетнем возрасте Софокл участвовал в хоре, который выступал в честь победы в битве при Саламине. Этот факт дает право сопоставлять биографии трех великих греческих трагических авторов: Эсхил участвовал в Софокл прославлял его, а Еврипид родился как раз в это время.

Отец Софокла, скорее всего, был человеком среднего достатка, хотя по этому поводу высказываются разные мнения. Ему удалось дать сыну хорошее образование. Кроме того, Софокл отличался выдающимися музыкальными способностями: в зрелом возрасте он самостоятельно сочинял музыку для своих произведений.

Расцвет творческой деятельности трагика совпадает по времени с тем периодом, который в истории принято называть «веком Перикла». Перикл стоял во главе Афинского государства в течение тридцати лет. Тогда Афины стали значительным культурным центром, в город съезжались скульпторы, поэты и ученые со всех уголков Греции.

Софокл — не только выдающийся трагический поэт, но и государственный деятель. Он занимал должности казначея государственной кассы, стратега, принимал участие в походе против Самоса, предпринявшего попытку отделиться от Афин, и пересмотре афинской конституции после переворота. Свидетельства об участии Софокла в государственной жизни сохранил поэт Иона из Хиоса.

«Век Перикла» отличался не только расцветом Афин, но и началом разложения государства. Эксплуатация рабского труда вытесняла свободный труд населения, мелкие и средние рабовладельцы разорялись, наметилось серьезное имущественное расслоение. Личность и коллектив, состоявшие в относительной гармонии, теперь противопоставлялись друг другу.

Упоминание трагиков в комедии Аристофана «Лягушки»

При характеристике древнегреческих авторов нельзя не упомянуть еще одного выдающего автора, но в области комедии (трагики — это Эсхил, Еврипид, Софокл). Аристофан прославил трех сочинителей в своей комедии «Лягушки». Эсхил (если говорить о времени Аристофана) умер достаточно давно, а Софокл и Еврипид скончались практически одновременно, спустя половину века после Эсхила. Сразу же пошли споры о том, кто из троих все же был лучше. В ответ на это Аристофан поставил комедию «Лягушки».

Произведение названо именно так, потому как хор представлен лягушками, обитающими в реке Ахероне (через нее Харон перевозит мертвецов в царство Аида). Покровителем театра в Афинах являлся Дионис. Именно он и озаботился судьбой театра, задумал спуститься в загробный мир и вывести обратно Еврипида, чтобы тот продолжал ставить трагедии.

По ходу действия оказывается, что в загробном мире тоже есть соревнования поэтов. Свои стихи читают Эсхил и Еврипид. В итоге Дионис решает вернуть к жизни Эсхила. Заканчивается комедия партией хора, в которой прославляется Эсхил и Афины.

Изменения в постановке действия

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил

Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных

Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования