Научно-образовательныйпортал iq

Добровольная помощница

Деревенская девчонка, которую все зовут Варькой, вот уже третье лето подряд работает на колхозном птичнике. Она добровольно взяла на себя обязанности по уходу за маленькими утятами, помогая взрослым выращивать птицу. По окончании очередного летнего сезона, когда откормленных уток отправляли на мясокомбинат, Варька давала себе слово больше сюда не возвращаться.

Против увлечения дочери была и мать девушки. Но стоило Варьке весной увидеть пушистых громко пищащих птенцов, неведомая сила тянула ее на дальнюю речную старицу, где располагались постройки для содержания уток. В день описываемых событий Варька осталась на ночное дежурство в птичнике, заменяя работницу Ленку Пряхину.

Он и она

Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. В его повести «Олеся», которая вошла в цикл полесских рассказов, любовь предстает возвышенной, всепоглощающей силой. Это произведение писатель создал во время пребывания в Полесье, где он познакомился с местными крестьянами и собирал народные поверья. Именно этот материал послужил основой для его полесских рассказов. Повествование ведется от лица главного героя Ивана Тимофеевича. Он начинающий писатель, который по службе был отправлен на шесть месяцев в глухую деревушку в Волынской губернии.

Иван Тимофеевич живо интересуется нравами и бытом местных жителей, но они нежелательно идут на контакт. Более того, он находит их довольно ограниченными. Любые его попытки обучить их грамоте или привить им какие-нибудь знания натыкаются на стену непонимания. Однако жизнь преподносит герою неожиданный сюрприз. В этой глуши он встречает замечательную девушку и свою любовь. Из слов слуги Ярмолы он узнает, что в лесу на болотах живет одна старуха — настоящая ведьма по имени Мануйлиха. У нее была красавица-внучка Олеся с темными волосами и горящими глазами. Ивана Тимофеевича в этой девушке привлекла не только внешняя красота, но и самобытный ум.

Олеся с бабушкой обе обладали необычным даром предвидеть будущее, за что их в деревне прозвали ведьмами и ни в какое общественное заведение не впускали, в особенности в церковь. Раскидав карты на Ивана, Олеся увидела, что его ждет большая любовь, но он принесет той, которая его полюбит, много страданий и даже великий позор. Понимая, что она и есть его любовь, Олеся не прекратила встреч и разрешила ему часто приходить к ним в гости. Эта великодушная девушка на многое была готова ради Ивана. Она прекрасно понимала, что он хоть и добрый человек, но слабохарактерный. Его доброта ничего хорошего не сулила. Он старался стать для нее хорошим другом и будущим женихом, но его «ленивое» сердце не смогло сберечь эту любовь.

Когда пришло время покидать Полесье, Иван позвал Олесю с собой и даже предложил выйти за него замуж. Она долго отказывалась, так как не хотела мешать жизни и карьере молодого барина. Она чувствовала себя обузой. В результате, Олеся сказала, что согласна следовать за ним просто так, без брака. Это заявление насторожило Ивана. Ему на мгновение показалось, что крестьяне были правы, когда говорили, что Майнулиха и ее внучка боятся церкви. Тогда Олеся, желая угодить Ивану, пошла одна в церковь. Несмотря на косые и злые взгляды в свою сторону, девушка выстояла всю обедню, но, когда она вышла на улицу, ее уже ждала разъяренная толпа. Олесю закидали камнями и хотели измазать как ведьму дегтем.

Так, малейшая капля сомнений со стороны Ивана привела к большой беде. Олесе с бабушкой пришлось покинуть Полесье, а он остался один. Любовь в этой повести — величайший дар, от которого нельзя было отказываться. В то же время, автор показывает, что любовь невозможна без решительности и готовности защищать свое чувство.

см. также:Другие сочинения по произведению Олеся, Куприн

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Тимофеевич – главный герой повести А.И. Куприна . От его лица ведется повествование. Иван Тимофеевич вспоминает все то, что с ним произошло в Полесье, где он находился шесть месяцев по службе.

Герою повести было скучно находиться в Полесье. Все свои книжки он прочел довольно быстро, попытался познакомиться с интеллигенцией, но из этого ничего не вышло. Поэтому единственным его увлечением была охота, которая скрашивала тихие и одинокие дни героя.

Иван Тимофеевич является дворянином, которому, однако, не приятно рабское преклонение перед ним. Герой не привык сидеть без дела. Наскучившись в деревне, он решает лечить людей, помогая им. Он смотрел на деятельность конторщика из унтеров и урядника, которые давали женщинам и мужикам целовать их руки, и не понимал этого. Когда герою приходившие на лечение люди пытались поцеловать руки, он сразу же их убирал. Рассказчик отмечал, что, когда он хотел просто пообщаться с простым народом, люди пытались целовать ему руки, потому что были подвержены старым традициям и обычаям.

Как представитель дворянского общества Иван Тимофеевич был человеком образованным. Он умел, в отличие от слуги Ярмолы или Олеси, читать и писать. Главный герой был писателем, поэтому интересовался различными местными преданиями и легендами.

Иван Тимофеевич – добрый человек. Он с душевной теплотой разговаривает с Ярмолой и проводит с ним свободное время. Он даже учит Ярмолу грамоте, чтобы тот смог писать свою фамилию. Помимо этого, герой помогает Ярмоле в содержании его семьи.

Герой входил в высшее общество, однако он принимает решение жениться на Олесе, хоть и понимал, что она не впишется в то общество, в котором он находился.

Познакомившись с Олесей, Иван Тимофеевич показал ей свое неверие в гадания и колдовство. Герой пытался убедить Олесю в том, что она слишком серьезно относится к этому, однако у него ничего не получилось. Со временем, когда все то, что предсказывала Олеся, начало сбываться, он поверил в существование необъяснимого.

Дает характеристику Ивану Тимофеевичу, и в ее словах герой раскрывается с другой стороны. Девушка отмечает, что герой – слабый человек, который «не господин» своему слову. Олеся видела, что мужчина не хочет подчиняться другим людям, но подчиняется им. Она также сказала о том, что Иван Тимофеевич не умеет копить деньги, поэтому никогда не будет богатым человеком.

Главный герой влюбляется в Олесю и помогает ей и ее бабушке Мануйлихе в том, чтобы их не выгнали из дома. Однако из предсказания Олеси, которое девушка дала еще до их любовных отношений, читатель понимает, что Иван Тимофеевич любил Олесю не по-настоящему, потому что он никогда не сможет полюбить, так как его сердце холодное и ленивое.

Таким образом, в купринской повести «Олеся» образ Ивана Тимофеевича показан неоднозначно, так как описание идет со стороны самого рассказчика и со стороны колдуньи Олеси, которая говорит о том, каков герой на самом деле и что его ожидает в будущем.

Частый герой литературы конца 19 века — интеллигент, у которого не складывается жизненный путь вследствие его пассивности, нерешительности, неумения найти места в жизни, лености, страха жизни и совершения поступков.

Таким, добрым, но слабым, умным, но бездейственным, предстает перед нами герой повести Александра Куприна «Олеся» — Иван Тимофеевич.

Портрет и характеристика Ивана Тимофеевича

Юный барин является ключевым героем в произведении. Чтобы составить полное впечатление, необходимо подробнее ознакомиться с характеристикой образа Ивана Тимофеевича в повести «Олеся»:

  • описание внешнего облика дано скудно, известно лишь, что он был высок, худощав и обладал легкой рыжеватой щетиной, придававшей ему мужественности.
  • юноша относился к высшему обществу, был человеком с хорошим образованием и статусом барина. Служил в одном из ведомств, в свободное время искал себя в журналистике, пытаясь писать рассказы и собирая былины и повести;
  • обладал следующими чертами характера: мягкий, нерешительный и добродушный. Чувства и эмоции свои скрывал, не имея способности в них разобраться.

Главная героиня повести — возлюбленная героя также составила о нём своё мнение, посчитав того «хотя и добрым, но слабым», безвольным и доброта его, по её мнению, была нехорошая.

Цитата: «Мало быть честным перед другими. Нужно быть честным перед самим собою» как нельзя лучше говорит о юноше.

Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича — это яркий пример, как характер героя негативно влияет на чувства и жизнь не только его, но и окружающих и любимых им людей.

Темы

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

  1. Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
  2. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды(«предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
  3. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
  4. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
  5. Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Подберите рацион

Кормить птиц лучше всего смесью семян — подойдут овес, просо, пшеница, семена подсолнечника (только не жареные и не соленые). Можно составить смесь самостоятельно или купить готовые варианты в зоомагазине. Не кладите в кормушку хлеб (особенно черный — он плохо переваривается в птичьем желудке), обработанные крупы и другую человеческую еду: для птиц там слишком много сахара и химических примесей, которые негативно скажутся на их здоровье.

Кормом для птиц служат не только семена. Например, насекомоядные виды вроде синиц нуждаются в белковой пище — подвесьте для них кусочек несоленого сала (только разместите его так, чтобы до него не добрались собаки и кошки). А тем, кто любит плоды и ягоды, придутся по вкусу кусочки яблока. Если вы всерьез нацеливаетесь на заботу о птицах зимой, заранее соберите и высушите шишки, желуди, лесные орехи и семена клена или ясеня: их очень любят лесные птицы, а добыть зимой из-под снега такую пищу бывает сложно.

Unsplash

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся»)Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературеВоплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся»)Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»По рассказу А. И. Куприна «Олеся»Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)Сочинение по повести Куприна «Олеся»Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна («Олеся»)Человек и природа в творчестве КупринаТема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»Анализ повести «Олеся» Куприна А.И.Сочинение по повести А.И. Куприна «Олеся»Сочинение по повести А. И. Куприна «Олеся»Образ Олеси в одноименной повести Куприна»Лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. КупринаТема любви повести А. И. Куприна «Олеся»Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести КупринаПоэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)Образ героя рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся»«Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся»)Реализм в творчестве А. И. КупринаЛюбовь в творчестве КупринаЛюбовь в русской литературе (по повести «Олеся»)Мое любимое произведение Куприна «Олеся»Женский образ в повести А. Куприна “Олеся”Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся»)Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся»)По повести А. И. Куприна «Олеся»Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна «Олеся»)Как вы понимаете выражение «талант человечности»«Олеся» Куприн — Гимн возвышенному, первозданному чувству любвиГимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся”Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся»)Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси)Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)

Герои рассказа Уроки французского

Гибридная идентичность

Олеся — чужая прежде всего для местного, украинского населения. «Кацапки чи цыганки» (русские или цыганки), — характеризует Олесю и ее бабку Мануйлиху проводник главного героя Ярмола. Однако автор прямо указывает на географическую «русскость» обеих ведьм. Они переселились в Полесье из Мценска, то есть с Орловщины, а это самая настоящая, «срединная» Россия.

И все же Куприн играет с читателем, избегает четкого этнического определения. Он наделяет героиню «гибридной идентичностью — и не чисто русской, и тем более не чисто цыганской», отмечает Алексей Вдовин.

Олеся «вбирает в себя лучшие черты разных национальностей, в первую очередь — русской». Показательно, что в первой публикации повести — в газете «Киевлянин» (1898) — Куприн устами Ярмолы однозначно определил героинь как «кацапок». Лишь при переиздании текста появились «цыгане».

Это затрудняет идентификацию героини. И Иван Тимофеевич, который судит по внешнему облику Олеси — не типичному ни для русских, ни для украинок, склонен видеть в ней «экзотическую» красавицу.

В то же время, многие особенности — исконно русское имя Алена, благородство речи, уровень интеллекта — для рассказчика явно отграничивают героиню от местного простонародья. Олеся освоила язык и песни Полесья, но так и не ассимилировалась полностью.

Несколько интересных сочинений

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Профессия 1-11 класс Профессия занимает важную и очень большую роль в жизни каждого человека. Поэтому к ее выбору нужно подходить крайне ответственно, полагаясь на голос разума и подсказки сердца.
  • Сочинение на тему Ложь В жизни редко бывают ситуации, которые можно было бы оценить однозначно. Случаются моменты, когда приходится говорить неправду.
  • Сочинение Ахматова — Мой любимый поэт серебряного века Анна Андреевна Ахматова – представитель поэзии серебряного века. Она была очень талантливым человеком. Духовная родина Ахматовой – Царское Село, где прошло ее детство

История трагической любви в повести «Олеся» (Куприн А. И.)

Говоря о чудесном даре любви, они показывают в своих произведениях, что любить может только человек с открытой душой, чистым сердцем, душевной гармонией, готовый ради любви совершить любой подвиг, пойти на мучения и даже на смерть.Но каждый писатель находиn что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме.

На эту вечную тему писал и А.и.Куприн, произведения которого (“Олеся”, “Гранатовый браслет”) пропитаны возвышенным чувством любви. Писатель изображает непохожих героев, принадлежащих к различным слоям общества, но всех их объединяет любовь, благородная, самоотверженная, преданная, готовая к самопожертвованию. Именно такое чувство показано в лучшем, на мой взгляд, произведении Куприна «Олеся».

Повествование идет от лица мужчины, который по службе попадает в деревню Переброд, где влюбляется во внучку колдуньи Мануйлихи, которую зовут Олеся.

Читатель может наблюдать за развитием чувств центральных героев повести, Ивана Тимофеевича и Олеси. Но, переворачивая “последнюю страницу”, он поймет, что любовь этих героев трагична и им никогда не суждено было быть вместе. Разберемся почему.

Олеся и Иван Тимофеевич принадлежат к разным мирам. Героиня – ”дочерь природы”, не похожая на других девушек, любящая животных и птиц и вообще жизнь в лесу: “ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город” – говорит она. Герой – человек буржуазного мира, любящий охоту, приехавший в деревню понаблюдать за людьми, за их нравами. Также можно найти разницу в любви главных героев. Ивана привлекала в Олесе ее непохожесть, самобытность, наивность, женственность, он любил ее, но в то же время и боялся этой любви: “одно лишь обстоятельcтво пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки леса”.Олеся же знала, что их любви не сбыться, но любила сильно. Она даже не просто любила, а готова была отдать всю себя ради светлого чувства. Героиня бросается в омут с головой, несмотря на то, что прекрасно знает, каковы будут последствия, насколько тяжело ей будет пережить данный период. Ради любви она переборола себя и пошла в церковь, где была избита людьми за то, что те считали ее ведьмой. Пройдя через унижения и издевательства, Олеся с бабушкой покидает свой дом. Но делает она это не столько из-за того, что боится мести людей, а из-за того, что понимает, что любовь ее не принесет счастье любимому человеку.

Трагизм этой истории заключается в том, что, несмотря на искренность чувств, многие другие факторы влияют на исход любви: статус, взгляды и представления людей – а также самопожертвование ради счастья другого.

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа — молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» — повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести — любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств — социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня — запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку — здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы — Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности — она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились — им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно — любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Василий Васильевич Докучаев

Вариант 2

(511 слов) Если мы спросим друзей, знакомых или родственников, зачем они живут, большинство из них наверняка ответят, что стимулом просыпаться каждый день для них является семья. Каждый человек любит своих близких, и это чувство мотивирует его добиваться целей и претерпевать испытания. Значит, роль любви в нашей жизни определяющая: мы есть только потому, что на свете есть она. Об этом писали многие авторы, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Без любви люди теряют стимул к жизни. Эту печальную истину доказывает А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». Герой влюбился в женщину из высшего света. Он — простой телеграфист, она — дворянка. Вера никогда не замечала своего обожателя, лишь получала от него послания. Ее родители даже не посмотрели бы на такого жениха. Они нашли дочери ровню — князя Василия Шеина. Брак был не из плохих: муж и жена жили мирно и гармонично. Но чувство Георгия было совсем другого рода: оно не отпускало ни на секунду, зажав сердце в тисках мертвой хваткой. Влюблённый безумец знал, что никогда не добьется взаимности, но не мог жить без писем и знаков внимания, которые он отправлял без претензии на ответ. Без любви Желтков не мыслил своего существования, поэтому покончил с собой, когда ему запретили даже попытки связаться с Верой. Он сделал это спокойно и тихо, без упреков и жалоб. Герой сознавал, что не принимает жизни без любви, но это был лишь его личный выбор, а не вина других людей. Судьба Георгия доказывает нам, что люди живут чувствами или хотя бы смутными надеждами на них, но совсем без любви они теряют смысл бытия.

Можно сказать, что Желтков — это исключение их правил, ведь многие считают его любовь сумасшествием. Однако даже более приземленные и сильные натуры склоняются ниц перед всемогущими чувствами. Такой пример мы видим в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Катерина — богобоязненная и честная женщина, живущая в браке, но несчастливом. Тихон неравнодушен к супруге, но очень боится властной матери, поэтому стремится лишь сбежать из дома, где не может жить спокойно. Кабаниха безжалостно тиранит молодых и не дает им строить семью так, как они хотят. Катерина пытается выполнить свой долг и стать примерной женой, но отсутствие любви все сильнее тяготит ее, как и нападки свекрови. Страсть сама находит героиню: Борис, племянник Дикого, находит в Катерине родственную душу, а она наедине с ним обретает долгожданное счастье. Муки совести, боязнь небесной кары, страх перед семьей — все это не властно над зовом сердца.Героиня признается родне в адюльтере, но не раскаивается в чувствах. И все же разочарование ранит ее больше, чем побои и презрение. Борис отказался бежать с ней и взять ответственность за их выбор. Убедившись в его отступничестве, Катерина решила покончить с собой. Она тоже не смогла жить в мире, где нет любви. Значит, именно это чувство сильнее всех других мотивирует человека справляться с трудностями и продолжать жизнь, раз без него люди так легко расстаются со всем остальным, что их окружает.

Таким образом, любовь играет в нашей жизни главную роль. Она является стимулом для преодоления препятствий и трудностей, вдохновляет нас на саморазвитие и придает бытию высший смысл. Без нее человек теряет мотивацию и волю к существованию. Поэтому нам нужно беречь близких и дорожить своими чувствами к ним.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий