Описание картины поленова «московский дворик»

Описание картины 2

Автор картины «Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов великий русский художник конца XIX века. Очень образованный и разносторонний человек.

Он написал картину «Московский дворик» под впечатлением от увиденного в одном из старых дворов, которые встречались на каждом шагу.

Но почему тогда такая обычная картина, а на нее хочется смотреть, рассматривать до мельчайших деталей. От картины идет какой — то свет и хорошее теплое настроение.

На картине «Московский дворик» изображен теплый летний день. На дальнем плане мы видим деревянные постройки, над которыми возвышаются золотые купола церкви. Они кажутся какими то солнечно – прозрачными на фоне голубого неба. Вдалеке только крыши и верхушки деревьев.

На более ближнем расстоянии уже можно рассмотреть белье, которое висит и сушится на веревке. Возле сарая в земле гребутся курицы.

С правой стороны стоит (наверное, она пасется) лошадь, запряженная в телегу. В центральной части картины довольно большой двор. Он весь покрыт зеленой травой, на которой виднеются небольшие полянки полевых цветов. Две протоптанные тропинки пересекаются на переднем плане и здесь же мы видим группу детей. Два мальчика лежат на траве и о чем то секретничают. Справа маленькая девочка зовет няньку. А он и не слышит. Стоит и сосредоточенно рассматривает сорванный цветок.

От жилого дома по тропинке идет тетенька, неся в правой руке ведро полное воды. Это видно по тому, как она для равновесия подняла левую руку и немного согнулась от тяжести в другую сторону. Дом, от которого она идет, не маленький. В нем, наверное, есть подвал, потому что внизу виднеется маленькое окошечко. Над домом возвышается большое старое дерево. Над ним кружат птицы.

Еще с левой стороны старый забор из досок. За ним раскинулся сад. Это видно по густым зарослям, которые возвышаются над ним и за ним.

Еще в этой картине слышны звуки: стрекот кузнечиков, фырканье сонной лошади, плачущая девчушка. Может даже, слышен звон колоколов, он далеко разносится в такой солнечный день. Смотришь на картину и улыбаешься, потому что ловишь себя на мысли, что хочется туда, к ребятишкам. Вместе с ними побегать по мягкой траве, понежиться на солнышке. Картина «Московский дворик» очень добрая и реалистичная.

В те годы тоже было хорошо. Не было компьютеров и мобильных телефонов, дети все свободное время играли на улице, они слышали все звуки природы.

Благодаря художнику и картине мы знаем, как жили в те времена.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Сочинение по картине

Сочинение по картине известных авторов

Сочинение по картине: В. Д. Поленова «Московский дворик».Жаркий летний день. Голубое, будто даже выцветшее от жары небо. Белые, лениво проплывающие по нему облака. А под ними — «наша древняя столица» Москва, но не центр, а тихая, почти деревенская окраина. Слегка пожухлая от солнца трава, пересеченная вытоптанными дорожками. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской!) крышей. Рядом — ветхое деревянное строение — не то сарайчик, не то рига. Сквозь дощатый забор прорывается листва деревьев и кустарников. Все утопает в зелени, истоме, благости: Сонно квохчут куры. Отдыхает, готовая отправиться на работу, послушная лошадка, уже с утра запряженная в телегу. Дай только команду — и зазвенит под дугой колокольчик, оглашая начало пути. На траве раскинулись белоголовые ребятишки. Старшенький, что ближе к нам, внимательно рассматривает какую-то былинку, может впервые заинтересовавшись окружающим его миром. И только женщина, как всегда, в трудах и заботах. То ли мама, то ли нянюшка несет полное ведро, подняв руку для равновесия. Кто-то ведь должен трудиться, чтобы другие могли отдыхать!Картина эта, как панорама, растянутая во времени и в пространстве. На первом плане — дети, главное на земле. За ними — все мирское, дальше и выше — купола многочисленных церквушек, соборов и храмов. Даже не верится, что столько их было в Москве сто с лишним лет назад. Такая дивная гармония человека и природы, жизни земной и небесной… Жаль, что все это ушло. И как хорошо, что оно было. Спасибо художнику за то, что он сохранил для нас этот кусочек истории и жизни.Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик».Художник с нежностью и с большой любовью изобразил один из уголков старой Москвы. Погожий летний день. Дворик на городской окраине. Мы смотрим, восхищаясь, на невесомые облачка в высокой голубизне неба. Сидят на бархатной траве дети, занимаясь своими нехитрыми забавами. Спокойно, задумчиво стоит запряженная в телегу лошаденка. Уголок старого Арбата: солнечное утро; около из одной тропинок стоит малыш; в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами — купола Спаса, белая колокольня, а надо всем — синее небо. Эта картина — жанровая зарисовка из жизни простого народа, но, глядя на нее, думаешь о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным. Художник безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и Поленов увлечен игрой красок, световыми эффектами. Свет и воздух как будто плывут. Легко и торжественно, сверкая на солнце золотом своих куполов, возносится на фоне ясного неба белокаменная пятиугольная церковка Спаса. Мне нравится смотреть на репродукцию картины. Мир, изображенный художником, спокоен и гармоничен. И на душе становится легко, комфортно и тепло. Все это написано с нежностью, полно мягкой лиричности.
             Все сочинения школьной программы по картине

Сочинение 3

то произведение Василия Поленова запечатлело ту Москву, которую мы больше никогда не увидим в реальной жизни. Это Москва патриархальная, провинциальная, купеческая, ремесленная. Москва Пушкина, Гоголя, а позже — Островского, Чехова. Москва, которую называли любовно «большая деревня».

И что удивительно: столько событий на протяжении прошедших веков «прошумело» над нашей Москвою, а она стоит спокойная, невозмутимая, залитая солнцем и деревенской негой.

Когда Поленов переехал из Петербурга в Москву, именно это философское древнее спокойствие поразило художника до глубины души. Москва тогда не была столицей нашей родины. Главным городом России считался в то время город Петра – Петербург. Что изображено на картине?

Начало нового жаркого, солнечного, летнего дня. Широкий двор, заросший живою травою — муравою, исхоженный тропинками, щедро залит живительным солнечным светом. Нежными, мягкими красками выписаны не только строения, растения, но и все действующие лица и персонажи.

Мирно щиплет травку лошадка, запряжённая в повозку; деловито ищут себе пропитание куры. Женщина несёт тяжёлое ведро с водой. Она собирается напоить лошадку и курочек. Ребятишки заняты своими играми. Самый старший мальчик направился куда-то по своим делам

Самый маленький громко плачет, но не может обратить на себя внимание. Еще одна небольшая группка детей ловит кузнечиков или собирает полевые цветы

По светло-голубому небу величественно плывут белые облака. В небе купаются золотые купола церквей.

Если бы сегодняшняя Москва могла увидеть себя ту, которой она была в конце 19 века, то не узнала бы себя. Небоскрёбы, роскошь, западная жизнь…

Разве это мечта человека?

Дети, мирное небо над головой, духовная жизнь спокойная и с молитвою – вот какие ценности возвеличивает картина Поленова «Московский дворик».

Поэтому она и сегодня так мила и близка душе русского человека. Каждый посетитель Третьяковской галереи останавливается зачарованный простотой и непосредственностью этого полотна. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет».

`

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (376)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (327)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (403)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (342)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (718)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (375)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (305)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (452)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной,…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (597)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (371)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений…

Интимный пейзаж

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.

Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект урока по чтению по теме

Сочинение по картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».

Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника В.Д. Поленова «Московский дворик»

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» принесли ему широкую известность и всеобщее признание.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит,» — писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.

Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.

В конце своего творческого пути он стал педагогом.

С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.

О его картине «Московский дворик» известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано.» Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.

Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.

Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь «переписал» в ней воздух, сделав его более естественным.

II. Работа над картиной

Что вы видите?

— Что можно сказать о жизни за двориком?

— Что можно сказать о жизни во дворе?

— А можно ли путешествовать внутри картины?

— Предлагает ли нам это сделать автор?

(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)

— Кто из вас может нас провести по этому дворику?

— Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?

(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)

— А есть ли в этом дворике какие-то запахи?

— Если есть представьте эти летние запахи.

(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)

— А что же делает дворик таким уютным?

(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

— Чем вас привлекает эта картина?

(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).

III. Устное составление описания картины.

Попробуйте устно составить свой рассказ.

IV. Написание сочинения учащимися.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

[править] Выставка

Этой картиной В. Д. Поленов собирался дебютировать на петербургской 6-й Выставке художников-передвижников в 1878 году (на тот момент он еще не был членом Товарищества передвижных художественных выставок; вступил туда позже, в 1879 году). Посылая свою работу в Петербург, он писал И. Н. Крамскому извинительное письмо: «…картинка моя на Передвижную выставку готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве, в начале лета».

Художник и сам понимал, что зарисовка обыденности не может заменить крупного масштабного серьезного полотна. Но… именно эта картина принесла Поленову огромную славу.

Правда на Петербургскую выставу «Московский дворик» не успел». Но 7 мая 1878 года выставка передвижников открылась в Москве. «Московский дворик» экспонировался там, причем картина была принята на такой скорости, что не успела попасть в каталог. Успех Поленова на выставке был оглушительным. Уже через несколько дней после открытия, 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику П. П. Чистякову о том, что картину приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

[править] Описание

Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках, от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…

На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной.

Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью, с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи и обращены прямо к сердцу зрителя.

Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса.

Популярные сочинения

  • Тарас Бульба — характер, рожденный временем — сочинение (7 класс) Тарас Бульба — казак с сильным, волевым характером, герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Это человек, для которого главное в жизни – свобода, он не может жить в курени спокойно, казак жаждет ратных подвигов.
  • Сочинение на тему Страх Каждый человек имеет страхи. Страхи есть и у детей, и у взрослых — независимо того, где они живут и какие у них взгляды на жизнь. Кто-то боится живущих в темноте монстров, кто-то живых змей, кто-то выговора начальника или лишения премии
  • Сочинение на тему Наступила зима Кончилась осень. Листья давно опали. Деревья стоят голые. Все листья давно уже собрали в мешки и сожгли на свалке. Наконец-то закончились дожди. Всё застыло в ожидании холодов.

Сочинение-описание картины Поленова Московский дворик

Эта картина написана практически с натуры. Художник смотрел из окна своей квартиры и рисовал.

Отличный летний денёк, полдень. На голубом небе видны редкие белоснежные облака. Тихий московский дворик. Жизнь течёт своим чередом. Каждый занят своим делом. Посреди двора зелёная лужайка с цветущими ромашками. Она крест на крест пересечена двумя тропинками. Видно, люди годами ходят по своим делам одними и теми же дорожками, что вытоптали траву до земли.

В такой двор не страшно выпускать погулять маленьких детей, одних, без мамок и нянек. На переднем плане стоит маленький мальчик. Ему три-четыре годика. У него белокурые волосы без панамки или кепки. Мама недоглядела — напечёт солнышко голову. Он одет в светлую рубашку и темные штанишки. Мальчикчем-то увлечённо занят. Недалеко от ребёнка находится деревянная крышка. Возможно, под ней находится погреб. А рядом заросли лопуха.

Лопух растёт возле старого забора, за которым угадывается сад и растёт высокая берёза со сломанной макушкой.

В другом зелёном квадрате прямо на траве сидит маленький ребёнок. Это девочка. Она, наверное, ещё не умеет ходить. Вот где посадили, там и сидит. На соседнем квадратике два мальчика что-то ищут или ловят в траве. У всех детей светлые непокрытые головными уборами головки.

Посреди двора стоит лошадь, запряженная в телегу. Она спокойно стоит и ждёт хозяина. Невольно возникает вопрос: «Что делает лошадь в городе и откуда она взялась?» Моя бабушка рассказывала, что на телегах возили из двора во двор и продавали картофель, лук, яблоки крестьяне из близлежащих к городу деревень.

Сразу за садом видно белокаменный двухэтажный дом. На крыше видно две трубы — в доме печное отопление. Отчётливо видно чердачное окно на крыше и две водосточные трубы. Рядом с домом находятся серые от времени и дождей сараи. Через сгнившую крышу пробиваются ветки кустарника. Возле них ходят куры с цыплятами. Они ищут жучков-червячков.

Из дома вышла женщина в белом платье и с ведром в правой руке. Судя по направлению движения и по тому, как она отставляет для поддержания равновесия правую руку, ведро полное и тяжёлое. Возможно, она несёт воду для лошади.

Рядом с покосившимися сараями стоит белое древенчатое строение под красной крышей и длинным желобом. В нём находится водяная колонка. Дальше видны ещё покосившиеся сараи. На верёвке сушится бельё. Видны ещё пара таких же домиков, как изображённый на переднем плане. Там угадываются такие же маленькие уютные дворики.

Над всем возвышаются пять луковок- куполов белокаменной церкви. Самый высокий и главный золотом блестит на солнце, а остальные четыре отливают серебром. Рядом находится колокольня с золотым куполом.

В таком доме и в таком дворике выросли моя бабушка и мама. Картина навевает ностальгию по ушедшим временам.

5 класс

[править] Выставка

Этой картиной В. Д. Поленов собирался дебютировать на петербургской 6-й Выставке художников-передвижников в 1878 году (на тот момент он еще не был членом Товарищества передвижных художественных выставок; вступил туда позже, в 1879 году). Посылая свою работу в Петербург, он писал И. Н. Крамскому извинительное письмо: «…картинка моя на Передвижную выставку готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве, в начале лета»

.

Художник и сам понимал, что зарисовка обыденности не может заменить крупного масштабного серьезного полотна. Но… именно эта картина принесла Поленову огромную славу.

Правда на Петербургскую выставу «Московский дворик» не успел». Но 7 мая 1878 года выставка передвижников открылась в Москве. «Московский дворик» экспонировался там, причем картина была принята на такой скорости, что не успела попасть в каталог. Успех Поленова на выставке был оглушительным. Уже через несколько дней после открытия, 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику П. П. Чистякову о том, что картину приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Самый известный «Московский дворик»: история шедевра Василия Поленова

Василий Поленов — москвич

В 1877 году Поленов, потомственный аристократ из Петербурга и блестящий выпускник Академии художеств, приезжает в Москву. Он уже пожил в Европе в качестве «пенсионера» — так называли медалистов, для которых Академия спонсировала учебные командировки в столицы искусств. Вена, Флоренция, Неаполь, Венеция, Мюнхен и, конечно, Париж. Когда Василий Поленов вернулся в Россию, многие удивились: мол, с его-то дворянскими корнями и отцом-дипломатом было бы логичнее остаться в той же Франции. Но нет. Поленова тянет на Родину. А именно — в Москву.

Сиюминутная красота пейзажей

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878

Поленов начал искать квартиру. И по одному из объявлений его ждало нечто большее, чем крыша над головой: он выглянул в окно и увидел тот самый пейзаж, которому суждено было стать золотой страницей в истории русской живописи.

Еще во Франции художник узнал, что такое «работать на пленэре» (то есть на открытом воздухе) — за этим они с Ильей Репиным специально ездили в Нормандию. Метод, обожаемый импрессионистами, прекрасно лег в основу поленовских координат: он понял, как надо писать пейзажи, чтобы не расплескать сиюминутную красоту.

Как на «Московском дворике» появились люди

Храм Спаса на Песках с картины художника

С видом из окна потенциальной квартиры было именно так: сиюминутная красота. И Поленов тут же «сел и написал его». Поначалу это был безлюдный этюд: только зелень, белизна храма Спаса на Песках и сам воздух, ласково прогретый полуденным солнцем. Та версия «Московского дворика» была вертикальной, но потом Поленов перевернул картину и напитал ее жизнью, разбросав по холсту фигурки.

Вот женщина несет ведро — ей тяжело, это заметно по вытянутой в противовес руке. Чуть поодаль двое малышей резвятся на траве, а третий (или третья — на голове платочек) плачет, широко раскрыв рот и от досады сжимая кулачки. Тут же рядом — самый большой из детей и такой же светловолосый

Он чем-то увлечен, не замечает ни истошного рева, ни кудахтанья кур, ничего, что может переключить его внимание с заманчивого предмета в руках

С появлением женщины, детей и животных поленовский дворик стал по-настоящему «московским». Случайно схваченный кадр вот-вот оживет, и с полотна хлынет зной, звон, запах. Само мгновение, схваченное нежной кистью художника.

Мнение художника о картине

А что думал о картине сам Поленов, который признавался в подражании французам, но хранил верность русским сюжетам в своей голове? Он… стеснялся «Московского дворика»! И когда посылал пейзаж на выставку передвижников, извинялся: мол, это «потерянное для искусства время».

Почтовая марка с изображением картины

На наше счастье, то была классическая история, когда создатель шедевра не верил в успех работы. Но работу заметили, в работу влюбились, работу вознесли на русский живописный Олимп. Павел Третьяков, великий собиратель отечественного искусства и большой друг передвижников, купил «Московский дворик» прямо на выставке.

Еще одна версия навсегда осталась в кабинете у Ивана Тургенева — подарок самого художника. Потом шедевр Поленова перекочевал на почтовые марки и стал символом Москвы.

Чем нам мил «Московский дворик»?


Василий Поленов, фото

Не «колоритом» и «световоздушной средой», как сказали бы искусствоведы. Не контекстом, как заметили бы историки. Эта картина — манифест Поленова, воплощение его главной мысли: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Василий Дмитриевич, будьте спокойны: ваша картина бесценна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий