Портрет ломоносова михаила васильевича: описание

Парадное изображение

Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Триумф баснописца

Взлет Крылова как баснописца начался в 1809 г. В первый напечатанный сборник произведений вошли 23 басни. Книги разошлись мгновенно, читатели просили продолжения, победа была неоспорима. На сегодняшний день первое издание басен входит в число редчайших книг мира. В сборник вошли в том числе:

  • «Стрекоза и муравей»;
  • «Обезьяны»;
  • «Старик и трое молодых»;
  • «Ворона и лисица»;
  • «Два голубя»;
  • «Парнас»;
  • «Лев на ловле» и другие.

Осторожный Крылов не рискнул представить свою первую книгу публике «на авось». Изданию предшествовала предварительная подготовка. Помимо того, что автор создавал себе определенный имидж — добряк, оригинал с большим аппетитом, отличный чтец с неординарными актерскими способностями, он предпринял определенные предварительные действия для обеспечения популярности книги:

  • все басни по очереди печатались в «Драматическом вестнике»;
  • происходили читки в литературных салонах и гостиных высшего света;
  • басни обсуждались в литературных кружках.

После выхода первого сборника публика начала требовать выхода второго. Но Крылов не торопится. Он понимает, каким мощным оружием в виде сатиры обладает и не желает «дразнить гусей» в лице правительства и императорского двора.

Писатель поддерживает миф о собственной лени, выдвигая его, как причину не писать новых произведений. На самом деле он упорно работает. Черновики его басен показывают множество поправок и переделок каждой фразы, каждого слова.

Хронология творчества

Помимо творческой деятельности, писатель параллельно возвращается на государственную службу. Первым местом службы после долгого перерыва стал Монетный департамент. Но в скором времени через 2 года, уже известным автором он переводится в Императорскую публичную библиотеку, где и прослужил около 30 лет. Хронология жизни и творчества Крылова — известного баснописца:

дата Событие
1808 Писатель начинает сотрудничество с «Драматическим вестником», и службу в Монетном департаменте.
1809 Первый басенный сборник.
1811 Избрание в члены Российской академии. Выходят в свет «Новые басни Крылова», «Басни Ивана Крылова, вновь исправленные».
7 января 1814 Становится библиотекарским помощником Русского отдела.
Март 1816 Повышен на службе до библиотекаря императорской Публичной библиотеки. Выбран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.
1819 Выходит новый сборник «Басни И. А. Крылова» 6 часть.
25 ноября 1824 Смерть младшего брата Льва.
1825 Новый 7-й сборник.
1830 Вышел 8-й сборник.
1834 Вышел двухтомник басен оригинальными с иллюстрациями А. П. Сапожникова.
1838 Официальное празднование 50-летней творческой деятельности писателя.
1 марта 1841 Уход в отставку с должности библиотекаря в Публичной библиотеке.
Декабрь 1843 Вышел 9-й сборник.
9 ноября 1844 Умер от воспаления легких великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Многие выражения из басен писателя давно стали «крылатыми» и прочно вошли в русскую речь

Награда для героя

В последние годы своей жизни писатель осознал, что добился всего, что хотел. Друзья отмечали его лень, он практически ничего не писал, предавался праздности, не стеснялся выглядеть неряхой, обжорой и ему это нравилось. Теперь он благодушен и сдержан, ему больше не хочется обличать и выявлять пороки. Всего при жизни писателя было распродано более 80 тыс. экземпляров книг. Явление на тот период — небывалое.

Под конец жизни императорский двор благоволит к известному автору. Перед празднованием юбилея прошел слух, что Крылова будут награждать. Друзья и поклонники гадали, какого ордена он удостоится, ведь это был первый случай празднования творческого юбилея на государственном уровне среди писателей. Но наградили его только памятной медалью в честь 50-летия литературной деятельности.

В отставку Иван Алексеевич вышел в звании статского советника. Получил от правительства немалое пенсионное обеспечение. Еще в далеком 1820 г. Крылов был награжден орденом св. Владимира 4-й степени за составление каталога русских книг. В дальнейшем в 1823 г. получил золотую медаль за литературные заслуги от Российской академии наук, членом которой состоял. В 1841 г. был утвержден ординарным академиком.

Хан Тохтамыш

Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.

В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.

Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.

Особенности

Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.

Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.

В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.

В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.

В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».

1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.

В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».

Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

  • «О слоях земных»;
  • «Краткое описание разных путешествий»;
  • «Древняя Российская история»;
  • «Первые основания металлургии или рудных дел»;
  • «О пользе книг церковных в российском языке».

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Видео: как гулять с собакой

Смерть великого ученого

В последние годы жизни Ломоносов трудился над работой под названием «Древняя российская история», в которой рассматривались самые острые вопросы происхождения и развития российского государства.

Скончался Михаил Ломоносов от воспаления легких 15 апреля (4 по старому стилю) 1765 г. в Санкт-Петербурге. На момент смерти ему было всего 54 года, и все надеялись на благополучный исход болезни. Похоронили величайшего российского ученого на Лазаревском кладбище.

Единственным живым прямым потомком, который сейчас живет в Эстонии, является музыкант и режиссер Пэтэр Волконский (1954 г.р)., обладающий довольно большим потенциалом в области актерского мастерства.

Михаил Васильевич Ломоносов – это один из самых талантливы поэтов XVIII века. Его перу принадлежит русская ода высокого гражданского и философского звучания. В копилке его произведений много поэм, сатир, трагедий, поэтических посланий, а также уникальных филологических трудов.

В честь Ломоносова были названы многие научные учреждения по всей стране. Его имя носят также объекты культуры и образования, среди которых Московский государственный университет, Музей Российской Академии Наук, Московская Государственная Академия тонкой химической технологии, Поморский государственный университет, а также огромное количество образовательных учреждений в России и за рубежом.

Увековечить имя гения благодарные потомки решили, назвав в его честь город в Ленинградской области, горные и подводные хребты в Северном Ледовитом океане и на Новой Земле, и даже один из кратеров на Луне.

«Михайло Ломоносов» – так назвали уникальный спутник, разработанный отечественными учеными, который был предназначен для проведения качественных исследований в верхней атмосфере, направленных на изучения особенностей транзиентных световых явлений.

Малоизвестные факты из биографии Ломоносова смотрите в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию Льва Толстого.

Тема

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Что такое 92, 95?

Что значат данные цифры? Они обозначают октановое число топлива. Значение, описывает детонационную устойчивость топлива, т.е. возможность горючего сопротивляться самовоспламенению во время сжатия. Таким образом, при высоком октановом числе, вероятность самовоспламенения при сжатии сокращается.

При производстве топлива, октановое число, самое чистое, выходит в районе 80-85. Чтобы вывести его на необходимый уровень, размешивают с различными присадками.

Материалы к уроку по творчеству поэта

Михаил Ломоносов; Mikhail Lomonosov — Топик по английскому языку

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха
Историческое событие, причинно — следственные связи
Эпоха Елизаветы Петровны ( 1741-1761)

Развитие культуры.Период правления Елизаветы Петровны- расцвет культуры России во всех её отраслях. Особенно хочется отметить деятельность выдающегося учёного  М.В.Ломоносова. вклад  которого в развитие культуры был огромен. Целая эпоха в развитии таких наук , как химия, физика, астрономия, литература, география, история и др. была связана с именем этого человека.(далее см. материал статьи)
Причины:
Период правления Анны Иоанновны , предшествовавший периоду Елизаветы Петровны, характеризовался грабежом  страны, опустошением государственной казны, огромными тратами средств на развлечения и увеселительные мероприятия.  Культура, как и остальные стороны жизни общества, не получала развития. Необходимо было её возрождение, чтобы Россия встала в один ряд со странами с высокоразвитой культурой

С этой целью уделялось большое внимание архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, образованию.
 Следствие:
Итогом стало дальнейшее развитие культуры: было построено множество прекрасных архитектурных сооружений( архитектор В.Растрелли), развивалась литература, печать, театр, науки, было открыт первый университет, Академия художеств   Велика заслуга в данном процессе такого выдающегося человека, как  М.В.Ломоносов.

Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Елизаветы Петровны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник М.В.Ломоносову на Воробьёвых горах

Памятник М.В.Ломоносову на Моховой улице в Москве.

М. В. Ломоносов на памятнике «1000 — летие России» в Великом Новгороде. Скульптор М.О.Микешин, архитектор В.А.Гартман

Памятник М. В. Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ. Скульптор И.И.Козловский и архитектор Г. Г. Лебедев. 1957

Бюст М. В. Ломоносова. Скульптор Ф.И.Шубин. 1792. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж

Работы Шубина

Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.

На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.

Неожиданный факт о гравюре

Гравюра Шрейера, изображающая портрет Ломоносова, имеет одну особенность, над которой искусствоведы до сих пор ломают себе голову. Предполагается, что работа написана по рисунку Шульце, однако тот родился в 1749 году, что не увязывается с датой выполнения гравюры – конец XVIII века. При детальном рассмотрении картины можно заметить, что в открытой книге на переднем плане виднеется имя Петра I, а не Елизаветы, во времена которой жил Ломоносов. Общая композиция стилистически построена в духе барокко, хотя конец XVIII века считается периодом, когда в живописи господствовал классицизм. На основании этих несоответствий в искусствоведческом мире имеется предположение, что портрет Ломоносова руки Шрейера прошел несколько стадий своего развития, причем сам лично художник не контактировал с ученым. Изначально был создан портрет Михаила Васильевича, затем с него Шульце сделал рисунок. На последнем этапе Шрейер создал свою знаменитую гравюру по мотивам карандашного наброска своего учителя и коллеги.

Личная жизнь

Личная жизнь Михайло Васильевича, как это часто бывает у гениальных учёных, не была так насыщенна, как научная и общественная. В возрасте 27 лет он женился на Елизавете-Христине Цильх, которая родила ему троих детей:

  1. Екатерина-Елизавета — умерла в возрасте 4 лет.
  2. Йоган (Иван) — умер спустя 2 месяца после рождения.
  3. Елена.

К сожалению, двое детей рано умерли, и только самая поздняя дочь — Елена — вышла замуж за Алексея Константинова, библиотекаря императрицы Екатерины Великой, и дожила до более зрелого возраста (умерла в возрасте 23 лет). Благодаря тому что в браке Елена родила четверых детей (из них один сын — Алексей), по женской линии потомки великого учёного остались, и род Ломоносова не пресёкся. Известно, что в наши дни живёт единственный прямой потомок Михаила Васильевича — Пеэтер Волконский (родился в 1954 году), эстонский музыкант и режиссёр.

Учёба

Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.

Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.

В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.

Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами

Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов

В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:

  • в 1734 году в Киево-Могилянскую академию;
  • в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук;
  • в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях).

Наука и литература

Практически всю жизнь Михаил Васильевич прослужил в Петербургской Академии наук, он был преданным поклонником петровских реформ. При этом находил время для разработки и создания университета, управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией. Одновременно занимался практическими науками, творчеством и общественной деятельностью.

Хронология событий в жизни ученого и литератора после прохождения учебы и возвращения на родину:

Дата Событие
Июль – ноябрь 1741 Работа над составлением каталога камней и окаменелостей для Кунсткамеры Академии наук
Декабрь 1741 Окончена работа над «Элементами математической химии»
8 января 1742 Назначен адъюнктом Академии наук в области физики
Январь 1742 Внес предложение об учреждении химической лаборатории
1743 Тяжелая работа над несколькими диссертациями одновременно. Написаны 2 оды и «Краткое руководство к риторике…»
26 мая 1743 В сильно пьяном виде устроил дебош в Академии, нецензурно оскорбив нескольких профессоров
28 мая 1743 – 19 января 1744 Домашний арест
27 января 1744 Принес извинения профессорам
Декабрь 1744 Закончил 3 диссертационные работы по химии, физике и горнорудному производству
25 июля 1745 Назначен профессором химии в Академии
20 июня 1746 Прочитал первую публичную лекцию по экспериментальной физике
1 июля 1746 Начато строительство химической лаборатории
1747 Выполнен перевод немецкого научного труда по экономике «Лифляндская экономия»
Сентябрь 1748 Диссертация по физике
Январь – февраль 1749 Диссертация по химии
Март 1751 Произведен в коллежские советники
Сентябрь 1752 Окончена мозаика «Мадонна», выполненная с картины древнего художника Солимены
Сентябрь 1752 Сочинил и издал трагедию «Демофонт»
25 сентября Подал прошение об учреждении «мозаичного дела»
15 марта 1753 Получает в свое распоряжение земельный участок для возведения фабрики по производству цветного стекла
Сентябрь 1757 Переехал в собственный особняк на Мойке

Ломоносов был необыкновенно «плодовитым» ученым. Столько научных и литературных трудов удается издать не каждому современному академику, несмотря на технические средства. После его смерти профессора Миллер и Шлецер, с которыми при жизни не уставал спорить Михаил Васильевич, публикуют от его имени большой труд по истории России, собрав все материалы ученого и историка.

Но и сегодня великая фамилия не забыта. В 2017 году были разработаны шахматные алгоритмы, позволяющие просчитать результат любой партии. Названы они «7-фигурные Таблицы Ломоносова».

Рядовой, картежник, коллежский советник

Гавриил Державин родился в 1743 году под Казанью. Отец его рано погиб, и матери было трудно дать сыновьям хорошее образование. Семья часто переезжала. Сначала Державин учился в оренбургской школе, потом — в казанской гимназии. Здесь он познакомился с поэзией Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского и сам попробовал сочинять стихи. Владислав Ходасевич писал о его первых произведениях: «Выходило коряво и неуклюже; ни стих, ни слог не давались, а показать было некому, спросить совета и руководства — не у кого».

С 1762 года Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Это время поэт вспоминал как самый безрадостный период своей жизни. Он нес тяжелую солдатскую службу, а в редкие свободные минуты писал стихи. В части Державин пристрастился к картам, он писал в автобиографии: «Научился заговорам и всяким игрецким мошенничествам. Но, благодарение Богу, что совесть или, лучше сказать, молитвы матери никогда до того не допускали, чтоб предался в наглое воровство или в коварное предательство». Из-за пагубного увлечения Державина однажды чуть не разжаловали в солдаты: он настолько увлекся игрой, что вовремя не вернулся из увольнения.

Строительство каменного кремля

Несмотря на столь мирную позицию, Дмитрий Донской, видимо, уже тогда прекрасно понимал, что рано или поздно ему придется воевать с татарами. Начиная с 1367 года он строит новый московский кремль. Впервые, в истории города это кремль не деревянный, а каменный. В качестве строительного материала был взят белый камень из района деревни Мячково в 30 километрах от Москвы.

Этот белокаменный кремль оказался, правда, не слишком долговечным. Через сто лет он был заменен на современный кремль из красного кирпича, сложенный при Иване III. Но свою роль в истории города и в истории страны белокаменный кремль Дмитрия Донского сыграл. В частности, на его башнях, впервые в истории нашей страны, была установлена артиллерия.

Оды

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам. Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Учеба Ломоносова в юношеские годы

Очень рано будущий поэт и ученый научился читать (мать его была дочерью дьякона, грамоте могли его научить и соседи, и дьячок местной церкви). Еще мальчиком, ему удалось достать грамматику церковно-славянского языка Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, прочитать стихотворное переложение «Псалтыри» Симеона Полоцкого. Эти книги оказали большое влияние на умственное развитие подростка (позже он называл их «вратами своей учености»,) но особенно большую роль в жизни юного Ломоносова сыграла «Арифметика». В ней мальчик нашел, кроме курса начальной математики, сведения по географии, астрономии, физике, навигации. Книги вызвали в нем жажду знаний, которую вскоре уже не могло удовлетворить повторное перечитывание учебников, давно уже выученных наизусть пытливым юным читателем.
Зимой 1731 г. девятнадцатилетний Ломоносов достал паспорт и вместе с рыбными обозами пешком пошел в Москву — учиться. Это было первым большим жизненным подвигом Ломоносова. Ему не только удалось попасть в Москву, но и поступить в
единственную в то время высшую школу — «Славяно-греко-латинскую академию».
Биографы Ломоносова, рассказывая о годах его учения, подчеркивают, что преподавание в Славяно-греко-латинской академии» носило
схоластический характер, учащимся сообщалось немало нелепостей (например, рассуждение о весе ангелов). Но все же учащиеся приобретали в академии и немало ценных знаний. Здесь Ломоносов в совершенстве изучил латинский и греческий языки, а ведь на латинском языке писались и печатались в те времена все научные сочинения; изучил он правила силлабического стихосложения и ораторского искусства; познакомился с выдающимися произведениями античной литературы. Книги великих мыслителей древности и вышедшие в Петровскую эпоху сочинения ученых нового времени расширили кругозор талантливого юноши, дали толчок глубоким размышлениям о мире, о его строении, о жизни.
Отличное знание латинского языка дало возможность Ломоносову изучить сочинения французского ученого и мыслителя Декарта, получить ясное представление об учении великого польского астронома Коперника, совершившего переворот в науке о вселенной.
Юноше Ломоносову приходилось учиться в исключительно тяжелых условиях. Уже будучи профессором Петербургской Академии наук, Ломоносов писал вельможе И. И. Шувалову: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
Чем больше расширялся круг знаний Ломоносова, тем меньше удовлетворяло его учение в Академии, тем больше тянуло к высотам науки, но не схоластической, а науки, связанной с жизнью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий