Конспект урока на тему «г. р. державин. слово о поэте. стихотворения «река времен в своем стремленьи…», «на птичку», «признание»»

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

Стихотворение «Снегирь» Державин написал на смерть А.В. Суворову. «Какое отношение имеет великий полководец к этой птице?», — возможно спросите Вы. Суворов знаменит своей стойкостью характера, решительностью, он известен как прекрасный стратег и при этом добрый, понимающий человек, разделяющий страхи и желания простого солдата. Он внес огромный вклад в развитие русской армии. Согласно этим достижениям его скорее можно сравнить с орлом, большой, сильной и гордой птицей, а тут снегирь…

Хотя Державин и называет эту свою работу одой, она теряет в данном случае свой торжественный характер. Высокую тему автор воплощает в форму очень личного, интимного произведения.

В стихотворение были введены подробности частной жизни самого поэта, который является лирическим героем стихотворения. В тексте он описан таким, каким его могли видеть лишь немногие. Вот он пришел домой в ужасно подавленном состоянии, так как узнал о смерти Суворова. А снегирь, обученный исполнять военный марш, встречает его этой песней. Как эта песня не подходит к нынешнему настроению поэта. Поэтому-то и начинается стихотворение укором, обращенным к птице.

Державин сравнивает голос снегиря с флейтой, и это сравнение не случайно. В 18 веке флейта была одним из основных инструментов военного оркестра.

Обычно в победоносных одах не было принято обрисовывать конкретный облик того или иного героя, все победители были похожи друг на друга. Но Державин поставил перед собой иную цель – он постарался создать неповторимый облик полководца, который помимо всего прочего было хорошим другом и просто человеком.

Автор использует слова «сухарь», «кляча» в тексте стихотворения неспроста, так как эти же слова использовал сам Суворов в обращениях с фронта, описывая свои дни. Вместо привычной десятистишной строфы Державин использует шестистишную. Эту метрику для оды впервые стал использовать именно он. Вместо канонического для оды ямба, он использовал дактиль. Полные стопы здесь чередуются с усеченными, придавая речи автора более быстрый, нежели в других одах, темп.

Иными словами, в стихотворении «Снегирь» Державин выступил поэтическим новатором. Он употребил все приемы, характерные для анакреонтики. Но сделал ее не веселой, шуточной, а весьма трагичной.

Это стихотворение стало каноническим для изучения. Оно завладело сердцами и душами не только современников, но и читателей века двадцатого: не о каждом стихотворении рассуждают в течение нескольких веков… Так стихотворение, написанное простым языком, без лишних восхвалений и тирад, сделало Державина еще более знаменитым, а личность Суворова понятной обычным людям.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Пудели малые (средние) на нашем сайте

Анализ стихотворения Признание Державина

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.

Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.

Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.

Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.

Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.

А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.

Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.

7 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Признание по плану

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой

Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

Гавриил романович державин краткая биография. Краткая биография

Гавриил (Гаврила) Романович Державин — русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине II . В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» — дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия . Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность — не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. — министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина , когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.

Примечания

Анализ стихотворения «На птичку» Державин​

Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.

В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.

Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид.

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

Поймали птичку голосисту

И ну сживать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них

Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.

Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.

В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.

Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

Анализ стихотворения «Снегирь» Р. Державина

Одним из ярких представителей классицизма в русской литературе является поэт Гавриил Романович Державин. В его творчестве нашли отражение реалии жизни обыденной, интерес к русской истории, к русской философии. Следуя законам жанра, поэт-классицист создавал свои произведения «по образцу» — так появляются оды Державина. Однако, сложно определить одно литературное направление, в котором творил поэт. Некоторые исследователи отмечают, что Державин находился в поиске новых форм литературы, а позднее отмечают новое направление, в котором он работал — «предромантизм». Для творчества предромантиков характерно обращение к человеческой индивидуальности, что противоречит канонам, установленным классицистами. Исходя из этого противоречия, стихотворение «Снегирь», которое сам Державин озаглавил, как «ода», может характеризоваться и как элегия — стихотворный результат философского размышления над сложными вопросами человеческого бытия.

Стихотворение «Снегирь» увидело свет в мае 1800 года, после смерти Суворова, которую поэт воспринял, как личную трагедию. С первых строк стихотворения становится ясно, что для Державина полководец был великим человеком, единственным в своем роде «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?». Следуя законам жанра оды, Державин использует в своем стихотворении «высокую» лексику, которой восхваляет храбрость и мужество полководца, а так же его окружение: «богатырь», ездить «пылая», «рок низлагать», «доблестей быв страдалец единых», «бранна музыка днесь не забавна», «слышен отвсюду томный вой лир». Однако, поэт не мог в полной мере выразить свои чувства пышными и торжественными словами, которые от него требовал жанр оды, поэтому Державин переходит на простой, обывательский язык.

Для Державина оказалось важным не следовать образцу и не громоздить высокопарные метафоры одну за другой, а отметить жизненные, бытовые детали, которые помогают читателю создать более полный образ Суворова. Прямо и открыто говорит поэт о привычках полководца: «Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари». Таким образом, Державин стал едва ли не первым, кто заговорил о мире реальном — факты жизни конкретного человека включены в героический рассказ о подвигах великого полководца.

Как начинающий романист, Державин не мог обойти в своем творчестве тему природы. В данном стихотворении поэт обращается к снегирю — одной из любимых народом птиц, которая отличается выносливостью и отвагой. Снегирь в произведении становится во главе военного марша, своей песней ведя за собой войско: «Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь?» Как известно, флейта была неотъемлемой частью военного оркестра, поэтому сопоставление звука флейты и голоса снегиря не случайно. Смерть Суворова словно подводит черту: «Полно петь песню военну, Снигирь. Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! — что воевать?». Для поэта утрата оказывается невосполнимой.

В стихотворении «Снегирь» существенно расширены границы классицистического жанра, согласно которому в произведении должен был быть изображен тип героя, а не конкретный человек

Державин стал новатором, создавая новые формы, соединяя разную лексику, обращая внимание на жизнь в конкретном ее проявлении, на окружающую действительность, что дало возможность развиться таким литературным жанрам как романтизм, а позднее и реализм

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

«Птичка», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение написано во время южной ссылки, «в чужбине», в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту.

Пушкин послал стихи поэту Н.И.Гнедичу с припиской: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». Стихотворение было издано в «Литературных листках» в 1823 году. Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества, которые за собственные деньги выкупают из тюрьмы невинных, должников.

Литературное направление, жанр

Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами. «Птичка» относится к жанру философской лирики. Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Тема стихотворения «Птичка» — стремление к свободе всего живого.

Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В первой строфе и в трёх строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: «Когда хоть одному творенью». Ударение на слове «одному» раскрывает идею стихотворения.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная, чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

В стихотворении «Птичка» почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.

Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай. а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху. В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.

Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости. Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

Анализ стихотворения «Письмо Татьяны к Онегину» Пушкина

Письмо Татьяны к Онегину – бессознательный порыв отчаявшейся девушки. При публикации романа «Евгений Онегин» оно произвело большое впечатление на читателей, и долгое время считалось образцом изложения женских сокровенных мыслей. При тщательном анализе в письме, однако, становятся заметны многие чересчур «надуманные» мысли. Оно прекрасно по изложению, но слишком пропитано романтизмом.

Главное достоинство письма — его простота и откровенность. Татьяна по-настоящему искренна, она не стесняется свободно излагать свои взгляды. Татьяна приходит к Онегину в дом. Через его обстановку и предметы, принадлежащие хозяину, она полностью погружается во внутренний мир любимого ее человека. Главным источником откровения становятся книги из библиотеки Онегина. Татьяна была простой деревенской девушкой, от которой были скрыты чувства и мотивы людей высшего общества. Чтение книг дало ей понимание личности Онегина.

Татьяна Ларина поняла, что жить по влечению сердца можно лишь, испытывая невероятные страдания. «Книжная» наука расширила понятия девушки, но не дала реального ощущения всех страстей. Жизнь невозможно изучить по книгам. Мир людских скорбей испугал Татьяну уже в теории. Она решила покориться требованиям общества, а истинные чувства и убеждения спрятать глубоко в душе. Посещение жилища Евгения и чтение его книг – центральный эпизод в формировании из Татьяны светской женщины. Это перерождение потрясло Онегина, которые никак не предполагал увидеть в простой деревенской девушке столько ума, основанного на тонком понимании действительности.

В решительном объяснении с Онегиным Татьяна проявила лучшие качества образованной женщины высшего общества. Она по-прежнему искренна, но теперь уже знает настоящую цену и последствия проявления сокровенных чувств. Татьяна дорожит своей добродетелью, которая так важна в обществе. Она упрекает Онегина в том, что он не ответил на ее любовь в прошлом, так как стремился к соблазнению, т. е. к своей победе над женским сердцем. Покорение «без боя» было ему неинтересно и скучно. В нынешнем положении Татьяна уже не верит в любовь Евгения. Она считает, что им опять движет низкое стремление добиться славы через скандальную историю измены.

Трагедия Татьяны заключается в ее вхождении в общество в роли добропорядочной супруги («и буду век ему верна»). Молодая неопытная страсть столкнулась с холодным рассудком. Познав все тайны высшего света, Татьяна навсегда закрыла свое сердце для окружающих. Ее постоянно преследует боязнь общественного осуждения. С этого момента поведение Татьяны становится безупречным в глазах людей, на него не может упасть даже тень подозрения.

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Средства выразительности и стихотворный размер

Особых выразительных приемов автор не использует, так как произведение имеет слишком маленький объем. Главное художественное средство, используемое поэтом, — иносказание. Перепуганную птичку, пойманную детьми, Державин ассоциирует с образом поэта, который вынужден существовать и создавать произведения в неволе, находясь под давлением власти.

Главной темой произведения является свобода, чьим символом всегда считалась птица. Она имеет возможность летать в безбрежном пространстве небес, а люди такой возможности не имеют. Они вынуждены жить в условиях постоянных ограничений, что заставляет задуматься человека о его неволе. Цель на уроках литературы в произведениях «Птичка», «Река времен…» показать утверждение необходимости свободы творчества автора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий