Сочинения и популярные темы докладов

Источники пушкинских эпиграфов к главам романа «капитанская дочка»

Этикет чтения

Приступая к чтению Корана, желательно повернуться лицом в сторону киблы и собраться с мыслями, потому что размышление над смыслами откровения — высшее назначение данного обряда. Перед началом рецитации желательно произнести мольбу, известную как исти‘аза: «прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (ар. أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيْمِ‎). Этот обычай основывается на кораническом аяте: И когда ты читаешь Коран, ищи у Аллаха защиты от шайтана изгнанного, побиваемого .

В начале каждой суры, кроме суры ат-Таў­бат̈ (, «По­ка­я­ние»), также следует произносить басмалу. Если рецитация начинается с се­ре­ди­ны суры, то чтец может по своему усмотрению произнести басмалу или опустить её, но в тех случаях, когда этого требует смысл аятов, первый вариант предпочтительней.

После прочтения аятов, отмеченных значком «саджда», следует совершить земной поклон, смысл которого в возвеличивании Аллаха и противодействии шайтану. Согласно маликитскому мазхабу, поступать так следует в одиннадцати местах; законоведы трёх остальных мазхабов выделяют четырнадцать мест совершения земных поклонов. В ханафитской правовой школе земные поклоны при чтении Ко­ра­на считаются обязательными (ваджиб), в шафи‘итском и ханбалитском — крайне желательными (сунна муаккадат̈).

В некоторых традициях чтения после прочтения последних сур Корана (начиная с суры «Утро» и заканчивая сурой «Люди») следует произносить такбир, т. е. слова «Аллах превелик» (ар. اللهُ أَكْبَرُ‎). Некоторые чтецы произносят такбир в начале названных сур и не про­из­но­сят его после суры ан-На̄с (, «Лю­ди»). Как и мольба о защите от шайтана, такбир не считается частью коранического от­кро­ве­ния и не отображается на письме. Произнесение такбира является отличительной особенностью мекканских традиций чтения, в частности ки­раата Ибн Касира аль-Макки. Она также сохраняется в кираатах Абу ‘Амра (в передаче ас-Суси), Абу Джа‘фара (в передаче аз-Зу­бай­ра ибн Мухаммада аль-‘Умари) и некоторых других.

Подробнее: Этикет чтения Корана

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

Где взять хороший эпиграф

Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.

Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.

[править] Биография

Предыстория

Он воспитывался в доме своего отца, Андрея Петровича, где получал образование. Сначала его воспитанием занимался Савельич, позже учитель выписанный из Франции — Бопре, однако Француз почти им не занимался. Любимым занятием Петра в то время были развлечения с мальчишками со двора, с которыми он проводил много времени.

События в повести

Отец Петра решил отправить служить его под Оренбургом, в Белогорской крепости, которая находится в сорока верстах от города. Вместе с ним поехал его слуга. Савельич. По пути в крепость начинается метель, затем они встречают Емельяна Пугачёва, но они не понимают, кто перед ними, будущий разбойник помогает им добраться до постоялого двора, вследствие чего они отдают ему заячий тулуп. Прибыв на службу в крепость, Пётр обнаруживает, что крепость, в которую он приехал, сложно назвать крепостью. По сути это поселение с единственной ржавой пушкой, а командир крепости, капитан Миронов, тренирует солдат неохотно, не снимая халат. Здесь же Гринев влюбляется в капитанскую дочь — Машу Миронову, восемнадцатилетнюю добрую красавицу.

В это время он встречается с некрасивым, низким, но умным офицером — Швабриным, — который увидел стихи Петра, посвящённые Маше, вследствие чего он стал высмеивать Петра. После оскорблений в его сторону Пётр вызвал Швабрина на дуэль, в результате Пётр получил ранение в плечо и сердце. После этого инцидента Маша начинает заботиться о главном герое, из-за чего он и признаётся ей в любви. Швабрин и Гринёв мирятся. Тем временем все в крепости узнают о армии Пугачёва. Вскоре разбойник приходит с его армией и завоёвывает крепость.

Во время оккупации Пугачёв показывает свою жестокость, убивая родителей Маши. Однако донской казак не убивает Петра, так как помнит про его с Савельичем подарок. Начинается искренний разговор Петра и Пугачёва, где Гринёв говорит, что не гарантирует не сражаться на его стороне, а также утверждает, что ему всё равно, убьёт ли тот его или нет. Пугачёв отпускает Петра в Оренбург за его честность. После этого главный герой переезжает в город, где и выясняет о заточении Маши. Он просит у генерала 50 солдат для освобождения крепости, но получив отрицательный ответ, возвращается на оккупированное место службы, затем Пётр был схвачен и чудом остался жив. Пётр просит Пугачёва освободить свою возлюбленную из лап Швабрина, в итоге им удаётся это сделать, и Пугачёв их отпускает.

Отпущенные Пётр, Маша и Савельич едут в дом Гринёвых, но их ловят правительственные войска, Маше удаётся попасть в имение семьи Гринёвых, а Пётр остаётся в отряде, где ему объясняют, что он арестован за подозрение в сотрудничестве с Пугачёвым

Но Маша едет В Санкт-Петербург, где встречается с Екатериной II, гуляющей в царском селе под видом важной барышни, возлюбленная Петра рассказывает даме про этот арест и просит её передать императрице эти сведения. После Маша снова встречается с царицей и последняя щадит Гринёва

Глава 7

Марья выехать не успевает, как появляются бунтовщики. Гарнизон крепости, конечно же, не выдерживает натиска – силы слишком неравны. Мятежники врываются в крепость и начинают вершить свой суд. Емельян Пугачев находится среди них. Офицеров заставляют присягать «новому государю», а иначе – виселица. Швабрин примыкает к бунтовщикам. Капитан Миронов отказывается, поэтому его убивают вместе с помощником. Петра должна была ждать такая же участь, однако за него вступается Савельич, поэтому молодого человека отпускают.

Бунтовщики грабят дома в деревне. На крыльце одного из жилищ показывается жена капитана Миронова. Однако ее тут же убивают.

Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»

Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное. В 19 веке в России эпиграфы получают особенное распространение, их использование стало модным, потому что могло подчеркнуть начитанность автора. Наиболее известны эпиграфы Пушкина и Лермонтова, например, эпиграф «Мцыри».

Изначально эпиграфом для своей поэмы Лермонтов выбирает французское высказывание «Родина бывает только одна» – оно встречается в черновиках «Мцыри». Это изречение подчеркивало любовь Мцыри к его родине, объясняло стремление во что бы то ни стало вернуться домой. Но позже поэт решает, что смысл поэмы не сводим к одной теме любви к родине. Он зачеркивает французское предложение и изменяет эпиграф, расширяя тем самым проблематику поэмы. В нее вносятся новые темы, и она по праву может называться философской.

Окончательный эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова:

Выбор именно Библии не случаен – для современников Лермонтова эта книга являлась одной из наиболее значимых. В то время с текстом Библии были знакомы все, ее учили в школе на уроках Закона Божьего. Поэтому понять смысл эпиграфа мог каждый.

В чем же смысл эпиграфа «Мцыри»? Слова «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» в Книге Царств произносит сын библейского царя Саула, Ионофан. Его словам предшествует следующая история. Однажды, во время битвы с врагами войско Саула выбилось из сил и нуждалось в пище и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, заклял своих подданных. Он велел никому не «вкушать хлеба, доколе я не отомщу врагам моим». Никто из подданных Саула не рискнул ослушаться царя. Ионофан же не знал о заклятии своего отца, поэтому он обмакнул в мед палку, бывшую у него в руках, и съел немного меда.

Бог рассказал Саулу о нарушенном его сыном запрете. Тогда Саул пришел к Ионофану и спросил его: «Расскажи мне, что сделал ты?». Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду». За это Саул приговорил его к смерти: «… ты, Ионафан, должен сегодня умереть!». Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя.

Из библейского повествования ясно видно, что симпатия рассказчика здесь полностью на стороне сына Саула. Юноша, сумевший показать всю глупость запрета царя и не устрашившийся при этом смерти, в результате заслуживает народную любовь. Мед рассматривается в широком смысле как земные блага и вольности, которых людей пытаются лишить. Здесь начинает звучать тема бунта, бунта против власти и даже против бога – за свободу человека. Отчего человек, достойный счастья и свободной жизни, должен гибнуть? – вот основной смысл эпиграфа.

Интересно, что Ионофан неоднократно упоминается в Писании как «сын негодный и непокорный». Его протест против отца носил постоянный характер. Ионофан сводит дружбу с другим библейским персонажем, Давидом, неугодным Саулу. И ради него он готов отдать и жизнь, и свой престол. Ионофана называют юношей смелым – это и действительно так, ведь он был отважным военачальником, а в своем споре с отцом не раз рисковал жизнью. В конце концов он, еще молодым, погибает на поле сражения.

Как видим, Ионофан может рассматриваться как герой-бунтовщик вполне в духе романтических традиций. Выбор именно такого персонажа глубоко символичен, ведь, во-первых, в протесте Ионофана против царя Саула легко прочитывается протест и против бездумного самодержавия в целом. А во-вторых, Ионофан является примером истинно свободного человека. За несколько капель меда он готов положить свою голову – «за несколько минут между крутых и темных скал» своей родины готов отдать душу Мцыри. Их решимость одинаково высока и заслуживает восхищения.

Через эпиграф в «Мцыри» вводится образ «медовой тропы», как тропы запретной, но желанной. Эта тропа является для человека важнейшей (недаром у Ионофана, вкусившего меда, «просветлели глаза»). Но в то же время, если за героем нет силы, могущей его защитить (как народа за Ионофаном), то эта тропа неизбежно приведет его к гибели. Этот образ может быть назван лейтмотивным, поскольку он появляется и в более ранних произведениях Лермонтова. Например, в его лирике («Бульвар»), а также в поэме «Боярин Орша». В ней о медовой тропе упоминают судящие монаха.

Параллель между Ионофаном и Мцыри проводится легко, но Мцыри – герой еще более трагический. Все романтическое доведено в нем Лермонтовым до предела: таким образом поэт переосмысляет и углубляет суть использованного им эпиграфа. Мцыри, в отличие от библейского персонажа, догадывается, куда приведет его эта тропа. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» – ранняя смерть ждет и Мцыри, и Ионофана. И все же именно их образ будут вызывать восхищение у грядущих поколений, потому что «мед», выбранный ими, это путь сладкой свободы, без которой жизнь лишена смысла.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

Начать тест(новая вкладка)

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника

В этом случае название пишется через запятую после авторских данных

Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Глава 2

Герои направляются дальше, но погода ухудшается и начинается сильная вьюга. Дорогу заносит снегом, поэтому Петр с Савельичем просят незнакомого мужика подвезти их до ближайшего жилища.

Пока они едут, Гринев засыпает и видит странный и страшный сон. В нем Петр приходит попрощаться с отцом, находящимся при смерти, но вместо родного лица видит незнакомого мужика. Матушка говорит Петру поцеловать тому руку, но молодой человек отказывается. Тогда неизвестный мужчина начинает убивать всех окружающих людей. Также он приговаривает ласково, чтобы Петр не боялся, а подходил для благословения. На этом моменте Гринев просыпается – они прибывают к постоялому двору. В качестве благодарности за помощь главный герой дает мужику свой тулуп.

Когда Петр с Савельичем прибывают в Оренбург, молодого человека сразу же направляют под командование некого капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости.

Как избавиться от конденсата на стекле

Некоторые автолюбители для избавления от влаги на стекле следуют незамысловатому совету — приоткрывают окно и прибавляют мощность обогревателя. Большинство автомобильных компаний позаботились о комфорте людей за рулём и создали специальную кнопку на кондиционере (в тех машинах, где он есть), которая позволяет одним движением включить «режим антизапотевания» — активируется кондиционер, который интенсивно обдувает салон, в том числе и стекло. Нужно это для того, чтобы понизить уровень влажности воздуха и приблизить температуру стекла к атмосферной. Разумеется, это не даёт полноценного результата, по-прежнему не позволяя должным образом оценить ситуацию на дороге через запотевшее стекло.

Не рекомендуется также лезть протирать лобовое стекло тряпками, даже если в машине есть средство для очистки стёкол — оно имеет другое назначение. Водители, которые пытаются протереть влагу во время движения, серьёзно рискуют отвлечься или совершить лишнее движение, что будет особенно критично в условиях непогоды.

Комментарии

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка” — глубокое и многоплановое произведение. Оно состоит из четырнадцати глав и послесловия от издателя. К каждой главе подобран эпиграф, взятый или из народного творчества, или из литературы восемнадцатого века. Общий эпиграф — “Береги честь смолоду” — перекликается с напутствием отца главного героя, Петра Гринева:«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». То есть высшая ценность жизни, включающая в себя совесть, искренность, доброту, это честь. Также неслучайно в пословице упоминается “смолоду”, ведь именно в юношеские годы формируются нравственные ориентиры человека, определяющие дорогу его жизни.

Смысл главного эпиграфа многофункционален. Он отображает близость точек зрения автора и рассказчика, выражает нравственную идею произведения – сохранять верность долгу и чести, объединяет разные поступки персонажей, придавая сюжету стройность.

Кроме того, эпиграф можно использовать как своеобразную точку отсчета, чтобы рассматривать персонажей в их развитии. Пушкин раскрывает сущность каждого действующего лица, подвергая их испытаниям, ведь именно в критической ситуации человек обнажает настоящего себя.

Идея жить честно, прислушиваясь к голосу совести, связана с системой образов персонажей — положительных героев (Петра Гринёва, семьи Мироновых, Савельича) и противопоставленных им отрицательных (Алексея Швабрина и эпизодических, похожих на него героев)

С помощью антитезы автор хочет показать читателям важность служения долгу, акцентируя внимание на том, что наличие или отсутствие ценностей персонажей влияет на их поступки и, следовательно, на судьбы

Пётр Гринёв, патриот и храбрый офицер, следовал наказу отца и не отступал от него в самых сложных ситуациях.

Так, восемнадцатилетний юноша, недавно вышедший из-под родительской опеки, смог отказать Пугачеву, предводителю крестьянского восстания, в предложении о службе, понимая, что такое решение может стоить ему жизни. “Не требуй того, что противно моей чести и совести” — заявил Гринев, проявив удивительное мужество и стойкость характера, способность противостоять страху и сохранить верность себе, вызвав тем самым уважение беглого казака.

Персонаж не оставил свою возлюбленную Машу, которую Швабрин морил голодом, принуждая выйти за него замуж, а спас девушку, рискуя жизнью.

Кроме того, ч

Примечания

Сочинение на тему Родители Петра Гринева из Капитанской дочки

Великий Пушкин довольно много времени потратил на подготовку к написанию романа «Капитанская дочка». Некоторая информация о романе была известна в 1833 году, но закончил его поэт в 1836 году, в этом же году роман был выпущен в массы. На сегодняшний день произведение является классикой русской литературы и изучается в учебных заведениях.

Главный герой это Петр Гринев, а его родители в данном романе преподнесены автором читателю, как персонажи второго плана. Главным в семье соответственно является Андрей Петрович, который был военным и ушел в отставку в звании майора. Мать Гринева Авдотья представитель очень знатного рода, потомственная дворянка. Исходя из такого состава семьи, Гриневы были очень порядочными, обладали высокими манерами, образованностью. У семьи Гриневых было много крестьян, которые выполняли разнообразную работу.

Петр был единственным ребенком в семье, хотя у Гриневых были еще дети, но так сложилось, что никто не дожил до зрелого возраста. Петра воспитывали оба родителя, но каждый по-своему пытался воспитать мальчика, вкладывая в него свои личные качества. Отец был очень жестким и это нормально для военного. Петра он готовил в любой момент защитить свою честь и Императрицы. Мать была противоположностью, она всегда выслушивала мальчика, понимала его, подсказывала в той или иной ситуации.  

Отец Петра имел много связей среди военных и мог определить сына служить ближе к дому, но этого он не делает, а наоборот направляет его дальше от дома. Отец считает, что это сделает его мужчиной, и сын не будет развлекаться в городе. Но, отец дал слабину и начал сильно переживать за сына, когда узнал, что он был ранен в дуэли.

Также родители были против союза сына с простой девушкой. Она им не нравилась, но когда случилось первое знакомство с Марией, то они сразу изменили свое мнение. Родители изначально хотели, чтоб сын женился на девушке из знатного рода, но потом поменяли свое мнение. Позднее родители Петра очень ценили Марию и помогали ей во всем.

Родители воспитали Петра так, что он до конца своей жизни был защитником рода, при этом отзывчивым, понимающим и уважающим своих родителей сыном.

Кратко Родители Петра Гринева

Родители Петра Гринева
Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир сочинение

    Самый значимый образ в романе — это, конечно же, Наша Ростова. Читая произведение, мы словно проживаем жизнь вместе с Наташей, прослеживая ее превращение из озорного подростка в сильную и волевую женщину. Толстой не одарил Наташу красотой,

  • Сочинение на тему Поход в лес 3, 5 класс

    Однажды, я и мой лучший друг решили, что нам нужно совершить прогулку в весенний лес, так как за зимнее время мы уже успели соскучится по природе, а эта удивительная прогулка смогла бы нам помочь вспомнить все прелести нашей родной природы.

  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение

    Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают

  • Сочинение Нижний Новгород — мой город

    Нижний Новгород – прекрасный город. Он имеет богатую и интересную историю. Меня очень радует, что с каждым годом мой родной город становится все лучше и лучше. Мой город относится к одним из самых красивых, а если обратится к историческим фактам,

  • Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита сочинение

    «Мастер и Маргарита» — роман, который вызывает радостное волнение за персонажей, восхищение происходящими событиями в нём и просто улыбку на лице после прочтения. В романе присутствуют очень загадочные и мистические персонажи,

  • Сочинение по картине Баулина Храм покрова на Нерли 8 класс

    Известный русский художник, который работал в архитектурном жанре, так как именно в этом непростом русле, ему удалось достичь очень хороших результатов, которые радуют глаз современного зрителя и любителя искусства. Все дело в том, что ему очень хорошо

Композиция

Прежде всего, стоит отметить «чистоту» и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Как написать эпиграф

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила

  • Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
  • Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
  • Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
  • Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
  • Эпиграф в кавычки не заключается.
  • В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
  • Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
  • При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Сюжет и биография

Повествование ведется от лица постаревшего Гринева. Герой пересказывает бурные события прошлого для собственных потомков.


Петр Гринев с родителями

Детство и юность героя проходили в Симбирской губернии в поместье родителей. Отец Петра — офицер в отставке, человек строгого нрава. Когда сыну исполнилось шестнадцать, определил того на армейскую службу. Молодой Петр, по словам отца, бегал по девичьим да лазил по голубятням, то есть проводил жизнь в безделье, не был приставлен к делу и не получил систематического образования.

Отправляясь к месту службы, Гринев по дороге попадает в буран и встречает в степи безвестного беглого казака, который приводит героя и его старика-слугу Савельича к постоялому двору. В благодарность за оказанную услугу молодой офицер отдает казаку заячий тулуп. Впоследствии оказывается, что этот казак – Емельян Пугачев, предводитель Крестьянской войны

Важное значение тут имеет сон Гринева, описанный во второй главе повести. В этом сне Гринев прозревает роль Пугачева в собственной судьбе


Петр Гринев и Емельян Пугачев

Место, где собирается служить герой, — пограничная Белогорская крепость. Прибыв на службу, герой видит там Машу, дочь коменданта крепости капитана Ивана Миронова, и влюбляется в нее. Среди сослуживцев Петра есть еще один офицер, имеющий любовный интерес к Маше, — Алексей Швабрин. Этот человек вызывает героя на дуэль и ранит. Отец Гринева узнает о дуэли и причинах, которые спровоцировали ее. Однако у Маши нет приданого, и отец Петра недвусмысленно демонстрирует отношение к этому факту, отказываясь одобрить брак сына.

Ситуация усугубляется, когда родители Маши гибнут во время пугачевского восстания. В захваченных войсками Пугачева крепостях дворян казнят, и Мироновы становятся жертвами этой волны. Маша остается сиротой. Когда молодым офицерам дают выбор — перейти на сторону восставших или погибнуть, дуэлянт Швабрин приносит Пугачеву присягу, а Гринев отказывается сделать это. Героя должны казнить, но ситуацию спасает старик-слуга, который обращается к Пугачеву, и лидер восстания узнает в Гриневе молодого человека, с которым пересекался зимой. Это спасает герою жизнь.


Петр Гринев и Швабрин

Гринев не проникается благодарностью к помиловавшему его Пугачеву, отказывается поступить в повстанческое войско и уезжает в осажденный город Оренбург, где продолжает воевать против Пугачева. Маша Миронова между тем вынужденно остается из-за болезни в Белогорской крепости, где оказывается во власти перебежчика Швабрина, который собирается жениться на девушке против ее воли. Маша пишет Гриневу письмо, и герой без дозволения покидает службу, фактически дезертирует, чтобы спасти возлюбленную. Разрешить эту ситуацию на месте, в Белогорской крепости, герою помогает все тот же Пугачев.

Швабрин доносит на Гринева, и герой снова оказывается в тюрьме, на этот раз правительственной. Решительная Маша добирается до самой императрицы Екатерины II и рассказывает той, что Гринева оболгали, таким образом добиваясь освобождения жениха.


Картина «Вручение письма Екатерине II»

Кстати, повесть «Капитанская дочка» так вдохновила современников, что живописец Иван Миодушевский в 1861 году написал на сюжет Пушкина картину (как сейчас сказали бы, «фанарт»), которая называлась «Вручение письма Екатерине II» и изображала соответствующий момент из текста. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Сочинение: Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(335 слов) Нельзя недооценивать роль эпиграфов в произведениях русской классической литературы

Это, прежде всего, зачин, формирующий у читателя интерес и обращающий внимание на идейно-нравственное содержание. В повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» мы можем встретить множество эпиграфов, но самый главный из них предваряет произведение и звучит следующим образом: «Береги честь смолоду»

Эта пословица была наставлением Гринева-отца сыну. Далее сюжет разворачивается таким образом, что главный герой проходит испытания, руководствуясь понятиями нравственности и морали. Петр Гринев в повести является человеком, который как раз заботиться о своей чести с молодости. Для него это понятие — не пустой звук. Он благороден в своих поступках, и даже страх смерти не может заставить его пренебречь своим долгом. Так, он отказывается присягнуть Пугачеву: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Стойкость характера подкупает не только читателя, но и Пугачева. Он милует юношу и отпускает его. Петр также бесконечно добр. Ему не жалко заячьего тулупчика для человека, который помог ему. Он заботится о Маше Мироновой и не оставляет ее, когда девушка становится сиротой. Петр – смелый человек. Он перестает защищать себя в суде, когда понимает, что его возлюбленную могут вызвать на допрос. Гриневу невыносима мысль, что бедную девушку станут допрашивать. Он хочет сберечь ее честь и берет вину на себя.

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования