Фразеологизмы из сказок: примеры и значения

Одежда

Clothes show who you are. They show what style you like most of all. They show your preferences. Many years and even centuries ago clothes showed to what social group this or that person belonged. Rich people wore expensive and beautiful clothes made of silk, for example. At the same time poor people wore simple clothes made of common material.
Одежда указывает на то, кто вы есть. Она показывает, какой стиль вам нравится больше всего. Она показывает ваши предпочтения. Много лет и даже столетий назад одежда показывала, к какой социальной группе принадлежало тот или иной человек. Например, богатые люди носили дорогие и красивые вещи из шелка. В то же время бедные люди носили простую одежду из обычного материала.
Nowadays the situation has changed a bit. Sometimes rich people can wear simple clothes or some poor people can save money for buying clothes they dream of. We are free to choose what clothes to wear. However you can express your preferences by wearing particular clothes. For example, in Japan many young people like wearing cute or, on the contrary, Gothic clothes to be like their favourite cartoon characters.
В настоящее время ситуация немного изменилась. Иногда богатые люди могут носить простую одежду, или некоторые бедные люди могут сэкономить деньги на покупку одежды, о которой они мечтают. Мы вольны выбирать, какую одежду носить. Однако вы можете выразить свои предпочтения, надев определенную одежду. Например, в Японии многие молодые люди любят носить милую или, наоборот, готическую одежду, чтобы быть похожими на своих любимых героев мультфильмов.
We know a lot of styles. We admire French style or classic style. For example, my friend likes wearing clothes of classic style. She wears classic jackets and skirts. She likes colours that rest the eyes.
Мы знаем много стилей. Мы восхищаемся французским стилем или классическим стилем. Например, моя подруга любит носить одежду классического стиля. Она носит классические куртки и юбки. Ей нравятся спокойные цвета.
Particular clothes are used for showing that this or that group belongs to a particular school or a company. It is a uniform, for example. It shows from what place you are. Also it can be used for convenience, for example, if you work at the factory.
Специальная одежда используется для того, чтобы показать, что та или иная группа принадлежит к определенной школе или компании. Это, например, униформа. Она показывает, откуда вы. Также она может использоваться для удобства, например, если вы работаете на заводе.
I do not think that clothes are something that is the most important thing. Of course, it is necessary to be tidy or smart

But it is important not to forget about your behavior and actions.
Я не думаю, что одежда — это самое важное. Конечно, нужно быть опрятным или элегантным, но важно не забывать о своем поведении и поступках

Сказки Афанасьева

Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.

Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.

Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.

Постоянный герой русской сказки – Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:

  • Дуракам закон не писан.
  • Дуракам везет.

Иванушка-дурачок в современном понимании – человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.

Доброта

Фразы из сказок каждый раз напоминают нам, что нужно быть добрыми. Доброта – это именно та валюта, которая никогда и нигде не обесценится. Александр Волков в «Волшебнике Изумрудного города» написал такие слова:

Помогать слабым может каждый человек, а вот не испытывать при этом желания получить выгоду — единицы. Доброта не предполагает таких понятий, как «корысть» или «алчность». Некоторые философы считали, что быть добрым – это талант, такой же, как и абсолютный музыкальный слух, только более редкий. В чем-то они правы, хотя с другой стороны, доброта – это то качество, которое присуще каждому человеку с рождения.

Только с возрастом оно трансформируется, бледнеет, а то и вовсе исчезает. И только крылатые фразы из сказок могут научить детей тому, что добро всегда побеждает зло. Если человек добр, ему могут простить любую оплошность:

Это фраза из сказки для детей «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен показывает, как радушно и благосклонно относятся к доброму человеку окружающие. Главная героиня истории не посещает учебных заведений, она неопрятная, немного невоспитанная, живет по своим правилам. Но все эти недостатки не так важны для окружающих, когда они видят, как девочка по-доброму (пускай и немного грубовато) относится к своим друзьям. Взять, к примеру, эпизод о дне рождения:

Эта девочка живет по правилам, что диктует ей сердце, поэтому она всегда права. Как говорит героиня: «Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно». Эти слова она употребляет, когда речь в сказке заходит о физическом холоде. Но любой взрослый человек однажды поймет, что здесь речь идет не совсем о морозе, а о душевной сухости и скупости, которые делают нас одинокими, неприветливыми и глубоко несчастными.

Ярмарочные скоморохи

В 12-14 веках на Руси были популярны скоморохи. Эти бродячие актеры первыми узнавали новости и в отсутствие газет были незаменимыми источниками информации. Знали они также и много народных сказок. Как повелось, сначала слушателей подготавливали – рассказывали присказку. Часто в стихотворной форме, с прибаутками. Затем следовало повествование. Обычные фразеологизмы из сказок, примеры для начала сказания:

  • В некотором царстве, в некотором государстве.
  • За тридевять земель.
  • В тридевятом царстве.
  • На море-окияне, на острове Буяне.

Потом шел рассказ о приключениях главного героя. Он преодолевал трудности и встречал разные чудеса:

  • Шел горами высокими, плыл реками глубокими.
  • Три дня и три ночи.
  • Долго ли, коротко ли.
  • Молочные реки и кисельные берега.

  • Избушка на курьих ножках.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Сказано – сделано.

Заканчивалось повествование послесловием:

И я там был, мед-пиво пил.

Место и время рыбалки

Выбор места для ловли судака — занятие не самое простое. Зимой он держится глубоких мест, недалеко от русла рек или коряжника. Дно судак предпочитает галечное или песчаное. В местах, где много ила или травы, его обычно нет. Во время активной охоты судак следует за молодью рыб, которые двигаются по течению. Поэтому при ловле рыбакам часто приходится активно перемещаться по водоёму в поисках уловистых мест.

Как и почти все остальные рыбы, судак лучше всего ловится по первому и последнему льду. В середине зимы клёв заметно ослабевает. В этот период судак клюёт при устойчивой погоде, без резких перепадов давления и температуры. При сильном ветре и резком похолодании активность рыбы снижается.

Для большинства водоёмов можно ориентироваться на наблюдения, сделанные рыбаками. В начале зимы судак наиболее активен утром, в период с 6 до 11 часов. Второй пик жора наблюдается вечером, с 15 до 20 часов. В разгар зимы привычки рыбы немного меняются. На охоту он начинает выходить с 7−8 часов утра.

Сказки волхвов

В древних летописях 13-14 веков сохранились сведения о волхвах. Это славянские языческие жрецы, с которыми боролась церковь. Они передавали тайные знания своим последователям через сказы и былины, часто играя на гуслях. До нас дошли фразеологизмы из сказок волхвов, которые сейчас потеряли прежнее значение:

  • Толочь воду в ступе — сейчас так называют бесполезное занятие.
  • Бить баклуши — это символ безделья.
  • Писать вилами по воде — означает неопределенные обещания.

В волшебных сказках волхвов фигурирует живая и мертвая вода. Чтобы изготовить живую воду, волхв собирал ее из семи разных источников, после чего толок в ступе для очищения. После он брал триглав (это подобие вилки) и писал по воде священные руны, делая ее святой.

Когда рождался ребенок, волхв отмечал день и время его рождения, срубал определенное дерево и разбивал на баклуши. Сейчас баклушами называют заготовки для деревянных ложек. А в древности из баклуш делали и игрушки, и рукоятки для инструментов или оружия, и посуду, и талисманы. Они считались оберегом на всю жизнь.

Сказки Андерсена

Во многие языки вошли фразеологизмы из сказок Г. Х. Андерсена. Он писал сказки-притчи, делая вывод или подытоживая повествование. Например, «Новое платье короля», где хитрые портные уверяют своего государя, что изготовили наряд из тончайшей ткани. Раболепные вельможи повторяли эту ложь. А во время прогулки перед народом наивный мальчик не удержался и заметил:

  • А король-то голый! – и сейчас так говорят в случае, когда суть проблемы не решена, несмотря ни на какие дорогостоящие затраты.
  • Гадкий утенок — скажут о непропорциональном подростке.

Принцесса на горошине, — говорят о чрезмерно щепетильных дамах.

Многие другие фразы писателя, может, не настолько известны, но не менее ценны:

  • Вы стали просто тенью — можно услышать, когда болеешь.
  • Стойкий оловянный солдатик — похвалят верного долгу человека, занимающего невысокое положение.

Зачин (инициал)

Это сказочная формула, с которой начинается сказка. Он обычно состоит из сведений о существовании героев, в которых нам кратко сообщают о персонажах — действующих лицах сказки, месте, где они проживали (формулы с топографическим элементом), и времени действия.

Самый популярный и хорошо всем известный пример из народных сказок: «Жили-были…» (царь с царицей, старик со старухой и др.). Характерно, что это краткие предварительные данные, и для сюжета они не особенно важны.

Этот вид формул дает слушателю установку на вымысел, поскольку сообщает, что сказочное событие произошло не сегодня, не вчера, а когда-то «давным-давно», «в незапамятные времена».

В зачине может присутствовать не только временной, но и пространственный ориентир, например: «в одном царстве, тридевятом государстве…», «в одном селе…» и др.

Иногда для того, чтобы указать, что мир необычен, сказитель мог ввести даже дополнительные черты настоящего абсурда: «Это произошло, когда козлиные рога упирались в небо, а верблюжий хвост был короток и тащился по земле …» (тувинская народная сказка).

Но это не другой мир, поскольку он обладает многими признаками мира обыкновенного (день сменяется ночью, растут травы и деревья, пасутся кони, летают птицы и др.). Но это мир и не вполне реален — в нем «на березе сидит кот с самогудом», помогает исчезать герою шапка-невидимка, предлагает угощение скатерть-самобранка. В этом мире обитают особые существа: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Соловей-Разбойник, Кот-Баюн.

«Жили-были старик со старухой

У самого синего моря…»

Сказки Афанасьева

Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.

Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.

Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.

Постоянный герой русской сказки – Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:

  • Дуракам закон не писан.
  • Дуракам везет.

Иванушка-дурачок в современном понимании – человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.

Фразы из русских сказок

Хорошие высказывания присутствуют не только в сказках зарубежных авторов или писателей нового времени. Немало мудрости можно перенять из русских народных сказок. Как говорится, сказка – ложь, но в ней урок.

В русских народных сказках фразы, мудрые мысли немного грубоваты, лишены литературного изыска и шарма писательского слога, но их способен воспринять с первого раза даже человек, не обученный чтению. Здесь нет намеков и недосказанности, все просто – описано событие, поведение и следствие. Иногда даже дается пояснение, почему кто-то поступил так и получил такое наказание. Вот несколько фраз из народных сказок, которые подтвердят это утверждение:

Здесь даже добавить нечего — все просто, как дважды два, и не нужно вдаваться в философские размышления или заниматься самокопанием, чтобы понять, о чем пытался оповестить автор своего читателя.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Практические методы развития Связной речи:

Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.

Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.

Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.

Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.

Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи

Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.

Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.

Философия не для детей

Нередко вместе с простыми темами в детских сказках рассказывается о вещах, которые даже взрослым сложно понять. Как пример можно привести сказку «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэролла. При жизни автора считали душевнобольным, некоторые его противники даже показывали написанную «Алису», с праведным недоумением восклицая: «Разве может нормальный человек такое написать?!» Действительно, для того времени Л. Кэролл мыслил слишком нестандартно:

Его философия была непонятной, но в этой сказке можно отыскать столько важных вещей, сколько некоторым людям не удается постичь и за всю свою жизнь.

Не меньшим эффектом обладает и работа Антуана да Сент-Экзюпери «Маленький принц». Конечно, она не стала так контрастно выделяться в его время, как «Алиса в Стране чудес», но это именно тот экземпляр, который можно перечитывать сотни раз и постоянно находить что-то новое.

Почему-то хочется акцентировать внимание именно на этой фразе. Странно, что в детской книге присутствует высказывание, которое поймет не каждый человек, проживший свою жизнь

Во всех межличностных отношениях есть тот, кто вкладывает в них больше. Когда они по какой-то причине рушатся, он страдает сильнее. Просто человеку намного проще продолжать безуспешно вкладывать время и силы, чем признаться самому себе в поражении.

Также хочется отметить цитаты, которые часто используют для конкурсов: фразы из сказок зачитывают участникам, и они пытаются отгадать, откуда их взяли. Самыми популярными цитатами из «Маленького принца» можно назвать следующие:

Моральный подтекст

Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.

Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.

Пересказ

Занятия по пересказу начинается уже в детсадовском возрасте, делая это устно, воспринимая сказку в собственной речи, ребёнок усиливает свое речевое развитие. Необходимо осмысленно, эмоционально, воспринимать собственный пересказ, именно в эти моменты проявляется творческая активность!

Процесс пересказа делает понимание художественного слова наиболее глубоким, а образы предстают близкими и понятными. Истории для устного рассказа должны вызывать живой отклик быть короткими и выразительными.

Лучшим материалом являются легенды о животных у них присутствуют динамичный сюжет, чёткая характеристика героев.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:

  • ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
  • Как можно полнее передавать художественный текст, избегать нарушение логики рассказа;
  • использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
  • использование правильных синонимов;
  • использовать правильный ритм;
  • длительных полов;
  • соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку, эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст, соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA

https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4

Зарыть талант в землю

Что означает ⇒ Не реализовать свои способности в полной мере.

Откуда ⇒ Талант — денежная единица в античном мире. Выражение идет из евангельской притчи о рабе, которому хозяин дал один талант, но раб, вместо того чтобы пустить монету в оборот, зарыл ее. На что хозяин сказал: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».

Кстати

Слово «хам» произошло от имени одного из сыновей Ноя. После потопа Ной насадил виноградник. Когда он выпил вино из его плодов, то, не рассчитав силы, опьянел и заснул обнаженным. Хам над ним посмеялся, а два других сына, Сим и Иафет, прикрыли наготу отца. Ной изгнал Хама, а его имя стало означать проявление грубости и невоспитанности.

Рисунки Валентина Дружинина

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий