Сочинения и популярные темы докладов

Составление «сказания о князьях владимирских»

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬИХ ВЛАДИМИРСКИХ

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬИХ ВЛАДИМИРСКИХ — литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С. лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой — якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в С., повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Эти регалии были получены Владимиром Мономахом после успешного похода “на Фракию, Царяграда области”. Константин Мономах, приняв мудрое решение, отправил послов на Русь с царскими дарами во главе с митрополитом Неофитом. Перечисление отсылаемых даров представлено в виде торжественного обряда, что свидетельствует о благорасположении византийского императора к Владимиру Мономаху: “От своея же выя снемлет животворящий крест от самого животворящаго древа, на нем же рас-пятся владыка Христос. Снемлет же от своея главы венець царьский и поставляет его на блюде злате. Повелевает же принести крабьицу сердоликову, из нея же Август, царь римъский, веселяшеся, и ожерелье, иже на плещу своею ношаше и чепь от злата аравьска исковану, и ины многи дары царьскиа”. Вручая Владимиру Мономаху эти драгоценности, митрополит Неофит произносит речь, в которой называет великого князя самодержцем и боговенчанным царем. Заключая рассказ о Владимире Мономахе, автор С. сообщает: “И от того времени князь великий Владимир Всеволодичь наречеся Манамах, царь великиа Русия”. Согласно историческим данным, великий князь киевский Владимир Всеволодович прозван Мономахом по имени матери, дочери византийского императора Константина Мономаха, который умер, когда Владимиру Мономаху было два года.
Время появления изложенных в С. легенд не установлено, и о существовании их до начала XVI в. ничего не известно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае, до 1523 г.) легенды были соединены в Послании церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы. На основании Послания примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена 1-я редакция С. о князьях владимирских. Написание С. следует связывать с деятельностью литературного окружения Максима Грека и Вассиана Патрикеева в период, когда последний был близок великому князю Василию III. Это подтверждают сохранившиеся материалы книгописной мастерской Михаила Медоварцева, который как профессионал-писец в 1518—1525 гг. работал под руководством Максима Грека и был тесно связан с Вассианом Патрикеевым. Однако в научной литературе высказывалось иное мнение о времени создания С.: И. Н. Жданов и А. А. Зимин относили это произведение к концу XV в.
Авторы С. преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства. Идеи С. были реализованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была использована составителями Воскресенской летописи, позднее была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г., включена в Степенную книгу. Текст С. был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась 2-я редакция. Рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был помещен как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Сюжет этого рассказа передан в виде рельефов, украшающих “царское место” Ивана IV, которое было установлено в 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

Изд.: Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. — М.; Л., 1955; Сказание о князьях владимирских / Подг. текста и комм. Р. П. Дмитриевой; Перевод Л. А. Дмитриева // ПЛДР: Конец XV — первая половина XVI века.— М., 1984.— С. 422—435, 725—731.

Лит.: Жданов И. Повесть о Вавилоне и “Сказание о князьях владимирских” // Жданов И. Русский былевой эпос.— СПб., 1895.— С. 62—150; Зимин А. А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // феодальная Россия во всемирно-историческом процессе.— М., 1972.— С. 128—138; Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ.— 1976.— Т. 30.— С. 204—216; Дмитриева Р. П.; 1) О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // Там же.— С. 217—230; 2) Сказание о князьях владимирских // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.— С. 370—371.

Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Особенности новой редакции текста

Текст Сказания, изложенного во второй редакции, возник уже после его переработки во время проведения подготовительных мероприятий к венчанию на царствование Ивана IV. В этом произведении уже не оказалось родословия князей Литовского государства, поскольку царь Иван Грозный не принимал это родословие. Авторы новой редакции использовали имеющиеся в виде текстов сведения о получении Владимиром Мономахом царских регалий как вступление непосредственно к венчанию Ивана IV на царствование в 1547 г.

Разнообразные темы из Сказания отразились в составе барельефов престола русского царя на территории Успенского собора Кремля в Москве.

Выбери ответ


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования