Сочинения и популярные темы докладов

Сигнальщики и горнисты — алексин анатолий георгиевич — страница 1

Примечания[ | ]

  1. 12 Анатолию Алексину 90 лет. // «Московский Комсомолец» 1 августа 2014
  2. Лысков Антон. «А все стихи свои я предал огню». Анатолий Алексин в Каменске-Уральском(неопр.) (14 октября 2019).
  3. Перелистывая годы с Анатолием Алексиным
  4. Режиссёрское отделение // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  5. OZON.ru (неопр.) (недоступная ссылка).Анатолий Георгиевич Алексин . Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 4 мая 2013 года.
  6. Скончался классик советской детской литературы Анатолий Алексин (неопр.) . Московский комсомолец (1 мая 2017). Дата обращения 1 мая 2017.
  7. Надгробный памятник
  8. Дед писателя, Пиня Гоберман, был убит в 1905 году во время еврейского погрома в Минске.
  9. «Красное знамя» — Томская областная ежедневная газета
  10. Интервью с Татьяной Алексиной
  11. Татьяна Алексина «Семьи и судьбы» Архивировано 5 марта 2016 года.
  12. Давыдов-Анатри Василий. Дарил людям свет и тепло // Республика. — Чебоксары, 2004. — Вып. 11 августа, № 32 (497).
  13. 12Яковлева, Алёна МК.ru(неопр.) .Гены пальцем не разотрёшь! . Московский комсомолец (1 мая 2011). — Интервью с Екатериной Пряник. Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  14. Mark Zander (англ.) на сайте Internet Movie Database
  15. Алексин А. Г. Про Алёну // Перелистывая годы. Книга воспоминаний. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — 349 с. — ISBN 5-300-01606-3. Архивная копия от 19 апреля 2013 на Wayback Machine
  16. Яковлева, Алёна Актеры советского и российского кино(неопр.) .Я никого не осуждаю — ни маму, ни отца . Знаменитости (12 декабря 2000). Дата обращения 16 марта 2013.
  17. Алексина, Татьяна Анатолий Алексин. Книги, спектакли, фильмы(неопр.) (недоступная ссылка).О тех, кого помню и люблю… «Семьи и судьбы» (в книге «Террор на пороге») . Анатолий и Татьяна Алексины. — Интервью с Инной Гольдштейн. Журнал «Силуэт» №12, 2006 г.. Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 27 декабря 2014 года.
  18. Алексина, Татьяна Анатолий Алексин. Книги, спектакли, фильмы…(неопр.) (недоступная ссылка).«Времена не выбирают…» Спустя столетия о судьбе русского дворянского рода Елчаниновых . — Воспоминания. Дата обращения 7 января 2020. Архивировано 27 декабря 2014 года.
  19. Абдуллин, Ренат МК.RU(неопр.) .Люксембург и Россию свяжет «бизнес-мост» . ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» (25 сентября 2013). Дата обращения 24 октября 2013.
  20. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 октября 1978 года № 852 «О присуждении Государственных премий СССР 1978 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  21. https://www.deti.spb.ru/catalog/book/honour_list ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ (HONOUR LIST) Mеждународного Совета по детской книге
  22. Выстраданная правда произведений Анатолия Алексина
  23. «Здоровые и больные»; 1981 г. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 ноября 2020. Архивировано 5 марта 2020 года.
  24. «Десятиклассники»; 1971
  25. «Книга жалоб и восхищений»; 1988 Архивировано 24 октября 2015 года.

Краткий пересказ

В одной семье рождается девочка, которую назвали Ольга. У ее мамы было больное сердце, рожать ей не советовали доктора. Именно по этой причине единственная дочка стала объектом обожания родителей.

Повествование ведется от имени отца Оли. Он говорит, что дочка является смыслом всей его жизни. В один из дней рассказчик вспоминает встречу с будущей супругой. Это одно из самых ярких воспоминаний. Он грустит, что жена не может родить ребенка из-за болезни сердца. Говорит о свадьбе. Радуется, что все же родилась их радость — дочка Олечка.

Оля взрослеет, становится подростком. У нее талант художника, ее картины выставляются, поэтому девочка уверена, что она лучше остальных, включая классного руководителя в школе. Девочка дала учительнице прозвище «безумная».

Поступок классной учительницы объясняется с той точки зрения, что для нее главное, чтобы дети в классе всегда были вместе. При этом она осуждает Олю за то, что она хочет быть выше других. Поступить по-другому преподавательница не могла.

Описывается и подружка Оли — Люся, которая была ее тенью. Семья Люсеньки несчастлива. Отец от них ушел, мать сильно заболела. Люся доверяла Ольге все свои тайны, но та не смогла оправдать доверия. Люся хотела пройти на выставку, но Оля не провела ее в зал. Девочка, как побитая собачка, находилась под дверью.

Естественно, дети являются цветами жизни, но баловать их нужно в меру. Учительница цитирует слова одного из писателей: «Лицом к лицу — лица не увидеть». Родители Оли понимают неправильно это высказывание. Они не признают, что дочка может совершить такой шаг.

Оля не идет в турпоход. Евдокия обвиняет себя за ошибки и обещает оказать моральную поддержку. Родители от этого известия в шоке. В действительности Оля никуда не исчезла, но это выясняется позже, а пока раздается звонок телефона. Из отделения милиции звонят, что надо ехать на опознание тела мертвой девушки. Сердце матери не может выдержать, она теряет разум. Оля вернулась домой в самый ответственный момент, однако ее родителям уже без разницы, особенно матери.

Жанры

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Характеристика персонажей

«Родители Оленьки» — так описывает в конце одной из глав произведения рассказчик свои с супругой потерянные годы. Начало повести состоит из воспоминаний главного героя, он размышляет о том, что даже упущенные мелочи имеют ужасные последствия. Постоянные внутренние разговоры с собой навевают ему мысль, что, следуя за одной целью и идя лишь в одну сторону, можно позабыть о других людях.

Сначала писатель рассказывает, что любящие люди в одинаковой степени наделены экспансивным интеллектом и с легкостью находят общие задачи в жизни. Часто описывается способность Надежды к самоиронии, поскольку «это могут лишь мудрые и хорошие люди». Так считает ее супруг, восхищаясь своей спутницей. Надя наделена важными качествами характера — рассудительностью, внутренней чистотой и полным самопожертвованием.

Женщине отводится роль добросердечного покровителя супруга. Тот высоко оценивает способности Надежды остро чувствовать любую сложившуюся ситуацию и окружающих людей. Она заставляет задуматься, что в то время, когда в одном месте гуляют и веселятся люди, в другом может раздаваться чей-то плач. Эту тему писатель подкрепил передачей по радио, в которой рассказывается трагический случай.

Детство и юность

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.

Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.


Анатолий Алексин в молодости

Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок.

Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.


Анатолий Алексин

Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.

По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.

Книги

Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился.


Писатель Анатолий Алексин

Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.

Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).


Анатолий Алексин и Сергей Михалков

После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.


Анатолий Алексин на встрече с юными читателями

В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.

В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьезные вещи:


Анатолий Алексин Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера. Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и ее странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность. Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по ее вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на все глазами своей эгоистичной и черствой дочери.

До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность».


Анатолий Алексин со школьниками

В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».

В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках. Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля. 14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».


Писатель Анатолий Алексин и миротворец Патриция Монтадон во время открытия первого в СССР клуба Мира

В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».

Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.

Анатолий Алексин — Сигнальщики и горнисты

Возле двери Надежды Емельяновны, машинально подражая маме, я прошептал: «Ненавижу войну!», точно это был условный пароль.

Шагов я не услышал, но дверь открылась.

— На улице холодно? — спросила Надежда Емельяновна.

— Что вы? Тепло!

  • — А я замерзла.
  • Кутаясь, как бы прячась в необъятный платок, она бесшумно вернулась к постели.
  • Я не раз встречал ее во дворе… Но не мог разглядеть как следует: она старалась пройти незаметно, боясь, что с нею заговорят.

Над постелью висели фотографии двух молодых красавиц. Таких красавиц, что я оторопел с пузырьками и коробочками в руках.

— Это моя дочь, — глухо сообщила Надежда Емельяновна.

— А рядом?

— А рядом… я. Что, не верится?

Чтобы я не сравнивал ее с фотографией, она еще глубже погрузилась в платок. Но я все же заметил, что губы ее, нос, подбородок остались теми же: годы не смогли изменить их форму, стереть их значительность. Но раньше это была значительность надежды, уверенности в себе, а теперь…

Я помнил, что, разговаривая с детьми, Надежда Емельяновна начинает плакать. И изо всех сил старался, чтобы этого не случилось.

— Сегодня замечательная погода! — провозгласил я. — И вид у вас гораздо лучше, чем… в те дни.

— А ты в те дни у меня не был, — без насмешки и упрека ответила она.

— Вечером к вам придет мама! — Своими сообщениями я хотел предотвратить ее слезы. — А у нас в доме ремонт собираются делать!

— Дом старый, — согласилась она. — Но прочный. Сколько еще простоит!

Ей хотелось, чтоб он простоял подольше.

— Таню я прямо сюда привезла. Из родильного дома… — Помолчала и добавила: — Она любила выпрыгивать во двор через окна.

— Это уже… потом? Позже?

— Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались.

Она шепотом попросила:

— Присядь.

Я присел возле низкого квадратного столика, стоявшего у постели. На нем были разложены листки, вырванные из тетрадей в клеточку и линейку, из блокнотов и записных книжек.

Листков было много… С возрастом их цвет изменился, и, как на лицах людей, на них появились морщины. Одни были сплошь исписаны, на других было всего несколько строк, карандашных или чернильных.

Строки тоже не устояли перед годами: поблекли и выцвели.

— Это все когда-то Танюше писали… — сообщила Надежда Емельяновна.

Чувствуя, что она может заплакать, я воскликнул:

— Ее так любили?!

— Здесь только записки. А письма я прячу!

Она приподнялась, дотянулась до комода и, выдвинув верхний ящик, достала оттуда несколько писем.

— Эти трое обещали пожертвовать ради нее жизнью. — Она положила на стол три поблекших конверта. — Интересно, где они сейчас? Помнят ли ее?

— Помнят! — вскричал я, чувствуя, что голос ее дрожит и вот-вот оборвется. — Эти помнят! И остальные, я думаю… Нет, я уверен!

Надежда Емельяновна закрыла глаза, раздумывая, можно ли верить моим словам. Наконец она тихо произнесла:

— Мне бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики.

— Вы их не знаете?!

— Они же страдали под окнами… А подписывались одной буквой. Или двумя. — Она приподнялась. — Только в этой записке есть имя: «Петя».

— И меня Петей зовут!

— Я знаю: Петя Перов…

— Получается: Пе-пе! Есть такой рассказ. Слышали?

— Найду их! Не верите? Разыщу всех троих!

— Каким образом? — Она вновь прикрыла глаза и медленно вытянулась под одеялом. — Школы, в которой они учились, уже давно нет… Ее снесли.

  1. — А после войны они приходили сюда?
  2. — К кому приходить?
  3. — К вам!

— Зачем я нужна им? Гнедков, который между нами, на втором этаже, живет, сказал однажды: «Стучатся в дверь, когда есть нужда!»

— И вы ему верите?

— Гнедков с ними в одном классе учился. Я расспрашивала его, а он и ответил… той фразой. Получается, прав: ко мне они не зашли.

— Значит, в другие города переехали! — уверенно заорал я, чувствуя, что голос ее вновь готов оборваться. — Переменили адреса — вот и все. А я разыщу! Перепишу эти буквы…

— Зачем? Ты письма возьми… Только не потеряй.

Тут я заметил, что пузырьки и коробочки с лекарствами все еще у меня в руках.

— Танюша была не только красивой, — сказала Надежда Емельяновна. — Она была доброй. Всегда стремилась помочь… Как твоя мама. — Надежда Емельяновна тоже заметила пузырьки и коробочки. — Как ты.

Валька Гнедков был сыном своего отца: встревал в дела, которые его не касались, и с любопытством следил за передвижениями в доме и во дворе.

Семья[ | ]

  • Отец — Георгий Платонович Гоберман (1893—1980), уроженец Минска, выпускник и преподаватель Экономического института Красной Профессуры при ЦИК СССР, сотрудник Госплана, начальник финансового отдела Наркомвнуторга СССР; репрессирован 6 ноября 1937 года, приговорён к расстрелу, полтора года отсидел в камере смертников. После освобождения в результате пересмотра дела (1939) — редактор томской газеты «Красное знамя» и сборников по потребительской кооперации. В годы Великой Отечественной войны служил комиссаром огнемётного батальона. Автор научных трудов по экономике, в том числе книг «Экономическая политика СССР» (применительно к программе Апротски МКВКП, с соавторами, 1929), «Пути повышения рентабельности в магазине» (с В. Х. Зелепухиным), «Финансовое хозяйство потребкооперации» (с М. М. Бином и А. Б. Цукерманом, 1935), «Новый порядок кредитования торговли» (с Г. В. Постниковым, 1936) и «Экономическая работа на производственных предприятиях потребительской кооперации» (из опыта работы производственных предприятий Эстонского республиканского союза потребительских обществ, 1964).
  • Первая жена — Серафима Кузьминична Городникова (1922—?), филолог, выпускница и с 1948 года преподаватель урду в Институте востоковедения (МГИМО), соавтор «Учебника языка урду» (1969) и «Хинди-русского разговорника» (1977, оба совместно с Л. Б. Кибиркштис). Её сестра — Тамара Кузьминична Городникова (1923—?), также востоковед.
  • Вторая жена (с 1968 года) — Татьяна Евсеевна Алексина (в первом браке Сетунская, урождённая Фейнберг, 1932—2014), автор книги воспоминаний «Неужели это было?..», внучка писателя Г. Г. Елчанинова (1870—1931). Её отец Евсей Борисович Фейнберг (1905—1938, расстрелян) был начальником стройотдела Московской Белорусско-Балтийской железной дороги (1928—1933) и Московской Казанской железной дороги (1933), затем главным инженером Мостотреста Наркомата путей сообщения СССР. Её мать Мария Георгиевна была из старинного дворянского рода Елчаниновых. Работала ответственным секретарём Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы. Приёмная дочь — Алёна Зандер (до замужества Елена Николаевна Сетунская ), журналист, искусствовед, вторая жена режиссёра Карена Шахназарова; впоследствии, после ухода от К. Шахназарова и переезда в США в 1989 году — американская телеведущая, прототип героини фильма Шахназарова «Американская дочь», жена голливудского продюсера Марка Зандера. Редактор русско-люксембургского журнала «Альянс».

Автор Анатолий Алексин

Анатолий Алексин

Сигнальщики и горнисты

У каждого человека должно быть имя (это обязательно!) и может быть прозвище (если придумают!). У меня же при одном имени было целых два прозвища!

Сперва прозвали Горнистом. Но на горне я никогда не играл: не было слуха. Много лет прошло с той поры, а слух у меня так и не появился… Разные песни я и сейчас исполняю на один и тот же мотив.

— Всех авторов уравнял в правах! — с грустью когда-то шутила мама, как бы сочувствуя композиторам.

Она ощущала постоянную потребность сочувствовать людям. Даже тем, которые, на мой взгляд, в сочувствии не нуждались.

— Все в этом нуждаются, — уверяла она. — Безоблачных судеб нет.

Облака — еще ничего: от них не бывает грозы. А над маминой судьбой два раза собирались такие тучи, что ей до конца жизни могли бы чудиться громы и молнии. Но не чудились.

У нее был единственный брат… Мой дядя. Как только я стал что-либо понимать, мама рассказала, что брат ее погиб на войне. Ему было всего восемнадцать — и я вслед за мамой называл его просто Андрюшей.

У нее был единственный муж. Мой отец… Он тоже воевал. Но вернулся домой.

— Вернулся, чтобы проститься, — говорила мама.

На фронте отца засыпало землей. Он был сильно контужен. Его откопали… Но контузия осталась в нем — и через тридцать лет вновь засыпала землей. Уже навсегда.

— Ненавижу войну! — говорила мама.

Слово «ненавижу» звучало в ее устах так странно, что я каждый раз вздрагивал.

«Нина Васильевна — наш добрый гений!» — восклицали соседи из разных квартир. И лишь сосед по фамилии Гнедков, живший прямо под нами, встретив маму, начинал заботливо поучать ее:

— Не расшибайтесь, Нина Васильевна.

. Не оценят! Поверьте: каждый будет судить о вас не по тому, что вы свершили для других, а лишь по тому, что сделали для него. Персонально. Изменить человечество — это не в ваших силах.

Голос у Гнедкова был вкрадчивый, въедливый. Он доверительно заглядывал в глаза, особенно когда говорил про все человечество, которое не устраивало и раздражало его.

Почему меня прозвали Горнистом?

Этого я не могу сказать, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит: скромность украшает человека. Хотя, как сказала мне учительница Екатерина Ильинична, с которой вы познакомитесь несколько позже, «скромность, не живет в одиночку». Она пояснила:

— Когда мы говорим, что человек скромен, надо мысленно подразумевать «но»: отважен, но скромен; талантлив, но скромен… А сказать «скромен, но скромен», — нельзя. Чего скромничать, если не имеешь других достоинств?

Про Екатерину Ильиничну я бы сказал: умная, но скромная; честная, но скромная; просто замечательная, но скромная… Ну и так далее! Вы сами убедитесь. Она первая прозвала меня Горнистом. А потом переименовала в Сигнальщика. Почему? И об этом вы узнаете, как говорится, в свое время.

Буду рассказывать по порядку, чтобы не сбиться. Тем более что все это было уже давно.

Мама была педиатром. Проще говоря, детским врачом. Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юную пору человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах. Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.

— Ваша квартира напоминает процедурный кабинет: делаете уколы, измеряете давление, — укорял маму Гнедков, живший под нами. — Если б я был вашим мужем, я бы этого не допустил!

Я радовался, что Гнедков никогда не мог стать маминым мужем.

Но на всякий случай предупредил:

— Не думай, что он заботится о тебе: плохие не могут любить хороших.

— Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих, — со вздохом ответила она. — Это случается …

Сигнальщики-горнисты

Текст песни “Сигнальщики-горнисты”, из альбома «Военные песни». Музыка – Александры Пахмутовой. Слова – Николая Добронравова. Песню на видео исполняет «Большой детский хор ЦТ и ВР, солист – Дима Машнин».

1 Это навсегда, ребята, — Верить в то, что сердцу свято. Предвоенный класс десятый, Все дороги впереди… А те мальчишки только и успели Надеть свои солдатские шинели И, не сказав последнего «прости», В бою сумели Родину спасти.

Припев: Сигнальщики-горнисты! Сигнальщики-горнисты! Мы двери открываем в года и города… Сигнальщики-горнисты! Сигнальщики-горнисты! Навеки наша правда. И память навсегда.

Идея произведения

Образ Надежды показывает, что рождение малыша является бесценным даром. Мать постоянно думает и заботится о ребенке, забыв со временем, что сама была когда-то наделена великолепным голосом и могла стать актрисой. Писатель спрашивает читателя:

  1. Насколько жертвы родителей будут в дальнейшем полезными для детей?
  2. Может ли ребенок по-настоящему ценить ежедневный подвиг родителей, которые отрекаются от себя и собственных желаний?

Рассказчик пытается показать, что родители чрезмерной заботой воспитали юную эгоистичную дочку, которая с легкостью и пренебрежением может переступить через родственников и друзей. Молодая леди имеет дар не только художника, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы на любые вопросы. В школе она выделяется из серой массы, однако признания так и не нашла. Отец видит в дочке родную душу — талант, который не замечают обычные люди. Из-за этого он еще больше жалеет бедную девочку.

Ольга во всем обвиняет Евдокию, преподавательницу, пытающуюся всех уравнять и выбрать себе любимцев среди «бестолковых» учеников. Разговоры дома о необычном поведении учительницы не стихают. Оля ее описывает словами «наша безумная Евдокия». Именно так единогласно заклеймили эту преподавательницу.

Писатель хочет показать, что ребенок с детства начал неосознанно манипулировать людьми. Взрослые рассматривают несуразного преподавателя предвзято, с подачи Оли учитель в их глазах выглядит так:

  1. Евдокия имеет волевой и взбалмошный характер. Она держит в руках весь класс, порицая учеников, которые не хотят брать участия в коллективной работе.
  2. Необъективный холерик, «хватающий из толпы» себе любимчиков среди бездарных школьников.
  3. Одинокая несуразная женщина, пытающаяся подавить в учениках творческий потенциал.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Вечером Аверченко Дядя сидел на диване и отдыхал, читая книгу об истории французской революции. Неожиданно его покой был нарушен. Маленькая племянница Лида хотела с ним пообщаться. Она тянула его за пиджак
  • Собака Баскервилей — краткое содержание повести Дойла К известному сыщику Шерлоку Холмсу пришел за советом доктор Мортимер, однако не застал его дома и, уходя, забыл свою трость. Дожидаясь его второго визита, Холмс и Ватсон по очереди по этой трости методом
  • Капля — краткое содержание рассказа Астафьева Герой рассказа отдыхал на Енисее. Лето было теплое, поэтому время проводили на реке загорая и купаясь в реке. Коля — брат героя, уговорил поехать на реку Опариху на рыбалку. Поехали на лодке местный сторожила Аким
  • Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков «Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности

Об авторе

Анатолий Георгиевич Алексин, по отцу Гоберман, он является известным советским прозаиком, писавший свои произведения для детей.

Алексин родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье учителей, еврейского происхождения. Его отца приговорили к расстрелу, но благодаря пересмотру дела его отпустили и оправдали.

Все детство Анатолий живет не далеко от писательских дач. Именно тут он приобщается к чтению, ему посчастливилось познакомится со многими знаменитыми поэтами. Его первые стихи были опубликованы в «Пионерской правде». Он печатает свои произведения в этой газете вплоть до войны. А потом переходит в более взрослую газету, «Комсомольскую правду».

Когда началась война, его с матерью отправляют в эвакуацию на Урал. Он работает на заводе редактирует газету «Крепость обороны».

Обучение он получает после войны. Он учился в институте востоковедения в Москве. К концу обучения он выпускает свою первую книгу «Тридцать один день».

Именно эта книга положила начало его литературная деятельность. Он писал свои произведения, в которых обсуждал детские и юношеские проблемы. Он быстро становится известным, получает всевозможные премии и награды, как на Родине, так и за рубежом.

Когда он вступил в партии, его приняли и в Союз писателей.

Когда в СССР началась перестройка он эмигрировал в Израиль. Тут он пишет свои произведения про жизнь в Израиле. Потом он с семьей уезжает в Люксембург, и живут тут до конца жизни.

Главная особенность произведений Алексина в тот, что сюжеты не содержат политического подтекста, но пронизаны добротой, любовью и мудростью.

Произведения Алексина были хорошо приняты читателями. Его произведения выходили в печать и за границей.

Писатель умирает 1 мая 2017 года, в городе, где он прожил последние годы, в Люксембурге. Захоронили его в Москве на Кунцевском кладбище.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования