Сочинения и популярные темы докладов

Презентация, доклад на тему исследовательский проект сияжар — мордовский эпос

Художественно-изобразительные средства поэмы «Тюштя»

Мы видим, что описание природы здесь чрезвычайно сдержанно и подчеркивает ситуацию: самому солнышку страшен вид свирепого Кежендея.

Дальнейший анализ текста поэмы позволяет нам выделить группу слов, формирующих эмоционально-изобразительный план поэмы. Эти слова указывают на переживаемые чувства: нусмакадсь (загрустил), машнете-зевсь, жалямак (пожалей), тандалесть (испугались), эзсь талакадо (не растерялась), раказевсь (засмеялся), кутмордызе седейшкава (обнял от души), ме-лявтсь (беспокоился), нарьгат (издеваешься), авардсь, энялдсь (плакал, умолял) и так далее. Таким образом, анализ лексического состава поэмы помог выделить несколько групп слов, которые определяют: а) сюжетно-тематическое содержание текста, б) определенно-изобразительную сторону поэмы, в) мир природы, г) эмоционально-изобразительный план произведения и подчеркивают особый авторский стиль.

Ориентация автора на формулическую поэтику дает ему возможность приблизить стиль поэмы к народно-поэтическим традициям. Но не не это главное. Создавая свои лейтмотивы, свои формулы, писатель с их помощью выделяет наиболее эстетически значимое в идейно-эмоциональной характеристике героя и в сюжетном развитии своего повествования.

С общим стилевым офрмлением поэмы сообразуется и метафорическая образность языка, к которой поэт прибегает весьма часто, например: «Пельтне оргодсть» (тучи убежали), «виресь стясь пильге лангс» (лес встал на ноги), «кудрясонзо коштось налксесь» (ветер играл кудрями), «лекстась паксясь» (вздохнуло поле) и т.п.

Анализ поэмы был бы неполным без рассмотрения такого важного компонента художественной речи, как эпитет. Под ним мы понимаем «стилистически значимое (содержание троп или подчеркнуто характеризующие предмет речи) слово или словосочетание в синтаксической функции определения или обстоятельства»

Отбор эпитетов в известной мере может представлять своеобразие художественной манеры писателя, поскольку эпитет называет существенный для автора признак и является проявлением стили 139 стических особенностей его творчества. Именно эпитет соединяет в себе изобразительное и выразительное начала, которые являются главными составляющими художественного образа. «История эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании, и не только стиля, но и поэтического сознания», — писал А.Н.Веселовский . Помимо метафор, писатель использует и эпитеты-определения: «ви-ев ломань» (сильный человек), «превей пола» (умная жена), «вадря айгор» (хороший конь). Употребляя в языковом оформлении поэмы те или иные метафоры и эпитеты, писатель прибегает к разнородным поэтическим элементам и не всегда верен средствам поэтики. Выше при рассмотрении лексики были выделены определенные группы слов, связанные с тематическим содержанием произведения. Анализ слов и словосочетаний в функции определений-эпитетов подтвердил объективность существования этих групп, а также их ведущую роль в текстообра-зовании. Мы выделили три организующих центра: 1) предметно-изобразительные эпитеты, 2) художественные определения, рисующие природу, 3) состояние героев, их чувства и переживания. Предметно-изобразительная тема конкретизирована следующими эпитетами: «сырнень ломань» (золотой человек), «чевте вайгель» (нежный голос). Описание природы. При описании природы автор использует такие эпитеты, как «кудряв килей» (кудрявая береза), «нусмакадозь вирь» (грустный лес), «сырнень теште» (золотая звезда), «валдо сельме цецят» (светлоокие цветы), «чевте варма» (ласковый ветер), «кенярдозь чувтнэ» (ликующие деревья), «сырнень чи» (золотое солнце) и т.д. Эпитеты, подчеркивающие эмоциональное состояние героев, их чувства и переживания. Например, мы находим в тексте следующие эпитеты: «седейшкавань евтамо» (сердечное слово), «чевте вал» (мягкое слово), «вал 140 до часия» (светлое счастье), «стака эрямо» (тяжелая жизнь), «лембе васто-ма» (теплая встреча), «гуень кортавтома» (змеиный заговор), «тантей нувсе-ма» (сладкая дрема) и т.д. А также мы видим из текста, что автор использует прием усиления эпитетов: чизэ маней, валдо, лембе (день ясный, светлый, теплый); покш стака ашко (большой, тяжелый хомут); превей паро Кирдявуша (умная хорошая Кирдявуша); лембе чевте варма (теплый, мягкий ветер); ульнесь шумбра виев, превей (был здоровый, сильный умный) и так далее. Этот прием автор использует для семантического осложнения эпитетов, что делает текст более выразительным. Далее, рассматривая эпитеты исследуемого произведения, отмечаем, что они играют значительную роль в создании образов персонажей:


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования