Особенности духовной сферы

Развитие культуры в современной России

Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких- либо ограничений. Правда, в этом потоке, захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.

Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение духовной сферы. С одной стороны, государство перестало быть единственным источником её финансирования. А с другой стороны, не все учреждения культуры могут выживать самостоятельно. В обществе не стихают споры о том, хорошо это или плохо.

МНЕНИЯ

Сторонники сохранения ведущей роли государства в развитии духовной сферы ратуют за то, чтобы основные средства на развитие образования, искусства, спорта, науки давал государственный бюджет.

Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения всё расставят по своим местам: всё, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрёт.

А каково твоё мнение по этому поводу?

Проекты по теме:

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

1. Понятие «культуры»

Для того чтобы при­сту­пить к изу­че­нию сферы куль­ту­ры, необ­хо­ди­мо вы­яс­нить, что такое «куль­ту­ра». Это до­воль­но ин­те­рес­ный и неод­но­знач­ный во­прос. Ни в науке, ни в нашей по­все­днев­ной жизни невоз­мож­но найти аб­со­лют­но пол­но­цен­ный ответ на во­прос, что пред­став­ля­ет собой куль­ту­ра.

Бы­ту­ют раз­но­об­раз­ные мне­ния на дан­ный счёт. В науке су­ще­ству­ет почти 200 опре­де­ле­ний по­ня­тия «куль­ту­ра», так как прак­ти­че­ски каж­дый бо­лее-ме­нее зна­чи­тель­ный учё­ный ста­рал­ся пред­ло­жить своё ви­де­ние дан­но­го во­про­са. А ведь в науке за­ча­стую ста­ра­ют­ся при­дер­жи­вать­ся си­стем­но­го под­хо­да и глу­бо­ко­го ана­ли­за.

Связь всех 4 сфер жизни общества

Все сферы находятся во взаимосвязи. Человек интегрирован одновременно в каждую из сфер. То есть он оказывается на пересечении четырех областей. Соответственно, проблема или напряженность в одной затрагивает другие.

Политическая – экономическая. Санкции изменили специфику наполнения рынка товарами. Появилась стратегия импортозамещения.

Политическая – социальная. Военные действия в Сирии привели к появлению большого количества беженцев. Система здравоохранения практически отсутствует.

Политическая – духовная. Включение в состав России Крыма инициировало обращение к фольклору, литературе края. Пример: был, в частности, начат выпуск книг по истории и археологии Крыма «Крым в истории, культуре и экономике России».

Экономическая – социальная. Дефолт, обвал рубля приводит к ухудшению системы здравоохранения и других областей.

Экономическая – духовная. Развитие промышленности требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут подготовить вузы. Соответственно, открываются новые направления, увеличивается набор.

Экономическая – политическая. Сильная экономика определяет позицию страны на международной арене.

Духовная – политическая. Научные разработки для оборонной промышленности обеспечивают безопасность страны.

Духовная – экономическая. Популяризация музеев увеличивает поток туристов, что приносит доход региону, стране.

Духовная – социальная. Подготовка врачей в вузах способствует развитию здравоохранения.

Социальная – политическая. Наличие крепкой системы здравоохранения определяет благоприятную ситуацию во внутренней политике.

Социальная – духовная. Сословная принадлежность до революции 1917 г. препятствовала обучению в университетах несостоятельных граждан.

Социальная – экономическая. Наличие системы дошкольного образования позволяет родителям детей работать, что положительно влияет на экономику.

5. Структура духовной сферы

Струк­ту­ра ду­хов­ной сферы вклю­ча­ет такие эле­мен­ты об­ще­ствен­ной жизни как ре­ли­гия, наука, ис­кус­ство. Эти три наи­бо­лее важ­ные эле­мен­та об­ще­ствен­ной жизни в ду­хов­ной сфере со­став­ля­ют её ос­но­ву, кар­кас.

Рис. 3. Ду­хов­ная сфера жизни об­ще­ства (Ис­точ­ник)

Ре­ли­гия – си­сте­ма ве­ро­ва­ний и прак­тик, от­но­ся­щих­ся к вещам свя­щен­ным, обособ­лен­ным, за­прет­ным, ко­то­рая объ­еди­ня­ет в одну мо­раль­ную общ­ность, на­зы­ва­е­мую цер­ко­вью, всех, кто их при­ни­ма­ет.

Наука – это тео­ре­ти­че­ское от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти: си­сте­ма обоб­щен­ных пред­став­ле­ний об объ­ек­тив­ном мире, яв­ле­ни­ях при­ро­ды и об­ще­ства, за­ко­но­мер­но­стях их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия.

Ис­кус­ство – это сфера ду­хов­но-прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти людей, ко­то­рая на­прав­ле­на на ху­до­же­ствен­ное по­сти­же­ние и осво­е­ние мира.

Эле­мен­ты ду­хов­ной сферы вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти об­ще­ства, на тра­ди­ции, осо­бен­но­сти обы­ча­ев того или иного на­ро­да, а это, в свою оче­редь, уже вли­я­ет на иные сферы об­ще­ствен­ной жизни. Если мо­раль и нрав­ствен­ность того или иного об­ще­ства на­хо­дят­ся на низ­ком уровне, очень низка ве­ро­ят­ность того, что такое об­ще­ство будет эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ным. Люди будут недоб­ро­со­вест­но от­но­сить­ся к своим обя­зан­но­стям, в такой ат­мо­сфе­ре невоз­мож­но со­здать здо­ро­во функ­ци­о­ни­ру­ю­щую эко­но­ми­ку и об­ще­ство.

Русский язык в мире

Структура социальной сферы

С.А. Щавель определяет сущность социальной сферы, как совокупность четырех взаимосвязанных частей, которые в то же время являются экспериментальными индикаторами, связанными с её предметной идентификацией:

  1. Социальная структура общества, исторически представленная социальными группами и некоторыми конкретными классами (территориальными, социально демографическими и т.п.) и их взаимоотношениями.
  2. Социальная инфраструктура, как сумма форм социально полезного движения и отраслей народного хозяйства, которые направленны на предоставление услуг непосредственно индивидууму.
  3. Все факторы, обеспечивающие связь групп индивидов или самого индивида с обществом, вовлеченность личности в процессы социума, как: социальные интересы, потребности, ожидания и стимулы.
  4. Требования и правила справедливости в социуме, гарантии и условия её обеспечения.

Некоторые исследователи считают, что закономерно говорить про общность элементов в сферах общественной жизни, из которых и состоит любая их этих сфер.

Считается, что есть взаимосвязь между всеми элементами общественных структур, они как бы смешиваются и перетекают один в другой. Но данная взаимосвязь вовсе не означает, что качественная определенность сфер подлежит полной ликвидации. К примеру, классы, иные социальные группы пронизывают своими отношениями и деятельностью все сферы жизни общества.

Законы воспроизводства, которые являются фундаментом социальной сферы, функционируют и развивают данные группы, которые, в свою очередь, связывают сложную жизнь социума в монолитную систему, не растворяясь в законах иных сфер. Большое количество ученых полагает, что выделение в сферах таких составляющих, как субъекты, отношения, деятельность – есть правильный подход. Причем на передний план анализа выступает фактор общественной деятельности.

Каждый из данных подходов обладает своими достоинствами, в силу того, что дает возможность анализировать содержимое и первоосновные характеристики общественной сферы под конкретным углом зрения. Параллельно, ни один из этих элементов не раскрывает всего многообразия структуризации общественной сферы, основываясь на особенностях её социологического исследования.

Процессы социальной защиты, транспортного, бытового, медицинского обслуживания, образования и т.п. являют собой сочетание неизменных актов, относящихся к социальному взаимодействию людей, детерминирующее образ их жизни, условия общественного воспроизводства.

Наравне со всеми процессами, данному взаимодействию характерны: протяженность во времени и пространстве, последовательность, непрерывность. Оно необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей: сохранения накопленного до этого человеческого потенциала, обеспечения доступности услуг и создания совершенно новых институциональных допущений модернизации качественных показателей социального воспроизводства следующих поколений, обеспечения увеличения потенциала общественной сферы.

С помощью услуг социальных учреждений формируется социальная экология.

Обществознание 8 класс — Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова — 2017 год

Сфера духовной жизни — СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 46 учебника.

(Ответы учеников.)

III. Введение в новый материал

Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Сфера духовной жизни».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Духовная сфера жизни общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.

Проблемные вопросы

— Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

— Почему нет «царского» пути в культуре?

IV. Работа по теме урока

Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;

2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

— Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слово «культура».

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Культура — это:

1) совокупность материальных и духовных ценностей;

2) то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;

3) творчество, изменяющее жизнь.

1. Духовная сфера жизни общества

Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культура (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Можно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.

— Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.

Вопросы к тексту

— Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

— К какой культуре — материальной или духовной — оно принадлежит?

(Ответы учеников.)

Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.

Под культурой обычно понимают:

1) совокупность достижений и творчества того или иного народа;

2) система сознательно приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм, правил поведения;

3) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических общностей, групп населения;

4) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

Культура неразрывно связана с обществом — она всегда социальна.

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

— Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

— Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

Духовные ценности:

1) долговечны;

2) потребности в них безграничны;

3) запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.

2. Культура личности и общества

— Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богатство человеческой личности.

— Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

— Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

3. Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 6 учебника, заполните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры в современной России.

Вторая группа анализирует негативные черты развития культуры в современной России.

Развитие культуры в современной России

Положительные черты

Негативные черты

1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

2. Общество освободилось от господства одной идеологии.

3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

4. Многонациональность культуры России.

5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов

1. Наличие низкопробных и малохудожественных поделок.

2. Засилье жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции.

3. Отсутствие цензуры привело к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.

4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

— Кто должен финансировать развитие культуры в современной России?

— Хорошо или плохо то, что государство перестало быть единственным источником финансирования культуры?

— Почему в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти?

(Проводится мини-дискуссия.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 53, 54 учебника.

2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать…

• Мне больше всего удалось…

• Для меня было открытием, что…

Домашнее задание

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить задания 3 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника (на выбор).

3. Написать эссе на тему: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» (Ж. Дюамель).

Предыдущая

Следующая

Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной — зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления — это мыслительные процессы.

2. Подмена понятия культуры в быту

В обы­ден­ной жизни си­ту­а­ция ещё более слож­ная; ино­гда по­ня­тие куль­ту­ры по­про­сту под­ме­ня­ет­ся. На­при­мер, о че­ло­ве­ке, ко­то­рый пьёт чай, от­то­пы­ри­вая ми­зи­нец, можно услы­шать такие вы­ска­зы­ва­ния: «Этот че­ло­век куль­тур­ный», « У него очень вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры». На самом деле этот че­ло­век оскорб­ля­ет хо­зя­ев дома, ведь так по­сту­пал Лю­до­вик XVI, зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский ко­роль, ко­то­рый го­во­рил: «После меня хоть потоп». Он брал фу­же­ры двумя паль­ца­ми, так как к этим фу­же­рам при­ка­са­лась по­су­до­мой­ка, а ко­ро­лю, ра­зу­ме­ет­ся, это было непри­ят­но. Зная это, можно легко по­нять, что, если че­ло­век в Вашем доме и в Вашем при­сут­ствии пьёт чай по­доб­ным об­ра­зом, он де­мон­стри­ру­ет Вам своё неува­же­ние, а не вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры.

Рис. 1. Лю­до­вик XVI (Ис­точ­ник)

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют “второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какие взаимоотношения относятся к духовной сфере?

    • Касающиеся нравственности
    • Относящиеся к производству, распределению и обмену материальных благ
    • Бытовые взаимоотношения
    • Направленные на получение и удержание власти

Начать тест(новая вкладка)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий