Анализ стихотворения шестое чувство гумилева

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

LiveInternetLiveInternet

Николай Степанович Гумилёв

Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.

Николай Гумилёв

Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.

Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее чем за год до собственной смерти. В этом произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.

С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения.

Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.

Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной. Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства.

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

Таким образом, Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом, доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее чем через год после создания этого стихотворения.

Последнее фото Николая Гумилёва без ретуши

Текст: pishi-stihi.ru

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Средства выразительности

Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:

  • Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь” .
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо” .
  • Сравнение – “как мальчик” .

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

6 чувство у человека. «Третий глаз»

Именно так ещё называют шестое чувство. Это очень яркое сравнение. Оно позволяет примерно представить суть данного определения.

Шестое чувство – это уникальная способность, позволяющая ощущать невидимый мир или другое измерение. Можно добавить к этому перечню ещё интуицию, ясновидение, предчувствие. Человек с развитым шестым чувством иногда может уловить причины и следствие определённого события, сам того не осознавая. Без использования опыта, памяти, рассуждений и логики. Человек просто получает информацию – она будто появляется у него в голове. Многие воспринимают это скептически. Ведь как может быть верной информация, не опирающаяся на логику?

Но скептицизм бывает излишен. И лучше порой прислушаться к тому, что говорит шестое чувство. Человека интуиция редко подводит. Особенно в каких-либо важных или опасных ситуациях. Сколько раз бывало такое: человек ощутил плохое предчувствие, на душе стало неспокойно, и будто бы что-то подсказывало – не стоит этого делать, лучше предотвратить намечаемое или поступить иначе. Но он игнорирует посыл, после чего сожалеет с мыслями «Я словно чувствовал!».

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Популярные материалы

Тропы и образы

В первой строфе Гумилёв использует три мифологических образа. Новый мир (эпитет) – противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему своё лицо (метафора).

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орёл – одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем (Гумилёв никак не мог сделать его красным). В пламени – разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными (метафорический эпитет).

Патриарх, изображённый в четвёртой строфе, умён, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилёв противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворённости и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилёв не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию. Слово потому осияно, что оно – Бог.

Дважды повторённое слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчёркивает приземлённость остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мёртвый – омертвелый создаёт в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчёлами, мёртвых слов (метафорический эпитет) с мёртвыми пчёлами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

Видео: Ризеншнауцер

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой обращение к «милому мальчику». Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о «счастье, отравляющем миры» (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.

В стихотворении поднимается тема поэта и поэзии. Основная мысль состоит в том, что поэт так же подчинён поэзии, как и поэзия подвластна ему. Поэт не выбирает этот путь, он следует своему призыву, даже если этот призыв губителен. Стихотворение является пророческим по отношению к творцам 20 в., многих из них преследовали и убили «бешеные волки».

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре философской лирики, так как герой размышляет о своей жизни. Весь текст написан с помощью антитезы — Гумилев противопоставляет общепринятое восприятие личным убеждениям. В произведении есть элементы послания, так как герой обращается к своей возлюбленной.

Стихотворение состоит из одной части. Весь текст представляет собой монолог. Автор словно заранее предсказывает вопросы и дает на них ответы. Интонация текста спокойная, в конце только появляется восклицательное предложение. Оно словно подводит итог: даже после смерти герой не получит покоя и его будут вдохновлять на подвиги.

При написании стихотворения Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает напев дикарским, страну другой, а платья темными;
  • метафоры — автор рассказывает о том, как будет читать стихи драконам;
  • сравнения — Гумилев сравнивает любовь с поведением араба в пустыне.

Центральная тема работы посвящена не только любви. В ней поэт презентует свое мироощущение и рассказывает о роли поэта в обществе.

В произведении Гумилев словно предрекает свою судьбу. Ему не грозит спокойно умереть дома. Но это не пугает его. Он знал, что ему не суждено создать пару с Еленой и это тоже его не беспокоит. У Гумилева нет определенного плана на жизнь, но скучно существовать ему не по нраву.

Стихотворение «Я и вы» наполнено скрытыми символами и образами, оно лиричное и откровенное. Это одна из лучших работ Гумилева.

История создания

«Шестое чувство» Гумилев написал в 1920 году. Через два года его арестуют и расстреляют. Он словно чувствовал такой конец и выражал свои опасения через стихи. В новой работе он не обращается к теме мистики, пророчеств. Поэт только размышляет о том, что такое шестое чувство и в чем его особенности.

Стихотворение было опубликовано в сборнике «Огненный столп», который был издан при жизни поэта. Гумилев придерживался позиции фундаментализма, поэтому он написал, что все люди стремятся только к материальным благам. Минимальный набор для мужчины:

  • хлеб;
  • вино;
  • женщина.

Шестое чувство Это. Что такое шестое чувство?

Шестое чувство – это наша способность к восприятию тонкого или невидимого мира ангелов, призраков, Рая, Ада, и т.д. Оно также включает нашу способность понять тонкую причинно-следственную связь между разными событиями которые  вне понимания понимания разума.  Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), ясновидение, предчувствие и интуиция являются синонимами шестого чувства (способности к тонкому восприятию). На этом вебсайте, слова шестое чувство, ЭСВ и способность к тонкому восприятию используются как взаимозаменяемые.

1. Как мы можем воспринять и понять невидимый мир?

По определению SSRF, «тонкий мир» (тонкое измерение) — это мир, выходящий за пределы понимания пяти чувств, ума и разума. Тонкий мир означает невидимый мир ангелов, призраков, рая, и т.д., который мы можем только воспринимать шестым чувством.

Мы воспринимаем грубый материальный (видимый) мир пятью физическими чувствами (т.е. зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом), нашим умом (нашими эмоциями), и нашим интеллектом (способностью принимать решения). Когда речь идет о невидимом (тонком) мире, то мы его воспринимаем пятью тонкими чувствами, тонким умом и тонким интеллектом (их также называют шестым чувством).  Когда шестое чувство развито или активировано, оно нам помогает воспринимать тонкий мир или тонкое пространство. Опыт восприятия тонкого мира также называют «духовным опытом».

Oпыт

Духовный опыт

Что ощущалось?

Женщина ощутила аромат роз из букета роз.

Женщина ощутила аромат сандалового дерева при отсутствии какого-либо сандалового дерева.

Источник

Видно и из грубого измерения

Невидно и из тонкого измерения

Чем оно воспринималось

Пятью органами чувств, умом и интеллектом. В данном примере, это было воспринято органом обаяния, т.е. носом.

Шестым чувством, т.е. посредством тонких органов чувств (пяти тонких органов чувств, тонкого ума и тонкого интеллекта). В данном примере, это было воспринято тонким  органом обаяния.

На картине выше, мы видим одну женщину, которая ощущает аромат роз. Это не будет представлять собой духовный опыт, так как имеется конкретный источник аромата роз, т.е. букет роз. В другой картине, мы видим женщину, которая не вдыхает аромат роз. Она размышляет о начале своего рабочего дня. Вдруг и без какой-либо видимой причины, она чувствует сильный аромат сандалового дерева. Она изначально прогоняет мысли об этом, так как она не видит, откуда исходит аромат, и продолжает размышлять о рабочем дне. Однако, аромат следует за ней на её рабочее место и остается с ней в течение всего утра. Она спрашивает у других людей, если они чувствуют аромат, но никто его не чувствует. Этот случай будет представлять собой духовный опыт. В этом случае, эта женщина действительно воспринимала аромат, исходящий из тонкого пространства. Она ощущала аромат посредством своего тонкого органа обаяния. Способность воспринимать или ощущать тонкое пространство посредством пяти тонких чувств, тонкого ума и тонкого интеллекта так же называют шестым чувством.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий