Капиталист — это кто? что такое капитализм?

Содержание

Аграрный капитализм

После 1861 года на рыночные методы начали перестраиваться помещичьи хозяйства. Как и в случае с крестьянами, в этой среде стартовал процесс постепенного расслоения. Даже многим инертным и косным помещикам пришлось на собственном опыте понять, что такое капитализм. Определение по истории этого термина обязательно включает в себя упоминание о вольнонаемном труде. Однако на практике подобная конфигурация была лишь заветной целью, а не изначальным положением дел. На первых порах после реформы хозяйства помещиков держались на отработках крестьян, бравших в обмен на свой труд арендованную землю.

Капитализм в России приживался постепенно. Только что освобожденные крестьяне, шедшие на работу к бывшим хозяевам, трудились со своим инвентарем и скотом. Таким образом, помещики еще не были капиталистами в полноценном смысле этого слова, так как они не вкладывали в производство собственный капитал. Тогдашние отработки можно считать продолжением отмиравших феодальных отношений.

Сельскохозяйственное развитие капитализма в России заключалось в переходе от архаичного натурального к более эффективному товарному производству. Однако и в этом процессе можно отметить старые феодальные черты. Крестьяне новой закалки продавали лишь часть своей продукции, остатки потребляя самостоятельно. Капиталистическая товарность предполагала обратное. Вся продукция должна была продаваться, тогда как собственное пропитание крестьянская семья в таком случае покупала на средства от собственной прибыли. Тем не менее уже в первое свое десятилетие развитие капитализма в России привело к повышению спроса на молочные товары и свежие овощи в городах. Вокруг них стали формироваться новые комплексы частного огородничества и животноводства.

Деятельность

Необходимо учитывать особенности экономического развития России для понимания того, что такое капиталистые крестьяне. Определение по истории означает людей, которые имели возможность располагать денежными средствами и вкладывать их в производство. В нашей стране они преимущественно представляли интересы помещиков, от имени которых и совершали сделки. Однако они часто имели свой собственный капитал (от 50 до 120 тысяч), который вкладывали в фабричное, заводское и мануфактурное производство. Иногда такие крестьяне делались даже крупными собственниками, например, кораблей или целых предприятий, при этом оставаясь крепостными.

Они также могли содержать гостиницы, трактиры, постоялые дворы, заниматься мелкой розничной торговлей. Такая активность во многом была обусловлена указом Екатерины II о свободном заведении всякого рода промышленных предприятий. Однако при этом основная часть доходов шла помещику, что негативно сказывалось на развитии капитализма в нашей стране, тормозя свободное распоряжение капиталами и рабочей силой. Таким образом, термин «капиталистые крестьяне» применительно к российской истории имеет свои особенности.

Акционерные общества

Всего капитализм в России в 19 веке пережил несколько волн бурного подъема промышленности. Одна из них пришлась на 1890-е гг. В то десятилетие постепенное совершенствование экономической организации и развитие техники производства привели к значительному росту рынка. Промышленный капитализм вступил в новую развитую фазу, олицетворением которой стали многочисленные акционерные общества. Цифры экономического роста конца XIX столетия говорят сами за себя. В 1890-е гг. выпуск продукции промышленности увеличился в два раза.

Любой капитализм переживает кризис, когда он перерождается в монополистический капитализм с раздутыми корпорациями, владеющими определенной экономической сферой. В императорской России этого в полной мере не случилось, в том числе и благодаря разносторонним иностранным инвестициям. Особенно много зарубежных денег текло в транспорт, металлургию, нефтяную и угольную промышленность. Именно в конце XIX века иностранцы перешли на прямые инвестиции, тогда как раньше предпочитали займы. Такие вклады объяснялись большей прибылью и желанием коммерсантов заработать.

Функция мещанского общества

По примеру сельских у
мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.

Мещанские общества вели
учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали
временные паспорта на переезд или временный выезд,

Мещане имели право переселяться в другие города. Для этого им нужно было получить разрешение местных властей. Для переезда или временной отлучки мещанину выдавался паспорт, имеющий временное действие.

Мещанская управа собирала
налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой
поруки».

На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались
оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского
общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали
материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.

Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.

В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.

Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.

Предпосылки

Капиталисты-крестьяне – это класс, который появился в результате становления нового экономического уклада. В европейских странах довольно рано было отменено или само по себе исчезло крепостное право, поскольку оно тормозило развитие промышленности, торговли, препятствовало формированию рынка свободной рабочей силы и труда. Поначалу городские слои населения вступили на буржуазный путь развития, поскольку именно города были средоточием новых общественно-экономических отношений. По мере их развития и распространения новые веяния затронули и деревню, где также стали развиваться торговля и товарно-денежный оборот, которые и сделались предпосылкой возникновения этого слоя.

Вогау

Основатель бизнеса Филипп-Макс фон Вогау прибыл в 1827 году из Германии. Вопреки дворянскому происхождению был беден, был вынужден поначалу служить «на посылках». Не имея перспектив на родине, он принимает российское подданство, и ищет лучшей жизни в России. Заработанная здесь репутация в 1839 году дает Максиму Максимовичу возможность заключить брак с дочерью текстильного фабриканта Ф. Рабенека. С этого времени ведет отсчет династия российских предпринимателей Вогау.

При участии братьев Фридриха и Карла Максим Максимович открывает контору, торгующую сначала чаем, товарами бытовой и хозяйственной химии, а затем перешедшей к импорту сахара, пряжи и хлопка. Предприятие выросло торговый дом «Вогау и К», который вплоть до октябрьского переворота находился под контролем семьи. Кроме братьев в семейном бизнесе принимали участие их зятья Эрвин Шумахер и Конрад Банза, племянник Мориц Марк, сыновья Макса – Отто и Гуго. Пика развития предприятие достигло в период управления Гуго Максимовича – сына основателя династии.

Помимо ведения масштабных внешнеторговых операций семья инвестировала средства в финансовую сферу и промышленность:

  • при участии Вогау созданы «Московский учетный банк», «Русский для внешней торговли банк», «Рижский коммерческий банк» и  страховое общество «Якорь»;
  • семья контролировала предприятия в разных отраслях, в круг интересов входили  добыча руды, выплавка металлов, изготовление цемента, химическое и текстильное производство;
  • совместно с Кнопом велись поиски месторождений платины и нефти на Урале и меди на Кавказе.

Уклад жизни семьи был обычен для немецких буржуа: они исповедовали лютеранство, жили по соседству, сохраняли традиции своего народа. В 1900 году пятеро из восьми членов правления фирмы оставались подданными Германии, поэтому с началом войны Вогау оказались в сложной ситуации. Часть предприятий пострадали от погромов, за деятельностью компании был установлен правительственный надзор. Семья была вынуждена продать ведущие предприятия.

Гуго принимал участие в финансировании основанной П.П. Рябушинским газеты «Утро России», выступавшей с критикой правительственной политики в экономической сфере и закрытой властями «ввиду вредного направления».

Состояние семьи Вогау, нажитое за 90 лет в России, было сравнимо с богатством Морозовых и насчитывало, по оценке Forbs, около 500 млн. долларов в современном исчислении.

После 1917 года большинство Вогау эмигрировали из России. Сегодня в стране живут потомки оставшегося здесь  сына Гуго – Максима, состоявшего с 1919 года в ВКП(б).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Экранизация 2017[править]

Носит название «Том и Джерри: Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (Tom and Jerry: Willy Wonka and the Chocolate Factory). По сути мультипликационный римейк фильма 1971 г., но с добавлением Тома, Джерри, мышонка Таффи, стремящегся в умпа-лумпы, и пса, похожего на Спайка.

Внешняя торговля

В торговле с Востоком, при сохранении традиционных товаров вывоза — мехов и воска, наметились изменения. К началу XVI века русские вывозили кожу, сало, продукты переработки леса, продукты сельскохозяйственного производства — лен и пеньку. Экспортировались и изделия городских ремесленников, в особенности металлистов, кожевенников; железные горны, косы, топоры, рукавицы, свечи, мыло. Спрос на пушнину усиливал движение промышленных людей в поисках «угожих соболиных мест».

В XVI веке русские торговцы уже проникали далеко за Урал в Мангазею (на восток от устья Оби).1 В связи с организацией этих экспедиций на местах производилась скупка продовольствия и в большом количестве предметов охотничьего снаряжения, в том числе материалов для выделки одежды и обуви. Все это, несомненно, способствовало торговому оживлению в стране.

В начале XVI века с Европой Россия торговала через посредников Прибалтики, Швеции, Дании, Польши. С введением «нарвского» плавания Россия стала торговать без них. Дж. Флетчер отмечал, что когда русские владели Нарвой, ежегодно через таможню проходило до 100 судов, груженных льном и пенькой. Через Нарву в Россию поступали тонны серебра, которые переплавлялись в русские монеты на денежных дворах. Русское денежное дело переживало необычайный расцвет. Появилось даже специальное руководство для купечества -«Торговая книга», где объяснялось, как выгоднее вести заморскую торговлю. Торговля с Западной Европой способствовала оживлению местных рынков. Спрос на сельскохозяйственное сырье вызывал усиленную скупку его по деревням торговыми людьми, которые затем свозили его к Холмогорам к приходу иностранных кораблей. Но все-таки удельный вес русских товаров в общеевропейском товарообороте не был в XVI веке особенно значительным.

Внешняя торговля осуществлялась под покровительством государства: это помогало ей, но имело и отрицательные стороны. Например, казна оптом скупала все товары, которые привозили греки и персы, и перепродавала с большой выгодой для себя. Самые доходные места также находились в ведении казны. Она собирала пошлины с портовых городов — Архангельска, Нарвы, Астрахани, имела доход от питейного дела, продажи мехов, собирала пошлины за икру, от железных рудников, от перечеканки иностранной серебряной монеты.

Получить полный текст

Развитие предпринимательства в XVI веке в России было весьма противоречивым. С одной стороны, нельзя не заметить оживление этой деятельности, качественного усложнения ее форм и появление предпринимателей в непосредственном смысле этого слова. Это движение происходило не благодаря, а вопреки существующим условиям, в очередной раз демонстрируя неистребимость экономической и прочей активности людей. С другой стороны, большинство населения было поставлено в еще более жесткие рамки обыденного существования, причем понижения уровня свободы массы сами добивались своей отчаянной борьбой.

Капитализм – это свободный рынок?

Широко распространено мнение, что капитализм означает свободную рыночную экономику. Однако это не совсем так. Капитализм возможен и без свободного рынка. Системы, которые существовали в СССР и существуют в Китае и на Кубе, в полной мере доказывают и демонстрируют это. Они считают, что строят «социалистический» державу, однако живут по мотивам «государственного капитализма» (в данном случае капиталист – это само государство, а именно люди, занимающие высокие чины).

В якобы «социалистической» России, к примеру, до сих пор существует товарное производство, покупка-продажа, обмен и прочее. «Социалистическая» Россия продолжает торговать в соответствии с требованиями международного капитала. Это означает, что государство, как и любой другой капиталист, готово пойти на войну ради защиты своих экономических интересов.

Роль Советского государства — выступать в качестве функционера капитала и эксплуатации наемного труда методами установления целевых показателей для производства и контроля над ними. Поэтому такие страны действительно не имеют ничего общего с социализмом.

«Вероятно, часть знати рассчитывала, что восстановится Казанское ханство»

— Звучали версии, что участие татар в тех событиях объяснялось их практичностью: поскольку татарам за ратную службу обещали земли. Можно ли сказать, что татары пошли воевать из желания простой стабильности в государстве?

— Я думаю, в тот момент ситуация для этих людей, населяющих территорию бывшего Казанского ханства, не была стабильной. Всего 60 лет прошло, или даже меньше, от завоевания Казани. И тогда процессы шли еще медленнее, чем сейчас. Поэтому стабильности для них никакой не было.

Естественно, людям хочется всегда именно стабильности, потому что это означает безопасность, реализацию естественных потребностей… Может быть, часть людей действительно шла участвовать именно ради стабильности. Это не исключено, потому что такое желание — естественное желание человека, и человека любой национальности.

Возможно, часть татарской элиты уже поняла, что их ситуация быстро не поменяется. Я сейчас читаю воспоминания русской эмиграции в Стамбуле, которая все надеялась, что вот-вот закончится все в России с революционным движением, и Советская Россия рухнет! Но она рухнула только 70 лет спустя.

Вероятно, часть мурз, татарской знати, рассчитывала в тот момент, что восстановится независимое Казанское ханство. А часть поняла, что, скорее всего, прошлое уже не вернуть, и решила в новых реалиях действовать соответственно, чтобы жить более-менее хорошо. Сегодня российское общество тоже меняется. И кто-то сопротивляется этим процессам, а кто-то — как некоторые певцы и актеры — решает, что ничего сделать все равно не могут, и решают для себя: «Давайте будем агитировать за новые поправки к Конституции!», пытаются приспособиться.

— Некоторые наши историки высказывали мысль, что татарам был свойственен тогда «имперский дух», что в принципе в тот момент им была нужна сильная империя, включающая территорию их проживания, а не столько утерянное Казанское ханство.

— Мне кажется, если говорить про XVII век, вряд ли татарам были свойственны имперские тенденции и желание их реализовывать в новом государстве, в которое они сами буквально только что влились, и еще не было понятно, рассчитывали ли они быть поданными того Российского государства в дальнейшем. Или же они, или часть из них, рассчитывали, что в конечном счете восстановят свою автономию.

— Во Второй мировой войне со стороны США в их войсках в борьбе с немцами участвовали афроамериканцы, хотя они, несмотря на формальное равенство, не были полноправными гражданами. Можно ли провести параллели с участием татар в событиях Смуты? Потому что ни татарам, ни афроамериканцам никаких «плюшек» за это не полагалось. Тогда логично, если бы татары воевали на стороне польских интервентов?

— Конечно, но логика же разные выкрутасы может выделывать. Но то, что вы говорите, вполне трезво. Как, согласен, можно и провести соответствующие параллели между участием афроамериканцев в войне, будучи в то же время притесняемыми, и участием татар в событиях Смуты. Но ведь тоже, как не крути: чернокожие американцы были гражданами, а татары в XVII веке были подданными российского государства.

— Согласны ли вы с мнением, что большинство людей, неважно какой национальности, этноса, в принципе, готово принять любую власть, так как для них важнее не большая политика, а свой угол, и, как говорится, своя рубашка ближе к телу?

— Думаю, да. Потому что большие события делает небольшая группа людей обычно. Можно сколько угодно иронизировать над теорией пассионариев Льва Гумилева, но в ней все равно что-то есть. Действительно, существуют пассионарии, а есть те, для кого стабильность превыше всего. Это нормально — быть пассионарием определенному небольшому числу людей, и нормально — большему числу людей быть антипассионариями, апологетами стабильности.

Большей части любой нации, народа все равно, до тех пор, пока к ним лично в дом не пришли с автоматами или с вилами (если брать XVII век). А ведь бывает, что приходят уже в дом — и тогда уже все начинают задумываться и предпринимать определенные действия. И это никакая не специфика татарского, или, например, русского народа. Это вообще свойственно людям — вспомним известную пирамиду потребностей Абрахама Маслоу.

Что именно означает понятие «капитализм»?

Капитализм – это социальная система, которая ныне существует во всех странах мира. В рамках этой системы средства для производства и распределения товаров (а также земли, фабрики, технологии, транспортные системы и прочее) принадлежат маленькому проценту населения, то есть определенным людям. Данную группу называют «класс капиталистов».

Большинство людей продает свой физический или умственный труд в обмен на заработную плату либо вознаграждение. Представители этой группы носят название «рабочий класс». Данный пролетариат должен производить товары либо услуги, которые впоследствии продаются с целью получения прибыли. А последней распоряжается класс капиталистов.

В этом смысле они эксплуатируют рабочий класс. Капиталисты – это те, кто живут за счет прибыли, которая достигается от эксплуатации рабочего класса. В последствие они ее реинвестируют, тем самым наращивая следующую потенциальную прибыль.

Biography/Physical Appearance

Violet Beauregarde is the daughter of Scarlett Beauregarde and the winner of the third golden ticket. She’s thin and has pale skin with short straightened blonde hair and blue eyes. She‘s mostly seen wearing a light blue tracksuit, with blue and white trainers and socks and a blue zipper heart and watch.

Violet as a blueberry.

As a blueberry, Violet is significantly different than how she was, as she’s 10 feet tall and has a spherical-shaped body, being noticeably taller and wider than the rest of the group. All of her body parts, including her head, arms, and legs, were sucked into her body, leaving behind small indents where they should be. Her biggest part of her body is her belly, which had swelled to the point where it protrudes from her shirt. The rest of her body had seemingly connected with each other, making it impossible to tell them apart. Most notably, Violet is mostly blue aside from her lips which remain red and some discoloration around her stomach. This is a trait that is kept with her as she left the factory.

Violet’s main personality trait is that she is insanely competitive, and her life mantra is win at everything no matter what. This attitude has earned her 263 trophies and medals in a variety of different activates, ranging from Kung Fu to cheer-leading, However, out of all of her achievements the one she’s the most proud off his her status as the Junior World Champion Gum Chewer, a title she earned by chewing the same piece of chewing gum for three months.

Violet’s competitive nature to win the final prize was her only real interest for entering the hunt for the golden tickets. In order to accomplish this, Violet temporarily laid of her habit of chewing gum and switched to candy bars which eventually led her to find the third golden ticket just after beating two of her karate instructors unconscious. During her interview, Violet tells the press that the other winners don’t matter at all and that she will be the one who will win the secret prize. It‘s also during this interview that the source of Violet’s overly competitive nature is shown, as her mother is seen pushing Violet’s answers and glorifying her many accomplishments in a very unhealthy way.

Her competitive nature was the cause for her fate. She ignored Wonka’s cautions about chewing the gum because she falsely believed Wonka was testing her grit. She also refuses to give up chewing the gum even during the transformation. Even after she becomes a blueberry, she screams for people to help her as she nears the Inventing Room exit and calls out to Wonka in an attempt to stay on the tour, showing that she would rather stay as a blueberry forever than lose the grand prize. After she‘s juiced, she doesn’t seem shocked at what had happened to her, instead enjoying her newfound flexibility. Both of this imply that she would sacrifice anything, including her health and well-being, just so she could win.

Violet holding up her Golden Ticket.

Violet is also shown to be very aloof and antisocial, which is displayed when she quickly alienates herself from Wonka by telling him in no uncertain terms that she will be the winner of the special prize at the end, as well as steal candy from Charlie while calling him a loser when he asking her an honest question. She also strikes up a rivalry with fellow brat Veruca Salt, although both attempt to hide it by pretending to be «best friends».

Положение наемных рабочих

Использование наемного труда стало основой для зарождения капитализма в Европе в начале 16 века.

Запоминаем новые слова!

Капитализм – это экономический строй, основанный на эксплуатации наемных рабочих, за счет труда которых обогащаются собственники средств производства- капиталисты.

Наемные рабочие Европы 16- 17 века находились в незавидном положении:

  • тяжелые условия труда сокращали продолжительность жизни рабочих;
  • и без того низкие зарплаты рабочих постоянно обесценивались из-за революции цен (падения цен на золото, возникшего в результате Великих географических открытий);
  • продолжительность рабочего дня доходила до 14-16 часов;
  • многочисленные штрафы, за самые незначительные провинности, сокращали и так небольшую по размерам заработную плату.

Многие работники жили прямо на территории мануфактур, покидали их только по воскресеньям и праздничным дням. Другие арендовали койки, коморки в самых бедных кварталах. Впрочем, там они проводили совсем мало времени, ведь даже на сон у рабочих оставалось меньше 5-6 часов.

Помимо мужчин на мануфактурах активно использовался труд женщин и детей, причем специальных условий труда им не создавали. Женский и детский труд оплачивался в разы меньше, чем мужской, поэтому многие собственники мануфактур нанимали преимущественно женщин и детей.

Несмотря на тяжелое положение рабочих они всеми силами держались за свое рабочее место. Ведь если рабочего выгоняли, чаще всего он становился нищим, бесправным бродягой. Законы против нищих в эпоху Нового времени были суровыми: бродяг могли клеймить, подвергать порке, отправлять на галеры.

Торговля

В Московскую торговую сотню опять стали призывать лучших торговых людей по городам Русского государства. В 1653 году был введен первый в России Торговый устав, по которому было отменено множество мелких пошлин: подужнос, мыты, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и т. д., взамен же взималась единая рублевая пошлина. Более высокой пошлиной, чем русские, облагались иностранцы (кроме Архангельска). Новоторговый устав 1667 года еще более стеснил иностранцев. По этому закону для наблюдения за торговлей создавался Приказ большого прихода, который наблюдал также и за тем, чтобы не превышали налоги, взимаемые с торговцев. При этом преследовалась цель — пополнить казну, не разоряя до конца плательщиков налогов. Но, в первую очередь, опять же, казна не забывала себя. Например, собирала дань серебряными монетами, а платила выпущенными «медными», что привело к сильной инфляции и бунту.

В середине XVII века происходит знаменательное событие: в Москве торговое купеческое сословие выделяется в особенную группу городских или посадских людей. Те, в свою очередь, разделились на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям, их в XVII веке было более 30 человек. Самые крупные предприниматели с тортовым оборотом не менее 20 тысяч рублей в год (огромная по тем временам сумма) получали это звание. Все они были приближены к царю и свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, имели права покупать в свои владения вотчины.

Члены гостинной и суконной сотни (в XVII веке их насчитывалось 400) также пользовались большими привилегиями, занимая видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод — преимущественно ремесленники, то есть непрофессиональные торговцы. Надо сказать, они составляли сильную конкуренцию купцам, так как, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. Именно они, как покажет дальнейшее описание деятельности предпринимателей, рекрутировали из своей среды наиболее значимых торговцев и промышленников.

Купцы самоорганизовывались, увеличивая свою сплоченность и расширяя свои навыки и опыт в области самоуправления. И, хотя организация сотен носила несколько запутанный характер, а некоторые их правила задерживали прогресс, в целом они проделали большую работу по развитию страны, прежде чем эти правила пришлось поменять. Помимо своего коммерческого предприятия, эти люди при своей энергичности приучались интересоваться многими вещами. Они гордились большими затратами на общественные цели и в равной мере были горды тщательным и экономичным расходованием общественных ресурсов, участием в составлении общественных бюджетов и справедливой системе налогообложения, основанной на разумных деловых принципах. Они прокладывали путь к современной промышленной цивилизации. Если бы они двигались в своем направлении без помех, сохранив свою первую, главную цель — любовь к свободе и социальному равенству, они, вероятно, уже давно разработали бы решения многих социальных и экономических проблем, с которыми мы до сих пор сталкиваемся. Но после того, как они в течение длительного времени испытывали на себе воздействие массовых волнений и войн, придя к власти, часто правили при этом жестоко и деспотично. Этим они мстили за причиненное им зло. Но плоды их положительной деятельности остаются, и они являются источником многого из того, что есть лучшего в социальных и экономических традициях страны.

Большей частью в Смуте участвовала татарская знать

— Булат Раимович, есть данные, что в ополчении 1612 года участвовали отряды татарских мурз. А в 1613 году был издан царский указ о верстании татар на военную службу. Можно ли говорить, что в событиях тех лет в основном участвовали татарские дворяне, а не простой люд?

— Конечно, большей частью в тех событиях участвовала татарская знать. Как и вообще в любых политических процессах большей частью участвует небольшое количество людей, которые и определяют политику на данный момент.

Массы — они только пассивно поддерживает ту или иную сторону. Обычно массы поддерживают, кстати, тех, кто более энергично идет вперед.

— Тогда возникает вопрос: зачем татарской знати нужно было участвовать в народном ополчении, учитывая, что не так много времени прошло после завоевания Казани? Чего татары добивались?

— Тут мы вступаем на скользкую почву домыслов, как это часто бывает в истории. Могу только спекулировать, как говорят англичане в таких случаях «speculate» — британцы правильно понимают, что любые рассуждения — это в целом спекуляция.

Может быть, они просто поддались общему импульсу, что нужно защищать родину. Хотя, опять же, непонятно, что они понимали под этим словом и почему решили «освобождать землю от иноземцев», при том что татары сами стали гражданами русского государства не так давно на тот момент, когда, условно, прошло лет 60 после взятия Казани.

Мне кажется, тут не стоит исключать фактор того, что в такие времена, как Смута, или время 1905-го или 1917 годов, в обществе был полный хаос! К чему мы тоже, в принципе, может, приближаемся…

— Не дай бог.

— Да! Но тогда точно был хаос, и люди большей частью были просто дезориентированы тотально. Это, кстати, коррелирует с современными временами: посмотрите современное российское телевидение, и вы увидите, какой раздрай у людей в голове! Я иногда читаю хорошие статьи про 1917 год или про предшествующий период и понимаю, что тогда подобный раздрай был в разы больше. Период Смуты — это тоже самое. В головах людей тогда была полная дезориентация, люди не знали, за что зацепиться, что хорошо или что плохо, и как реагировать, соответственно, на эту бесконечно меняющуюся внешнюю ситуацию. Тут реально не догадаешься верно никогда, что именно подвигло татар на участие в тех событиях.

Навигация

Год:

2005 г.

Учет мещан

Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения
о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания,
профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были
обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.

Такая книга являлась
свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому
сословию.

Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:

  • РС о мещанах за 1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дела 1777, 1778, 1778а.
  • о мещанах за 1850-1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дело 1759).
  • причисленных в мещане за 1858 (Источник ГАСО фонд8, опись1, дело1779).

В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)

В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.

Ейский мещанин Филипп Авксентиев Плениченко и Мещанская дочь девица Феодора Яковлева Квасова, брак 1865 год

Промышленная революция

Важный результат, к которому привело зарождение капитализма в России, заключался в охватившем страну промышленном перевороте. Его подпитывало постепенное расслоение крестьянской общины. Развивалось ремесленное производство и кустарные производства.

Для феодализма характерной формой промышленности было ремесло. Став в новых экономических и социальных условиях массовым, оно превратилось в кустарный промысел. Вместе с тем появлялись торговые посредники, которые связывали потребителей товара и производителей. Эти скупщики эксплуатировали кустарей и жили за счет торговой прибыли. Именно они постепенно образовали прослойку промышленных предпринимателей.

В 1860-х гг., когда Россия вступила на путь капиталистического развития, началась первая стадия капиталистических отношений – кооперация. Вместе с тем стартовал процесс трудного перехода к наемному труду в отраслях крупной промышленности, где до того на протяжении долгого времени применялся только дешевый и бесправный крепостной труд. Модернизация производства осложнялась незаинтересованностью собственников. Промышленники платили рабочим малую зарплату. Плохие условия труда заметно радикализировали пролетариат.

Все комментарии (2)

Предпринимательство в России в XVI-XVII веках

  Министерство Общего и Профессионального Образования РФ

Южно-Уральский Государственный Университет

Факультет Экономики и Права

Реферат

По предмету «История экономики»

На Тему «Предпринимательство в России в 16 – 17 вв. Основные направления»

Выполнил: студент Лобанов С.В.,

группа Э-1017

Проверил: _______________

Челябинск

2008

Введение

Развитие предпринимательства в 16 веке        

Предпринимательство в России в XVI-XVII веках

 
Министерство Общего и Профессионального Образования РФ

Южно-Уральский
Государственный Университет

Факультет
Экономики и Права

Реферат

По
предмету «История экономики»

На Тему
«Предпринимательство в России в 16 – 17 вв. Основные направления»

Выполнил: студент Лобанов С.В.,

группа Э-1017

Проверил: _______________

Челябинск

2008

Введение

Развитие предпринимательства в 16
веке        

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий