Сарматы

Исторические источники о сарматах. Места расселения сарматских племен

Населяли западные регионы Казахстана в VIII в. до н.э. — V в. н.э.

Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э.

Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в III-II вв. до н. э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье.

На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги).

На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.

Памятники расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урал), Илека, Эмбы. В местности Сарыкамыс до поселка Кульсары встречаются глиняные насыпи.

В основном курганы сооружены из песка, камня и смешанной почвы.

Во II в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья.

О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.

Эти племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Установили связь с Боспорским царством. Совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.

По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.

По словам древнегреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню».

Женщины были равны в правах с мужчинами.

Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам.

По предварительным подсчетам ученых, общая численность сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане составляла:

  • В III — II вв. до н. э. — 20 тысяч человек;
  • Во II -1 вв. до н. э. -10 тысяч человек;
  • В I в. до н.э. -1 в. н. э. — 5-7 тысяч человек.

Резкое уменьшение численности сарматов в I в. до н.э. — I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата.

Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов.

Союз даев состоял из нескольких родов и племен.

В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании, основал здесь династию Аршакидов.

По некоторым современным гипотезам древние даи являются предками адаев — одного из племен Младшего Жуза.

Это предположение небезосновательно:

  1. Названия дай и адай созвучны;
  2. Оба племени исконно обитали на полуострове Мангистау;
  3. Даи, как и сако-массагеты, участвовали в этногенезе казахского народа.

В облике сарматов было больше признаков европейских племен.

Быт сарматов

В жизни и быту сарматов подсобное значение имела охота.

Широкое распространение получила верховая охота.

На охоте пользовались луком (обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева) и использовали специально обученных собак.

Посуда делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими.

Сарматы широко использовали кожаную посуду — торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.

 О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана.

 Стеклянные предметы, сарматы получали из восточных стран.

 Было широко развито ювелирное искусство.

Ценить то, что есть

Вы никогда до конца не поймёте, насколько для вас важна ваша работа, пока не потеряете её. На моей работе очень часто сокращают сотрудников. И каждый раз, когда я узнаю, что я не попал под сокращение, я вздыхаю с облегчением: всё в порядке, я смогу обеспечить свою семью.

Кроме того, моя работа — это 40 часов в неделю. Всё остальное время — лично моё, я могу провести его как хочу и с кем хочу. Для меня этого более чем достаточно, чтобы наслаждаться жизнью или заняться ещё чем-нибудь, помимо работы.

Авары

В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.

В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

Этимология


Карта Римской империи при Адриане (117-138 правили нашей эры), показывающий расположение сарматов в украинском степном регионе

Сарматы, вероятно, возникли как одно из нескольких племенных имён сарматов, но оно стало использоваться в греко-римской этнографии как экзоним для всей группы. Страбон в названиях 1 — го века в качестве основных племен сарматов языгов , то Роксоланы , то Aorsi и сираков .

Греческое имя Сарматай иногда появляется как «Сауроматай», что почти наверняка не более чем вариант того же имени. Тем не менее историки часто считали их двумя отдельными народами, в то время как археологи обычно используют термин «савроматы» для обозначения самой ранней фазы сарматской культуры. Любая идея о том, что название происходит от слова ящерица ( sauros ), связанного с использованием сарматами чешуйчатых доспехов рептилий и знамен драконов, почти наверняка необоснованна.

Английский ученый Гарольд Уолтер Бейли (1899-1996) вывел базовое слово из Avestan Серджента (двигаться внезапно) от tsar- в Старом иранца ( tsarati, tsaru- , охотник), который также дал свое название на западном Avestan области Sairima ( * Сале , — * Sa я RMI ), а также подключил его к веку нашей эре персидского эпос 10-11 Шахнаме ‘ характер s „ Зальм “.

Олег Трубачёв получил название от индоарийского * sar-ma (n) t (женский род — богатый женщинами, управляемый женщинами), индоарийского и индоиранского слова * sar- (женщина) и индоиранского суффикс прилагательного -ma (n) t / wa (n) t . Этим выводом был отмечен необычно высокий статус женщин ( матриархат ) с греческой точки зрения и пошел к изобретению амазонок ( отсюда греческое название сарматов как Sarmatai Gynaikokratoumenoi , которым управляют женщины).

Хозяйство сарматов

 Основной вид хозяйственной деятельности сарматов — кочевое скотоводство.

 В основном выращивали овец и лошадей.

  У сарматов имелись два вида лошадей: невысокие и крепкие, приспособленные к круглогодичному содержанию и крупные скакуны для дальних походов.

 Сарматы разводили также верблюдов и быков.

 В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Урала, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие.  Таким образом, полный перечень занятий сарматов — кочевое скотоводство, земледелие и охота

 Таким образом, полный перечень занятий сарматов — кочевое скотоводство, земледелие и охота.

Замершая беременность. Видео

Как выставить вещь на продажу?

Сделать это можно двумя способами – из своего инвентаря или прямо на Торговой площадке.

Способ 1: запустите клиент, кликните по отображаемому имени профиля и выберите в меню «Инвентарь».

Выберите предмет, который хотите выставить на продажу и нажмите кнопку «Продать», расположенную под его описанием.

В появившемся окне нужно указать цену, которую вы хотите назначить, поставить галочку возле строки «Я принимаю условия Соглашения…» и нажать на кнопку «Да, выставить …».

Примечание: вы можете указать цену в любом из двух полей («Вы получите» и «Покупатель заплатит»), второе поле заполнится автоматически с учетом комиссии Steam.

В следующем окне необходимо подтвердить действие, нажав «OK».

Примечание: если в этом окне вы видите предупреждение об удержании лота на несколько дней, значит для вашего аккаунта действует ограничение на продажу. Вы можете выставить предмет на Торговую площадку, но он станет виден для других пользователей только через указанное количество времени. Чтобы убрать это ограничение включите мобильный аутентификатор Steam Guard.

Способ 2: запустите программу, нажмите «Сообщество» и выберите «Торговая площадка».

Нажмите «Продать предмет».

Появится окно с вашим инвентарем. Выберите нужный предмет и нажмите «Продать» под его описанием.

Примечание: в этом окне отображаются только те предметы, которые можно продать, остальные скрыты.

Дальнейшие действия аналогичны тем, что прописаны в первом способе.

Язык

Приблизительное распространение восточно-иранских языков в I веке до нашей эры показано оранжевым цветом.

Сарматы говорили на иранском языке , происходящем от «древнеиранского», который был неоднородным. К I веку до н.э. иранские племена на территории современной Южной Руси говорили на разных языках или диалектах, четко различимых. Согласно группе иранологов, писавших в 1968 году, многочисленные иранские личные имена в греческих надписях с побережья Черного моря указывают на то, что сарматы говорили на северо-восточном иранском диалекте, являющемся предком алано- осетинского языка . Однако Харматта (1970) утверждал, что «язык сарматов или язык аланов в целом нельзя рассматривать просто как древнеосетинский».

Свидетельства о сарматах

Больше всего письменных сведений о сарматах сохранилось в четвертой книге «Истории», написанной древним греком Геродотом. В ней он описал страну Скифию, расположенную к северу от Черного моря, где у эллинов располагались самые далекие колонии, в том числе Ольвия. Геродот, объясняя, кто такие сарматы, использовал термин «савроматы». В «Истории» сказано, что они жили за Танаисом (то есть за Доном) на берегах Азовского моря.

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов – конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и боевые топоры. Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей сыромятной кожи и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

Археология

Сармато-парфянское золотое ожерелье и амулет, II век нашей эры. Находится в Художественном фонде им. Тамойкина.

В 1947 году советский археолог Борис Граков определил культуру, процветавшую с VI века до н.э. по IV век нашей эры, которая проявляется в могилах поздних курганов (погребенных в земляных насыпях), иногда повторно используя часть гораздо более старых курганов. Это была кочевая степная культура, простирающаяся от Черного моря на восток до Волги , и особенно ярко она проявляется на двух основных стоянках — Кардаелова и Черная в Зауральской степи. Четыре фазы — отличаются серьезным строительством, погребальными обычаями , инвентарем и географическим распространением — это:

  1. Савроматы, VI – V вв. До н.э.
  2. Ранние сарматы, IV – II вв. До н.э., также называемые прохоровской культурой.
  3. Средний сармат, конец 2 века до нашей эры — конец 2 века нашей эры
  4. Поздний сармат: конец 2 века нашей эры — 4 век нашей эры

Хотя «сарматский» и «савроматский» являются синонимами этнонимов, они имеют разные значения чисто условно как технические археологические термины. Термин «Прохоровка культура» происходит от комплекса курганов в Prokhorovski района , Оренбургской области , раскопки С.И. Руденко в 1916 году.

В Венгрии , большой глиняная посуда центр позднесарматская , как сообщается , раскопал в период между 2001 и 2006 годами вблизи Будапешта , в Üllő5 археологических раскопках. Типичная серая зернистая керамика Üllő5 составляет отдельную группу сарматской керамики, которая встречается повсюду в северо-центральной части региона Великой Венгерской равнины , что свидетельствует об активной торговой деятельности. Статья 1998 года об исследовании стеклянных бус, найденных в сарматских могилах, предполагает наличие широких культурных и торговых связей.

Археологические данные свидетельствуют о том, что скифо-сарматские культуры, возможно, породили греческие легенды об амазонках . Могилы вооруженных женщин были обнаружены на юге Украины и России. Дэвид Энтони отмечает: «Около 20% скифо-сарматских могил воинов» на нижнем Доне и в низовьях Волги содержали женщин, одетых для битвы, как если бы они были мужчинами, — феномен, который, вероятно, вдохновил греческие сказки об амазонках ».

Сарматы

Сарматы (савроматы) мигрировали на Урал, как считают ученые, из земель современной Монголии. Они соседствовали со скифами, то находясь в дружественных отношениях, то непримиримо враждуя. Многие этнографы называют эти племена родственными по происхождению. Античный историк Геродот даже полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с представительницами воинственного племени амазонок.

Между 280-260 годами до нашей эры сарматы вторглись на Урал из донских степей, но полностью поработить местное население не сумели. Длительное соседство привело к тому, что сарматы переняли от скифов многие обычаи и традиции.

В 2007 году недалеко от поселка Кичигино Челябинской области археологи обнаружили удивительные золотые украшения, созданные сарматами. В захоронении знатной женщины оказались: диадема, различные браслеты и бусы, а также бронзовый сосуд. Несмотря на принадлежность к культуре сарматов, эти изделия древних мастеров по технологии изготовления похожи на знаменитое скифское золото.

Древние арии

В 1987 году на территории Челябинской области участники Урало-Казахстанской археологической экспедиции обнаружили укрепленное поселение, построенное в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры. Данный исторический памятник называется Аркаим. По мнению ученых, когда-то это был город древних ариев, которые впоследствии мигрировали с земель Южного Урала на территории современных Ирана и Индии.

Археологи обнаружили несколько памятников аркаимского типа в Челябинской области, на юго-востоке Башкортостана, в Оренбуржье и на севере Казахстана. Все эти поселения были построены около 4 тысяч лет назад, в бронзовом веке. Их относят к так называемой культуре Синташты, возникшей в ходе индоевропейской миграции ариев.

Аркаим был хорошо укрепленным городом-крепостью, его защищали сразу две круговые стены. Жители древнего поселения, по данным антропологов, принадлежали к европеоидной расе. Они занимались земледелием и животноводством. В городе работали гончарные мастерские, местные мастера изготавливали различные изделия из металлов.

Генетика

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications в марте 2017 года, было изучено несколько сарматов, захороненных в Покровке, Россия (к юго-западу от Уральских гор ) между V веком до нашей эры и II веком до нашей эры. Выделенный образец Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1b1a2a2 . Это была доминирующая линия среди мужчин ранней ямной культуры . Одиннадцать извлеченных образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппам , M , , T , F1b , N1a1a1a1a , T2 , , , T1a и . Установлено, что исследованные сарматы имеют близкое родство с народами более ранней ямной культуры и полтавской культуры .

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки двенадцати сарматов, захороненных между 400 г. до н.э. и 400 г. н.э. Пять извлеченных образцов Y-ДНК принадлежали к гаплогруппам R1a1 , I2b , R (два образца) и R1 . Одиннадцать образцов мтДНК экстрагированный принадлежали C4a1a , (два образца), C4b1 , , A , (два образца), , Н28 и .

В генетическом исследовании, опубликованном в Science Advances в октябре 2018 года, были изучены останки пяти сарматов, захороненных между 55 и 320 годами нашей эры. Три извлеченных образца Y-ДНК принадлежали к гаплогруппам R1a1a и R1b1a2a2 (два образца), тогда как пять извлеченных образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппе , T1a1 , (два образца) и .

В генетическом исследовании, опубликованном в Current Biology в июле 2019 года, были изучены останки девяти сарматов. Пять извлеченных образцов Y-ДНК принадлежали к гаплогруппе Q1c-L332 , R1a1e-CTS1123 , R1a-Z645 (два образца) и E2b1-PF6746 , тогда как девять извлеченных образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппе W , W3a , T1a1 , , , T1a1d , C1e , , и .

В исследовании, проведенном в 2014 году Геннадием Афанасьевым, Дмитрием Коробовым и Ириной Решетовой из Института археологии РАН, ДНК была извлечена из костных фрагментов, найденных в 7 из 10 аланских захоронений на реке Дон. Оказалось, что четыре из них принадлежат к гаплогруппе G2 яДНК, а шесть — к гаплогруппе I мтДНК.

В 2015 году Институт археологии Москвы провел исследования различных курганных захоронений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этих анализах два аланских образца с 4 по 6 век нашей эры оказались принадлежащими гаплогруппам яДНК G2a-P15 и R1a-z94, в то время как два из трех сарматских образцов со 2 по 3 век нашей эры принадлежали к яДНК. гаплогруппа J1-M267, а одна принадлежала к R1a. Оказалось, что три образца салтово-маяки с VIII по IX век нашей эры имеют яДНК, соответствующую гаплогруппам G, J2a-M410 и R1a-z94.

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки – осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской археологической культуры железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в вассальной зависимости от Хазарского каганата. По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.

Языги

Самыми западными сарматскими племенами были языги. Они жили в низовьях Днепра, куда им пришлось переселиться из восточного Причерноморья после появления там роксоланов. Другими соседями языгов являлись различные племена гетов, в том числе днестровские тирагеты. Также они граничили с латенской культурой бастарнов. Некоторая часть языгов в ходе своего переселения добралась до дельты Дуная. Там сарматы вступили в союз с Понтом, которым тогда правил легендарный Митридат Евпатр, и начали воевать против Рима. В ответ на это легионы в 78-76 гг. до н. э. устроили серию карательных походов в земли к северу от Дуная, где жили кочевники.

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

Археологические памятники сарматов

 Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане.

 Памятники сарматов расположены по берегам рек Жайык, Илек, Эмба.

 Особенности памятников савроматов Западного Казахстана:

  1.  внутреннее устройство курганов в большинстве случаев состоит из деревянных бревен;
  2.  могилы имеют различные формы (прямоугольные, круглые, овальные…).

Могильник Бесоба

 Обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением двух женщин-жриц:

 В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад.

 Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.

Могильник Сынтас

Хорошо исследован могильник Сынтас:

  • В кургане захоронены три савроматских воина;
  • Были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и т.д;
  • Найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

Памятник Аралтобе

При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана:

Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области.

Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана.

В Аралтобе были найдены: Золотые бляшки.

Украшавшие доспехи вождя, фрагменты посоха (асатаяка).

А также здесь найдены останки двух принесенных в жертву коней и беркута и глиняные кувшины.

Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э.

Археологические памятники Устюрта

Археологические памятники Устюрта — Байте, Терен.

При раскопках этих памятников были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы.

Здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники.

По кругу были поставлены каменные столбы с антропоморфными изображениями (идолами).

Их число достигло 30-40.

В молитвенных местах встречается остатки пепелищ, что указывает на поклонение даев-массагетов огню и солнцу.

В местностях Дыкылтас и Устюрт в Западном Казахстане обнаружены погребения Байте, Карамонке и Терен, относящиеся к эпохе железа.

Найденные святилища относятся к IV-II вв. д. н. э.

Святилище — место отправления культов в первобытной религии — пещера, огороженный участок, постройка и т. д.

 Даи-массагеты поклонялись огню и солнцу, доказательством этому являются остатки пепелищ найденных в молитвенных местах.

Сарматы на Кубани

Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.

Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами…».
В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии — греческих колоний.
У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем».
Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного — они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем».
В IV в. до н. э. — I в. н. э. прикубанские степи населяло одно из сарматских племён — сираки. Они переселились сюда из Поволжья. Занимаясь кочевым скотоводством и земледелием, они были хорошими воинами и подчинили своей власти местные меотские племена.
В источниках того времени упоминаются «цари» сираков. Однако их власть не была наследственной. Сираки выбирали своих «царей» (военных вождей).
Через владения сираков проходил Великий шёлковый путь, что способствовало развитию торговли. Торговали с Боспорским царством, малоазийскими государствами, Римом и с соседними племенами Северного Кавказа. Много сиракских археологических памятников обнаружено на правом берегу реки Кубани у станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской и др. Изучением археологических памятников, относящихся к племени сираков, активно занимается кубанский археолог И. И. Марченко.
Античные историки и географы о народах Прикубанья

Кавказ и народы, населяющие земли Предкавказья и Прикубанья, издавна привлекали внимание древнегреческих и римских авторов — историков и географов, поэтов и философов. Их сочинения являются основой знаний по древней истории Кубани

Однако к свидетельствам древних авторов надо относиться критически. Они изобилуют пересказами мифов; расположение географических пунктов и племён в античных сочинениях порой носит спорный характер. К тому же одни авторы писали на основе собственных наблюдений, а другие — с чьих-то слов. Иногда авторы соединяли в своих произведениях разновременные источники. К наиболее известным античным авторам, писавшим о Предкавказье и Прикубанье, относятся Геродот, Гиппократ, Аристотель, Страбон и другие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий