Рассказ «пропала совесть»

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Анализ произведения

Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:

Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки»

В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
По жанру это социально-сатиристическая сказка.
Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.. Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание

Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной

Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной

Предыдущая
Краткое содержание«Обида» — анализ рассказа Василия Шукшина
Следующая
Краткое содержание«Ермолай и мельничиха» — краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Исчезновение совести

Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Вам будет интересно:»Сады Луны» (Gardens of the Moon) Стивена Эриксона: краткое содержание, главные герои

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Анализ произведения

Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:

Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки»

В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
По жанру это социально-сатиристическая сказка.
Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.. Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание

Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной

Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой

А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

    В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте

Характеристика и образ Анны Одинцовой в романе Отцы и дети сочинение

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

Сочинение Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке

еловек очень чувственное создание. Одной из ее постоянных нужд является выражение своих эмоций. Конечно, есть разные люди. У каждого свой характер, своя натура.

Совесть – это то, что очищает человека и облагораживает его, побуждает задумываться о поступках, которые он совершает.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина пропадает совесть. Однажды её находит пьяница («пропоец»), и к нему тут же приходит осознание действительности: он вспоминает всё, что когда-либо с ним происходило, и винит себя, что не прожил свою жизнь иначе («жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением», «процесс самоосуждения, которому он подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд»).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Пропоец спешит избавиться от своей находки и отдаёт её Прохорычу, владельцу питейного дома («кабака»). Проснувшаяся совесть шепчет ему: «А ведь куда скверно спаивать бедный народ». Прохорыч сквозь слёзы начинает доказывать людям, что «в вине заключается источник несчастья для каждого человека». Поняв, что он своими руками «спаивает бедный народ», решает, что ему ничего не остаётся, кроме как самому помереть или разорить предприятие.

Арина Ивановна, жена кабатчика, сунула совесть в карман пальто Ловца, «порядочного лихоимца» (ростовщика, берущего большие проценты). Под её влиянием Ловец не смог ничего взять с мужиков, хотя обычно он делает это свободно и без стеснения. Сняв дома пальто, Ловец становится прежним, однако когда он надевает его снова, в нём вновь играет совесть. Тогда раздаёт на базаре все деньги, что у него были, и даже решает накормить мужиков. Поняв, что он натворил, гонит всех со двора, а сам укладывается женою в постель.

Ловчиха отправляет совесть по почте Самуилу Давыдычу Бржоцскому.

Самуил Давыдыч, поражённый силой совести, жертвует на благотворительность сотенную ассигнацию, запрятав в тот конверт и свою мученицу. Конечно, вернуть долги совесть его так и не заставила: этот с виду тщедушный выдерживает «самые лютые истязания».

Так бедная, изгнанная совесть пребывала у многих тысяч людей, шатаясь по белому свету, но никто не хотел «приютить», а желал «отделаться от неё, сбыть».

Вскоре случается так, что совесть попадает к «мещанишке» и просит его схоронить её в сердце «маленького чистого русского дитя». Мещанишка так и поступает, поэтому совесть в том мальчике начинает расти, как и он сам. Станет человек большой – станет и в нём совесть большая. «Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Обновлено: 2018-05-09

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Спасибо за внимание.

Примеры совести из жизни человека

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно. Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т

д

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма Мальчик в полосатой пижаме, где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Пропала совесть (Салтыков-Щедрин)

Пропала совесть, а люди жили по-прежнему. Некоторые даже почувствовали себя свободнее, удобнее стало льстить, обманывать, клеветать и подставлять подножки ближним. Ничего не огорчало людей и не заставляло их задуматься.

Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

Самые умные поняли, что избавились от последнего ига, и поспешили этим воспользоваться.

А совесть, оплёванная и истоптанная, лежала на дороге, и каждый отшвыривал её ногой как грязную, ненужную тряпку. Продолжалось это, пока «негодную тряпицу» не подобрал несчастный пропойца, понадеявшийся получить за неё шкалик.

Вдруг голова пропойцы освободилась от винных паров, к нему вернулась память, проснулся страх. Прошлое показалось ему «сплошным безобразным преступлением». На его руках и прежде были цепи, но проснувшаяся совесть вдвое утяжелила их. Толпа смотрела на плачущего пропойцу и издевалась над ним, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести».

От совести надо было поскорее избавиться, и пропойца оставил её в питейном доме, где торговал его знакомый Прохорыч. Совесть немедленно шепнула ему, что народ спаивать нехорошо, да ещё и с липовым патентом. Понял Прохорыч, что теперь ему осталось только разориться, но его жена думала по-другому. Рано утром она выкрала у мужа совесть и сунула её в карман пальто квартального надзирателя.

Квартальный надзиратель Ловец шёл мимо питейного дома на рынок, чтобы собрать с торговцев мзду.

Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. Словом сказать, был лихоимец порядочный.

Обретя совесть, Ловец вдруг понял, что товары на рынке принадлежат вовсе не ему, и запускать лапу в чужое имущество нехорошо. Мужики увидели, что Ловец очумел, и начали над ним издеваться. К жене он вернулся без добычи, пальто снял и тут же стал прежним – совесть-то в кармане осталась.

Решил Ловец вернуться на рынок, надел пальто, вышел на улицу и тут же почувствовал давление совести. Ему показалось, что даже деньги у него в кошельке не его, и Ловец раздал их народу, а домой толпу нищих привёл и велел жене накормить их.

Жена увидела, что с мужем что-то неладное происходит, уложила его спать, а сама пошарила в карманах его пальто и нашла совесть. Стала она думать, кому бы совесть сбыть, чтобы она человека не отяготила, «а только маленько в беспокойство привела», и решила, что лучше всего для этого подходит бывший откупщик, нынешний финансист и железнодорожный изобретатель, еврей Самуил Давыдыч Бржоцский.

Тщедушный Самуил Давыдыч геройски выдержал все пытки совести, но не возвратил ни копейки из украденных им денег. Совесть он пожертвовал «в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала», приложив к ней сторублёвую ассигнацию.

Долго передавали бедную совесть из рук в руки и думали только о том, как от неё быстрее отделаться. Наконец, совести и самой надоело скитаться.

— За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

Попросила она своего последнего владельца, нищего мещанина, найти русское дитя и спрятать её в его чистом сердце. Может, хоть младенец совесть приютит и в люди выведет. Мещанин так и сделал.

Ребёнок вырастет вместе с живущей в нём совестью, сам станет большим и совесть вырастет. Станет совесть распоряжаться всем сама, и несправедливость, коварство и насилие исчезнут.

Популярные сегодня пересказы

  • Василий Шибанов — краткое содержание произведения Толстого А. К. Князь Андрей Курбский сильно разгневал царя Иоанна и вынужден ночью тайно бежать из собственного дома, дабы уклониться от наказания и сохранить жизнь. Он намеревается найти защиту у литовцев. Сопровождает его стремянной Васька Шибанов.
  • Михайловские рощи — краткое содержание рассказа Паустовского Автор любит бывать в Пушкинском заповеднике. Впервые оказавшись там, он нашел в траве табличку, когда-то подписанную самим гением. Теперь такие знаки-вехи со строфами из стихотворений поэта раскиданы по всей территории Михайловского
  • Индиана — краткое содержание книги Санд С первых страниц произведения перед нами предстает гостиная замка Де-ла-Бри, где сидят и мирно беседуют хозяин дома, его юная супруга Индиана и Ральф Браун, приходящийся женщине родственником.
  • Собака — краткое содержание рассказа Тургенева Данный произведение повествует о мистике. Рассказ имеет цель, автор хочет заставить читателя задуматься о сверхъестественных и необычных происшествиях, которые время от времени происходят с каждым

Пропала совесть (Салтыков-Щедрин)

Пропала совесть, а люди жили по-прежнему. Некоторые даже почувствовали себя свободнее, удобнее стало льстить, обманывать, клеветать и подставлять подножки ближним. Ничего не огорчало людей и не заставляло их задуматься.

Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

Самые умные поняли, что избавились от последнего ига, и поспешили этим воспользоваться.

А совесть, оплёванная и истоптанная, лежала на дороге, и каждый отшвыривал её ногой как грязную, ненужную тряпку. Продолжалось это, пока «негодную тряпицу» не подобрал несчастный пропойца, понадеявшийся получить за неё шкалик.

Вдруг голова пропойцы освободилась от винных паров, к нему вернулась память, проснулся страх. Прошлое показалось ему «сплошным безобразным преступлением». На его руках и прежде были цепи, но проснувшаяся совесть вдвое утяжелила их. Толпа смотрела на плачущего пропойцу и издевалась над ним, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести».

От совести надо было поскорее избавиться, и пропойца оставил её в питейном доме, где торговал его знакомый Прохорыч. Совесть немедленно шепнула ему, что народ спаивать нехорошо, да ещё и с липовым патентом. Понял Прохорыч, что теперь ему осталось только разориться, но его жена думала по-другому. Рано утром она выкрала у мужа совесть и сунула её в карман пальто квартального надзирателя.

Квартальный надзиратель Ловец шёл мимо питейного дома на рынок, чтобы собрать с торговцев мзду.

Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. Словом сказать, был лихоимец порядочный.

Обретя совесть, Ловец вдруг понял, что товары на рынке принадлежат вовсе не ему, и запускать лапу в чужое имущество нехорошо. Мужики увидели, что Ловец очумел, и начали над ним издеваться. К жене он вернулся без добычи, пальто снял и тут же стал прежним – совесть-то в кармане осталась.

Решил Ловец вернуться на рынок, надел пальто, вышел на улицу и тут же почувствовал давление совести. Ему показалось, что даже деньги у него в кошельке не его, и Ловец раздал их народу, а домой толпу нищих привёл и велел жене накормить их.

Жена увидела, что с мужем что-то неладное происходит, уложила его спать, а сама пошарила в карманах его пальто и нашла совесть. Стала она думать, кому бы совесть сбыть, чтобы она человека не отяготила, «а только маленько в беспокойство привела», и решила, что лучше всего для этого подходит бывший откупщик, нынешний финансист и железнодорожный изобретатель, еврей Самуил Давыдыч Бржоцский.

Тщедушный Самуил Давыдыч геройски выдержал все пытки совести, но не возвратил ни копейки из украденных им денег. Совесть он пожертвовал «в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала», приложив к ней сторублёвую ассигнацию.

Долго передавали бедную совесть из рук в руки и думали только о том, как от неё быстрее отделаться. Наконец, совести и самой надоело скитаться.

— За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

Попросила она своего последнего владельца, нищего мещанина, найти русское дитя и спрятать её в его чистом сердце. Может, хоть младенец совесть приютит и в люди выведет. Мещанин так и сделал.

Ребёнок вырастет вместе с живущей в нём совестью, сам станет большим и совесть вырастет. Станет совесть распоряжаться всем сама, и несправедливость, коварство и насилие исчезнут.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий