Краткое содержание тургенев рудин для читательского дневника

Живые мощи Тургенев краткое содержание.

Краткое содержание романа

Действие романа происходит в 1840-е годы. Светская дама, Дарья Михайловна Ласунская, каждый год летом приезжает в деревню с детьми. Ее имение считается первым во всей губернии. Дарья Михайловна старается поддерживать в своем доме развязную и простую обстановку, с легким оттенком презрения светской львицы к окружающим ее «мелким людишкам».

Спокойным летним утром читатель знакомится с молодой вдовой Александрой Павловной Липиной. Она помогает лечить крестьян в сельской больнице. Михайло Михайлович Лежнёв безответно влюблен в Александру Липину. В однообразной деревенской жизни единственным развлечением для образованной вдовы являются званные обеды и вечера у Дарьи Михайловны Ласунской. На этих встречах часто собираются интересные и просвещенные гости для обсуждения музыки, литературы и общественно-социальных проблем.

Однажды в доме Ласунской появляется некий Дмитрий Николаевич Рудин. Он покоряет слушателей своими дельными речами, остроумием, начитанностью и пылкостью натуры. В ходе светских разговоров Дмитрий сразу ставит на место нагловатого Африкана Пигасова, часто бывавшего у Ласунских. Также гость производит большое впечатление на семнадцатилетнюю дочь хозяйки, Наталью Алексеевну. Дарья Михайловна Ласунская, находясь под впечатлением от компетентности молодого человека в вопросах науки, образования и смысле жизни, предлагает Дмитрию Николаевичу погостить в её имении.

На следующее утро Дарья Михайловна приглашает Рудина в свой кабинет, где повествует ему о местном обществе. Она с уважением высказывается о Михайло Михайловиче Лежнёве. Оказалось, что Рудин был с ним знаком, когда они вместе учились в университете, но по окончании обучения их дороги разошлись. Через некоторое время лакей докладывает хозяйке о приезде Лежнева, который прибыл для решения межевого вопроса. Лежнев, при виде Рудина, очень холодно раскланялся с ним, давая всем понять, что не рад этой встрече.

За время, проведенное в имении Ласунских, Рудин стал излюбленным собеседником Дарьи Михайловны. Он часто общается и с дочерью хозяйки, Натальей Алексеевной – дает почитать ей редкие книги, декламирует вслух свои статьи. Воспитатель сыновей Ласунской, Басистов, смотрит и слушает Рудина с восхищением; наглец Пигасов, стал приезжать в имение к Ласунским намного реже.

Новость о том, что Дмитрий Рудин гостит в доме его соседки, Ласунской, стала неприятным известием для помещика Михайло Михайловича Лежнёва. В студенческие годы, когда они вместе учились в столице, Лежнёв был влюблен в одну девушку. Он рассказал о своих чувствах Рудину. Тот стал активно встревать в отношения пары, в результате разрушив счастье Лежнёва, и предстоящую свадьбу с его возлюбленной.

Общение между Натальей Алексеевной и Рудиным производит все большее впечатление на юную особу, она влюбляется в Дмитрия. Александра Липина призывает Михайло Лежнева поменять свое суждение о Рудине. В ответ на это она выслушивает еще более негативное мнение насчет Дмитрия Михайловича: он лицемерен, холоден, часто живет за чужой счет, его пламенная натура и речи – это только маска. А самое опасное, что он легко может погубить такую юную и наивную девушку, как Наталья Алексеевна. Ласунская-старшая не одобряет частые беседы Рудина со своей дочерью, но и не опасается их. Она полагает, что в деревне Наталья тяготеет к Рудину больше от скуки, чем от каких-то других чувств. Дарья Михайловна ошибается.

В один из погожих летних дней Дмитрий Рудин приглашает Наталью на свидание, где объясняется девушке в любви. В ответ он слышит: «Я буду вашей». Дарья Михайловна узнает об этом разговоре от Пандалевского. Она заявляет своей дочери, что предпочтет увидеть её мёртвой, чем супругой Дмитрия Николаевича. Рудин, встретившись с Натальей, говорит ей, что необходимо покориться воле матери и судьбе. Девушка считает его трусом и уходит. Влюблённая пара из-за нерешительности Рудина расстается.

Рудин, пишет записку Волынскому, а потом приступает к прощальному письму для Натальи. Рудин скромно прощается с Ласунской-старшей объясняя, что ему нужно уехать в свою деревню. Дарья Михайловна очень сухо с ним прощается. Дмитрий Николаевич поспешно готовится к отъезду, успев передать письмо Наталье. Наталья чувствует стыд за свою любовь.

Проходит два года, Наталья становится женой Волынцева. Александра Павловна Липина выходит замуж за Лежнёва, у них подрастает сын. Рудин скитается по свету. Он странствует из города в город, абсолютно равнодушный к тому, куда ехать.

Жанр и направление

Рудин — эпическое произведение Тургенева, жанр которого определить сложно. Проблема жанра тургеневского романа вообще и «Рудина» в частности рассматривается обычно, как переход от «старой манеры» (слова самого писателя) к новой, от повести к роману. Еще в начале XIX столетия появились романы Загоскина, Нарежного, Лажечникова, но в большой литературе в сущности не было произведения, которое так же неоспоримо могло быть причислено к жанру романа, как, допустим, «Анна Каренина». Поэтому сами писатели называли свои романы повестями и наоборот: точного понимания жанра не было, границы были размыты. Но сегодня принято считать, что «Рудин» — это роман, ведь для повести данное произведение слишком крупное. В этой книге писатель отражает социальную жизнь, исследует лишнего человека, открывает тип «тургеневской девушки».

Направление творчества Тургенева — реализм. Все события реальны, конфликт не выходит за рамки типичных обстоятельств, герои находятся в традиционных для себя условиях и отражают особенности своего сословия и положения.

Приезд Рудина

Наступил обед. Кроме Дарьи Михайловны и её детей, там присутствовали:

  • Липина с братом;
  • престарелая гувернантка;
  • Басистов;
  • Африкан Семёнович Пигасов.

Последний был вредным и неприятным стариком, который не любил ничего и никого на свете, а больше всего — женщин. Его поведение очень забавляло Ласунскую. Все ожидали, что приедет ещё один гость — барон из Санкт-Петербурга, но вместо него прибыл его друг, Дмитрий Николаевич Рудин. Он попросил прощения за своего товарища, неожиданно вызванного в столицу.

Гость понравился всем за столом. Он был одет скромно и в то же время элегантно. У него был ясный проницательный взгляд, выразительное лицо, острый ум. Рудину удалось в два счёта победить Пигасова в словесной дуэли, и наглый старик отправился восвояси.

По завершении обеда Ласунская предложила Дмитрию заночевать у неё. По дороге к себе Липина и Волынцев долго обсуждали Рудина, который сразу всем понравился. Наталья находится под впечатлением от гостя и долго не может заснуть. Басистов начинает писать своим друзьям письма, в которых говорит о хороших качествах нового знакомого.

На следующее утро Дарья у себя в кабинете начала рассказывать гостю о себе и своей биографии. Затем она перешла на соседей. Наиболее хорошо помещица отозвалась о Михаиле Михайловиче Лежневе. Вскоре он и сам пришёл, чтобы обсудить с Ласунской их земельный спор. Это был мужчина лет 30, с белёсыми усами и невыразительным широким лицом. Спор решается очень быстро, после чего Михаил уезжает домой, отказавшись от предложения вместе позавтракать. Стало известно, что Рудин и Лежнев дружили в университете, но потом их пути разошлись.

Первая реакция на роман Тургенева

Первые отзывы на тургеневский шедевр показали доброжелательный настрой публики. Современникам, коллегам писателя роман тоже понравился.

Отзыв Некрасова

Некрасов в корреспонденции с критиком Боткиным упоминает о прочтении «Рудина». Писатель рекомендует доработать роман, считая, что в результате получится «замечательная вещь».

Отзыв Чернышевского

Чернышевский вспоминает о «Рудине» в своей статье под названием «Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания». Этот памфлет вышел в 1856-м году. Литератор подчеркивал «сильно впечатление», которое произвел Тургенев со своим новым произведением.

Отзыв Анненкова

Тургеневский шедевр не прошел мимо Павла Анненкова. Литератор расценил этот текст как «полное торжество автора». Анненков подчеркивает, что роман – это своеобразный «погребальный венок» для всех тургеневских творений про абстрактные русские натуры, пассивные и меланхоличные. Критик отметил, что образ Рудина – это фигура «почти исторического персонажа».

Эпилог: характеристика и сюжет

Через четыре года после выхода повести, получив отзывы критиков, писатель решается на написание эпилога. Николай Добролюбов пишет нашумевшую статью под названием «Что такое обломовщина?». Критик упоминает в перечне персонажей и тургеневского героя. Во-первых, герой производит неоднозначное впечатление: Рудин – это образ дармоеда, бездельника, ненужного, «лишнего» человека. Во-вторых, у читателей Рудин вызывает интерес и симпатию, потому что юноша – носитель новых мыслей, идей. Добролюбов, однако, подчеркивает: Россия вступает в новый период своей истории, и здесь люди типа Рудина не нужны.

Спустя некоторое время «Современник» выпускает еще одну жесткую статью. Критики усмотрели в Рудине карикатурные черты Бакунина и самого Тургенева. Автором того отзыва выступил Чернышевский. Писателя, естественно, огорчили такие отзывы. Литератор даже собирался разорвать сотрудничество с журналом. Замечания критиков вынудили Ивана Сергеевича добавить к основному тексту эпилог. В финале романа герой гибнет. Смерть настигает Рудина на баррикадах в Париже. Этот эпизод подчеркнул самоотверженность юноши, умение вести за собой людей.

Эпилог

Лежнев и Рудин, герои романа Тургенева, встречаются случайно через несколько лет в городе, куда Михаил приехал по делам. Они вместе обедают, Лежнев рассказывает об общих знакомых: старик Пигасов женился; Пандалевский, при содействии Дарьи Михайловны, пристроился на высокую должность. Поседевший Рудин интересуется Натальей. Но Лежнев ничего не рассказывает о ней, просто говорит, что у нее все хорошо.

Рудин, в свою очередь, рассказывает о себе. За эти годы он брался за всякие дела, но нигде не имел успеха. Работал секретарем, занимался сельским хозяйством, был преподавателем в гимназии. Но ни дома, ни семьи так и не завел, — остался вечным скитальцем. Лежнев пишет вечером жене письмо, в котором рассказывает о Рудине, называя его «беднягой».

26 июня 1848 года в Париже, на одной из баррикад, когда перед наступающими войсками разбегаются последние защитники, Дмитрий Рудин поднимается во весь рост с красным знаменем в руках. Пуля поразила его в самое сердце.

Анализ образа Рудина

Таким образом, автор подает экспозицию романа. И только после двух глав описания других персонажей Тургенев показывает главного героя, особенным образом выделив его появление: входит швейцар и объявляет: «Дмитрий Николаевич Рудин». Тургенев сразу же дает портрет героя, причем психологический. Это второй психологический портрет в русской литературе, первый мы найдем в романе Лермонтова «Герой нашего времени», где тщательно описан Печорин. Вслед за чертами облика идет психологический комментарий, вывод из которого читатель должен сделать сам. Рудин высок ростом, широкоплеч, у него густая шевелюра, смуглый цвет лица, у него руки велики и красны, хотя прекрасные темно-синие глаза блестят каким-то жидким блеском, его одежда немного узка ему. Из этого можно сделать вывод, что облику Рудина не хватает гармоничности. Рудин сразу же начинает говорить, и говорит он прекрасно, вдохновенно (рис. 10).

Рис. 10. Рудин у Ласунских (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Далее Тургенев подробно рассказывает, какое впечатление произвели речи Рудина на окружающих. Дарья Михайловна в восторге и безумно рада появлению такой жар-птицы. Пандалевский недоволен, поскольку его место хочет занять другой. В восторге и Басистов, он не спит всю ночь, пишет другу вдохновенное письмо, он наконец-то понял, как следует жить. Не спит и Наталья, потому что влюблена. Но интересно то, что мы не видим, что именно говорит Рудин, и это не случайно. Тургенев не мог впрямую написать речь своего героя. Во-первых, еще существовала цензура, а во-вторых, ему и не нужно писать эти речи, достаточно несколько слов, брошенных вскользь. Конечно же, Рудин говорил о неких общих законах, которыми должна следовать жизнь, о прогрессах, об истории и проч. В облике Рудина есть еще одна важная для оценки героя черта: тонковатый голос. С одной стороны, эта черта показывает дисгармоничность облика Рудина. С другой стороны, Тургенев подарил герою черты собственного облика: рост Тургенева был 1 м 92 см, а голос при этом несколько высоковат, над чем часто посмеивались друзья. Делая героя близким к себе внешне, Тургенев намекает на некую внутреннюю близость.

Кто же такой Рудин? Он не просто болтун-говорун, это оратор, мыслитель, философ, он выходец из философских кружков, человек серьезный, глубоко образованный, человек слова. Но способен ли он на какие-то действия? Все, что происходит в третьей главе, дает нам ясное представление о том, что случится дальше. Разумеется, Наталья отчаянно и безоглядно влюбится в Рудина идеологической любовью, т. е. не в самого Рудина, а в его слова. Конечно, Рудину льстит это чувство молодой, чистой, неопытной девушки, но он сам не отдает себе отчет в том, действительно ли он влюблен и нужна ли ему эта любовь. В какой-то момент он вызывает Наталью на откровенный разговор, и она объясняется ему в любви сама (рис. 11).

Рис. 11. Наталья и Рудин (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Рудин счастлив, но его снова накрывает рефлексия, он вновь размышляет над тем, действительно ли он счастлив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким образом, мы видим, что в самый ответственный момент жизни герой не способен ни на какие естественные поступки, он должен все обдумать, а в этом коренится некая опасность.

Разговор Рудина и Натальи подслушивает домашний шпион Пандалевский, и, таким образом, разражается грандиозный скандал. Дарья Михайловна говорит, что скорее умрет, чем выдаст замуж дочь за Рудина, а Наталья отвечает, что сама скорее умрет, если выйдет за кого-нибудь другого. На последней встрече Натальи и Рудина девушка озвучивает все чувства и мысли, и мы видим, что ради любви она готова на многое. Но Рудин сомневается и предлагает покориться. Наталья разочарована таким расхождением слов и дел, и герои расстаются.

История написания

В первой половине пятидесятых годов Тургенев работает над несколькими произведениями, в том числе и над романом «Рудин». Изначально произведение планировалось как повесть. Но автор стремился к более полному охвату социальной действительности, по сравнению с предыдущими сочинениями. Судя по переписке писателя, первый вариант романа не удовлетворил его.

После ознакомления с первой частью произведения корреспонденты Ивана Сергеевича указали ему на растянутость повествования, ненужные подробности, недостаточную выпуклость главных героев, которых заслоняют второстепенные персонажи. Для Тургенева это был своего рода экзамен на звание писателя. Он писал Боткину, что хотел бы оправдать надежды, которые тот на него возлагает и сообщил, что составил подробный план произведения, продумал до мелочей все лица.

«Посмотрим, — пишет Тургенев, — что даст последняя попытка?» Первый вариант «Рудина» Тургенев закончил за семь недель. Такое быстрое завершение произведения свидетельствовало о больших предварительных размышлениях автора и опыте работы над более ранними сочинениями. Таким образом, «Рудин» стал тем произведением, где автор изобразил принципы действительности, которые войдут в литературу как принципы «тургеневского романа».

История создания

Роман Тургенева «Дым» был написан за 6 месяцев и опубликован в журнале «Русский вестник» № 3 за 1867 г. Отдельное издание романа вышло в 1868 г.

Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огарёвым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.

Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны (Губарёв – Огарёв).

Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины – княжна А.С.Долгорукова, фаворитка Александра ІІ. Но сам Тургенев утверждал, что Ирина в романе не соответствует прототипу: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне живой материал для художественных построений».

В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблён и даже собирался жениться.

Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант – «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочёл «Дым».

Признание Рудина

Между Натальей и Дмитрием происходит разговор, в котором Рудин хвалит ее избранника, имея в виду Сергея Волынцева. Но Наталья все отрицает и признается Рудину в любви. Волынцев оказался случайным свидетелем этой сцены. После обеда Дмитрий шепчет Наталье, что хочет с ней встретиться вечером. Во время свидания он раскрывает ей свои чувства. Свидетелем их разговора становится Пандалевский.

Сергей Павлович грустит дома за книгой и Липина сильно встревожена, так как для его деятельной натуры это не характерно. Неожиданно приезжает Дмитрий и объявляет Сергею, что их с Натальей чувства взаимны, и протягивает в знак дружбы Волынцеву руку. Сергей отказывается ее пожать, он негодует и считает этот поступок верхом наглости.

После отъезда Рудина, Александра Павловна посылает за Лежневым, которому с трудом удается успокоить Сергея. В доме Ласунской также тревожно, хозяйка холодна с гостем. Наталья подавлена и бледна, вечером она посылает Рудину записку с просьбой о встрече.

Рудин ждет девушку у пруда, где Наталья назначила встречу. Она приходит и рассказывает, что Ласунской все известно о них, так как Пандалевский слышал их разговор. Дарья Михайловна уверяла дочь, что Рудин просто развлекается, но серьезных намерений у него нет. Скорее мать согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за этим никчемным человеком.

Дмитрий советует Наталье смириться с обстоятельствами. От его слов девушка приходит в ужас — она скорее согласиться жить с ним невенчанной, чем откажется от него. Вне себя от гнева, Наталья бежит в свою комнату, где падает без чувств. Рудин осознает, что его чувства вряд ли так же сильны, и он не стоит этой девушки. Он стоит в задумчивости у пруда, в это время его замечает Лежнев, и тотчас едет к Волынцеву.

Сергей Павлович сообщает Михаилу, что намерен стреляться с обидчиком. Но тут входит лакей с письмом от Рудина, в котором тот сообщает об отъезде и желает Волынцеву счастья. Лежнев отправляется на половину Липиной, рассказывает о своих чувствах и делает ей предложение. Александра Павловна его принимает.

Значимость романа

Краткий обзор романа Тургенева «Рудин» показал, что устами Лежнева автор дает оценку своему герою, называя его «инвалидом мысли». Вероятно, это самое верное определение. Так как ограничение общественных связей только дворянским кружком, жизнь вне практической деятельности, а постоянная привычка заменять дело словом, — все это накладывало отпечаток на духовный облик дворянской интеллигенции.

Тургенев отобразил все мелочное и позерское, что проступало в главном герое, в откровенно-ироничном тоне. Это сделало Рудина слабым и жалким. Дав многогранное изображение человека 40-х, автор так и не смог ответить на вопрос, который его волновал: где кроются причины слабости и противоречий прогрессивного дворянства? Лежнев в романе дает оценку Рудину, утверждая, что нет в нем «натуры, крови нет». По мнению автора, это не вина героя, — причины следует искать в обществе.

В конце произведения Лежнев призывает дворянскую интеллигенцию духовно объединиться перед лицом новых поколений. Его призыв звучит, как выпад против революционной демократии. Анализ произведения Тургенева «Рудин» показал, что истинным героем романа является не либерал-помещик Лежнев, а мечтатель Рудин. Основным идейным содержанием роман Тургенева был принят прогрессивно настроенной общественностью как произведение, которое помогает в борьбе за преобразование России.

Проблемы

Проблематика романа «Рудин» интересна и по сей день:

Разочарование в жизни . Рудин уезжает с горечью после расставания с Натальей. Как мы узнаем позже из его общения с Лежневым, он рассказывает, что много чем занимался, был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы. Рудин поверхностно относится к делам, поэтому быстро перегорает и разочаровывается в сфере деятельности. Поэтому он ничего не достиг.

Проблема применения себя и своих сил . Рудина ничего не увлекает, он не понимает, что ему нужно и что ему интересно, поэтому этот человек становится лишним в обществе. Он много говорит, много знает, но ничего не делает и ко всему относится легкомысленно. Поэтому все свои светлые порывы он растрачивает впустую.

Трагедия лишнего человека . Рудин приезжает в деревню и очаровывает каждого

Он зажигает огонь во всех, особенно в Наталье, он говорит, как важно заниматься делом, что все еще впереди и влияет своим обаянием на каждого. Проходит несколько лет, и уже с Лежневым он говорит печально, спокойно и разочарованно

Нет того красноречия, а ведь прошло всего два года. Смерть Рудина на баррикадах заставляет читателя сопереживать ему и понять, что лишний человек страдает не меньше, чем жертвы его неприкаянности.

Испытание любовью . Наталья Ласунская выдержала испытание, став только выше и сильнее в результате любовной горячки и разочарования в идеале. А вот Рудин не выдержал: он и сам понял, что проявил позорную слабость. С этого момента его жизнь начала катиться к закату. Герой нигде не находил покоя, везде был гоним и несчастен.

Темы

Тематика романа «Рудин» перед Вами:

  1. Любовь . Рудин признается в любви к Наталье, Наталья отвечает взаимностью, но Рудин относится к своим словам поверхностно и не думает о последствиях своих слов, а потом отказывается от них. Наталья – юная девушка, не познавшая ни любви, ни разочарований, его слова она принимает близко к сердцу. Она умная и понимает, что слова просто так нельзя сказать и взять, когда захочется. Лежнев говорит о Наталье «Наталья – не ребенок», — а вот Рудин по сравнению с юной Натальей ведет себя как малодушный и трусливый мальчик. Но Рудин — рефлексирующий тип, он понимает, что сделал глупость и обидел девушку, отдавшую ему сердце, и поэтому сбегает из деревни.
  2. Быт и нравы дворянства . «Период идей дворянского просвещения, период Рудиных, сменился периодом идей народнических». Вполне естественно, что в романах Тургенева нет широких картин быта и нравов помещичьего и чиновничьего общества, как это встречается у Гончарова и у Писемского. Для Тургенева повседневный быт — всего лишь фон, а не один из главных объектов изображения.
  3. Лишний человек . Рудин, Онегин Пушкина, Обломов Гончарова – все это тип «лишнего человека». Что их объединяет? У них есть все данные, чтобы принести пользу этому миру, чтобы быть цельными и радовать людей вокруг себя. «Но они сделали всё или почти всё, ничего или почти ничего». Рудин может воспламенить всех, как верно сказал Лежнев, у него есть энергия и сила, чтобы свершить великие дела, но такие люди слабы духом, характером. Он бросает свои слова на ветер, не думает о юной Наталье и причиняет ей боль, но мы видим, что Наталья намного сильнее и уверенней в своей жизни, словах, поступках, чем Дмитрий. Дмитрий умирает как герой на баррикадах, этим Тургенев открывает вопрос: может, такие люди все же способны на что-то большее?

История создания и публикации

В июне 1855 года Тургенев в письме литературному критику Василию Боткину сообщил о том, что им подготовлен план новой повести, все персонажи которой уже «обдуманы». Лёгкие сомнения, содержащиеся в письме, были связаны с поисками нового творческого почерка и попыткой перейти от рассказов к более крупным повествовательным формам.

Главный герой произведения (которое имело заголовок «Гениальная натура») первоначально именовался Дмитрием Петровичем Рудиным. Наталья Ласунская в предварительном плане была названа Машей. Липина носила фамилию Пасынкова; Басистов был сначала Лещовым, затем — Басовым. Носителем фамилии Лещов на определённом этапе был также Лежнёв. Нахлебник Пандалевский в черновом варианте звался Подкалаевым.

Работа велась достаточно интенсивно, о чём автор периодически извещал товарищей.

Я сильно работаю и воспользуюсь моим невольным затворничеством — авось что-нибудь удачное выйдет! По крайней мере то́ могу сказать, что добросовестнее я никогда не работал.

Спасское-Лутовиново. Здесь летом 1855 года был написан роман «Рудин»

25 июля (6 августа) 1855 года писатель пригласил к себе в Спасское-Лутовиново литератора Павла Анненкова для знакомства с новым произведением, над которым «трудился так, как ещё ни разу в жизни не трудился». Через несколько дней Тургенев приехал в имение Покровское (Тульская губерния), где жили сестра Льва Толстого — Мария Николаевна и её муж Валериан Петрович. Именно эта чета стала первыми слушателями «Рудина»: Тургенев читал им своё произведение вслух и позже учёл замечания, сделанные Марией Николаевной, — в частности, изменил сцену последней встречи героя с матерью.

31 декабря 1855 года цензура дала разрешение на публикацию «Рудина»; роман (с подзаголовком «Повесть») был напечатан в первом и втором номерах «Современника» за 1856 год. Эпилог, в котором герой погибает на баррикадах, появился четыре года спустя.

В 1862 году роман был переведён на французский язык (переводчиками стали Луи Виардо и сам автор) и выпущен в одном сборнике с «Дневником лишнего человека» и «Тремя встречами».

IX

Заброшенный пруд, у которого Наташа назначила свидание, пользуется дурной славой. В этом мрачном и безлюдном месте Дмитрий долго ожидает девушку. Наконец появляется Наталья и сообщает, что Дарье Михайловне все о них известно. Пандалевский по своему обыкновению шпионил за Наташей. Ласунская долго бранила дочь и уверяла, что Рудин не любит девушку, а просто забавляется от скуки. Никаких серьезных чувств и намерений у него нет. Она скорее согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за Рудиным.

Дмитрий приходит в отчаяние и советует девушке смириться с обстоятельствами. От его предложения Наталья в ужасе. Она заявила матери, что скорее умрет, чем выйдет за другого. Наташа готова бежать с Дмитрием и жить невенчанной. Но совет «покориться» сражает ее наповал. Вне себя от гнева и разочарования девушка бежит домой. Добравшись до своей комнаты, она падает без чувств.

Рудин еще долго бродит возле пруда. Порыв Натальи его поразил. Дмитрий теперь ясно понимает, что не стоит этой девушки. Да и любит ли он ее? Задумавшегося Рудина замечает проезжающий мимо Лежнев и тотчас поворачивает к дому Волынцева.

Обед в поместье Ласунской

Краткое содержание «Рудина» начинается с описания тихого летнего утра. Молодая вдова Александра Липина живет в собственном имении, которым управляет ее брат Сергей Волынцев. Александра Павловна славится не только своей красотой, но и добротой. Однажды утром она едет в соседнюю деревню к больной крестьянке, которой носит лекарства. Возвращаясь обратно, встречает брата и Константина Пандалевского, который приехал пригласить их к обеду. Он хорош собой, обаятелен и умеет ладить с дамами.

Договорившись с Липиной о визите, Константин возвращается в поместье Ласунской, где живет в приживалах. По пути ему встречается учитель Басистов. Мимолетная встреча не обошлась без ссоры. Некрасивый молодой человек, но с прекрасным образованием, он занимается воспитанием сыновей Ласунской, и терпеть не может пустышку и приживалу Пандалевского.

Дарья Ласунская, женщина умная, но недобрая, четверть века назад слыла первой красавицей Москвы. Лето проводит с детьми в деревне. Ласунскую в светском обществе недолюбливают за высокомерность. К обеду в ее доме собираются домочадцы и гости, в числе их и сосед Африкан Семенович, старый ворчун

С появлением Липиной и ее брата все собираются в саду, так как ждут важного гостя из столицы. Но вместо него приехал Дмитрий Рудин, который извиняется за барона и объясняет его отсутствие срочным вызовом в Петербург

Отношения с Натальей

Дмитрий отправился прогуляться по террасе и встретил там Наташу. Он присоединился к ней и завёл беседу о её делах и отношении к деревне. Рудин сказал, что не знает, чем заняться, и может пробыть здесь очень долго. Это показалось странным Ласунской-младшей, так как она думала, что столь умный интересный человек не может бездельничать.

К Дарье Михайловне приехал Волынцев. Узнав, что Наташа интересуется новым гостем, Сергей опечалился. Он сам давно полюбил девушку, планировал сделать предложение, и его тревожило появление конкурента.

Лежнев, в свою очередь, приехал к Липиной и рассказал ей о Рудине. Он родился в небогатой семье. Отец рано умер, и матери пришлось отказать себе во всём, чтобы сын получил достойное образование. Отучившись в университете, тот уехал за границу. Он почти не писал матери писем, и та вскоре скончалась, сжимая в руках портрет любимого Мити. Будучи за рубежом, Дмитрий завёл непродолжительные отношения с некоей барышней. Примерно в это же время и Лежнев прекратил поддерживать с ним связь.

Прошло ещё чуть больше двух месяцев, в течение которых Рудин жил у Ласунской. Она старалась удовлетворять его прихоти, выполнять любой приказ. Дмитрий вмешивается во все дела в её хозяйстве, постоянно даёт ей советы и рекомендации. Дарья Михайловна вежливо выслушивает своего гостя, но при этом всё равно поступает по-своему. Она выдаёт ему на проживание 500 рублей.

Рудин своим присутствием очень напрягал Пигасова, и старик почти перестал бывать у них дома. Пандалевский опасался Дмитрия, а Басистов смотрел на него с вожделением (при этом гость практически всегда игнорировал его). Лежнев относился к нему холодно и общался только по необходимости, а Наталья обожала его, считала своим вождём и наставником. Он давал ей различные статьи и книги. Девушка почти ничего в них не понимала, но Рудину это и не требовалось. Ему доставляло удовольствие быть её учителем, ментором.

Михаила Михайловича тревожило возрастающее влияние Рудина на Ласунскую-младшую. Ему не нравилось, что столь открытая и честная натура спуталась с Дмитрием, которого он называл «кокеткой и актёром».

Однажды Лежнев поведал Липиной, как по молодости влюбился в девушку. В этот период он вместе с Дмитрием посещал один кружок и испытывал сильное влияние своего друга. Рудин узнал про это и так ловко всё вывернул, что молодые были вынуждены расстаться.

Он добился этого тем, что начал руководить их отношениями. Дмитрий назначал им место и время свиданий, указывал, что писать друг другу в любовных письмах. Рудин вынудил Лежнева признаться отцу возлюбленной в своих чувствах к его дочери, хотя тот этого не хотел. В результате встречи с родителем девушки случился скандал, закончившийся расставанием. Михаил Михайлович не простил это бывшему товарищу.

Дмитрий и Наталья объяснились друг другу в саду. Девушка была вынуждена признаться Рудину в любви и настолько поразилась своим поступком, что убежала домой. Случайным свидетелем этой сцены оказался Волынцев. Оба мужчины встретились и поняли, что эта ситуация не закончится добром.

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа «Рудин».

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа «Рудин»? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий