Непостижимая «тайная вечеря» да винчи и ее секреты

«Музыкант»

Данный портрет был переписан великим итальянским художником почти до неузнаваемости в 1490—1492 гг. Затем он оставил своё произведение незавершенным. Сегодня картина хранится в Пинакотеке Амброзиана, Милан.

В XIX принято было считать, что на полотне изображен герцог Лодовико Сфорцо. Но в XX, во время восстановительных работ, удалось разобрать слова на бумаге, которую держит в руках изображенный парень. Ими оказались начальные буквы слов Cantum Angelicum, что в переводе звучит как «ангельская песнь». Рядом нарисованы ноты.

Благодаря этому открытию, на произведение стали смотреть иначе, дав ему соответствующее название.

Портрет Бьянки Сфорца?

«Сфорциада» из библиотеки Залуских

В упомянутой выше книге профессор Кемп высказывает предположение, что на портрете изображена внебрачная дочь миланского правителя Лодовико Моро — Бьянка Сфорца (1482—1497). В Варшавской Национальной библиотеке он отыскал экземпляр «Сфорциады» — стихотворного панегирика в честь Франческо Сфорца, который сочинил придворный гуманист Джованни Симонетта (итал.). Эта инкунабула, происходящая из собрания Залуских, могла попасть в Польшу вместе с Боной Сфорца — миланской принцессой, ставшей польской королевой.

В четыре сохранившихся экземпляра «Сфорциады» перед титульным листом были вклеены рукописные иллюминации на пергаменте, изображавшие владельца книги. Миланский герцог раздавал экземпляры своим родственникам по случаю таких важных событий, как рождение ребёнка или вступление в брак. На варшавском экземпляре отчётливо видно, что страница перед титульным листом вырвана (вероятно, при переплетении книги в XVIII веке). Кемп доказывает, что «Женский портрет в профиль» идеально подходит к местам разрыва.

Это позволяет ему выдвинуть гипотезу, что на портрете изображена владелица этого экземпляра — 13-летняя Бьянка Сфорца. Портрет мог быть выполнен по случаю её брака с генералом Галеаццо Сансеверино (фр.), который состоялся в 1496 году. В следующем году Бьянка умерла, после чего владелицей книги и стала её кузина Бона Сфорца.

Интересные факты

С ней  связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.

Долгое создание вызвано тем, что художник не мог отыскать прототипов для главных персонажей– Иуды и Христа. Иисуса он писал с юноши, который пел при церковном хоре. А вот человека, с которого бы можно было написать Иуду, Леонардо отыскать не мог. Только в конце третьего года работы над фреской, он увидел пьяницу, лежавшего в канаве. Да Винчи приказал привести его к себе. Тот, протрезвев, поведал гению кисти, что раньше служил певчим, служил Господу, но сейчас опустился на самое дно. Самым прекрасным воспоминанием несчастного был случай, когда с него писали Спасителя.

Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды  был найден.

Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.

Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.

Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.

Рисунки Леонардо

Искусство и наука

Леонардо был великолепным рисовальщиком и художником, и это не помешало ему внести огромный вклад в науку. В течение всей жизни он занимался анатомией, географией, астрономией, был прекрасным инженером. Во всех областях знания он сумел проявить себя как гениальный ученый. Его первое письмо к Лодовико Сфорца выражало его намерение создавать различные военные конструкции; и это была лишь небольшая часть его умений. Он успел изучить природу лунного света, разобраться в человеческой анатомии и анатомии животных, понять, как функционирует тело и его органы. Кроме того, он создавал замечательные карты местности, которые могли принести пользу и путешественникам, и строителям.

Военная тема

Модель бронированной машины (около 1485).

Современное воссоздание модели танка по чертежам Леонардо 1485–1488 годов, выполненное из дерева. Леонардо нравилось создавать различные механические модели, эта работа занимала большое место в его жизни. На службе у Лодовико Сфорца он создал множество проектов военных машин, правда, ни один из них не был реализован.

Рисунки Леонардо. Военная повозка и бронированная машина.

На листе расположены два рисунка. Первый изображает повозку — одну из многих, спроектированных Винчи. Другой — прототип танка, круглый по форме. Рисунок внизу слева показывает строение танка, перевернутого и лежащего так, что виден механизм колес. Под рисунком Леонардо написал: «Чтобы управлять машиной, нужно 8 человек, они же разворачивают машину и направляют её на врага».

Рисунок большой пушки, поставленной на лафет

Этот рисунок изображает внутренний двор крепости, заполненный боеприпасами, многочисленными пушками, лафетами и ядрами. В центре рисунка находится большое сооружение, которое используется, чтобы удерживать огромную пушку на лафете. Управляет орудием большая группа обнаженных мужчин. На переднем плане мы видим подставку для пушки. Винчи надеялся, что в Милане у него будет возможность поработать над созданием подобных машин, мирных или военных, но ни один из его проектов так и не был претворен в жизнь.

Схема огромного арбалета

Леонардо создал несколько рисунков прототипа огромного арбалета. Его структура поражает воображение: длина лука, согласно замыслу, должна была составить 13 м. Им должен был управлять изображенный на рисунке маленький человечек, стоящий у затвора и готовый повернуть рычаг, чтобы привести в движение аппарат, стреляющий большими горящими шарами. Арбалет должен был быть сделан из дерева и опираться на 6 колес. Это был один из многих механизмов, придуманных Леонардо для Лодовико Сфорца.

Пушки, бомбардирующие крепость

Этот масштабный рисунок изображает военную машину в действии. Четыре орудия поставлены в ряд, они бомбардируют крепостную стену и перебрасывают камни во внутренний двор замка или крепости. Сила механизма продемонстрирована непрекращающимся потоком камней, образующим своего рода арку.

Тема полета

Леонардо был увлечен изучением полета. Он следил за перемещениями птиц и переносил свои открытия на искусственные механизмы, которые могли бы поднять человека в воздух. Структура этих машин опиралась на структуру птичьих крыльев.

Рисунок сочлененных крыльев

После подробных исследований в области летательных машин, управляемых исключительно силой мускулов человеческого тела, Леонардо попытался вплотную приблизиться к созданию механической машины для полета, которая управлялась бы только мускулами ног пилота. Инженер был убежден, что силы мускулов человеку достаточно, чтобы подняться в воздух.

Модель рычага, сообщающего крылу вращательное движение

Эти рисунки изображают модель рычага для управления крыльями. Она появилась в результате изучения техники полета, чем долгие годы занимался Леонардо. На рисунке можно разглядеть «внутренности» сложного механизма, рисунок сопровождается подробным описанием.

Летательный аппарат, повторяющий структуру крыльев птицы, с твердыми перемычками

Крылья летательного аппарата Леонардо основывались на строении крыльев птиц и летучих мышей. Чтобы пилоту было удобно во время полета, Леонардо отводит ему место в центре машины, за механизмом крыльев.

Рисунок летательной машины

Мастер на протяжении всей жизни изучал механизм работы птичьих крыльев. В особенности его интересовали пропорции крыльев и их функционирование, и полученные знания он использовал в проектировании летательных машин.

Заключение

Безусловно, это не все рисунки Леонардо, заслуживающие внимания, однако все они являются отдельными произведениями и могут оцениваться вне контекста автора и других его работ.

Уход из спорта

История и картина

Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Аргументы в пользу авторства Леонардо[ | код]

Приобретая рисунок, Сильверман рассчитывал, что он может оказаться не поздней стилизацией под искусство Возрождения, как полагали сотрудники «Кристис», а подлинным произведением той эпохи. Заказанный им радиоуглеродный анализ позволил установить, что пергамент изготовлен в промежуток с 1440 по 1650 годы. О своём вкладе в атрибуцию произведения Сильверман рассказал в книге «Потерянная принцесса Леонардо» (Leonardo’s Lost Princess, 2012).

Опрошенные владельцем специалисты склонялись к тому, что это памятник Северного Возрождения: итальянские художники кватроченто не работали в технике пастели

Однако Кристина Геддо, специалист по леонардескам, обратила в 2008 году внимание, что женщина одета по моде Милана конца XV века. Убранство головы приводит на ум причёску «прекрасной Ферроньеры»

К тому же штриховка на рисунке явно выполнена левой рукой. Среди миланских художников конца XV века известен только один левша — Леонардо да Винчи.

К экспертизе привлекли Карло Педретти, директора Центра исследований наследия Леонардо да Винчи при университете Лос-Анджелеса, и Николаса Тёрнера, бывшего куратора отдела рисунков Британского музея и Музея Гетти. Оба высказались, что это либо очень качественная копия ученика Леонардо, либо новое, неизвестное ранее произведение самого Леонардо. Однако наибольший резонанс вызвало сделанное в 2009 г. заявление специалиста по дактилоскопии Питера Биро о том, что внизу рисунка хорошо различим отпечаток пальца, «весьма напоминающий» отпечаток на ватиканском «Святом Иерониме» Леонардо да Винчи.

Наиболее энергично за атрибуцию рисунка Леонардо высказался Мартин Кемп из Оксфордского университета. В книге La Bella Principessa. The Profile Portrait of a Milanese Woman (2010) он собрал множество аргументов в пользу этой атрибуции: тонко выписанные детали, штриховка левой рукой, следы многочисленных изменений в ходе реализации замысла. По аналогии с «Прекрасной Ферроньерой» он окрестил произведение «Прекрасной принцессой» (La Bella Principessa).

«Код да Винчи» (скандальный роман Дэна Брауна)

    Особенно острые споры разразились в мире после экранизации скандального романа Дэна Брауна «Код Да Винчи», где, кроме всего прочего, он утверждает, что Мария Магдалина была не только возлюбленным учеником Иисуса, но и супругой, то есть женой.  Книга переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.
 

   ЭСКИЗ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»

    Ну теперь посмотрим на заготовку Леонардо Да Винчи, сохранившийся эскиз к «Тайной вечере». Вторая фигура слева, в верхнем ряду, отчетливо просматриваются женственные очертания, более плавные и светлые формы. Кто это, как не женщина?
 

   РЕЗЮМЕ

 
   Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что белое — это черное, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Мы не присутствовали при написании знаменитой монументальной росписи гениального художника, как и не присутствовали при эпохальных событиях жизни Иисуса Христа, и посему справедливей будет закончить данную статью утверждением о том, что мы не можем знать достоверно, Иоанн это или Мария, однако субъективно, на картине Леонардо Да Винчи — женщина, а стало быть никто иной как возлюбленный ученик Иисуса — Мария Магдалина. В такой же степени субъекивности находится и мнение Церкви о том, что на картине апостол Иоанн Богослов. 50 / 50 — не более того!!!

 
 
   Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

 
PS: еще одна репродукция, фото мозаики “Тайная вечеря” из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, и снова мы видим женщину:

Портрет Бьянки Сфорца?

«Сфорциада» из библиотеки Залуских

В упомянутой выше книге профессор Кемп высказывает предположение, что на портрете изображена внебрачная дочь миланского правителя Лодовико Моро — Бьянка Сфорца (1482—1497). В Варшавской Национальной библиотеке он отыскал экземпляр «Сфорциады» — стихотворного панегирика в честь Франческо Сфорца, который сочинил придворный гуманист Джованни Симонетта (итал.). Эта инкунабула, происходящая из собрания Залуских, могла попасть в Польшу вместе с Боной Сфорца — миланской принцессой, ставшей польской королевой.

В четыре сохранившихся экземпляра «Сфорциады» перед титульным листом были вклеены рукописные иллюминации на пергаменте, изображавшие владельца книги. Миланский герцог раздавал экземпляры своим родственникам по случаю таких важных событий, как рождение ребёнка или вступление в брак. На варшавском экземпляре отчётливо видно, что страница перед титульным листом вырвана (вероятно, при переплетении книги в XVIII веке). Кемп доказывает, что «Женский портрет в профиль» идеально подходит к местам разрыва.

Это позволяет ему выдвинуть гипотезу, что на портрете изображена владелица этого экземпляра — 13-летняя Бьянка Сфорца. Портрет мог быть выполнен по случаю её брака с генералом Галеаццо Сансеверино (фр.), который состоялся в 1496 году. В следующем году Бьянка умерла, после чего владелицей книги и стала её кузина Бона Сфорца.

Повреждения и реставрации

За время своего более чем полутысячелетнего существования фреска была неоднократно повреждена. И самими доминиканскими монахами, которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов. И войсками Наполеона, которые превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов. И бомбами союзников, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны. После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим.

На фото ниже представлена реставрированная копия:

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные  детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

 Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

4. Голова девушки

Голова девушки

Годы написания: 1500 — 1505.Где находится: Национальная галерея, Парма.Материалы: масляная живопись на доске.Размеры: 24,6 х 21 см.

Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.

Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.

Портрет Бьянки Сфорца?

12. Ножницы

Донельзя простой, и при этом крайне важный инструмент — ножницы — имел огромное значение в развитии человечества. Тем не менее это одно из наиболее спорных изобретений да Винчи, поскольку археологические данные указывают на то, что в древнем Египте и древнем Риме были в ходу предметы, напоминающие ножницы.

Однако бесспорно, что да Винчи делал подробные наброски ножниц и, вероятно, способствовал улучшению их дизайна.

9. Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.Материалы: масляная живопись на доске.Размеры: 199 х 122 см

В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.

Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.

Примечания

Портрет Бьянки Сфорца?

«Сфорциада» из библиотеки Залуских

В упомянутой выше книге профессор Кемп высказывает предположение, что на портрете изображена внебрачная дочь миланского правителя Лодовико Моро — Бьянка Сфорца (1482—1497). В Варшавской Национальной библиотеке он отыскал экземпляр «Сфорциады» — стихотворного панегирика в честь Франческо Сфорца, который сочинил придворный гуманист Джованни Симонетта (итал.). Эта инкунабула, происходящая из собрания Залуских, могла попасть в Польшу вместе с Боной Сфорца — миланской принцессой, ставшей польской королевой.

В четыре сохранившихся экземпляра «Сфорциады» перед титульным листом были вклеены рукописные иллюминации на пергаменте, изображавшие владельца книги. Миланский герцог раздавал экземпляры своим родственникам по случаю таких важных событий, как рождение ребёнка или вступление в брак. На варшавском экземпляре отчётливо видно, что страница перед титульным листом вырвана (вероятно, при переплетении книги в XVIII веке). Кемп доказывает, что «Женский портрет в профиль» идеально подходит к местам разрыва.

Это позволяет ему выдвинуть гипотезу, что на портрете изображена владелица этого экземпляра — 13-летняя Бьянка Сфорца. Портрет мог быть выполнен по случаю её брака с генералом Галеаццо Сансеверино (фр.), который состоялся в 1496 году. В следующем году Бьянка умерла, после чего владелицей книги и стала её кузина Бона Сфорца.

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» (Madonna Benois) и «Мадонна Литта» (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.

«Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…
Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Поиски прототипов и вдохновения

Совершая ежедневные прогулки в разных кварталах города, среди торговцев, бедняков и даже преступников, художник всматривался в лица, пытаясь найти черты, которыми можно было бы наделить своих персонажей. Его можно было встретить в самых разных трактирах, сидящим в компании бедняков и рассказывающим для них свои занимательные истории. Его интересовали человеческие эмоции. Как только он улавливал интересное для себя выражение лица, тут же зарисовывал его. Некоторые из подготовительных набросков художника история умудрилась сохранить для потомков.

Вдохновение и образы для будущего шедевра Леонардо искал не только среди лиц на улицах Милана, но и среди своего окружения. Не стал исключением и его «работодатель» Сфорца, появившийся в «Тайной вечере» в облике Иуды. Легенда рассказывает, что поводом для такого решения послужила банальная ревность художника, тайно влюбленного в фаворитку герцога. Такой выбор мог сделать только смелый художник. «Тайная вечеря» обладает не только секретными шифрами прототипов, но и уникальным световым решением.

Живописный свет, падающий из нарисованных окон, становится по-настоящему реалистичным в сочетании с естественным освещением фрески из окна, расположенного на примыкающей стене. Но сегодня этот эффект наблюдать не приходится, так как окно на стене полностью затемнено в целях сохранности шедевра.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий