Сочинения и популярные темы докладов

Безумный спектакль древнеримского политического театра

Краткое содержание трактатов Цицерона

Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.

В трактатах «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» он рассуждает о причинах, которые повлияли на то, что хороших мастеров слова были единицы. По его мнению, красноречие – слишком сложная наука, требующая профессионального мастерства и знаний. Тексты без научной подоплеки и глубокого смысла не имеют ценности.

Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.

Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.

Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца.

[править] Предыстория

Римская республика в I веке до н. э. переживала непростой период. Нарастали внутренние противоречия, особенно обострившиеся после экстерминатуса Римом основных внешних врагов. Сначала срач разводили народные трибуны — братья Гракхи, Сатурнин, затем Сульпиций. Последний на пару с Гаем Марием спровоцировал гражданскую войну, по итогам которой в 82 году к власти дорвался Луций Корнелий Сулла.

Луций Корнелий Сулла, Чёрный Властелин Рима в 82—79 годах. Его пример вдохновил Катилину на заговор.

диктатором на неопределённый срокпроскрипциипроскрипционный списокоригинальным способомвыкололи глаза, отрезали уши, вырвали язык, отрубили руки и перебили голени

Так описали казнь Флор и Сенека, Плутарх же писал, что Катилина протащил Гратидиана через весь город, пытал его, после чего одной рукой отсёк ему голову, другой держа её за волосы. Затем он поднёс голову Гратидиана Сулле, а сам подошёл к находившемуся поблизости храму Аполлона и умыл руки в священной кропильнице.

Проскрипции в Риме. Головы убитых подносили сидевшему на форуме Сулле.

Причина такой жестокости заключалась в том, что в своё время Гратидиан, будучи претором, издал эдикт о стабилизации денежного обращения на фоне финансового кризиса. Это вызвало одобрение народа, но для аристократов, среди которых было много должников, это вышло немного неудобно: исчезла надежда на уменьшение долга из-за инфляции…

Финансовый вопрос сыграет важную роль в заговоре Катилины. Кроме него главными сулланскими приспешниками были Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс, последний нажил огромное состояние на проскрипциях.

Сулла также провёл реформы в интересах аристократии. В 79 году он неожиданно отказался от власти, а в следующем году принял ислам, задолго до его изобретения.

Смерть Суллы и вопрос о его похоронах за государственный счёт на Марсовом поле вызвали срач между правящими консулами Лепидом и Катулом, по итогам которого противники Суллы, возглавляемые Лепидом, подверглись опиздюливанию со стороны сулланцев во главе с Помпеем и Катулом.

Испытания для Res publica на этом не закончились. Продолжалась война с марианцем Серторием в Испании, куда отправили Помпея для наведения порядка. На море хозяйничали киликийские пираты, в 74 году началась Третья Митридатова война, а в следующем году в Италии вспыхнуло восстание . Два года Спартак гонял в хвост и в гриву сначала преторов, а потом консулов, пока против него не бросили лучшие силы. По итогам группового турнира фракийский «Спартак» уступил сначала итальянскому «Крассу», затем испанскому «Помпею» и наконец вылетел из Лиги Чемпионов. Произошло это в 71 году, консулом тогда был Публий Корнелий Лентул Сура, второй главный участник заговора Катилины.

Победив Спартака, Помпей и Красс явились в Рим вместе со своими войсками. Назревал очередной холивар, и для его предотвращения решили избрать консулами на 70 год незадачливых победителей. Те, хоть и разосравшись по большинству вопросов, восстановили-таки досулланские порядки, в частности, вернув магистратуру цензоров. Избранные цензоры, вооружившись ссаными тряпками, устроили беспрецедентную чистку сената, исключив 64 человека, или примерно одну восьмую часть от общего числа сенаторов. Таким образом, недовольных существующими порядками оказалось уже более чем достаточно.

Помпей в 67 году отправился гонять сначала киликийских пиратов, затем — царя Понта Митридата VI Евпатора, и на какое-то время вышел из политики. Красс остался в Риме, став цензором вместе с Катулом, и снова умудрился рассориться с коллегой по должности, в результате чего оба сложили с себя полномочия. Это произошло в 65 году — считается, что именно тогда и был организован…

[править] Мемы

  • О времена! О нравы! — выражение применяется для констатации упадка нравов и подчёркивания неслыханного характера события.
  • Стенография — на заседании сената 5 декабря 63 года впервые в истории была официально использована стенографическая запись.

Говорят, что из речей Катона сохранилась лишь эта одна, ибо консул Цицерон, заранее выбрав отличавшихся быстротою руки писцов и научив их несложным значкам, которые заменяли по много букв каждый, рассадил этих писцов по всей курии. Тогда ещё не готовили так называемых стенографов и вообще не владели этим искусством, но, как видно, лишь напали на первые его следы.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания/Катон Младший»

Придумал римскую стенографию («тироновы значки») Марк Туллий Тирон, вольноотпущенник и друг Цицерона.

Речь в защиту Тита Анния Милона

Когда Клодий был убит Милоном, Цицерон принял на себя защиту Милона – человека, которому более всех был обязан своим возвращением из ссылки. Но крики приверженцев Клодия, окружавших трибунал, так запугали его, что он, говорят, совершенно растерялся. Милон был осужден на изгнание. Цицерон переработал речь, приготовленную для произнесения в суде. В новом своем виде она стала одним из блистательнейших произведений римского красноречия. «Если бы Марк Туллий говорил так на суде, то мне не пришлось бы лакомиться прекрасною рыбою в Массилии», – сказал, как передают древние писатели, Милон, прочитав присланную ему Цицероном переработанную речь.

Лемиш В.В. Социально-психологические аспекты представлений Цицерона о культуре старения

Речь в защиту Росция из Америй

Ещё более важна по своему содержанию речь в защиту Росция из Америя, произнесенная Цицероном в следующем году. Отец Росция, богатый землевладелец из умбрийского муниципального города Америя, был убит двумя родственниками, которые потом подкупили Хрисогона, любимого отпущенника Суллы (тогдашнего правителя Рима) и при его помощи отняли наследство у сына своей жертвы. Мошенники хотели убить и самого Росция. Не сумев сделать это, они возложили на него вину за смерть отца. (Подробнее – см. в отдельной статье Речь Цицерона в защиту Росция из Америя.)

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Автор фото — commons.wikimedia.org/wiki/User:Glauco92

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук

Римский историк Светоний в сочинении «О грамматиках и риторах» указывает, что поначалу в Риме риторика и грамматика с трудом прокладывали себе дорогу: заниматься ими запрещали специальные постановления Сената от 161 и 92 годов до н. э. Первое постановление выпроваживало приезжих греческих философов и риторов, второе — римских. А вот и текст самого эдикта:

В первую очередь эта фобия объясняется социальным переменами в римской жизни. Аристократический Сенат утрачивал политической влияние, а на арену политической борьбы выступало сословие всадников и плебеев. Им пришлось доказывать свою правоту, выступая в собраниях, но опыта произнесения речей у них не было. По этой причине они стали активно изучать греческое красноречие. Появляются первые школы риторов, где поначалу преподают греки, а потом, поколение спустя, уже сами римляне.

К этому поколению принадлежит и выдающийся оратор Цицерон, наследник традиции, идущей от Исократа, который пытался примирить риторику и философию. Философию он изучал у эпикурейца Федра, стоика Диодора и у главы тогдашней платоновской Академии Филона. У последнего он обучался и диалектике — искусству спора и аргументации. Увлечение философией и особенно стоицизмом привело Цицерона к мысли о том, что оратор должен быть также и философом.

[править] Предыстория

Римская республика в I веке до н. э. переживала непростой период. Нарастали внутренние противоречия, особенно обострившиеся после экстерминатуса Римом основных внешних врагов. Сначала срач разводили народные трибуны — братья Гракхи, Сатурнин, затем Сульпиций. Последний на пару с Гаем Марием спровоцировал гражданскую войну, по итогам которой в 82 году к власти дорвался Луций Корнелий Сулла.

Луций Корнелий Сулла, Чёрный Властелин Рима в 82—79 годах. Его пример вдохновил Катилину на заговор.

диктатором на неопределённый срокпроскрипциипроскрипционный списокоригинальным способомвыкололи глаза, отрезали уши, вырвали язык, отрубили руки и перебили голени

Так описали казнь Флор и Сенека, Плутарх же писал, что Катилина протащил Гратидиана через весь город, пытал его, после чего одной рукой отсёк ему голову, другой держа её за волосы. Затем он поднёс голову Гратидиана Сулле, а сам подошёл к находившемуся поблизости храму Аполлона и умыл руки в священной кропильнице.

Проскрипции в Риме. Головы убитых подносили сидевшему на форуме Сулле.

Причина такой жестокости заключалась в том, что в своё время Гратидиан, будучи претором, издал эдикт о стабилизации денежного обращения на фоне финансового кризиса. Это вызвало одобрение народа, но для аристократов, среди которых было много должников, это вышло немного неудобно: исчезла надежда на уменьшение долга из-за инфляции…

Финансовый вопрос сыграет важную роль в заговоре Катилины. Кроме него главными сулланскими приспешниками были Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс, последний нажил огромное состояние на проскрипциях.

Сулла также провёл реформы в интересах аристократии. В 79 году он неожиданно отказался от власти, а в следующем году принял ислам, задолго до его изобретения.

Смерть Суллы и вопрос о его похоронах за государственный счёт на Марсовом поле вызвали срач между правящими консулами Лепидом и Катулом, по итогам которого противники Суллы, возглавляемые Лепидом, подверглись опиздюливанию со стороны сулланцев во главе с Помпеем и Катулом.

Испытания для Res publica на этом не закончились. Продолжалась война с марианцем Серторием в Испании, куда отправили Помпея для наведения порядка. На море хозяйничали киликийские пираты, в 74 году началась Третья Митридатова война, а в следующем году в Италии вспыхнуло восстание . Два года Спартак гонял в хвост и в гриву сначала преторов, а потом консулов, пока против него не бросили лучшие силы. По итогам группового турнира фракийский «Спартак» уступил сначала итальянскому «Крассу», затем испанскому «Помпею» и наконец вылетел из Лиги Чемпионов. Произошло это в 71 году, консулом тогда был Публий Корнелий Лентул Сура, второй главный участник заговора Катилины.

Победив Спартака, Помпей и Красс явились в Рим вместе со своими войсками. Назревал очередной холивар, и для его предотвращения решили избрать консулами на 70 год незадачливых победителей. Те, хоть и разосравшись по большинству вопросов, восстановили-таки досулланские порядки, в частности, вернув магистратуру цензоров. Избранные цензоры, вооружившись ссаными тряпками, устроили беспрецедентную чистку сената, исключив 64 человека, или примерно одну восьмую часть от общего числа сенаторов. Таким образом, недовольных существующими порядками оказалось уже более чем достаточно.

Помпей в 67 году отправился гонять сначала киликийских пиратов, затем — царя Понта Митридата VI Евпатора, и на какое-то время вышел из политики. Красс остался в Риме, став цензором вместе с Катулом, и снова умудрился рассориться с коллегой по должности, в результате чего оба сложили с себя полномочия. Это произошло в 65 году — считается, что именно тогда и был организован…

Понятие естественного равенства

Концепция паритетности Цицерона является еще одним аспектом его политической философии. Люди рождены для справедливости, и это право основано не на мнении человека, а на природе. Нет никакой разницы между людьми в глазах естественного закона. Все они равны. Что касается изучения и владения собственностью, то, несомненно, существует разница между одним человеком и другим.

Но обладая разумом, психологическим обликом и отношением к добру и злу, все люди равны. Человек рожден, чтобы добиться справедливости, и в этом отношении не должно быть никакой разницы.

Все люди и человеческие расы обладают одинаковой способностью к опыту и все они равно могут различать добро и зло.

Комментируя взгляд Цицерона на естественное равенство, Карлайл сказал, что никакие изменения в политической теории не столь поразительны в своей полноте, как переход от Аристотеля к понятию естественного равенства. Данный философ также думал о равноправии среди всех. Но он не был готов предоставить гражданство всем людям.

Это было ограничено только отобранным числом. Так что идея Аристотеля о равенстве не была всеобъемлющей. Лишь немногие были равны между собой. Цицерон рассматривал равенство в моральной перспективе. То есть все люди созданы Богом, и они рождены для справедливости. Поэтому искусственная дискриминация не только несправедлива, но и аморальна.

Долг любого политического общества — обеспечить определенное достоинство каждому человеку. Цицерон отказался от давней идеи рабства. Невольники не являются ни инструментом, ни собственностью, они люди. Таким образом, они имеют право на справедливое лечение и независимую личность.

[править] Ссылки

История жизни Марка Туллия Цицерона

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. 

Сочинения: Избранные сочинения. М, 1975 (Тускуланские беседы и др.); Философские трактаты. М., 1995 (О природе богов, О дивинации, О судьбе). Диалоги. М., 1994 (О государстве, О законах); О старости, О дружбе, Об обязанностях. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994; О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. 

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э. — 7.12.43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 годах до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 году до н. э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году до н. э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона — консульство в 63 году до н. э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате).

С образованием 1-го триумвирата (60 год до н. э.) влияние Цицерона падает, в 58-57 годах до н. э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50 годах до н. э.; после их разрыва (в 49 году до н. э.) Цицерон пытался во время гражданской войны 49-47 годах до н. э. выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47 году до н. э.) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. В 43 году до н. э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. 

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора Катилины).

Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона — соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка. 

Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей — политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. 

Отец PR

Три главных трактата Цицерона

Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

  • Об ораторе
  • Брут
  • Оратор

На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.

  • Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
  • Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
  • Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
  • Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.

Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.

Эпоха эллинизма: риторика как школьная дисциплина

В 338 году до н. э. случилось трагическое для греческой независимости событие — была проиграна битва при Херонее, и Греция подпала под владычество сначала царя Филиппа Македонского, потом его сына Александра, а после смерти последнего — его диадохов (преемников). Роль народного собрания, главной арены красноречия, в это время стремительно падает из-за отсутствия политической независимости, и, следовательно, снижается количество и качество политических речей. Начинается эпоха эллинизма.

Во всех концах огромной и хрупкой империи Александра начинает распространяться греческая культура, которая, соединившись с локальными культурными особенностями самых разных стран, образовала абсолютно невообразимый и невиданный доселе культурный фьюжн. Среди лингвистических перемен — появление общегреческого диалекта койне, который поначалу стал общим диалектом в армиях Александра Великого, а со временем — дипломатическим и литературным языком всего Средиземноморья. С распространением греческого языка начинается и распространение греческого образования, важнейшим элементом которого является так называемая пайдейя — воспитание социальных, моральных и политических добродетелей. Разделение общей для глобального в то время мира пайдейи упрощало коммуникацию, делало ее более эффективной. Подвластные могли рассчитывать на понимание со стороны властителя (чаще всего грека), если они разделяли те же ценности, что и он. Происходит нечто вроде унификации образования по греческому образцу. Чтобы осуществить успешную трансляцию греческой культуры, по всему Средиземноморью начинают открываться риторические и грамматические школы. Грамматики обучали греческому языку и литературе, риторы — искусству речи.

Три политические идеи Цицерона

Основа философии Цицерона состоит из трех взаимосвязанных элементов: вера в природное равенство и непринужденное для человека государство. Подлинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он дал доктрине стоиков естественного права заявление, в котором оно было широко известно во всей Западной Европе с его дня оглашения вплоть до XIX века.

Цицерон о государстве и праве говорил не первый. Так, например, в некоторых работах заметно, что он объединил платоновские принципы и справедливости вечного и стоического верховенства и универсальности права, как оно существует в природе. Разносторонний закон естества связывает всех людей вместе.

Естественные правила неизменны, и их можно найти во всех народах. Эта универсальность права составляет основу мира. Поскольку нормы природы являются высшими, никто не может его нарушать.

По словам Цицерона, истинный закон — это верный разум в согласии с природой. По его мнению, естество — высшее проявление правильного сознания. Это универсальное применение, неизменное и вечное. Он призывает к выполнению своих распоряжений и предотвращает неправильные действия своими воспрещениями.

Его команды и запреты всегда влияют на хороших людей, но никак не сказываются на плохих. Попытка изменить этот закон не является грехом, так же как нельзя пытаться отменить какую-либо его часть или полностью его.

Цицерон привел понятие абстрактного разума и естественного права в непосредственную связь с деятельностью человеческого сознания и законодательством государства. Если людское право соответствует рассудку, оно не может противоречить природе.

Это подразумевает, что, согласно Цицерону, человеческое законодательство, нарушающее закон естества, должно быть признано недействительным.

Ссылки

[]

Ссылки

[править] См. также

  • Древний Рим
  • Гай Марий
  • Сулла
  • Цезарь
  • Парфянский поход Красса

[править] Первый заговор Катилины

Участвуя в сулланских проскрипциях, Катилина нажил какое-то состояние, но вскоре всё потерял из-за тяги к роскошной жизни. Он сожительствовал с весталкой Фабией, сестрой жены Цицерона. В 73 году Катилину обвинили в хульстве и потащили в суд. Ему грозила смертная казнь, но благодаря защите Катула Катилину оправдали. После этого он убил пасынка богатой вдовы Аврелии Орестиллы, чтобы жениться на ней. Но вскоре промотал и эти деньги.

Луций Катилина, человек знатного происхождения, отличался большой силой духа и тела, но злым и дурным нравом. С юных лет ему были по сердцу междоусобные войны, убийства, грабежи, гражданские смуты, и в них он и провел свою молодость. Телом он был невероятно вынослив в отношении голода, холода, бодрствования. Духом был дерзок, коварен, переменчив, мастер притворяться и скрывать что угодно, жаден до чужого, расточитель своего, необуздан в страстях; красноречия было достаточно, разумности мало. Его неуемный дух всегда стремился к чему-то чрезмерному, невероятному, исключительному. После единовластия Луция Суллы его охватило неистовое желание встать во главе государства, но как достичь этого — лишь бы только заполучить царскую власть, — ему было безразлично. С каждым днем все сильнее возбуждался его необузданный дух, подстрекаемый недостатком средств и сознанием совершенных преступлений; и то и другое усиливалось из-за его наклонностей, о которых я уже говорил. Побуждали его, кроме того, и испорченные нравы гражданской общины, страдавшие от двух наихудших противоположных зол: роскоши и алчности.

Гай Саллюстий Крисп, «О заговоре Катилины»

Консулами на 65 год избрали Публия Автрония Пета и Публия Корнелия Суллу (племянника диктатора). Но вскоре после своего избрания они были признаны виновными в подкупе избирателей (демократия, ёба!) и лишены консульства. Огорчённые недоконсулы сговорились с Катилиной и примкнувшим к ним Гнеем Писоном выпилить новых консулов и восстановить Пета и Суллу в должностях. Говорят, что Красс намечался в диктаторы, а должность magister equitum взял бы Гай Юлий Цезарь. Заговор был дважды сорван: сначала Красс в условленный день не явился на форум, и Цезарь не подал знак заговорщикам; в другой раз уже Катилина подал знак к началу резни ранее намеченного срока. ЧСХ, Цицерон и Саллюстий, современники событий, молчат об участии Красса и Цезаря. А против заговорщиков почему-то не последовало никаких репрессий…


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования