Сочинение на тему «почему повесть называется «выстрел?»

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе

Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог

Сонник Дома Солнца

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Сочинение по повести Выстрел Пушкина 6 класс

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом. В поединок вступали практически по любому поводу: защищая честь дамы, ради мщения обидчику, который нанёс оскорбление либо словом, либо причинил физический ущерб даже самый минимальный. Например, в повести «выстрел» отставной гусар Сильвио должен был драться на дуэли за пощёчину. Но не стал. Для его обидчика дуэль походила на игру. Он явился на поединок со шляпой черешни в руках. И спокойно ел её. Такое отношение соперника возмутило гусара. Поэтому он решил дуэль перенести. «Я вижу вам не до дуэли. Вы изволите завтракать»- заметил Сильвио. Выстрел остался за ним. Обидчик свой выстрел сделал, но не попал.

Гусар ждал своего часа 6 лет.

Он появился в доме бывшего обидчика в момент, когда тот был женат и счастлив. И совершенно не ожидал расплаты.

Дуэль снова состоялась. Первым опять выпало стрелять обидчику. В момент, когда должен был стрелять Сильвио, ворвалась жена графа, именно он был тем обидчиком, и начала упрашивать гусара. Граф старался успокоить жену. Сказал, что они просто шутят. Но Сильвио ответил на вопрос графини: «правда ли муж говорит?»,- что, конечно всё у них с графом произошло шутя. И пощёчина тоже была шуткой. И стрелял граф в него два раза тоже ради шутки.

Влюбилась в мертвого

Дантеса приговорили к смертной казни. Но только лишили чинов и выслали из России. С женой он поселился в Вене.

— Мы не увидим госпожи Дантес, она не будет бывать в свете, и в особенности у меня, так как знает, что я смотрела бы на ее мужа с отвращением», — писала графиня Фикельмон, распорядительница венских приемов.

Через семь лет после свадьбы при родах долгожданного наследника Екатерина Дантес скончалась от заражения крови. Она родила мужу трех дочерей и сына. Младшая девочка, Леони-Шарлотта, обладала живым умом. Увлекалась науками и самостоятельно освоила курс Политехнической школы. Выучила русский язык и так увлеклась нашей культурой, что брат Луи-Жозеф назвал ее «до мозга костей русской». Прочла Лермонтова, Вяземского, Жуковского. Когда в ее присутствии сказали, что русская литература «медвежья писанина», она назвала грубияна невеждой. Леони одной из первых в Европе осознала значение Пушкина для мировой культуры. И это стало проклятием.

Дочери Дантеса и Гончаровой: Леони-Шарлотта, Матильда-Евгения и Берта-Жозефина. Екатерина умерла при родах сына Луи-Жозефа в 1843 году

Она влюбилась в мертвого поэта. Цитировала наизусть в оригинале. И украсила будуар его портретами. Узнав причину, по которой на руке отца красуется уродливый шрам, она прокляла его. Когда-то любимый отец стал ей ненавистен. За семейным столом она цедила обвинения, пока однажды не выпалила: «Папа, вы — убийца!» Сломленный Жорж избегал собственного дитя. Чем сильнее он отдалялся, тем крепче становились одержимость и ненависть дочери. Когда ей исполнилось 28 лет, он решил, что она сошла с ума из-за фантомной любви к собственному дяде. Следующие 20 лет Леони-Шарлотта провела в лечебнице для душевнобольных, где ее «лечили» обливаниями ледяной водой и смирительной рубашкой. На волю она так и не вышла.

Предательский бронежилет

Вокруг дуэли ходит много слухов. Главный: на Дантесе был бронежилет — то ли кольчуга, то ли драгунская кираса. Пушкинский выстрел достиг цели — пробил навылет правую руку. Если бы пуля не встретила препятствия, офицер был бы при смерти. Его бы осмотрели, и обман вскрылся!

Кольчуга, якобы защитившая Дантеса, скорее всего, расхожая байка

Другой вопрос: мог бы выжить Пушкин? Ранение в живот — мучительно и опасно. Одним из врачей умирающего поэта стал Владимир Даль, будущий автор словаря. Он сразу указал на серьезность ранения, что подтвердило посмертное вскрытие. Даль же отметил, что отвары, компрессы и пиявки лишь отвлекали от реальных угроз.

Стихи — Стихи про уходящую осень

Сюжет повести «Гробовщик» кратко

Главный герой повести «Гробовщик» Пушкина человек был полностью соответствующий своей профессии. Поэтому хмуро допивая седьмую чашку чаю, он размышлял о том, что процессия на прошлой неделе попала под дождь. Это привело к порче шляп и мантий. Возместить ущерб он надеялся за счет купчихи Трюхиной, которая вот уже год была присмерти. Но умирала она на Разгуляе и Прохоров серьезно опасался, что наследники забудут о своем обещании и сторгуются с ближайшим подрядчиком. Сии размышления прервал приход немца-ремесленника – Готлиба Щульца. Он жил через улицу как раз напротив его окошек. Этот веселый и разговорчивый человек пришел дабы познакомится с новым соседом и заодно пригласить его на свою серебряную свадьбу, отмечать которую собрался завтра днем. Они перекинулись несколькими шутливыми словами по поводу ведения бизнеса и сапожник откланялся.

Далее в повести Белкина «Гробовщик» читать можно о том, как на следующий день ровно в 12 часов Прохоров со своими дочерями отправились на празднование. Квартирка сапожника была набита гостями и из русских был только булочник Юрко. С ним то и свел знакомство Адриян. И когда сели за стол оба ели за четверых. А потом посыпались тосты. Сначала за здоровье, а потом полушутливые тосты. Адриян даже сам предложил один такой. Но затем один из гостей предложил выпить за здоровье тех, на кого мы работаем. Все поддержали, а Юрко поддел гробовщика, что ему то придётся пить за здоровье мертвяков. Никто этого не заметил и веселье продолжилось и разошлись уже изрядно навеселе, когда благословили к вечерне.

Но главный герой повести Пушкина «Гробовщик» пришел домой сердитым. «Что ж это значит, коль я гробовщик, так мне палач брат?» — рассуждал он. «Хотел я их позвать на новоселье, но не бывать тому! Я созову тех, на кого работаю – мертвецов православных!». Работница хотела была возразить, но Адриян с тем и оправился в кровать.

Далее в нашем повести Белкина «Гробовщик» кратком содержании вы узнаете, что Прохорова разбудили еще затемно. Купчина Трюхина скончалась. С этим известием приехал приказчик, которому гробовщик дал гривневый на водку. Когда он приехал к дому покойницы там уже расхаживали купцы и полиция. Сама покойница лежала на столе, а в помещении теснились родственники и соседи. Он подошел к наследнику и пообещал, что все необходимое будет доставлен во всей исправности. Наследник же поблагодарил и сказал, что торговаться он не намерен и во всем полагается на совесть Адрияна. Тот не преминул побожится и обменялся многозначительным взглядом с приказчиком. Целый день он был в разъездах и лишь под вечер отпустил извозчика. Домой он шел пешком, благо ночь была лунная. Около Вознесения его окликнул Юрко и пожелал доброй ночи.

Уже подходя домой главный герой повести «Гробовщик» Пушкина увидел тень, которая вошла в его калитку. Прохоров уже хотел кликнуть Юрка опасаясь воров, но потом подумал, что уж не любовники ли бегают к его дурам. Тут он увидел еще одну тень, которая узнав хозяина остановилась и сняла шляпу. Второпях он не разглядел гостя, хотя силуэт показался знакомым. Но церемонится было некогда, и он сам проводил гостя. Тут то и начинается чертовщина как в повести Гоголя «Нос». В комнатах его было полно народу – это были мертвецы, погребенные его стараниями. А вошел он в дом с бригадиром, которого хоронили под дождем. Он то и озвучил, что все они с радостью откликнулись на его приглашение. Некоторые правда постеснялись своего нынешнего вида и не пришли. Но вот отставной сержант Петр Петрович Курилкин, которому гробовщик продал свой первый гроб в 1799 году, выдав сосновый за дубовый, не удержался и тоже пришёл. В это время вперед выбился скелет в ботфортах, череп его улыбался. Скелет уже простер руки для объятий, но Адриян оттолкнул его. Тот упал и рассыпался. Это вызвало бурю негодования и угроз. Прохоров потерял присутствие духа и сам упал прямо на кости, а затем лишился чувств.

Солнце освещало постель главного героя повести Белкина «Гробовщик», когда он открыл глаза. С ужасом он вспомнил вчерашний вечер. Аксинья подавала ему халат. Он поинтересовался у нее не приходили ли к нему от покойницы Трюхиной. Аксинья удивилась: «Да разве она умерла?». Прохоров сказал, что она же вчера сама ему помогала обустроить похороны. На что домработница ответила, что вчера гробовщик целый день праздновал у немца. Адриян понял, что все это ему приснилось, и велел звать дочерей и ставить чай.

Ваш комментарий к ответу:

Смысл заглавия и жанр

Жанровое направление произведения определяется по-разному, поскольку авторское мнение отличается от того, как его обозначили критики. Так как цикл сочинений называется «Повести Белкина», то произведение «Выстрел» — это своей сути повесть, но многие литературоведы называют ее новеллой.

Заглавие само говорит о том, какова будет основная тема в повести. Непосредственно выстрел начинает преследовать читателя с первых строк произведения: стены в доме Сильвио продырявлены множественными пулями, он каждый день стрелял в картину, а разговор графа и рассказчика начался с того, что офицер увидел простреленный портрет. Так, заголовок связан не только с основным сюжетом (дуэлью), вокруг которого идет весь рассказ. Суть названия проходит через все произведение красной нитью.

В повести две части, которые описывают события, случившиеся с разницей в 5 лет. Рассказ происходит от первого лица, офицера, ставшего свидетелем, как происходила история взаимоотношений между героями в течение определенного времени.

Композиция является довольно необычной, она написана с учетом того, насколько рассказчик в повести «Выстрел» знает о событиях, свидетелем которых не являлся, ему рассказывают эту историю участники спора.

Вначале отмечается эффект таинственности, поскольку офицер намекает читателям на то, что непонятное поведение его друга (один из дуэлянтов) объясняется загадочной историей. Ее читатель узнает лишь во время окончания главы, когда Сильвио сообщает секрет офицеру.

На этом история заканчивается, и дальнейшее развитие происходит через 5 лет. В это время рассказчик познакомился с другим участником спора (графом). И опять читатель вначале видит этого персонажа со стороны, не зная, кто он в действительности, и лишь в процессе «случайного» разговора с ним, от лица рассказчика узнает его настоящую роль в этом сюжете.

Дуэль — первая кульминация повести

Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней — вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио. Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.

Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.

О таких людях говорят: «Нервы — как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.

Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» — подумал он. О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования. Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Возобновление поединка

Прошло пару лет, и повествователь поселился в небольшой деревне, в которой постоянно скучал. Он не знал, чем бы заняться и не имел соседей, с которыми мог иметь приятельские отношения. Окружающие его люди много пили и не могли поддержать интересный разговор. Однако однажды в пустующее имение вернулась графиня с супругом. Мужчина очень обрадовался новому обществу, поэтому сразу поехал к ним в гости.

Роскошное убранство имения поначалу смутило его, но хозяева общались с рассказчиком довольно просто и без лишних церемоний. По этой причине он быстро разговорился с ними. Осматривая личный кабинет графа, мужчина заметил, что висящая картина была прострелена несколькими пулями.

Повествователь похвалил отличный выстрел, и разговор плавно перешел на тему меткой стрельбы. В этот момент он и вспомнил о гусаре. Граф был сильно удивлен, услышав его имя. Оказалось, что он и являлся тем молодым парнем, которого намеревался застрелить Сильвио. Простреленная картина осталась ему в память после их последней встречи. Мужчина рассказал эту увлекательную историю.

Несколько лет назад мужчина проводил собственный медовый месяц с супругой в этой усадьбе. Однажды они катались верхом, и лошадь графини заупрямилась, поэтому она решила пройтись пешком, а граф уехал в поместье первый. Когда он вернулся, то дома его ожидал гусар. Он сообщил, что пришло время отдать собственный выстрел.

Мужчина пришел в ужас и попросил гусара поскорее выстрелить, чтобы этого не видела девушка. Однако Сильвио почему-то медлил. Он сказал, что необходимо вновь бросить жребий, а иначе это можно будет считать убийством.

Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.

Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым. Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа. Это был феноменальный выстрел — память для графской четы на всю оставшуюся жизнь.

Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

«Выстрел», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина

Произведение «Выстрел» входит в цикл первого прозаического сборника Пушкина под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Оно написано в продуктивный период творчества поэта — Болдинскую осень. Работу над «Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года, а весь цикл был впервые опубликован в Санкт-Петербурге в 1831 году.

Повесть имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей.

Такой

прием помогает раскрыть Образы героев наиболее объективно.

Повесть состоит из двух частей. В центре каждой — выстрел на дуэли. Первая часть посвящена личности главного героя — Сильвио.

Вначале о нем рассказывает подполковник, затем герой сам описывает события, составляющие завязку произведения. О дуэли Сильвио и графа читатель узнает из повествования последнего.

Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф. Первоначальную характеристику, как будущему соседу подполковника, дает ему Сильвио. Затем сам подполковник делится впечатлениями о новых соседях.

В

конце повести граф рассказывает о последней встрече с Сильвио, которая произошла во время дуэли. События в «Выстреле» постоянно чередуются с воспоминаниями героев, но это не мешает восприятию произведения, повесть читается удивительно легко.

Литературные критики указывают на интересный прием, который использовал Пушкин. В первом восприятии произведение кажется наполненным романтическими штампами. Здесь есть загадочный герой с интригующим именем. Он — бывший гусар, великолепный стрелок. Ревность, зависть, месть, пощечина, дуэль, ненависть и даже героическая гибель главного героя также присутствуют в сюжете.

Но затем оказывается, что романтическая атмосфера повести — лишь красивый фантик. На самом деле произведение глубоко Реалистично, да еще с элементами автобиографии поэта.

Исследователи пушкинского творчества считают, что Образ Сильвио имеет свой прототип. Это — известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.

Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета — факты из биографии самого Пушкина. В Кишиневе во время дуэли с Зубовым молодой поэт ел черешню и сплевывал косточки. Новую шляпу секунданту Пушкина Дельвигу прострелил Кюхельбекер. Задетый насмешками Александра Сергеевича, он нечаянно нажал на курок.

Дельвиг чудом остался жив.

Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период.

Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».

Образы двух противников во многом похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную». Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении.

Он ненавидит соперника, который внезапно появился и потеснил Сильвио с пьедестала.

Характеры героев раскрыты в динамике, что противоречит традициям Романтизма. В этом проявилось изменившееся отношение автора к идеалам бурной юности. Зрелый Пушкин, как и его герои во второй части произведения, понимает ценность человеческой жизни.

Сильвио не убивает своего противника. Ему достаточно потешить самолюбие, увидеть в глазах соперника страх. Постепенно перед читателем возникает образ, далекий от честного и благородного романтического героя. Черты таинственного, мрачного, щедрого и гордого смельчака Сильвио дополняются злобой, мстительностью, желанием победить любой ценой. Ему не хватает элементарной порядочности, чтобы избавить от тягостного зрелища молодую жену графа.

Образ Сильвио вызывает у читателей разные чувства. Одни считают его поступки правильными и справедливыми, другие — разочаровываются, испытывают негодование. Нет единого мнения и у литературных критиков.

Окончательно схема романтического произведения разрушается в последнем предложении, где говорится о гибели Сильвио. Пушкин, хоть и косвенно, указывает место и дату этого трагического события. Образ храброго и самолюбивого дуэлянта окончательно приобретает реальные черты.

Мастерство автора проявилось не только в умелом использовании романтического антуража для философских раздумий о чести и смысле жизни

Динамика сюжета, богатство литературного языка и противоречивость поступков главных героев постоянно приковывают внимание читателей к повести «Выстрел»

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины. Д. С. Лихачёв
Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.
“Повесть временных лет” – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. “Повесть” рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.
В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является “Сказание о Кожемяке”.
Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.
Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.
Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Главные герои и их характеристика

  1. Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко.
  2. Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
  3. Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.

Подробный пересказ повести

Глава I

Рассказчик, Иван Петрович Белкин, вспоминает службу армейским офицером. Вместе с товарищами они нередко бывали у единственного штатского в компании — отставного гусара Сильвио. Это был интересный, но угрюмый и злой на язык человек лет 35. «Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета»: все стены в его доме были продырявлены пулями, и стрелял он поистине великолепно.

Однажды во время игры в карты новенький офицер из-за спора о счете оскорбил Сильвио: запустил в него медный подсвечник. По законам дворянской чести, оскорбленный должен был вызвать поручика на дуэль, но, к всеобщему удивлению, Сильвио не стал требовать поединка, «довольствовался очень легким объяснением и помирился» с офицером.

Заподозрить Сильвио в трусости было невозможно: очевидно, что со своим мастерством он легко убил бы обидчика на дуэли. Но рассказчик с тех пор стал избегать его, считая, что честь знакомого «замарана и не омыта по его собственной вине».

Однажды Сильвио получил письмо, по прочтении которого объявил, что должен уехать сегодня же ночью. После прощального обеда с шампанским хозяин попросил рассказчика задержаться и объяснил, почему отказался стреляться с поручиком: «Я не имею права подвергать себя смерти. Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив».

Оказывается, будучи гусаром, Сильвио поссорился с одним знатным молодым человеком: «сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость», а тот вспыхнул и при свидетелях дал обидчику пощечину. Дуэль была неизбежна. На рассвете они встретились, чтобы стреляться из пистолетов с двенадцати шагов.

Противник явился на дуэль с фуражкой, полной черешен. По жребию, он стрелял первым и прострелил Сильвио фуражку. Гусар готовился отомстить, но увидел, что противник ничуть не боится:

Сильвио объявил секундантам, что сегодня стрелять не намерен. С тех пор он ждал удобного случая, чтобы отомстить обидчику. И вот спустя шесть лет из письма узнал, что «час настал» — противник женится. «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!» — сказал Сильвио, простился с собеседником и уехал.

Глава II

Пять лет спустя рассказчик, уже выйдя в отставку, скучает в загородном имении. Когда в соседнюю усадьбу на лето приезжают граф с женой, Белкин отправляется к ним в гости. Увидев на стене картину, которая «прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую», гость заводит разговор о стрельбе из пистолетов. Он вспоминает лучшего стрелка среди своих знакомых — Сильвио.

Граф вскакивает с места: «Сильвио! Вы знали Сильвио?» Он признается, что был тем самым «повесой», который дал гусару пощечину. А «простреленная картина есть памятник последней нашей встречи». Хозяин решает все рассказать Белкину: «Он знает, как я обидел его друга: пусть же узнает, как Сильвио мне отомстил».

Граф рассказывает, как однажды во время медового месяца вернулся с верховой прогулки с красавицей-женой и застал у себя дома незваного гостя. Это был Сильвио. «Выстрел за мною; я приехал разрядить мой пистолет; готов ли ты?» — спросил мститель.

Отмерили двенадцать шагов. Граф просил стрелять скорее, пока жена ничего не видит. Но противник медлил: ему не хотелось стрелять в безоружного, и Сильвио предложил начать дуэль с начала, по всем правилам. Кинули жребий, и первый выстрел вновь достался графу. Он выстрелил и промахнулся; пуля попала в картину.

Сильвио стал прицеливаться для ответного выстрела, но тут вбежала жена графа — Маша. Она бросилась к ногам мстителя, пытаясь спасти мужа. Граф просил стрелять, не медлить больше. Но Сильвио отказался сделать роковой выстрел: «Я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

На прощание он, почти не целясь, пустил пулю в ту же картину, куда попал граф. Графиня лежала в обмороке.

Сильвио ни граф, ни рассказчик больше уже не видали: говорят, он погиб в Греции, сражаясь за освобождение страны от турецких завоевателей.

Станционный смотритель

Пушкинский маленький человек — это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Восстановление пароля

Общество

Отзывы о Книга «Выстрел» — А.С. Пушкин 21

Совсем не герой

Рекомендую!

Это Пушкин

Нет

Добрый день!Это еще одна из «Повестей Белкина», которую каждый из нас когда-то читал. Но вот понял ли или просто пролистал? Думаю, второе ближе к истине-слишком молоды и неопытны мы в тот момент, когда изучаем «Выстрел» в школе. О чем же эта повесть и как воспринимать…

54

26

2

Подробный отзыв

Пушкин — знаток человеческих душ.

Рекомендую!

Сюжет, лёгкий язык

Нет

Ещё одна из «Повестей Белкина» — чудесного сборника пяти рассказов, мастерски написанных Пушкиным.В этой повести поражает очень глубокий психологический разбор персонажей. Одной из отличительных черт прозы Пушкина является её реалистичность. И вроде сейчас уже время другое, уж 200 лет почти отделяет на от современности Пушкина,…

6

2

Подробный отзыв

Наводит на размышления, ставит перед выбором…

Рекомендую!

Смысл, яркое и полноценное описание характера главного героя и других героев

Для меня их нет

Здравствуйте, уважаемые пользователи и читатели сайта «Отзовик»!Уж коли я решилась восстановить в памяти своё знакомство с великим писателем и поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, так буду делать это ежедневно, читая по рассказу перед сном. Вчера утром я уже знакомила вас со своими впечатлениями от прочитанного мною…

69

28

2

Подробный отзыв

Дуэлянты, к барьеру!

Рекомендую!

Авторский стиль, герои

Нет

Здравствуйте дорогие друзья однополчане (отзовичане).Сегодняшний свой отзыв хочу посвятить этой повести великого русского писателя А. С. Пушкина. Именно с неё начинается известный цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Как и всегда в этих повестях рассказ ведётся от имени автора (Белкина). Причём сам автор является…

55

15

Подробный отзыв

Я поклялся застрелить его по праву дуэли…

Рекомендую!

Читается на одном дыхании

Нет

Добрый день, дорогие друзья!Перечитывать классику не устаешь…То, что проходили в школьные годы, забывается, потому как воспринималось совершенно под другим углом. Повесть «Выстрел» относится к серии рассказов » Повести Белкина».Основная тема этой повести — дуэль между двумя мужчинами Сильвио и молодым успешным графом. Первый кутила и…

32

7

2

Подробный отзыв

Месть гусара Сильвио

Рекомендую!

Глубокое психологическое произведение

Нет

Когда я читала «повести Белкина», то они несомненно произвели на меня особое впечатление. Я ими была очарована, и мне хотелось их читать и читать снова. Они конечно же все написаны вовсе не в стихах, а в прозе, и они являются сами по себе особенно интересными,…

51

25

4

Подробный отзыв

Одержимость

Рекомендую!

Прекрасная проза Пушкина

Нет

В последнее время тема дуэли часто встречается мне в художественных произведениях (фильм «Дуэлянт», книга «Поединок» А. И. Куприна и пр.). О, времена! О, нравы! Честь, гордость, возмездие, высокомерие, жестокость, спорт…Именно такие ассоциации возникают у меня при слове «дуэль» — один на один, лицом к лицу…

107

29

16

Подробный отзыв

Последний выстрел

Рекомендую!

Противостояние, природа мести, стоит ли убивать ради утоления мнимого честолюбия

Не заметил

Произведение «Выстрел», это самая первая повесть из «Повестей Белкина» Александра Сергеевича Пушкина.Естественно, в ней речь идёт о дуэли.Все мы знаем, что Пушкин любил стреляться, да и погиб он на одной из них.Так, что эта тема была очень знакома автору произведения. Немного о сюжете.Мастер стрельбы Сильвио…

44

12

5

Подробный отзыв

Хорошая книга

Рекомендую!

Сюжет

Нет

Прочитал сегодня, всего за 20 минут, но и этого хватит. Мне книга не могу сказать что не понравилась, просто не фанат книг вообще. Просто список литературы на лето. А так неплохо.

1

Подробный отзыв

Актуальная книга

Рекомендую!

Актуальная, учит думать, авторство, персонажи

Не отметил

Доброго времени суток, дорогие читатели. Много произведений было создано великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Но о книге » Выстрел» я раньше даже не слышал, а когда узнал, то решил прочитать. Книга я нашёл в сети интернет и начал читать. Относится этот рассказ к повестям Белкина….

2

1

1

Подробный отзыв

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий