Описание картины брюллова «последний день помпеи»

Вера

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

Описание 2

Известно, что Брюллов сам посетил Помпеи, город, который был разрушен извержением вулкана Везувий, и еще во время своего нахождения там делал множество набросков и зарисовок для своей будущей картины. Его поразила разрушительная сила природы и то, на что она способна. Под этим влиянием он смог создать по истине шедевр мировой культуры и живописи.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане. При создании бурлящей лавы Карл Петрович Брюллов использует ярко-красный цвет, чтобы изображённые брызги бурлящей жижи из жерла вулкана выделялись на фоне тёмного неба.

Вокруг рушатся здания. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Каменные блоки, из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Испуганное животное пытается избавиться от мешающего наездника, чтобы умчаться прочь от опасности. Рядом с лошадью расположилась толпа. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

В самом центре лежит мёртвая красавица. Её драгоценности рассыпаны вокруг бездыханного тела, а шикарные одеяния разорваны. Используя этот образ Брюллов ещё раз доказывает тщетность материальных богатств. На девушке лежит испуганный ребёнок. Он не понимает, почему мама до сих пор не встаёт. В левом краю картины показаны люди, пытающиеся спасти вещи. В испуге юноши и девушки пытаются укрыться руками от надвигающегося стихийного бедствия.

Несмотря на всю мрачность картины, люди получились очень живыми. Так и кажется, что вот-вот они засуетятся, забегают по картине в надежде спасти свою жизнь.

При упоминании имени Карла Петровича Брюллова многие вспоминают такие шедевры русской живописи как «Итальянский полдень», «Всадница», портреты знаменитых людей. За сюжетами художник обращался и к литературным произведениям (например, «Гадающая Светлана» по балладе Жуковского «Светлана»), и к мифам («Нарцисс смотрящийся в воду») и к истории («Смерть Инессы де Кастро»). К последнему жанру относится и картина «Последний день Помпеи».

Как создавалась картина


В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

В соседних городах люди умирали словно в фильме ужасов

Удивительно, но историки до сих пор не могут со 100-процентной уверенностью рассказать, как погибали люди в Помпеях. Принято мнение, что они угорели от газов и были накрыты пеплом, многие погибли под разрушенными зданиями. Совсем другие причины смерти были в соседних городах Геркулануме и Оплонтисе. Здесь картина катастрофы была сродни сценам из фильма ужасов. По данным ученых, здесь люди пострадали от пирокластических волн. Это смеси ядовитых газов, лавовых капель и смеси пепла. Ключевым и решающими факторами стала их скорость распространения 80 км/час и температура 705 градусов по Цельсию.

Мой столик выглядел ужасно: обклеила его кусочками дисков и залила смолой (фото)

Обаятельные и тонкие натуры: популярные россиянки, рожденные под знаком Рака

О доме, записях и паролях: что еще «расскажет» старая машина новому владельцу

Такая жара заживо сжигала человека. С научной точки зрения, жидкости в организме мгновенно закипают, в том числе мозг. Голова просто напросто взрывалась в буквальном смысле. За 10 минут все мягкие ткани испаряются, остается только скелет. Такое и произошло со многими жертвами этих городов.

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Но не от всех бесстрастных идей классицизма ушел живописец. Его герои прекрасны внешне и внутренне. Ужас их положения заглушен идеальной красотой персонажей. Этим смягчен для зрителя трагизм их состояния. Кроме того, в композиции используется прием контраста между паникой и спокойствием.

Знакомство Брюллова с Италией

В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.

В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.

Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.

Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа

Сочинение Чартков в рассказе Портрет

Странная погода

Не только двойной праздник был причиной большого количества жертв, в тот день погода тоже сыграла злую шутку. В Италии в это время года ветер обычно дует юго-западный. Если бы так и было в тот день, то облако пепла и газа унесло из города за горы. Конечно, жара и лава сделали бы свое дело, но жертв все равно было бы меньше. По странным причинам в тот день ветер оказался северо-западным. Многие люди просто не успевали убежать и задыхались от газа, некоторых накрывали слои пепла. Некоторые пытались спастись на кораблях, но не успевали добежать до пристани.

По праздникам готовлю брауни а-ля батончик «твикс»: пальчики оближешь

В кухне не было ремонта с 70-х годов: решили ее преобразить (результат шикарен)

Соседка обновила свою старую кухню за копейки. Результат превзошел все ожидания

По этой причине некоторые историки даже считают неверной дату извержения Везувия. Направление ветра, а также характер одежды (она была более теплая, чем в августе) наводят на размышление о том, что извержение произошло поздней осенью.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Выразительные средства

Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.

С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.

Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.

Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.

Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.

Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.

Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:

  • различные оттенки красного цвета: зарево, одежда людей, цветы на голове у девушки;
  • зеленый, желтый и голубой: окружающий пейзаж, здания.

Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.

Предыдущая
КультурологияСообщение о гуслях — описание, происхождение и значение инструмента
Следующая
Культурология«В жаркий день» — описание картины Владимира Егоровича Маковского

Варварство и мародерство современников

Если Египет чему-то нас и научил, так это тому, что люди действительно не преклоняются перед святостью мертвых, а гробницы разоряют, как только их вскрывают. То же самое верно и о Помпеях. Несмотря на то что это последнее пристанище для тысяч жертв, все грабители думают о том, сколько дорогих вещей похоронено с ними. И жители, которые в ужасе покинули свои дома, облегчили жизнь этим ворам, поскольку многие из них захватили все свои ценности, чтобы унести с собой.

Поскольку Помпеи долгое время хранили свои тайны, вплоть до 1800-х годов, эти могилы для грабителей имеют ценность и сегодня. Много ценных вещей сохранилось до сих пор под слоем пепла. На официальном сайте Помпей упоминаются археологи, которые раскопали одну комнату и нашли туннели, вырытые в пепле. Останки шести человек, разбросанные вокруг, говорили о том, что этот ущерб был нанесен людьми, а не вулканом.

В 2016 году был выявлен магазин с доказательствами того, что мародеры сбывали там свои находки. К счастью, им не удалось добыть на раскопках очень многого. В 2017 году было столько набегов на могилы, что для археологов это стало гонкой: они стремились быстрее откапывать новые районы, прежде чем их обнаружили мошенники.

Некоторые люди, которые воруют, не копают туннели. Они просто собирают вещи, когда посещают Помпеи как туристы. И многим из них приходится сожалеть об этом решении. По данным «Телеграфа», за последние годы властям было отправлено сто посылок с возвратом вещей, украденных в качестве сувениров. Видимо, многие люди поняли, что они приносят неудачу в их жизнь.

Центральная и левая часть холста

В центре – разбившаяся намертво молодая мать, которую обнимает ничего не понимающий малыш. Это очень трагичный эпизод. Умершая символизирует гибель античного мира.

Самоотверженные сыновья несут бессильного старика-отца. Они наполнены любовью к нему и совсем не думают о своем собственном спасении.

Юноша уговаривает сидящую без сил мать встать и пойти, чтобы спастись. Вдвоем это трудно, но благородство не позволяет юному молодому человеку оставить старушку.

Молодой парень всматривается в лицо нежной невесты, совсем потерявшей силу духа от стоящего кругом грохота, вида смертей, огненного зарева, которые им сулят гибель.

Ключевой картиной в истории искусства суждено было стать шедевру «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Он уловил дух времени и создал полотно о тех, кто умеет жертвовать всем ради своих близких. Об обыкновенных людях, чьи нравственные понятия стоят неизмеримо высоко во время жестоких испытаний. Зрелище того, как мужественно они выносят выпавшее на их долю тяжкое бремя, должно служить примером, как в любую эпоху и в любом месте действует истинная любовь к человеку.

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коня. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

Маски ужаса на лицах

Не многие чувствуют сострадание к людям, которые погибли 2 тысячи лет назад, но вот ученые и археологи, которые занимались раскопками, изучением останков, словно пережили то событие. Они рассказывают, что в мельчайших подробностях воспроизвели все ужасы того дня, видели момент страха на лицах, в том числе и детских.

Археологи XIX века, производившие первые раскопки, обнаружили, что каждый скелет был окружен словно коконом из пепла. Затвердев, этот пепел, как папье-маше сохранил образы людей. Тогда то и сохранили все слепки людей. Были прекрасно сохранены все позиции, в которых они умирали. Многие сгрудились группами, некоторые обнимались. Остались даже слепки животных, в том числе собаки, которая извивалась перед смертью на земле.

Девушка стильно перекрасила чёрный стол: фото до и после преображения

Зелень придает визуальный эффект и увеличивает размер: способы «оживить» стены

Результат получился шикарный: отреставрировали бабушкин винтажный столик

История создания

Картина была написана во время итальянской поездки мастера. Брюллов должен был набраться опыта у своих западных коллег тем более, что его давно приглашали посетить выставки Италии. Посмотреть, в каких условиях работают и живут мастера. И как именно они стараются донести до публики конечные мысли.

Брюллов получил деньги на поездку у Российской Империи. Власти были не против поддержать начинающего художника, тем более что академия художеств лично ручалась за него. Нужно было только выдать оговоренную сумму денег, чтобы благодаря ей, юноша смог прожить. Работая над картинами, а не думая, откуда взять денег.

Изучая историю Италии, Карлу очень сильно понравился сюжет падения развитого города от руки стихий. В этом событии творец видел сакральную закономерность, которая постигнет каждого человека к некой мере. Рано или поздно, природа все равно возьмет свое.

Картина была удостоена разных наград. Итальянцы восторженно смотрели на гений, что сумел передать интересное событие прошлого в новой форме. Брюллов получит признание за границей, а после вернулся к себе домой.

Начало работы

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

После этого художник начал изучать исторические документы. Художник нашел нужные ему сведения в письмах свидетеля этой стихийного бедствия Плиния Младшего и известного римского историка Тацита. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны… Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли… К их страху прибавилось новое чувство — неотвратимость трагедии. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова.

Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того, художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени.

Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5‑ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми.

Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама — та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того, в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Подведем итог. Почему “Последний день Помпеи” – шедевр

“Последний день Помпеи” монументален во всех отношениях. Огромное полотно – 3 на 6 метров. Десятки персонажей. Множество деталей, по которым можно изучать древне-римскую культуру.

“Последний день Помпеи” – это история о катастрофе, рассказанная очень красиво и эффектно. Герои самозабвенно сыграли свои роли. Спецэффекты – на высшем уровне. Свет поставлен феноменально. Это театр, но очень профессиональный театр.

В русской живописи больше никто не смог так написать катастрофу. В западной живописи “Помпеи” можно сравнить только с “Плотом медузы” Жерико.

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1793 г. Лувр, Париж

И даже сам Брюллов уже не смог себя превзойти. После “Помпеи” ему так и не удалось создать подобного же шедевра. Хотя проживёт он ещё 19 лет…

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий