Краткое содержание колымские рассказы шаламова для читательского дневника

Краткое содержание

В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.

Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты. Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал. Блатной взбесился и заколол его.

В эпизоде «Плотники» рассказывается о рабочем Поташникове. Заключенные выходили работать в любую погоду. На улице стояло —55°С, жара была изнуряющей. Поташников решил вызваться на работу в мастерскую. Он не был плотником, но мечтал побыть хоть немного в теплом помещении. В «Одиночном замере» идет речь о заключенном Дугаеве. Он физически не может выполнить норму. В итоге его расстреляли, и он только сожалел, что промучился последний день.

Как-то главный герой получил посылку от жены. В ней были бурки и чернослив. Обувь пришлось продать, а на вырученные деньги он купил масло и хлеб. Но продукты сразу забрали другие заключенные.

Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.

Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.

«Шерри Бренди»

Поэт-заключенный, которого считали первым поэтом 20 века в нашей стране, умирает. Он лежит на нарах, в глубине их нижнего ряда. Умирает поэт долго. Иногда к нему приходит мыль, например, о том, что кто-то украл у него хлеб, который поэт положил себе под голову. Он готов искать, драться, ругаться… Однако сил на это уже нет. Когда ему в руку вкладывают суточную пайку, он прижимает ко рту хлеб изо всех сил, сосет его, пытается грызть и рвать шатающимися цинготными зубами. Когда поэт умирает, его не списывают еще 2 дня. Соседям при раздаче удается получать на него хлеб как на живого. Они устраивают так, что тот поднимает руку, как кукла-марионетка.

Плотники

На улице стоял жестокий мороз, от которого на лету замерзала слюна.

Поташников чувствует, что силы его на исходе, и если что-нибудь не произойдёт, то он просто умрёт. Всем своим измученным организмом, Поташников страстно и безнадёжно желает встретить смерть на больничной кровати, где ему будут уделять хоть чуточку человеческого внимания. Ему претит смерть при наплевательском отношении окружающих, с полнейшим равнодушием взирающих на смерть себе подобных.

В этот день Поташникову сказочно повезло. Какой-то приезжий начальник требовал у бригадира людей, умеющих плотничать. Бригадир понимал, что с такой статьёй, как у осужденных его бригады, не может быть людей с такой специальностью, и он объяснял это приезжему. Тогда начальник обратился к бригаде. Поташников вышел вперёд, за ним шагнул ещё один заключённый. Оба пошли за приезжим к месту своей новой работы. По дороге они выяснили, что ни один из них никогда не держал в руках ни пилы, ни топора.

Раскусивший их хитрость за право выживания, столяр отнёсся к ним по-человечески, подарив заключённым пару дней жизни. А через два дня пришло тепло.

«Последний бой майора Пугачева»

Автор свидетельствует о том, что после Великой Отечественной войны стали прибывать в лагеря заключенные, которые воевали и прошли через плен. Люди эти иной закалки: умеющие рисковать, смелые. Они верят лишь в оружие. Лагерное рабство их не развратило, они еще не были истощены до потери воли и сил. Их «вина» состояла в том, что эти заключенные побывали в плену или в окружении. Одному из них, майору Пугачеву, было ясно, что их привезли сюда на смерть. Тогда он собирает сильных и решительных, под стать себе, заключенных, которые готовы умереть или стать свободными. Побег готовят всю зиму. Пугачев понял, что бежать после того, как пережили зиму, могут лишь те, кому удастся миновать общие работы. Один за другим участники заговора продвигаются в обслугу. Один из них становится поваром, другой — культоргом, третий чинит оружие для охраны.

В один весенний день, в 5 утра, постучали на вахту. Дежурный впускает заключенного-повара, который, как обычно, пришел за ключами от кладовой. Повар его душит, а другой заключенный переодевается в его форму. С другими дежурными, вернувшимися немного позже, происходит то же самое. Далее все происходит по плану Пугачева. В помещение охраны врываются заговорщики и овладевают оружием, застрелив дежурного. Они запасаются провиантом и надевают военную форму, держа внезапно разбуженных бойцов под прицелом. Выйдя за территорию лагеря, они на трассе останавливают грузовик, шофера высаживают и едут, пока бензин не заканчивается. Затем они уходят в тайгу. Пугачев, проснувшись ночью после многих месяцев неволи, вспоминает, как в 1944 году совершил побег из немецкого лагеря, перешел линию фронта, пережил допрос в особом отделе, после чего был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам тюрьмы. Он вспоминает также, как в немецкий лагерь приезжали эмиссары генерала Власова, которые вербовали русских, убеждая, что попавшие в плен солдаты для советской власти — изменники Родины. Тогда Пугачев им не верил, но вскоре сам в этом убедился. Он оглядывает с любовью своих товарищей, спящих рядом. Немного позже завязывается безнадежный бой с солдатами, которые окружили беглецов. Заключенные погибают почти все, кроме одного, которого вылечивают после тяжелого ранения для того, чтобы расстрелять. Лишь Пугачеву удается сбежать. Он затаился в медвежьей берлоге, но знает, что его тоже найдут. О содеянном он не жалеет. Его последний выстрел — в себя.

Итак, мы рассмотрели основные рассказы из сборника, автором которого является Варлам Шаламов («Колымские рассказы»). Краткое содержание знакомит читателя с основными событиями. Подробнее о них можно прочесть на страницах произведения. Впервые сборник опубликовал в 1966 году Варлам Шаламов. «Колымские рассказы», краткое содержание которых вы теперь знаете, появились на страницах нью-йоркского издания «Новый журнал».

В Нью-Йорке в 1966 году были опубликованы лишь 4 рассказа. В следующем, 1967-м, 26 рассказов этого автора, в основном из интересующего нас сборника, вышли в переводе на немецкий в городе Кельне. При жизни так и не опубликовал в СССР сборник «Колымские рассказы» Шаламов. Краткое содержание всех глав, к сожалению, не входит в формат одной статьи, поскольку рассказов в сборнике очень много. Поэтому рекомендуем самостоятельно ознакомиться с остальными.

Рыболовный туризм

Товарищи Пугачёва

«Отряд» Пугачёва состоял из 12 человек. Эти люди были настоящими бойцами, «с привычками, приобретенными во время войны, – со смелостью, уменьем рисковать, веривших только в оружие. Командиры и солдаты, летчики и разведчики…». Они понимали, «что лучше смерть, чем арестантская жизнь, что лучше умереть с оружием в руках, чем уставшим от голода и работы под прикладами, под сапогами конвойных».

Солдатов – один из беглецов, бывший военный, в лагере стал поваром. Именно он начал побег, напав на надзирателя. Это решительный, хладнокровный, но не жестокий человек. Он убил надзирателя, но пощадил его жену, ставшую случайным свидетелем. «Солдатов не струсил, не растерялся, не продал». Во время побега был несколько раз ранен и потерял сознание, поэтому вернулся в лагерь живым. «Солдатова долго лечили и вылечили – чтобы расстрелять».

Иващенко — один из беглецов, бывший разведчик. В лагере стал механиком, чинил оружие в отряде охраны. «Иващенко узнал все нужное для успеха: где лежит оружие, кто и когда дежурит по отряду, где склады боепитания». Погиб во время перестрелки.

Георгадзе — один из беглецов, лейтенант танковых войск. Во время побега вёл угнанный автомобиль. Погиб в перестрелке.

Ашот Хачатурян — один из беглецов, бывший военный, лысый весельчак. Погиб в перестрелке.

Саша Малинин — один из беглецов, «лагерный, раньше военный, фельдшер, собственный фельдшер особой пугачевской группы». Погиб в перестрелке.

Хрусталев — один из беглецов, «летчик, капитан», ближайший друг Пугачева в лагере. Во время вылета был подбит немцами и попал в плен, потом вернулся и попал в лагерь. Помогал составлять план побега, хотел добрать до ближайшего аэродрома и улететь. Погиб.

Левицкий и Игнатович – беглецы, оба бывшие летчики, товарищи капитана Хрусталева. Погибли.

Поляков – беглец, бывший танкист. Погиб.

Селиванов – беглец, сибирский охотник. Погиб.

Примечания

  1. 12345678 Валерий Есипов «Шаламов и Солженицын: один на один в историческом пространстве» // Есипов В.В. Варлам Шаламов и его современники. – Вологда, издательство Книжное наследие, 2007. — С. 105-178.
  2. Биография Варлама Шаламова, сост. И. П. Сиротинской, уточнения и дополнения — В. В. Есипова
  3. Мирей Берютти «Варлам Шаламов: литература как документ» //К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Материалы конференции. — М., 2007. — C. 199—208.
  4. Варлам Шаламов. Письмо И. П. Сиротинской, 1971 // Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. — М.: Эксмо, 2004.
  5. Ранее опубликовано Сиротинской как : Варлам Шаламов. (О моей прозе) // Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
  6. Варлам Шаламов «О прозе» // Собрание сочинений: В 4-х т. /. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
  7. Майкл Никольсон «Открытие, которого он не знал» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 211—215.
  8. Мирей Берютти «Крест его судьбы»: Из выступления на Шаламовских чтениях 1991 г. // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 230—235.
  9. Народно-трудовой союз российских солидаристов
  10. Сергей Неклюдов «Третья Москва» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 162—166.
  11. И. П. Сиротинская «Мой друг Варлам Шаламов» — М., 2006. — С. 6-167.:

    Только годы спустя я убедилась, как прав был Варлам Тихонович, как проницателен. Тогда к этим словам я относилась чуть скептически. Мне казалось, он преувеличивает, сгущает краски, когда говорит, что «„ПЧ“ состоит наполовину из дураков, наполовину — из стукачей, но — дураков нынче мало».

  12. И. П. Сиротинская «Мой друг Варлам Шаламов» — М., 2006. — С. 6-167.
  13. 123 Варлам Шаламов. Письмо в Литературную Газету // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов, 1994. — 248 с.
  14. В. Есипов «Традиции русского Сопротивления» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 183—194.
  15. Варлам Шаламов. Из Письма к Л. И. Тимофееву:
  16. Варлам Шаламов. Колымские рассказы. London, Overseas Publications, 1978.
  17. В. В. Есипов. Процесс умолчания, 2020.
  18. Первые публикации «Колымских рассказов» в СССР
  19. Варлам Шаламов Записные книжки, ед. хр. 44, оп. 3 // Варлам Шаламов «Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела»., М. 2004—1072 с. Стр. 342

Тайга золотая

Из зоны заключённых регулярно возят на различные работы. Главный герой лежит на нижних нарах. На верхних теплее, но его оттуда выгонят блатные. Один из блатных говорит. что привезли артистов. Артисты приходят и угодливо поют блатным песни. Блатные приказывают одному из певцов сдать хорошую одежду, взамен дают рваную телогрейку и велят убираться. Главный герой слушает рассказы других заключённых. Нарядчик предлагает ему выехать на различные работы, но тот отказывается, говорит, что нужно ему в больницу. Спустя три дня он всё-таки попадает к фельдшеру, но лечение, по всей видимости, ему даётся незначительное.

Рассказы разворачивают перед читателем ужасающий быт сталинских лагерей. Они могут научить состраданию, долготерпению, изворотливости и смекалке, могут внушить отвращение к уголовникам, их специфическому образу жизни, сопряжённому с безжалостными преступлениями. «Колымские рассказы» способны пробудить у читателя осуждение сталинского периода истории нашей страны.

Читательский дневник.

Тактика ловли

Ночью

После скудного тюремного ужина, Глебов и Багрецов отправились к скале, находившейся за отдалённой сопкой. Идти было далеко, и они останавливались отдохнуть. Два приятеля, привезённые сюда одновременно на одном корабле, шли выкапывать труп товарища, зарытого только сегодня утром.

Отбросив в сторону камни, прикрывавшие мёртвое тело, они вытаскивают покойника из ямы и стаскивают с него рубашку. Оценив качество кальсон, приятели стаскивают и их. Сняв вещи с мертвеца, Глебов прячет их под свой ватник. Закопав труп на место, друзья идут в обратный путь. Их радужные мечты согревает предвкушение завтрашнего дня, когда они смогут обменять на эти что-нибудь из съестного, или даже махорку.

Последний бой майора Пугачева

Помимо тех, кто смирился со своей судьбой, в рассказе представлены персонажи, которые готовы стоять за себя и менять течение событий. В лагерь попали участники Второй мировой войны, которые побывали в плену. Они отличались стойкостью духа и силой воли. Они не боялись смерти, так как часто были к ней впритык. Они не поддавались законам лагеря, не истощались до потери сознания. Люди этой закалки готовят побег, но для этого нужно пережить зиму, избегая общих работ. Майор Пугачев понимает, что в ином случае все они погибнут, поэтому нечего бояться за жизнь. После неудачного побега майор убивает себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

ДОЖДЬ

Розовский, работающий в шурфе, вдруг, несмотря на угрожающий жест конвоира, окликает работающего неподалеку рассказчика, чтобы поделиться душераздирающим откровением: «Слушайте, слушайте! Я долго думал! И понял, что смысла жизни нет… Нет…» Но прежде чем Розовский, для которого жизнь отныне потеряла ценность, успевает броситься на конвоиров, рассказчику удается подбежать к нему и, спасая от безрассудного и гибельного поступка, сказать приближающимся конвоирам, что тот заболел. Чуть позже Розовский предпринимает попытку самоубийства, кинувшись под вагонетку. Его судят и отправляют в другое место.

Действующие лица

Творение «Колымские рассказы» является одним из основных сочинений писателя. В них он описывает тяжелую жизнь, реальную действительность, ломки характера, а также выживание в суровых условиях. Автор описывал такие чувства, как голод, изнеможение, смерть и унижение. В сборнике рассказов повествуется о мучениях и деградации человека.

Автор писал произведение простым языком, он не применял никакие средства выразительности. Писатель создал правдивое произведение, написанное от первого лица, именно оттого, что прошел все эти испытания и почувствовал всю тяжесть судьбы.

Своим произведением Шаламов не хотел вызвать жалость и чувство сострадания, он просто описал, как тяжело живется людям под действием жесткой системы правосудия.

В тексте встречаются персонажи, на которых основывается каждое действие произведения. Автор знакомит читателей с такими персонажами:

  1. Повествователь, он же рассказчик. Человек, испытавший на себе все ужасы лагерной жизни.
  2. Наумов — представитель блатного мира, жестокий и безнравственный мужчина.
  3. Севочка — вор и мошенник.
  4. Фризоргер — верный товарищ рассказчика.
  5. Назаров — конвоир, жестокий человек.
  6. Шестаков — подлый мужчина, готовившийся к побегу.
  7. Платонов — писатель.
  8. Штеменко — начальник лагеря и ревнивый муж.
  9. Тетя Поля — добрая и справедливая женщина, которая всегда приходит на помощь своим землякам.
  10. Крюкова Маруся — дочь эмигранта.
  11. Серафим — необщительный и замкнутый мужчина.
  12. Андрей Михайлович — доктор, спавший жизнь главному персонажу.
  13. Андреев — студент, который учился на юриста.

Художественные приемы в «Колымских рассказах»

Эти практически документальные рассказы пронизаны тонкой, мощной философией и духом мужества и смелости. Многие критики выделяют особенную композицию всей книги, которая состоит из 33 рассказов, но при этом не теряет целостности.

Причем рассказы расположены не в хронологическом порядке, но от этого композиция не теряет смыслового назначения. Наоборот, у Шаламова рассказы расположены в особом порядке, который позволяет увидеть жизнь людей в лагерях полноценно, ощутить ее, как единый организм.

Художественные приемы, используемые писателем, поражают своей продуманностью. Шаламов использует лаконизм в описании кошмара, которые люди переживают в подобных нечеловеческих условиях.

Это создает еще более мощный и ощутимый эффект от того, что описывается – ведь он сухо и реалистично говорит о ужасе и боле, что и ему самому удалось пережить.

Но «Колымские истории» состоят из разных рассказов. Например, рассказ «Надгробное слово» пропитан невыносимой горечью и безысходностью, а рассказ «Шерри-бренди» показывает насколько человек выше обстоятельств и что для любая жизнь наполнена смыслом и истиной.

А рассказ «По снегу» и вовсе посвящен писательской деятельности, роли писателя в жизни людей и тем сложностям, которые им приходится переживать.

Шоковая терапия

На одном из приисков работал Мерзляков. Пока человек мог воровать овёс из лошадиных кормушек, он ещё как-то поддерживал свой организм, но когда его перевели на общие работы, понял, что долго не сможет вытерпеть, а смерть его страшила, человеку очень хотелось жить. Он начал искать любые способы попасть в больницу, и когда осужденного жестоко избили, сломав ребро, решил, что это его шанс. Мерзляков всё время лежал в согнутом состоянии, в больнице не было необходимой аппаратуры, и ему удалось целый год обманывать врачей.

В конце концов, больной был отправлен в центральную больницу, где ему могли сделать рентген и поставить диагноз. Невропатологом в больнице служил бывший заключённый, имеющий в своё время должность доцента одного из ведущих медицинских учреждений. Не имея возможности помогать людям на воле, повышая свою квалификацию, он оттачивал своё мастерство, разоблачая осужденных, симулирующих болезнь, чтобы хоть как-то облегчить свою участь. То, что Мерзляков является симулянтом, Петру Ивановичу стало понятно с первой минуты, и тем сильнее ему хотелось доказать это в присутствии высокого начальства, и испытать чувство превосходства.

Сначала врач разгибает согнутое тело при помощи наркоза, но когда пациент и дальше продолжает настаивать на своей болезни, Пётр Иванович применяет метод шоковой терапии, и через некоторое время пациент сам просится из больницы.

Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы

Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

Сборник представляет собой достаточно тяжелое произведение, повествующее об реальной действительности в виде лагерного быта, ломки человеческих характеров, выживания в нечеловеческих условиях.

Отличительной особенностью рассказов, включенных в сборник, является изображение голода, измождения, мучительных смертей, нравственного унижения и деградации путем применения простого, незатейливого языка, без использования средств художественной выразительности, создавая ощущение правдивого, честного произведения от лица человека, испытавшего все в собственной судьбе.

Один из рассказов сборника под названием «Ночью» является повествованием о двух заключенных, представленных в образах Багрецова и Глебова, лишившихся моральных и этических принципов, поскольку решаются на раскопку могил с целью поиска белья на трупе и его последующей продажи. При этом автор изображает яркую картину надломленности человеческого характера, который уже не дорожит собственной жизнью, но при этом стремится к выживанию любыми путями.

Следующий рассказ «Сгущенное молоко» раскрывает в своем сюжете проблему, связанную с предательством и подлостью. Главным героем произведения является инженер-геолог Шестаков, который в заключении оказывается в более лучших условиях по сравнению с другими арестантами. Для получения дополнительных привилегий и льгот Шестаков решает организовать побег группы заключенных, предварительно уведомив об этом администрацию лагеря. Один из арестантов узнает о плане инженера и за свое молчание требует выдачи сгущенного молока, которое затем съедает в присутствии товарищей по несчастью. План Шестакова реализовывается, доказывая в реальность растления человека лагерными условиями.

Основные рассказы сборника отличаются изображением несчастных, равнодушных к собственной судьбе и окружающим людей. Однако рассказ «Последний бой майора Пугачева» резко контрастирует с остальными новеллами. Сюжетная линия рассказа повествует о заполнении лагерей бывшими участниками военных событий, осужденных за пребывание в немецком плену. В лагерь прибывает группа новых заключенных в количестве двенадцати человек, которую возглавляет майор Пугачев. Бывшие военные не желают равнодушно умирать в нечеловеческих условиях, не забывая о своей чести и достоинстве, поэтому решают организовать побег, который им удается. Однако спустя время беглецов настигают в тайге, а сбежать удается лишь майору, прекрасно осознающему развитие дальнейших событий, но не желающему покорно дожидаться прибытие тюремщиков. Пугачев решается самостоятельно прервать свой жизненный путь. Тем самым автор раскрывает в рассказе тему сильного человека, находящегося в удушающих условиях лагерного быта, который в любом случае заканчивается трагедией либо в ломке системой человеческого характера, либо борьбой с системой и последующей гибелью.

Своеобразием сборника является не попытка автора вызвать со стороны читательской аудитории жалость к происходящим событиям, а изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.

Писатель представляет на суд читателя произведение, являющееся частично автобиографичным, поскольку сам автор представляет собой человека, прошедшего через ад лагерной жизни, не сломленного деспотичной системой, сохранившего в себе истинные жизненные идеалы.

Как определить беременность

ОДИНОЧНЫЙ ЗАМЕР

Лагерный труд, однозначно определяемый Шаламовым как рабский, для писателя — форма того же растления. Доходяга-заключенный не способен дать процентную норму, поэтому труд становится пыткой и медленным умерщвлением. Зек Дугаев постепенно слабеет, не выдерживая шестнадцатичасового рабочего дня. Он возит, кайлит, сыплет, опять возит и опять кайлит, а вечером является смотритель и замеряет рулеткой сделанное Дугаевым. Названная цифра — 25 процентов — кажется Дугаеву очень большой, у него ноют икры, нестерпимо болят руки, плечи, голова, он даже потерял чувство голода. Чуть позже его вызывают к следователю, который задает привычные вопросы: имя, фамилия, статья, срок. А через день солдаты уводят Дугаева к глухому месту, огороженному высоким забором с колючей проволокой, откуда по ночам доносится стрекотание тракторов. Дугаев догадывается, зачем его сюда доставили и что жизнь его кончена. И он сожалеет лишь о том, что напрасно промучился последний день.

Агафон

Диалог Платона продолжается выступлением Агафона. Он первым из всех присутствующих говорит о том, что восхвалению подлежит не только человеческое чувство, которое вызывает Эрот, но и сам этот бог, его качества – нежность, благородство, храбрость и красота. Агафон говорит о том, что бог любви – отличный поэт и мастерски владеет ремеслами. Всеми качествами, которыми обладает Эрот, он готов поделиться с теми, кто ему поклоняется и служит. Но нужно также отметить, что бог любви никого не принуждает восхвалять его — он ничего не имеет общего с насилием.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Одиночный замер

После окончания рабочего дня, надзиратель предупреждает арестанта, что тот завтра будет работать отдельно от бригады. Дугаев удивился лишь реакции бригадира и своего напарника, услышавших эти слова.

На завтра надзиратель показал место работы, и человек покорно начал копать. Его даже радовало, что он один, и некому его подгонять. К вечеру молодой арестант выбился из сил до такой степени, что даже не ощущал голода. Сделав замер выполненной человеком работы, смотритель сказал, что сделано четверть нормы. Для Дугаева это было огромной цифрой, он был удивлен, как много он сделал.

После работы осужденного вызвал следователь, задал обычные вопросы, и Дугаев отправился отдыхать. На другой день он копал и кайлил со своей бригадой, а ночью солдаты повели арестанта туда, откуда уже не приходят. Наконец-то осознав, что сейчас произойдет, Дугаеву стало жаль, что он зря работал и страдал в этот день.

Шаламов Варлам Тихонович — (Колымские рассказы). Колымские рассказы

Положительные качества

Пугачев всегда отвечает добром на добро. Гриневу, который совершил добрый поступок, когда отдал заячий тулуп Пугачеву, самозванец помогает. Он умеет благодарить человека и помогать, если это действительно необходимо. Пугачев способствует спасению Маши Мироновой, а также наказывает Швабрина. Пугачев не может смотреть на безнравственный поступок Алексея Швабрина. Герой ценит искренность, правдивость и честность. Он восстает против власти не потому, что он хочет занять место царя. Пугачев хочет народной справедливости, чтобы простому русскому человеку было легче жить. Герой считает, что человек сам заслуживает хорошего или плохого отношения к нему, он восклицает: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Это говорит о том, что он знает не только о том, что такое жестокость, но и о том, что такое милосердие.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Пугачева «Капитанская дочка»», рассмотрит положительные и отрицательные черты предводителя крестьянского восстания, который ценит честность и доброту.

АНЕВРИЗМА АОРТЫ

Болезнь (а изможденное состояние заключенных-«доходяг» вполне равносильно тяжелой болезни, хотя официально и не считалось таковой) и больница — в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключенная Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключенным Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью

Он находит у Гловацкой аневризму аорты — болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск

И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключенной, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, — она умирает.

«Колымские рассказы»

«Колымские рассказы» Шаламова раскрывают ужасную картину жизни тысяч заключенных лагерей. Автор стремился написать правду, которую необходимо было поведать людям.

Герои его рассказов испытали множество несчастий и лишений. Кто-то сумел сохранить в себе чувство чести, кто-то превратился в злого, вечно голодного зверя. Шаламов показал читателям тюремную жизнь. В ней правят «блатари», которые подчиняют своей воле других, более слабых заключенных. Они были ворами, рецидивистами, убийцами. Они, используя силу, могли получить все, что хотели. Каждый новичок должен был делать свой выбор: либо он будет прислуживать «блатарям», либо будет их врагом. Последнее неминуемо вело к близкой смерти.

Многие люди вынуждены были ломать себя, переступать через свою совесть и чувство достоинства, чтобы выжить в этом жестоком тюремном мире. В лагерной жизни действовало одно главное правило: каждый сам за себя. Никому нельзя было доверять. Ни на чью помощь нельзя было рассчитывать. Правила устанавливали более сильные, а слабые должны были им подчиняться.

Шаламов часто говорил устами своих героев о том, что те, кто сумел сохранить в себе хоть что-то человеческое, никогда бы ради пайка не пошли работать бригадиром. Он считал, что нет ничего хуже, чем силой заставлять работать своих же товарищей. Лучше разделить участь заключенного, чем чувствовать ненависть тысяч несчастных людей. Те, кто так или иначе столкнулся с лагерной жизнью, навсегда несли в себе особый отпечаток. Это мир коррупции, взяточничества. Начальники ничем не отличались от уголовников, стремясь нажиться на человеческом несчастье.

Каждый рассказ Шаламова наполнен чувством великой боли и возмущения несправедливостью. Вся жизнь в лагере состояла из череды удачных дней с неудачными. Многие из героев рассказов Шаламова задумывались о самоубийстве. Но не все на это решались. Это не считалось подвигом. Наоборот, это рассматривалось как слабость и трусость. Человек, испытавший угрозу смерти, будет бороться за жизнь до последнего. Он вынесет любые лишения, физические нагрузки и голод.

Серафим, один из героев «Колымских рассказов», будучи вольнонаемным, не смог вынести и пяти дней лагерной жизни. Он не понимал, как эти люди выживают. Это отличало заключенных от свободных. Они с первых дней забывали все то, что когда-то их окружало. Теперь перед ними стояла одна главная задача — выжить. В лагере всем было хорошо известно, что здесь нет друзей. Каждый был готов сдать соседа ради махорки или еды.

Показывая страдания ни в чем не повинных людей, Шаламов стремился вызвать чувство сострадания в читателях

Любовь к людям — важное чувство. Оно помогает выжить даже в самых тяжелых условиях

В колымских лагерях трудно было любить окружающих. Все казались врагами. Каждый мог предать, но тем не менее Шаламову и его героям удавалось встречать в этом холодном мире и порядочных людей, которые были готовы помочь.

Жестокость конвоиров, солдат ошеломляет и пугает. Чувство власти делает из людей страшных существ. Начальники мнили себя богами и хозяевами человеческих душ. Они распоряжались жизнями заключенных, вершили их судьбы. Но в сталинские времена каждый мог оказаться на месте заключенного. Возможно, именно это толкало многих на совершение тех поступков, которые были бы недопустимы в нормальных условиях.

Шаламов очень реалистично показал условия жизни заключенных концлагерей. Каждая страница его рассказов наполнена человеческим горем и болью. Благодаря Шаламову трагические судьбы жертв репрессий советского периода стали известны многим поколениям.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий