Муки и радости бориса кустодиева

Многогранность таланта

Неисчерпаемо одаренный народный артист, был известен не только потрясающими актерскими данными, но и талантом графика, скульптора, живописца, художника-гримера

Многие современники гения отмечали, что карандаш, перо и кисть занимали в жизни артиста вне сцены очень важное место. Все, кто близко знал артиста, замечали, что частенько во время беседы он рисовал, сам даже того не замечая

В этом порыве выплескивалась потребность графически изображать то, что наполняло душу и воображение виртуоза от искусства. 

  Зарисовки сценических образов, которых играл великий Шаляпин.

Шаляпин является автором множества автопортретов, в том числе карикатур и шаржей. Не счесть и зарисовок с себя в сценических образах, в которые перевоплощался на театральных подмостках. Его друг, Константин Коровин, вспоминая о гениальном артисте, писал: «…Его влекли все области искусства. Он не мог видеть карандаш, чтобы сейчас же не начать им рисовать. При том, где попало — на скатертях в ресторанах, на меню, на газетах…».Держа в руке карандаш или перо, Шаляпин практически всегда закреплял свои мысли или слова рисунками, в этом была органическая потребность актера. Рисунки действительно появлялись повсюду, и сопровождали гения на всех этапах творческой карьеры, и красной нитью прошли через всю жизнь величайшего мастера. И стоит отметить, что, как правило, многие из них появлялись импровизированно.

[править] Сюжет

«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки: гуляет шумная веселая русская масленица. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…

И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается над этим народным фоном, из которого вышел.

У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка, с которой натерпелись при позировании.

В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе.

Предыстория и знакомство

Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»

Семья художника в живописных образах

В двухлетнем возрасте оставшись без отца, Борис обладал повышенным «чувством семьи». Он как никто из русских художников-современников очень часто писал картины, отражающие самых близких ему людей. В красках и графике, в скульптуре и гравюре мастер показал любовь к своей семье, изображая своих родных в различных жизненных ситуациях.

Необыкновенно трогательной была любовь Бориса Михайловича к его жене Юлии Прошинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Она была полной противоположностью пышнотелым героиням его картин. Зато с жены Юлии Кустодиев писал образ Богоматери на своих иконах. В семейной жизни он считал себя обладателем счастливого билета.

В семье Кустодиевых родится сын Кирилл, а через пару лет голубоглазая дочь Ирина. Они то и будут героями многочисленных полотен художника, посвященных семье.

А когда у Кустодиева начали проявляться первые признаки болезни, он, превозмогая боль, продолжал преподавать и упорно работать над картинами. В 1909 году Борису Михайловичу диагностировали опухоль спинного мозга. Болезнь, приковавшая художника к инвалидному креслу, прогрессировала, и ему пришлось перенести несколько оперативных вмешательств.

Юлия была всегда рядом — и друг, и жена, и сиделка, и врач одновременно. И как-то во время очередной операции к жене из операционной вышел хирург и сообщил: «Мы можем спасти что-то одно: либо руки, либо ноги». «Он художник, оставьте руки», — ответила Юлия. Она же придумала кресло-каталку с небольшим мольбертом, пытаясь до последнего часа сохранить в муже жажду к жизни и творчеству.

Старайся не запрещать, а предлагать альтернативу

В интервью Elle Виктория сказала, что запреты приводят к бунтарскому поведению у детей. Ограничения могут подтолкнуть их делать именно то, чего вы не хотите. По мнению Бекхэм, гораздо продуктивней объяснять детям, как нужно себя вести, а не повторять все время, чего делать не надо.

Мне кажется, это приводит к правильному балансу, не душит их и не влечет к бунтарству.

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Подробности
Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков
Опубликовано 16.02.2019 14:41
Просмотров: 593

Портреты Фёдора Шаляпина, личности колоритной, всесторонне одарённой, писали многие художники: Валентин Серов, Александр Головин, Леонид Пастернак, Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев, Илья Репин, Исаак Бродский…

Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства его времени, поэтому в 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам с призывом запечатлеть образ гениального певца. 

Портрет Шаляпина сочинение по картине 8 класс

Автором картины «Портрет Ф. И. Шаляпина» является великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Картина была написана в 1922 году. К тому времени Борис Кустодиев уже был прикован к инвалидной коляске, так как остался парализован после тяжёлой болезни. Несмотря на это, художник создал такое полотно, которое в последующем стало одним из знаковых его произведений, находящимся на одном уровне с такими его работами, как «Масленица», «Купчиха за чаем» и др.

Сегодня картину «Портрет Ф. И. Шаляпина» можно увидеть в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее. Здесь полотно представлено, как один из тех шедевров, которые прославляют русское искусство живописи.

В центре сюжета — великий оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин. В богатой шубе и с тростью в руке он стоит на пригорке, как бы возвышаясь своей недосягаемой фигурой и личностью над городом. Стоит зима, позади него шумит ярмарка. Судя по тому, что одно из рабочих названий картины — «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», сюжет картины происходит именно в этом городе.

В центре картины — Фёдор Шаляпин. Знаменитая в те времена фигура, которого знали все. На нём дорогая бобровая шуба, шапка, начищенные до блеска ботинки. Одной рукой он распахивает шубу, словно демонстрируя свою открытость, свой размашистый русский дух, который рвётся к людям. В ногах у него можно увидеть бульдога, которого, судя по историческим сведениям, звали Ройка.

На заднем плане, в заснеженном городе, шумит пёстрая и весёлая ярмарка. Прямо позади Шаляпина, у пригорка, стоят трое — это две дочери оперного певца Марфа и Марина, и его секретарь — Исай Дворищин. Далее мы можем увидеть скопление народа, представления, лавки с различными товарами и угощениями. Люди на ярмарке гуляют и развлекаются. Одни столпились у сцены, где показывают представление, другие катаются на санях, третьи танцуют, играют на гармони, покупают сладости.

Картина производит сильное впечатление. С одинаковой силой меня поразили как передний, так и задний планы. Большую часть картины занимает фигура Шаляпина, который поражает своей силой, мощью, размахом личности. На заднем плане удивительный заснеженный город, праздничное веселье простых людей. Хочется оказаться в том месте, чтобы насладиться чистым морозным воздухом, отведать пряник из лавки, покататься на лошадях и услышать пение оперного певца Фёдора Шаляпина, который, благодаря своем голосу и музыкальным данным, остался в истории навсегда.

[править] Работа над картиной

Так началась работа над картиной.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»

. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.

Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»

.

А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.

Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.

Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.

Первую любовь Шаляпина чуть не загнали в гроб!

Но кто бы ожидал такой прыти от Калашниковой — показать в одной истории двух самых ярких любовниц Шаляпина. В первую очередь себя, конечно же, любимую. А уж потом — старую, можно сказать, древнюю, то есть первую Прошину любовь — 75-летнюю Аллу Пеняеву. Без которой все сегодня не видели бы Прохора на экране. Он просто бы не состоялся как экранный герой-любовник!

Когда-то Пеняева увлеклась 18-летним юнцом настолько серьезно, что приняла самое непосредственное участие в его человеческом и профессиональном становлении. Возила отдыхать на самые изысканные мировые курорты, оплачивала учебу в Гнесинском институте. Наконец, купила в Москве квартиру за 15 миллионов рублей. Там, кстати, Шаляпин до сего дня и проживает. Алла и сейчас не прочь провести с ним время. Хотя прекрасно понимает, что это уже вряд ли возможно… Разве что только на съемках клипа соперницы.

И вот такую состоятельную и по-прежнему привлекательную даму в этом клипе попытались опустить ниже плинтуса — хотели загнать всеми силами в гроб! В реальный гроб, стоящий наготове в студии.

Но старую козу на мякине разве проведешь! Пеняева, которой по хитро спланированному сценарию предстояло ложиться в гроб, наотрез отказалась это делать. Вот просто встала в позу, уперлась. Понимая, чем это может грозить концу сказки, то есть реальными отношениями с Прохором. Ну уж нет! Она еще повеселится вместе с красавчиком на этом празднике жизни! Кстати, сверхпозитивному настрою Аллы, ее жизненной энергии могут позавидовать многие женщины. Жизнь-то действительно будто в сказке! Видели бы вы, как она до сих пор смотрит на ловеласа Прошу! Так бы и проглотила целиком! Или хотя бы самую вкусную его частичку.

Описание картины

Кустодиев Борис Михайлович – это художник, который, в отличие от своих коллег-предшественников изображал на полотнах не тяжёлую и невесёлую крестьянскую жизнь, а праздничные и весёлые события. На его картинах всегда много ярких красок, на них присутствуют люди с радостными лицами. Он очень много рисовал ярмарок и гуляний. Преуспевал Кустодиев и в рисовании природы, окружающих вещей, но больше всего ему удалось изображать людей.

Одна из самых известных картин этого художника – портрет Шаляпина. Глядя на эту картину, мы можем увидеть не только известного певца, но и народные гуляния на заднем фоне. На холсте присутствуют разнообразные яркие шатры, в которых очень много разнообразного товара, стоят и висят зазывающие вывески, скачут кони и снуют люди. Фон, в отличие от изображения главного героя, слегка размыт. Мы не можем увидеть все лица, все фигуры людей, потому что фон на этой картине нужен только для контраста, для описательного показа происходящих событий, для введения человека, который смотрит на картину в курс дела.

На переднем плане изображён известный в те времена Шаляпин. Это оперный певец, который не происходил из каких-то там богатых сословий, а из простых людей, из народа, что называется. Шаляпин изображён в полный рост, он стоит очень величественно и опирается на палку. Одет он в очень тёплое пальто, покрытое мехом, в шапку и в яркий разноцветный шарф, который цветами похож на картину, происходящую сзади Шаляпина. Из-под этой тёплой одежды его выглядывает костюм: белая рубашка и чёрная бабочка. Скорей всего, в момент создания этой картины Шаляпин выступал на концерте и его запечатлели как раз после него. Шаляпин развлёк народ своим репертуаром, ещё больше развеселив его, этот вывод можно сделать из того, что люди на заднем фоне очень веселы, а ещё исходя из песен певца, направленных как раз в сторону народа, для простых людей.

Певец стоит, одной рукою придерживая своё не застёгнутое пальто, а другой опираясь на трость. Он находится на какой-то возвышенности и вглядывается вдаль. Возможно, его кто-то позвал, и он отыскивает этого человека взглядом, а возможно, он просто предался своим мечтам, и, вдохновлённый собственным творчеством, задумался о смысле жизни.

Рядышком с Шаляпиным, у него в ногах, стоит белая собака, которая очень преданно и верно вглядывается в этого человека. Скорей всего, Шаляпин не был «звездой» в современном понимании. У него не было звёздной болезни, он мог пообщаться с народом, он ходил в той же одежде, что и все люди. Глядя на эту картину, можно лишний раз убедиться в том, что и совершенно обычный человек, не отличающийся ничем от других, может стать известным и многими любимым певцом, музыкантом, актёром или художником. Картина вся выполнена яркими красками, и от этого от неё веет радостью, добром и верой во что-то хорошее, верой в исполнение желаний.

Мне нравится эта картина, потому что на ней нет противопоставления звезда-народ, в ней есть народ и человек, который, выйдя из него, не стал чем-то другим, а всё также тянется к своим корням.

8 класс

Кустодиев — Портрет Шаляпина
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Любовь к природе

    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

  • Сочинение на тему Ландыш 3, 5 класс

    Наверное, каждый скажет, что природа хороша в любое время года. С этим трудно спорить, да и не стоит. Хотя все же самым лучшим временем, на мой взгляд, является весна. А почему не трудно догадаться.

  • Сочинение по стихотворению Некрасова Железная дорога 6 класс

    Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов, русский классик 19 века, раскрывает очень важную проблему – проблему судьбы русского народа.

  • Сочинение на тему Жестокость 11 класс ЕГЭ рассуждение

    Жестокость – это качество человеческого характера, которое позволяет совершать плохие, безнравственные поступки, не сочувствовать и помогать людям, а, напротив, обижать их. Оно относится к самым худшим свойствам человека,

  • Сочинение Книга – это духовное завещание одного поколения другому

    В нашей жизни мы часто перечитываем любимые книги. С самого детства они повествовали нас о том, что такое хорошо, что такое плохо, они учили нас познавать все, что мы видим вокруг. Иногда, нам казалось, что наша жизнь чём-то похожа на судьбу

  • Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс

    Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,

Ф. И. Шаляпин. Человек высокого духа

Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им» по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей… Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского? Я отправился к нему с этой просьбой. Жалостливая грусть охватила меня, когда я, пришедши к Кустодиеву, увидел его прикованным к креслу. По неизвестной причине у него отнялись ноги. Лечили его, возили по курортам, оперировали позвоночник, но помочь ему не могли.Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу. Жалко было смотреть на обездоленность человечью, а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей духовной бодростью — ни малейшего оттенка грусти в лице. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни.Я изложил ему мою просьбу.— С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно ее написать.— Ловко ли? — говорю я ему. — Шуба-то хороша, да возможно — краденая.— Как краденая? Шутите, Федор Иванович.— Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт…— Да как же это случилось?— Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У меня хотя и была тататка кенгуровая, и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец—буржуй! Не мог выбрать похуже — выбрал получше.— Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.Посмеялись и условились работать. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле… Написал быстро. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Я занялся актерами. И начались репетиции. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Изо всех сил старался я каждый раз доставать моторный грузовик, и каждый раз с помощью его сына или знакомых мы выносили Кустодиева с его креслом, усаживали в мотор и затем так же вносили в театр. Он с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился.Недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе».Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Париж, «Современные записки». 1932.

Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев — выходец из многодетной интеллигентной семьи, проживавшей в Астрахани. Он появился на свет 7 марта 1878 года. Отца своего Борис Михайлович не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился один год. Заботу о содержании семейства взяла на себя мать, которая рассмотрела в сыне склонность к рисованию и нашла средства на частные уроки у астраханского живописца Павла Власова. Как признавался в письме к сестре художник, толком рисовать он так и не научился. Но от большой мечты не отказался.

Окончив семинарию, Борис Кустодиев поехал покорять Москву, но не прошел отбор по возрасту в художественную школу. Поэтому он отправился в столицу и успешно сдал экзамены в петербургскую академию художеств. Здесь ему преподавал кумир детских лет — Илья Репин. Естественно, Борис стал лучшим студентом Репина, который подключил ученика к созданию 27 портретов для монументального «Торжественного заседания Государственного совета».

А летом 1900 года случились этюды в Костромской губернии, где Борис Кустодиев встретил будущую супругу. Они обвенчались спустя 3 года и, после выпуска из академии, отправились в путешествие по Европе, посетив Францию и Испанию. Средства Кустодиев заработал: за «Базар в деревне», написанный в 1902 году, ему дали золотую медаль и право на «пенсионерский» вояж. К сожалению, картина до настоящего времени не сохранилась.

Вернувшись на родину, художник купил землю, построил на ней дом и приступил к поискам собственного места в живописи. Главной целью стали разработки уникального стиля. Он пишет яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создает зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Художник работает в реализме и модерне, использует масло, гуашь и темперу, воспроизводит русскую парсуну и лубок. И, в конце концов, выработал своеобразную манеру рисования — это была ироническая стилизация купеческого и народного быта с пышнотелыми и румяными русскими красавицами, статными мужчинами и жизнерадостными ярмарочными гуляниями.

Кустодиев много работал в театре — создавал декорации и эскизы к костюмам для МХАТа, Большого и Академического театров. А после Октябрьской революции удачно вписался в новые реалии и оформлял Петроград к празднованию первой годовщины, рисуя лубки, картины и плакаты.

Последние 15 лет жизни Борис Михайлович провел в инвалидном кресле, но если в начале он не мог только ходить, то в 1916 году речь пошла о подвижности рук. Так здоровье художника реагировало на опухоль спинного мозга, что, впрочем, не повлияло на внутреннее наполнение кустодиевских картин — в период болезни мастер создал свои самые интересные и темпераментные работы. И кто бы мог подумать, что Борис Кустодиев написал их лежа, страдая от болей и восстанавливая организм после сложнейших операций?

Художник скончался 26 мая 1927 года в советском Ленинграде, не дожив всего 10 дней до получения заграничного паспорта, по которому должен был выехать на лечение в Германию.

Презентация на тему: » Шаляпин Федор Иванович (1873, Казань-1938, Париж) Шаляпин Ф.И. (в шубе, 1920), Кустодиев Б.М.» — Транскрипт:

1

Шаляпин Федор Иванович (1873, Казань-1938, Париж) Шаляпин Ф.И. (в шубе, 1920), Кустодиев Б.М.

2

Этапы жизни певца 13 февраля 1873 года в Казани в семье вятского крестьянина родился Федор Иванович Шаляпин. С девяти лет пел в церковных хорах. В двенадцать лет участвовал в спектаклях в качестве статиста 1889 году впервые поет сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы» году 17-летний Шаляпин, едет в Уфу, подписав контракт на летний сезон к Семенову-Самарскому.

3

Этапы жизни певца В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт- Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила») гг. Шаляпин переходит в труппу оперного театра в Москве (меценат Мамонтов С.И.). С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр) года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам.

4

Этапы жизни певца 1918 года художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики года на гастролях за границей. С этих гастролей Шаляпин больше на родину не возвращается. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста.

5

Этапы жизни певца В годах певец отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

6

Дом-музей Ф.И. Шаляпина

7

Шаляпин и его время Ф.И.Шаляпин, М. Горький Ф.И.Шаляпин, Э. Карузо, Т. Руффо Ф.И.Шаляпин, С. Рахманинов

8

Шаляпин в жизни 1891 г.1900 г г. В последние годы жизни, 1937 г. В Париже, 1930 г.

9

Ф.И. Шаляпин и его семья Первая жена Ф.И.Шаляпина, Иола Игнатьевна Торнаги Вторая жена Ф.И.Шаляпина, Мария Валентиновна Питцольд

10

Ф. И. Шаляпин с сыном БорисомФ.И.Шаляпин с дочерью Дасей, 1936 г.

11

Ф.И.Шаляпин с сыновьями Федором и Борисом, 1928 г. Ф.И.Шаляпин в деревне Ратухинo с детьми Федором, Борисом, Лидией, Ириной и Татьяной, 1912 г.

12

Ф.И. Шаляпин на оперной сцене Ф.И.Шаляпин в роли Бориса в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов».И.Шаляпин в роли Мельника в опере А.Даргомыжского «Русалка»

13

Ф.И. Шаляпин на оперной сцене Ф.И.Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Н. П. Римского-Корсакова «Псковитянка» (с О.-В.Эберле), 1896 г. Ф.И.Шаляпин в роли Дон Кихота опере Ж. Массне «Дон Кихот»

14

Ф.И. Шаляпин в кино И. Шаляпин в роли Ивана Грозного в кинофильме «Дочь Пскова», режиссер. Иванов-Гай, 1915 г. Ф.И.Шаляпин в роли Дон Кихота в одноименном кинофильме, режиссер Пабст, 1933 г.

15

Ф.И. Шаляпин и художники Б. Кустодиев, «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», 1922 г. В. Серов «Портрет Ф.И.Шаляпина», 1905 г.

16

Ф.И. Шаляпин и художники К.Коровин, «Портрет Шаляпина», 1911 г.

17

Ф.И. Шаляпин и художники Б.Шаляпин, «Портрет отца», 1931 г. К. Коровин, «Портрет Шаляпина», 1921 г.

18

Ф.И. Шаляпин и художники Ф.И. Шаляпин работает над своим скульптурным автопортретом Ф.И.Шаляпин «Портрет А.С.Пушкина», рисунок с дарственной надписью дочери Ирине г.

19

Могила Ф.И. Шаляпина в Москве на Новодевичьем кладбище.

Сказочная история — калька с реальной жизни?

История, закрученная в клипе, поражает правдоподобием. Хотя изнанка этого «правдоподобия» уже когда-то разыгрывалась ушлыми телевизионщиками. Несколько лет назад малаховские редакторы свели беременную Калашникову и готового на любые интимные эксперименты Шаляпина в придуманной теме беспредельного по наглости ток-шоу. Все как бы по чесноку: вот он, настоящий герой-любовник! А вот его прекрасная половинка. Но половинка оказалась вовсе не его, а вообще непонятно чья. То есть зачала и родила Калашникова не от Шаляпина. Так якобы показал ДНК-тест. Вопрос остается открытым — от кого?

Вот тут-то в кадре клипа и появляется суперагрессивный намек. И зрители вдруг видят крутого бизнесмена Андрея Ковалева с настоящей лимонкой в руках. Ба! Щас он всех начнет мочить! Неужто это отец малыша? Состоятельный, состоявшийся ведь человек! Которому почему-то явно не хватает одного — популярности! Интересно, а зачем она ему, если и без того все есть?

Гениальный художник-гример

Федор Шаляпин в сценических образах Мефистофеля, Ивана Грозного.

Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ». Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, в котором мы привыкли считать.

Сценические образы Федора Шаляпина.

Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина ее «загримировали». Художник театра под руководством актера, превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий