Десять портретов льва толстого: от фото с войны до фрески в храме

Портреты Л.Н. Толстого

Подробности
Категория: Искусство России XIX века
Опубликовано 19.02.2019 11:45
Просмотров: 1122

Портретов такой выдающейся личности, каким был Толстой, написано много. Это и прижизненные портреты, и написанные после его смерти. Да и в наше время художники обращаются к образу этого великого писателя.

Пожалуй, первым прижизненным портретом Толстого является знаменитое полотно И.Н. Крамского (1837-1887), талантливого художника, современника писателя.Он первым из современных художников смог уговорить писателя позировать ему – Толстой категорически отказывался от создания живописного своего портрета. Эта история изложена почти в каждой статье о портретах Крамского, поэтому мы не станем повторяться. Но скажем лишь, что в портрете настолько точно передан сложный внутренний мир великого человека, что портрет этот превысил возможности фотографии, потому что на фотографии запечатлен один только момент, а в этом портрете мы видим очень многое: тонкого знатока человеческих душ, проницательного психолога, гениального мыслителя, талантливого писателя. Крамскому удалось передать в портрете состояние сложной натуры Толстого: его демократичность и простоту в сочетании с мощным интеллектом.

И.Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого» (1873). Холст, масло. 98 х 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет Л.Н. Толстого кисти И.Н. Крамского кажется нам не только одним из лучших произведений художника, но и лучшим живописным образом писателя.Гораздо меньше известны портреты Л.Н. Толстого кисти Л.О. Пастернака.Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – российский живописец и график, иллюстратор, педагог. Отец писателя Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака. Он является не только автором нескольких портретов Толстого, но и автором иллюстраций к его романам «Война и мир» и «Воскресение».Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др.) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Он считал, что позже по наброску можно создать портрет, и этот портрет будет более естественным, чем при позировании. Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пастелью, и углем, и итальянским карандашом. Манера исполнения у него лёгкая, непринуждённая, сознательно незаконченная – всё это придаёт его рисункам ту недосказанность, которая и отличает его работы вообще и в частности портреты. Человек меняется на протяжении всей своей жизни, именно это качество, свойственное всем без исключения людям, и предстаёт перед зрителями в портретах известных личностей.

Л. Пастернак «Лев Толстой с семьёй» (1902)

Л. Пастернак «Лев Толстой» (1908)Николай Николаевич Ге (1831-1894) часто выбирал для своих картин всемирные сюжеты. Мы можем вспомнить его «Тайную вечерю», «Вестников Воскресения», «В Гефсиманском саду», «Что есть истина?», интересовала его и русская история.Картины, связанные с темой Христа, родились у Ге в связи с дружбой в последние годы его жизни с Л.Н. Толстым. Они оба видели и понимали ужас и одиночество человека перед лицом смерти; оба до конца своих жизней пытались понять, «что есть истина».В последние 12 лет жизни художник Н. Ге часто бывал у Толстого, в доме писателя в Хамовниках в Москве и в Ясной Поляне. Он создал один из самых простых и правдивых живописных портретов писателя, сидящего за письменным столом.

Н. Ге «Портрет Л. Н. Толстого» (1884). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Изображая Л.Н. Толстого, Ге избегает показа великого писателя позирующим, с острым взглядом, пронизывающим зрителя насквозь. Толстой на картине Ге увлечённо работает в кабинете собственного дома в Москве, в Хамовниках. Известно даже, над чем именно работает: создаёт трактат «В чем моя вера».Картина строга и проста. В комнате сумрак. Цвета полотна очень сдержанны. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Он погружён в работу и ничего не замечает. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Именно в этом состоит новаторство художника – во внешней простоте изображения гениальной личности. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека.Знаменитый стол с решёткой изображён на многих портретах Толстого, не только на картине Н.Н. Ге. Решётка из мелких резных балясин по краю стола, видимо, была предназначена для того, чтобы бумаги не падали со стола, который у Толстого всегда был завален рукописями.

Знаменитый стол Л.Н. Толстого. Современная фотографияЭтот стол и сегодня находится в музее Толстого в Хамовниках. Писатель не терпел роскоши, всегда сам убирал свой маленький кабинет, в котором, кроме знаменитого стола, были диван, кресла и шкаф с книгами.Илья Ефимович Репин (1844-1930) неоднократно в течение своей жизни обращался к образу Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой и И.Е. Репин в Ясной Поляне (1907). ФотографияИх дружба началась в Москве в 1880 г. и длилась 30 лет, до самой смерти писателя. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

И.Е. Репин «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891)Этот портрет был создан в Ясной Поляне, которую Толстой очень любил и жизни без неё себе не представлял. Она находилась в нижнем этаже и служила писателю кабинетом некоторое время, пока он не был устроен наверху.Комнату под сводами Толстой особенно любил за тишину и уединённость. Здесь он приступил к работе над романом «Война и мир». Здесь же работал над трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскресение», драмой «Власть тьмы».Эта комната при жизни писателя была мало похожа на кабинет. Здесь стояли сельскохозяйственные инструменты, которыми Толстой пользовался во время работы: косы, лопаты и пр. Л. Н. Толстой на портрете изображён сидящим не на стуле, а на низкой скамье, подогнув под себя ногу – это была его любимая поза во время работы за столом. В этой комнате было прохладно даже в самый жаркий день и очень тихо. Видимо, это и привлекало писателя.Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) также привлекал образ Л.Н. Толстого.

М.В. Нестеров «Портрет Л.Н. Толстого» (1907). Хост. Масло. 13 x 102. Музей Л.Н. Толстого (Москва)Он всегда стремился изображать на своих портретах людей, живущих глубокой внутренней жизнью. Так, на его портретах мы видим богословов Флоренского и С. Булгакова, архиепископа Антония Волынского, религиозного философа Ивана Ильина.Личность Л.Н

Толстого не могла не привлечь внимание художника. Он изобразил писателя на фоне яснополянского пруда и елей, посаженных на берегу самим Толстым, а далее видна деревня

Деревенский пейзаж подчёркивает народное начало толстовского мировосприятия.Писатель задумчиво стоит на берегу пруда, погружённый в размышления. Его крестьянская одежда, суровый и могучий облик полностью гармонируют с окружающей природой.

  • < Назад
  • Вперёд >

Художественный вкус П.М. Третьякова

Павел Михайлович Третьяков

Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие.  Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В. Перов «Тройка»

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Важное место в собрании Третьякова занимали портреты.  К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников

Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева;  И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого

И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»

Портрет Толстого  Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает  Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».

Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.

Работы художника

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Репин ни одно полотно не писал так долго, как это, на протяжении более чем десяти лет внося изменения в композицию и уточняя исторические детали. Сюжетом для неё послужило реальное историческое событие. Другой источник этой работы — гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой ожили на полотне. Репин был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. Стасову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства».

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

На картине эпизод из жизни Ивана Грозного, когда тот в гневе нанёс смертельный удар своему сыну. Репин создал полотно, полное сильной и деструктивной энергии. Сегодня много спорят о достоверности событий, отображённых на картине, совершенно забывая о грандиозности самой картины, о мастерстве исполнения, о силе психологического раскрытия характеров людей, о гармонии красок.

Крестный ход в Курской губернии

Это полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. Курская губерния славилась пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть это. Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах.

Не ждали

В этой работе Репин изобразил момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Кажется, что сцена выхвачена прямо из жизни, но на самом деле композиция продумана до мелочей. Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью. Это позволяет нам стать участниками сцены и попытаться точнее прочувствовать то, что разворачивается перед нашими глазами.

Как заряжать AirPods

По заявлению Apple, беспроводные наушники AirPods могут работать от одного заряда батареи 5 часов. Но на самом деле, как показали множественные тесты, время работы составляет 4 часа 29 минут, после чего раздастся звуковой сигнал, сообщающий о необходимости зарядки аккумуляторов. Чтобы их зарядить:

  • поместите наушники в кейс;
  • подождите 15 минут;
  • вы можете снова пользоваться AirPods.

Если чехол заряжен на 100 %, вы можете подзаряжать затычки несколько раз. За счет подзарядок в кейсе время работы увеличивается до 24 часов. Благодаря наличию чипа W1 AirPods могут за 15 минут зарядиться до такого уровня, что батареи хватит на 3 часа использования наушников. В AirPods Pro чип H1, и 5-минутной зарядки хватит на один час работы.

Если требуется зарядить аккумулятор кейса, просто возьмите кабель lightning и подключите кейс к источнику питания. Заряжать футляр можно как с наушниками, так и пустым, без наушников.

§ 1. Как сэкономить, покупая на интернет-аукционах

    У опытных покупателей существуют способы, позволяющие сэкономить на покупках, оформляемых через интернет-аукцион:

Гениальный Репин

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется — «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и семейный портрет, где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Литературная и общественная деятельность

В последующее десятилетие Алексей Константинович лишь укреплял свой авторитет в литературном сообществе Российской империи. В 1860 году он становится редактором журнала «Современник», а также выполняет работу по вычитке текстов в периодических изданиях «Русский Вестник» и «Вестник Европы», попутно работая над сборником собственных стихотворений, опубликованном в 1867 году под настоящим именем писателя.

В это время Толстой активно экспериментирует со стихотворными формами, создавая баллады и подражания народным формам поэзии. С 1863 по 1870 год он публикует цикл трагедий, посвященных русской императорской линии: «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

В литературном портрете Алексея Толстого к тому времени стали отчетливо появляться оттенки сатиры и юмора. Именно Алексей Константинович известен как один из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Незадолго до своей смерти писатель предпринял крупное путешествие по странам Европы, итогом которого стал сборник путевых заметок, изданный за год до смерти писателя, в 1874 году.

Биография

Павел Третьяков родился 15 () декабря  в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб.

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложнённой менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным и слабоумным.

Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» () В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи — городу. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка.

Семейное захоронение Третьяковых на Даниловском кладбище

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с ).

Скончался 4 () декабря . Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Популярные сочинения

Сочинение Пальчики оближешь (4 класс. Русский язык. Бунеев) Каждое утра для всей нашей дружной семьи начинается с волшебства. Ведь настоящее чудо — это завтрак который приготовила моя мама

Запах гренок, оладушек или каши, для нас с братиком
Роль музыки в жизни человека — сочинение С самого рождения маленький человечек окружен звуками, которые не только помогают ему ориентироваться в новом мире: голоса родных, звуки природы, даже телевизор привлекает внимание ребенка
Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо? Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали

Карьера и военная служба

Отечественная война 1812 года побудила юношу перейти из гражданской службы в военную, несмотря на отчаянное сопротивление родных. 11 июня 1812 года Николая зачислили корнетом в 3-й Украинский казачий полк.

Портрет Николая Толстого

Этим же летом он переведен в Московский гусарский полк и вскоре, после ряда преобразований последнего, стал служить в Иркутском гусарском полке. Война оказалась большим потрясением для неискушенного юноши, который в первый раз вылетел из родного гнезда.

Граф Толстой участвовал в ключевых сражениях войны 1812 года, а также отличился в битвах за освобождение других территорий, проходивших в рамках преследования и уничтожения наполеоновской армии. Награжден чином поручика и орденом Святого Владимира IV степени с бантом за отличие при баталиях под Дрезденом и при переправе через Эльбу. За проявленную отвагу при Генеральном сражении под Лейпцигом удостоен чина штабс-ротмистра.

Отечественная война 1812 года

В октябре 1813 года при доставке генеральских депеш в Санкт-Петербург Николай Ильич был взят в плен в местечке Сент-Обен и освобожден уже только по окончании антинаполеоновской кампании в 1814 году. Вернувшись в Россию 8 августа 1814-го, Толстой продолжает военную службу. Молодого графа перевели в кавалергардский полк и назначили адъютантом к генерал-лейтенанту князю Андрею Ивановичу Горчакову, троюродному брату его матери.

После 3 лет службы, в 1817 году Николай Ильич подал прошение императору Александру I о переводе в гусарский Принца Оранского полк. Историки объясняют это решение ухудшением материального положения дворянина. Впрочем, и здесь молодой человек прослужил недолго, выйдя в отставку в 1819 году в чине подполковника.

Андрей Иванович Горчаков

В 1820-м умер отец Николая Ильича. На попечении мужчины остались мать и сестры. Он перевез их из Казани в Москву и, чтобы покрыть долги отца, вынужден был поступить на службу помощником воспитателя в военно-сиротское отделение Московского комендантского управления. Но, конечно, быстро и значительно поправить покосившееся материальное положение могла только выгодная женитьба.

Вариант 2

На данной картине изображён великий писатель все времён и народов! Его зовут Лев Николаевич Толстой. Именно этот человек выпустил за свою долгую и продолжительную жизнь, множество полезных и поучительных книг. Именно книги Льва Николаевича Толстого дарят читателю не то, что важные знания. А даже очень поучительные. Его книги можно было не только читать, но так же учиться по ним. Искать в них что-то новое, записывать различные идеи и цитаты. У Толстого есть замечательный портрет, который выполнен очень качественно, мы даже можем разглядеть все детали на лице Толстого, походу его рисовал очень хороший художник. А точнее его рисовал Илья Ефимович Репин. Портрет получился очень качественным и харизматичным.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Как все начиналось

Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и  9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…».

Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.

Начало литературной деятельности

Выйдя в отставку, Алексей Толстой принимает решение заняться активной литературной деятельностью. Всего за два года он подготавливает к публикации сборник рассказов, а также фантастическую повесть «Упырь». В 1841 году обе книги были изданы под псевдонимом Краснорогский и получили определенную известность в литературных кругах. Критики отмечали новаторство идей молодого писателя, особенный стиль изложения, а также интересную философскую составляющую произведений.

Легендарный критик и литературовед Виссарион Белинский, прочтя обе книги, отметил, что в них наличествуют все признаки еще слишком молодого, но тем не менее весьма замечательного дарования.

Детство

Детство будущего литературного деятеля проходило в уютной семейной атмосфере. Семья Алеши обладала большим достатком и огромным влиянием в дворянском обществе, и юный граф ни в чем не нуждался, посвящая свой досуг чтению французской литературы и обучению различным наукам. Способности Алеши к обучению, по заверениям гувернеров, были отменными: мальчик с жадностью читал труды по философии, арифметике, черчению, литературоведению и языкознанию, также увлекаясь химией и зоологией.

К сожалению, семья Алексея Толстого распалась, когда он был еще совсем юным, и мальчика отправили на воспитание к дяде – известному писателю Антону Погорельскому, который посвятил ему свою знаменитую сказку «Черная курица, или Подземные жители».

Портрет Л.Н. Толстого

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий