Почему произведение называется “уроки французского”

Внешнее описание

Внешность главного героя всячески напоминает читателю его материальное положение. Автор затрагивает в произведении тему нищеты.

Мальчик был «тощий». Он имел «диковатый» вид. Уже в одиннадцать лет он был «одинокий», потому что жил без матери. Это явилось следствием его «неопрятности».

Одет главный герой был в «старый, застиранный пиджачишко на обвислых плечах». Этот «кургузый» пиджак был впору лишь на груди, рукава были очень малы. Штаны его, которые были перешиты из отцовских галифе, были светло-зеленого цвета. Мальчик был единственным из класса, кто носил «чирки», которые затем сменились кирзовыми сапогами.

История происхождения породы «невская маскарадная кошка»

На самом деле, такая порода не является плодом стараний заводчиков, как это обычно и бывает. Первый котенок такой необычной и действительно красивой внешности появился на свет от папы-сибирского кота и мамы-сиамской кошки в 1988 году в Ленинграде. Фелинологи (зоологи, занимающиеся изучением кошек) были поражены удивительной красотой «случайно» получившегося скрещивания и представили котенка на выставке кошек.

Немного позже, в 1992 году, фелинологи вывели этот вид в отдельный официально зарегистрированный статус, и произошло это благодаря сочетанию силы и мощи от породы сибирского кота и красоты и утонченной изысканности от сиамской кошечки. Название «невская маскарадная» было дано заводчиками из Санкт-Петербурга, где «невская» означает, собственно, место происхождения, а «маскарадная» указывает на необычный окрас кошачьей мордашки данной породы (окрас, как уже упоминалось ранее, получился благодаря сиамскому гену).

Некоторые зоологи полагают, что порода «невская маскарадная кошка» появилась из-за генного сбоя, другие считают, что это было чистой воды намеренное скрещивание. Однако официальная версия гласит, что такая порода появилась и вовсе без участия человека, то есть естественным способом.

Впрочем, заводчики и фелинологи и по сей день продолжают вести споры на этот счет, выдвигая новое предположение, что «невская маскарадная» — это подвид сибирской породы. Но факт остается фактом.

Особенности жанра рассказа

По жанру «Уроки французского» — рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

Можно считать, что рассказ — первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича — реалистическое. От первого лица написал Распутин «Уроки французского». Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Отношения с детьми

Семьи с детьми, желающие завести питомца, часто делают выбор в пользу невской маскарадной кошки. Этому способствуют два важных фактора: неваки подходят, если у ребенка аллергия, и они обладают спокойным терпеливым характером.

С детьми невская кошка хорошо ладит, старается их защищать и заботится о них. Если малыш заплачет, то кошка обязательно будет рядом и попытается его утешить, а иногда и побежит позвать взрослых. Невская кошка и дети всегда становятся друзьями. Младенцы намного быстрее учатся ходить, когда рядом с ними есть кошка: они пытаются достать до нее рукой, потому что обожают касаться нежной пушистой шерсти.

Но владельцы должны помнить, что характер котят еще не сформирован окончательно. В некоторых моментах они могут не контролировать себя, что может привести к травме ребенка — укусам, царапинам.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА
: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА
: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ
: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое, какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)

Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

А как выглядел герой?
(зачитать)
стр.134.

Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143

Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств
Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)

А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику? (она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Откроем стр. 113.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и,в этом вам поможет название предисловия.

И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

Мы справились с задачами урока:

Поговорили о душевном состоянии героя

Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами — городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература — это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

2 вариант

«Уроки французского», вышедшие из-под пера Валентина Распутина в 1973 году — рассказ одиннадцатилетнего мальчика о своей учительнице.

Рассказ о том, как зёрна добра, брошенные в детскую душу, по истечении лет проросли в искреннюю теплоту и глубокую признательность зрелого человека.

Лидия Михайловна приехала в далёкий сибирский городок с тёплой Кубани, чтобы преподавать французский язык в местной школе. Герой рассказа запомнил её красивое лицо, короткие чёрные волосы, мягкую, но уверенную походку. И особенно запомнился мальчику всегда внимательный взгляд её слегка раскосых глаз — взгляд, способный разглядеть любую мелочь.

Лидия Михайловна была не просто учителем французского языка в классе, где учился герой, но и классным руководителем. Именно поэтому она интересовалась детьми больше, чем другие учителя. Конечно, мальчик не мог не стать объектом пристального внимания учительницы. Во-первых, потому что французский язык был единственным предметом, по которому у героя была четвёрка. Все остальные дисциплины он знал на отлично. А во-вторых, очень болезненный вид и бедная одежда свидетельствовали о том, что мальчик испытывал трудности.

И вот однажды наступил тот момент, когда Лидия Михайловна узнала, что герой играет со старшими ребятами на деньги. Конечно, учительница могла поступить так, как от неё требовал учительский долг: сообщить обо всём директору или педагогическому коллективу. И тогда недостойное поведение мальчика разбирали бы перед всей школой, после чего, вероятнее всего, последовало бы позорное изгнание. Но Лидия Михайловна поступила иначе. Она поступила так, как ей подсказывало её доброе сердце. Поняв, что мальчик не примет от неё открытой помощи, она решила действовать хитростью. Лидия Михайловна нарушила все педагогические законы, отважившись играть с героем на деньги. Она понимала, что идёт на огромный риск, который оправдывался тем, что это был единственный способ помочь голодному ребёнку.

К сожалению, строгий директор школы не разделял мнения учительницы о подобного рода помощи. В его понимании игра на деньги с учеником — невиданное преступление. Василий Андреевич называет поступок учительницы растлением и совращением. За свою двадцатилетнюю практику он сталкивался со многими вещами, но такого не видел. И не в компетенции опытного педагога понимать, что толкнуло молодую учительницу на подобный шаг.

У истории очевидный финал: Лидия Михайловна покинула школу и вернулась к себе на Кубань. А оттуда прислала мальчику посылку.  В ней аккуратно были уложены трубочки макарон и красные кубанские яблоки, которые герой видел до этого только на картинках.

Иногда добро оборачивается против самого человека, но тем ценнее люди, которые несут столь нужное добро в мир, хотя и делают это ценой собственного благополучия.

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Цена

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Рассказ В. Г. Распутина впервые вышел в свет в 1963 году. Произведение считается отчасти автобиографическим, так как оно повествует о детских годах мальчика из сибирской глубинки, который был вынужден жить и учиться вдалеке от дома. Так же прошло и детство писателя. О своей учебе в средней школе он решил написать в рассказе «Уроки французского». Невольно возникает вопрос, а почему именно французского?

Это был единственный предмет, который мальчику не давался. По всем остальным предметам он получал стабильные пятерки, а по французскому хоть и мог запомнить конструкции предложений, но выговорить никак не мог. Ему мешал деревенский говор, отчего произношение не складывалось.­ Когда он что-либо произносил, молодая учительница Лидия Михайловна, невольно морщилась.

Однако это не единственная причина, по которой рассказ носит такое название. Истоки названия намного глубже. Синонимом к «урокам французского» могли стать «уроки доброты». Помимо того, что Лидия Михайловна преподавала французский язык, она была классным руководителем пятого класса, где учился главный герой. Именно она заметила, что мальчик стал приходить на уроки с синяками.

Проблема была в отсутствии денег и продуктов пропитания. В послевоенные годы многие семьи жили на хлебе и воде. Мама мальчика старалась присылать хоть что-нибудь съедобное из деревни, чтобы он не голодал. Но кто-то из соседей по дому, где он жил, приворовывал его съестные припасы.­ Он догадывался кто, но молчал. Для того чтобы заработать себе на стакан молока он стал играть в «чику» на деньги со старшеклассниками. Главарь компании Вадик часто жульничал, а когда мальчик попытался его уличить, то был бит.

Лидия Михайловна, узнав правду, стала помогать ему. Под предлогом дополнительных уроков французского языка она приглашала мальчика к себе, чтобы накормить ужином, отправляла посылку с едой, но он упрямо отказывался. В итоге она даже стала играть с ним в игру с монетками на деньги, поддаваясь, чтобы как-то помочь ему. За этим занятием их уличил директор школы, проживающий по соседству, и уволил учительницу. Она была вынуждена уехать к себе домой на Кубань, откуда прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками.

Таким образом, именно уроки французского стали самым ярким воспоминанием о средней школе, а Лидия Михайловна навсегда осталась в памяти мальчика как символ доброты.

см. также:Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин

Доброта и жестокость в произведении

Доброта заключается в некоторых главных героях, которые имеются в произведении. А если быть точным, то это учительница французского языка, а также мальчика. Он всегда старался сделать так, чтобы всем окружающим его людям было хорошо и комфортно. Он никогда никого не обманывал и поступал так, подскажет сердце.

А всему он научился у своей матери, которая старается сделать для своего ребенка все, что возможно, хотя денег у них практически нет. Порой ей приходилось отдавать ему последние деньги, а самой голодать, но чего не сделаешь ради единственного сына.

Она понимала и видела, что ее сыну очень тяжело живется и помочь она ему могла только деньгами. А совсем недавно она узнала о том, что ее сын играет с другими ребятами в карты на деньги. Конечно, запретить ничего мать ему не могла, но свою точку зрения высказала. Вот только парень ее не послушал и продолжал свои игры. Однажды за игрой их застала учительница французского языка. Она сделала вид, что ничего не заметила, а когда они остались наедине с парнем, то предложила свою помощь не только в учебе, но и в решении сложных решений.

Вот только парень совсем не хотел ни от кого зависеть и поэтому сразу же отказался. Но женщина все поняла и решила пойти совсем другим путем, но все равно сделать все для того чтобы ему помочь. Один раз она отправила ему целую тарелку круглой картошки, а все, потому что мать не всегда может накормить и поэтому картошка нашему главному герою порой бывает в диковинку.

А на следующий день учительница предложила ему играть с ней в карты на деньги. Конечно, учительница хорошо умела играть, но ради мальчика она решила просто поддаваться и платить мальчику.

Конечно, такой момент можно считать незаконным и директор должен запретить и даже наказать учительницу и пригрозить мальчику. Но ведь здесь существует еще и человечность, которая должна выступать и проявляться в первую очередь. Ведь не всем удается жить хорошо и в меру своих возможностей, а учительница ничего плохого не сделала, а наоборот помогала во всем мальчику.

Также здесь существуют и отрицательные герои, которые постоянно всех обманывали и делали все для того чтобы добиться своей цели, а в данной ситуации им нужны были только деньги и больше ничего. К таким героям относится Вадик. Именно они и играли с нашим главным героем, и им не нравилось, что он выигрывает, а они проигрывают деньги. И тогда они решили просто избить парня и забрать все, что он нес домой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий