План рассказа уроки французского (6 класс) распутин

Краткое содержание по плану

Приезд в райцентр

Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем. Вот мать и договорилась со знакомой, чтобы я там проживал. А через неделю шофер дядя Ваня отвез меня в райцентр. С тех пор я жил самостоятельно. В те времена был большой голод, помню, весной мы с сестрой глотали глазки картофеля, думали, что у нас там что-нибудь прорастет и голода не будет. Но почему-то ничего не росло.

Учёба

Учеба шла хорошо. Только были проблемы с французским произношением. Стоило мне заговорить по-французски, так я половину звуков то проглатывал, то произносил будто скороговоркой. А когда я приходил со школы, меня вечно кто-то тормошил. Когда же я был в одиночестве, то скучал по деревне, по дому. Я вечно недоедал и сильно похудел, когда мать в конце сентября ко мне приехала. Сначала я держался, а когда машина вместе с ней стала уезжать, я побежал за ней и лишь потом опомнился.

«Чика»

Как-то раз Федька позвал меня понаблюдать за игрой в «чику». Игра несложная: нужно было подбросить шайбу так, чтобы она подкатилась к черте, но не пересекла её. И я как-то раз к игре присоединился: взял пять копеек, которые мне мама присылала на молоко, и пошел играть. Мне даже удавалось выигрывать. А я, несмотря на свои успехи, много не играл: выигрывал по рублю да покупал молока от малокровия. Из-за этого ко мне и пристали Вадик со Птахой, когда осознали, что я слишком быстро ухожу, поэтому с тех пор я последний бросал шайбу. Но даже тогда я выигрывал, пока однажды Вадик с Птахой меня не избили и не прогнали.

Уроки французского

В школе мои раны заметили. Лидия Михайловна не только учительница по французскому языку, но и наш классный руководитель. Она попросила меня остаться после уроков. Я подтвердил, что играю на деньги, и сказал, что покупаю молоко. Я пообещал больше не играть. А в колхозе как раз тоже ничего не оставалось. И поэтому я всё равно присоединился к старой компании, но вскоре меня опять избили. Лидия Михайловна вновь это заметила и решила мной заняться.

Я занимался отдельно у Лидии Михайловны на квартире. Лидия даже звала меня ужинать, но я убегал домой. Но как-то раз мне сказали, что в раздевалке для меня оставлена посылка. Я открыл её дома и обнаружил макароны, сахар и гематоген. Не сразу до меня дошло, что это Лидия Михайловна. Я принес тогда посылку к ней домой. Сначала она отнекивалась, а потом призналась и попросила меня принять посылку, но я ушел.

Лидия Михайловна и игра

Я стал говорить по-французски. И тут Лидия Михайловна поинтересовалась, во что мы с ребятами и рассказала про игру своего детства «пристенок». Тогда мы начали с ней играть в это сначала просто так, а потом на деньги. Но она специально поддавалась и проигрывала. Мои потуги заставить прекратить её это делать не увенчались успехом. Со временем мы меньше стали учить французский и больше стали играть. И я смог покупать молоко.

В конце концов за жарким спором об игре нас застал директор. За это Лидии Михайловне пришлось уволиться и уехать на Кубань. И среди январских каникул я получил от неё посылку с макаронами и красными яблоками.

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература – это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

2 вариант

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Главный герой рассказа — одиннадцатилетний мальчик, который в одиночестве переезжает в город, чтобы поступить в школу. Сегодня не каждому взрослому под силу такой поступок.

Время, в которое происходит действие рассказа очень тяжелое. Недавно закончилась война, голод, нищета. Мама присылает герою еду из дома, но она быстро заканчивается и, чтобы выживать, он играет в азартные игры на деньги. В этом, как и во многом другом, есть двойной смысл. С одной стороны, азартные игры, безусловно, плохая привычка. Но с другой — герой на выигранные деньги покупает себе молоко, которое необходимо ему по состоянию здоровья. Как можно его в этом упрекнуть?

Так же и с поступком Лидии Михайловны. Всем сердцем она хочет помочь нуждающемуся ученику. Прямую помощь он отвергает. Что остается учительницы, кроме как в форме игры передавать ему деньги. Лучше так, чем на пустыре с хулиганами, думает она. С точки зрения педагогики — это полный провал. Но по-человечески никому не придет в голову осуждать ее. Молодая учительница прекрасно понимала, чем это ей грозит в случае, если кто-то узнает. Но она полностью осознанно пошла на этот шаг, потому что не могла оставаться в стороне. Она не из тех, кто молча наблюдал бы, как чья-то жизнь катится под откос, и сделала то, что считала правильным.

Не можем мы полностью осудить и директора, который уволил Лидию Михайловну. Скорее всего, он понимал, почему она это сделала. Но если о ситуации узнал бы еще кто-то, то она могла пострадать еще сильнее.

В рассказе мы видим, как разные люди по-разному ведут себя, когда сталкиваются с трудностями. Рассказчик всегда стремится поступать по-совести и отстаивать свою точку зрения, даже когда за нее приходится расплачиваться синяками и ссадинами. Он привык обходиться своими силами и не терпит жалости и сочувствия. Поэтому с таким гневом отвергает посылку Лидии Михайловны.

Почему же рассказ «Уроки французского» получил такое название? Действительно, у героя были проблемы с изучением этого языка, а затем это стало предлогом для учительницы, которая хотела ему помочь. Мы вместе с героем действительно получаем уроки. Уроки доброты, неравнодушия, самопожертвования

Это не менее важно, чем изучение иностранных языков

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой (образ распутина в рассказе) безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.
директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Внешнее описание

Внешность главного героя всячески напоминает читателю его материальное положение. Автор затрагивает в произведении тему нищеты.

Мальчик был «тощий». Он имел «диковатый» вид. Уже в одиннадцать лет он был «одинокий», потому что жил без матери. Это явилось следствием его «неопрятности».

Одет главный герой был в «старый, застиранный пиджачишко на обвислых плечах». Этот «кургузый» пиджак был впору лишь на груди, рукава были очень малы. Штаны его, которые были перешиты из отцовских галифе, были светло-зеленого цвета. Мальчик был единственным из класса, кто носил «чирки», которые затем сменились кирзовыми сапогами.

Вариант 3

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – это история деревенского мальчика. Пятикласснику пришлось приехать в районный центр и жить у чужих людей. Все потому, что в селе была только начальная школа. Мальчишка был умный, способный и целеустремленный. Он стал первым ребенком из их деревни, который поехал учиться в старшую школу. Еще сохранились отголоски войны. Простые люди жили бедно, приходилось голодать. К тому же у мальчика была анемия. В одиннадцать лет началась его новая – самостоятельная жизнь.

Единственным человеком в городе, которому парнишка не был безразличен стала его классная руководительница. Лидия Михайловна – молодая женщина. На тот момент ей было около двадцати пяти лет. Скорее всего уже побывала замужем. В ее манерах и жестах чувствовался опыт и уверенность. Преподавала она французский язык, который нелегко давался школьнику из-за произношения. Несмотря на молодость и небольшой педагогический стаж, она была самым внимательным педагогом. И особенно интересовалась ребятами, у которых была классным руководителем. От нее ничего нельзя было скрыть.

Героиня умная, красивая, аккуратная и женственная, приятно пахнет духами. У нее модная короткая стрижка и темные волосы. Глаза слегка косят, чтобы это скрыть она их все время щурит. Лицо ее правильное, но не слишком живое. Нет активной мимики, она редко улыбалась на уроках. Хотя иногда шутила с ребятами. Ее улыбка была тугой и почти не раскрывалась до конца. Голос достаточно тихий, сдержанный будто что-то ему мешает, не дает волю.

Автор отмечает, что с годами учителя приобретают слишком строгое выражение лица, даже самые добрые. Но у Лидии Михайловны всегда была озорная хитрость в глазах. Сама же она считала, что человек стареет не с возрастом, а когда губит ребенка у себя в душе. При личном общении Лидия была веселой, живой и даже озорной как девчонка. Работа педагога накладывает определенные рамки. Но героиня уверена, что педагог не должен всегда быть серьезным и скучным.

Дома у нее чисто и аккуратно. Девушка не только хороший педагог, но и отличная хозяйка. В доме было много книг и редкая для того времени вещь – радиоприемник.

Лидия по-своему наивна. Она очень была удивлена, когда узнала, что в деревне нет ни макарон, ни гематогена. Да денег как таковых тоже нет. Зато она с тоской вспоминает о кубанских яблоках и родном крае.

Со своим учеником они во многом похожи. Обоим присущи настойчивость и целеустремленность. И желание добиться своего. Преподавателем французского героиня стала потому, что в школе ей этот предмет не давался. И она хотела доказать, что сможет его выучить не хуже других. Когда директор застает героев за игрой, Лидия Михайловна не начинает оправдываться или врать. А смотрит Василию Андреевичу прямо в глаза и спокойно отвечает.

И педагог и ученик очень гордые. Мальчик не принимает подарков, еды и денег. А Лидия Михайловна упорно ищет способ помочь ребенку. Но сама в финале гордо принимает на себя удар и уезжает.

Лидия Михайловна – хороший человек и прекрасный учитель. Возможно, она где-то и допустила ошибку. Но исключительно из добрых побуждений. Она навсегда оставила светлый след в душе автора.

Надпись на Спасских воротах

Сверху ворот Спасской башни появляется следующая надпись (начертана на латыни):

На латыни:
Иоаннес Vasilii DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIÆ, MOSCOVIÆ, NOVOGARDIÆ, TFERIÆ, PLESCOVIÆ, VETICIÆ, ONGARIÆ, PERMIÆ, BUOLGARIÆ ET ALIAS TOTIUSQUE RAXIE DOMINUS, ANNO 30 IMPERII SUI ИМЕЕТ Turres CONDERE Fecit ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS ANNO NATIVIT АТИС Domini 1491 КАЛЕНДИС МАРТИИС ИУССИТ ПОНЕРЕ.

По-английски:
Иван Васильевич , милостью Божией великий князь Владимирский , Московский , Новгородский , Тверской , Псковский , Вятский , Югра , Пермский , Булгарский и по другим причинам, что всего Раксиса, 30-го года их правления, эти башни он Пьетро Антонио Солари из Милана в 1 марта, в год Господа 1491.

Главные герои произведения Уроки французского

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика. У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть. В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери. Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко. Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других. Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Белые ночи

Белые ночи являются поистине уникальным явлением природы и одним из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Летом солнце почти не садится, а темное время суток длится всего 2-3 часа. Многие люди специально посещают Питер в июне или июле, чтобы романтично провести время.

Белые ночи

В такие дни множество людей совершают прогулки по набережным Невы, наслаждаются разводами мостов, общаются в кафе и просто наслаждаются жизнью. Если вы никогда не были в городе Петра Великого – обязательно приезжайте хотя бы для того, чтобы увидеть белые ночи.

Конечно, достопримечательности Санкт-Петербурга каждый человек воспринимает по-своему. Но, так или иначе, любой гость этого замечательного города найдет для себя то, что непременно глубоко впечатлит его.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Картинка к сочинению Характер главного героя рассказа Уроки французского

Также читают:

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Река Нева

Нева является не только одной из самых крупных рек России, но и основной водной артерией Санкт-Петербурга. По одной из версий, название реки происходит от финского слова, которое в буквальном смысле переводится как «глубокое болото».

Нева

С набережных Невы удобно наблюдать за разведением мостов, гулять и наслаждаться живописными видами города. Река Нева – достопримечательность и символ Санкт-Петербурга.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой (образ распутина в рассказе) безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.
директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Видео в тему

https://youtube.com/watch?v=uTjMqIkAPtM%3F

Подробный план

1. Начало новой жизни мальчика:

а) поездка в райцентр в тысяча девятьсот сорок восьмого; б) Сильное голодание и нищета; в) Умный парень развивается.

2. Мальчик приехал учиться.

а) С французским языком были проблемы; б) Постоянная тоска по родина; в) Постоянно был голоден

3. Новая игра на деньги под названием «Чика»:

а) Все свои на поляне; б) Хитрый Вадик; в) Мальчик мог бы сыграть.

4. Положительные и отрицательные стороны игры:

а) Деньги не тратятся на молоко; б) Он хорошо играет в игру; в) Парни Вадик и Птаха.

5. У мальчика появились деньги:

а) Он некогда не позволил бы себе увлечься слишком много; б) Если мальчику надо делать уроки он не должен играть; в) Парня стали бить.

6. Самый ужасный день в его жизни:

а) Подлый Тишкин; б) Серьёзный разговор после уроков; в) Можно ли было обойтись без этого.

7. Возвращение мальчика в игру на деньги:

а) Самая голодная осень в его жизни; б) Вадик хотел увлекательной игры; в) Опять побили.

8. Занятия французским языком:

а) Очень сложный язык; б) Дом учительницы Лидии Михайловны; в) Вечерний ужин который не состоялся.

9. Загадочная посылка которую получил мальчик:

а) Вкусные макароны в подарок; б) Для отличной учебы нужно хорошо питаться.

10. Новая игра в «пристенок»:

а) Обмен опытом друг с другом; б) Нужно попробовать если не понравится прекратить.

11. Игра по правилам учительницы Лидии Михайловны:

а) Лидия Михайловна учительница, но вела себя как девочка; б) Она стала жульничать, что поразило мальчика; в) Опять у парня появились деньги.

12. Азартные игроки:

а) Парень никогда не напрашивался на игру; б) Он считал это преступлением; в) Лидия Михайловна уезжает.

13. Посылка с Кубани.

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Проблемы

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей . Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.

Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий