Краткое содержание золотая роза паустовский

«Золотая роза» (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова «глухомань» и «свей» были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей — это те «волны», которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно

Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе «Случаи в магазине Альшванга»

Золотая роза: краткое содержание, описание и аннотация

Константин Паустовский. «Золотая роза»: краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе («Драгоценная пыль»). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой — Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку…

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель — самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава «Надпись на валуне».

«Золотая роза» (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова «глухомань» и «свей» были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей — это те «волны», которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно

Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе «Случаи в магазине Альшванга»

Константин Паустовский. «Золотая роза»: краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе («Драгоценная пыль»). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой — Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку…

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель — самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава «Надпись на валуне».

Писательство как призвание

«Золотая роза» — особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться «учебником для начинающих писателей» только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников «Золотая роза» (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него — не ремесло, а призвание (от слова «зов»). Для Паустовского писатель — голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Тема, основная мысль и проблематика

Во вступлении Паустовский определяет тему произведения как повесть «о прекрасной сущности писательского труда», «книгу о том, как пишутся книги».

Задача автора – проследить, «как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы».

Писатель видит своё предназначение в том, «чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Таким образом, основная мысль повести: писательский труд – это счастье и тяжесть одновременно, это не ремесло и не занятие, а призвание.

Проблемы, поднимающиеся в повести, тоже связаны с писательским трудом. Прежде всего, это проблема писательской совести, которая вынуждает его совершать чудеса и выносить тяжелейшие испытания.

Близка к этой и проблема вдохновения. Это строго рабочее состояние, а не телячий восторг.

Рассматриваются проблемы, связанные с процессом написания произведения: замысел и его воплощение, жизненность героев, роль деталей и подробностей, проблема выбора материала и языковых средств для воплощения замысла.

Сегодня по календарю



7 ноября

1902 г. В столице оружейников Туле по инициативе врача Федора Сергеевича Архангельского (1855–1928) в этот день открылся первый в России вытрезвитель под названием «приют для опьяневших».
1917 г. Октябрьская революция. Большевики штурмом берут Зимний дворец в Петрограде и объявляют Временное правительство низложенным.
1941 г. Знаменитый военный парад на Красной площади, с которого бойцы уходят на фронт защищать Москву.
Родились:
1879 г. Лев Давидович Троцкий (Лейба Бронштейн)(1879–1940), политический деятель, публицист, революционер.
1891 г. Дмитрий Андреевич Фурманов, писатель, чапаевский комиссар.
1899 г. Дмитрий Яковлевич Покрасс, композитор-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1941 — за участие в фильме «Трактористы»); Народный артист СССР (1975).
1901 г. Рина Васильевна Зеленая (1901-1991), актриса театра и кино («Весна», «Сказка о потерянном времени», «Дайте жалобную книгу», «Приключения Буратино», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Про Красную Шапочку»).
1903 г. Георгий Францевич Милляр, актер театра и кино. Народный артист России («Кащей Бессмертный», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Морозко», «Война и мир», «Варвара-краса, длинная коса», «Финист — Ясный Сокол»).
1911 г. Михаил Кузьмич Янгель, русский конструктор, создатель ракет средней дальности типа СС, дважды Герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии.

Как будто пустяки

У каждого писателя есть свой писатель-вдохновитель, не обязательно совпадающий по стилю. У Гайдара был вдохновитель Диккенс, а рассказчика вдохновляют «Письма из Рима» Стендаля, под влиянием которых был написан рассказ «Кордон 273».

Писателям помогает работать множество обстоятельств и навыков. Пушкину лучше работалось осенью, каждую осень он расцветал вновь, молодел. Если ему не давалось какое-нибудь место, поэт возвращался к нему, когда приходило вдохновение.

Гайдар придумывал фразы на ходу, потом записывал их. Рассказчик наблюдал, как Гайдар в Мещорских лесах писал «Судьбу барабанщика» и читал повесть наизусть почти без ошибок, так что рассказчик проспорил ему барометр, который, впрочем, показывал неправильную погоду.

Рассказчик стал свидетелем работы Федина над романом «Необыкновенное лето» в Гаграх в доме над морем, похожем на трущобу. Под террасой ночевали бродячие псы, иногда занимавшие комнаты хозяев. Они с ненавистью смотрели в окно на пишущего Федина. Писатель работал в непривычной для него обстановке и был готов трудиться в любое время суток

Федин писал только строго обдуманную, выверенную следующую главу, чтобы проза была отработана до безошибочности и закалена до алмазной крепости.

Флобер перевоплощался в своих героев, даже болел с ними. Он писал медленно и мучительно.

Персонажи Бальзака были для него живыми и близкими людьми. Когда он описал юную монахиню Жанну, увлёкшуюся парижской жизнью и оказавшуюся на панели, настоятельница описанного монастыря велела своей молодой монахине Жанне (в монастыре такая оказалась) ехать к Бальзаку и добиться от него покаяния и опровержения. Но Бальзак велел Жанне сделать, как у него написано, ведь монахиня мешала ему работать.

Гоголь писал стоя за конторкой, Лев Толстой работал только утром, как Руссо и Диккенс, а Достоевский и Байрон – ночью. Кроме того, Достоевский страдал от безденежья и писал поэтому наспех, комкая замысел.

Чехов в молодости мог писать на подоконнике в квартире, в купальне.

Лермонтов записывал стихи на чём попало, без правок. Алексей Толстой писал «накатом», импровизируя. Эренбург любил писать в кафе, Андерсен сочинял в лесах.

Рассказчику доводилось писать в каюте парохода, в мезонине деревенского дома осенью.

Давно задуманная книга

Рассказчик задумал книгу, состоящую из биографий замечательных людей, и хотел ввести туда биографии людей забытых. Таким был речной капитан Оленин-Волгарь, актёр, певец, учёный, переводчик. Таков увлечённый своей работой директор краеведческого музея в маленьком городке Средней России.

Чехов

У Чехова множество записных книжек, но он мало ими пользовался, полагаясь на память. Он был не только писателем, но и врачом. Его проза острая, как скальпель, аналитическая и точная.

Чехов всю жизнь выдавливал из себя по капле раба. В доме на Аутке живёт его сестра Мария Павловна, которую рассказчик видел последний раз в 1949 г.

Александр Блок

Блок создан из озарений. Рассказчик искал его дом на Пряжке, где поэт жил и умер. Там было тихо, как в провинции. Так Блок пытался вернуть спокойствие смятенному сердцу.

Ги де Мопассан

Мопассан прошёл быстрый писательский путь, «как метеор», а жизнь называл «клиникой для писателей». В предсмертные часы на яхте «Милый друг» Мопассан, которому казалось, что его мозг разъедает соль, вспоминал отвергнутых и влюблённых в него женщин. Среди них русская художница Башкирцева, с которой писатель вёл кокетливую переписку, а также работница парижской фабрики, чьего имени он не знал. Влюблённая в него девушка целый год голодала и собирала деньги на элегантный наряд для встречи. Когда она пришла на дачу к Мопассану, его друг сказал ей, что писатель уехал с любовницей. Девушка в тот же вечер отдалась другу и стала куртизанкой.

Максим Горький

Рассказчик не может себе представить Россию без Горького. Горький – полномочный представитель русского народа, ловец талантов. Его изящество соединено с уверенной силой. Рассказчик вспоминает о встрече с Алексеем Максимовичем в Горках. Горький говорил так, как сейчас не говорят, выпуклым сочным языком. Рассказчик обсуждал с Горьким книгу капитана Гернета, который предложил растопить льды Гренландии для возвращения в Европу субтропического климата. Горький хотел издать книгу в России, но вскоре умер.

Виктор Гюго

На острове Джерсее в Ламанше, где Гюго жил в изгнании, ему поставлен памятник на обрыве над океаном, где Гюго борется с ветром. Гюго – великий дирижёр словесного оркестра, от музыки его книг содрогались слабые человеческие сердца. Писатель хотел заразить всё человечество своим гневом, восторгом и шумной любовью. Гюго был рыцарем, глашатаем, вестником и трубадуром свободы, романтиком, наполнившим Европу дыханием мечты.Рассказчик прочитал «Отверженных» 5 раз и на всю жизнь полюбил Париж.

Михаил Пришвин

По первой профессии Пришвин был агрономом. Он происходил из города Ельца, природа вокруг него «очень русская», простая и небогатая. Проза Пришвина наполнена поэзией, она настоящее колдовство. Секрет пришвинского обаяния в его зоркости, народном языке, «разнотравье русского языка». Познания Пришвина в этнографии, ботанике зоологии и других науках входят в его писательскую жизнь.

Александр Грин

Рассказы Грина опьяняли рассказчика, как душистый воздух. Сначала рассказчик принял Грина за иностранца. Писатель вёл тяжёлую жизнь отщепенца и бродяги, был замкнутым и избитым невзгодами человеком с мощным и сильным воображением. Грин писал все свои вещи в оправдание мечты, он учить мечтать и любить.

Эдуард Багрицкий

Рассказчик впервые встретил Багрицкого в одесском порту. Багрицкий читал только что написанную «Поэму об арбузе». У него была замечательная память, он мог читать на память стихи любых поэтов. Багрицкий ловил силками птиц и на их корм тратил все небольшие деньги, заработанные за прекрасные стихи. Переехав в Москву, Багрицкий завёл рыб в аквариумах. Он умер рано, как думает рассказчик, оторвавшись от родного юга.

Драгоценная пыль

Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье.

Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой, и его отправили на родину. Полковой командир поручил Шамету отвезти во Францию свою восьмилетнюю дочь Сюзанну. Всю дорогу Шамет заботился о девочке, а Сюзанна охотно слушала его истории о золотой розе, приносящей счастье.

Однажды Шамет встречает молодую женщину, в которой узнаёт Сюзанну. Плача, она говорит Шамету, что ей изменил возлюбленный, и у неё нет теперь дома. Сюзанна селится у Шамета. Через пять дней она мирится с возлюбленным и уезжает.

Расставшись с Сюзанной, Шамет перестаёт выбрасывать из ювелирных мастерских сор, в котором всегда остаётся немного золотой пыли. Он строит маленькую веялку и перевеивает ювелирную пыль. Добытое за много дней золото Шамет отдаёт ювелиру для изготовления золотой розы.

Роза готова, но Шамет узнаёт, что Сюзанна уехала в Америку, и след её затерялся. Он бросает работу и заболевает. Никто не ухаживает за ним. Навещает его только ювелир, сделавший розу.

Вскоре Шамет умирает. Ювелир продаёт розу пожилому писателю и рассказывает ему историю Шамета. Роза представляется писателю прообразом творческой деятельности, в которой, «как из этих драгоценных пылинок, рождается живой поток литературы».

Искусство видеть мир

Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. Художник советовал молодому рассказчику смотреть на мир так, будто его надо написать красками

Второй урок рассказчику преподал случайный попутчик в поезде, художник, обративший внимание на освещение природы во время сентябрьской грозы. Увидеть истинные цвета помогает живопись

Монэ поразил лондонцев тем, что написал туман багровым, а рассказчик был заворожён картиной Левитана «Над вечным покоем».

Каждый художник открывает нам новые черты действительности. При созерцании прекрасного возникает тревога, предшествующая внутреннему очищению.Рассматривая классические здания Ленинграда, рассказчик пришёл к выводу, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Так же и в прозе.

В Эрмитаже рассказчик отдыхал от пышности красок в зале скульптуры, ведь скульптура – зов прекрасного к самому себе.

У подлинной прозы есть свой ритм. Вся фраза должна восприниматься без напряжения. Язык прозаика обогащает знание поэзии. Поэзия возвращает слову его первоначальную свежесть. Совершенная проза – подлинная поэзия. Об этом писали Чехов, Пришвин, Толстой. Самое высокое явление в литературе – проза, наполненная сущностью поэзии.

Белая ночь

Горький задумывает издать серию книг «История фабрик и заводов». Паустовский выбирает старинный завод в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым для отливки пушек и якорей, потом изготовлял бронзовое литьё, а после революции — дорожные машины.

В петрозаводских архивах и библиотеке Паустовский находит много материала для книги, но ему никак не удаётся создать из разрозненных заметок единое целое. Паустовский решает уехать.

Перед отъездом он находит на заброшенном кладбище могилу, увенчанную сломанной колонной с надписью по-французски: «Шарль Евгений Лонсевиль, инженер артиллерии Великой армии Наполеона…».

Художественное своеобразие

В основе повести лежит метафора о золотой розе. Каждая история автора, а они не ограничиваются количеством глав, — это золотая крупинка, найденная в жизненном мусоре, как Шамет находил золотые крупинки в мусоре ювелирных мастерских.

Разнородные сюжеты скрепляются образом автора, который развивает заданную тему согласно собственной писательской логике.

Уникальность повести ещё и в том, что читатель может прочитать о создании уже существующих, изданных произведений. Таково, например, повествование о создании рассказа «Телеграмма» (глава «Зарубки на сердце»). Читатель может проанализировать, каким материалом воспользовался Паустовский для описания одиночества дочери гравёра Пожалостина, порассуждать, например, почему в «Телеграмму» не вошли такие подробности, как бальное платье, в котором хоронили старушку Катерину Ивановну.

  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского

  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография

  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского

  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского

  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского

  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского

  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По произведению: «Золотая роза»

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Ночной дилижанс

Паустовский планирует написать главу о силе воображения, но заменяет её рассказом об Андерсене, который едет из Венеции в Верону ночным дилижансом. Попутчицей Андерсена оказывается дама в тёмном плаще. Андерсен предлагает погасить фонарь — темнота помогает ему выдумывать разные истории и представлять себя, некрасивого и застенчивого, юным оживлённым красавцем.

Андерсен возвращается к действительности и видит, что дилижанс стоит, а возница торгуется с несколькими женщинами, которые просят их подвезти. Возница требует слишком много, и Адерсен приплачивает за женщин.

Через даму в плаще девушки пытаются узнать, кто им помог. Андерсен отвечает, что он предсказатель, умеет угадывать будущее и видеть в темноте. Он называет девушек красавицами и предсказывает каждой из них любовь и счастье. В благодарность девушки целуют Андерсена.

Бунт героев

Большинство писателей пишет по более или менее подробному плану. И только единицы, обладающие даром импровизации, могут писать без плана (Пушкин, А.Н.Толстой, Чехов). Повествование может начаться со случайности, а затем возникнут мысли, сложные судьбы людей. Появившиеся в произведении люди начинают сопротивляться писательскому плану. Они действуют так, как соответствует их характеру, внутренней логике. А если вернуть их в рамки плана, они мертвеют, превращаются в схемы, роботов. Пушкина удивила вышедшая замуж Татьяна, Толстого – Анна Каренина. А.Н.Толстой следил за своими героями с удивлением. Подлинная жизнь заполняет писательскую схему и ломает её.

Молния

Замысел — это молния. Он возникает в воображении, насыщенном мыслями, чувствами, памятью. Для появления замысла нужен толчок, которым может быть всё, происходящее вокруг нас.

Воплощение замысла — это ливень. Замысел развивается от постоянного соприкосновения с действительностью.

Вдохновение — это состояние душевного подъёма, сознания своей творческой силы. Тургенев называет вдохновение «приближением бога», а для Толстого «вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать…».

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой — главная мысль последних глав книги «Золотая роза» (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства — живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза — это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже Марлен Дитрих стала перед ним на колени (фото выше).

Изучение географических карт

В Москве рассказчик достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал по ней в своём воображении. Таким странствиям по карте он научился с детства. Эта привычка помогает правильно увидеть места в действительности. Рассказчик читал много книг, научных докладов о пустыне. Он с трудом достал деньги на путешествие и доехал по волге из Саратова до Астрахани, где ему пришлось написать несколько очерков, съездив в Астраханскую степь и сплавав по Каспийскому морю на Эмбу, чтобы набрать денег и продолжить путешествие.

Из Астрахани рассказчик уехал в Махачкалу, Баку и Красноводск. Из Москвы он уехал на Северный Урал, где начал писать повесть в гостинице в Соликамске.

Животворящее начало

Золя считал, что воображение для писательства не нужно. Мопассан, напротив, очень дорожил воображением, животворящим началом искусства. Сердце, воображение и разум – среда, где зарождается культура.

Воображение заложено в натуре человека, но питается действительностью. К старому испанскому гидальго, давно потерявшему жену и красавицу-дочь, пришёл путешественник, вместе с Колумбом плававший на запад. Он рассказал о сиренах, море в синих цветах и подарил розовую раковину из страны Эльдорадо. В свете молний гидальго увидел в раковине волшебную страну и умолил короля снарядить каравеллу на её поиски. Так была открыта Флорида. Так воображение, рождённое жизнью, получило власть над жизнью. А цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.

Писатель воображает своего читателя, хотя пишет для всех. Есть этапы писания: эмоциональный настрой, приход вдохновения, внешний толчок, возникновение первого образа и за ним – цепочки ассоциаций, занесение сказки на бумагу.

История одной повести

«Планета Марц»

Рассказчик вспоминает детские впечатления от виденной в подзорную трубу на Владимирской горке в Киеве кирпичной планеты Марса. Телескоп устанавливал старик «Звездочёт», притворявшийся итальянцем и коверкавший слова. Отец объяснил рассказчику, что Марс раньше был живой планетой, а теперь превратился в пустыню. Такая судьба может ожидать и землю. С тех пор рассказчик боялся пустыни. Он столкнулся с ней летом в деревне у деда. Смерч, суховей из Бухары, из пустыни, за 2 недели сжёг весь урожай. Любовь к России для рассказчика – это прежде всего восхищение природой.

Девонский известняк

Вновь рассказчик столкнулся с пустыней в 1931 г. в городе Ливны Орловской области, где он писал свой первый роман. Рассказчик поселился в комнате на окраине в ветхом деревянном доме. У хозяев было 2 дочери: 19-летняя Анфиса и 17-летняя Полина. Анфиса была влюблена в 16-летнего Колю, который болел туберкулёзом. Однажды в грозу Анфиса, поругавшись с родителями, не позволявшими ей увезти Колю в Крым, утопилась в реке, её нашли на следующее утро. Рассказчик впервые оказался свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти. Рассказчик переехал с окраины на станцию в дом железнодорожного врача Марии Дмитриевны Шацкой.

Брат врача Василий Дмитриевич Шацкий был геологом, его труды были известны в Советском Союзе и Европе.

Шацкий с утра читал газеты и целый день писал, но это были просто слова на одну букву. Шацкий сошёл с ума, когда во время экспедиции в Среднюю Азию попал в плен к басмачам. Его несколько раз выводили на расстрел, но ни разу не пришла его очередь. Учёный писал письма в Совет Народных Комиссаров каждый вечер, но их возвращали его сестре. В письмах он сообщал, что Ливны стоят на толщах девонского известняка, в котором заключена злая психическая энергия, план освобождения которой разработан фашистами.

В ясные часы Шацкий рассказывал об изучении Кара-Бугазского залива Каспийского моря. Учёный боролся с пустыней, желал убить её и вырастить на её трупе влажный тропический рай. Так у писателя родился замысел романа.

История создания

Повесть «Золотая роза» была написана в 1955 г., когда Паустовский жил на Рижском взморье. Паустовский получил писательское признание и решил написать повесть о писательском труде. В неё вошли эпизоды из жизни 63-летнего писателя, в том числе и события последних месяцев (например, образ старика в буфете на Рижском взморье из главы «Старик в станционном буфете»).

Впервые повесть напечатана в журнале «Октябрь» в №№ 9,10 за 1955 г., а отдельным изданием вышла в 1956 г.

Паустовский ещё в 1953 г. упоминал, что задумал повесть до войны, но обстоятельства помешали реализации замысла. Книга, кроме того, представляет собой итог преподавательской деятельности писателя в Литературном институте им. Горького, где он вёл семинар прозы на протяжении 10 лет.

В последней главе «Напутствие самому себе» выражает уверенность, что это первая часть, начало книги о писательском труде. Действительно, были созданы отдельные главы о Чехове, Бунине, но вторая книга не была написана.

Драгоценная пыль

В молодости мусорщик Шамет служил солдатом в армии «Маленького Наполеона» то есть Наполеона 3. Шамет заболел тяжёлой лихорадкой, и вдовый полковой командир отправил с ним на родину восьмилетнюю дочь Сюзанну к тётке в Руан. Чтобы развлечь девочку, Шамет рассказывал скудные истории из своей жизни в посёлке на берегу Ламанша. Одна из историй о золотой розе, подвешенной к распятию в доме старой рыбачки. Старухе в юности подарил её возлюбленный, и каждый, кто прикоснётся к розе, будет по легенде счастлив.

Действительно, к старухе через год после отъезда Шамета из посёлка приехал из Парижа богатый и весёлый сын-художник. Шамет пообещал Сузи, что и ей кто-нибудь подарит золотую розу. Все свои годы однообразной нужды Шамет хотел приехать к Сузи в скучный дом её тётки.

Однажды на рассвете Шамет встретил на мосту Инвалидов Сузи, которую бросил возлюбленный, актёр. Она прожила у Шамета 5 дней до примирения с возлюбленным. На прощанье Сузи вспомнила о своей мечте получить в подарок золотую розу. С тех пор Шамет просеивал пыль из ювелирных мастерских и собирал золотые крупицы. Когда роза была готова, Шамет узнал, что Сузи уехала в Америку и след её потерялся. Шамет вскоре умер, а выковавший розу ювелир забрал её из-под подушки и продал старому литератору, который писал, что золотая роза Шамета – прообраз писательской деятельности. Из драгоценных пылинок писатель рождает живой поток литературы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий