«стальное колечко»: краткое содержание. паустовский, «стальное колечко»: главная мысль

Краткое содержание

Давным-давно в одной деревне жила крестьянка, а вместе с ней – «сын ее Семен, не женатый еще». Они жили очень бедно: спали на соломе, ели скудно, да и одежонка была у них «старая, латаная». И даже с землей не повезло крестьянам – она была неродящей и давала плохой урожай. Жили мать с сыном на отцовскую пенсию, получая в городе «копейку в месяц».

Вот как-то раз возвращался из города Семен со своей денежкой. Вдруг увидел, что какой-то бессердечный человек собирается удавить маленькую белую собачку. Семену стало жалко песика, он отдал живодеру «последнюю копейку, взял щенка на руки и пошел домой». Узнав об этом, мать принялась браниться: самим есть нечего, а сын притащил в дом собачонку.

Спустя месяц Семен вновь пошел в город за пенсией. «Вышла копейка прибавки», и Семен получил целых две копейки. По дороге домой он опять увидел злого человека, который в этот раз мучил кошку. Пришлось ему купить за две копейки и кошку, за что «мать пуще прежнего забранилась на сына».

Спустя положенный срок Семен отправился за пенсией. Опять ему вышла прибавка, и получил он уже три копейки. На обратном пути он увидал того же живодера, который давил змейку. Чтобы спасти животное от гибели, Семен отдал все свои деньги.

Оказалось, что змейка эта могла говорить. Она была дочерью Змеиного царя, и звали ее Скарапеей. За свое спасение она пообещала щедро наградить Семена.

При виде змеи мать так сильно испугалась, что даже не стала бранить сына. Она сразу невзлюбила Скарапею – «то есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит». Тогда змея попросила Семена отнести ее в Змеиное царство, к отцу. Она посоветовала своему спасителю попросить у отца только золотое кольцо.

Змей очень обрадовался, когда узнал, что его любимая дочь спасена. Он предложил Семену взять «золота, сколько хочешь», но тот, помня совет Скарапеи, попросил лишь золотое кольцо. Задумался Змеиный царь, но все же подарил кольцо Семену и рассказал, как им пользоваться.

Кольцо оказалось волшебным: если снять его с одного пальца и надеть на другой, то тут же появятся двенадцать молодцев и исполнят любое желание своего хозяина. С тех пор Семен с матерью зажили в достатке.

Но однажды увидел Семен во сне красивую девушку и затосковал. Когда он узнал, что то была царская дочь, загрустил еще больше – «и пища не естся, и брага не пьется». Он решил жениться на царевне, но мать долго отговаривала его от этого. Уж лучше жениться на простой крестьянской девушке, так и счастья в семье больше будет.

Однако Семен настоял на своем и послал мать к царю-императору сватать царевну. Царь согласился отдать дочь, но только если будущий зять построит хрустальный мост от дворца к своему дому. При помощи змеиного кольца Семен выполнил это требование и вскоре женился на царевне.

Однажды супруги решили прогуляться по лесу, устали и заснули на полянке. Их увидел Аспид – приемный сын Змеиного царя, который давно мечтал заполучить волшебное кольцо. Обернувшись красивым юношей, он подговорил царевну, чтобы та отдала ему волшебное кольцо и научила, как им пользоваться. Так Семен потерял все, что имел.

Царь разгневался и посадил Семена в тюрьму. Кошка и собачка, которых когда-то спас Семен от верной гибели, решили помочь хозяину в беде. Они нашли волшебное кольцо и принесли его Семену, который приказал вернуть на место и хоромы, и жену. Узнав, что царевна потеряла кольцо, Аспид «от злости превратился в змею-гадюку».

Семен вернул коварную изменницу царю, а сам женился на красивой и доброй сиротке из соседней деревни.

Сказки «Стальное колечко» краткое содержание

сказке «Теплый хлеб»

Далее в сказке Паустовского «Стальное колечко» краткое содержание описывает, как на станции Варя увидела двух мужчин в форме. Один из бойцов подошел к девочке и спросил, не хочет ли она продать махорку. Варюшка ответила, что не может, поскольку должна принести ее больному дедушке. Однако девочка с радостью поделилась небольшим количеством табака. Тогда боец решил подарить ей стальное кольцо. Он сказал, что подарок этот волшебный. Если Варя будет носить колечко на среднем пальце – она и ее близкие будет здоровы, если на безымянном – то приключится с девочкой необыкновенное чудо. А если захочет она надеть подарок на указательный палец – то тут же сможет облететь весь мир. Варя не поверила сначала, однако незнакомцы смогли ее убедить. После этого в произведении Паустовского «Стальное колечко» герои распрощались друг с другом, и девочка отправилась домой.

По дороге она вспомнила, что никто не сказал ей, что будет, если она наденет колечко на мизинец. Варя захотела попробовать, но палец оказался слишком маленьким – кольцо соскользнуло и упало глубоко в снег. Долго она искала потерю, но все безрезультатно. Тогда девочка воткнула на том месте еловую ветку и пошла домой.

Дома Варя обо всем рассказала дедушке. Старый Кузьма предложил ей попросить о помощи воробья Сидора, который зимовал у них в избе. Вышла девочка с птицей на то же самое место, где колечко потеряла, но воробей не захотел искать пропажу в снегу и мигом улетел в дом. Деду Кузьме становилось все хуже и хуже. Порой он даже не мог встать с печи и просил внучку подать ему воды. Все это время Варя корила себя за то, что потеряла кольцо, которое могло бы подарить дедушке здоровье.

Далее в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» читать можем о том, как однажды ранним утром Сидор постучал клювом в окно. Варя подбежала к нему и увидела, что наступила весна – за окном ярко светило солнце и на полях уже начал таять снег. Девочка мигом побежала к тому месту, где потеряла подарок. Найдя ветку, которую она воткнула в тот день, под горсткой листьев Варя отыскала стальное колечко. Она тут же надела его на средний палец и, счастливая, побежала домой. На крыльце возле избы девочка увидела деда Кузьму. Он сказал, что свежий весенний воздух, который проник в дом, помог ему поправиться. Радости Варюшки не было границ, весь день она не снимала подарок бойцов. А перед сном надела колечко на безымянный палец и стала ждать чуда.

На следующий день Варя проснулась очень рано. Она так хотела увидеть, что же за чудо с ней приключится, что не могла сидеть на одном месте и вышла во двор. Там девочка увидела прекрасную картину – первую зарю, подснежники, птиц, которые пробудились от зимы и наполнили воздух чудесным пением. Весна уже вступала в свои права и все вокруг радовалось этому. Тогда Варя поняла, что вся эта красота природы – и есть самое настоящее чудо. Девочка засмеялась и побежала домой. Позже она хотела надеть колечко и на указательный пальчик, чтобы повидать весь мир. Но поняла, что краше родной земли ей места не сыскать.

Характеристика Варюши

Рассказчик ласково называет главную героиню Варюшей, подчёркивает её юный возраст. Девочка ещё не ходит в школу. Варю воспитал дед Кузьма и привил ей мифологический и сказочный взгляд на мир. Он постоянно поддерживал детскую веру внучки в сказочные превращения.

Варюша сразу поверила словам старого солдата о волшебстве колечка. А также она восхитилась его рассказом о ветре, создаваемым поездами. Жалостливая девочка неравнодушна к чужой беде. Она без раздумий отправилась по огромным снежным сугробам в соседнее село за махоркой. Бородатый боец ласково назвал героиню «цветком-лепестком в валенках», «анютиными глазками с косичками».

Варюша всё хочет знать, подобно любопытной Варваре. Из-за своей любознательности она и выронила колечко, решив надеть его на мизинец. Юная героиня очень сострадательная, заботливая. Здоровье дедушки у неё на первом месте, а лишь потом большая радость и все чудеса мира. Также самым большим волшебством для неё является приход весны и возможность его увидеть.

Герои рассказа

Портрет главных героев «Стального колечка» Паустовского можно сложить с помощью описаний одежды, внешности, речи, манер. Вот основные персонажи сказки:

  1. Девочка Варюша. Голубоглазая жительница деревни Моховое. Вместе с ней живёт дедушка и воробей Сидор. Она ответственная, щедрая, серьёзная.
  2. Дед Кузьма. Воплотил в себе народную мудрость, доброту, силу духа. Он выступает неким мифологическим существом с косматыми седыми волосами. Кузьма часто курит и выпускает клубки дыма. Он немного грубоват с Варенькой, но ласково называет её вертушкой и дурочкой. Герой не лишён романтики.
  3. Два солдата. Выступают воплощением мужества, доброты. Они, подобно богатырям, защищали родную землю. Один из них подарил Варюше колечко, назвав его волшебным, поэтому друг называл его колдуном.
  4. Воробей Сидор. Опытный пернатый друг девочки, проживший немало на белом свете. Он проявлял характер, ел кашу прямо из миски и вырывал хлеб из рук. Именно Сидор, умевший разговаривать, нашёл потерянное кольцо.

Китай – страна романтиков

Удивительный факт о деньгах: в современном Китае бумажные купюры являются прекрасным способом найти свою вторую половину. Для этого находящиеся в поиске девушки и юноши пишут на них свои данные и желаемые требования к партнеру, после чего пускают деньги в обращение. К сожалению, самые востребованные в мире бумажки являются и самыми грязными купюрами, насчитывающими на своей поверхности около сотен тысяч микробов.

Воробей Сидор

Однако было обидно до слез. Уже дома, отдав махорку деду, она рассказала ему об этом странном происшествии. Старый Кузьма, умиротворённый табаком, успокаивает девочку, говоря, что весной колечко непременно найдется. А пока предлагает приобщить к поискам старого воробья Сидора, который жил у них в доме.

Нужно отметить, что воробей прожил у наших героев всю зиму почти на правах хозяина, мало считаясь с мнением людей. Каши норовил клевать прямо из мисок на столе, хлеб вырывал из рук, а если ему не разрешали этого делать, злился, раздувался, как пузырь, и пытался укусить. При этом Сидор так злобно чирикал, что его слышали даже обычные птички, которые прилетали на шум.

На следующий день Варюша, поймав воробья, отнесла его на место происшествия. Посадив его на кончик еловой ветки, девочка попросила его поискать кольцо. Но воробей нахохлился и тут же улетел обратно в теплую избу. Варюша отчаялась найти колечко до весны. И зажили они, как и прежде.

О чем рассказывает Паустовский? «Стальное колечко», главная мысль которого буквально невидима, наполнено точнейшими описаниями состояния природы. Кажется, что с переменой настроения Варюши меняются и краски за окном их домика.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название:
Жильцы старого домаЧисло страниц:
14Жанр:
рассказНаписано:
1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

Главные герои

Что говорит своим незамысловатым и добрым сюжетом сказка «Стальное колечко»? Паустовский чему учит нас, рассказывая относительно простенькую историю? Давайте обсудим.

В одной маленькой деревушке, которая называлась Моховое, живет дед Кузьма вместе со своей внучкой Варюшей. Их скромный домик расположен на самом краю деревни.

Действие происходит зимой, которая выдалась довольно суровой. Погода была настолько морозной, что даже волки стали подходить ближе к деревне, как будто надеясь согреться теплом от людей. Именно так начинает свое произведение Константин Паустовский.

«Стальное колечко», главные герои которого — люди бедные и простые, показывает тихую и спокойную деревенскую жизнь. Но однажды случилась напасть. У деда прямо посреди зимы закончилась махорка. Старый курильщик очень опечалился; настолько, что заболел. Хотя причина болезни была совсем не в отсутствии махорки, но дед объяснял ее именно так. Варюша очень переживает.

Тема, проблемы, основная мысль

Паустовский показывает извечную тему — победу всего доброго над злым. Читатель наблюдает за торжеством весны над зимой, здоровья над болезнью. Как будто вся природа родной земли ликует в рассказе. Автор для раскрытия темы использует два афоризма. Один высказывает Варюша о том, что лучшее место на земле — Моховое. Второе высказывание деда Кузьмы о местных краях, являющихся истинным раем.

Паустовский умело затрагивает некоторые психологические проблемы: милосердия, доброты, благодарности. Можно также заметить в рассказе проблему воспитания, истинного счастья. Анализ сказки подтверждает, что его главная мысль заключается в том, что нужно верить в чудеса и жить с надеждой на будущее.

Лопе де Вега – творчество

Герои рассказа

Портрет главных героев «Стального колечка» Паустовского можно сложить с помощью описаний одежды, внешности, речи, манер. Вот основные персонажи сказки:

  1. Девочка Варюша. Голубоглазая жительница деревни Моховое. Вместе с ней живёт дедушка и воробей Сидор. Она ответственная, щедрая, серьёзная.
  2. Дед Кузьма. Воплотил в себе народную мудрость, доброту, силу духа. Он выступает неким мифологическим существом с косматыми седыми волосами. Кузьма часто курит и выпускает клубки дыма. Он немного грубоват с Варенькой, но ласково называет её вертушкой и дурочкой. Герой не лишён романтики.
  3. Два солдата. Выступают воплощением мужества, доброты. Они, подобно богатырям, защищали родную землю. Один из них подарил Варюше колечко, назвав его волшебным, поэтому друг называл его колдуном.
  4. Воробей Сидор. Опытный пернатый друг девочки, проживший немало на белом свете. Он проявлял характер, ел кашу прямо из миски и вырывал хлеб из рук. Именно Сидор, умевший разговаривать, нашёл потерянное кольцо.

Сюжет

В деревне Моховое, у самого леса жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Дед Кузьма очень любил махорку и, когда она у него закончилась, Варюша отправилась за ней в соседнее село. На обратном пути девочка решила зайти на железнодорожную станцию, поглядеть на поезда. На платформе сидели два бойца, и один из них попросил у Вари махорки. Девочка была доброй, и щедро отсыпала солдату полную горсть. В знак благодарности тот протянул Варюше стальное колечко, сказав, что оно волшебное: если надеть его на средний палец, оно принесет здоровье, если на безымянный, то приключится большая радость, а если же надеть кольцо на указательный палец, то можно посмотреть весь мир.

Варюша со всех ног побежала домой, но по дороге потеряла колечко – уж слишком маленькими были у нее пальчики. Варя долго искала пропажу, но так и не нашла. Она воткнула веточку в это место, и пошла домой. Варюша поделилась с дедом Кузьмой своим горем, и тот предложил ей взять с собой домашнего питомца – воробья Сидора, и попросить его отыскать колечко. Однако вредный воробышек лишь посмотрел на снег, и вернулся в теплую избушку.

К весне дед Кузьма стал сильно кашлять, и махорка ему уже не помогала. Варюша корила себя за то, что потеряла волшебное колечко, которое могло бы вернуть здоровье ее любимому дедушке. Едва дождавшись, когда растает снег, девочка отправилась в лес, разгребла сухие ветки, и отыскала кольцо. Она целый день носила его на среднем пальце, и дед Кузьма, действительно, почувствовал себя лучше.

Ночью Варюша надела волшебное кольцо на безымянный палец в надежде почувствовать огромную радость. Ранним утром она отправилась на лесную опушку, и до того там было красиво, что девочка почувствовала, как ее переполняет счастье. Она хотела было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но подумала и решила, что красивее места, чем ее родная деревня Моховое, не сыщешь в целом свете!

Книги на нашей полке

Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

Зарубки на сердце

Писатели не собирают материал для книги нарочно. Они просто живут внутри этого материала. Подробности сами всплывают из памяти, когда они необходимы для работы. Одна из основ писательства – хорошая память.

Рассказчик поселился под Рязанью в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Этот дом был мемориальным, в нём жила старушка Катерина Ивановна, дочь Пожалостина. Её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери, только присылала ей раз в 2 месяца деньги. Темнело рано. В светлое время суток рассказчик бродил по осенним лесам, удил рыбу на протоках Оки. Он старался не запомнить приметы осени, но поймать её ощущение, не старался изучить угрюмый тихий старый дом со стуком ходиков и немногими оставшимися гравюрами на стенках.

За Екатериной Ивановной смотрела по природе своей угрюмая соседская девочка Нюрка, которая одна, наверное, любила Катерину Ивановну. Катерина Ивановна слегла и умерла, не дождавшись дочери, которой рассказчик отправил письмо. Старушку похоронили в старинном бальном платье золотистого цвета со шлейфом, и казалось, что хоронят молодую стройную женщину. Эти события стали материалом для рассказа «Телеграмма».

У каждого рассказа своя история и свой материал. Жизнь рассказчика в зимней Ялте стала материалом для рассказа «Созвездие Гончих Псов». Туда вошли холодный ветер с ночных гор, шуршащие в комнате дубовые листья, события в Испании, посещение Симеизской обсерватории, распространение фашизма по Европе, овчарка, приведённая Гайдаром.

Алмазный язык

Родник в мелколесье

Многие русские слова излучают поэзию, подобную блеску камней. Ощущение слов субъективно. Русский язык открывается только тому, кто любит и знает свой народ, чувствует сокровенную прелесть земли. Для всего, что существует в природе, есть множество слов и названий. Рассказчик вспоминает рассуждение лесника о родственности слов родник, родина, народ.

Язык и природа

Для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и с природой. У рассказчика случилось лето открытий, когда он узнал много известных, но непережитых слов. Среди них разные виды дождя.

Много слов для описания небесных явлений: зарницы, зори летние и осенние, утренние и вечерние. Пушкин описал соединение этих двух зорь, и в этих строках собраны необыкновенные качества нашей речи. Народ, создавший такой язык, великий и счастливый.

Груды цветов и трав

Рассказчик неожиданно нашёл объяснение слову свей, встречающемуся у Есенина. Писатель-краевед Юрин объяснил, что так называется рябь на песке. Село Есенина было за Окой. В этих лугах рассказчик наблюдал беседу трёх девочек, подражавших речи взрослых. Одна из них знала названия всех трав и цветов и учила этому маленького мальчика. Старик-корзинщик рассказал, что это Клавка, дочь колхозного конюха Карнаухова и внучка известной на всю область травницы.

История одной повести

«Планета Марц»

Рассказчик вспоминает детские впечатления от виденной в подзорную трубу на Владимирской горке в Киеве кирпичной планеты Марса. Телескоп устанавливал старик «Звездочёт», притворявшийся итальянцем и коверкавший слова. Отец объяснил рассказчику, что Марс раньше был живой планетой, а теперь превратился в пустыню. Такая судьба может ожидать и землю. С тех пор рассказчик боялся пустыни. Он столкнулся с ней летом в деревне у деда. Смерч, суховей из Бухары, из пустыни, за 2 недели сжёг весь урожай. Любовь к России для рассказчика – это прежде всего восхищение природой.

Девонский известняк

Вновь рассказчик столкнулся с пустыней в 1931 г. в городе Ливны Орловской области, где он писал свой первый роман. Рассказчик поселился в комнате на окраине в ветхом деревянном доме. У хозяев было 2 дочери: 19-летняя Анфиса и 17-летняя Полина. Анфиса была влюблена в 16-летнего Колю, который болел туберкулёзом. Однажды в грозу Анфиса, поругавшись с родителями, не позволявшими ей увезти Колю в Крым, утопилась в реке, её нашли на следующее утро. Рассказчик впервые оказался свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти. Рассказчик переехал с окраины на станцию в дом железнодорожного врача Марии Дмитриевны Шацкой.

Брат врача Василий Дмитриевич Шацкий был геологом, его труды были известны в Советском Союзе и Европе.

Шацкий с утра читал газеты и целый день писал, но это были просто слова на одну букву. Шацкий сошёл с ума, когда во время экспедиции в Среднюю Азию попал в плен к басмачам. Его несколько раз выводили на расстрел, но ни разу не пришла его очередь. Учёный писал письма в Совет Народных Комиссаров каждый вечер, но их возвращали его сестре. В письмах он сообщал, что Ливны стоят на толщах девонского известняка, в котором заключена злая психическая энергия, план освобождения которой разработан фашистами.

В ясные часы Шацкий рассказывал об изучении Кара-Бугазского залива Каспийского моря. Учёный боролся с пустыней, желал убить её и вырастить на её трупе влажный тропический рай. Так у писателя родился замысел романа.

Как будто пустяки

У каждого писателя есть свой писатель-вдохновитель, не обязательно совпадающий по стилю. У Гайдара был вдохновитель Диккенс, а рассказчика вдохновляют «Письма из Рима» Стендаля, под влиянием которых был написан рассказ «Кордон 273».

Писателям помогает работать множество обстоятельств и навыков. Пушкину лучше работалось осенью, каждую осень он расцветал вновь, молодел. Если ему не давалось какое-нибудь место, поэт возвращался к нему, когда приходило вдохновение.

Гайдар придумывал фразы на ходу, потом записывал их. Рассказчик наблюдал, как Гайдар в Мещорских лесах писал «Судьбу барабанщика» и читал повесть наизусть почти без ошибок, так что рассказчик проспорил ему барометр, который, впрочем, показывал неправильную погоду.

Рассказчик стал свидетелем работы Федина над романом «Необыкновенное лето» в Гаграх в доме над морем, похожем на трущобу. Под террасой ночевали бродячие псы, иногда занимавшие комнаты хозяев. Они с ненавистью смотрели в окно на пишущего Федина. Писатель работал в непривычной для него обстановке и был готов трудиться в любое время суток

Федин писал только строго обдуманную, выверенную следующую главу, чтобы проза была отработана до безошибочности и закалена до алмазной крепости.

Флобер перевоплощался в своих героев, даже болел с ними. Он писал медленно и мучительно.

Персонажи Бальзака были для него живыми и близкими людьми. Когда он описал юную монахиню Жанну, увлёкшуюся парижской жизнью и оказавшуюся на панели, настоятельница описанного монастыря велела своей молодой монахине Жанне (в монастыре такая оказалась) ехать к Бальзаку и добиться от него покаяния и опровержения. Но Бальзак велел Жанне сделать, как у него написано, ведь монахиня мешала ему работать.

Гоголь писал стоя за конторкой, Лев Толстой работал только утром, как Руссо и Диккенс, а Достоевский и Байрон – ночью. Кроме того, Достоевский страдал от безденежья и писал поэтому наспех, комкая замысел.

Чехов в молодости мог писать на подоконнике в квартире, в купальне.

Лермонтов записывал стихи на чём попало, без правок. Алексей Толстой писал «накатом», импровизируя. Эренбург любил писать в кафе, Андерсен сочинял в лесах.

Рассказчику доводилось писать в каюте парохода, в мезонине деревенского дома осенью.

Надпись на валуне

Рассказчик жил зимой на Рижском взморье в маленьком домике на краю туманной бездны. К западу лежит маленький рыбачий посёлок. Рыбаки уходят в море за салакой, но не все возвращаются. В море около посёлка лежит гранитный камень, где рыбаки высекли надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Латышский писатель не согласен, что надпись печальная, она может быть эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве тех, «кто одолевал и будет одолевать это море».

Таков и писательский труд. Это не ремесло и не занятие, а призвание, зов собственного сердца. Пример такого призвания – голландский писатель Эдуард Деккер, у которого был псевдоним Мультатути (лат. Многострадальный). Он протестовал против порабощения яванцев голландскими властями. Мультатути умер, не дождавшись справедливости, но «одолел море».

Сюжет

Давным-давно жила одна бедная семья: мать-крестьянка, да сын Семен. Каждый месяц Семен получал в городе пенсию за своего отца – одну копейку, на те деньги и жили. Однажды, получив копейку, парень отдал ее человеку, чтобы тот перестал мучить собаку. Спустя месяц он получил уже две копейки, но и их не дождалась мать – Семен заплатил их за кошку, которую мучил тот самый душегуб. Мать очень ругалась, да сделать ничего не могла. А еще через месяц Семен за три копейки вызволил красивую змейку – Скарапею.

За спасение любимой дочери Скарапеи Змеиный царь подарил Семену волшебное кольцо, которое могло исполнять любые желания. С тех пор Семен с матерью хорошо зажили. Но однажды Семен решил жениться на царской дочери, и ради этого при помощи кольца выстроил себе хоромы, да в придачу хрустальный мост от своего крыльца до царского дворца. Царь не мог отказать такому жениху, и отдал в жены дочку.

Однажды Семен с царевной гуляли в лесу, да и уснули. Тут появился Аспид – приемный сын Змеиного царя, который мечтал завладеть волшебным кольцом. Он превратился в прекрасного юношу, и уговорил царевну украсть у мужа кольцо. Царь, увидев, что пропала дочка, а вместе с ней и хрустальный мост с хоромами, бросил Семена в темницу.

Кошка и собака отправились на поиски коварной царевны. Хитростью и смекалкой им удалось вернуть волшебное кольцо, которое они передали своему хозяину. Семен сразу все вернул на свои места, а царевну выгнал. Аспид же от злости превратился в гадюку. Семен выбрал себе простую, добрую девушку из соседнего села, и женился на ней.

Тема, проблемы, основная мысль

Паустовский показывает извечную тему — победу всего доброго над злым. Читатель наблюдает за торжеством весны над зимой, здоровья над болезнью. Как будто вся природа родной земли ликует в рассказе. Автор для раскрытия темы использует два афоризма. Один высказывает Варюша о том, что лучшее место на земле — Моховое. Второе высказывание деда Кузьмы о местных краях, являющихся истинным раем.

Паустовский умело затрагивает некоторые психологические проблемы: милосердия, доброты, благодарности. Можно также заметить в рассказе проблему воспитания, истинного счастья. Анализ сказки подтверждает, что его главная мысль заключается в том, что нужно верить в чудеса и жить с надеждой на будущее.

Воробей Сидор

Однако было обидно до слез. Уже дома, отдав махорку деду, она рассказала ему об этом странном происшествии. Старый Кузьма, умиротворённый табаком, успокаивает девочку, говоря, что весной колечко непременно найдется. А пока предлагает приобщить к поискам старого воробья Сидора, который жил у них в доме.

Нужно отметить, что воробей прожил у наших героев всю зиму почти на правах хозяина, мало считаясь с мнением людей. Каши норовил клевать прямо из мисок на столе, хлеб вырывал из рук, а если ему не разрешали этого делать, злился, раздувался, как пузырь, и пытался укусить. При этом Сидор так злобно чирикал, что его слышали даже обычные птички, которые прилетали на шум.

На следующий день Варюша, поймав воробья, отнесла его на место происшествия. Посадив его на кончик еловой ветки, девочка попросила его поискать кольцо. Но воробей нахохлился и тут же улетел обратно в теплую избу. Варюша отчаялась найти колечко до весны. И зажили они, как и прежде.

О чем рассказывает Паустовский? «Стальное колечко», главная мысль которого буквально невидима, наполнено точнейшими описаниями состояния природы. Кажется, что с переменой настроения Варюши меняются и краски за окном их домика.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название: Жильцы старого дома Число страниц: 14 Жанр: рассказ Написано: 1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Краткое содержание

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

Пример синквейна на тему природы

Весна.

Прекрасная, цветущая.

Манит, восхищает, пьянит.

Пробуждает самые романтичные чувства.

Красота.

https://youtube.com/watch?v=dGnnloZ_lvA

Книги на нашей полке

Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник
с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий