Рецензии на книгу «судьба человека» михаил шолохов

Экранизация книги

Рассказ приобрел мировую известность, а в 1959 году был экранизирован режиссером Сергеем Бондарчуком. Он же сыграл и главную роль в кинокартине.

Бондарчук считал, что на экране все должно быть показано так же просто и сурово, какова сама жизнь, через понимание героя, ведь самое главное в этой истории — характер русского человека, его большое сердце, не ожесточившееся после испытаний, легших на него.

Книга «Судьба человека» переиздавалась многократно. И в нашей стране, и за рубежом. Эта драматичная история нашла во всех человеческих сердцах горячий отзыв. «Судьба человека», по словам зарубежных читателей, — великолепная, трагичная, печальная история. Очень добрая и светлая, душераздирающая, вызывающая слезы и дарящая радость от того, что два осиротевших человека нашли счастье, нашли друг друга.

Итальянский режиссер Росселлини дал о фильме такой отзыв: «»Судьба человека» — это самое сильное, самое великое, что было снято о войне».

В музыке

Запоминающиеся персонажи рассказа Шолохова

В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.

Андрей Соколов

В рассказе “Судьба человека” герой Андрей Соколов – основной персонаж. Его натура вбирает в себя все те черты, которые свойственны русскому человеку. Сколько невзгод вынес этот несгибаемый человек, знает только он.

О натуре и внутренней силе героя говорит то, как он рассказывает о своей жизни. В повествовании нет ни торопливости, ни сбивчивости, ни суетности. Даже выбор слушателя в лице случайного попутчика говорит о внутреннем надрыве героя.

Ванюшка

Ванюшка – ключевой герой рассказа в лице мальчика-сироты лет около шести. Автор описывает его с применением черт, которые как нельзя лучше характеризуют картину тех послевоенных лет. Ванюшка – доверчивый  и любознательный ребенок с добрым сердцем.

Жизнь его уже наполнена нелегкими для ребенка испытаниями. Мама Вани погибла во время эвакуации – была убита бомбой, попавшей в поезд. Отец мальчика нашел свою погибель на фронте. В лице Соколова мальчишка обретает «отца».

Ирина

Женщина воспитывалась в детском доме. Она была веселой и умной. Трудное детство наложило отпечаток на ее характер. Ирина – пример русской женщины: хорошей хозяйки и любящей матери и жены. Она за время жизни с Андреем никогда не упрекала мужа и не перечила ему. Когда муж уходил на войну, она будто предчувствовала то, что они никогда больше не встретятся.

Комендант лагеря  Мюллер

Мюллер был жестоким и безжалостным человеком. Он владел русским языком и любил русский мат. Ему нравилось избивать пленных. Свои садистские наклонности он называл «профилактикой от гриппа» – бил узников по лицу используя для этого свинцовую вкладку в перчатке. Подобное он повторял ежедневно. Комендант чувствует страх, когда испытывает Андрея. Он удивлен его храбростью и стойкостью духа.

Список главных героев «Судьбы человека» – образец соответствующих духу времени личностей. Шолохов сам в некоторой степени является косвенным героем своего же рассказа. Общая беда сплотила народ и сделала его мощнее.

И Андрей Соколов, и Ванюша, не смотря на свой возраст, предстают перед читателем как люди волевые и стойкие. Список героев символичен еще и тем, что он отражает социальную разноплановость людей. Формируется картина того, что перед войной все равны.

А момент, где комендант лагеря отказывается расстреливать Соколова, демонстрирует воинскую солидарность и уважение к противнику. Эта часть рассказа содержит наиболее точное и емкое описание стойкости советского и русского солдата даже перед лицом опасности и неминуемой гибели.

Проявляется истинная суть образа моральная коменданта Мюллера, его слабость, ничтожность и беспомощность.

Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.

Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ «Судьба человека» начинается с того, как автор во время поездки по югу послевоенной России встречается с шофёром Андреем Соколовым и маленьким мальчиком Иваном. Соколов рассказывает историю своей жизни.

Ещё до войны Соколов имел семью, жену, сына и двух дочерей, и жил простой рабочей жизнью.

В сорок первом году Соколов был призван в РККА шофёром и попал в плен, везя снаряды для артиллерийской батареи

Пройдя через концентрационный лагерь, герой бежит из плена, прихватив с собой важного немецкого офицера

Вернувшись домой, Сколов узнаёт, что его жена и дочери погибли, а сын – Анатолий, ушёл на фронт. Через некоторое время он узнаёт, что его сын командует батарей.

Спустя некоторое время Андрей участвует в захвате Берлина, уже в день победы он узнаёт, что его сын убит немецким снайпером.

Война отняла у Соколова всё, ради чего он жил. Однако, встретив сироту Ивана, чьи родители погибли во время войны, главный герой берёт его под свою опеку и находит в себе силы жить дальше.

Биография

Родился в Воронежской губернии в 1900 году. В Гражданскую войну служил в армии, в дивизии Киквидзе. В 1922 году подался на Кубань «ишачить на кулаков, благодаря чему и жив остался». Отец, мать и сестра Андрея умерли от голода. В 1923 году продал дом и уехал в Воронеж. Работал плотником, затем устроился на завод слесарем. Познакомился с Ириной, воспитывавшейся в детдоме, и женился на ней. До конца жизни очень любил жену.
Вскоре у Соколовых родился сын Анатолий, через год — две дочки: Анастасия и Ольга. Соколов бросил пить.
В 1929 году Соколов увлекся автомобилями. Изучил вождение, устроился водителем грузовика, решил не возвращаться на завод. Так работал до 1939 года. Все дети учились на отлично. 23 июня 1941 года Соколов был призван на фронт. Уже 24 июня его забрали в эшелон.

Формировали Соколова под Белой Церковью, он получил ЗИС-5. Дважды был ранен. Попал в плен под Лозовеньками в мае 1942 году при попытке провезти снаряды для артиллерийской части. Его машину подорвало. Потерял сознание и попал в тыл к немецкой армии, где и был взят в плен. Перед лицом смерти не падал духом, не показывал страха врагу.
Вскоре Андрея довели до Познани, поселили в лагере. Там, роя могилы для погибших соотечественников, Андрей попытался сбежать. Побег не удался: сыскные собаки нашли Соколова в поле. Был очень сильно избит и искусан. За побег Андрей попал в карцер лагеря на месяц.

Соколова долго переводили по Германии. Он работал в Саксонии на силикатном заводе, в Рурской области на угольной шахте, в Баварии на земляных работах, в Тюрингии и во многих других местах. Всех военнопленных постоянно и безжалостно избивали чем попало. Кормили очень плохо. Соколов с 86 кг уже к осени 1942 года похудел до менее чем 50 кг.

В сентябре Андрея в числе 142 советских военнопленных перебросили из лагеря под Кюстрином в лагерь Б-14 под Дрезденом. Всего там было около 2000 советских пленных. За два месяца из 142 человек Андреевого эшелона осталось 57. Однажды вечером в своем бараке, замерзший и промокший, Андрей сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Нашёлся предатель, который донёс руководству про это высказывание. Андрея вызвали к коменданту лагеря Мюллеру. Тот пообещал расстрелять Соколова лично за эти горькие слова. За мужество Соколов был помилован.
300 самых крепких пленных отправили осушать болота, потом в Рурскую область на шахты.

Затем Андрея назначили шофером инженера — майора немецкой армии. Вскоре майора отправили на фронт для строительства фортификационных сооружений. Под Полоцком Андрей сбежал на машине, прихватив с собой немецкого офицера. Он доставил в штаб документы майора, и полковник пообещал представить Соколова к награде.

Написал Ирине письмо сразу же после встречи с командованием. Описал всё, даже похвастался, что полковник обещал его к награде приставить. Но в ответ пришло письмо от соседа Ивана Тимофеевича. В письме говорилось, что в июне 1942 года при бомбёжке авиазавода одна из бомб попала в дом Соколовых. Его жена и дочери в то время были дома.

Получив месячный отпуск, Андрей немедленно направился в Воронеж. Увидел на месте своего дома заросшую бурьяном воронку. Тотчас же вернулся обратно на фронт. Но вскоре получил письмо от сына, что вернуло ему стойкость и желание жить.

В Берлине Соколов послал сыну письмо, и на следующий день получил ответ. Отец и сын договорились о встрече после окончания войны. Но в последний день войны Анатолия Соколова застрелил немецкий снайпер.

Убитый горем Андрей вернулся в Россию, но поехал не в Воронеж, а в Урюпинск к демобилизованному приятелю. Стал работать шофёром. Познакомился с бездомным сиротой Ваней, у которого мать убило бомбой, а отец погиб на фронте, и усыновил его, сказав мальчику, что он его отец.

Вскоре после этого попал в аварию. Сам не пострадал, но был лишен водительских прав. По совету приятеля решил перебраться в другой район, где ему обещали восстановить права. Во время пешего перехода с ним встречается автор, которому Соколов рассказывает историю своей жизни (весной 1946 года).

Продолжения у рассказа «Судьба человека» нет, так что дальнейшая судьба героя неизвестна.

Типичные черты героя

Несмотря на то, что жизнь Андрея Соколова полна ужасных потрясений, он говорит, что она была обыкновенная и ему досталось не больше, чем другим.

В повествовании Шолохова жизнь Андрея Соколова – типичная в те годы для страны судьба человека. Герои войны возвращались с фронта домой и находили ужасную разруху в любимых, родных местах. Но надо было продолжать жить, строить, укреплять с таким трудом завоеванную Победу.

Сильный характер Андрея Соколова точно отражен в его рассуждении о себе: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Его героизм естественный, и скромность, мужество и бескорыстие не исчезли после перенесенных страданий, а только укрепились в характере.

Красной нитью в произведении пролегает идея о той необыкновенно громадной цене, которой досталась Победа, невероятных жертвах и личных утратах, трагических потрясениях и лишениях.

Небольшое, но потрясающе емкое произведение сконцентрировало в себе трагедию всего советского народа, испившего военных горестей до края, но сохранившего свои самые высокие душевные качества и защитившего в непосильном поединке с врагом свободу своей Родины.

Каждый отзыв о «Судьбе человека» говорит о том, что Шолохов — великий творец. Книгу нельзя читать без слез. Это произведение о жизни, в котором заключается глубокий смысл, говорят читатели.

Литературный анализ

Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

Композиционная структура рассказа условно разделяется на две части, в первой из которых повествование осуществляется от имени автора, а вторая часть представляется собой жизненную историю, рассказанную случайно повстречавшимся человеком. При этом финал произведения завершается авторским заключением. Тем самым писатель использует в произведении художественный прием, именуемый рассказ в рассказе.

Главным героем рассказа является Андрей Соколов, представленный писателем в образе обыкновенного человека, простого рабочего, не отличающегося высокой грамотностью, вынужденного отправиться на фронт для защиты родины, где проявляет свое душевное благородство, мужество и силу духа. Втором основным персонажем представляется мальчик по имени Ванюшка, оставшийся в результате наступления войны полным сиротой.

Сюжетная линия рассказа объединяет двух героев произведения, пострадавших во время ожесточенной войны, и дает им надежду на дальнейшее мирное и спокойное будущее. Андрей Соколов по окончании войны, пройдя через тяжелейшие испытания, немецкий плен, ранения, предательства и трусость товарищей, остается в полном одиночестве, поскольку его семья погибает во время бомбовых обстрелов, а старшего сына убивают на фронте. Случайно повстречав Ванюшку, который беспризорничает в районе вокзала, Соколов называется мальчику его отцом и решает приютить ребенка.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении двух людей, оставшихся на белом свете одинокими, неприкаянными и ненужными, обретающих при встрече истинный жизненный смысл, возрождая в собственных душах веру в счастье.

Отличительной особенностью произведения является языковой прием, используемый писателем в повествовательном содержании, выражающий многоголосье и лейтмотивы русских характеров в виде народных поговорок, пословиц и выражений.

Писатель намеренно в названии рассказа не использует фамилию своего героя, поскольку демонстрирует созвучие судьбы Соколова с огромным количеством иных русских людей, на долю которых выпадает военное время, сумевших, несмотря на это, сохранить в себе человечность и любовь.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой

«Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Сочинение рассуждение на тему Судьба человека

В этом мире есть люди, которые склонны к фатализму. Они считают весь мир полностью предопределенным, в частности, собственную судьбу. Такое мировоззрение также есть у некоторых религиозных людей, которые считают любое событие данным, так сказать, свыше.

Если придерживаться таких взглядов, то кажется и делать ничего не нужно, ведь любые события происходят сами собой. Чему быть – того не миновать – так говорят фаталисты и для этих людей судьба человека представляется просто написанной книгой, которую сам человек просто, так сказать, читает и в этом и заключается опыт проживания.

Есть и другие люди, которые, если следовать приведенному сравнению, считают каждого человека автором своей собственной книги. Те, кто не придерживается фатализма, полагаются только на собственные усилия и полагают себя владельцами судьбы. Этот взгляд в какой-то степени может считаться более творческим и активным.

Однако, если посмотреть детально, то воззрения фаталистов и не фаталистов особенно не различаются в практическом уровне. Кому-то фаталисты могут казаться такими обреченными людьми, которые ничего не хотят делать, ведь каждое событие предначертано. При этом ситуация выглядит совсем не таким образом, так как кому-то предначертано быть простым человеком и ничего особенного не совершать, а кому-то – быть героем и совершать великие подвиги.

Подобным образом и люди, которые не считают судьбу предначертанной, могут проявлять личную инициативу и усилия или не проявлять. Соответственно, от этого будет зависеть, скажем так, насыщенность судьбы.

Поэтому, на мой взгляд, не существует значительного отличия какой именно концепции придерживаться. В любом варианте есть нечто ценное, а судьба всегда наполнена различными событиями и внутренним содержанием. Этот личный опыт, дорожка судьбы является действительно чем-то подобным книге, которая доступна только самому человеку, обладателю этой книги.

Наверное, нужно уметь быть и талантливым читателем и талантливым писателем. Ведь иногда люди не полностью понимают знаки, написанные для них судьбою, а иногда не хватает таланта, для того чтобы написать нечто действительно достойное человека.

Аргументы: Смелость и трусость в повести «Судьба человека»

В своем произведении «Судьба человека» М. Шолохов затронул тему трусости и смелости. Он показал, какого человека можно назвать храбрым, а какого – слабым и неспособным на подвиги. Отвага – важная черта характера, которая во многом формирует судьбу. Смел тот, кто может побороть свои страхи, преодолеть самого себя. А трус не способен взять вверх над своими фобиями, колебаниями, сомнениями, не может постоять за себя. Это духовное бессилие зачастую оборачивается трагедией, причем не только для него, но и для того, кто находится рядом с ним и нуждается в его защите. Писатель создал предельно понятные образы, которые демонстрируют и то, и другое.

  1. Андрей Соколов был обычным, непримечательным советским гражданином с привычным набором ценностей и добродетелей: семья, честный труд на рабочем месте, воспитание детей. В этом тихом мужчине никто не мог бы заподозрить героизма, пока он ходил на работу и жил, как все. Только война показала его истинное лицо: он оказался настоящим храбрецом, способным на риск и самопожертвование ради Родины. Не думая о себе, он бросался в бой и яростно сражался за родную землю. Яркий пример автор описал, находясь со своим героем на поле брани: когда гаубичная батарея нуждалась в снарядах, солдат пошел на выручку своим товарищам с криком: «Какой разговор! Я должен проскочить!». Он победил свой страх смерти, самый могущественный из всех ужасов, заставляющих человека отступить, и стал смельчаком, которым родина может гордиться.
  2. Храбрость проявляется не только в поле боя, но и в случаях, когда давление на личность оказывается не физическое, а психологическое. Тогда тоже нужно проявить мужество и стойкость, подавляя те страхи, на которых паразитирует противник, пытаясь добиться своего. Такая ситуация была у Андрея Соколова в плену: пока другие падали духом и сдавались, наш герой проявлял удивительную выдержку и храбрость в поисках способа сбежать от врага. Например, когда русских военнопленных погнали на задание (вырыть могилы для умерших собратьев), он воспользовался безалаберностью охраны и улизнул от своих стражей. За попытку бегства ему грозила немедленная расправа, но Андрей был смел и напорист, поэтому лагерная жизнь не сломила его волю. Свобода была для него дороже, чем сомнительная безопасность в рабстве. За день изнеможённый, но не сломленный солдат преодолел путь в 40 километров. Для такого подвига нужно феноменальное напряжение воли, называемое отвагой.
  3. Крыжнев, пленный рядовой солдат, проявил на войне трусость, которая обернулась невероятной подлостью с его стороны. Попав в руки к жестокому и кровожадному врагу, он испугался опасностей и лишений плена. Его страх подпитывался напряженной атмосферой, ведь немцы уже начали «чистку» в русских рядах. Они пытались выяснить, кто подлежит расстрелу на месте по национальному или партийному признаку. И тут герой решил воспользоваться моментом и заручиться благожелательностью хозяев положения, предав своих товарищей и выдав командира. В разговоре с ним стало ясно, что он руководствуется известным девизом трусов и эгоистов: своя рубашка ближе к телу. То есть ради себя он способен на все: предать, обмануть, убить. Страх полностью контролировал его, так что от такого «защитника» подвигов ждать не пришлось. Однако его расчетливая трусость не привела ни к чему хорошему: его же однополчане отвернулись от него, он был убит.
  4. Настоящее мужество было описано автором в сцене допроса Соколова. Мюллеру доложили, что он является неким неформальным лидером лагерного сообщества и создает оппозиционные настроения в коллективе. В частности, доносчик дословно воспроизвел фразу Андрея: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За подобные афоризмы герою грозил расстрел, и по этому поводу его вызвали к коменданту. Вместо того чтобы испугаться, он собрался и продемонстрировал редкую выдержку, достойно взглянув в лицо приближающейся гибели. Солдат резко и коротко отвечал на вопросы, не реагировал на провокации, отказался пить за победу Рейха. Его храбрость вызвала у врага смешанные чувства, и вопреки ожиданиям он был помилован. Таким образом, настоящая смелость всегда вызывает уважение и сулит обладателю авторитетность.

Издания

Сюжет

Переправляясь через реку Еланку, рассказчик повстречал мужчину с мальчиком. Они разговорились, и вскоре случайный знакомый поведал автору историю своей непростой жизни.

Андрей Соколов был родом из Воронежской губернии. Молодым парнем он отправился на Кубань, где тяжело работал. В эти годы свирепствовал сильный голод, и семья Андрея умерла. Вскоре он вернулся в Воронеж, где женился на сиротке Ирине – простой, скромной, доброй девушка. Семейная жизнь Андрея заладилась с самого начала – жена оказалась понимающей, ласковой женщиной, которая подарила ему сына Анатолия и двух дочерей, Настю и Олю. В семье Соколовых царили взаимная любовь и уважение, однако эта идиллия была навсегда разрушена войной.

Когда Ирина и дети провожали главу семейства на фронт, женщину не покидало дурное предчувствие. Она никак не могла отпустить любимого мужа, и тот даже оттолкнул ее, о чем впоследствии очень жалел – больше им не суждено было увидеться.

На войне Соколов служил по своей профессии – шофером. Он был дважды ранен, и весной 1942 года оказался в плену. Когда колонна с советскими пленными расположилась на ночлег в церкви, герой узнал предстоящем предательстве – сослуживец Крыжнев собирался выдать немцам взводного, ярого коммуниста. Соколов собственными руками задушил предателя. На следующее утро немцы стали допытывать пленных, есть ли среди них коммунисты, командиры и комиссары, но никто не вымолвил ни слова, и все остались живы. Во время перегона Соколов попытался сбежать, но на него натравили собак, и вернули в лагерь.

После двух лет каторжной работы на каменном карьере Соколова определили шофером к немецкому майору-инженеру. Тот хорошо обращался с ним, давал еду. В июне 1944 года герой, воспользовавшись случаем, оглушил майора и сбежал на линию фронта к своим.

Будучи на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо, но получил страшный ответ от соседа – жена и дочери погибли в самом начале войны от фашистского снаряда, угодившего в их дом. В живых остался лишь Андрей, который после окончания артиллерийского училища отправился на фронт.

Страшным ударом для Соколова стало известие о смерти сына в день Великой Победы. Он не захотел возвращаться в родной город, где все напоминало бы ему о былой счастливой жизни. Герой уехал к своему товарищу, где устроился работать шофером. Однажды он повстречал мальчишку-сиротку, и прикипел к нему всей душой. Соколов усыновил беспризорного Ванюшку, и забота о ребенке помогла герою справиться с болью утраты собственной семьи.

Проблематика

Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день

Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

Характеристика главных героев

  1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
  2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий