Сочинения и популярные темы докладов

Историческая личность. зигмунд фрейд

Психоаналитическая психотерапия

Фрейд предсказывал, «что массовое применение нашей терапии вынудит нас сплавлять чистое золото анализа с медью…

» Так Фрейд предвидел появлениепсихоаналитической психотерапии .

Благодаря более мягким требованиям к частоте посещений психоаналитическая психотерапия

оказалась более востребованной. Пациент психоаналитического психотерапевта может посещать психоаналитические сессии 1-2 раза в неделю, и его не будут убеждать переходить на посещение 3-4 раза в неделю, что чаще всего делаютнастоящие психоаналитики , верящие, что только такая высокая частота посещений может дать хороший результат.

Должен признаться, что я тоже нахожу бо́льшую частоту посещений преимущественной перед редкими посещениями. При более частых посещениях пациента психотерапевтическая работа оказывается более глубокой и эффективной (поэтому я предлагаю больши́е скидки, чтобы стимулировать пациентов ходить чаще). Но я осознаю, что не все мои пациенты могут себе это позволить.

Для некоторых пациентов посещение 1 раз в неделю оказывается оптимальным, они хорошо помнят, что мы обсуждали на прошлой сессии неделю назад, приносят подробные рассказы того, что произошло за прошедшую неделю, и не чувствуют в течение недели потребность встретиться со мной дополнительно или написать мне. В психоанализе говорят, что у таких людей хорошая способность к контейнированию

(Уилфред Бион). Но такие пациенты составляют исключение. Также существуют пациенты, для которых посещения чаще одного раза в неделю будет чрезмерной психической нагрузкой – для них посещения 1 раз в неделю являются оптимальными. Но, чаще всего, если пациент мотивирован на решение своих психологических проблем и включен в психоаналитическую работу, обычно одной сессии в неделю оказывается недостаточно, потому что в течение недели появляется много мыслей и происходит много событий, вызывающих разные переживания, с которыми хочется поделиться со своим психоаналитиком. В таком случае длительности единственной сессии в неделю часто не хватает, и психотерапевту приходится постоянно держать в голове, что успели обсудить, а что – не успели, чтобы вернуться к этому в другой раз (и, должен признаться, не всегда удается обсудить на сессиях все поднятые темы). Поэтому, редкие посещения создают определенные сложности не только для пациента, но и для психотерапевта.

Обычно, в начале психоаналитической психотерапии у пациентов присутствует высокая потребность в психоаналитических сессиях, и если есть такая возможность, они ходят часто. В результате психотерапевтической работы такая потребность, как правило, уменьшается, и частота посещений постепенно снижается, вплоть, иногда, до 1 раза в месяц. Главное, я могу сопровождать и поддерживать своих пациентов на длительном отрезке их жизненного пути, без замены их личной жизни психоаналитическими сессиями, и они не будут измотаны финансово.

Бывает, ко мне приходит пациент, и говорит, что у него есть отложенная сумма, позволяющая ему посещать мои сессии, например, 3 раза в неделю в течение года. И больше сбережений нет, и при его доходе он не может продолжать психоанализ более длительное время. В этом случае я говорю, что лучше ходить 3 года 1 раз в неделю, чем 1 год 3 раза в неделю.

Психика человека очень инертная: ребенок способен научиться уверенно ходить только приблизительно к 5 годам, уверенно говорить – к 10, писать – к 15. Невроз всегда формируется в детстве, и, по сути, всегда оказывается хроническим

, (если мы не говорим о детском психоанализе). Поэтому длительность психоаналитической психотерапии оказывается приоритетней частоте посещений пациента.

Эти слова не следует понимать так, что пациент должен ходить к психоаналитику, скажем, три года, и только на третий год, наконец, излечиться от невроза или депрессии. Напротив, первые положительные изменения могут появиться уже через несколько месяцев даже при посещении 1 раз в неделю – но для устойчивого результата требуются годы.

Но не всегда нужна такая длительная психотерапевтическая работа. Существует и, так называемая, фокусная психоаналитическая психотерапия

, которая обычно длится всего несколько месяцев. Особенностью такой психотерапии является то, что анализфокусируется на какой-то одной проблеме. Такая психотерапия не подходит для лечения невроза или депрессии, а помогает облегчить аффективное состояние, связанное с психической травмой, например, вызванной разводом.

Популярное

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

ФункцияОсобенности
ИД (или ОНО)Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я)Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я.
Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я)Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО:
• совесть;
• самонаблюдение;
• формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Антигипертензивные препараты и риск депрессии

Те, кто пошел дальше

Психоаналитическая теория З. Фрейда — основа одного из направлений в психологии и психиатрии. Но и сам психоаналитик модулировал свою теорию, и его последователи вкладывали в научное понятие собственное видение проблемы. Наиболее известны работы учеников Фрейда — Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, а также неофрейдистов — Гарри Стек Салливан, Эрих Зелигман Фромм, Карен Хорни. На основе работы самого Фрейда и его последователей в формировании принципов психоанализа были созданы несколько направлений этого учения. Они таковы:

  • Классическая теория влечений (З. Фрейд).
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, К. Томпсон).
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу).
  • Селф-психология (Х. Кохут).
  • Структурный психоанализ (Ж. Лакан).
  • Теории объектных отношений.
  • Школа М. Кляйн.
  • Эго-психология.

Каждая из выше перечисленных школ имеет свои нюансы в обосновании развития психики индивида. Основные психоаналитические теории — от классики до неоразработок — говорят о своем видении проблемы психоанализа. Особенности направлений или дополняют истоки или же противоречат друг другу. Помимо классического психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом, популярна как в практике, так и в теоретическом изучении психоаналитическая теория Юнга. Она дополняет работу Фрейда наличием коллективного бессознательного как дополнения и продолжения бессознательного индивидуального.

Основные методы психоанализа

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии.

Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые управляют им помимо его воли. Будучи неосознаваемыми, эти мотивы и желания «мешают человеку свободно любить и работать» (З.Фрейд). Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению. Или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить. Или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Цели психоанализа:

  • устранение или облегчение психологических и телесных страданий
  • повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни
  • помощь в саморазвитии и самопознании

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным. На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя. Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами. Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика. Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд. Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше. Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Метод анализа переноса и контрпереноса

Наиболее традиционное психоаналитическое понимание переноса заключается в том, что данное явление или процесс включает в себя:

  • перемещение пациентом на аналитика чувств, представлений, фантазий, желаний и пр., связанных со значимыми лицами из прошлого опыта пациента;
  • отношение к аналитику как к объекту из собственного прошлого;
  • в более широком значении перенос понимается как эмоциональное отношение субъекта к другому субъекту, детерминированное его личностным опытом.

Развитие переноса в психоаналитической терапии не является помехой. Наоборот это обязательный этап, а интерпретации переноса являются эффективным средством в аналитическом лечении.

Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление «встречного перенесения» — контрпереноса, которое необходимо распознать. Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление — это все, что препятствует анализу, а также разумному Эго пациента. Сопротивление защищает страдание человека как старый адаптивный механизм.

  • Сопротивление относится к изменению, которое сознательно желаемо, но бессознательно страшит.
  • Сопротивление является частью терапевтического процесса.
  • Не существует форм поведения, которые не могли бы быть использованы в качестве сопротивления,  если они достигают определенной силы (безрассудная страсть может точно также стать сопротивлением, как и излишнее количество сообщаемых сновидений или слишком рациональные размышления над ними).

Техника анализа сопротивления складывается из процесса осознавания сопротивления, его выявления, прояснения мотивов и интерпретации. Преодоление сопротивления открывает путь к проработке аффектов и желаний, стоящих за сопротивлением.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Дефицит витамина D

В среднем каждый пятый житель планеты испытывает нехватку витамину D. Недостаток витамина у детей вызывает рахит, а у взрослых возрастает риск развития рака, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний. Первые симптомы, позволяющие определить нехватку солнечного витамина:

Симптомы нехватки витамина D

Снижение иммунитета и частые простудные заболевания (3-4 раза в год и чаще)
Псориаз и кожные высыпания
Снижение работоспособности, хроническая усталость, астения
Слабость и ломота в мышцах, боль в суставах
Проблемы с концентрацией и вниманием
Нервные расстройства, депрессия

Что такое психоанализ

Психоанализ — это то, что в психологии связано с именем Зигмунда Фрейда. Знаменитый невролог из Австрии разработал теорию психоанализа, считая его особым типом терапии.

Психоанализ основан на методах изучения мотивов поведения людей, в том числе — неосознаваемых мотивов поведения, которые ведут к нервным расстройствам. На основании психоанализа разрабатываются методы лечения расстройств человека путём освобождения от конфликтных установок в психике.

Фрейд описал основы психоанализа пяти разных клинических случаев, где рассмотрел психозы, истерия, паранойя, шизофрения, навязчивые состояния, страхи и фобии.

Психоанализ человека, по мнению Фрейда и его последователей, очень помогает в лечении психических расстройств. Главными положениями психоанализа являются поведение человека, строящееся на опыте и приобретённых знаниях об окружающем мире

Психоаналитическое внимание привлекает конфликт между бессознательным и осознанным восприятием реальности. Такие психологические конфликты приводят к депрессиям и неврозам и другим функциональным сбоям деятельности нервной системы

До сих пор эффективность психоанализа обсуждается и оспаривается. Многие специалисты считают психоанализ «неподлинной» наукой. Европейские психиатры, современники Фрейда, в большинстве не приняли его теорию. Особенно коллег Фрейда настораживало то, что при психоанализе пациенту задают слишком много «интимных» вопросов, которые затрагивают половую сферу, и больной ещё больше «травматизируется». Даже среди самых преданных почитателей Фрейда как учёного, большинство считали предложенные им методы психоанализа, включающие разбор детских травм, сектантскими и вульгарными. Английский биолог, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Медавар назвал психоанализ, предложенный Фрейдом, мошенничеством.

Современные американские психоаналитики утверждают, что применение методов психоанализа некоторыми докторами, приведшее лишь к трате времени и денег, сильно подорвало доверие пациентов к современной психотерапии. Сегодня в Америке говорят о психоанализе больше как об историческом артефакте.

С другой стороны, многие учёные винят критиков методов психоанализа в продвижении других видов помощи, например, лечения с помощью медикаментов.

Время идёт, а приёмы и методы психоанализа до сих пор практикуют часть психотерапевтов и психологов. В современном мире есть наука — психология, и психоанализ является частью этой науки.

Абрахам Харольд Маслоу

Абрахам Маслоу — американский психолог, основавший гуманистическую психологию и получивший большую известность после разработки теории иерархических потребностей человека.

Родился 1 апреля 1908 года в Бруклине. Учился в средней мужской школе, потом поступил в лицей в Нью-Йорке. Позже начал учебу в Висконсинском университете на факультете психологии и занялся исследованиями в экспериментальном бихевиоризме. В 1937 году он вошел в профессорский состав Бруклинского колледжа и работал там до 1951 года. В 1951 году ученый занял профессорскую должность в университете Брандейс.

Маслоу известен созданием иерархии потребностей, которую называют пирамидой человеческих потребностей, или пирамидой Маслоу. В основе этой иерархии стоят потребности, которые ученый назвал дефицитными, или физиологическими. А выше стоят «экзистенциальные» потребности, удовлетворяя которые человек реализует свой личный потенциал.

Потребности в порядке очередности, которые привел Маслоу:

  • физиологические потребности (пища, вода, воздух и т.д.);
  • потребности безопасности и защиты;
  • социальные потребности (семья, любовь, дружба и т.д.)
  • потребности в престиже, или самоуважении;
  • потребности в духовности, или личного совершенствования.

Психолог допускал, что в расположении потребностей в пирамиде могут быть исключения. Например, некоторые творческие люди могут стремиться развивать свой талант, несмотря на какие-то серьезные трудности в жизни и социальные проблемы.

Абрахам Маслоу — человек, который поверил в положительный потенциал человеческого общества, не принимая во внимание его негативные аспекты. И в написанной им книге «Мотивация и личность» рассматривается связь человеческих поступков и их первопричины

Также в другой своей работе “По направлению к психологии бытия» Маслоу делает шаг к тому, чтобы изучать не только патологические проблемы психологии человека, но и счастливых и здоровых личностей для стремления к самосовершенствованию.

Особенностью психолога стало стремление изучить положительные стороны психического здоровья человека.

Начала

Фрейд впервые начал свои исследования психоанализа в сотрудничестве с доктором Йозефом Брейером , особенно когда дело дошло до исследования Анны О. Отношения между Фрейдом и Брейером были смесью восхищения и соперничества, основанных на том факте, что они вместе работали над этим. дело Анны О. и пришлось уравновесить две разные идеи относительно ее диагноза и лечения. Сегодня Брейера можно считать дедушкой психоанализа. Анна О. страдала как физическими, так и психологическими расстройствами, например, не могла пить из-за страха. И Брейер, и Фрейд обнаружили, что гипноз очень помог узнать больше об Анне О. и ее лечении. Исследования и идеи, лежащие в основе исследования Анны О., получили много ссылок в лекциях Фрейда о происхождении и развитии психоанализа.

Эти наблюдения заставили Фрейда предположить, что проблемы, с которыми сталкиваются истерические пациенты, могут быть связаны с болезненными детскими переживаниями, которые невозможно вспомнить. Влияние этих потерянных воспоминаний сформировало чувства, мысли и поведение пациентов. Эти исследования внесли свой вклад в развитие психоаналитической теории.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Жан Пиаже

Жан Пиаже — психолог, написавший множество работ по детской психологии и создавший теорию когнитивного развития. Является основателем Женевской школы генетической психологии.

Родился 9 августа 1896 года в Невшателе (Швейцария). Его научная карьера началась еще в детстве. Тогда он начал интересоваться биологией и уже написал несколько работ по малакологии (изучению моллюсков). К 20 годам он защитил диссертацию в естественнонаучной сфере и получил степень доктора философии в университете Невшателя. В это время он начал интересоваться психоанализом.

После получения степени Пиаже переехал в Париж и начал преподавать в одной из школ, директором которой был А.Бине, создавший тест IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты тестов и заметил одну странную закономерность: дети всегда отвечали неверно на определенные вопросы. Они совершали одинаковые ошибки, которые обычно не свойственны взрослым людям. На основании этих наблюдений Пиаже написал работу под названием «Теория стадий развития», в которой утверждалось, что люди, находящиеся на одной стадии развития, проявляют похожие формы познавательных способностей. То есть он сделал открытие: дети не глупее, чем взрослые, просто они мыслят по-другому.

Согласно теории Пиаже, в ходе развития интеллект человека проходит несколько стадий:

  1. Сенсомоторная стадия (0-2 года) — малыши получают знания через чувственный опыт и ограничиваются врожденными рефлексами;
  2. Дооперационная стадия (2-7 лет) — дети познают мир через игру, за которой кроется сложный процесс становления логики и восприятия точки зрения других людей;
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети обладают хорошей логикой, но не обладают той гибкостью мышления, которая характерна для взрослого. На этой стадии детям сложно понимать абстрактные и гипотетические понятия;
  4. Стадия формальных операций (11-15 лет) — этап, на котором развивается логика, дедуктивные способности и способность принимать и понимать абстрактные идеи.

Свои познания в вопросах теории развития Пиаже перевел в книгу «Речь и мышление ребенка». В этой книге он изучил эгоцентризм, соположение, логику отношений. Мировая психология детского мышления основана на работах Жана Пиаже. А книга «Психология интеллекта» охватила большую половину всего предмета психологии.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования