Эмпиризм

Западноевропейская философия XVII в.

Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. В условиях совершенствующейся практики наука оказалась необходимым средством ее рационализации. Задачи интенсификации производства потребовали развития, прежде всего естествознания. Причем развитие естествознания в XVII — XVIII вв. осуществлялось вместе с развитием и совершенствованием материального производства. Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента.

Задачи систематизации знания, а также проблемы в сфере общественной жизни стимулировали развитие гуманитарных наук, включая философию. Разработка нового знания потребовала создания новой методологии. Эту задачу стали решать философы. Ее центральным пунктом выступила выработка новых правил методологии и обоснования знания. Учение о познании рассматривается в философии этого периода как ее наиболее важный раздел. Ориентация на осмысление путей и принципов научного познания приняла две особые формы, сообразно тому, что само развитие науки происходило либо в форме развития опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, либо в форме построения системы знаний на основе строгих правил логического вывода. Рассмотрение опытного естествознания как эталона получения достоверного знания породило эмпиризм, тяготеющий к материализму.

Эмпиризм

Эмпиризм — познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии — принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.

Эмпиризм делится:

  • на радикальный (признает лишь чувственные восприятия);
  • умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям).

Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук.

В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер

Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, ведущую к познанию законов.

Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам».

Путем, который ведет к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

Ученый должен, согласно Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Рис. Источники философии Нового времени

Также на позициях эмпиризма стояли и другие представители английского материализма XVII в. Т. Гоббс, Д. Локк, позже Дж. Толанд, Д. Гартли и Д. Пристли. В то же время как антитеза эмпиризму существует рационализм, принявший за эталон не данные чувственного опыта, а абстрактные принципы организации знания и потому ориентированные прежде всего на математику (Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).

Победное шествие науки и техники породило иллюзию о всесилии таких наук, как математика, физика, механика. Ученым, включая философов, показалось, что природа, общество и человек функционируют подобно машинам. Механические представления о сущем становятся широко распространенными. Отсюда недостаток философии, тяготеющей к материализму в XVII — XVIII вв., — механистичность.

Рационализм

Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596-1650), Бенедикта Спинозы (1632-1677), Готфрида Лейбница (1646-1716).

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Все идеи Декарт подразделил на две группы:

  • пришедшие из чувств;
  • врожденные.

По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:

  • чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;
  • посредством разума, дающее знание о модусах;
  • интуиция, открывающая истину.

Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.

Эмпиризм Томаса Гоббса

Идеи бэконовской эмпирической философии получили свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса (1588 — 1679). Идеи Т. Гоббса оказали большое влияние на философию во всем мире. Основными его сочинениями являются следующие: “О теле” (1655), “О человеке” (1658), “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651).

Вслед за Ф. Бэконом Т. Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Причем философия, по Гоббсу, является суммарным теоретическим знанием. В своем понимании назначения и содержания философии Гоббс близок к Бэкону.

Хотя Гоббс приписывал материи способность мыслить, однако его учение о природе было атеистично.

Выводы, к которым пришел Гоббс, осмысливая природу, такие:

  • 1) души как особые субстанции не существуют;
  • 2) тела — единственная субстанция;
  • 3) вера в Бога — продукт человеческого воображения.

Познание, по мнению Гоббса, осуществляется посредством накопления “идей”. Он полагал, что источником идей являются только чувственные восприятия мира. Гоббс выступил против учения Декарта о врожденных идеях. Идеи, по его мнению, формируются в результате действия на человека окружающего мира. Он считал, что чувственные восприятия во избежание заблуждений надо рационально осмысливать с помощью индукции и дедукции, анализа и синтеза. Эта процедура позволяет выяснить общее.

Широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В нем мыслитель пытался разложить такое сложное целое, как государство, на основные составляющие его элементы, а функционирование последних описать с помощью природы. В ходе размышлений о государстве он выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. С естественным состоянием мы можем иметь дело тогда, когда вычленим из человеческих отношений все то, что внесло в их содержание государство. В таком состоянии общества люди действуют исходя из природного закона самосохранения. При этом каждый обладает правом владеть всем, что он в состоянии захватить. Право здесь обеспечивается силой, вследствие чего естественное состояние характеризуется “войной всех против всех”. Но эта война делает проблематичным самосохранение. Поэтому необходим мир, который может быть сохранен только при условии, что каждый человек откажется от права на все и тем самым перенесет часть своего права на других. Это становится возможным в том случае, если люди заключают договор. Так происходит переход от естественного к гражданскому состоянию общества.

Согласно Гоббсу, средством, направляющим людей к общей цели и удерживающим их от поступков, нарушающих мир, выступает государство. В государстве каждый подчиняет свою частную волю другому лицу или группе лиц, которые олицетворяют волю всех.

Государство Гоббс сравнивает с Левиафаном (великан из древнегреческой мифологии), который имеет органы для поддержания своего существования. Мыслитель считал, что власть государства должна контролировать не только поведение человека, но и его воззрения, включая нравственные, религиозные и даже научные.

Методы эмпирического познания

Поскольку суть эмпиризма заключается в познании мира путем чувственного восприятия, то изучаемый объект отображается преимущественно со стороны своего внешнего состояния, которое имеет возможность быть оцененным человеком тем или иным органом чувств. Опытное исследование в эмпиризме основывается на познании объекта с помощью таких методов:

  • описание;
  • сравнение;
  • измере­ние;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Вышеизложенные методы эмпиризма дают возможность человеку создать выводы по проведению того или иного опыта. Все полученные результаты должны быть обобщены с помощью индуктивного метода, а точнее частных умозаключений к общим. При этом необходимо избегать дедуктивный способ. Используя индуктивный метод, эмпиристы могли обобщать полученную в ходе опыта информацию с большой постепенностью, переходя при этом от конкретных фактов к небольшим научным положениям, а уже далее ко все более высоким.

Формы эмпиризма

Стоит понимать, что разные философские направления, примером которых могут служить рассматриваемые выше эмпиризм и рационализм, не всегда исключительно отрицают постулаты другу друга. Логически это и не представляется возможным. Таким образом, суть эмпиризма и противостоящих ему взглядов заключается в доказательстве того, что именно является основным, а не абсолютным источником знания. Другими словами, они допускают отражение в реальной жизни идей друг друга, но в гораздо меньшей степени в сравнении со своими.

Многие направления познания имеют различные формы. Эмпиризм – не исключение, он подразделяется на две основные формы:

  • имманентный;
  • трансцендетный.

Джон Локк

Как оставить комментарий на Ютубе со смартфона на Андроид

Для начала рассмотрим ситуацию, если у вас в распоряжении смартфон с ОС Андроид

Перед тем как оставить запись, обратите внимание на доступность видео для комментирования. Здесь возможно три варианта доступа:

  1. Открытый. Чтобы написать на Ютубе комментарий на телефоне, требуется перейти к интересующему видео, нажать на кнопку Оставить комментарий, ввести текст и добавить его. Оставленные отзывы будут видны всем пользователям. При этом личные комменты в таком режиме закрыты.

Если человек намерен ответить на уже сделанную запись, требуется нажать на кнопку Ответить под записью, ввести сообщение и нажать на кнопку форматирования.

Также в распоряжении пользователей телефона с Андроид ряд дополнительных фишек на Ютубе. Выделим основные:

  1. Возможность форматирования шрифт путем следующих команд — -перечеркнутый текст-, *жирный шрифт*, _курсив_.
  1. Добавление ссылки, которая просто вставляется после комментария в виде стандартного URL .
  2. Оценка отзыва другого пользователя. Эта функция доступна в разделе Сообщество или на странице просмотра. Чтобы поставить «сердечко», необходимо войти в аккаунт, перейти в раздел сообщество, найти запись и нажать на символ сердца рядом с ней. Возле комментария в Ютубе на телефоне появляется аватар пользователя с небольшим сердечком красного цвета внизу. Если создатель видео не выключил уведомления, ему приходит эта информация.
  3. Прикрепление. Выше мы рассмотрели, как можно оставлять коммент в Ютубе с телефона, но при желании его можно прикрепить. Для этого войдите в свой профиль, откройте видео и перейдите в раздел Комментарии. Далее кликните три точки и жмите Прикрепить. Если ранее запись уже была закреплена, она заменяется. В дальнейшем можно в любой момент открепить отзыв, и тогда он будет показываться в первоначальной позиции. Для подтверждения выбора жмите на кнопку Прикрепить. При этом появляется фраза Комментарий закреплен пользователем. Рядом с ней указывается название канала.
  1. Оценка. Сегодня в Ютуб можно не только оставить комментарий с телефона на Андроиде, но и оценить его. Для этого найдите нужное мнение и кликните значок Нравится или Не нравится. Если вы выявили отзыв, который нарушает правила Ютуб, на него можно оставить жалобу. При этом авторы могут править комменты или назначать для модерации других людей.

В дальнейшем всегда можно удалить или изменить коммент. Для этого требуется нажать три точки и выбрать нужное действие. О том, как отключить субтитры мы расскажем здесь.

Слово «эмпирический» простыми словами

Чтобы понять, что означает это самое понятие «эмпирический», стоит разобраться в этимологии (происхождении) этого понятия. Это слово восходит к термину «эмпиризм», произошедшему от древнегреческого слова «έμπειρία», означающее опыт.

Под эмпиризмом, как правило, подразумевается философское течение, представители которого считают, что главным источником научного, как и любого другого познания является опыт. То есть любое наше знание мы получаем через опыт, наблюдения и эксперименты.

По сути, когда мы говорим фразу «эмпирическим путём», мы подразумеваем именно путём опыта. Причём опыт в данном контексте – это не только какой-то научный опыт, но и жизненный опыт в целом.

Некоторые сравнивают это понятие с более простым понятием «школа жизни». Отчасти, это сравнение относительно верно, но всё равно несколько другое.

Формы эмпиризма

Это различное понимание опыта создает две типичных формы эмпиризма:

  • имманентный и
  • трансцендентный.

Имманентный эмпиризм

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Oн противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.

Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation), которые сохраняют свое реальное тождество помимо нашего сознания.

Трансцендентный эмпиризм

Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Основные положения

Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:

  1. Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
  2. Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
  3. Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
  4. Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
  5. Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.

Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).

Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».

Эмпирические методы в психологии

Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

  1. Метод наблюдения . Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
  2. Метод эксперимента . В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
  3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
  4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
  5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

Виды идолов (призраков)

Преграды понимания мира в восприятии Бэконы имеют следующие категории:

  • Идолы рода – это заблуждения, которые присущи практически всему человечеству. Они выражаются в том, что разум навязывает определенные ярлыки, определения вещам, которые он сам же выработал, даже если они не верны. Примером может служить то, что часто случается в жизни каждого человека, когда разум находит легкий способ решения какой-либо проблемы, он готов закрыть глаза на противоречащие этому решению обстоятельства. Стереотипы – это то, что можно отнести к данной категории.
  • Идолы пещеры выражаются в искаженном понимании человека в связи с его индивидуальным жизненным опытом. Каждый человек рождается и проживает свою жизнь в определенных условиях. Семья, школа, книги, друзья – все это составляет определенный индивидуальный набор ценностей человека, который можно представить в виде пещеры. В связи этим, имея уже некие заложенные устои, людям порой сложно понять друг друга или правильно воспринять саму природу, жизнь, вселенную. Встретить человека, который смотрит на жизнь исключительно беспристрастным взглядом, не обращаясь к своим интересам и знаниям, заложенным у него буквально с пеленок, практически невозможно.
  • Идолы площади (идолы рынка) – наиболее сложные препятствия на пути познания, по мнению Бэкона. Они подвергают людей заблуждениям, появившимся в связи с неправильным пониманием смысла тех или иных слов и фраз. Так часто бывает, что люди одну и ту же фразу или словосочетание воспринимают по-разному. Слова, как правило, многозначны, это и делает их источником возникновения искаженного понимания вещей. Порой они и вовсе могут не объяснить, а напротив, сбить с толку.
  • Идолы театра (идолы теорий) – выражаются в слепой вере в уже имеющиеся научные теории, учения, авторитеты, которые мешают разуму увидеть истину новым взглядом.

Наблюдение — как основа эмпиризма

Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:

  1. Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
  2. Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
  3. Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».

Наблюдение включает в себя:

  1. объект – то, на что смотрим;
  2. субъект – самого исследователя;
  3. технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).

Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.

Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.

Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:

Суть понятия

Эмпирическое мышление в философии противопоставляют мистическому и рациональному. Однако оно не столько является антагонизмом, сколько находится между этими способами познания, сочетая в себе часть свойственных им элементов.

Для данного типа познания характерны:

  • опора на ощущения;
  • возведение опыта в абсолютную величину;
  • принижение или игнорирование рациональных методов – теорий, аналитических цепей, додуманных понятий;
  • интуитивное осознание или же «чутье».

Эмпирическое мышление не отрицает наличие теорий и раздумий полностью, но понимает их не так, как это свойственно рациональным методикам познания. Единственным истинным источником знаний, а также их критерием при этом способе мыслительного процесса выступает опыт. Только естественное течение вещей, которое можно ощутить, наблюдать, ложится в основу данного варианта организации мышления. При этом понятию свойственно и наитие, и внутренние переживания. Эти проявления входят в эмпирические характеристики мышления, как и созерцание, наблюдение, опыт.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий