Сочинения и популярные темы докладов

Однодум

Устройство на службу

Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навёл довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным».

Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.

Брифли существует благодаря рекламе:

Примечания

Главы: — — — — — — — — — — — — — Примечания — Аудиокнига

Печатается по тексту: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. 2, СПб., 1889, стр. 6—43 (цикл «Праведники»). Впервые — «Еженедельное новое время», 1879, 20 сентября, № 37—38, 27 сентября, № 39. Перепечатывалось в сборнике рассказов Лескова «Три праведника и один Шерамур», СПб., 1880, стр. 13—58, и изд. 2-е, СПб., 1886, стр. 13—58.

Рассказ был написан в значительной части летом 1879 года в Дубельне (А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 376).

Повесть открывает собою цикл о «русских праведниках» («Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Человек на часах», «Инженеры-бессребреники», «Левша», «Шерамур», «Очарованный странник» и др.), которых Лесков неоднократно, по его собственным словам, встречал в жизни. Лесков указывал своему будущему биографу А. И. Фаресову, что обличительная сторона его творчества «самое слабое… сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей… Эти «Однодумы», «Пигмеи», «Кадетские монастыри», «Инженеры-бессребреники», «На краю света» и «Фигуры» — положительные типы русских людей» (А. И. Фаресов. Против течений, СПб., 1904, стр. 381).

«Однодум», как и некоторые другие рассказы этого цикла, имеют в основе реальные прототипы, и едва ли есть надобность считать, как это делал А. Н. Лесков, что «исток жажды и рвения Лескова» лежит в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя (XV. «Предметы для лирического поэта в наше время»). См. примечания к изданию: Н. С. Лесков, Избранные сочинения, М., Гослитиздат, 1946, стр. 455.

Прототипом героя настоящей повести является солигаличский квартальный. В воспоминаниях лексикографа Н. П. Макарова читаем: «Во время моей первой отставки в 1834 и 1835 году я жил у моего дяди Мичурина, в его имении в полутора верстах от Солигалича, и хорошо знал чудака Рыжова, этого воплощения высокой честности и бескорыстия и героя рассказа г. Лескова» («Мои семидесятилетние воспоминания… », ч. I, СПб., 1881, стр. 46). «Однодум» встретил более или менее положительный отзыв «Дела» (1880, № 5, стр. 141—146, без подписи), горячее одобрение «Нового времени» (1880, 2 ноября, № 1682, стр. 4, без подписи) и «Исторического вестника» (1880, № 6, стр. 383—385, А. П. Милюков) и отрицательный отзыв <Н. Ф. Баж>ина в «Русском богатстве»: «От «Однодума» веет холодом. Когда всмотришься в Рыжова попристальнее, когда вдумаешься поглубже в его жизнь, то невольно приходишь к тому заключению, что он слишком уже ушел в себя, слишком уж заботится о своей собственной чистоте душевной, т. е., в сущности, о себе… Невольно поднимаются один за другим вопросы: есть ли у его сердце? Дороги ли ему хоть сколько-нибудь окружающие его грешные, заблуждающиеся души?» (1880, № 5, стр. 74).

В первоначальном журнальном тексте рассказу «Однодум» предшествовало общее заглавие: «Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках)». После заглавия следовало общее предисловие ко всему циклу. В сборнике «Три праведника и один Шерамур» (1880—1886) это предисловие в оглавлении названо — «От автора к читателю», в собрании сочинений 1889 года в оглавлении оно имеет название «Предисловие». Так как циклы Лескова в настоящем издании не сохранены, воспроизводим его в примечаниях.

Дневник Рыжова под названием «Однодум»

Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни

Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум»

Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.

Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлён, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.

По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!»

Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.

Даже исследователи творчества Лескова не имеют единого мнения о том, «Однодум» — это повесть или рассказ. Размер произведения мал для повести (около 30 страниц). Но в «Однодуме» описана вся жизнь героя, от рождения до смерти. С другой стороны, как в рассказе, все события готовят читателя к восприятию главного – беседы Однодума с губернатором Ланским.

В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.

Повесть «Однодум» — сатира на государственную власть. С точки зрения обывателей, вертикаль власти выглядела так: царь – губернатор – городничий – квартальный. Но как же может «четвёртое лицо в государстве» выжить на жалование 2 руб. 87 коп.?

Детство и юность Александра Рыжова

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочём его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия». Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.

Продолжение после рекламы:

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходят во второй половине 18 в., во времена Екатерины ІІ.

Композиция произведения «Однодум» линейная, что характерно для повести и жития. Название – это прозвище главного героя Рыжова, так же называющего синие тетради, в которых он записывает свои рассуждения и пророчества, выведенные из Библии. Название объясняет жизненную позицию героя, однажды в юности решившего следовать праведной жизни, основой которой стали библейские заповеди, и не свернувшего с этого пути.

Вера Рыжова в правильность выбранного пути многократно подвергалась испытаниям в соответствии с канонами жития. Одно из них – испытание бедностью. Рыжов отказывается приобретать обмундирование, «одевается в простоте», очень скромно хоронит мать и по-спартански живет с женой.

испытанию подвергается вера Рыжова. Протопоп стал искать доказательства безбожия Рыжова, уклонения его от православия, но не нашёл их.

Рыжова призывают жениться, но и это требование он принимает с христианской покорностью: «И женитьба вещь добрая». Женитьба никак не влияет на его мировоззрение, он не становится «к дарам приимчив и начальству предан», потому что с женой, досужей крестьянской женщиной, жил по-библейски, в «самой строжайшей умеренности».

Главным испытанием для Рыжова становится приезд губернатора Костромы Ланского. Рыжов, исполняющий должность умершего городничего, не имел форменной одежды, потому что ему не за что было её приобрести, но не смущался этим.

Кроме того, Рыжов в ожидании губернатора испачкал белые «ретузы» в национальные цвета, посидев на свежевыкрашенном шлагбауме. Кульминацией повести становится анекдотическая ситуация, когда Рыжов буквально нагибает губернатора, надменно вошедшего в церковь, в полный поклон.

Конец жизни героя, в соответствии с жанром, спокойный и благословенный. Легко прошедший испытание властью, Рыжов выдержал и последнее, не загордившись от полученной награды – владимирского креста, дарующего квартальному дворянство.

Художественное своеобразие

Библейские образы помогают понять не только мировоззрение героя, но и авторский замысел. Книга пророка Исайи была катехизисом и богословием Рыжова. Образ сухих костей, которые видит пророк Иезекииль – символ состояния жителей Солигалича, которые, в свою очередь, представляют собой всю Россию. Таким образом, Рыжов, как умеет, пытается облечь сухие кости плотью, заботясь о нравственном облике соотечественников.

Лесков использует библейские выражения, применяя их к современным ситуациям. Например, о Рыжове сказано как о каком-то библейском царе: дело его «было приятно в очах правителя и народа». Библейские фразы Лесков охотно использует в ироническом значении, например, при описании встречи губернатора, которого городничий должен был выпускать «на родную землю из путешественного ковчега».

Язык Лескова богат пословицами и поговорками: «От мира не прочь и на мир не челобитчик», «Закон – что конь: куда надо, туда и вороти его».

  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова

  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова

  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова

  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова

  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова

  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова

  • «Зверь», анализ рассказа Лескова

  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение

  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова

  • «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова

  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение

  • «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова

По произведению: «Однодум»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Лечебная физкультура

Режим физической активности оказывает большое влияние на регулярное освобождение пузыря от накопившейся желчи

Умеренные нагрузки полезны при перегибе желчного, но важно избегать резких движений, длительного нахождения в наклоненном положении тела, прыжков, подъема тяжестей

Цели лечебной физкультуры и гимнастики при перегибе желчного пузыря:

  • предупредить застой желчи и образование камней;
  • поддерживать моторные функции ЖКТ, необходимую скорость пищеварительных процессов;
  • контроль веса, профилактика ожирение;
  • поддерживать функциональность гормональной системы и обменных процессов в организме;
  • усиливать активность иммунитета, работы нервной системы;
  • профилактика депрессии, контроль за стабильностью психоэмоционального состояния человека.

При проблемах с желчным пузырем полезны упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, но крайне важно постепенно наращивать нагрузку, чтобы не спровоцировать резкий выброс желчи. Не стоит выполнять наклоны и вращательные движения туловищем, так как это может привести к отрыжке и приступу тошноты

Рекомендуются ходьба с высоким подниманием бедер, упражнения с исходным положением лежа на спине, когда нужно поочередно поднимать руки, ноги, имитировать езду на велосипеде. Темп занятий средний, без неоправданных ускорений. Вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом, с определенным усилием и напряжением брюшной стенки. Такой тип дыхания положительно влияет не только на систему желчеоттока, но и на работу сердечной мышцы и сосудов.

Примерный комплекс упражнений

  1. Исходное положение — лежа на животе на полу, пальцы ног упираются в пол. При этом руки в согнутом положении, словно вы собираетесь отжиматься. На медленном выдохе постепенно поднимайте голову, грудь, приподнимаясь на руках и задерживаясь в положении «планка» на 15 секунд. Повторите упражнение 3 раза.
  2. Исходное положение — лежа на спине, руки находятся по бокам, подложенные под ягодицы. Слегка приподнимая голову, старайтесь подтянуть сложенные вместе и согнутые в коленях ноги к подбородку. Можно выполнять это движение как по прямой линии, так и влево или вправо. Повторите упражнение 7-10 раз.
  3. Исходное положение — стоя на четвереньках на полу. Приводите поочередно согнутые ноги в коленях к груди. Повторите упражнение 7-10 раз.
  4. Лежа на боку, держа одну руку за головой, а другую в — вдоль тела, приподнимайте ногу вверх. При этом рукой оказывайте небольшое сопротивление, слегка давите на бедро. Можно использовать гантели по 1-2 кг. Повторите упражнение с каждой ногой 5-7 раз.

Посмотрите комплекс упражнений на видео.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы За далью — даль Твардовского Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» — это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.
  • Анализ стихотворений Высоцкого
  • Анализ стихотворения Осенняя роза Фета По жанровой направленности произведение относится к элегии в виде лирического любовного послания к безвременно ушедшей из жизни возлюбленной.
  • Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12) Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет
  • Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

4

Должность квартального была выгодна человеку, который мог украсть с любого воза полено, несколько штук свеклы, да кочан капусты. Но, если человек был честным, то работа эта радости и больших денег не приносила.

Уже с первого дня Александр ретиво взялся за дело. Быстро стал наводить порядок не только на рынке, но и во всем городке. Он был суров и справедлив. Защищал слабых и несчастных, наглых и хитрых обманщиков наказывал, бродяг и тунеядцев устраивал на работу.

Взяток Александр Рыжов не брал принципиально. А тем, кто предлагал, пояснял, что Бог запрещает брать мзду. Но квартальный работал в одной связке с городничим, а тот был сильно заинтересован в подношениях. Вскоре возмутился городничий, что не получает мзду от квартального, и устроил ему гонение. Но, как ни старался, не мог найти, к чему придраться.

Однако городничий решил, что так просто не сдастся и снимет Александра с должности квартального. Он пошел к попу, чтобы узнать, нет ли у Рыжова духовных грехов? Может, нерадив в чем-то был, а может колдовством занимался. Но поп, к разочарованию городничего, сказал, что каких-то явных грехов он за Рыжовым не замечал. Разве что, тот подвержен пороку гордости. А попадья добавила, что Александр мог бы у алтаря стоять и проповеди читать.

Об авторе

Лесков Николай Семенович великий русский самобытный писатель, сумевший показать русский колорит. Он писал и рассказы для детей. В семье полицейского в Орловской губернии в 1831 году родился первенец. В семье кроме него родилось ещё четверо детей. Пока мальчику не исполнилось 8 лет, он жил у родственников, затем его забрали домой. У него хорошо была развита способность, все схватывать на лету.

В 10 лет его отправили в гимназию. Но его обманули, он учился в течении пяти лет, а документ дали о том что он отучился два года. Его характер не позволил найти общий язык с учителями. Николая папа устроил работать в канцелярию уголовного суда. Но в 1848 году у него умирает отец, и у него происходит пожар, в котором погибло всё его имущество. Ему пришлось смиренно идти к дяде за помощью. Он у него был врачом и жил в Киеве, и дядя помогает ему.

Он активно шел вверх по карьерной лестнице. От помощника к регистратору, затем столоначальник. Его работа позволила ему собрать огромный запас наблюдений. Он с интересом изучал живопись, архитектуру, религию, журналистику. В начале своей литературной деятельности, он показал себя как критик. Шестидесятые годы XIX века для него были звездными. В 1860 году вышли его статьи в журналах, под вымышленным именем М.Стебницкий.

В 1862 году он путешествует по Чехии, Украине, Польше. Пишет рассказ «Погасшее дело». В 1863 году в печать выходят повести «Овцебык», «Житие одной бабы». В 1864 году выходит первый роман «Некуда», в 1865 году выходят романы «Леди Макбет Мценского уезда», роман «Обойденные», а в 1866году повесть «Островитяне» В 1881 году Лесков пишет своё известное всем произведение «Левша». Раскрыв суть русского человека, во всей красе. По указу императрицы его включают в комитет Министерства просвещения. Но Лесков проникся идеями радикалов, за что был исключен из комитета. В последних работах «Зверь» и «Тупейный художник» показаны сущность чиновников и духовенства. В 1894 году он написал повесть «Заячий ремиз», но напечатали её только когда свергли царскую власть. Николай Лесков умер от астмы, в 1895 году в Петербурге.

Тема и проблематика

Тема «Однодума» — противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.

Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»… этакие люди что юродивые».

Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.

Социальные проблемы повести Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды – отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.

Губернатор Ланской просто не верит, что городничий может жить на жалование 10 рублей, утверждая, что «такого человека во всей России нет». Получается, что честно служить в России невозможно, именно умеренное мздоимство – основа государственных устоев.

trounin.ru

Живите честно, верьте в Бога и не требуйте для себя ничего, что бы вам желалось получить. Поступай так каждый — быть всеобщему счастью повсеместно распространённым. Но до той поры, пока люди ждут помощь от государства, почитают навязанные сверху религиозные представления, они не смогут достигнуть осуществления возводимых в мечту устремлений. Необходимо показывать на личном примере, никогда к такому не призывая других. Все должны придти к подобному мнению самостоятельно. Но нет в человеке потребности соответствовать собственным ожиданиям. В то время как встречаются те, чьё поведение скорее вызывает недоумение, хотя является ровно тем, чего более всего хотелось видеть.

Жил в России Однодум, либо он влачил жалкое существование, а то и мирился с текущим положением дел. От государства получал жалованье в десять рублей, чем старался довольствоваться. На эту сумму себя не прокормишь, не говоря уже о семье. Имея возможность обирать людей, Однодум до такого не опускался, чем удивлял начальство. Подумать только, чиновник довольствуется заработной платой, не помышляя о дополнительных доходах. Нужно в это только вдуматься! Государство специально создаёт условие для преступной деятельности, чтобы за это же журить население. Мало вдуматься! Требуется понять, отчего начальство само удивляется, видя среди себе подобных честного представителя.

Однодуму предстоит отвечать на вопросы, неизменно встречая недоумение на лицах собеседников. Он не боится оказаться в тюрьме, поскольку понимает: заключённых кормят лучше, им дают крышу над головой и не требуют исполнения обязательств. Будучи честным, Однодум в любой момент может за это пострадать. Мало того, что он прямо говорит начальству о проблемах, так он ещё сомневается в пользе православия. По его мнению — данная религия сомнительна. При этом Однодум верующий человек, любящий читать Библию. К тому же он умеет гадать по священному писанию, тем доводя собеседников до исступления, ибо может предсказывать неприятности государям, имея подтверждение уже исполнившихся прогнозов.

Придерживаясь негативного мнения о происходящем, Однодум поддерживал политику государства. Он считал полезным делом постоянно поднимать подати, только с условием, что богатые должны платить больше, но никак не наравне с бедными. Читателю приходится соглашаться с такими речами, находя в них сходство с имеющим место быть. Да вот чего не желал Однодум, о чём он бы не имел определённое представление, ничего не изменилось в требуемую им сторону. Положение в стране осталось неизменным, словно всё продолжает движение в прежнем ритме.

Ни к чему высокое жалование, награды и внимание. Однодуму лучше жить вдали от дрязг, тихо занимаясь любимым ремеслом, получая от его исполнения удовольствие

Дай ему орден: он протрёт металл тряпочкой, обмакнёт материю в благовония, посмотрит на сделанное и навсегда уберёт с глаз долой сию ненужную ему вещь. Не для того он живёт на свете, чтобы почивать на лаврах или ожидать исполнения мечтаний. Однодуму известно — ничего всё равно не изменится, скорее станет много хуже. Потому пусть платят ему мало и не улучшают условий существования. Уж лучше существовать без потрясений, нежели подвергаться благотворному влиянию сомнительного качества реформ.

Как знать, к чему Лесков решил продолжать повествовать в полюбившейся ему манере обличения. Может для того, дабы представить читателю Однодума — частого для России человека, предпочитающего созерцать действительность, живя честно и терпя непотребства от других. Он обязательно выскажется, но не станет настаивать на осуществлении перемен. В том и соль человеческого социума — смирение ведёт к счастью.

Дополнительные метки: лесков однодум критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Nikolai Leskov, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Николая Лескова


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования