Анализ произведения почему плачут лошади. анализ произведения абрамова «о чем плачут лошади. о чем плачут лошади главные герои

Краткое содержание

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

Краткое содержание

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает « в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек ». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают « чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними ». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. « Конюх Миколка, вечно пьяный » может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить « свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости ».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей « называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами ». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, « потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес ».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а « свой жизненный путь закончил в самый День Победы ». Колхозники сверху на него « обрушили тяжеленные бревна », чтобы отметить праздник.

Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и « тоска, тяжелая лошадиная тоска » наваливается на него…

Краткое содержание

Лошадь спрашивает у персонажа о жизни: действительно ли раньше племени жилось привольно и легко? Однако он не может сказать кобыле, что она права. Поэтому доверие и дружба между ними стирается.

Автор очень трепетно относится к лошадям, даря им ласку и любовь. Но животным живется очень сложно:

  • их донимает гнус;
  • конюх Миколка забывает поить и кормить.

Рыжуха слышит песню-пересказ о былом времени, когда в конюшне хорошо жилось. Это песнопение завела старая лошадь, которая до этого услышала их от собственной мамы. Кобыле было легко работать, когда она слышала песню. Клара отодвигала на задний план трудности в работе, а также тяжелые погодные условия: жару или холод.

Когда Рыжуха выходит на луг, она начинает петь песни пожилой кобылы. Однако остальные лошади смеются над ней, говоря, что все это неправда. Они просят ее не петь такие песни, так как они только травят душу.

Рыжуха спрашивает у человека о том, правда или неправда то, о чем поется в песне. Автор не выдерживает пристального взгляда кобылы. Он знает, что правда, однако сказать об этом лошади не может. В итоге автор покидает место разговора, но позже понимает, что совершил огромную ошибку. После того как он обманул четвероногую подругу, ее доверие будет вернуть совсем непросто.

Очень давно животных любили, холили, тщательно заботились о них. Они были главными кормильцами семей, поэтому для них ничего не жалели. Помещики при разговорах хвастались четвероногими друзьями, и всегда были в почете породистые скакуны и огромные конюшни.

У рассказчика нет сил пояснять четвероногим любимицам эту несправедливость. Он понимает, что жизнь лошадей непростая, и этому есть одно оправдание. Рассказ говорит, что жизнь жестока, особенно в деревне. И даже человек нужен только тогда, когда кому-то приносит пользу.

Краткое содержание

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

“Студент” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

Вариант 2

Федор Абрамов смог невероятно живо и ярко описать красоту и очарование русской природы. Читатель в буквальном смысле вдыхает аромат цветов и трав, слышим пение птиц, порхание бабочек и лошадей, бегающих по зеленым лугам. Хочется потянуться к этим лошадям, покормить из рук, дать воды. Сердце наполняется состраданием к этим животным, которые измучены от работы и обращения людей. Рыжуха так же, не удержавшись, всплакнула, так как конюх Микола, вечно пьяный, вечно занятой, не дает ни воды, ни корма.

Проанализировав рассказ “О чём плачут лошади” мы замечаем невообразимое позволение. В самом рассказе лошадь может говорить, она как будто из сказки. Именно от неё читатель услышит, что ранее все уважали и ценили её, ведь крестьяне не могли обойтись без лошадей. С появлением техники, они оказались на обочине, всеми забыты. Не позабыли их совсем, но и времени уделяют лошадям гораздо меньше.

Автор пытается вызвать у нас, читателей чувство сожаление и тоску по прежним временам. Проникая глубже в произведение чувствуешь, что самому повествователю хочется всплакнуть, о том, что минувшую деревенскую жизнь сравнили с землёй. Тогда, чем же эта жизнь была так прекрасна, неужели возникновение технического прогресса не упростило жизнь? Ранее человек был ближе к природе, ощущалось уединение с миром. Абсолютно каждый понимал цену своей жизни, и жизни четвероногих друзей.

Повесть вызывает желание вспомнить о волшебных лошадок из дерева, которые с высока охраняют крыши крестьян. В них была воплощена мечта обычного крестьянина, но позже их забыли и даже предали. Главный герой подавлен, так как он и представляет собой это новое практичное, жесткое время. В итоге мы можем увидеть на нём джинсы, в которых прячет свои руки.

Но всё – таки наш рассказчик добр душой и сам тоскует, ведь помнит те самые прежние времена, и от этого еще хуже себя чувствует. Он сам является существом бестолковой лошадиной породы, так как приходится много работать и никакой благодарности взамен. Кроме того, он в прошлом был крестьянином, душа у него измученная, и не может не отрицать грубости и бесчеловечности новой эпохи.

Люди всё меньше контактируют с природой, всё меньше придают значения её красоте и великолепию, теперь Человек на первом месте, тем он повелитель на планете Земля. Теперь он считает, что ему всё подвластно, и даже законы природы. И пока эта связь слабеет, мы будем терять животных, в том числе и лошадей.

2 вариант

Такой писатель, как Абрамов, очень точно и подробно сумел описать природу родного края, которую он считал великолепной и многообразной. В нем он показывает все краски и черты проживания человека в деревенской местности – со всеми запахами росы и свежескошенной травы, обитание умных и преданных животных в лице лошадей, которых писатель очень любил и уважал. На протяжении все жизни писатель трепетно к ним относится, он считает их своими друзьями, любит с ними играть и гладить их. Но, пожалуй, больше всего, он любил лошадь, которую звали Рыжуха, он отмечал ее крайне сообразительной и умной. У этого животного была крайне непростая жизнь, так как из-за того, что она была задействована в тяжелых работах, к своим пяти годам жизни, выглядела она больной и хромой, но при этом всем она радовалась жизни и любила людей.

Однако, изначальная любовь к человеческому роду, вскоре обернулась обратным чувством, так как для лошади человек начал казаться злым и коварным существом. Началось все с того, что она рассказала другим лошадям о том, какие люди хорошие, однако, они не прониклись ее разговорами об этом, и посчитали, что Рыжуха очень серьезно ошибается. Тогда она решает подойти к автору с данным вопросом. Писатель отвечает лошади, что как бы хорошо она не относилась к людям, все же стоит отметить, что вина человека по отношению к этим благородным животным все же имеется. Например, на войне, люди беспощадно эксплуатировали этих животных, подвергая их различным ранениям, и даже гибели.

Также, автор сказал, что и в его время им живется непросто, потому что конюхи частенько забывают их поить и кормить, например, будучи в нетрезвом состоянии. Лошади всю свою жизнь служат во благо людям, не требуя ничего взамен, а в ответ на свою любовь и преданность, зачастую получают такую ответную реакцию, в которой люди перестают заботиться о них в старости, бросая животных и оставляя их умирать. Тогда, лошадь меняет свое отношение к людям, однако некоторых, она не перестает любить. Автор выражает ей глубокое сочувствие и сопереживание, и понимает ее точку зрения. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным, оно несет в себе глубокую мораль того, что нужно относиться к другим так, чтобы во взаимоотношениях оставалось понимание и забота.

Происхождение

Есть несколько версий происхождения данной породы собак. Согласно первой версии, они были привезены на просторы Греции — даже Александр Македонский был хозяином собаки данной породы. Далее она распространилась в Британии.

Другая версия гласит о том, что грейхаунд является потомком борзой слюги, завезенной в Англию в десятом веке.

В Средние века собака участвовала в охоте на крупных животных, таких как волки и медведи, однако со временем порода становилась все изящнее, что позволяло использовать ее для охоты на зайцев.

Главный герой

Краткий пересказ «О чем плачут лошади» Абрамова начнем с описания самого рассказчика. Перед нами – деревенский мужик, который всю жизнь прожил в родной стороне. Он предается воспоминаниям о своем детстве, когда все было по-другому. Мы узнаем о том, что лошади в прежнее время были настоящей драгоценностью в каждой семье. Благодаря их труду крестьяне выживали в трудные времена. Поэтому, даже став взрослым, главный герой не забывает этих сильных животных. Периодически он ходит на луг, где они пасутся, и подкармливает этих работяг хлебом. Мы можем охарактеризовать нашего рассказчика как добродушного и милосердного человека.

В один из таких походов на луг произошло неожиданное. Наш герой увидел знакомую ему лошадь Рыжуху плачущей. Он недоумевает: что же произошло? Ведь он так бережно за ней ухаживает: угощает хлебом и даже челку на днях подстриг, чтобы не лезла ей в глаза. И тут читателя встречает неожиданность: лошадь начинает говорить с рассказчиком!

IV

Раз только мудрый Дарну был отчасти выведен из полной бессознательности
и даже ощутил где-то в отдаленном уголке души чувство легкого изумления.

Это было вызвано появлением мудреца Пураны.

Мудрец Пурана, точь-в-точь как и Дарну, подошел к храму, прочитал
надпись над входом и, войдя внутрь, стал рассматривать начертание на стенах.
Мудрец Пурана мало походил на своего сурового товарища. Он был благодушен и
круглолиц. Средина его туловища представляла округленности, приятные для
взгляда, глаза светились, а губы улыбались. В своей мудрости он никогда не
был строптив, как Дарну, и искал скорее блаженного покоя, чем свободы.

Обойдя храм, он подошел к нише, поклонился божеству и, увидев ручей и
смоковницу, сказал:

— Вот божество с приятной улыбкой, а вот ручей сладкой воды и
смоковница. Что еще нужно человеку для приятного созерцания? А вот и Дарну.
Он уже блажен до такой степени, что птицы вьют на нем свои гнезда…

Вид мудрого товарища был не особенно радостен, но Пурана, с
благоговением поглядев на него, сказал себе:

— Без сомнения, он блажен; но он всегда прибегал к слишком суровым
способам созерцания. Я же воздержусь от высших степеней блаженства и надеюсь
рассказать землякам то, что увижу на ступенях низших.

И затем, обильно насладившись питьем и самыми сочными плодами, он
уселся поудобнее, невдалеке от Дарну, и тоже приступил к приемам созерцания,
согласно правилам: то есть обнажив живот и устремив взгляд на то же место,
как и первый мудрец.

Так проходило время, медленнее, чем у Дарну, потому что благодушный
Пурана нередко прерывал созерцание, чтобы освежиться водой и сочными
плодами. Но, наконец, из чрева второго мудреца тоже поднялся ствол бамбука и
тоже завершился пятьюдесятью коленами, соответствовавшими годам его жизни.
На вершине опять воссела «Необходимость», но ему, в тумане полубытия,
казалось, что она приятно улыбается, и он отвечал ей не менее приятными
улыбками.

— Кто ты, о приятное божество? — спросил он.

— Я — Необходимость, управлявшая всеми пятьюдесятью коленами твоей
жизни… Все, что ты делал, делал не ты, а я, ибо ты не более, как листок,
уносимый потоком, а я владычица всех движений.

— Будь же благословенна,— сказал Пурана,— я вижу, что недаром пришел к
тебе. Продолжай и на будущее время исполнять свое дело за себя и за меня, а
я в приятном созерцании буду наблюдать за тобою.

И он погрузился в дремоту, с блаженною улыбкою на устах. Так продолжал
он свое приятное созерцание, от времени до времени протягивая тыкву к воде
или подымая плод, упадавший к ногам. Но каждый раз он делал это с меньшим
удовольствием, так как созерцательная дремота одолевала его все сильнее, а
ближайшие плоды были уже съедены, и чтобы достать их с дерева, нужно было
делать усилия.

Наконец, однажды, он сказал себе:

— Я суетный человек, слишком удалившийся от истины, и потому предаюсь
суетным заботам. Не оттого ли доброе божество не торопится со своими
откровениями? Вот передо мною на дереве зрелый плод, а мой желудок пуст…
Но разве закон необходимости не гласит: где есть голодный желудок и где есть
плод,— последний необходимо влечется к желудку… Итак, о, добрая
Необходимость, я отдаюсь твоей власти… Не в этом ли высшее блаженство?

И вот он погрузился уже в полное созерцание, как и Дарну, и стал ждать,
пока необходимость осуществит себя сама. А чтобы несколько облегчить ей
задачу, он раскрыл свой рот по направлению к смоковнице…

Он ждал день, другой и третий… Постепенно улыбка застывала на его
лице, тело исхудало, исчезла приятная округлость стана, жир под его кожей
истощился и из-под нее выступили сухожилия. Когда, наконец, время плода
приспело и он упал, ударив Пурану по носу,— то мудрец уже не слышал падения
и не ощутил удара… Другая пара горлиц свила гнездо в складках его тюрбана,
в гнезде скоро защебетали птенцы, и плечи Пураны обильно покрылись птичьим
пометом. Когда же буйная поросль перекинулась также на него, то вскоре
нельзя уже было отличить Пурану от его товарища — строптивого мудреца,
боровшегося с Необходимостью, от мудреца благодушного, который ей всецело
покорился.

И в храме водворилась полная тишина, среди которой блестящий идол
смотрел на обоих мудрецов со своей загадочной и странной улыбкой.

Срывались и падали плоды с деревьев, журчал ручей, белые облака
проносились по синему небу, заглядывая во внутренность храма, а мудрецы все
сидели без признаков жизни — один в блаженстве отрицания, другой в
блаженстве подчинения Необходимости…

Вариант 2

Лошадь — это животное, которое незаменимо в сельском хозяйстве. И в давние времена, и сегодня она выполняла тяжёлую работу и облегчала труд людям

Внимание на это животное обращено в рассказе Фёдора Абрамова «о чём плачут лошади»

Повествование идёт от лица автора. Он очень любит лошадей и говорит о них с любовью и обожанием. Рассказчик часто приходит к ним и кормит, ласкает их. Ему всегда было интересно, как воспринимают окружающую действительность эти животные. Однажды случилось чудо и лошадь заговорила.

Животное рассказало, что раньше лошадям жилось намного лучше. О них заботились, их кормили, поили, уважали и давали отдохнуть. А сейчас обстоятельства поменялись, поэтому лошади живут очень плохо.

В этом эпизоде и выражен главный смысл рассказа. Труд многих сельскохозяйственных животных был заменён машинами и аппаратами, но всё-таки существует такая работа, которую может выполнить лишь зверь. Но человек обращает на них меньше внимания, так как вклад лошади в труд стал меньше. Человек стал потребителем и не заботится о тех, кто помогает ему производить блага. Из-за этого животные страдают. Их кормят плохой пищей, водой и содержат в плохих условиях.

Эту проблему можно рассмотреть и в широком смысле. В тексте поднимается тема урбанизации, техники и отрыву человека от природы. Многие люди переезжают в города и редко бывают на природе, поэтому перестают понимать её законы. Они становятся более эгоистичными и хотят лишь получать от природы, но никак не давать ей что-то. Это выражается в отношениях к животным и растениям, как диким, так и одомашненным.

Сельское хозяйство давно стало автоматизированной отраслью производства. Различные машины облегчают труд людей, а в некоторых сферах и вовсе вытесняют ручной труд. Изменилась и роль сельскохозяйственных зверей. Некоторые из них больше не нужны на фермах, но их нужно куда-то пристроить и продолжать заботится о них. Но часто бывает так, что с этими животными обращаются плохо и они находятся в плохом состоянии — голодают, болеют и устают.

Фёдор Абрамов уверен, что человек должен жить в единстве с природой, ведь это естественный его дом. Когда он отрывается от неё, то теряет спокойствие и гармонию. Человек должен быть близок с природой, ведь она даёт ему пищу. Следует уважительно относиться и к растениям, и к животным, которые не только дают эту еду, но и облегчают труд крестьянина. Это выражено писателем в рассказе «О чём плачут лошади»

7 класс

Смысл произведения «О чем плачут лошади»

Смысл произведения, опирающийся на конфликт крестьян и их хозяев, будет описан в заключительном подпункте статьи, ведь основная его часть находится именно в конце рассказа. Если же опираться на общее повествование, то явно прослеживается тема дружбы, жертвенности и некой любви к ближнему. Мужчина мог бы рассказать правду о прошлом лошадей, однако тогда он бы, скорее всего, стал свидетелем их борьбы за прежний образ жизни. Лошади бы перестали подчиняться ему, поэтому человеку стало бы тяжело существовать в этом мире одному.

Поэтому он принимает не самый честный путь — молчать. Таким образом он защищает только свои интересы, совершенно забывая о желаниях животных. Именно поэтому отношения между ними окончательно портятся. Никакой дружбы и понимания, какие раньше наполняли их связь. История о дружбе и предательстве раскрывается в полной мере, весь драматизм очевиден. Теперь лошади так и останутся безвольными рабами, в то время как человек будет процветать.

Рыжуха

О чем же поведала кобылка? Краткий пересказ «О чем плачут лошади» продолжится описанием ее диалога с главным героем. Рыжуха от старой знакомой лошади Забавы узнала, что раньше они жили гораздо лучше. Оказывается, коней холили и лелеяли. Каждый считал своим долгом в первую очередь накормить своего труженика — лошадь. Сам хозяин мог и поголодать, но конь — никогда. Ведь именно они помогали кормиться всей мужицкой семье. А после тяжелого трудового дня своих любимцев встречали всей семьей, чистили, кормили и поили.

Рассказав эту историю другим лошадям, Рыжуха была высмеяна. Никто не поверил ей, поскольку не видели такой жизни и посчитали все сказанное обманом. Теперь все ждут правды от рассказчика: было ли на самом деле такое светлое время? Ответ на этот вопрос даст дальнейший краткий пересказ.

Почему плачут лошади?

Герой не смог сразу сказать всей правды. Он предается воспоминаниям о своем детстве и о любимом Карьке. Рассказчик помнит те времена, когда символ коня был в каждом доме. Краткий пересказ «О чем плачут лошади» включает в себя этот эпизод. Первая игрушка, украшение на крышах, сказки — все было о конях. Их уважали и боготворили, молились на них. Подкова издавна была главным символом удачи и успеха.

Даже вернувшись с войны, герой не забыл своего любимца Карько. Какой трагедией для него стало известие о том, что его коня больше нет! Краткий пересказ «О чем плачут лошади» дополняется информацией о том, что с этого момента автор включает в произведение другую историю. Такой прием называют рассказ в рассказе.

Вспоминая дорогое сердцу животное, герой не может поверить в его смерть. А подробности его кончины и вовсе приводят его в ужас. Оказывается, Карько до последнего дня войны помогал выживать и трудился изо всех сил. Но в день победы им пожертвовали как самым доходягой, дабы отпраздновать конец войны.

Герой долго не мог прийти в себя и даже искал его останки. Конечно же, ему не удалось ничего найти. Но эта история надолго врезалась в его память, и она продолжает наш краткий пересказ «О чем плачут лошади».

Смысл названия рассказа

Основная концепция заключается в том, что в момент написания рассказа лошади во всю использовались человеком для удовлетворения собственных нужд. Однако раньше они были полностью свободны. Их жизнь происходила на бескрайних лугах, где лошади питались, бегали столько, сколько им только вздумается. Но сейчас все иначе. Прошло много-много лет с тех пор, многие уже забыли о тех временах. Лишь у одной Рыжухи сохранилась эта память. И вот именно об этом и плачут лошади — о временах свободы. В этом и заключается смысл названия рассказа — в максимально полной передачи всего настроения лошадиного вида, находящегося в рабстве у человека. А через это Федор Абрамов и подводит нас к главной мысли о бесценности свободы, ведь только она способна заставить почувствовать любое живое существо по-настоящему живым.

Читать онлайн «О чем плачут лошади» автора Абрамов Федор Александрович — RuLit — Страница 1

Федор Абрамов О чем плачут лошади

Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую — лошадиную — красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом — пыльная или несъедобная травка попалась.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус — в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.

В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.

На этот раз я не шел — бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи — обычные лошади с обычными лошадиными именами.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

«Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)

Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.

— Рыжуха, Рыжуха… Да это же я… я…

Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.

— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

Рыжуха молча продолжала плакать.

— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

— У нас тут спор один был…

— У кого — у нас?

— У нас, у лошадей.

— У вас спор? — удивился я. — О чем?

— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной… — и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он — существо «нелепой лошадиной породы». Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности — безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа «О чем плачут лошади» Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

Литература советского времени подарила нам немало талантливых писателей. Многие из них писали о деревне, о жизни простого мужика. В данной статье попробуем составить краткий пересказ «O чем плачут лошади», рассказа, написанного Ф. А. Абрамовым.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий