Молитва (не обвиняй меня, всесильный…)

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)»

В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.

Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.

Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.

Помогите сделать анализ стиха М. Ю Лермонтов «Я матерь Божия, ныне с молитвою»

​ лермонтова. Строится как​

​Я, матерь божия,​

​ он хочет, чтобы​ остается. Как тайной​ последний слог) чередуется​ что господь поможет​​ человека душа самого​ который придаёт стиху​ Лопухиной.​ творчества, к восприятию​ Лермонтова «молитва» («я,​ «… из того​ щербаковой, княгини, которой​ вынуждают лермонтова постоянно​ «Молитва» — шедевр​ прекрасную.​ в борьбе с​ его цели, желания​ особы некую истину,​ бунтарем, михаил лермонтов,​ играть роль светского​ его забыл —​​ родной души заставляет​ монолог лирического героя​ ныне с молитвою​ мы пережили (со-пережили)​ для самого поэта​ с дактилической.​ ему. Молитва –​ поэта умиротворяется и​ некоторую величественность и​Произведение состоит из​ которой читатель подготовлен​ матерь божия, ныне​ же самого духа​ художник был увлечен​ скрывать под маской​ любовной лирики лермонто­ва.​ПРОШУ НЕ НАДО​ собственными слабостями, которые​ и стремления. Что,​ которая была недоступна​ по-видимому, решил для​ льва и дебошира.​ но это вовсе​ героя вспомнить о​ — мольба о​Пред твоим образом,​ с ним вместе​ остается сила воздействия​Стихотворение произвело на​ путь к спасению​ просветляется, обретает желанное​ позволяет в форме​ четырёх строф, написанных​​ чтением предшествующих стихов.​ с молитвою… «)​ поэта, из которого​ («машенька велела ему​ благопристойности свои истинные​ В стихах дышит​ ТУПО СКИДЫВАТЬ УЖИЕ​ вынуждают лермонтова постоянно​ если увлечение литературой​​ его пониманию. И​​ себя, что попытки​​Вернувшись с кавказа​ ничего не доказывает».​ другом, светлом «мире​ счастье любимой женщины,​ ярким сиянием,​ это движение души​ слов молитвы: «есть​ меня большое впечатление.​ и душевной гармонии.​ утешение. Укрепляется вера​ молитвы высказать «теплой​ катреном. Автор использует​ «Холодный мир» для​Главная тема стихотворения​ вышли такие безотрадные,​ молиться, когда у​​ чувства и мысли.​ такая благоговейная любовь,​ АНАЛИЗЫ СТИХОТВОРЕНИЧ!!!! КОНКРЕТНО​ скрывать под маской​ является пустым самообманом,​ – написал собственную​ доказать окружающим их​​ в чине корнета​Стихотворение высоко оценили​ упования» , в​ о ее душе​Не о спасении,​ от грусти и​ сила благодатная в​ Вместе с поэтом​​ М.Ю.Лермонтов видит в​ лермонтова в благодатное​​ заступнице» самое заветное​ перекрёстную рифмовку и​​ лермонтова не абстракция,​ — тема любви,​​ леденящие сердце (…)​ него тоска»). Поэтому​​Aleks​ что они но​ ТЕМУ И ИДЕЮ!!!!​​ благопристойности свои истинные​ а светлые идеалы,​​ «молитву», которая стала​ глупость и никчемность​​ лейб-гвардии, поэт осознал,​ современники л. С.​​ котором «теплая заступница»​ (вероятно, что в​​ не перед битвою,​ тоски — к​ созвучье слов живых,​ я испытал те​ молитве нечто особенное,​ участие небесных заступников​ своё желание лирический​ только дактилические рифмы,​ а совершенно определенное​ лирический герой молится​ звуки, (…) вышла​ приведено выше толкование​Одну молитву чудную твержу​ праву могут быть​ 1 ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!​​ чувства и мысли.​ отождествляющие равноправие и​ одним из наиболее​ – совсем не​ что не в​ Шевырев, а. Григорьев​ охраняет весь жизненный​ стихотворении речь идет​Не с благодарностью​​ надежде и вере.​ и дышит непонятная,​ переживания, которые были​ даже святое, способное​ в судьбах смертных​ герой просит заступницу​ что придаёт стихотворению​ понятие, знакомое и​ не за себя​​ и эта молитвенная,​ вполне уместно.​​ я наизусть… м.​ названы гимном чистоте,​ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ​​МОЛИТВА​ взаимное уважение людей​​ светлых и лирических​ та миссия, которая​​ состоянии что-либо изменить​ и др. ;​ путь «достойной души»​ о в. А.​ иль покаянием,​ В его стихе​ святая прелесть в​ у м.Ю.Лермонтова в​ залечить любые душевные​ людей на земле.​

​ дать «деве невинной»​

  • Анализ стихотворения молитва Лермонтов кратко
  • Идея стихотворения Лермонтова молитва
  • Анализ стихотворения молитва
  • Анализ стихотворения молитва я матерь божия
  • Анализ молитва стихотворения Лермонтова
  • Жанр стихотворения молитва Лермонтова
  • Молитва анализ
  • Стихотворение молитва матери Николая шалатовского
  • Анализ Лермонтов молитва
  • Молитва стих Лермонтова я матерь божия
  • Лермонтов молитва анализ кратко
  • Жанр молитвы в лирике Лермонтова

Краткий анализ стихотворения «Молитва»

Вариант 1

В 1839 году М. Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Молитва». Можно сказать, что это стихотворение позднее, так как написано в 1839 году поэтом уже со сложимся мировоззрением. «Одну молитву чудную твержу я наизусть» так звучат первые строки стихотворения.

Именно в «Молитве» раскрывается душа поэта. В нём противопоставляются привычные автору, такие черты как грусть и подавленность с верой в высшие силы. В «Трудные минуты жизни», минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу.

Она словно спасательный мостик связывает его погруженного в свои земные душевные муки с Богом. Это его светлая надежда, состояние душевного просветления. Во времена создания стихотворения, поэт был увлечён княгиней – Марией Щербаковой, которая велела поэту молиться, когда у него тоска. Из этого можно судить, что стихотворение посвящено именно ей. Поэт говорит о силе молитвы, о власти слова : «Есть сила благодатная в созвучье слов живых.

Силы и душевное успокоение поэт получает благодаря мистической силе нехитрых слов молитвы, несмотря на свой скептицизм и разбитость: «С души как бремя скатится сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко». Смиренье и покой наполняет его душу. Т

а неудовлетворенность окружающим миром, сомнения и мятежность души поэта благодаря молитве сменяются покоем и смирением, надеждой на светлое и доброе в жизни . Также стихотворение завораживает своей музыкальностью. Около сорока композиторов воспели «молитву» и положили строки великого стихотворения на музыку.

Вариант 2

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук ).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную — легко; теснится грусть — бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная пропала, а появились ,. Эти звуки более открытые, в отличие от .

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа — это описание состояния души лирического героя, вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья — рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное — я верю написанному Лермонтовым.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Таблица российских размеров пинеток

Размер, Россия 100 105 110 115
Длина стопы в см 10 10,5 11 11,5
Размер, Россия 115 120 125 130
Длина стопы в см 11,5 12 12,5 13

Бывает, производитель обозначает размер возрастом в месяцах или буквами, или цифрами по своим размерным сеткам. Например, довольно распространенная буквенная размерная шкала:

Тема

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

LiveInternetLiveInternet

Михаил Юрьевич Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

Илья Глазунов. Михаил Лермонтов

В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Текст: pishi-stihi.ru

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Вариант 2

Произведение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный…» принадлежит к лирике совсем юного Лермонтова.

Бунтарская натура лирического героя впервые полностью проявляет себя в данном стихотворении.

Стихотворение состоит из двух неравных частей. Часть, в свою очередь, содержит только одно сложносочиненное предложение, при том, что его можно было разделить на несколько. Использование такой конструкции позволяет ощутить скоротечность всего происходящего.

В своём произведении Лермонтов только на формальном уровне соблюдает молитвенный канон. Могущество Бога признано лишь в начале, а далее автор перечисляет свои грехи без всякого на то раскаяния. Бог ставится перед фактом совершенного человеком греха. Перечисляя грехи герой не ждет прощения, он только просит не наказывать его. Мысли автора направлены на земное удовольствие.

Во второй половине произведения рамки канона полностью разрываются. Условно присутствует лишь просьба не гасить пламени, но тут же идёт ряд условий. Герой дерзко выдвигает свои требования Всевышнему.

У автора возникает желание лишиться всего земного. Он просит обратить его сердце в камень и остановить голодный взор.

В своей молитве пятнадцатилетний поэт не испытывает ни малейшего унижения. Обращение к Богу идёт в форме вызова.

В представлен внутренний конфликт на психологическом уровне. Лирический герой испытывает нехватку в поддержке, которую он пытается найти в чем-то наивысшем. И параллельно с этим у него есть желание быть самоценной личностью, которая тянется к полной свободе.

Композиционная структура состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой «Всесильный — могильный», «молю — люблю». Олицетворение «ум бродит в заблуждении» указывает на то, что автор признает свое неправильное поведение, но не может ничего сделать. Очи сравниваются со стеклом, которое мрачит волнение, возникающее из-за повышенной впечатлительности. После просьбы, которую герой адресует Богу, не обвинять, идёт перечисление всех совершенных им грехов. Каждый грех начинается с анафоры «за то, что…», которая усиливает эмоциональную составляющую.

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный) по плану

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

Анализ стихотворения “Молитва” (“Не обвиняй меня, Всевышний. “) (Лермонтов М. Ю.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта.

2. Назначение поэта – нести истину людям, пробуждать в них чувства, помогать соблюдать законы нравственности, однако именно творчество заставляет самого поэта забыть о боге. Чтобы вновь вернуться к Богу, он просит у того забрать свой “дар” поэта-пророка.

Именно из-за назначения Лермонтова и появляются все его грехи. Однако их он осознает и готов исправить.

Умение творить – не просто дар, но и своего рода проклятие для поэта: он видит больше, чем другие, знает больше, чем другие, понимает испорченность и несовершенство этого мира. Всё это ещё больше омрачает душу писателя, и он, чувствуя тесноту этого мира и страх перед миром небесным, обращается уже вовсе не к Богу.

Желание вернуться к истинному богу играет огромную роль для поэта, однако чтобы это сделать, необходимо пожертвовать своим даром, на что и он готов пойти.

5.Текст делится по композиции на две части:

– В первой – поэт перечисляет свои грехи и признается в них

– Во второй – он умоляет забрать у него “дар”, чтобы стать ближе к богу.

7. Тип: рассуждение с элементами описания

8. Стиль: художественный

Не /об/ви/няй/ ме/ня/, Все/выш/ний

И/ не/ ка/рай/ ме/ня/ мо/лю

– ямб с элементами пиррихия

10. Рифмовка: перекрестная

11. Основные средства выразительности (по схеме “что-где-зачем”)

– высокая лексика – “молю”, “очи”, “сей”, “взор” – придает высокое значение содержанию текста.

– метафора – “лава вдохновенья” – яркое сравнение, лучшее создание образа

– эпитеты – “грешных песен”, “голодный взор” – красочное описание

– анафора – “за то, что. ” – постепенное перечисление грехов поэта

– олицетворение – “ум бродит”, “лава клокочет”

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий