Сказка «садко»

Краткое содержание

Как гусляр Садко пленил Водяного царя своей игрой и разбогател

(Борис Израилевич Анисфельд «Садко», 1911)

Гусельник Садко был молод, беден и честолюбив. Он жил в Великом Новгороде, зарабатывал на жизнь, играя на пирах для развлечения именитых людей: бояр, князей, купцов. Однажды, он особенно долго не получал приглашений. Тогда Садко отправился к Ильмень-озеру и принялся играть на гуслях. Он играл весь день до вечера, а перед закатом заметил, что озерная вода «всколыбалася». Еще через три дня он пришел снова играть на берегу, и снова испугался волнений водяной глади. В третий раз Садко играл у Ильмень-озера, пока на берег не вышел Водяной царь. Ему очень понравилась «нежная игра» молодого гусляра, и он решил наделить Садко великим богатством.   

Водяной царь научил гусляра «побиться об заклад» с богатейшими купцами Новгорода, что сможет онвыловить в Ильмень-озере чудо-рыб с «золотыми перьями». А в залог велел Водяной царь отдать «буйну голову» Садко. Так и сделал молодой гусляр: на следующем пиру поспорил с богатыми купцами, что есть «чудо чудное в Ильмене», и он знает как его добыть. Против головы Садко подвыпившие купцы поставили три лавки товара. На следующее утро они вышли на ловлю, и трижды закидывали «тоню» (невод) в Ильмень. Все три раза в сети попадалось по одной диковиной рыбе с золотыми перьями.      

Садко стал богатым и успешным торговцем. Ему сопутствует удача, и он живет роскошной жизнью. В былине говорится о его новом доме:

Как Садко «бился об заклад»  со всеми новгородскими купцами разом

Однажды, на богатом пиру у Садко гости начинают хвастаться, кто бессчетной казной, кто красавицей-женой, кто молодецкой удалью. Садко поначалу ничем не хвалится, а затем говорит, что может купить все товары в Новгороде. Купцы, оскорбленные такой неслыханной гордыней, бьются «о велик заклад» в тридцать тысяч рублей, что никогда ему не скупить всех товаров в Новгороде.

На следующее утро Садко и его подручные отправляются в торговые ряды и выкупают все товары, какие только есть. То же происходит и на второй день, но товара уже вдвое больше вчерашнего. К вечеру лавки пустые, но уже утром третьего дня подвозят «московский товар». А за ним должен подоспеть товар «заморский». Садко признает свое поражение – как бы ни был он богат, но не  богаче Великого Новгорода!

Как Садко попал в палаты Морского царя

(Садко в гостях у морского царя. С литографии И.Д. Сытина и Ко. 1888)

Позже наш герой снаряжает большую экспедицию «в тридцать кораблей» и отправляется торговать через Ладогу, Волхов, Неву.  Возвращается он с большими барышами: бочками, наполненными золотом и серебром. На море караван Садко настигает страшный шторм. Купец понимает,  что это Царь Морской требует дани за свою прошлую милость. Путешественники пытаются задобрить его золотом и серебром, но стихия продолжает бушевать. Садко понимает, что Морской царь требует человеческой жертвы: «живой головы в сине море». И этой жертвой по жребию должен быть сам купец.

Написав завещание, Садко берет свои яровчатые гусли и остается на доске посреди бушующего моря. Вскоре буря успокаивается, и караван может продолжать путь. Оставшись один, Садко заснул. А проснулся он уже в палатах Морского царя. Тот торжествует:

Как Николай Угодник в первый раз помогает Садко в подводном мире

(В подводном царстве. Картина Репина «Садко», 1876)

Морской царь велит Садко играть на гуслях. Под плясовую вся подводная братия в главе с царем пускается в пляс. Они танцуют трое суток без перерыва, и гусляр все это время играет для них. В это время на поверхности бушует сильнейшая буря, и тонет множество кораблей. Море выходит из берегов и затопляет прибрежные города и деревни. Люди молятся Николаю Угоднику, покровителю мореплавателей. Святой, обратившись старцем, появляется в палатах Морского царя. Он велит гусляру прекратить игру. Но Садко боится ослушаться морского владыку. Тогда Микола Можайский (так называют угодника в былине) советует музыканту, как бы невзначай, порвать гусельные струны. Садко следует совету, останавливает свою игру и бурю.

Литература

  • № 134. Садко // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым / Под. ред. А. Е. Грузинского. — М.: Сотрудник школ, 1910. — Т. II. — С. 243–254. — 727 с.
  • Веселовский А. Н. Былина о Садко // Журнал Министерства народного просвещения, 1886, № 12.
  • Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. — М., 1897.
  • Мандельштам И. // Журнал Министерства народного просвещения, 1898, № 2 (автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и Садко с Вяйнемёйненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Лённрота).
  • Садко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXVIIIa. — С. 53—54.

«Садко» для читательского дневника

«Садко» – популярная былина повествует о самолюбивом гусляре, на долю которого выпало много радостных и горестных минут. Несмотря на все соблазны, он достойно выдержал все испытания, заслужив славу честного порядочного человека.

Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.

Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.

Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.

Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.

Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.

План пересказа

  1. Неудачи Садко.
  2. Игра на гуслях на Ильмень-озере.
  3. Встреча с Морским царем.
  4. Рыбы с золотыми перьями.
  5. Богатство Садко.
  6. Садко грустит.
  7. Морское путешествие.
  8. Садко на дне морском.
  9. Пожелание Морского царя.
  10. Совет Миколы Можайского.
  11. Выбор жены.
  12. Садко на свободе.

Главная мысль

Богатство – настоящая проверка на прочность, и только сильный духом человек выдержит это испытание.

Чему учит

Былина учит тому, как важно оставаться простым человеком, даже достигнув очень многого. Учит не зазнаваться, ценить любящих, верных людей и помнить добро тех, кто вовремя протянул руку помощи

Фольклорное произведение «Садко»

Эта сказка — прозаическое изложение очаровательной былины о Садко. Былинный вариант напевен, сказка лишь передает содержание, но и содержание это примечательно. Как полагается сказочному персонажу, Садко беден. Он не купец в Великом Новгороде, зарабатывает на пирах, играя на гуслях. Ему по сказочной традиции полагается разбогатеть и счастливо жениться. Парень он хитрый, как Улисс. Поспорил с купцами на всё их имущество, что в озере водятся золотые рыбки. Былинный вариант — Водяной пособил ему выиграть лавки купцов. Вариант «Хитрый Садко» — купил у заморских гостей экзотических рыбок и выдал за пойманных в озере. Когда отправился он с товарами в дальние края, начался шторм. И требовалась человеческая жертва, чтобы Морской царь дал судам плыть. Былинный вариант — опустили Садко на доске в море, он побывал на дне, но чудом вернулся на берег реки Чернавы и живой встретил возвращающиеся корабли. Вариант «Хитрый Садко» — испугался шторма, попросил принести его в жертву Морскому владыке, был спущен на воду с доской, доплыл до Новгорода и наврал встреченным друзьям, что побывал на дне. Морского царя он тоже обманул, не желая больше играть на гуслях: оборвал струны и шпенёчки и заявил, что запасных нет. У неудачного плаванья в легенде должна быть причина. Герой должен что-то нарушить. Слабым местом Садко является желание прихвастнуть. Он похвалялся, что скупит все товары в Новгороде, поскольку подфартило ему выиграть купеческое добро, в голову и ударило. Скупив выставленное на продажу, он осознает, что Новгород — место, куда свозят продукцию и московскую, и заморскую, а товары со всего света ему не скупить никогда. Садко проиграл пари, склады его затоварены ненужным скарбом, вот и приходится плыть в дальние земли, где можно продать барахло, по глупости скупленное. Самой забавной сценой в былине является торг вокруг жребия. Когда Морской царь, получив по бочке жемчуга, золота и серебра, не унял шторм, Садко говорит, что требуется утопить человека, и надо бросить жребий, кого приносить в жертву. Золотой жребий Садко идет на дно, но парень-то не дурак, помирать не хочется. «Эти жребии неправильные!» — говорит Садко, — «Вы сделайте золотые, а я сделаю дубовый!» Но и деревянный его жребий не плывет. Тогда Садко, не дурак, опять заявляет, что жребии неправильные — и требует, чтобы моряки сделали деревянные жребии из тяжелого дуба, а сам делает из легкой липы. Но не везет парню: липовый жребий камнем идет на дно. В либретто оперы вместо авантюрного сюжета нам предлагают слезливую историю любви к Садко дочери Морского царя, и она превращается в реку, чтобы быть около Садко, вернувшегося домой. В былине Садко встречает на дне девушку, которая уже является персонификацией реки Чернавы. Он вступает с ней в символический брак, но не целует ее, не осуществляет супружеские права. Иначе остался бы на дне реки Чернавы.

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История ее создания достаточно долгая. Первоначально по жанру произведение было симфонической поэмой, но позже композитор решил воплотить сюжет в опере.

Золотая рыбка в руках Садко, кадр из фильм «Садко»

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.

В 1952 году состоялась первая экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.

В 2014 году старинная былина ожила на сцене детского театра. Режиссером спектакля стал Андрей Тимошенко, а сценарий написала Анастасия Экарева. Постановка «Садко и Царевна Морская» шла также и на сцене московского кукольного театра «Жар-птица».

В 2017 году началось производство нового полнометражного мультфильма Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова, премьера состоялась через год. В нем Садко в поисках своей любимой спускается на дно моря, где ему предстоит сразиться с местными чудовищами и злодеями, в том числе ведьмой Барракудой.

Рецензии на книгу «Садко»

Издательство «Речь» в нашей любимой серии в конце 2020 года выпустило новое симпатичное издание былины «Садко«. Очень удачен пересказ былины для детей Александром Николаевичем Нечаевым: доступный для понимания детей язык, четкая композиция делает произведение удобным для восприятия. Мы пытались читать эту былину со своим шестилетним ребёнком в книге из известной всем серии «Библиотека мировой литературы для детей», которая опубликована там в стихотворной форме. Но дочке было очень трудно воспринимать тот слог. И как мы были рады, приобретя это издание! Былинная лексика ( палаты златом, серебром изукрашены, страны заморские, богатство несметное, господин Великий Новгород), порядок слов в предложении, повторы, характерные для устного народного творчества (Садко три дня скупает товары в лавках), певучий стиль речи («насыпал казны полны-полны») : все это придаёт колорит былинного произведения. Произведению присущи все художественные особенности ( множество эпитетов, сравнения), характерные для устного народного творчества. Естественным образом в произведения вплетается историческая канва: Новгород называется в тексте и богатым, и великим, и славным ( а он таким и был, ведь это был один из самых первых городов Руси — страны гардарики). А стоит он на берегу Ильмень-озера, у истоков пути «Из варяг в греки», поэтому и ездили купцы новгородские торговать и в Скандинавию, и в Европу, и на Восток. И входили купцы на равных правах с боярством в городскую верхушку ( «сколь бы ни был богат-могуч один человек, а против города он — пересохшая соломинка). Большим достоинством книги являются рисунки, выполненные с любовью для детей художником Владимиром Валерьевичем Перцовым. Мастерство и богатая фантазия делают книгу понятной и праздничной. Художник, не отступив от истории, нанёс на план- рисунок и Софийскую сторону с ее собором и Кремлём, и торговую. Множество храмов, пристани, мостовые, подворья — все это можно долго с большим интересом рассматривать вместе с ребёнком на страницах этой книги. Хочется сказать, что это не просто городские постройки, а настоящее деревянное зодчество. Книга напечатана на плотной бумаге, яркие краски, четкие рисунки — книгу очень приятно держать в руках. Уверены, что именно со знакомства с этой книгой у маленького читателя может возникнуть любовь к книге как к искусству и к истории своей страны.

Происхождение

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

По гипотезе сторонников исторической школы, древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в Новогородской летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации индоевропейского образа мифического жениха дочери океана.

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. В одном киргизском «Сказании о властителе вод Уббе» рассказывается, как один человек по имени Аманкул, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Ближайшие источники былины о Садко не выяснены. Академик А. Н. Веселовский указывает[где?] на сходство былины о Садко с эпизодом старофранцузского романа о «Tristan le Léonois»: герой его — грешник Садок убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с нею бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает.

Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок даёт основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось.

Всеволод Миллер находит[где?] объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).

Биография и образ Садко

Персонаж вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам: «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.

Единственное, что приносит юноше деньги, — игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Садко и Морской царь

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.

После третьего концерта из воды выходит Морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

Все случилось, как и гласит цитата. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Новгороде.

Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире: «Не я, видно, купец богат новогородский — побогаче меня славный Новгород».

Что касается иллюстраций к ранним изданиям былины, наиболее известны работы русского художника Ивана Билибина, которые позже легли в основу мультфильмов.

В 1876 году художник Илья Репин по заказу великого князя Александра написал картину «Садко». Сюжетом произведения стала сцена, где Морской царь показывает главному герою невест. По стилю картина стала своеобразным ответом французскому импрессионизму. Перед тем как начать работу, Репин тщательно изучил атласы морского мира, посетил аквариум в Берлине, съездил в Нормандию, где сделал зарисовки морской флоры и фауны. Все это позволило ему сделать фантастический сюжет необыкновенно живым и правдоподобным.

↑ Что же получается?

В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).

Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.

Следовательно,

эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

Вы знаете, что в северной мифологии эту историю рассказывают по – разному, но узнаваемо? У древних германцев это — Зигфрид, вылавливающий в виде золотой рыбки клад Нибелунгов (Буслаев); у скандинавов – это мифический певец и заклинатель Вейнемейнен, играющий и поющий морскому богу (Миллер).

↑ В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах

Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.

Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом

Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.

Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.

Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на белом море; А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые, А корабли нейдут с места в белом море.

Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву.

Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают.

Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае. Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.

Третье – переход в иной мир

Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.

Четвертое – сила Божества

Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во белом море, Как расплясался царь морской. Играл Садко сутки, играл и другие, Да играл еще Садко и третьии, А все пляшет царь морской во белом море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на белом море, Стало много гинуть именьицев, Стало много тонуть людей праведных.

Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.

Пятое – брак с существом нечеловеческого мира

Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.

Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.

Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.

Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

Литература

  • № 134. Садко // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым / Под. ред. А. Е. Грузинского. — М.: Сотрудник школ, 1910. — Т. II. — С. 243–254. — 727 с.
  • Веселовский А. Н. Былина о Садко // Журнал Министерства народного просвещения, 1886, № 12.
  • Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. — М., 1897.
  • Мандельштам И. // Журнал Министерства народного просвещения, 1898, № 2 (автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и Садко с Вяйнемёйненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Лённрота).
  • Садко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXVIIIa. — С. 53—54.

Происхождение

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

По гипотезе сторонников исторической школы, древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в Новогородской летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации индоевропейского образа мифического жениха дочери океана.

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. В одном киргизском «Сказании о властителе вод Уббе» рассказывается, как один человек по имени Аманкул, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Ближайшие источники былины о Садко не выяснены. Академик А. Н. Веселовский указывает[где?] на сходство былины о Садко с эпизодом старофранцузского романа о «Tristan le Léonois»: герой его — грешник Садок убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с нею бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает.

Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок даёт основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось.

Всеволод Миллер находит[где?] объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Садко и его помощник

Не мог придумать Садко, как спастись ему от своенравного Морского царя. Помощь пришла неожиданно. Сам Микола Можайский (он же – Николай Чудотворец) явился купцу и рассказал, как следует поступить. На следующий день оторвал струны гуслей Садко. Огорчённый царь предложил ему жениться на любой из своих дочерей. 

Девять сотен невест предстали перед купцом, но он, помня наставления Миколы, выбрал самую неприметную из них, Чернавушку. Когда наступила ночь, крепким сном уснул Садко, а наутро встретил рассвет уже на земле – рядом с рекой Чернавой. 

Радостной была встреча Садко с товарищами, которые только причалили к берегам на своих кораблях и уже оплакивали «погибшего» друга. В благодарность Миколе Можайскому построил Садко храм в честь святого, а вот по морям уже никогда не ходил со своими судами. Остерегался Садко Морского царя, который снова мог застать его врасплох. 

Этот пересказ былины явно указывает на более поздние времена, когда на Руси уже распространялось христианство. В ранних вариантах сказания о приключениях Садко мы встречаем бога Велеса, который выручает нашего героя и учит его, как избавиться от назойливости Морского царя, вернуться на землю. Образ самого Садко стал очень популярен в народе, а наиболее известным произведением о нём является одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова.

Садко в подводном царстве

Когда речь заходит о приключениях Садко, мне сразу вспоминается фильм-сказка, созданный Александром Птушко в середине прошлого века. Удивительным образом былинный герой прошёл через много столетий, «обрастая» новыми деталями своей истории и не теряя своего очарования. Мне кажется, что успех предания о Садко заключается в неординарной личности персонажа – простого человека, который поймал удачу и смог одержать верх даже над грозной стихией.

Образ в произведении

(Садко играет Морскому царю)

Образ Садко можно назвать нетипичным для былинного  русского народного жанра. В отличие от многих богатырей, он не обладает великой физической мощью или какими-либо способностями. Он не является  защитником русской земли в прямом смысле этого слова. Садко – это лишь гусляр, по счастливому стечению обстоятельств ставший купцом. Однако именно и это делает данного героя особенным.

Садко своими качествами прославляет весь купеческий род, что делает его  национальным героем. До него  торговцы были лишь фоновыми персонажами, которые двигали сюжет. Теперь же купечество во главе с Садко становится полноправным героем былины. Именно таких людей уважали на Руси: простых, добрых, находчивых, смекалистых и изобретательных.

(Женитьба Садко и пир на весь мир)

Храбрый герой древних былин – это не только богатырь, который регулярно совершает подвиги. Это еще и человек, который благодаря своей удаче, везению, своему таланту может прославить русскую землю. Садко становится именно таким героем, который вдобавок, без задней мысли может пожертвовать собой ради других. Он живет хоть и не без лукавства, но достойно, честно, справедливо и открыто.

Сюжет

Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.

Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.

Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.

Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.

Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий