Анализ стихотворения державина на смерть князя мещерского

Вариант 2

Произведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма, особенным образом концентрировался на подобных событиях. Он нередко писал оды, которые посвящал великим людям при жизни, но также часто отмечался и произведениями, которые были посвящены значительным фигурам своего времени, отошедшим в мир иной.

Помимо рассмотрения собственно личности какого-либо человека Державин, как правило, также затрагивал некий философский вопрос, наряду с частностями рассуждал о вечном и создавал произведения довольно универсальные, такие, которые могли быть приурочены не только к определенному событию, но и быть истолкованы как поэтическое произведение вневременного толка. Начинает поэт с обращения к самому Мещерскому и констатации понятного факта «Оставил ты сей жизни брег…». Тем не менее, далее рассуждение продолжается в немного ином ключе и рассматривает не отдельную личность, а общий факт неизбежности гибели, который является актуальным для всех и каждого, ведь кончина наступает для любого обладателя тела.

Различные варианты поэтизирования смерти являются довольно распространенными. Как правило, речь идет о каком-то женском образе, а также с неким духом атрибутами которого являются разнообразные устрашающие действия. Так Державин пишет об этой вечной подруге человечества как той которая: «на всех глядит», «зубами скрежещет», «точит лезвие косы», «глотает царства», «бледна», говорит «страшным гласом» и многое другое.

Далее рассматривается тема великого уравнения и безразличности этого феномена к людям. Ведь действительно, каким бы не был человек, какими бы не представлялись его возможности, итог всегда идентичен для нищего и короля, дуралея и мудреца, красавицы и чудовища. Ко всему смерть полностью равнодушна и также обладает способностью уничтожать целые сообщества людей, создавая эпидемии, войны или нечто подобное.

Хотя рассуждение является довольно разнообразным и рассматривает феномен как бы с разных сторон и различными образами, в действительности Державин говорит только об одном – о неминуемости гибели, которая настигнет каждого. Он берет пример князя Мещерского только для того чтобы рассказать живым о потребности относиться к собственной жизни соответствующим образом и не создавать иллюзий.

Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского по плану

Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Вариант 2

Произведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма, особенным образом концентрировался на подобных событиях. Он нередко писал оды, которые посвящал великим людям при жизни, но также часто отмечался и произведениями, которые были посвящены значительным фигурам своего времени, отошедшим в мир иной.

Помимо рассмотрения собственно личности какого-либо человека Державин, как правило, также затрагивал некий философский вопрос, наряду с частностями рассуждал о вечном и создавал произведения довольно универсальные, такие, которые могли быть приурочены не только к определенному событию, но и быть истолкованы как поэтическое произведение вневременного толка. Начинает поэт с обращения к самому Мещерскому и констатации понятного факта «Оставил ты сей жизни брег…». Тем не менее, далее рассуждение продолжается в немного ином ключе и рассматривает не отдельную личность, а общий факт неизбежности гибели, который является актуальным для всех и каждого, ведь кончина наступает для любого обладателя тела.

Различные варианты поэтизирования смерти являются довольно распространенными. Как правило, речь идет о каком-то женском образе, а также с неким духом атрибутами которого являются разнообразные устрашающие действия. Так Державин пишет об этой вечной подруге человечества как той которая: «на всех глядит», «зубами скрежещет», «точит лезвие косы», «глотает царства», «бледна», говорит «страшным гласом» и многое другое.

Далее рассматривается тема великого уравнения и безразличности этого феномена к людям. Ведь действительно, каким бы не был человек, какими бы не представлялись его возможности, итог всегда идентичен для нищего и короля, дуралея и мудреца, красавицы и чудовища. Ко всему смерть полностью равнодушна и также обладает способностью уничтожать целые сообщества людей, создавая эпидемии, войны или нечто подобное.

Хотя рассуждение является довольно разнообразным и рассматривает феномен как бы с разных сторон и различными образами, в действительности Державин говорит только об одном – о неминуемости гибели, которая настигнет каждого. Он берет пример князя Мещерского только для того чтобы рассказать живым о потребности относиться к собственной жизни соответствующим образом и не создавать иллюзий.

Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского по плану

Князь Александр Мещерский

Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в «Санкт-Петербургском вестнике» 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой Иван Дмитриев так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе «Дубровского» взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.

Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь — просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина «На смерть князя Мещерского» производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.

Сказка «Фелицы»

Интересно рассмотреть, что за мотивы подвигли Державина на сочинение этого «фанфика», что послужило первоосновой и достойна ли была эта тема продолжения. Судя по всему, достойна, и весьма. Екатерина II написала свою сказку для внука, пока что мальенького, но в будущем великого Александра I. В сказке императрицы речь идёт о киевском царевиче Хлоре, которого посетил киргизский хан, чтобы проверить, действительно ли царевич так умён и ловок, как о нём говорят.

Мальчик согласился пройти испытание и найти редчайший цветок — розу без колючек — и отправился в путь. В дороге, ответив на приглашение мурзы Лентяга (говорящее имя), царевич пытается противостоять соблазнам той роскоши и безделья, которыми его соблазняет Лентяг. По счастью, у этого киргизского хана была очень хорошая дочь, которую звали Фелицей, и ещё более хороший внук, которого звали Рассудок. Фелица отправила сына с царевичем, который вышел с помощью Рассудка к цели своего пути.

Анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» Державина

Гаврила Романович Державин — цвет русского классицизма, учитель и образец для поэтов следующего за ним поколения. В стихотворении «На смерть князя Мещерского» он рассуждает в духе той эпохи о бренности человеческой жизни.

Стихотворение написано в 1779 году. Его автору исполнилось 36 лет. Всю жизнь он занимал важные государственные посты, но творчество все же не оставлял. К этому времени он уже был статским советником, заседал в Правительствующем сенате, а в 1802 году и вовсе стал министром. По жанру — ода на кончину, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой рифмовкой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поводом послужила внезапная смерть в 48 лет князя Александра Мещерского. Друзьями они не были, но Г. Державин не раз принимал участие в в пирах и балах этого вельможи. Притихшие пирующие словно встают из-за изобильного стола, потеряв аппетит и здоровую веселость. Восклицания, вопросы, пессимистическая интонация сразу бросаются в глаза: увы! Куда, Мещерский! ты сокрылся? Смерть, трепет естества и страх! Сегодня бог, а завтра прах.

Поэт рассуждает не как христианин, а как воспитанник эпохи Просвещения, эдакий вольнодумец, которого окатили ушатом холодной воды. Впрочем, переиначенная цитата из Библии здесь есть: приходит смерть к нему, как тать, и жизнь внезапу похищает. Тать — значит «вор». Есть параллели и с библейской книгой Екклесиаста с известным выражением из нее, что все — суета сует. «Где там? -Не знаем». Похоже, Г. Державин не уверен в благополучной посмертной участи князя. А может он и вовсе отрицает посмертную жизнь души? «Где стол был яств — там гроб стоит» и «жизнь есть небес мгновенный дар» — два самых известных афоризма из этого стиха. «К брегам ты мертвых удалился» — явный намек на античные представления о смерти.

С. Перфильев — многолетний друг покойного князя, видимо, тоже пораженный этой неожиданной и потому грозной — для еще остающихся жить — кончиной. «Покой» и «чистая душа» — вот рецепт поэта для тех, кто желает мужественно встретить смерть в любую минуту. Повторы усиливают смятение: глядит, сегодня, не столько, зовет. Сравнение: как сон, как мечта. Образ смерти поэт одушевляет и зловещей метафорой возвышает над всякой жизнью — человека ли, звезды.

В поэзии Г. Державина жанр оды занимает почетное первое место. Однако произведение «На смерть князя Мещерского» стоит в его творчестве особняком, ведь это ода на кончину.

Оформление в бухгалтерии

Образ смерти

Смерть выписана Державиным во всём её могуществе — детально и красочно. Образ её показан в динамике — последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни — в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг — во второй.

Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое «заземление», чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников — и точит, всё точит лезвие своей косы.

Другой князь Мещерский

Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом — владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы — городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии — газету), написал «Речи консерватора», которые были довольно известны среди современников.

Его отец — гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать — старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители — нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.

Анализ стихотворения Снегирь Г. Р. Державина по плану

Стихотворение написано на смерть А.В.Суворова. Стихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».Это стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову. Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя. Хотя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? Сравнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца. Традиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», -воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче. был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное. себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре. » Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы. Не скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководцев, судьба которых полностью зависела от милости или гнева монарха. Гонения на Суворова со стороны Павла I — яркий тому пример. Особого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.

Поэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Советник государя

Воспитателю наследника — графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных — он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). Светская жизнь давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт «плохим куртизаном», то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его «интимным при дворе».

После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем — Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия — журнал «Гражданин». Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах «Гражданина» нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. «Содома князь и гражданин Гоморры», по словам Владимира Соловьёва.

План анализа для государственной аттестации

Слушать стихотворение Тютчева Русской женщине

Полное имя

Татьяна Ларина

Успех

Колоссальный успех достался этой оде сразу после опубликования: «У каждого умеющего читать по-русски она в руках очутилась» — по словам современника. Сначала Державин остерегался широко публиковать оду, пытался скрывать авторство (вероятно, изображённые и весьма узнаваемые вельможи были мстительными), но тут появилась княгиня Дашкова и напечатала «Фелицу» в журнале «Собеседник», где и сама Екатерина II не гнушалась сотрудничать.

Императрице ода очень понравилась, она даже плакала от восторга, велела немедленно разоблачить авторство и, когда это произошло, послала Державину золотую табакерку с дарственной надписью и пятьсот червонцев в ней. Именно после этого к поэту пришла настоящая слава.

Анализ стихотворения «Снегирь» Р. Державина

Одним из ярких представителей классицизма в русской литературе является поэт Гавриил Романович Державин. В его творчестве нашли отражение реалии жизни обыденной, интерес к русской истории, к русской философии. Следуя законам жанра, поэт-классицист создавал свои произведения «по образцу» — так появляются оды Державина. Однако, сложно определить одно литературное направление, в котором творил поэт. Некоторые исследователи отмечают, что Державин находился в поиске новых форм литературы, а позднее отмечают новое направление, в котором он работал — «предромантизм». Для творчества предромантиков характерно обращение к человеческой индивидуальности, что противоречит канонам, установленным классицистами. Исходя из этого противоречия, стихотворение «Снегирь», которое сам Державин озаглавил, как «ода», может характеризоваться и как элегия — стихотворный результат философского размышления над сложными вопросами человеческого бытия.

Стихотворение «Снегирь» увидело свет в мае 1800 года, после смерти Суворова, которую поэт воспринял, как личную трагедию. С первых строк стихотворения становится ясно, что для Державина полководец был великим человеком, единственным в своем роде «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?». Следуя законам жанра оды, Державин использует в своем стихотворении «высокую» лексику, которой восхваляет храбрость и мужество полководца, а так же его окружение: «богатырь», ездить «пылая», «рок низлагать», «доблестей быв страдалец единых», «бранна музыка днесь не забавна», «слышен отвсюду томный вой лир». Однако, поэт не мог в полной мере выразить свои чувства пышными и торжественными словами, которые от него требовал жанр оды, поэтому Державин переходит на простой, обывательский язык.

Для Державина оказалось важным не следовать образцу и не громоздить высокопарные метафоры одну за другой, а отметить жизненные, бытовые детали, которые помогают читателю создать более полный образ Суворова. Прямо и открыто говорит поэт о привычках полководца: «Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари». Таким образом, Державин стал едва ли не первым, кто заговорил о мире реальном — факты жизни конкретного человека включены в героический рассказ о подвигах великого полководца.

Как начинающий романист, Державин не мог обойти в своем творчестве тему природы. В данном стихотворении поэт обращается к снегирю — одной из любимых народом птиц, которая отличается выносливостью и отвагой. Снегирь в произведении становится во главе военного марша, своей песней ведя за собой войско: «Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь?» Как известно, флейта была неотъемлемой частью военного оркестра, поэтому сопоставление звука флейты и голоса снегиря не случайно. Смерть Суворова словно подводит черту: «Полно петь песню военну, Снигирь. Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! — что воевать?». Для поэта утрата оказывается невосполнимой.

В стихотворении «Снегирь» существенно расширены границы классицистического жанра, согласно которому в произведении должен был быть изображен тип героя, а не конкретный человек

Державин стал новатором, создавая новые формы, соединяя разную лексику, обращая внимание на жизнь в конкретном ее проявлении, на окружающую действительность, что дало возможность развиться таким литературным жанрам как романтизм, а позднее и реализм

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

Стихотворение «Снегирь» Державин написал на смерть А.В. Суворову. «Какое отношение имеет великий полководец к этой птице?», — возможно спросите Вы. Суворов знаменит своей стойкостью характера, решительностью, он известен как прекрасный стратег и при этом добрый, понимающий человек, разделяющий страхи и желания простого солдата. Он внес огромный вклад в развитие русской армии. Согласно этим достижениям его скорее можно сравнить с орлом, большой, сильной и гордой птицей, а тут снегирь…

Хотя Державин и называет эту свою работу одой, она теряет в данном случае свой торжественный характер. Высокую тему автор воплощает в форму очень личного, интимного произведения.

В стихотворение были введены подробности частной жизни самого поэта, который является лирическим героем стихотворения. В тексте он описан таким, каким его могли видеть лишь немногие. Вот он пришел домой в ужасно подавленном состоянии, так как узнал о смерти Суворова. А снегирь, обученный исполнять военный марш, встречает его этой песней. Как эта песня не подходит к нынешнему настроению поэта. Поэтому-то и начинается стихотворение укором, обращенным к птице.

Державин сравнивает голос снегиря с флейтой, и это сравнение не случайно. В 18 веке флейта была одним из основных инструментов военного оркестра.

Обычно в победоносных одах не было принято обрисовывать конкретный облик того или иного героя, все победители были похожи друг на друга. Но Державин поставил перед собой иную цель – он постарался создать неповторимый облик полководца, который помимо всего прочего было хорошим другом и просто человеком.

Автор использует слова «сухарь», «кляча» в тексте стихотворения неспроста, так как эти же слова использовал сам Суворов в обращениях с фронта, описывая свои дни. Вместо привычной десятистишной строфы Державин использует шестистишную. Эту метрику для оды впервые стал использовать именно он. Вместо канонического для оды ямба, он использовал дактиль. Полные стопы здесь чередуются с усеченными, придавая речи автора более быстрый, нежели в других одах, темп.

Иными словами, в стихотворении «Снегирь» Державин выступил поэтическим новатором. Он употребил все приемы, характерные для анакреонтики. Но сделал ее не веселой, шуточной, а весьма трагичной.

Это стихотворение стало каноническим для изучения. Оно завладело сердцами и душами не только современников, но и читателей века двадцатого: не о каждом стихотворении рассуждают в течение нескольких веков… Так стихотворение, написанное простым языком, без лишних восхвалений и тирад, сделало Державина еще более знаменитым, а личность Суворова понятной обычным людям.

Мы в VK

Текст стихотворения:

Глагол времен! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечет.

Ничто от роковых кохтей,

Никая тварь не убегает:

Монарх и узник – снедь червей,

Гробницы злость стихий снедает;

Зияет время славу стерть:

Как в море льются быстры воды,

Так в вечность льются дни и годы;

Глотает царства алчна смерть.

Скользим мы бездны на краю,

В которую стремглав свалимся;

Приемлем с жизнью смерть свою,

На то, чтоб умереть, родимся.

Без жалости все смерть разит:

И звезды ею сокрушатся,

И солнцы ею потушатся,

И всем мирам она грозит.

Не мнит лишь смертный умирать

И быть себя он вечным чает;

Приходит смерть к нему, как тать,

И жизнь внезапу похищает.

Увы! где меньше страха нам,

Там может смерть постичь скорее;

Ее и громы не быстрее

Слетают к гордым вышинам.

Сын роскоши, прохлад и нег,

Куда, Мещерский! ты сокрылся?

Оставил ты сей жизни брег,

К брегам ты мертвых удалился;

Здесь персть твоя, а духа нет.

Где ж он? – Он там.- Где там? – Не знаем.

Мы только плачем и взываем:

“О, горе нам, рожденным в свет!”

Утехи, радость и любовь

Где купно с здравием блистали,

У всех там цепенеет кровь

И дух мятется от печали.

Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались лики,

Надгробные там воют клики,

И бледна смерть на всех глядит.

Глядит на всех – и на царей,

Кому в державу тесны миры;

Глядит на пышных богачей,

Что в злате и сребре кумиры;

Глядит на прелесть и красы,

Глядит на разум возвышенный,

Глядит на силы дерзновенны

И точит лезвие косы.

Смерть, трепет естества и страх!

Мы – гордость, с бедностью совместна;

Сегодня бог, а завтра прах;

Сегодня льстит надежда лестна,

А завтра: где ты, человек?

Едва часы протечь успели,

Хаоса в бездну улетели,

И весь, как сон, прошел твой век.

Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен;

Желанием честей размучен,

Зовет, я слышу, славы шум.

Но так и мужество пройдет

И вместе к славе с ним стремленье;

Богатств стяжание минет,

И в сердце всех страстей волненье

Прейдет, прейдет в чреду свою.

Подите счастьи прочь возможны,

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Сей день иль завтра умереть,

Перфильев! должно нам конечно,-

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И с чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

Жанр, направление и размер

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий