Телешов, николай дмитриевич

Между двух революций

Сборник «1914 год». Обложка Вас. Денисова.

Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появились ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Чёрной ночью». Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Помимо этого Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и учёных, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. Телешов с энтузиазмом воспринял первую русскую революцию 1905 года, и когда волна революционного подъёма прошла, его творчество не претерпело упаднических изменений, утверждая по-прежнему человеческую веру в гуманистические ценности («Верный друг», «Косцы», «Иная душа»). Неприятие империалистической войны нашло отражение в рассказах «Во тьме», «Мина» — сборник «1914 год», «Дни за днями» — сборник «В помощь пленным русским воинам» (1916). Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915), выстроили сельскую лечебницу (1916).

В 1917 году он был избран гласным Московской городской думы.

Тексты

  • Легенды. О трех юношах. (1901)
  • Переселенцы. Самоходы. Рассказ.
  • Переселенцы. Елка Митрича. (1897) Рассказ.
  • По Сибири. На тройках. (1892) Повесть.
  • По Сибири. Против обычая. (1894) Рассказ.
  • По Сибири. Сухая беда. (1897)
  • 1905 год. Крамола. (1906) Повесть.
  • 1905 год. Начало конца. (1933) Повесть.
  • Петух. (1888) Рассказ.
  • Между двух берегов. (1903) Рассказ.
  • Живой камень. (1919) Рассказ.
  • Самое лучшее. (1919) Рассказ.
  • Жулик. Рассказ.
  • Тень счастья. (1921)

Библиографический курьёз

Группа участников «Сред» Телешова. Подпись поясняет, что Е. Н. Чирикова действительно нет.

Могила Н. Д. Телешова на Новодевичьем кладбище в Москве

В историю русской литературы Н. Д. Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя». «Записки» Телешова неоднократно переиздавались в советское время и при авторских переизданиях дополнялись и исправлялись писателем. Мемуары иллюстрированы фотопортретами русских писателей. Портреты были примечательны тем, что каждый из них содержал личный дарственный автограф Телешову. Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других.

В издании «Записок писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано. По неизвестной причине исчезло лишь изображение Чирикова, хотя на том же самом снимке присутствовали другие эмигранты: Бунин и Шаляпин. Конечно, известность и значительность двух последних не шла ни в какое сравнение с известностью Евгения Чирикова. Им обоим посвящено немало страниц «Записок». К тому же советское правительство в первые годы после войны при посредничестве Н. Д. Телешова какое-то время рассчитывало вернуть Нобелевского лауреата по литературе обратно в Советский Союз. Шаляпин к этому времени давно умер. Чирикова тоже не существовало уже 16 лет, и хотя в «Записках» имя Чирикова вскользь упоминается несколько раз, но даже в этом случае его лик омрачал советскую литературу.

Николай Дмитриевич Телешов

Телешов Николай Дмитриевич(29.10/10.11.1867-14.03.1957),
русский прозаик. Из купеческой семьи.
Организатор знаменитого московского
литературного кружка “Среда” (1899-1916). Ранние
очерки и рассказы написаны под влиянием А. П.
Чехова.
Особую литературную ценность
представляет цикл “Легенды и сказки”: прежде
всего навеянные народными поэтическими
преданиями “Крупеничка” (1919) и “Зоренька” (1921).
После революции работал в Наркомпросе, занимаясь
детской литературой. В эти годы его наиболее
значительным художественным произведением
стала повесть о революции 1905 “Начало конца” (1933).
Наибольшую историко-литературную ценность
представляют мемуары Телешова “Записки
писателя” (1925-55).

+ + +

Телешов Николай Дмитриевич (29.10.1867—14.03. 1957), писатель.
Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московскую Практическую
коммерческую академию (1884). В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том
же году организовал литературный кружок «Среда». В печати выступил в
1884 со стихами. В рассказах Телешова 80-х — н. 90-х XIX в. господствует
чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта,
обличение пошлости, мелочности интересов, собственнической морали и
психологии обывателя («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины»,
«Счастливый день», «Чужой человек» и др.). С 1925 по 1943 Телешов
работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими
атмосферу литературной жизни России к. XIX — н. ХХ в.

Телешов был преимущественно новеллистом. Его
реалистические рассказы
отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых
ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой
повествования. В новеллах-легендах Телешов щедро использует фантастику,
символику, иносказание, гиперболизм образов и др. художественные
условности.

Ф. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа —
http://www.rusinst.ru

Телешов Николай Дмитриевич

— прозаик.

Родился в купеческой семье.
Предки его — бывшие крепостные крестьяне Владимирской губ., сумевшие выкупиться.
«Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет
настоящего счастья ни для человека, ни для человечества»,— писал Телешов в
автобиографии (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.3). Родители
воспитывали мальчика в любви к литературе. Подростком Телешов познакомился с
книгоиздателем Сытиным, в типографии которого не раз наблюдал за «рождением»
книги.

В 1884 Телешов окончил
Московскую Практическую коммерческую академию. Первые стихи Телешова,
появившиеся в этом же году в небольших периодических изданиях, носили
подражательный характер. Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник
начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886), в подготовке и издании которого он
принимал активное участие. Сборник успеха не имел, но помог Телешову войти в
литературные круги.

Именно потребностью
в творческом общении было обусловлено создание «Среды» — московского
литературного кружка, который просуществовал с 1899 по 1916. Заседания кружка,
проходившие на квартире Телешова, собирали в разное время таких писателей, как
И.А.Бунин, М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев и др.
М.Горьким здесь впервые была прочитана пьеса «На дне». Из произведений
участников «Среды» были составлены циклы сборников «Знание» и «Слово».

В 1886 вышел сборник Телешов «Фантастические наброски», куда вошли прозаические
этюды (в форме притч), излагающие философские рассуждения Телешова о смысле
человеческой жизни («Коридор», «Судьба»), о предназначении художника («Цветы»),
о пошлости и затхлости обывательской жизни («В траве»).

Поэтической образности «Фантастических набросков» сопутствовала «заземленность»
печатавшихся одновременно небольших рассказов в духе раннего Чехова, в которых
молодой автор обличал захолустность быта и заурядность сознания своих персонажей
(«Перемена»).

В 1893 в журнале «Русское
обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены
воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. Художник ярко
обрисовал «особую страну» с ее загадочными просторами и не менее загадочным
будущим. Стиль произведения подчинен жанру «путешествий» — действие развивается
динамично; бегло, но четко, с характерными деталями, обрисовываются фигуры людей
и картины сибирской жизни. После журнальных публикаций рассказы и очерки этого
цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).

Последовав совету А.П.Чехова
«перешагнуть границу Европы», Телешов предпринял поездку за Урал, полностью
оправдав надежды своего творческого наставника — «сколько всего узнаете, сколько
рассказов привезете!» (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.7).
Результатом поездки стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные
русской общественностью и открывшие Телешову путь в большую литературу.
Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления, слухи и встречи» точно
отражает тематическое содержание сборника. Социальная направленность книги
вписывалась в общий контекст эстетических установок «Среды»: правдоподобно
отражать различные стороны российской жизни рубежа веков.

Однако в полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм
Телешова проявились в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов,
написанных в разные годы: «Самоходы» (1894), «Елка Митрича» (1897), «Домой»
(1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На ходу» (ок.
1927)

В отличие от очерков, обращенных к общим проблемам, рассказы отмечены
вниманием к отдельно взятой личности русского крестьянина, вынужденного
испытывать на себе все «неурядицы жизни», как объективные, так и искусственно
созданные (например, насильственное переселение в Сибирь). Мягкий лиризм сквозит
в портретной обрисовке представителей этого «всевыносящего русского племени»

В
своем обличительном пафосе политики переселенчества Телешов пошел дальше всех,
касавшихся этой темы писателей (Бунина, Успенского и др.).

Одновременно с бытописательством Телешов продолжает развивать романтическую
линию, заявленную в своей первой книге. Включающий в себя девять произведений и
протянувшийся во времени почти на два десятилетия цикл «Легенды и сказки»,
откликаясь на острые вопросы современности, уводит читателя в мир фантастических
абстракций и иносказаний, переводя насущные проблемы в вечные категории добра и
зла. Так, в поэтической легенде «Белая цапля» (1899), написанной по следам
англо-бурской войны, рассказ о прекрасных экзотических птицах перерастает в
раздумья о страданиях, которые приносит неволя. Пути преодоления зла в мире еще
очень расплывчаты, по-книжному абстрактны, как и в «Песне о трех юношах» (1901),
которую сравнивают с горьковским «Данко». О неразрывном единстве поэта и народа
говорится в рассказе «Менестрель» (1903), посвященном судьбе поэта, пережившего
свою славу. Образ Менестреля лишен романтической однозначности и односторонности
— здесь заметны следы аналитичности в построении образа. Продекларированное в
«Менестреле» творческое кредо о необходимости близости художника с народом
реализуется в эволюции самого Телешова. Так, даже в пределах названного цикла он
проходит путь от книжной легенды о цапле до овеянных народными поэтическими
преданиями сказок о «Крупеничке» (1919) и «Зореньке» (1921).

Философская подоплека произведений Телешова конца 1890-х близка взглядам раннего
Горького — их герои одинаково не «вписываются» в социальный контекст своего
времени. Но если герои Горького активны в отрицании современного миропорядка, то
персонажи Телешов смиренны, они скорее констатируют свои страдания, чем
стремятся от них избавиться. Героев сборника Телешова «Повести и рассказы»
(1899) можно обозначить по заглавию одного из рассказов — «жертвы жизни». Им
присуща вера в мистическую злую силу, царящую в жизни и требующую все новых
жертв. По мнению Столяревского, героя рассказа «Жертвы жизни», само общество
приготовляет преступления и выделяет из своей среды их исполнителей. Философия
безнадежности и призрачности человеческого счастья («Счастливец», «Дуэль»,
«Призраки») выводит писателя к проблемам «жертвенности». Героиня повести
«Мещанское счастье» Ксения выходит замуж за нелюбимого, но богатого старика,
принося себя в жертву во имя своей разоренной семьи. Но близкие Ксении страдают
еще больше, ее жертва не приносит спасения.

Под влиянием «Среды», и особенно М.Горького, Телешов выходит на путь социального
протеста. Уже в рассказе «Между двух берегов» (1903) прозвучало его:
«Проснитесь! Проснитесь же, русские люди!» Жажда «бури», желание перемен сквозят
в рассказе «Черной ночью» (1905).

По
живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля» и
«Крамола». Показав священника, взбунтовавшегося против самодержавия и
околоточного надзирателя, повесившегося от невыносимости своего положения,
Телешов вызвал восторг в демократических кругах. «Валяйте! — восклицал
М.Горький.— Дуйте их в хвост и в гриву!» (Цит. по: Пантелеева К. — С.14).
Демократические деятели воздавали должное Телешову за вскрытие механизма
черносотенного движения (критик Е.А.Грузинский, корреспондент газеты «Одесские
новости» Н.Геккер и др.).

После
поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок
папоротника», 1907), пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая
осень», 1909 и др.).

В годы
империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне
человеческой жизни (рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).

После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате
просвещения, занимался организацией издания сб. для детей. В 1919 обрел
окончательную редакцию текст повести «Дети» («Маленький роман»), работу над
которым Телешов начал еще в 1896. В 1921 Телешов создает рассказ «Тень счастья»,
который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге
«Избранное». Сочетающий элементы бытописания с мистификацией, обернувшейся для
главного героя злой шуткой со стороны сослуживцев, рассказ соединил в себе
многие ранние образы и идеи с трезвыми взглядами последних лет, что придало
произведению фарсовость.

Наиболее
значительным художественным произведением Телешов послереволюционного периода
стала повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю
события революции 1905-1907, Телешов еще раз вглядывается в переломный этап его
собственного сознания, оценивая его как пробуждение.

С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному
охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в
Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в
1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы.
Отдельные очерки посвящены М.Горькому, А.Чехову, Л.Андрееву.

В конце своей последней, шестидесятой, книги Телешова написал: «Оглядываясь на
далекое мое прошлое, на долгий пройденный путь, я вижу, как много значительного
дала мне литература, с которой неразрывно связана вся моя жизнь <…> быть
русским писателем — есть великое счастье в жизни» (Избранные соч.: в 3 т. Т.3.
С.387).

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 484-486.

Сочинения:

Избранные соч.: в 3
т. М., 1956;

Избранное. М., 1945;

Повести и рассказы. М., 1899;

Повести и рассказы. М., 1951;

Избранные
произведения. М., 1985;

Рассказы.
Повести. Легенды. М., 1983.

. Т. 1—4. М., 1915—18;

Все
проходит. М., 1927;

Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;

Избр.
соч. / Вступ. ст. В. Борисовой. Т. 1—3. М., 1956;

Записки писателя.
Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесл. К. Пантелеевой. М., 1966.

Литература:

Шемелова М.И. Творчество Н.Д.Телешова // Вестник Ленинградского университета.
1957. №14. (Серия истории, языка и лит. Вып.3);

Полякова Е. Николай Дмитриевич Телешов (К 100-летию со дня рождения) // Театр.
1968. №4;

Пантелеева К. Н.Д.Телешов (к
проблематике творчества): автореферат диссертации. М., 1971;

Грегубов А.Л. Жизнь и творчество Н.Д.Телешова // Рассказы. Повести. Легенды. М.,
1983;

Пантелеева К. Николай Дмитриевич
Телешов // Н.Д.Телешов Избранные произведения. М., 1985.

Описание проектов

Самолёт «Система воздухоплавания»

Проект «Система воздухоплавания» (чертёж из патента)

Самолёт «Система воздухоплавания» предназначался, по замыслу автора, для перевозки 120 пассажиров. Согласно проекту, самолёт представлял собой цельнометаллический моноплан с верхнерасположенным крылом исключительно малого удлинения и продолговатым фюзеляжем обтекаемой формы с прямоугольным поперечным сечением, внутри которого были предусмотрены две пассажирские палубы. Крыло имело тонкий слабоизогнутый профиль, заострённый с обоих концов, контуры которого образовывались двойной матерчатой обшивкой. Нагрузки, действующие на крыло, должны были восприниматься как системой расчалок, так и внутренними силовыми элементами крыла, имеющими ферменную конструкцию. Управление аппаратом должно было осуществляться с помощью рулей высоты и направления, расположенных в струе толкающего воздушного винта. Также была предусмотрена возможность управления положением центра тяжести самолёта посредством перемещения специального груза вдоль бушприта на носовой оконечности фюзеляжа. Воздушный винт, располагавшийся на хвостовой оконечности фюзеляжа, приводился во вращение паровой машиной, помещенной в середине фюзеляжа, посредством длинного вала. Для разбега при взлёте предусматривалось применение отделяемого шасси-тележки.

Реактивный самолёт «Усовершенствованная система воздухоплавания» («Дельта»)

«Усовершенствованная система воздухоплавания» — чертёж из патента

Как и предыдущий самолёт Телешова, самолёт «Дельта» предназначался для перевозки пассажиров внутри закрытого фюзеляжа. Он представлял собой моноплан с высокорасположенным треугольным крылом и продолговатым, заострённым с носа, фюзеляжем круглого сечения, имевшим геодезическую конструкцию (то есть конструкцию, образованную диагональными силовыми элементами, проходящими непосредственно под обшивкой). Обшивка фюзеляжа и крыла должна была быть полотняной. В хвостовой части фюзеляжа должен был располагаться ПуВРД, устройство которого также было запатентовано Телешовым. Проект самолёта «Дельта» был одним из первых проектов самолёта с ПуВРД и воздушно-реактивным двигателем вообще. Французский изобретатель Шарль де Луврие запатентовал самолёт с ПуВРД (по конструкции существенно отличающийся от самолёта Телешова) на два года раньше — в 1865 году.

Презентация на тему: » Николай Дмитриевич Телешов (1867-1857) Никола́й Дми́триевич Телешо́в русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда»» — Транскрипт:

1

Николай Дмитриевич Телешов ( ) Никола́й Дми́триевич Телешо́в русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» ( ), заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).

2

Город детства Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю.

3

На открытии памятника А.С.Пушкину Двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева

4

Вхождение в литературу В 1884 году в журнале «Радуга» Телешов публикует своё первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году он принимает активное участие в подготовке сборника молодых писателей В 1895 ранние рассказы составили первый сборник «На тройках»

5

По Сибири По совету Чехова в 1894 году Телешов предпринимает собственное длительное путешествие в Сибирь, результатом которого становится серия рассказов, посвящённых быту переселенцев (циклы «За Урал» (1897), «По Сибири» и «Переселенцы», рассказы «Нужда», «На ходу», «Самоходы», «Домой» и др.).

6

Покровский бульвар 18/15 Участниками «Сред» выступил весь цвет литературной Москвы начала XX века: Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, А. С., Серафимович, В. В. Вересаев, А. М. Горький, А. И. Куприн и другие. На доме установлена мемориальная доска. В историю русской литературы Н.Д.Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя».

7

Знаменитые участники «Сред»

8

Верная спутница Жена писателя — Елена Андреевна Карзинкина ( ), представительница известной купеческой династии. Благодаря ей на «Средах» бывают художники А.Я. Головин, К.К. Первухин, А.М. Васнецов, И.И.Левитан — Елена Андреевна окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Частыми гостями бывают Шаляпин и С.В. Рахманинов.

9

Благотворительность Телешов был одним из главных организаторов культурной жизни в дореволюционной Москве. В течение многих лет возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был членом суда чести при обществе печати и литературы, инициатором издания разных сборников и постановок любительских спектаклей писателей. Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915 г.), выстроили сельскую лечебницу (1916 г.).

10

Благотворительность Храм святого Пантелеймона расположен на территории бывшей Быковской земской лечебницы, построенной в гг. на средства русского писателя Николая Дмитриевича Телешова. Во время Первой мировой войны в лечебнице располагался госпиталь для раненых.

11

После Октябрьской революции После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения.. В эти годы он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919), «Зоренька» (1921).

12

Московский Художественный театр Телешов участвовал в организации Музея Московского художественного театра (Камергерский переулок, 3 а), директором которого был с 1923 года.

13

14 марта 1957 года Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

На рубеже веков

Группа участников «Сред» Телешова. Слева направо: С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков (1902).

Период с 1898 по 1903 год в биографии писателя был непростым: писалось трудно, не хотелось публиковать «пустяковину» и «тусклятину», выражаясь его собственными словами. К концу 1890-х годов прекратилось сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещал в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме А. П. Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединились братья Ю. А. Бунин и И. А. Бунины, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов.

Е. А. Телешова,жена писателя

В 1899 году в Нижнем Новгороде произошло знакомство Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовался писательским кружком Телешова и рекомендовал туда Л. Н. Андреева, С. Г. Скитальца. К ним присоединились Е. Н. Чириков, В. В. Вересаев, А. И. Куприн, А. С. Серафимович и некоторые другие литераторы. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Горький впервые прочитал здесь свою пьесу «На дне». Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник».

Женой писателя стала Елена Андреевна Карзинкина (1869—1943), представительница известной купеческой династии. Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была ученицей В. Д. Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников и благодаря ей на «Средах» бывали художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Кроме того, частыми гостями бывали Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов.

Н. Д. Телешов был избран 29 ноября 1903 года действительным членом Общества любителей российской словесности; казначей общества с 14 февраля 1909 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий